Цех в средневековой японии. Япония в средние века – кратко о Стране Восходящего Солнца. Средневековая Япония – кратко о сословиях

ЭКОНОМИКА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЯПОНИИ

Внешняя торговля. В период средневековья внешняя торговля Японии новые черты. В Японию после длительного перерыва стали приходить китайские суда, количество которых постепенно увеличивалось, хотя дипломатические отношения между Японией и Китаем так и не были восстановлены вплоть до начала периода Мэйдзи. Успешно развивалось японское мореплавание. Японские корабли регулярно посещали страны Юго-Восточной Азии, увеличилось число японцев, проживавших постоянно в этих странах.

В конце XVI и особенно в начале XVII века стали вести торговлю с Японией голландцы, а затем и англичане (с 1613 года). Первый англичанин, попавший в Японию на голландском судне (1600 году), Уильям Адамс, сыграл значительную роль в развитии японо-голландской и японо-английской торговли. Хотя Адамс и не был по специальности кораблестроителем, он способствовал улучшению японского кораблестроения. Адамс пользовался особой благосклонностью Иэясу в течение всего своего длительного пребывания в Японии, где и умер (1620 году).

Сёгунат вел переписку дипломатического и торгового характера с Вьетнамом, Камбоджей, получал приношения от правителей этих стран, посылая им в свою очередь ответные подарки, настойчиво добивался восстановления отношений с Кореей и в 1609 году заключил с ней договор.

Продолжая систему выдачи японским и иностранным судам специальных разрешений (сюиндзё), которую ввел еще Хидэёси, сёгунат вместе с тем установил и некоторые другие формы контроля и участия правительства в доходах от внешней торговли.

В 1604 году была создана гильдия по распределению шелка, называвшаяся Ито ваппу накама. В 1601 - 1602 годах португальцы привезли в Японию значительное количество белого китайского шелка. Вопреки ожиданиям португальцев, японские торговцы не покупали этого шелка. Причина заключалась в том, что португальцы, являлись долгое время монополистами в поставке этого товара, установили на него слишком высокие цены, но в конце XVI - начале XVII веков, обстановка стала меняться, и шелк начали привозить и другие европейцы, а также китайцы и сами японцы.

Португальцы обратились к Огасавара Итиан, бугё Нагасаки, с просьбой помочь им продать шелк. Тот обратился к Иэясу, и последний предложил богатейшим купцам Сакаи, Киото и Нагасаки купить шелк и распределить его по стране. Вскоре сёгун приказал Огасавара распорядиться, чтобы те же купцы купили шелк и другие товары с португальских судов, определили бы на них цену, распределили их между тремя упомянутыми городами, а остальное продали другим японским купцам. Это произошло уже в 1604 году, и с того времени ведет свое начало Ито ваппу накама, которая лишила португальцев возможности использовать конкуренцию между японскими купцами и превратила их в перевозчиков товаров для Японии.

Прибыль Ито ваппу накама распределялась между правительством и купцами, входившими в эту гильдию. С 1631 года в нее входили, кроме представителей Киото, Сакаи и Нагасаки, купцы еще двух городов - Осака и Эдо. Крупнейшие представители гильдии имели свои суда, получали от сёгуна - «красную печать» и сами вели торговлю с другими странами.

Развитие ремесла. Ремесло, составлявшее производственную основу города, в XVI веке получило дальнейшее развитие. Для XVI столетия характерен уже не только чисто количественный рост ремесленного производства, которое к этому времени получает достаточно широкое распространение, но и появление новых видов ремесла и, что особенно важно, возникновение довольно крупных центров его. Развитие ремесла в XVI веке происходило одновременно с быстрым ростом горного дела, судостроения и внешней торговли.

Из всех существовавших еще внутри феодальных поместий ремесленных специальностей (тогда ремеслом занимались лишь в свободное от сельскохозяйственных работ время) наиболее распространенными были кузнечное и литейное дело. Кузнецы и литейщики изготовляли самые необходимые изделия (как сельскохозяйственные орудия, так и всевозможные предметы домашнего обихода). Именно эти две ремесленные специальности обособились раньше других.

Японские мечи, которые издавна вывозились из страны, славились далеко за пределами Японии. Упоминания о них встречаются в сочинениях китайских авторов XI века. Примерно с XIII - XIV века в результате возрастающего спроса на оружие со стороны не только центрального правительства, но и особенно со стороны местных феодалов производство мечей начинает развиваться во всех провинциях. Оно становится самым почетным делом. Мастера по изготовления мечей находятся под покровительством даймё. В XV - XVI веках в связи с междоусобными войнами спрос на мечи повышается. В это время возникают уже крупные центры по их производству. Лучше всего оно было налажено в провинциях Ямасиро, Ямато, Бидзэн, а также в Сагами и Биттю. Здесь жили наиболее известные мастера. Впоследствии лучшие мастера из провинции Ямасиро концентрируются в Киото, а из провинции Ямато - в Нара, где им покровительствуют два богатых храма - Тодай-даи и Кофуку-дзи.

В XVI веке начало расти производство мечей непосредственно на рынок. В конце XV - начале XVI века в Киото появились крупные торговцы, занимавшиеся исключительно продажей мечей. О постоянном расширении производства мечей свидетельствует тот факт, что их доля в японо-китайской торговле все время увеличивалась.

Как и кузнечное ремесло, литейное дело первоначально возникло в феодальных владениях и обслуживало потребности самураев и крестьян. Однако спрос на изделия литейщиков был ограничен рамками поместья, поэтому они все чаще вынуждены были перемещаться по дорогам страны, переходя из одного поместья в другое в поисках покупателя своей продукции. Постепенно они поселяются в местах, наиболее пригодных для их деятельности. Центрами литейного производства становятся, в частности, Таннан (провинция Кавати), Симода (провинция Ямат), Нори (провинция Харима) и др.

Кроме изготовления предметов первой необходимости, мастера по литью занимались отливкой всевозможных изделий, предназначавшихся для храмов. По заказам храмов они делали колокола, гонги, статуи Будды, фонари, лампады и т. д. Увеличивалось строительство новых и ремонт старых храмов, а это в свою очередь вело к повышению спроса на продукцию литейщиков.

Дальнейшее развитие в этот период получает также производство лакированных и фарфоровых изделий, тканей и т. д. Рост горной промышленности, оживление торговли (как внутренней, так и внешней), распространение новых сельскохозяйственных культур (чай, табак, хлопок) - все это способствовало появлению новых видов ремесла. Судостроение, производство бумаги, выработка хлопчатобумажных тканей и некоторые другие виды хозяйственной деятельности получили особенно широкое развитие именно в XVI веке.

Значительно выросли в XVI веке города Киото, Сакаи, Хаката, Ямагути, ставшие крупными центрами ремесла. Сакаи славился высококачественными тканями, лакированными изделиями, известными под названием сакаи-нури и сюнкэй-нури, различными видами оружия - от мечей до пушек и охотничьих ружей. Там было очень хорошо для того времени налажено производство всевозможных изделий из металла, и по технике его обработки Сакаи не уступал многим европейским городам. Изготовлением огнестрельного оружия были заняты также ремесленники ряда монастырей на острове Кюсю.

Текстильное производство было сосредоточено главным образом в Киото, особенно в районе Нисид-зин. Пользовались известностью и «ткани Хаката», получившие свое название по названию города. Большое развитие в XVI веке получило и изготовление бумаги. Крупнейшими центрами его становятся Футю (провинция Этидзэн), Осима (провинция Овари), Токияма (провинция Мино). Значительно расширяется гончарное производство, чему способствовало влияние искусных ремесленников Кореи, где в то время было уже хорошо налажено производство фарфоро-фаянсовых изделий.

В городах Японии существовало два вида ремесленной деятельности - производство изделий по заказу потребителя и производство непосредственно на рынок.

К этому же виду производства следует отнести труд ремесленников, занимавшихся выделкой дорогих тканей для придворной аристократии и самураев, изготовлением оружия (особенно огнестрельного), количество которого строго контролировалось, каменщиков, маляров, деревообработчиков, работавших исключительно на заказ и строивших жилые дома исключительно в городах, замки, храмы, дороги.

Объединения ремесленников. Почти во всех странах в средние века ремесленники были объединены в особые корпорации-цехи, представлявшие собой форму организации ремесла. Объединения ремесленников одной специальности существовали и в японских средневековых городах. Появление таких объединений - дза - относятся примерно к XI - XII векам. В XI веке в Киото имелось уже семь дза: по шелководству, получению древесного угля, производству рисопродуктов, столярному делу, сушению рыбы, коневодству и изготовлению всевозможной домашней утвари.

Значительный рост количества дза приходится на XIV - XVI века. В XV веке только в одной провинции Ямато их насчитывалось свыше 80. В XVI веке в Японии не было ни одной провинции, ни одного более или менее крупного города, где не существовали бы дза.

В документах, относящихся к этому периоду, встречаются десятки всевозможных наименований дза, которые специализировались на изготовлении того или иного вида товара. Были, например, дза кузнецов, дза, объединявшие мастеров-литейщиков, кровельщиков, плотников, занимавшихся производством различных металлических изделий, хлопчатобумажных тканей, шелковых тканей, керамических изделий, предметов из дорогих пород дерева, из лака, специализировавшиеся на каком-либо одном виде продовольственных товаров (сокэ, соль, мясо, чай, птица, бобы, рыба, рис, масло, дрожжи и т. д.). Одни дза были заняты исключительно производством бумаги, другие - выделкой кожи, третьи - изготовление различных изделий из бамбука и т. д. и т. п.

Дза представляли собой., корпорации, в которых лиц одной профессии, договорившись между собой, объединялись и, находясь под покровительством феодалов и других влиятельных лиц, защищали общие интересы и прежде всего обеспечивали за собой монопольное право на производство определенных товаров, а также добивались других привилегий.

Ремесленники и торговцы занимались своим производством не разобщенно, не каждый в отдельности, а создавали объединения лиц одинаковой профессии, ограничивали число их членов, запрещали заниматься данной профессией не входящим в объединение, получали от феодалов согласие на создание таких объединений и пользовались большими привилегиями.

Дза представляли собой объединения мелких товаропроизводителей, перед которыми всегда стояла проблема сбыта их продукции, то от чего зависело их существование. Поэтому основной и главной заботой дза было закрепление за собой монопольного права на производство и продажу определенного вида товаров.

Недостаточный спрос на изделия ремесленников порождал сильную регламентацию их деятельности и вызывал сильную ожесточенную борьбу дза против конкурентов. Документы зафиксировали такой, например, факт: ремесленники-маслоделы, объединенные в дза, захватили и уничтожили промышленное оборудование, принадлежавшее ремесленникам, которые осмелились производить масло, не имея на то разрешения.

В основном монополия дза распространялась на территорию небольшого района, хотя известны случаи, когда деятельность самых крупных дза охватывала несколько районов. Например, дза маслоделов города Оямадзаки обслуживали не только весь район Кинки (за исключением провинции Ямато), но и всю западную часть страны.

В среднем дза насчитывали по 10 членов, иногда же более 50. Но были и такие, которые состояли из одного или двух человек. Значительно реже встречались крупные объединения (свыше 100 ремесленников). Всеми делами дза ведали мастера. На одного мастера приходилось подчас более 10 учеников. Например, колокола для храма Сэйгэндзи в провинции Цусима были изготовлены мастером Оз Садана и 15 его учениками. В то же время колокола для храма Така-кура-дзиндзя в Такакура (уезд Онга, провинция Ти-кудзэе) были отлиты 4 мастерами и 17 учениками. В объединении медников, принадлежавшим храму Дайдзёин, у 7 мастеров было 20 учеников.

В первый период своего существования дза сыграли положительную роль, поскольку способствовали развитию ремесленного производства, а следовательно, экономическому росту города. Но к концу XVI века они стали тормозить проникновение товарно-денежных отношений в деревню и рост производительных сил, т. е. сковывали экономическое развитие страны.

Внутренняя торговля. В средние века японские купцы значительно расширили сферы своих торговых операций. Одним из показателей экономического роста японского города служит уровень развития городской торговли, ее организации. Как бы ни была велика роль внешней торговли в развитии японской экономики, ее облик определяла внутренняя торговля. Привозные товары находили спрос главным образом лишь в крупных приморских городах, основная же масса японских городов XVI века была тесно связана с прилегающей сельскохозяйственной округой, являясь для нее центром товарного производства и ремесла.

Несмотря на дальнейшее развитие ремесла и товарно-денежных отношений, в Японии XVI века продолжало господствовать натуральное хозяйство. На пути расширения внутренней торговли и на пути создания единого внутреннего рынка стояли серьезные препятствия; раздробленность страны, постоянные междоусобные войны, множество таможенных барьеров, разделяющих княжества.

В ранних средневековых городах товарное производство было развито очень слабо. Об этом говорит существование так называемых периодических рынков (тэйки ити), которые фактически служили единственным местом торговых сделок.

До XVI века городские рынки функционировали, как правило, не выше одного - трех раз в месяц, а в конце XV начале XVI века, в связи с расширением товарного производства и ростом спроса на товары, - уже шесть и более раз в месяц. Кроме того, значительное распространение получают ежедневные рынки. Такой рынок существовал, например, в городе Эдо, а несколько раньше появилось два ежедневных рынка в Нара. Открыты они были также в Ямагути и некоторых других городах. Кроме того создаются специализированные рынки: рыбный в Едо, рисовый в Киото, конский в Нара; имелись рынки по продаже волов и др.

Городской рынок удовлетворял потребности не только горожан в продовольствии, но и крестьянства прилегающей округи в изделиях ремесленного производства. Источники позволяют установить относительно полный перечень товаров, обращавшихся на рынках японских городов XVI века: рис, табак, уксус, муги (злаки), сладкий картофель, сакэ, соевые бобы, чай, масло, овощи, рыба, дрожжи, хлопок, птица, соль, дрова и лесоматериалы, древесный уголь, шелковые, хлопчатобумажные и льняные ткани, лакированные изделия из бамбука, фарфоровые изделия, циновки, котлы, таганы, мечи, мотыги, топоры, кастрюли, гвозди, бумага и т. д.

Этот перечень свидетельствует о значительном развитии городского рынка в XVI веке. На городских рынках были представлены разнообразные товары, это позволяет говорить о японском городе XVI века как о центре торговли. Список товаров дает также возможность проследить не только тесную связь городского рынка с деревней, снабжавшей город продовольствием, но и известную зависимость последней от городского ремесла и городского рынка, поскольку некоторые ремесленные изделия, продававшиеся там, были предназначены для крестьян.

Существовала регламентация торговой деятельности, которая находила свое выражение, в частности, в том, что устанавливались определенные базарные дни, указывались виды товаров, подлежавших продаже в тех или иных кварталах города и т. д.

Однако со второй половины XVI века товарное производство получает дальнейшее развитие. Существенному расширению товарного обращения, которое охватывало уже целые области, способствовал начавшийся в конце XVI века процесс объединения страны. Инициаторы его Ода Нобунага и Тоётоми Хидэёси, приняли ряд мер, направленных на ликвидацию застав, унификацию денежной системы, введение единой системы мер и весов и т. д. Все это не могло не отразиться благоприятно на развитии товарного обращения и привело к активизации деятельности торговцев.

Расширению торговли в японских городах второй половины XVI века содействовала также отмена ее ограничений. В сентябре 1568 года Ода Нобунага издал указ, касавшийся организации торговли на городском рынке в Кано. Он же предписал феодалам, во владениях которых находятся города, снять ограничения с торговли, не чинить препятствий торговцам, прибывавшим на городские рынки из других провинций, отменить ряд рыночных налогов и провозгласил введение свободной торговли (ракуити).

Все эти мероприятия заметно оживили предпринимательскую деятельность в японских городах и способствовали росту крупной оптовой торговли, которая концентрировалась в руках тойя. Первоначально они были хозяевами складов, где хранился рис, взимавшийся с крестьян в виде подати. Рис перевозился преимущественно по воде, поэтому тояй строили склады в местах, расположенных на водных путях.

В дальнейшем с развитием товарно-денежных отношений и возросшей потребностью феодалов в деньгах рис и другие товары стали реализовываться на местных рынках, а феодалам переводились деньги. Это обусловило расширение кредитно-денежных операций и рост экономической мощи тояй, которые начинают выступать уже не в роли хранителей риса, а в качестве торговцев.

В XVI веке Япония имела довольно широкие внешнеторговые связи. Кроме Китая, Кореи и островов Рюкю, Япония торговала с Патаном (Непал), Брунеем, Сиамом (Таиланд), Камбоджей, Макай (Аомынь, Гоа). Япония импортировала шелк-сырец, шерстяные ткани, бархат, хлопок, ковры, ртуть, сахар, слоновую кость, изделия из стекла, а вывозила мечи, лакированные изделия, створчатые ширмы, веера, предметы из золота и серебра.

В средние века Япония установила торговые связи с европейскими государствами, прежде всего с Португалией и Испанией. Европейские купцы поставляли Японии главным образом огнестрельное оружие. Оно прибывало на остров Танэгасима, откуда торговцы города Сакаи развозили его по всей стране. Потребность в огнестрельном оружии в период междоусобных войн была так велика, что в Сакаи наладили его производство.

Прямое влияние на развитие ряда японских городов, в частности Сакаи, Хёго, Хаката, Хирано, Нагасаки, Фунаи, Оцу, Нагахама, оказала именно внешняя торговля, особенно торговля с Китаем. Насколько велико было ее значение для экономического развития японских городов, видно на примере Сакаи, Хаката и Ямагути.

Торговля с Китаем, составлявшая наибольшую долю во внешней торговле Японии, ведет свое начало с далеких времен. Уже в XII веке Япония импортировала из Китая шелк, парчу, пудру, фимиам, сандаловое дерево, фарфор, медные монеты, а экспортировала в Китай золото, ртуть, веера, лакированные изделия, ширмы, мечи, лесоматериалы. Торговля с Китаем была очень выгодна Японии, ибо дань, приносимая ею, всегда вызывала «ответные дары», стоимость которых во много раз превышала стоимость дани. К тому же это позволяло Япония привезти дополнительно немало товаров (обычно в десять раз больше дани) и с выгодой для себя продать их на китайском рынке.

Непосредственное участие во внешней торговле принимали крупные феодалы (Оути, Отомо, Симад-зу, Набасима, Като, Мацуура), влиятельные торговцы (Сумикура Норимори из Киото, Сузёси Магодзаэ-мон из Осака, Ноя Скэдзаэмон из Сакаи, Сумия Ситиродзиро из Мацудзака, Араки Содзаэмон и Суэ-цугу Хэйдзо из Нагасаки), монастыри и храмы.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Введение. 3

Происхождение, организационная структура и идеология самурайства. 4

Император. 6

Крестьяне. 9

Ремесленники. 12

Торговцы (купцы) 13

Служители храмов (священники) и монахи. 15

Низшие слои населения. 15

Ниндзя. 16

Ямабуси. 17

Актер театра. 17

Заключение. 18

Список литературы: 20

Меж цветов красуется сакура,

меж людей – самурай

Японская пословица

Введение

Прежде, чем пытаться обрисовать социальную структуру средневекового японского общества определим основные понятия.

Социальная структура – это устойчивая связь элементов в социальной системе. Основными элементами социальной структуры общества являются индивиды, занимающие определенные позиции (статус) и выполняющие определенные социальные функции (роли), объединения этих индивидов на основе их статусных признаков в группы, социально-территориальные, этнические и иные общности и т.д. Социальная структура выражает объективное деление общества на общности, классы, слои, группы и т.д., указывая на различное положение людей по отношению друг к другу по многочисленным критериям. Каждый из элементов социальной структуры, в свою очередь, является сложной социальной системой со многими подсистемами и связями. Социальная структура в узком смысле – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом классов, социальных слоев и групп.

Для описания социальной структуры средневековой Японии возьмем за основу сословную систему си-но-ко-сё , установленную в Японии при сёгунате (военная диктатура) Токугава, т.к. именно период правления сёгуната (1192-1867) считается классическим феодализмом Японии. Си – было представлено самурайством (военным сословием), но – крестьянством, ко – ремесленниками, сё – торговцами.

На вершине социальной пирамиды Японии находился обожествляемый император (тэнно ), имевший формальную власть и исполнявший преимущественно религиозно-церемониальные функции.

Непосредственно за ним следовала родовая знать – кугэ , не имевшая (к XVII веку) земли, получавшая содержание от сёгуна – высшего чина самурайского сословия, военного правителя Японии, обладавшего действительной властью в Японии. Сёгун владел самым большим количеством земель в Японии – считавшихся государственными.

Следующую ступень занимали букэ (самураи ) – фактически являвшимися высшим классом в феодальной Японии. Они делились в свою очередь на князей (даймё ), имевших частные земельные владения, и на буси – рядовых самураев, вассалов даймё, не имевших как правило земельных владений. Даймё не платил сёгуну налогов.

Хотя синтоистские священники и буддийские монахи не составляли официального сословия, социальное положение их было выше, чем у крестьян, ремесленников и торговцев.

Ниже следовали крестьяне , в большинстве своем зависимые. Крестьяне объединялись в общины, имевшие к XVII веку большую самостоятельность.

Ниже крестьян в социальной иерархии находились ремесленники , жившие к XVII в. большей частью в городах и объединявшиеся в цехи.

За ремесленниками следовали торговцы (купцы) , объединявшиеся в купеческие гильдии.

На этом сословная иерархия заканчивается. Все остальные классы и прослойки находятся вне ее и относятся к низшим слоям населения. К ним относились: этá («неприкасаемые», буракамин), ронины, ниндзя, гейши, отшельники (ямабуси и др.), бродяги, пираты и разбойники, актеры народных театров (кабуки), коренные народы отдельных японских островов (айны ) и др.

Описав в общих чертах существовавшие в средневековой Японии слои населения, перейдем к их описанию более подробно, по возможности раскрывая историю их возникновения и особенности, для чего иногда придется затрагивать и вопросы экономического развития Японии средневекового периода. Но сначала раскроем ключевое понятие классического японского средневековья – «самурай».

Происхождение, организационная структура и идеология самурайства

Самураи – господствующий военный класс в средневековой Японии.

Существовало три источника формирования самурайского сословия. Основная масса самурайства вышла из крестьянской верхушки, зажиточного крестьянства, в результате углубления процесса социальной дифференциации.

Второй путь – наделение землей домашних слуг. Принадлежа к семейной группе, но не находясь в родственных или свойственных отношениях с ее главой, они первоначально трудились за рисовую похлебку и в случае военной необходимости с оружием в руках защищали земельные владения этой семьи. Из-за отсутствия материальных стимулов ведения боевых действий их боеспособность была низкой, что особенно сказывалось на северо-востоке, где предки современных айнов совершали непрерывные набеги. Тогда главы семейных групп стали наделять слуг землей, что сразу сказалось на повышении их боеспособности, ибо теперь они сражались не за харчи, а за свою, лично им принадлежавшую землю.

В-третьих, верхи самурайского сословия пополнялись за счет губернаторов, которые, обогащаясь на основе коммендируемых им сёэнов (вотчин), превращались в крупных феодальных собственников. (Местные землевладельцы для гарантии безопасности своего владения (сёэна ) коммендировали свои земли губернатору, оговаривая себе либо должность приказчика, либо управляющего на ранее принадлежавших им землях. Губернатор в свою очередь часто коммендировал эту землю либо представителю придворной аристократии, либо самому императору. При такой двойной коммендации губернатор становился владельцем, а вышестоящее лицо – патроном, покровителем сёэна).

По другим источникам, самурайство зародилось в VIII в. на востоке и северо-востоке Японии. Основу ранних воинских дружин (самураев) составляла специализировавшаяся в военном деле (борьба с айнами на востоке, пиратами и разбойниками и т.д) средне- и низкоранговая аристократия, не занятые в земледелии охотники, рыбаки и т.д., хотя было достаточно выходцев и из крестьян. Становлению особого военного сословия способствовали и усиление земледельческой направленности всей экономики, и распространение запрета убийства всего живого (при въезде в столицу воины совершали специальную церемонию очищения).

Первые самурайские дружины еще не имели условий для самостоятельного существования, они вступали в отношения зависимости к столичным феодалам, чиновникам провинциальных управлений.

В X-XII вв. в процессе незатихавших феодальных междоусобиц окончательно оформились владетельные самурайские роды, предводительствовавшие дружинами, которые лишь номинально числились на императорской службе.

Самураи объединялись в отряды (то ) и в более крупные группы (дан ). Эти формирования состояли из кровных родственников, свойственников, их вассалов и возглавлялись либо главой семейной группы, либо старшим из наиболее влиятельной самурайской семьи в округе. Самурайские подразделения выступали на стороне враждующих феодальных группировок, стремившихся заручиться поддержкой наибольшего числа самураев, от боеспособности и численности которых зависел успех или поражение в междоусобных войнах. Позже с ослаблением влияния глав крупных семейных групп и с одновременным усилением мелких семей происходит выделение из состава самурайских объединений (то ) мятежных лиг (икки ). Они состояли из младших сыновей, которые нанимались то к одному, то к другому феодалу. От поддержки таких лиг часто зависел успех или поражение сторон в междоусобных войнах за землю, за власть, за единоличное право феодала эксплуатировать крестьян.

Идеология самурайского сословия отразилась в военных эпопеях, крупнейшими из которых являлись «Повесть о доме Тайра» и «Повесть о великом мире». В первой повествовалось о соперничестве двух самурайских группировок Тайра и Минамото, во второй – о борьбе за власть между западными и восточными феодалами.

Военные эпопеи сложились на основе народных устных сказаний, излагавшихся странствующими слепыми сказителями. К X-XII в. сложились и устои неписаного морального кодекса самурая «Путь лука и скакуна» («Кюба-но мити»), позже превратившегося в знаменитый кодекс самурайского сословия «Путь воина» (бусидо ).

В качестве норм поведения самураев в кодексе «Бусидо» прославлялись верность вассала своему господину, мужество, скромность, самопожертвование, искренность, вежливость, утверждался приоритет долга над чувством (те же качества, что прославлялись рыцарством в средневековой Европе).

В «Пути воина» имел место синтез трех идеологических течений: японского синто с его идеей патриотизма, доходящего до верноподданничества; китайского Чань (Дзэн ) буддизма с концепцией самоконтроля и самообладания, выработки психологического настроя путем самососредоточения (медитации) и вхождение в состояние «над схваткой» перед лицом смертельной опасности; конфуцианства с проповедью верности долгу, послушания господину, морального совершенствования, презрения к производительному труду.

Влияние кодекса «Бусидо» сохраняется в Японии и в наши дни, преимущественно в армии.

В дальнейшем, когда идеология самурайства пустила глубокие корни, «истинный самурай», отправляясь в поход, давал три обета: забыть навеки своей дом, забыть о жене и детях, забыть о собственной жизни. Самоубийство вассала (вспарывание живота) после гибели сюзерена стало традицией. Примечательно, что утвердившийся в европейской литературе термин «харакири » имеет для японцев ироническую окраску в отношении самурая, неудачно «распоровшего живот». Истинный социальный смысл этого действия определяется как демонстрация беспредельной верности вассала господину и связывается с термином «сэппуку » - иероглифы те же, что и в «харакири», но «облагороженные» прочтением по-китайски. Здесь следует упомянуть, что самурай носил два меча (что являлось знаком принадлежности его к самурайскому сословию), один из них был короткий, который и использовали для совершения сэппуку . Вообще меч был душой самурая, занимал особое место в его доме, посторонний человек не мог даже прикасаться к мечу.

Япония в XII-XVI века

Главы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970.

Ремесло и торговля.

Издание «Токусэйрё».

Рост городов

С XIII в. повышается значение ремесла и торговли, увеличивается число городов, возникших В результате отделения ремесла от сельского хозяйства. Города начинают играть все большую роль в экономической жизни страны.

Хотя ремесло продолжало быть дополнением к натуральному хозяйству, основанному на ручном труде, в ряде городов (Нара, Киото, Камакура), в крупных феодальных владениях и при монастырях с XII-XIII вв. появляются ремесленные цехи («дза» - букв, «место», «сидение»). Сам факт возникновения объединений ремесленников свидетельствовал об отделении ремесла от сельского хозяйства; крестьяне, совмещавшие ремесло с земледелием, превращались в ремесленников-профессионалов.

Корпорации мелких товаропроизводителей, обычно состоявшие из 10-50 членов - мастеров, подмастерьев и учеников одной наследственной профессии и высокого личного искусства,- находились под покровительством правительства. Они получали монопольное право производства и продажи изготовленных ими товаров на определенной территории, внося феодальным властям за эти привилегии специальный налог.

Развитие внутренней торговли способствовало образованию купеческих гильдий («кабу» или «кабунакама»). В отличие от ремесленных цехов они обладали большей самостоятельностью. Им также предоставлялись привилегии: торговцам Камакура выделялись специальные кварталы, где они могли продавать продукты питания (рыбу, овощи, дичь) и другие товары. В это же время появляются оптовые торговцы, занимавшиеся перевозкой и продажей риса, содержанием складов и постоялых дворов, ростовщической деятельностью.

Ростовщичество нанесло особенно большой ущерб самураям, закладывавшим под высокий процент жалованные им земли для получения денежных ссуд и продававшим не только рисовые пайки, которые они получали за службу от своих патронов, но и дворянские титулы. Поскольку такая практика разрушала социальную опору феодального режима, правительство принимало экстренные меры, чтобы предотвратить разорение и деклассирование самураев. С этой целью оно стало с конца XIII в. издавать специальные «Указы милосердного [добродетельного] правления» («Токусэйрё»), которые аннулировали все сделки самураев по продаже и закладу земель и их ростовщическую задолженность. Однако ростовщики, подвергавшиеся таким способом

экспроприации, находили различные пути для обхода подобного рода указов о мораториуме.

Развитие ремесла и торговли сопровождалось усилением роли денег. С первой четверти XV в. в обращении находились главным образом китайские медные монеты («эйракусэн»- букв, «монеты годов Эйраку», т. е. 1403-1424 гг.). Появляются гильдии взаимной финансовой помощи.

Центром товарно-денежных отношений, ремесленного производства и торговли становятся города. Число их (в частности, торговых) увеличивается; в XII-XIV вв. насчитывалось 40 городов, в XV в.- 85, к концу XVI в. - 269. Почти 3/4 самых крупных городов размещалось на северо-востоке Хонсю и на побережье Внутреннего Японского моря. Города в Японии, как правило, создавались на феодальной основе у ворот храмов и монастырей, при почтовых станциях, вдоль водных путей или в портовых центрах, на территории княжеств либо вокруг средневековых замков. В отличие от европейских, в том числе русских, городов они не были обнесены стеной. Крупнейшими городами того времени были Хиого (часть нынешнего Кобэ), Нанива (теперь Осака), Хаката (часть современного Фукуока), Цуруга (порт на побережье Внутреннего Японского моря) - центр торговли с Кореей и Китаем.

Немалую часть городского населения составляли феодалы, в при- замковых городах преобладали мелкие самураи и беглые крестьяне, стекавшиеся сюда; в городах проживали также ремесленники-профессионалы, обслуживавшие главным образом князей и самураев, а также торговцы.

Характерной особенностью японского средневековья являлось сравнительно незначительное число «вольных городов», имевших свои органы самоуправления, которые не были столь могущественны, как их европейские братья. К таким городам относились крупнейший торговый центр и порт Сакаи, во главе которого стоял городской совет в составе 36 богатых и влиятельных купцов, Хаката (пров. Тикудзэн), Мацуяма (пров. Мусаси) и др. Помимо Сакаи, получившего распространенное название «Венеции Востока», в некоторых самоуправляющихся городах купцы организовали производство оружия и кораблестроение.

В ряде городов с XV в. стало развиваться производство хлопчатобумажных и шелковых тканей. Киото, Сакаи, Хаката, Ямагути и другие города превратились в крупные центры текстильной промышленности. Распространение хлопка в XV в., ввезенного из Кореи и использованного для изготовления хлопчатобумажных тканей, произвело большие перемены в одежде японцев.

Возникает специализация отдельных районов по видам производства. В некоторых из них (о-в Садо, пров. Биттю на Хонсю, Бунго и Сацума на Кюсю, Бэсси на Сикоку) значительного развития достигло горнорудное дело, увеличилась добыча золота, серебра, меди. Во многих феодальных владениях развивалось производство мечей, кузнечное ремесло, литейное дело, изготовление лакированных, фарфоровых изделий, тканей и бумаги, а после появления европейцев - производство огнестрельного оружия. Заимствованное в это же время из Китая (XV в.) керамическое производство оказало большое воздействие на изготовление гончарных и фарфоровых предметов. Наиболее известной в Японии и за ее пределами становится гончарная продукция из пров. Овари, называвшаяся «сэто».

Благодаря прогрессу сельскохозяйственной техники и, следователь-но, обработки земли значительного развития достигло и сельское хо-

зяйство; стало возможным собирать два урожая в год. Сразу же после сбора риса стали сеять ячмень или пшеницу. Для обработки земли в большей степени, чем раньше, использовались быки и лошади, в ирригации часто применялись водяные колеса.

Развитие торговли и городов сопровождалось возникновением как временных, так и постоянных местных рынков, находившихся под контролем феодалов, а также рынков, освобожденных от налогов и пошлин и изъятых из ведения феодала. Вначале рынки функционировали два-три раза по одному дню каждый месяц; в XIV-XV вв. число рыночных дней постепенно увеличилось до шести.

Развитие ремесла, внутренней и внешней торговли, ростовщичества совершалось быстрее на юго-западе (Кансай) и в гораздо меньшей степени- на северо-востоке (Канто) Японии, хотя и здесь в конце XV в. насчитывалось уже свыше 60 рынков.

Отношений Японии было отсутствие открытых форм крепостничества. Феодал не мог продать или купить крестьянина, хотя и существовала личная зависимость – прикрепление к определенному феодальными властями участку земли.

Основной формой землепользования выступала аренда, а основной формой повинностей – рисовая рента (нэнгу); иногда феодал взимал налог деньгами. Барщина не получила в токугавской Японии широкого распространения, так как по большей части феодал не вел своего хозяйства. Лишь в отдельных районах Японии на землях самураев-ленников (вассалов князя, получавших земли за службу) существовала барщина. Но даже в этом случае она не была формой непосредственного производства сельскохозяйственной продукции. Отработочная рента здесь играла подсобную роль. Это было обслуживание личных нужд феодала: ремонт помещений, заготовка топлива, кормов для животных, а также выполнение общественных работ, которые вменялись в обязанность главе княжества чиновниками бакуфу, - строительство и ремонт дорог, мостов и т.д.

Феодальные власти токугавского периода старались насаждать в деревне широкий административно-политический контроль, позволяющий регламентировать все стороны жизни крестьянства. Регламентации запрещали крестьянам употреблять в пищу рис, расходовать его на лепешки (которые считались растратой риса) и сакэ (в непраздничные дни еду готовили из муги: овес, ячмень, просо), носить одежду из шелка (предписывалось использовать хлопковые и льняные ткани). Покрой и окраска одежды тоже были точно определены. Строго запрещалось превышение установленного размера жилищ, их украшение, запрещались также такие развлечения, как театральные зрелища, пышные церемонии. Свадьба, похороны и другие события должны были обставляться с «достойной скромностью».

Важным элементом системы управления деревней в токугавский период была круговая порука, внедряемая правительственными органами повсеместно. Для удобства надзора, сбора налогов и контроля за выполнением правительственных распоряжений деревня была разбита на пятидворки. Пятидворка несла ответственность за деятельность всех ее членов, во главе ее стоял староста, обычно назначавшийся властями из зажиточных крестьян. В экстремальных случаях, например при побеге крестьянина, староста раскладывал налоги бежавшего на остальных членов пятидворки.

Ремесленники

Ниже крестьян по социальному положению стояли ремесленники.

X-XIII века характеризовались в Японии относительно высоким уровнем общественного разделения труда, показателем чего явилось отделение ремесла от земледелия, возникновение феодальных городов либо преобразование на феодальных началах раннефеодальных или древних. Ослабляются функции города как административно-политического центра, возникает корпоративная собственность мелких самостоятельных производителей.

В Японии X-XIII века явились временем перехода от зависимых форм ремесла к более свободным. Если на этапе раннего средневековья ремесленники были подчинены государственным мастерским, а затем разделены между императорским двором, государственными учреждениями, аристократическими домами и храмами, то в X-XI вв. мелкие производители в городе, например в Киото, приобретают значительную самостоятельность. Ремесленники уже имели свои собственные мастерские, орудия труда, в некоторой степени занимались товарным производством на рынок в отличие от предыдущего периода, когда они работали только на хозяина, преимущественно государство.

Характерным признаком приобретения ремеслом средневекового характера явилась организация с конца XI-XII в. ремесленных цехов (дза). В дза в период его возникновения ремесленник и торговец составляли одно лицо: торговля в то время еще не отделилась от ремесленного производства. Термин «дза» (сидеть) сначала обозначал место на рынке, где ремесленники одной специальности продавали свои изделия, затем объединения лиц одной профессии, обладавшие монопольным правом на производство и сбыт своей продукции. Они делились на служебные, создававшиеся для выполнения определенных служб в пользу феодалов и государственных учреждений (ранний вид ремесленных объединений, к ним относились дза артистов, художников, кузнецов и т.п.), и производственные, целью которых были прежде всего получение привилегий и защита соответствующего ремесла и ремесленника. Со временем служебные дза сменились производственными или соответственно расширили свои функции.

Ранние цехи XII-XIII вв. были слабы, строились часто не на территориальной или производственной, а на религиозной основе, свои цеховые функции в большинстве случаев они могли выполнять, только вступая под покровительство могущественных феодальных патронов.

Киото и Нара X-XIII вв. хотя и исполняли городские торгово-ремесленные функции, находились под полным контролем феодалов, ремесленные корпорации не участвовали в городском управлении. В X-XIII вв. уже шел процесс образования торговых и ремесленных кварталов, которые в будущем стали административными единицами города.

Этому этапу развития городского ремесла и городов соответствовала неразделенность ремесла и земледелия в деревне, где сельские ремесленники получали от владельцев вотчин или местных феодалов участки земли для поддержания своего существования, поскольку рынок был узок и заказов не хватало. Такая практика просуществовала до конца XIII в. Эти ремесленники совсем не обязательно становились профессиональными. Многие из них в конце концов специализировались на земледелии.

В XIV-XV вв. процесс отделения ремесла от земледелия получил дальнейшее развитие. Росло количество ремесленных цехов, которые охватывали всё новые виды ремесла, возникали не только в столичном регионе, но и на периферии. Как и прежде, они вступали в патронатные отношения с киотоской аристократией, членами императорской фамилии и монастырями. Однако если в предыдущий период служба или производство для патрона являлись основным, а наемный труд или производство на рынок побочными, то теперь наоборот. Е если ранее патронат заключался в предоставлении полей для поддержания существования, то теперь покровительство могущественных домов включало гарантии особых, монопольных прав при занятии определенным видом производственной деятельности, а цехи, в свою очередь, были обязаны выплачивать определенные денежные суммы. Цехи становятся важным финансовым источником поддержания императорского двора и придворной аристократии, важной их опорой в социальном плане. С XIV в. цехи иногда уже представляли собой вооруженные формирования.

Сельские ремесленники переходят от бродячего образа жизни к оседлому, возникают сельские районы, жители которых специализируются на одном из видов ремесла. Ремесленники могли сохранять прежний формальный статус зависимых людей храма или другого патрона, но фактически их ремесленные организации являлись независимыми. Возникали городские и сельские центры по производству шелковых тканей, бумаги, фарфоровой посуды, гончарных изделий. В Киото развилось специализированное производство сакэ (в XV в. его производили в 342 домах), в г. Оямадзаки – производство растительного масла. Так, цеху маслобойщиков, имевшему статус клиента храма Хатимангу, бакуфу гарантировало особые права на закупку сырья и продажу товара по всей центральной части страны. В окрестностях столицы, например, существовали многочисленные деревенские цехи, занимавшиеся переработкой продуктов сельского хозяйства. Ремесленники концентрировались и в ставках военных губернаторов, в усадьбах провинциальных феодалов.

Производство на рынок приводит в XVII в. к тому, что в разных частях страны сложились районы, специализирующиеся на определенном виде продукции. Торговый капитал, содействуя укреплению связей между отдельными районами, начинает постепенно вмешиваться в ремесленное производство. Купец-скупщик снабжал ремесленников сырьем, скупал готовые изделия. Выступая посредником между ремесленником и рынком, он диктовал вид, качество, количество продукции. Скупая, например, хлопок на Кюсю, он раздавал его прядильным цехам в Осака, готовую пряжу передавал красителям, ткачам и т.д. Ремесленники, таким образом, специализировались на отдельном процессе производства того или иного продукта, все больше подчиняясь купцу, становившемуся капиталистическим предпринимателем.

В XVII в. в отдельных отраслях японского производства возникли первые мануфактуры, зарождались начальные формы капиталистического предпринимательства.

Однако количество мануфактур в это время (в основном текстильные и производящие продукты питания) было очень невелико. Преобладающей формой производства оставалась работа на дому, подчиненная скупщику-торговцу, имеющая характер рассеянной мануфактуры.

Положение ремесленников строго регламентировалось и контролировалось. Ремесленники были организованы в цехи, которые обладали монополией производства, имели четкую иерархию и наследственность занятия ремеслом. Правительство предоставляло цехам определенные привилегии и защищало их монополию. Вместе с тем оно активно осуществляло политику давления – вводило различные ограничения и их деятельность, осуществляло скрупулезный надзор за выпускаемой продукцией и выходом ее на рынок.

В эпоху Эдо (токугавский период) ремесленники были разделены на 3 категории, которые в свою очередь имели свои деления:

Ремесленники, имевшие собственный магазин;

Ремесленники, выполняющие работу на месте;

Странствующие ремесленники (которые имели свои разряды в зависимости от причин своего «странствия»).

Торговцы (купцы)

Купцы как и ремесленники являются городским сословием. Торговцы находились в сословной иерархии Японии ниже крестьян и ремесленников. Это было связано с более поздним вывыделением торговли как рода занятий, и с тем, что торговцы, ничего не производя, наживались на чужом труде.

В IX-X вв. в период господства натурального хозяйства торговля в основном велась доставляемыми китайскими и корейскими купцами предметами роскоши и экзотическими товарами, получаемыми у айнов, покупателями являлись двор, аристократия и храмы, а сделки осуществляли чиновники, но в середине XI-XIII в. произошли значительные изменения. Началась широкая торговля товарами повседневного спроса, которой стали заниматься уже не чиновники, а купцы, выходцы в первую очередь из ремесленников и других профессиональных групп. С середины XI в. и японские торговцы стали активно вывозить товары на континент (в Китай).

Внешняя торговля ускоряла развитие внутренней. В XII в. редко, а в XIII в. уже чаще начинают появляться вотчинные рынки, поскольку с XI-XII вв. увеличивается доля остающегося у местных феодалов и богатых крестьян прибавочного сельскохозяйственного и ремесленного продукта. Все они выходят на вотчинные рынки, создаваемые местными феодалами около своих усадеб. Появление избыточного продукта в крестьянском хозяйстве, увеличение объема получаемой феодалами ренты, развитие ремесла стимулировали рост торговли. С XIII в. городские купцы стали облагаться налогом.

Наличие местных рынков делало возможным коммутацию ренты (из натуральной в денежную форму). Владельцы сёэн все более начинают зависеть от периферийных рынков, поскольку должностные лица их вотчин закупали на этих рынках те продукты и изделия, которые не могли получить в своих вотчинах, а продавая продукцию вотчин, получали необходимые деньги. Появляются оптовые торговцы (тоимару), специализировавшиеся на хранении и отправке в столицу собранных в счет налогов продуктов. Со второй половины XII в. активно действуют ростовщики, с конца XII в. появляются денежные векселя.

С начала XIV в. наблюдается расширение масштабов торговли. Если в предшествующий период ремесленные цехи одновременно занимались и торговой деятельностью, то теперь возникают специализированные торговые гильдии (кабунакама). В то же время торговлей продолжали заниматься и ремесленные цехи. Стала процветать деятельность ростовщиков, которые часто одновременно занимались производством сакэ, бакуфу использовало склады таких ростовщиков в качестве хранилищ поступавшего в счет налога риса. Пользуясь затруднениями владельцев сёэн при сборе налога, ростовщики брали последний на откуп, внося заранее сумму предполагаемого налога, а затем с помощь военных губернаторов и местных феодалов выбивали налоги с крестьян. Специализировавшиеся на перевозке продуктов, уплачиваемых в счет налогов, торговцы тоимару значительно расширяют сферу своей деятельности, постепенно превращаясь в торговцев-посредников, занимающихся продажей и перевозкой различных товаров, ростовщической деятельностью. Базой их операций становятся расположенные на побережье города, совмещавшие функции территориальных рынков и перевалочных пунктов, т.е. выполнявшие роль посредников между центром и периферией. Если до XIV в. рынки являлись местами временного сбора торговцев, то в XIV-XV вв. купцы уже жили на территории рынков и постоянных домах-лавках. Владельцы таких лавок вели свое происхождение от оседавших странствующих торговцев, ремесленников и возчиков, ранее проживавших при провинциальных управлениях и в сёэн, крестьян.

Как уже упоминалось, с развитием производства и торговли к XVII появляются купцы-скупщики, становящиеся со временем капиталистическими предпринимателями. Торговый капитал завоевывал все более и более прочные позиции в жизни города. Особенно большим влиянием пользовались гильдии оптовых торговцев каким-либо одним видом товаров или монополизировавших торговые операции в определенной части страны.

Регламентации токугавского правительства, объявлявшие «борьбу с роскошью» и распространявшиеся на купечество, как и на других горожан, запрещали ношение шелковой одежды, золотых и серебряных украшений, строительство просторных домов. В действительности купечество сосредотачивало в своих руках значительные капиталы и редкостные предметы роскоши. Осакское купечество (г.Осака), обходя регламентации в отношении жилых помещений, создало даже особый тип строения – «Осака госи», в котором строго соблюдалась регламентированная ширина фасада (9 м), зато в глубину квартала дом имел протяженность в четыре раза больше. К тому же, чтобы не платить налог на окна, делали полностью глухой фасад с одной узкой дверью, закрытой, как окно, деревянной решеткой и пропускающей свет в помещение. Скромность и безыскусность фасада восполнялась богатством и роскошью интерьера.

Правительство, получая от купечества кредиты, в очень редких случаях пыталось препятствовать концентрации богатств в его руках. Поэтому положение купечества отличалось менее строгими регламентациями, чем положение ремесленников и крестьян. Они также как и остальные сословия имели строгое деление на разряды/категории. Но в отличие от крестьян и ремесленников, которых делили на категории «сверху» (военное правительство), купцы делились на категории по своим собственным правилам.

Купцы в своей деятельности руководствовались общими правилами/уставом, который предписывал усердно работать и избегать некоторых вещей. Например, купец не должен был спонсировать благотворительные турниры борцов, совершать поездки в Киото, играть в азартные игры, заниматься поэзией, вступать в дружеские отношения с представителями низших классов (гейши, актеры театра Кабуки и т.п.), брать уроки иай-юцу (искусство быстрого рисования) и владения мечом.

Служители храмов (священники) и монахи

Хотя священники и монахи не выделялись в отельное сословие, они имели большое влияние в Японии. Традиционной японской религией является синтоизм. С VI века в Японию из Китая проникает буддизм. На протяжении веков религии существуют параллельно, взаимопроникая друг в друга (например, синтоистские божества отождествляются в буддизме с воплощениями Будд и бодхисаттв). То одна, то другая религия становится главенствующей в стране, получая поддержку от правительства. В повседневную жизнь простого человека входят как синтоистские так и буддийские обряды.

Синтоистские храмы и буддийские монастыри обладают значительными правами и собственностью, возникающей в результате пожертвований как простолюдинов, так и феодалов. У них имеются свои земли, которые обрабатываются как самими монахами (в монастырях), так и зависимым крестьянством.

Жизнь монахов и священников меньше подвержена регламентации (хотя в токугавский период она усилилась), чем жизнь остального населения. Внутри монастырей они живут

Похожие рефераты:

Политическая и социально-экономическая история средневековых городов Западной Европы. Причины и функции возникновения цехов, особенности их регламентации. Взаимоотношения между мастерами, учениками и подмастерьями в мастерских, между цехами и патрициатом.

Сначала XIV в. дробление русских княжеств прекращается, уступив место их объединению. Создание Русского централизованного государства было вызванов первую очередь усилением экономических связей между русскими землями, что было следствием общего экономического развития страны.

Министерство образования Украины Запорожский государственный университет Экономический факультет Реферат на тему Положение городов в феодальную эпоху

Развитие вотчинного землевладелия, закрепощение крестьян и установление феодальных отношений. Развитие феодального города, ремесленного производства и торговли. Крупнейшие русские земли. Последствия монголо-татарского нашествия. Причины возвышение Москвы.

Экономическое развитие. Социальное развитие. Соборное уложение 1649 г.

Специфические черты городов Запада и Востока. Наличие сложившихся центров специализированного производства в Аравии. Китай в период сложившихся феодальных отношений. Иран в период распада Багдадского халифата, в позднее средневековье, города Египта.

Развитие Японии под влиянием Китая. Своеобразным было и историческое развитие Японии, в ходе которого наряду с сохранением традиционных для цивилизаций Востока черт проявились и особенности, свойственные западной цивилизации. Хотя заселение Японских островов началось несколько тысячелетий на...

Определенный подъем ремесленного производства способствовал обособлению ремесла от сельского хозяйства и дальнейшему развитию городов. Японские города по своему происхождению подразделялись на четыре типа:

прихрамовые, сложившиеся вокруг буддийских храмов и монастырей (Нара и Хэйан); почтовые, возникшие на основных дорогах (Оцу); портовые (Хёго, Сакаи) и призамковые (Нагоя). В апреле 1177 г. Хэйан сгорел дотла. Однако вскоре он был отстроен заново, переименован в Киото и не утратил своего административного, политического, экономического и религиозного значения.

Социально-экономические изменения, происшедшие в обществе, проявились в новой стратификации Киото: в XIII XIV вв. город четко делился не вдоль оси север юг, а распался на северную часть квартал аристократов и южную районы горожан. Такое компактное территориальное расположение ремесленно-торгового люда отражало процесс углубления социального размежевания и возросшую экономическую роль рынка. На столичном рынке еще в XI в. возникли специальные объединения ремесленников (дза). В японском дза ремесленник и торговец составляли одно лицо: торговля в то время еще не отделилась от ремесленного производства. Термином дза (сидеть) сначала называли место на рынке, где ремесленники одной специальности продавали свои изделия,., затем объединение лиц одной профессии, обладавшее монопольным правом на производство и сбыт своей продукции. Необходимость в монополии диктовалась большой конкуренцией при относительно низком спросе на изделия ремесла. Монополию гарантировал феодал-патрон, им мог быть как придворный аристократ, так и храм. Ремесленники расплачивались за покровительство изделиями

своего ремесла или единовременным сбором.

Первый дза возник в 1092 г. в провинции Ямасиро (район современного г. Киото), затем стали образовываться дза артистов и художников, дза кузнецов в г. Нара при храме Тодайдзи. Это были дза обслуживания нужд феодала, как светского, так и духовного ранний вид ремесленного объединения. К их числу относились и специальные объединения поставщиков двора и церкви, монопольно снабжавшие своих сюзеренов продуктами питания и ремесленными изделиями.

Ода Нобунага упразднил частные меры жидких и сыпучих тел и ввел унифицированную киотоскую меру, равнявшуюся 1,8 л. Он также установил твердый обменный курс, запретил использовать рис в качестве единого обменного эквивалента, стимулировал применение золота и серебра для импорта пряжи, шелка, лекарств, чайной посуды. Ода начал выпускать золотые монеты, однако золота и серебра было еще мало для налаживания массового производства денег, хотя он и захватил серебряные рудники Икуно. Ода придавал большое значение городам как источникам пополнения казны.

Спустя три года после издания указа об охоте за мечами новый указ официально закрепляет социальные различия. Устанавливается; трехсословное деление общества на самураев (си), крестьян (но) и горожан (симин). Последние состояли из купцов и ремесленников, которые еще не были дифференцированы. В качестве низовой административной единицы в 1597 г. вводятся пятидворки и десятидворки, устанавливается система круговой поруки. Через год с целью увеличения налогообложения крестьян уменьшаются единицы земельной площади: тан с 0,12 га сокращается до 0,1 га, а те с 1,2 га до 1 га при сохранении старых норм обложения, в результате чего налоговый гнет крестьян увеличился примерно на 30%. Хидэёси подтвердил перевод ренты с денежного исчисления на продуктовую основу

(рис), что практически осуществил его предшественник. При Хидэёси запрещается миссионерская деятельность. интересах. Уже в 1582, г. Хидэёси упразднил контроль двора над заставами в Киото, что было восстановлено Ода после многочисленных петиций. Продолжает распространяться единая киотосская мера жидких и сыпучих тел. Осуществляется выпуск золотых и серебряных монет, что было обусловлено развитием товарно-денежных отношений и ростом добычи золота, серебра и меди. С самого начала своей деятельности Хидэёси вынашивал мечту о расширении границ. Еще в 1583 г. он направил специального посла в Корею с требованием уплаты дани. Корея отклонила это требование. В 1591 г. в Корею было направлено требование, чтобы корейский король стал вассалом Японии. Корейские власти ответили отказом. В мае 1592 г. 137-тысячная армия японцев высадилась на юге Корейского полуострова и тремя колоннами менее чем за 20 дней, захватив важнейшие стратегические пункты, подошла к Сеулу. Король бежал за границу в Китай. Корейская кампания окончилась неудачно и ослабила юго-западных -феодалов и крупных торговцев, связанных с внешним рынком. Усилились позиции князей Северо-Восточной и Центральной Японии, которые менее пострадали от тягот войны, и представителей торгового капитала, действовавшего на внутреннем рынке.