Володя и Зинаида. Главные герои повести. Володя и Зинаида Тургенев первая любовь действующие лица

Год: 1860 Жанр: повесть

Главные герои: Володя, княжна Зинаида

В флигель по соседству с семьей шестнадцатилетнего Владимира заселяется княгиня Засекина. Володя влюбляется в дочь княгини - Зинаиду. Как-то раз он встречает возлюбленную собственным отцом. Проследив за ними Владимир понимает, что Зина неравнодушна к его отцу. После скандала с Засекиной, соседи возвращаются в Москву. Некоторое время спустя юноша поступил в университет, а через шесть месяцев скончался от потрясения его отец. Спустя четыре года Вова возвращается в Петербург и наведывается к Зинаиде Засекиной, где узнает, что она умерла 4 дня назад во время рождения ребенка.

Главная мысль . Рассказ повествует о неразделенной первой любви, о том, как могут быть трагичны взаимоотношения в семье, в случае если они никак не основываются на любви.

Пересказ

Шестнадцатилетний Вова проживает с отцом и матерью на даче и готовится к поступлению в университет. В соседний флигель въезжают на время отдыха княжна Засекина. Главный герой случайно встречается с дочерью соседки и мечтает о знакомстве с ней. Мать Володи отправляет его к соседке с предложением нанести визит. Так происходит первая встреча юноши с дочерью соседки - Зинаидой Засекиной, которая немного старше его, ей 21 год.

Во время визита Засекина создает о себе не очень хорошее представление, а вот Зинаида ведет себя безупречно, но почти весь вечер разговаривает только с отцом Владимира. Она никак не проявляла интереса к юноше во время беседы, но перед уходом просит нанести ей визит. Юноша все чаще приходит к Зинаиде по вечерам, в итоге осознает, что влюблен в нее.
Однажды ночью Владимир становится невольным свидетелем встречи возлюбленной со своим отцом. Володя догадывается, что она неравнодушна к его отцу. Юноша не перестает общаться с дочкой княжны, делая вид, что ничего не происходит. Спустя неделю его маме прислали письмо с обвинениями ее мужа в том, что он состоит в связи с дочерью соседки. После скандала в доме, Засекины уезжают в Москву. Перед отъездом влюбленный юноша принимает решение попрощаться с Зиной и обещает любит ее вечно.

Через несколько дней Володя опять невольно наблюдает сцену встречи любимой девушки и его отца, он пытается в чем-то ее убедить, она не дает согласие и протягивает ему свою ручку. Отец замахивается и ударяет хлыстом ее по руке, она содрогается и подносит руку к устам, касается губами красного следа от удара. Владимир убегает.

Спустя некоторое время семья юноши переселяется в Петербург. Вова поступает в институт, но спустя шесть месяцев его папа скончался от потрясения. После окончания университета Володя находит друга Зины в театре нанести визит к возлюбленной только через пару недель. Приехав по адресу узнает, что Зинаида Дольская скончалась четыре дня назад во время рождения ребенка.

Подробное краткое содержание произведения Первая любовь

Повесть «Первая любовь» одна из популярных и известных. Это повесть о первой любви молодого человека, только вышедшего из детского возраста и стремящегося к новым чувствам и ощущениям. Основа сюжета – воспоминание уже взрослого мужчины о его первом опыте общения с девушкой, о молодости, стремлении к неизвестному.

Главной нить повести является мысль, что первая любовь это пробуждение всего самого лучшего в человеке. Первая любовь-это как первая гроза или быстрый поток воды, что-то стихийное и не подвластное разуму.

Молодой человек по имени Владимир, только что закончивший курс домашнего обучения, приехал в загородный дом со своими родителями. Тут он должен готовиться к поступлению в университет и отдыхать от городской суеты. И, как оказалось, по соседству поселилась еще одна семья, состоявшая из двух дам. Одна была достаточно молодой и очень красивой, конечно же, по мнению юноши.

Лето, томные вечера, черные ночи и ранние зорьки сделали свое дело, они пробудили в молодом человеке неизведанные чувства. Владимир влюбился в Зинаиду, так звали молодую соседку, которая оказалась еще и общительной.

Девушка была юной, хоть и старше Володи, умной, открытой для общения, иногда ветреной, иногда загадочной. на стала позволять приходить молодому человеку с визитами. И, как следствие, юноша все больше и больше погружался в любовь. Естественно были заброшены все остальные дела, а так же подготовка к учебе. Ощущалась нужда в длинных прогулках по саду и поиску причины увидеть прекрасную соседку.

Однако хоть Зина и была постоянно в окружении поклонников, ни один из них не пересек черту, чтоб стать ближе к девушке. Хотя так хотелось видеть всю ситуацию Володе. На самом же деле Зина была влюблена в отца юноши, и она тоже переживала свою любовь, но которая была запретной и не являлась правильной. Девушка тайно, по ночам встречалась с взрослым мужчиной и при этом страдала не меньше своего молодого соседа. Отношения Зины с отцом Володи продолжался достаточно долго, даже после возращение семьи в Москву.

Лишь однажды увидев своего отца вместе с Зиной, Володя понял, что девушка по-настоящему влюблена. И это стало потерей для юноши, он узнал и определил для себя, что такое безответная любовь.

Повесть заканчивается трагично. Хотя Володя становится студентом и взрослеет, но у него погибает отец нелепой смертью и это огромное горе для семьи. А однажды у юноши выпадает возможность повидать Зинаиду, но и тут злой рок мешает ему. Зинаида за два дня до встречи умирает.

Прошло больше столетия после выхода в свет повести «Первая любовь», но нисколько не утратила достоверности описания чувств молодых людей, описания молодости, кипения жизни.

Картинка или рисунок Первая любовь

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Жан-Кристоф Роллан

    В небольшом германском городке, в семье Крафтов, увлеченных музыкой, появляется на свет малыш, его назвали Кристоф. Ребенок с ранних пор имел врожденный талант к музыке. Кристоф сочинял собственные мелодии

  • Краткое содержание Берестяная трубочка Пришвина

    Если люди вырежут небольшой кусочек коры на берёзе, то рядом расположенная часть, начинает сворачиваться в микротрубочку. Высыхая, она ещё плотнее сворачивается.

  • Краткое содержание Астафьев Звездопад

    В данном произведении уделено немного внимания описаниям военных действий и событий, которые очень свойственны автору. Это роман о любовной истории простого солдата по имени Михаил и медсестры Лиды.

  • Краткое содержание Жестяной барабан Грасс

    В психиатрической больнице Данцига содержится душевно больной Оскар Мацерат, человек, никогда не разлучавшийся со своим единственным другом – жестяным барабаном. Ему он доверяет свои мысли и тайны.

  • Краткое содержание Постскриптум Шукшина

    Книга была написана в 1972 году. Рассказ написан в форме письма. Данная форма рассказа была очень распространена в мире русской литературы. Прочитав книгу, у многих читателей складывается такое ощущение, что автор перепечатал чужое письмо.

Читайте также анализ других произведений И.C. Тургенева:

Первая любовь

Повесть Тургенева «Первая любовь» была написана в зрелом возрасте писателя в 1860 году. Сегодня скачать книгу можно абсолютно бесплатно. Автор описал воспоминание о первом чувстве, вложив в произведение собственные переживания.

«Первая любовь» повесть с необычным сюжетом. Композиционно она представлена в двадцати главах с прологом. В предыстории читатель знакомится с главным героем по имени Владимир Петрович, который рассказывает свою историю первой любви. В образе героев чётко просматриваются близкие люди Тургенева: родители писателя, сам автор и его первая возлюбленная Шаховская Екатерина Львовна. Автор подробно описывает бурные переживания юноши и постоянно меняющееся настроение. Несмотря на несерьёзное отношение к нему Засекиной Зинаиды, Володя счастлив. Но тревога всё нарастает, молодой человек понимает, что Зина любит его отца. И её чувства намного сильнее, чем романтическая страсть юноши.

Своим произведением Иван Сергеевич показывает читателям, что первая любовь может быть разной и многогранной в своих проявлениях. Герой не таит обиду ни на отца, ни на возлюбленную, понимая и принимая их чувства. Текст «Первая любовь» читать онлайн или скачать полностью можно на нашем сайте.

Главные герои повести. Володя и Зинаида

Анализ повести И.С. Тургенева «Первая любовь»

Душа Володи настежь распахнута новым впечатлениям. Настроение подготовлено, и читателя не удивляет, когда Володя влюбляется в молодую соседку, княжну Засекину, занявшую с матерью ближайший домик. «Дача, – поясняет повествователь, – состояла из барского дома и двух низеньких флигельков». Но рассказ о встрече с девушкой впереди. Сначала автор посчитал нужным поведать, кто обитает во втором флигеле, превращенном в фабрику. Он показывает, как трудятся городские рабочие, такие же мальчики, как сам главный герой: «Десяток худых и взъерошенных мальчишек в засаленных халатах с испитыми лицами вскакивали на деревянные рычаги и таким образом тяжестью своих тщедушных тел вытискивали пестрые узоры обоев». Им не до удовольствий жизни. Неотступное размышление о роковой вине образованных сословий перед народом присуще Тургеневу. Люди обеспеченные, пользующиеся благами жизни, и не замечают своего благополучия. В «Рудине» Тургенев приводил нас в крестьянскую избу. В «Первой любви» – на фабрику.

Только после этого рисует портрет главной героини. Зинаида возникает как видение, тем более прекрасное, что до этого юный герой предавался не слишком поэтическому увлечению. Он вышел пострелять ворон, и вдруг «увидел за забором девушку в розовом платье и платочке». Володя наблюдал ее сбоку и поэтому героиня предстает нам впервые в качестве эскиза в профиль: «…Стройный стан, и слегка растрепанные белокурые волосы под белым платочком, и этот полузакрытый умный глаз, и эти ресницы, и нежная щека под ними». Соседку Володя застал не одну, и тоже за странным занятием: «Вокруг нее теснились четыре молодые человека, и она поочередно хлопала их по лбу серыми цветками». Игра, которая рисует детское начало в облике героини. И в то же время раскрывается одна из главных черт: юное кокетство, желание пленять и покорять – «молодые люди так охотно подставляли свои лбы – а в движениях девушки было что-то такое очаровательное, повелительное, насмешливое и милое». Володя мгновенно попадет в круг молодых мужчин, очарованных ее красотою.

Перед нами новая Зинаида, «с непередаваемым отпечатком преданности, грусти, любви и какого-то отчаяния». Это лицо, темное печальное платье говорят, насколько нелегка жизнь девушки, всем пожертвовавшей ради первой любви.

В финале повести Тургенев вновь затрагивает тему времени, снова напоминает, как непоправимо страшно промедлить в любви. Господин Н. не смог догнать Асю. Владимиру Петровичу посчастливилось спустя «года четыре» услышать о Зинаиде. Княжна сумела устроить свою жизнь, вопреки светским пересудам. Так можно понять вежливые недомолвки Майданова, из уст которого Владимир узнал о дальнейшей cудьбе Зинаиды, теперь уже госпожи Дольской. Им можно встретиться и встретить былое. Тем более, что она «еще похорошела» и, по уверениям друга, «будет рада» видеть прежнего поклонника.

«Старые воспоминания во мне расшевелились, - рассказывает Владимир Петрович, - я дал себе слово на другой же день посетить бывшую мою «пассию». Легкомысленное слово «пассия», которое Владимир Петрович употребил, говоря о своей первой любви, внушает читателю тревогу. И действительно, герой не очень спешит: «Но встретились какие-то дела; прошла неделя, другая…» А судьба не хочет ждать: «…Когда я, наконец, отправился в гостиницу Демут и спросил госпожу Дольскую - я узнал, что она четыре дня тому назад умерла почти внезапно ». «Меня как будто что-то в сердце толкнуло, - рассказывает герой. - Мысль, что я мог ее увидеть и не увидел и не увижу ее никогда, - эта горькая мысль впилась в меня со всею силою неотразимого упрека.

Интересно и то, почему Тургенев назвал свою героиню таким необычным в те времена именем «Зинаида». Рассмотрев его значение становится понятно, что именно это имя как ни одно другое характеризует девушку.

Зинаида (греч.) - рожденная Зевсом (в греческой мифологии Зевс - верховное божество); из рода Зевса.

Имя Зинаида означает божественная; принадлежащая Зевсу, т. е. Божья; из рода Зевса; рожденная Зевсом. Яркое, светлое, веселое и сильное имя. В нем звучит внутренняя сила и сосредоточение, требовательность и серьезная проникновенность. Это имя создает впечатление вооруженности и неуязвимости, словно рыцарские латы.

По складу психики Зинаида - лидер. Но, когда надо, она подчинится мужчине. Эта женщина с постоянным стремлением к первенству, что называется, с характером. Мятущаяся и всегда неудовлетворенная душа.

Зинаида в компании - «императрица». В жизненном море - как рыба в воде. Она решительна и даже бесшабашна. Не поступится своими интересами, но на подлые поступки не способна. А если и поскандалит, то по мелочам и быстро остывает. Она знает обязанность каждого перед обществом, перед самим собой.

Зинаида несколько холодновата, но мужчины всегда обращают на нее внимание. Она дурманит их разум.

“Из всех моих женских типов, - сказал однажды Тургенев, - я более всего доволен Зинаидой в «Первой любви». В ней мне удалось представить действительное, живое лицо: кокетку по природе, но кокетку, действительно, привлекательную”

«Первая любовь» (главные герои)

Повесть была написана Тургеневым как автобиографический сюжет. Зинаида была в его судьбе. Это его отец увлекся юной барышней. Поэтому Тургенев смог опубликовать свое произведение лишь после смерти матери в 1860 году. Критика недружелюбно приняла тургеневскую Зиночку. Д.И. Писареву писал, что не понимает ее характера, а для Добролюбова она была Печориным и Ноздревым в одном лице. «Никто такой женщины не встречал, да и не желал бы встретить, - заключил критик.

Марья Николаевна, матушка – на сына не обращала никакого внимания, несмотря на то, что это был единственный сын. Была ревнива, постоянно волновалась или сердилась.

Петр Васильевич, отец – человек изысканно спокойный, самоуверенный и самовластный. К сыну относился равнодушно ласково. Был на 10 лет моложе жены и женился на ней по расчету. К сыну относился отстраненно, воспитанием почти не занимался.

Княгиня Засекина – 50-летняя женщина. Судя по манерам, рождена не в княжеской семье. Во второй половине XIX века были приняты браки между состоятельными купцами и промышленниками с обедневшими дворянами. Дворянское сословие деградировало. Княгиня Засекина не отличалась светскими манерами, и даже была неприятной женщиной

Зиночка, дочь Засекиной – барышня 21 года. Кокетлива. Лицо ее было тонко, умно и мило. В отличие от матушки она как раз и отличалась светскими манерами, тактом. Не была лишена княжеской надменности. Прекрасно говорила по-французски, читала. Зиночка нравилась мужчинам, и прекрасно это знала, и пользовалась этим. Она быстро заметила, что 16-летний Владимир был влюблен в нее, заигрывала с ним, дразнила, баловала, потешалась над ним.

«Во всем ее существе, живучем и красивом, была какая-то особенно обаятельная смесь хитрости и беспечности, искусственности и простоты, тишины и резвости; над всем, что она делала, говорила, над каждым ее движением носилась тонкая, легкая прелесть, во всем сказывалась своеобразная, играющая сила. И лицо ее беспрестанно менялось, играло тоже: оно выражало, почти в одно и то же время, - насмешливость, задумчивость и страстность. Разнообразнейшие чувства, легкие, быстрые, как тени облаков в солнечный ветреный день, перебегали то и дело по ее глазам и губам».

Над Зинаидой довлело неправильное воспитание, ее окружали странные люди; бедность и беспорядок в доме. Она ощущала свое превосходство над людьми, пользовалась безграничной свободой. Все это, вместе взятое, выработало в ней некоторую небрежность ко всему и невзыскательность. «Каприз и независимость», - так охарактеризовал Зиночку Лушин.

Зиночка подтрунивала над поэтом Майдановым, сочувствовала ему, и в то же время заставляла его читать Пушкина.

Но из всех мужчин, окружавших Зиночку, она полюбила Петра Васильевича, отца Володи. Полюбила настолько сильно, что смогла снести от него удар хлыстом. Это больше всего поразило юного Владимира.

Граф Малевский говорил с легким польским акцентом. Это был красивый и франтовато одетый брюнет с усиками, выразительными карими глазами, тонким носом и маленьким ртом. Он был умен и красив, но в нем чувствовалась фальшь, нечто сомнительное. Он заработал себе репутацию мистификатора, он мастерски дурачил людей на маскарадах. Обладал лисьей хитростью и неосознанной лживостью, впитавшейся во все его существование.

Доктор Лушин отличался правдивостью и прямолинейностью. За эту черту его уважал Владимир Петрович. Он лучше других знал Зинаиду, и, наверное, больше других любил ее. На словах был циничным и насмешливым человеком.

Поэт Майданов – высокий молодой человек с худощавым лицом, подслеповатыми глазами и длинными черными волосами. Человек холодный, как все сочинители, живший в своем выдуманном мире. Он уверял Зиночку, а может быть в большей степени самого себя в том, что обожает ее, воспевал ее в своих стихах.

Отставной капитан Нирмацкий, сорокалетний мужчина, рябой до безобразия, курчавый как арап, сутуловатый, кривоногий.

Беловзоров, гусар, - красавец гусар с глазами навыкате и белокурыми кудрями был статного и даже богатырского телосложения. Как военный человек, он всегда носил мундир. Он предлагал Зинаиде выйти за него замуж. Зиночка называла гусара «мой зверь». Беловзоров безумно ревновал Зиночку ко всем

Роман заканчивается тем, что 4 года спустя после описанных событий Зиночка умирает при родах. Владимир окончил Университет, а Зиночка вышла замуж за некоего состоятельного господина Дольского.

Характеристика героя Отец Володи, Первая любовь, Тургенев. Образ персонажа Отец Володи

Характеристика героя Отец Володи

Отец Володи (Пётр Васильевич) – один из главных героев повести «Первая любовь», Ивана Тургенева - красивый, спокойный и самоуверенный мужчина, женившийся по расчёту на матери Володи, которая старше его на 10 лет. Он не любит свою жену, а также сына, практически не занимается его воспитанием, но иногда может поиграть с ним или поговорить.

Когда сыну исполнилось 16 лет, то Пётр завёл роман с его первой любовью – княжной Зинаидой Засекиной, их соседкой по даче. Об этом романе узнала жена Петра Васильевича, но он сумел убедить её простить его, после чего, им пришлось срочно уехать с дачи в город. Зинаида также переехала в город, где они продолжили встречаться. Она предлагала ему бросить жену и уйти к ней, но он не согласился.

Все данные собирались и перерабатывались, для доступного изложения в полном объеме. Для применения информации полученной на этом сайте необходима обязательная

Владимир Петрович (Вольдемар) — герой повести «Первая любовь», от лица которого ведется рассказ. Это автобиографический образ повести-воспоминания. Шестнадцатилетний мальчик из богатой, но не вполне благополучной семьи (отец, женившийся по расчету на женщине старше его на десять лет, изменяет ей), стоящий на пороге взрослой жизни и начинающий мало-помалу ее узнавать. Этому способствует любовь к девушке, поразившей его своей исключительностью.

Для автора очень важно «пропустить» изображаемую историю через восприятие и переживание влюбленного подростка. Прежде всего это даёт Тургеневу возможность придать новый смысл и новое звучание традиционной для него теме любви. Любовь Вольдемара к Зинаиде — это еще юношеское чувство, вырастающее из неопределенных предчувствий и ожиданий. Оно почти бескорыстно — не связано ни с какими практическими намерениями и, в сущности, не имеет ясной цели. Любовь обнаруживает в этой тургеневской повести свою собственно поэтическую сущность, не омраченную житейскими противоречиями и разочарованиями. Именно в этом ее варианте открывается присущий любви тайный потенциал гармонии.

Рассказывая о своих переживаниях, Вольдемар сближает, казалось бы, несовместимые состояния: ему стыдно и весело, приятно и обидно, больно и сладко. Любовь оказывается одновременно счастьем и страданием, источником гордости и унижения, страха и надежды. Звучит и тема — «любовь-рабство», тоже создавая сочетания все новых и новых, ранее несоединимых смыслов: героическое рабство, добровольное рабство, ликующее рабство. В более ранних произведениях эти разнородные оттенки чувства либо не соединялись, либо не развивались в полной мере, либо контрастно и даже конфликтно сталкивались: теперь они тяготеют к слиянию. В «Первой любви» Тургенева впервые показано гармоническое единство противоположностей, которое не поддается логическому осмыслению, но внятно чувству. Сохраняя в памяти всю противоречивость своих прежних состояний, герой видит в каждом из них нечто ценное и не находит в своей жизни ничего подобного им, даже самые мучительные из них неотделимы от ощущения праздника. Все это развертывается на фоне совсем иного, трагического, мироощущения, составляющего итоговую мудрость прожитой жизни (оно окрашивает размышления героя в эпилоге повести).

Засекина Зинаида Александровна (Зинаида) — главная героиня повести «Первая любовь» Тургенева. Происходит из обедневшего аристократического семейства. На первый взгляд многое в ее характере и жизни объясняется противоречивостью ее общественного положения. Но наблюдения рассказчика, а позднее — история любви Зинаиды к отцу Владимира раскрывают неизмеримо более глубокое содержание ее образа. За эксцентричными поступками 3инаиды угадывается неудовлетворенная, пытливая и страстная душа (эти черты сближают героиню с Асей). Но ее духовные порывы не имеют никакого отношения к нравственным и уж тем более к социальным проблемам. Все напряженные и разнообразные стремления этой незаурядной натуры сосредоточены на любви. Отсюда рождаются психологические неожиданности: в душе героини сосуществуют самоотверженность и властолюбие, жестокость и доброта. 3инаида может наслаждаться чужим страданием, находя в нем возмещение собственной боли, но она же почти мгновенно способна испытать нежность к своей жертве. Героиня может быть жестокой и от сознания собственной силы (именно желание почувствовать себя всемогущей побуждает ее мучить своих поклонников). Однако эта торжествующая сила недаром названа играющей: власть над людьми для 3инаиды самоцельна и, в сущности, бескорыстна. Поэтому желание властвовать и порабощать часто смешивается с веселой беззаботностью и всегда отмечено особой грацией, примиряющей даже с самыми коварными прихотями этого необыкновенного существа.

3инаида — первая тургеневская героиня, наделенная острым скептическим умом. Тем ярче свойственное ей очарование женственности, окружающее героиню ореолом уже не только человеческой, но и чисто женской исключительности. Любовь нарушает весь привычный строй ее внутренней жизни. Она врывается в душевный мир Зинаиды как роковая, стихийная и грозная иррациональная сила. Героиня повести «Первая любовь» Тургенева чувствует, что теряет независимость и столь дорогую ей способность властвовать над людьми, она пытается противостоять страсти, но страсть все же побеждает. Гордая 3инаида переносит унижения и безоглядно жертвует собой. Но это не обычная ситуация любви-рабства; цель ее жертв — наслаждение и счастье, жертвы неотделимы от требований, и получается, что в глубине добровольного подчинения любимому человеку таится «поединок роковой» двух сильных натур.

Развязку приносит вторжение в любовную историю грубой и простой прозы жизни. Предельное напряжение чувства, катастрофичность его развития соседствуют с буднями «незаконной» любовной связи — с дрязгами, ссорами, анонимными письмами, семейными скандалами, сомнительными денежными расчетами, необходимостью как-то выпутываться из постыдной «истории» и скрывать ее последствия, именно в этих испытаниях перегорает трагическая страсть. В конце повести читатель узнает, что 3инаида, пройдя через сильнейшие душевные потрясения, освободилась от ига страсти и благополучно вышла замуж. Но Тургенев, по-видимому, не может допустить, чтобы его героиня вступила на один из обычных жизненных путей. Сообщение о внезапной ее смерти обрывает рассказ о ней.

Петр Васильевич (Отец) — отец героя-рассказчика. Это еще молодой и очень красивый человек с сильной волей, смелый, страстный, уверенный в себе и деспотически властный. Прототипом послужил отец писателя. Последовательный эгоцентрист печоринского типа, он ищет в жизни наслаждений и власти над людьми, руководствуясь принципом: «Сам бери, что можешь, а в руки не давайся, самому себе принадлежать — в этом вся штука жизни». Добиваясь любви Зинаиды, он поначалу, кажется, осуществляет свой жизненный принцип, подчиняя ее своей воле. Но в дальнейшем становится ясно другое — тот, кто выглядит властелином, кому приносят жертвы, в конце концов сам оказывается жертвой страсти — выступает в роли униженного просителя, плачет от сознания своей слабости и умирает, завещая сыну: «Бойся женской любви, бойся этого счастья, этой отравы...».

Д. з.: на след. уроке (26 марта) - проверка домашнего задания. Просьба задание выполнить всем, т. к. отсутствие на уроке не является причиной невыполненного домашнего задания. Все оценки за домашнее задание будут выставлены в журнал.

26 марта, (если не выйдет Н. В.) - закончим "Первую любовь" и начнём А. Н.Островского (пьеса "Бедность не порок")

Эпизоды
В художественном произведении, как и в жизни, большую роль играет эпизод. Ведь в нашей жизни характеры раскрываются именно в маленьких ситуациях. Хотите понять лучше какого-то человека? Смотрите, как он ведёт себя в минутных ситуациях.
Писатели это активно используют. Поэтому обратимся к любому эпизоду повести.
Возьмите один из эпизодов
(например, “Игра в фанты” (гл. VII);
“Гроза” (гл. VII);
“Прыжок со стены” (гл. XII);
“Объяснение Зинаиды с отцом” (гл. XXI), но вы для анализа можете взять абсолютно любой эпизод) и охарактеризуйте его, пожалуйста, по предложенному плану.

П л а н а н а л и з а э п и з о д а
1. Место эпизода В развитии сюжета и композиции произведения. Его условное название.
2. Речевой строй эпизода : диалог (речевые характеристики героев, особенности авторских ремарок), повествование (изображение событий), описание (портрет, пейзаж, психологическое состояние героев), авторские рассуждения (лирические отступления).
3. Какие события происходят в эпизоде, кто в них участвует, какие стороны характера героев раскрываются? (Или: Что и как описывается? Какие детали описаний можно считать ключевыми? Какой тезис доказывается в авторском рассуждении? Каков пафос авторского повествования?)
4. Как и с какой целью использует автор детали предметной изобразительности? (Или: Какие аргументы приводит автор для доказательства своих тезисов?)
5. Какие изобразительно-выразительные средства художественной речи использует писатель, с какой целью?
6. Каков эмоциональный настрой эпизода. Как он создаётся?
7. Определите тему и проблему произведения. Какое развитие получили они в этом эпизоде? Каково значение эпизода для раскрытия главной мысли произведения, выражения авторской позиции?

Характеристика героев повести
Конечно, главное внимание сосредоточим на героях "любовного треугольника": Зинаиде, Вольдемаре и отце

План, который поможет вам разобраться в герое повести
- Портрет (основываться только на цитатах)
- Пейзаж и его роль в раскрытии характеристики персонажа
- Речь
- Поступки (ключевые эпизоды)
- Выводы.

Повесть “Первая любовь” – это произведение о сложности человеческих взаимоотношений, о том, как могут быть трагичны отношения между людьми, если они не основаны на любви. Это трагедия отца, связанного супружескими узами, семьёй, в которой нет любви. Это трагедия Зинаиды, которая полюбила человека своей мечты, но в силу обстоятельств не имела возможности с ним соединиться. Это трагедия мальчика Вольдемара, первая любовь которого оказалась такой драматичной.
Но всё-таки самое главное – это Любовь как прекрасное чувство, как вечная человеческая ценность. Даже трагическая, безответная любовь прекрасна уже хотя бы потому, что она пробуждает в человеке самые лучшие струны его души.

Знакомство с героем и героиней . Повествование, помимо пролога, включает в себя двадцать две маленькие главки. Их содержание не превышает двух-трех страниц - так стремительно сменяются события и впечатления, так быстро растет главный герой, Володя. Он лишь недавно расстался с гувернером, который своей «заботой» о воспитаннике напоминает мосье Бопре («Капитанская дочка»). Ему, как и Петруше Гриневу, исполнилось шестнадцать лет. В те времена этот возраст считался временем выбора жизненного пути. Правда, Володю не отправили служить в далекую крепость. Герой «Первой любви» мирно готовится поступать в университет. Лето он проводит на даче, в кругу семьи. Фамилии богатой, внешне приличной, но внутренне ущербной. Юноша ощущает это неблагополучие. Он знает, что между матерью и отцом состоялся обычный в дворянской среде брак без любви. «Мой отец, - рассказывает Володя о жизненной драме матери, - человек еще молодой и очень красивый, женился на ней по расчету; она была старше его десятью годами <…>. Она его очень боялась, а он держался строго, холодно, отдаленно...» Но до времени отношения между родителями мало занимают героя. «Чудесная» погода гармонирует с настроением Володи, которым овладело, «как весенняя травка, радостное чувство молодой, закипающей жизни». Как всегда у Тургенева, настроение раскрывается через пейзаж: «У меня была верховая лошадка, я сам ее седлал и уезжал <…>, пускался вскачь и воображал себя рыцарем на турнире - как весело дул мне в уши ветер! - или, обратив лицо к нему, принимал его сияющий свет и лазурь в разверстую душу».

Душа Володи настежь распахнута новым впечатлениям. Настроение подготовлено, и читателя не удивляет, когда Володя влюбляется в молодую соседку, княжну Засекину, занявшую с матерью ближайший домик. «Дача, - поясняет повествователь, - состояла из барского дома <...> и двух низеньких флигельков». Но рассказ о встрече с девушкой впереди. Сначала автор посчитал нужным поведать, кто обитает во втором флигеле, превращенном в фабрику. Он показывает, как трудятся городские рабочие, такие же мальчики, как сам главный герой: «Десяток худых и взъерошенных мальчишек в засаленных халатах с испитыми лицами <…> вскакивали на деревянные рычаги <…> и таким образом тяжестью своих тщедушных тел вытискивали пестрые узоры обоев». Им не до удовольствий жизни. Неотступное размышление о роковой вине образованных сословий перед народом присуще Тургеневу. Люди обеспеченные, пользующиеся благами жизни, и не замечают своего благополучия. В «Рудине» Тургенев приводил нас в крестьянскую избу. В "Первой любви" - на фабрику.

Только после этого рисует портрет главной героини. Зинаида возникает как видение, тем более прекрасное, что до этого юный герой предавался не слишком поэтическому увлечению. Он вышел пострелять ворон, и вдруг «увидел за забором девушку в розовом платье и платочке». Володя наблюдал ее сбоку и поэтому героиня предстает нам впервые в качестве эскиза в профиль: «…Стройный стан, и слегка растрепанные белокурые волосы под белым платочком, и этот полузакрытый умный глаз, и эти ресницы, и нежная щека под ними». Соседку Володя застал не одну, и тоже за странным занятием: «Вокруг нее теснились четыре молодые человека, и она поочередно хлопала их по лбу <…> серыми цветками». Игра, которая рисует детское начало в облике героини. И в то же время раскрывается одна из главных черт: юное кокетство, желание пленять и покорять - «молодые люди так охотно подставляли свои лбы - а в движениях девушки <...> было что-то такое очаровательное, повелительное, насмешливое и милое». Володя мгновенно попадет в круг молодых мужчин, очарованных ее красотою.

Конечно, двадцатилетняя девушка свысока смотрела на поклонника шестнадцати лет. В минуту ласковой откровенности Зинаида говорит: «Послушайте, ведь я <…> могла бы быть вашей тетушкой, право; ну, не тетушкой, старшей сестрой». Недаром она «поручила мне своего брата, двенадцатилетнего кадета, приехавшего на каникулы». Совпадение имен - приехавшего мальчика тоже звали Володей - говорит о сестринских, покровительственных чувствах Зинаиды к обоим. Пытаясь анализировать свои тогдашние чувства, Владимир Петрович так же несколько раз повторяет: «Я был еще ребенок». Во многих эпизодах Володя на самом деле проявляет ребячество. Вслед за кадетом он с удовольствием «посвистал» в самодельную дудочку. Чтобы доказать свою любовь к девушке, он готов по ее просьбе спрыгнуть на дорогу с «двух сажен» высоты.

Все же автор, который незримо возникает из-за маленького Володи, и из-за взрослого повествователя, исподволь убеждает в обратном. Герой испытывает настоящее глубокое чувство, настоящие переживания: «…Звон колоколов Донского монастыря прилетал по временам, спокойный и унылый - а я сидел <…> и наполнялся весь каким-то безыменным ощущением, в котором было все: и грусть, и радость, и предчувствие будущего, и желание, и страх жизни». Встретив как-то Зинаиду, «бледную, в горькой печали <…>, глубокой усталости», Володя близок к отчаянию: «Каждое ее слово так и врезалось в мое сердце. В это мгновенье я, кажется, охотно бы отдал жизнь свою, лишь бы она не горевала». Тронутая его робким поклонением, Зинаида отчасти шутливо, отчасти серьезно, «жалует» его своим пажом. Это признание и подаренная роза переносит в рыцарские времена, времена рыцарей и прекрасных дам. В отношении Зинаиды к своему «пажу» много недосказанного, противоречивого, порой жестокого. На справедливый сквозь слезы упрек «…Зачем же вы играли мною?… На что вам нужна была моя любовь?» Зинаида отвечает признанием: «Я виновата перед вами, Володя… Ах, я очень виновата...» «Она делала со мною все что хотела», - подытоживает герой.