Общая моторная плотность урока формулы. Определение плотности урока. Моторная плотность урока физической культуры

Одним из показателей эффективности занятия является его плотность. Опре-делять плотность занятия необходимо в целом и по частям. Это обусловлено, не-одинаковыми возможностями и условиями организации работы в подготовитель-ной, основной и заключительной частях занятия. Общее время, затраченное на занятие (или его часть), принимается за 100%. Относительно него и рассчитыва-ются процентные величины.

Различают общую (педагогическую) и моторную (двигательную) плотность занятия.

Общая плотность занятия -- это отношение педагогически оправданных (ра-циональных) затрат времени к общей продолжительности занятия.

Общая плотность урока включает в себя следующие педагогически целесооб-разные мероприятия:

1. организацию обучаемых, проверку домашнего задания, постановку учебных задач, инструктаж по мерам безопасности;

2. сообщение и закрепление теоретических сведений;

3. проведение общеразвивающих упражнений;

4. инструктирование, регулирование, коррекцию (исправление ошибок), помощь, страховку;

5. подготовку и уборку технических средств обучения, необходимые перемеще-ния учащихся на уроке и т.д.;

6. изучение техники действий, технических приёмов, воспитание физических ка-честв;

7. методическую подготовку обучаемых, формирование умений самостоятельно заниматься, а также организаторских навыков;

8. мотивацию обучаемых;

9. использование наглядных пособий, технических средств, показ упражнений;

10. педагогический контроль;

11. подведение итогов, выполнение упражнений на расслабление, постановку до-машних заданий;

12. воспитательную работу на занятии.

Для определения общей плотности занятия или его частей суммируются пока-затели времени активной деятельности на занятии. Сюда входит время, затрачен-ное на выполнение физических упражнений, слушание, наблюдение и организа-цию урока, кроме времени на неоправданные ожидание и простои Тад. Это время умножается на 100% и делится на общее время занятии Тобщ. (формула 1):

Общая плотность полноценного по специальной физической подготовке должна приближаться к 100%. К снижению общей плотности урока приводят следующие причины:

Неоправданные простои на занятие (опоздание с началом, несвоевре-менная подготовка мест занятий и инвентаря, ожидание очереди перед выполнением упражнений);

Неподготовленность преподавателя или инструктора; непродуманные организация и содержание занятия, приводящие к паузам;

Излишняя и малоэффективная словесная информация для обучаемых на занятии;

Неудовлетворительная дисциплина занимающихся, что приводит к не-рациональному использованию времени из-за многократного повторе-ния команд и распоряжений, замечаний обучаемым, повторений объяс-нения и т.п.

Моторная плотность занятия -- это отношение времени, использованного не-посредственно на двигательную деятельность обучаемых, к общей продолжи-тельности занятия.

Для расчета моторной плотности (МП) необходимо время выполнения физиче-ских упражнений, действий, технических приёмов Тфу умножить на 100% и раз-делить на общее время занятия Тобщ (формула 2):

МПУ = Тфу: Т общ x 100 %

Моторная плотность в процессе урока постоянно меняется. Неизбежность таких изменений можно объяснить, прежде всего, различием содержания приме-няемых действий, технических приёмов, упражнений, местом их использования и методами применения. Показатели моторной плотности меняются также и в зави-симости от типа занятия. Так, на уроках совершенствования техники движений и развития физических качеств она может достигать 70--80%, а на уроках разучи-вания двигательных действий и формирования знаний, требующих значительных затрат времени на умственную деятельность занимающихся, моторная плотность может находиться на уровне 50%.

При всей важности моторной плотности занятия она не может достигать 100%, так как в противном случае не оставалось бы времени для объяснения материала, его осмысления обучаемыми, анализа ошибок, что неизбежно привело бы к сни-жению качества и эффективности учебной деятельности в целом.

Эффективность урока в целом зависит от двигательной активности занимающихся, то есть от его плотности. Различают общую (педагогическую) и моторную (двигательную) плотность урока .

Общая плотность (ОП) это отношение педагогически оправданных затрат времени к общей продолжительности урока . Для определения общей плотности урока или его частей суммируются показатели времени активной деятельности на уроке (Tад). Сюда входит время, затраченное на выполнение физических упражнений , слушание, наблюдение и организацию урока (кроме времени, затраченного на неоправданное ожидание и простои). Общая плотность урока рассчитывается по следующей формуле: время, целесообразно затраченное на уроке умножается на 100% и делится на общее время урока (T общ.)

Общая плотность урока по физической культуре должна приближаться к 100 %.

Моторная плотность (МП) это отношение времени, затраченного на двигательную деятельность занимающихся к общей продолжительности урока . Для расчёта моторной плотности необходимо суммарное время, затраченное на выполнение упражнений (Tфу) умножить на 100 % и разделить на общее время.

При анализе урока по физическому воспитанию моторную плотность, как правило, определяют за весь урок или в основной его части. Однако это не означает, что всегда надо стремиться к предельной моторной плотности. Наибольших величин моторная плотность в основной части урока может достигать в тех случаях, когда её основным содержанием является воспитание аэробной выносливости непрерывным методом. В таких случаях основная часть урока монолитна и может иметь стопроцентную плотность.

Значительно меньше моторная плотность тогда, когда содержанием основной части урока является начальное разучивание сложных двигательных действий, поскольку при этом требуются немалые затраты времени на объяснение, демонстрацию, обдумывание и другие операции.

Также невелика моторная плотность, когда в процессе выполнения упражнений, направленных на развитие скоростных и скоростно-силовых способностей, приходится соблюдать полные внутрисерийные интервалы отдыха.

Поэтому нормировать моторную плотность основной части урока можно лишь с учётом поставленных задач и особенностей её содержания.

О качестве урока судят по показателям выполнения решаемых в нём задач. Оценивая факт их реализации согласно установленным критериям.

Для серьёзного анализа урока необходим тщательный оперативно-текущий контроль происходящего в процессе урока с регистрацией данных, нужных для объективной оценки его содержания. Трудность оперативно-текущего контроля на занятии заключается в сложности самого педагогического процесса (его многогранность, динамичность, необходимость распределения внимания на множество объектов). Поэтому детальный анализ урока приходится вести в большей мере после его завершения, на основе учётных материалов, получаемых путём регистрации относящихся к нему фактических данных.

Наиболее распространённый способ упорядоченной регистрации таких данных связан с составлением хроноркарты урока (плотности урока). Это предполагает последовательную измерительную регистрацию затрат времени урока с выделением различных компонентов его содержания по действиям занимающихся (смотри таблицу № 1). Хронометрируя урочные занятия, нужно замерить те затраты времени, которые определяют общую и моторную плотность урока, в частности:

1)время начала и окончания действий занимающихся в ходе урока;

2)время, затраченное на выполнение физических упражнений;

3)время на восстановительно-оперативный отдых;

4)время на установку и уборку инвентаря, оборудования;

5) простои – потери урочного времени, которые выражаются в бездеятельности занимающихся и обусловленные организационными, методическими и прочими недостатками.

Запись в графе «Примечания» позволяют всесторонне осмыслить и оценить наблюдаемое. Они будут касаться тех действий занимающихся, которые отклоняются от общих действий класса (группы).

Плотность урока

Чем рациональнее используется время урока, тем выше его плотность.

Высокая плотность - при выполнении бега, ходьбы, строевых упражне­ний, ОРУ и т.п.

Низкая плотность - при выполнении прыжков, метаний, лазания, упраж­нений на снарядах и т.д.

На плотность урока влияет организация урока, при которой одновре­менно занимается максимально возможное количество учащихся.

Содержание урока Пока­зания секун­доме­ра Затраченное время (мин; сек) Объ­ясне­ние и показ Вы­пол­нение упр. Вспо-мога-тель-ные дейст­вия Отдых Про­стой
Начало урока Построение Сообщение задач урока 0:00 2:00 120 2:00 120
Ходьба 2:00 30 30
Бег: - гладкий 2:30 1:10 70 1:10 70
- высоким подниманием бедра 3:40 30 30
- приставными шагами (правым, левым боком) 4:10 50 50
Перестроение (для выполнения ОРУ) 5:00 30 30
Выполнение комплекса ОРУ 5:30 7:00 420 7:00 420
Перестроение (к основной части), раздача мячей 12:30 1:00 60 1:00 60
Сообщение основных задач урока. Закрепление верхней передачи и приема мяча в парах: 13:30 20 20
- объяснение 13:50 10 10
- передача мяча от груди 14:00 2:00 120 2:00 120
- объяснение 16:00 10 10
- передача мяча с ударом об пол (кис­тевая) 16:10 1:50 110 1:50 110
- объяснение 18:00 10 10
- выполнение верх­ней передачи над собой с последую­щей передачей парт­неру 18:10 2:30 150 2:30 150
Закрепление нижней передачи мяча в па­рах: - объяснение 20:40 20 20
- имитационные упр. приема-передачи мяча 21:00 3:00 180 3:00 180
- объяснение 24:00 15 15
- выполнение нижней передачи мяча парт­неру 24:15 2:45 165 2:45 165
- объяснение 27:00 30 30
- выполнение верх­ней передачи над 27:30 3:00 180 3:00 180
собой с последую­щей нижней переда­чей мяча партнеру
Сбор мячей 30:30 30 30 30
Перестроение для проведения учебной игры (закрепление материала урока в игре) 31:00 30
Повторение правил игры 31:30 30 30
Учебная игра 32:00 6:25 385 6:25 385
Построение для под­ведения итогов урока 38:25 15 15
Анализ основных ошибок при выпол­нении заданий. 38:40 1:15 1:15 75
Конец урока 39:55
Итоговое время 39:55 2395 34:35 2075 5:20 320 4:10 250 29:00 1740 4:45 - 2:00 120

Затраченное время - время, непосредственно затраченное на данный пункт.



Объяснение и показ - время, затраченное на объяснение задания и его показ (по А.П. Матвееву - объяснение и обдумывание (мыслительный анализ выполнения предстоящего двигательного действия, задания, уп­ражнения).

Выполнение упражнения - время, затраченное непосредственно на выполнение двигательного задания (упражнения) учащимися.

Вспомогательное действие - время, затраченное на раздачу инвента­ря, перестроения, выполнение имитационных упр. (по А.П. Матвееву - за­висит от раздела программы, поставленных задач, выполняемой работы).

Простой - «бессмысленно» потраченное время урока (ожидание для выполнения задания).

Отдых - время, затраченное на восстановления дыхания, переход от одного вида деятельности к другому и т.п.

Общая плотность данного урока (94,98%) является высокой, что объ­ясняется хорошо продуманной организацией и ведением урока.

Моторная плотность во время урока изменяется (подготовительная часть - 26%; основная часть - 46%, урока в целом - 73%), что объясняется методом ведения урока и содержанием используемых упражнений.

Общая и моторная плотность урока

Общая и моторная плотность урока физической культуры
При определении общей плотности урока учитывается вся полезная деятельность учащихся и учителя, включая организацию учащихся, объяснение и показ упражнений, а также непосредственное выполнение физических упражнений.
В моторную плотность урока входит только время, затраченное на выполнение физических упражнений, т.е. непосредственная физическая нагрузка.
Стремясь к высокой нагрузке, учитель должен стараться добиваться максимально высокой моторной плотности. Однако он должен учитывать, что при изучении нового материала в силу целого ряда объективных причин, таких как обстоятельное объяснение, многократный показ, моторная плотность и физическая нагрузка значительно ниже, чем на уроках повторения и совершенствования учебного материала.
Способами повышения моторной плотности урока являются применение нестандартного, универсального спортивного оборудования и проведение круговых тренировок.
Моторная плотность урока представляет собой суммарное время двигательной активности одного конкретного ученика в течение всего урока, выраженное в процентах. Моторная плотность определяется по формуле:

МПУ = ВДА (ученика) : ВУ x 100 %

Где МПУ – моторная плотность урока;
ВДА – время двигательной активности ученика в минутах;
ВУ – время урока в минутах (35 – 45 мин).

Методика определения величины МПУ заключается в том, что до начала урока из состава класса выбирается любой ученик (ученица), за которым ведётся наблюдение в течение всего урока. Причём ни ученик, ни учитель, проводящий урок, об этом не должны знать. Наблюдатель держит в руке секундомер и включает его в момент начала любых двигательных действий ученика: строевых упражнений, ходьбы, бега, общеразвивающих и специальных упражнений, игр и т.д. По окончании выполнения упражнения секундомер выключается на время отдыха до начала следующего упражнения. Таким образом, секундомером суммируют время выполнения физических упражнений и не учитывают время отдыха, ожидания очереди выполнения, слушания объяснений учителя и т.п.
При анализе урока следует принимать во внимание, что на величину МПУ влияют многие факторы (например, возраст учащихся, их количество в классе, количество мальчиков и девочек, уровень подготовленности учащихся, грамотность использования оборудования и инвентаря и т.д.). Вместе с тем величина МПУ больше зависит от типа урока. Естественно, что на уроках ознакомления с новым материалом и его разучивания МПУ будет невысокой. Однако это не может служить критерием плохой работы учителя. С другой стороны, если на уроке совершенствования изученного материала не продумана методика организации занятий и ученики тратят много времени в ожидании возможности выполнить упражнение, то МПУ должна быть одним из основных критериев методической грамотности учителя.

Обучение двигательному действию.
Прежде всего, следует отметить, что задача обучения должна решаться на каждом уроке физкультуры. Процесс обучения двигательному действию подразделяется на три фазы:
- создание предварительного представления об упражнении;
- разучивание упражнения (целостным или расчленённым методом);
- закрепление и совершенствование двигательного навыка.

Общая и моторная плотность урока физической культуры. При определении общей плотности урока учитывается вся полезная деятельность учащихся и учителя. В моторную плотность урока входит только время, затраченное на выполнение физических упражнений, т.е. непосредственная физическая нагрузка.

Способами повышения моторной плотности урока являются применение нестандартного, универсального спортивного оборудования и проведение круговых тренировок. Моторная плотность урока представляет собой суммарное время двигательной активности одного конкретного ученика в течение всего урока, выраженное в процентах. Моторная плотность определяется по формуле:

МПУ = ВДА (ученика) : ВУ x 100 %

где МПУ – моторная плотность урока;
ВДА–время двигательной активности ученика в минутах;
ВУ – время урока в минутах (35 – 45 мин).

Методика определения величины МПУ заключается в том, что до начала урока из состава класса выбирается любой ученик (ученица), за которым ведётся наблюдение в течение всего урока. Причём ни ученик, ни учитель, проводящий урок, об этом не должны знать. Наблюдатель держит в руке секундомер и включает его в момент начала любых двигательных действий ученика: строевых упражнений, ходьбы, бега, общеразвивающих и специальных упражнений, игр и т.д. По окончании выполнения упражнения секундомер выключается на время отдыха до начала следующего упражнения. Таким образом, секундомером суммируют время выполнения физических упражнений и не учитывают время отдыха, ожидания очереди выполнения, слушания объяснений учителя и т.п.
При анализе урока следует принимать во внимание, что на величину МПУ влияют многие факторы (например, возраст учащихся, их количество в классе, количество мальчиков и девочек, уровень подготовленности учащихся, грамотность использования оборудования и инвентаря и т.д.). Вместе с тем величина МПУ больше зависит от типа урока. Естественно, что на уроках ознакомления с новым материалом и его разучивания МПУ будет невысокой. Однако это не может служить критерием плохой работы учителя. С другой стороны, если на уроке совершенствования изученного материала не продумана методика организации занятий и ученики тратят много времени в ожидании возможности выполнить упражнение, то МПУ должна быть одним из основных критериев методической грамотности учителя.

Примерные величины МПУ физкультуры (Таблица № 1)

По моим подсчетам, ученики могут находиться в полезном движении в зависимости от темы и задач уроков 25-35 мин. (сюда входят и различные перестроения). 5-10 мин. уходят на объяснение и демонстрацию упражнений. 1-2 мин. – на раздачу и сбор инвентаря, вынос и уборку матов (хотя лучше спланировать уроки, чтобы тяжелый инвентарь не убирался, а использовался в течение всего рабочего дня). За две минуты до конца занятий ребят приходиться отпускать в раздевалку, иначе они не успевают привести себя в порядок к следующему уроку.

Итак, в полезном движении ученики находятся 25-35 мин. Откуда такое большое расхождение во времени? На первых уроках новой темы приходится больше объяснять и демонстрировать, чем на последующих; при спортивных играх в небольшом по размеру залу команды вынуждены ожидать своей очереди выйти на площадку; неизбежные простои возникают при прыжках в длину с разбега.

Разумеется, и 35 мин, недостаточно для полноценных занятий, но уж коли больше не дано, их надо использовать с максимальной пользой. Учитель обязан проиграть в уме или непосредственно в спортивном зале внешнюю форму урока, проверяя по секундомеру не только время для всех его частей, но и отдельных компонентов внутри их.

По моим наблюдениям, у всех учителей, чьи уроки отличаются высокой плотностью, есть одно общее качество: требовательность к ученикам. У одних эта требовательность обеспечивается жестким руководством, другие идут более сложным путем – неустанное убеждение учеников в полезности занятий. Думаю, что второй путь все-таки предпочтительнее. Когда ученики сами стремятся выполнить задания, не только не возникает проблемы дисциплины, но не нужен неусыпный контроль за классом. Учитель может заняться индивидуально с тем, кому требуется помощь, не беспокоясь, что за его спиной кто-то присядет на скамейку поболтать с товарищем. Сознательное отношение к урокам позволяет желающим выполнять упражнения сложнее предусмотренных программой: сальто вперед с разбега, длинные кувырки вперед через стул или через «козла», прыжки с подкидного мостика через резинку на двухметровой высоте, лазание по канату с грузом и т.д. Если ребята видят, что учитель искренне заинтересован в их продвижении, если уроки проходят эмоционально и без простоев, то отношение к учителю больше, чем уважительное. Тогда ученики сами одернут нарушителя дисциплины и косо посмотрят на тех, кто работает вполсилы. Такое отношение складывается не сразу и только в том случае, если учитель переводит свои знания и умения в своих учеников, если старается превращать каждый урок в маленький праздник для них.

По методу круговой тренировки в начальных классах

Большой плотности урока, роста интереса детей к занятиям (заинтересовать ребенка в двигательном действии считаю главной своей задачей) мне удалось добиться благодаря проведению упражнений поточным методом по принципу круговой тренировки.

Во время передвижения учащихся в ходе круговой тренировки слежу за дистанцией, качеством выполнения упражнений, которые корректирую по ходу, помогая, подсказывая, подстраховывая.

Приведу некоторые комплексы упражнений круговой тренировки, используемые в I- IV классах.

I класс

  1. Переползание по-пластунски. Методические указания. Дистанция -1 мат по длине, следить за работой коленями и локтями.
  2. Подъем из положения лежа на спине. Голова на мате, колени согнуты, руки за головой. Количество раз определяет учитель.
  3. Подтягивание обеими руками одновременно по гимнастической скамейке на животе. Соблюдать дистанцию по указанию учителя.
  4. Перекат в сторону в группировке. Голова прижата к коленям. Соблюдать дистанцию.
  5. Разгибание рук в упоре лежа, носками зацепившись за рейку гимнастической стенки. И.п. - лежа на животе, кисти рук под плечами, пальцы вперед. Количество раз определяетучитель.
  6. Отталкивание ногами вперед на животе по гимнастической скамейке. Ноги прямые. Соблюдать дистанцию.
  7. Перекат в сторону вытянувшись («бревнышко»). Передвижение за счет перемаха ног.
  8. Переход по гимнастической стенке с вертикальным переворотом. Высоту определяет учитель. Страховка - маты под стенкой.
  9. «Волчок» - вращение в седе на ягодицах с продвижением по гимнастической скамейке. Выполнять с помощью рук. Ногами касаться пола с одной стороныскамейки при передвижении.
  10. «Задний ход» на четвереньках. При передвижении соблюдать дистанцию. Четвереньки - низкие (получетвереньки), средние или высокие (в полуприседе) - определяетучитель.
  11. Передвижение в висе на гимнастической стенке лицом к ней. Выполнять по силам,без перенапряжения. Девочки передвигаются приставными шагами.
  12. Перемахи ног через гимнастическую скамейку с продвижением вперед. И.п. - стойка сбоку скамейки, упор на руки. Соблюдать дистанцию 2 м.
  13. Прыжки по матам с продвижением вперед, отталкиваясь обеими ногами. Дистанция 4 м.
  14. «Каракатица» - передвижение в упоре сзади на четвереньках. Движение вокруг матов и гимнастических скамеек лицом и ногами вперед.
  15. Бег с чередованием с ходьбой различного вида (широким шагом, спиной вперед, боковым галопом и др.). Соблюдать дистанцию. Дышать ровно, не задерживатьдыхание.
  16. Ходьба с выполнением упражнений на развитие мышц рук и на равновесие. Упражнения на дыхание. Активный вдох и выдох. Остановка по сигналу.

II класс

  1. Переползание по-пластунски ногами вперед. Соблюдать дистанцию. Использоватьнатянутую резинку (переползание под резинкой).
  2. Подъем из положения лежа на спине у гимнастической стенки. Колени согнуты, голова на мате, руки за головой. Количество раз определяет учитель.
  3. Подтягивание по гимнастической скамейке на спине обеими руками попеременно,отталкиваясь пятками от скамейки. Соблюдать дистанцию.
  4. Передвижение на высоких четвереньках по матам боком (приставными шагами), на ладонях, ступнях. Соблюдать дистанцию.
  5. Пролезание за перекладиной («пожарные»}. Упражнение выполняют, если дети к нему готовы, с большой осторожностью и подстраховкой учителя; под гимнастической стенкой обязательно положить маты.
  6. «Каракатица» - передвижение в упоре сзади на четвереньках лицом вперед. Можно пере двигаться вдоль матов, опережая друг друга, но не сталкиваясь.
  7. Передвижение горизонтальное по гимнастической стенке с предметом в руке. Высоту указывает учитель. У гимнастической стенки маты.
  8. «Буксир» вдвоем. Подтягивание по гимнастической скамейке на животе. Хват за щиколотки. Соблюдать дистанцию.
  9. «Паук» - передвижение в упоре сзади на четвереньках, затылком вперед. Не сталкиваться. Продвижение вдоль матов.
  10. Передвижение по гимнастической стенке спиной к ней. Передвижение вдоль стенки. Высоту указывает учитель. У стенки положить маты.
  11. Передвижение по гимнастической скамейке, сидя боком, без помощи рук. Выполнять в быстром темпе.
  12. «Гусеница» на средних четвереньках в парах. В дальнейшем можно передвигатьсякомандами. Хват за щиколотки с внутренней стороны.
  13. «Мосты - мосточки» - прогибание и выгибание спины в упоре на гимнастическихскамейках. Упор с обеих сторон скамейки. Ладонями на скамейке, стоя на полу на носках, вытянувшись. Голова приподнята.
  14. «Космонавты» - перекаты в сторону, парами, держась за руки. Использовать две дорожки по 3 мата. Дистанция -1 мат по длине.
  15. Игра «Ковбои и амазонки» - стойка на гимнастической скамейке {одна рука впереди, другая сзади, ноги по бокам «коня»-скамейки). Выполняют по команде учителя. И.п. - сидя верхом друг за другом, дети «скачут», стуча ногами по полу. По команде «Овраг!» - отрывают ноги от пола, стойка на руках.
  16. Передвижение бегом по периметру спортивного зала с поворотами на 360° по сигналу. Переход на ходьбу с выполнением упражнений для развития мышц рук, ног.
  17. Соблюдать дистанцию. Бег ритмичный, ровный. Дыхание не задерживать, дышать равномерно.
  18. Упражнения в кругу – успокаивающие дыхательные. Активный вдох и выдох без задержки дыхания.

III класс

  1. Переползание по-пластунски с зажатым между голенями предметом (мячом). Продвижение с помощью рук (локтей), на животе.
  2. Продвижение с одного пролета гимнастической стенки на другой по диагонали, в руке предмет (мяч). Соблюдать дистанцию. У гимнастической стенки положить маты.
  3. Пролезание змейкой в пролеты гимнастической скамейки. Соблюдать дистанцию. Мяч держать перед головой. Преодолеть не менее 6 пролетов. Затем встать, выпрямиться, выполнить передачу мяча броском от груди учителю.
  4. Передвижение на низких четвереньках боком приставными шагами (под натянутой резинкой).
  5. Передвижение по 3-й рейке гимнастической стенки спиной к ней, преодолеть все 5 пролетов. У гимнастической стенки положить маты.
  6. Передвижение на корточках по двум поставленным параллельно гимнастическим скамейкам («паук»). Скамейки должны быть неподвижными.
  7. Лазание по гимнастической стенке с помощью закрепленного над стенкой каната («скалолазы»). Влезть с помощью каната, спуск по гимнастической стенке. У стенки положить маты.
  8. Игра «Поезд». Переход из положения упор лежа в борцовский «мост». Все участники принимают упор лежа над матами. По сигналу учителя первый участник проползаетв «тоннеле» под «мостами». По следующему сигналу дети выполняют переворот навстречу «поезду» в положение борцовского «моста». Игра продолжается, пока все участники не побывают в роли поезда. Если участников много, их можно разделить на две команды и использовать две дорожки из матов.
  9. Игра «Ковбои и амазонки» на гимнастических скамейках.
  10. Ходьба различного вида (спиной вперед, на носках, на пятках, на корточках, с поворотами по сигналу учителя). Соблюдать дистанцию.
  11. Бег с напрыгиванием на стопку матов. Ходьба в сочетании с упражнениями, успокаивающими дыхание.

IV класс

В IV классе упражнения по методу круговой тренировки провожу в виде эстафет.

Методические указания. Все элементы эстафет должны быть отработаны на предыдущих уроках. Должна быть отлажена четкость в замене оборудования между эстафетами. Надо заранее приготовить доску, мел, секундомер, назначить судей из освобожденных от занятий учащихся, объяснить им правила подсчета очков и их запись. Приготовить предмет для передачи в эстафете.

После построения учащихся в одну шеренгу выполнить расчет на первый-второй. Звучат команды: «Вторые номера, шаг вперед! Шеренги, направо сомкнись!» Затем участники садятся на гимнастические скамейки у дальней стены спортивного зала; капитаны команд (командиры) сидят в центре скамейки.

1-я эстафета (рис. 2). Уложить по 2 мата па­раллельно вдоль спортивного зала, на гимнастической стенке закрепить тонкие канаты для подъема с их помощью. У канатов осуществлять страховку участников.

Выполнить перекат в группировке вдоль зала, добежать до гимнастической стенки, взобраться на нее с помощью каната, спуститься по рейкам стенки, добежать до скамейки, передать эстафету из руки в руку приготовившегося следующего участника.

2-я эстафета (рис. 3). Установить по 3 гимнастические скамейки вдоль зала.

Проползти в пролеты гимнастических скамеек змейкой, добежать до гимнастической стенки, коснуться предметом рейки, обратно проползти по тем же скамейкам на животе, передать предмет следующему участнику.

3-я эстафета (рис. 4). Плотно уложить рядом 6 матов (3 + 3) посередине зала, вдоль них с обеих сторон установить гимнастические скамейки.

Выполнить перекаты цепочкой по 3 человека. И.п. - лежа на животе вдоль матов, хват руками за голени впереди лежащего участника. Завершившие перекат садятся верхом на гимнастические скамейки.

Примечание. Пока перекат выполняет первая тройка, готовится занять и.п. тройка другой команды. За разрыв цепочки начисляют 1 штрафное очко. Хват за голени изнутри.

4-я эстафета. Участники команд сидят на гимнастических скамейках, установленных вдоль зала. У первых номеров в руках волейбольный мяч.

Первые номера выполняют передачу мяча влево (вправо) сзади сидящему участнику. Последний в ряду игрок, получив мяч, бежит вперед и. сев на скамейку, выполняет передачу мяча сзади сидящему и т.д.

Примечание . Эстафету начинают сразу, как только последний игрок команды завершил предыдущий этап.

5-я эстафета (рис. 5). Подготовить 2 большие – «групповые» скакалки, 2 кубика.

Участники команд сидят на гимнастических скамейках вдоль стен зала, в ходе эстафеты постепенно передвигаясь к его задней стене. У первых номеров в руках кубик. По сигналу они с кубиком в руках совершают прыжки через скакалку, из-под нее выбежав, кладут кубик на пол, прыгая на одной ноге, выполняют ведение кубика до конца зала, коснувшись гимнастической стенки, встают на четвереньки (упор сзади), кубик кладут на живот, добегают «каракатицей» до последнего сидящего игрока команды, садятся рядом с ним и передают кубик по рукам вперед. Сидящий первым берет кубик и с ним вбегает под вращающуюся скакалку и т.д.

Примечание. По завершении эстафет подсчитывают очки и объявляют команду-победительницу

Развитие прыгучести по принципу круговой тренировки

Развивая у детей прыгучесть, помимо самих прыжковых упражнений, целесообразно использовать упражнения на развитие гибкости и ловкости, так как эти качества непосредственно влияют на прыгучесть. В связи с этим для развития прыгучести предлагаю комплексы упражнений, в которых развитие гибкости и ловкости непосредственно связано с прыжковой подготовкой. Комплексы рассчитаны на круговой метод занятия.

Комплексы упражнений для развития прыгучести

1-й комплекс:

1-я станция - прыжки через скакалку;

2-я станция - подбросить мяч, присесть, поймать мяч;

3-я станция - из положения лежа на животе руки в стороны согнуть правую ногу назад и коснуться ею кисти левой руки;

4-я станция - прыжки в высоту через препятствие;

5-я станция - прыжки вперед-назад с длиной прыжка 20-30 см;

6-я станция - из положения сидя согнуть правую ногу в колене и отвести правую стопу назад. Согнуть левое колено, взяться кистями обеих рук за левую стопу и поднять ногу вверх вертикально. Полностью вытянуть левую ногу, спину держать прямо.

2-й комплекс:

1-я станция – напрыгивание на небольшое возвышение;

2-я станция - кувырок вперед, поворот прыжком на 360°, кувырок назад;

3-я станция - из положения стоя спиной к стене выполнить наклоны вперед с касаниями пола кистями рук;

4-я станция- «кенгуру» (прыжки через параллельно натянутые резиновые бинты);

5-я станция - прыжок через набивной мяч с поворотом в воздухе;

6-я станция - встать в широкую стойку ноги врозь, руки за голову. Сгибая правую ногу, сделать глубокий выпад вправо и наклон к правой ноге, локтем левой руки коснуться правого носка. С поворотом туловища направо локтем правой руки коснуться пола у носка снаружи. Толчком правой ноги вернуться в исходное положение. То же с другой ноги.

3-й комплекс:

1-я станция - прыжки в длину;

2-я станция - прыжки с доставанием высоко подвешенного предмета;

3-я станция - стоя на коленях, руки поднять вверх, выполнить наклон назад, стремясь коснуться руками пола;

4-я станция - прыжки через барьер;

5-я станция - прыжки с коленей на ступни (выполнять на гимнастическом мате). Из по­ложения на коленях, подпрыгнув (без помощи рук), принять положение «на корточках», затем прыжком вернуться в положение на коленях и т.д.;

6-я станция - из стойки ноги вместе наклониться вперед, обхватить ноги руками. Притягивать голову к коленям пружинистыми движениями, колени не сгибать.

Дозировка упражнений подбирается индивидуально с учетом возраста и подготовленности учащихся.

Итогом прыжковой подготовки может стать проведение соревнований в прыжках.

Соревнования в прыжках «Больше, выше, дальше!»

В этих соревнованиях могут участвовать две и более команд. Количество участников в каждой команде должно быть равным (от 6 до 12 человек).

Станции размещаются по кругу в спортивном зале. На каждой из них должны находиться не менее двух судей.

После построения и представления команд они расходятся по станциям (порядок прохождения станций для каждой команды определен заранее). Команда, выполнившая задание на одной станции, переходит на другую, пока не побывает на каждой из них.

Станция «Интеллектуальная». Судья зачитывает вопрос, после чего команда совещается 5-10 сек. и дает свой вариант ответа. Каждый правильный ответ приносит команде 50 баллов.

Примерные вопросы :

  • «прыгучее» насекомое (кузнечик);
  • резвая в беге лошадь чистокровной поро­ды (скакун);
  • и гимнастические снаряды, и животные (конь, козёл);
  • вид спорта, к которому относятся прыжки (легкая атлетика);
  • веревочка для прыжков (скакалка);
  • резиновый шар, который после падения под­прыгивает (мяч);
  • палка для прыжков в высоту (шест);
  • состязания верховых лошадей (скачки),

Станция «Скакалочная » (соревнования в прыжках со скакалкой). Нужно выполнить как можно больше прыжков со скакалкой. У каждого участника команды одна попытка. Количество прыжков, выполненных отдельным участником команды, суммируют и переводят в баллы, за­работанные командой на этой станции {1 пры­жок равен 1 баллу).

Станция «Кенгуру» (соревнования в прыжках через резиновые бинты). Между параллельно поставленными гимнастическими скамейками натягивают 6-8 резиновых бинтов через каждые 30 см. По сигналу судьи участник в течение 30 сек. выполняет прыжки через каждый резиновый бинт, продвигаясь вперед. Прыгать нужно одновременным толчком обеих ног. После того как учащийся перепрыгнет через каждый резиновый бинт, он разворачивается и начинает прыгать в обратном направлении. Если участник ошибается (задевает нога­ми резиновый бинт, выполняет прыжок не одновременным толчком обеих ног, а иным способом), судья даёт команду «Стоп!», и этому учащемуся засчитывают только предыдущие удачно выполненные прыжки. За каждый правильно выполненный прыжок участник приносит своей команде 5 баллов.

Станция «Высокая» (соревнование в прыжках в высоту). Между двумя стойками натягивают резиновый бинт на высоте 50-60 см (в зависимости от возраста участников соревнований). За резиновым бинтом, в зоне приземления, лежат гимнастические маты. Каждый участник после небольшого разбега выполняет прыжок в высоту любым способом. Участники, взявшие эту высоту, приносят своей команде по 10 баллов и получают право на выполнение следующего прыжка на высоту, увеличенную на 5 см. Если участник при прыжке задевает резиновый бинт какой-либо частью тела, он выбывает из участия в соревнованиях на данной станции.

Станция «Длинная» (соревнования в прыжках в длину с места). Каждому участнику дается одна попытка. Результат каждого прыжка соответствует определенному количеству баллов.

Таблица оценки результатов в прыжках в длину (Таблица № 2)

После прохождения каждой командой всех станций судьи подсчитывают общее количество баллов, набранных командами.

Команды строятся. Судьи объявляют и награждают победителей.

Общая и моторная плотность урока физической культуры. При определении общей плотности урока учитывается вся полезная деятельность учащихся и учителя. В моторную плотность урока входит только время, затраченное на выполнение физических упражнений, т.е. непосредственная физическая нагрузка.

Способами повышения моторной плотности урока являются применение нестандартного, универсального спортивного оборудования и проведение круговых тренировок. Моторная плотность урока представляет собой суммарное время двигательной активности одного конкретного ученика в течение всего урока, выраженное в процентах. Моторная плотность определяется по формуле:

МПУ = ВДА (ученика) : ВУ x 100 %

где МПУ – моторная плотность урока;
ВДА–время двигательной активности ученика в минутах;
ВУ – время урока в минутах (35 – 45 мин).

Методика определения величины МПУ заключается в том, что до начала урока из состава класса выбирается любой ученик (ученица), за которым ведётся наблюдение в течение всего урока. Причём ни ученик, ни учитель, проводящий урок, об этом не должны знать. Наблюдатель держит в руке секундомер и включает его в момент начала любых двигательных действий ученика: строевых упражнений, ходьбы, бега, общеразвивающих и специальных упражнений, игр и т.д. По окончании выполнения упражнения секундомер выключается на время отдыха до начала следующего упражнения. Таким образом, секундомером суммируют время выполнения физических упражнений и не учитывают время отдыха, ожидания очереди выполнения, слушания объяснений учителя и т.п.
При анализе урока следует принимать во внимание, что на величину МПУ влияют многие факторы (например, возраст учащихся, их количество в классе, количество мальчиков и девочек, уровень подготовленности учащихся, грамотность использования оборудования и инвентаря и т.д.). Вместе с тем величина МПУ больше зависит от типа урока. Естественно, что на уроках ознакомления с новым материалом и его разучивания МПУ будет невысокой. Однако это не может служить критерием плохой работы учителя. С другой стороны, если на уроке совершенствования изученного материала не продумана методика организации занятий и ученики тратят много времени в ожидании возможности выполнить упражнение, то МПУ должна быть одним из основных критериев методической грамотности учителя.

Примерные величины МПУ физкультуры (Таблица № 1)

По моим подсчетам, ученики могут находиться в полезном движении в зависимости от темы и задач уроков 25-35 мин. (сюда входят и различные перестроения). 5-10 мин. уходят на объяснение и демонстрацию упражнений. 1-2 мин. – на раздачу и сбор инвентаря, вынос и уборку матов (хотя лучше спланировать уроки, чтобы тяжелый инвентарь не убирался, а использовался в течение всего рабочего дня). За две минуты до конца занятий ребят приходиться отпускать в раздевалку, иначе они не успевают привести себя в порядок к следующему уроку.

Итак, в полезном движении ученики находятся 25-35 мин. Откуда такое большое расхождение во времени? На первых уроках новой темы приходится больше объяснять и демонстрировать, чем на последующих; при спортивных играх в небольшом по размеру залу команды вынуждены ожидать своей очереди выйти на площадку; неизбежные простои возникают при прыжках в длину с разбега.

Разумеется, и 35 мин, недостаточно для полноценных занятий, но уж коли больше не дано, их надо использовать с максимальной пользой. Учитель обязан проиграть в уме или непосредственно в спортивном зале внешнюю форму урока, проверяя по секундомеру не только время для всех его частей, но и отдельных компонентов внутри их.

По моим наблюдениям, у всех учителей, чьи уроки отличаются высокой плотностью, есть одно общее качество: требовательность к ученикам. У одних эта требовательность обеспечивается жестким руководством, другие идут более сложным путем – неустанное убеждение учеников в полезности занятий. Думаю, что второй путь все-таки предпочтительнее. Когда ученики сами стремятся выполнить задания, не только не возникает проблемы дисциплины, но не нужен неусыпный контроль за классом. Учитель может заняться индивидуально с тем, кому требуется помощь, не беспокоясь, что за его спиной кто-то присядет на скамейку поболтать с товарищем. Сознательное отношение к урокам позволяет желающим выполнять упражнения сложнее предусмотренных программой: сальто вперед с разбега, длинные кувырки вперед через стул или через «козла», прыжки с подкидного мостика через резинку на двухметровой высоте, лазание по канату с грузом и т.д. Если ребята видят, что учитель искренне заинтересован в их продвижении, если уроки проходят эмоционально и без простоев, то отношение к учителю больше, чем уважительное. Тогда ученики сами одернут нарушителя дисциплины и косо посмотрят на тех, кто работает вполсилы. Такое отношение складывается не сразу и только в том случае, если учитель переводит свои знания и умения в своих учеников, если старается превращать каждый урок в маленький праздник для них.

По методу круговой тренировки в начальных классах

Большой плотности урока, роста интереса детей к занятиям (заинтересовать ребенка в двигательном действии считаю главной своей задачей) мне удалось добиться благодаря проведению упражнений поточным методом по принципу круговой тренировки.

Во время передвижения учащихся в ходе круговой тренировки слежу за дистанцией, качеством выполнения упражнений, которые корректирую по ходу, помогая, подсказывая, подстраховывая.

Приведу некоторые комплексы упражнений круговой тренировки, используемые в I- IV классах.

I класс

  1. Переползание по-пластунски. Методические указания. Дистанция -1 мат по длине, следить за работой коленями и локтями.
  2. Подъем из положения лежа на спине. Голова на мате, колени согнуты, руки за головой. Количество раз определяет учитель.
  3. Подтягивание обеими руками одновременно по гимнастической скамейке на животе. Соблюдать дистанцию по указанию учителя.
  4. Перекат в сторону в группировке. Голова прижата к коленям. Соблюдать дистанцию.
  5. Разгибание рук в упоре лежа, носками зацепившись за рейку гимнастической стенки. И.п. - лежа на животе, кисти рук под плечами, пальцы вперед. Количество раз определяетучитель.
  6. Отталкивание ногами вперед на животе по гимнастической скамейке. Ноги прямые. Соблюдать дистанцию.
  7. Перекат в сторону вытянувшись («бревнышко»). Передвижение за счет перемаха ног.
  8. Переход по гимнастической стенке с вертикальным переворотом. Высоту определяет учитель. Страховка - маты под стенкой.
  9. «Волчок» - вращение в седе на ягодицах с продвижением по гимнастической скамейке. Выполнять с помощью рук. Ногами касаться пола с одной стороныскамейки при передвижении.
  10. «Задний ход» на четвереньках. При передвижении соблюдать дистанцию. Четвереньки - низкие (получетвереньки), средние или высокие (в полуприседе) - определяетучитель.
  11. Передвижение в висе на гимнастической стенке лицом к ней. Выполнять по силам,без перенапряжения. Девочки передвигаются приставными шагами.
  12. Перемахи ног через гимнастическую скамейку с продвижением вперед. И.п. - стойка сбоку скамейки, упор на руки. Соблюдать дистанцию 2 м.
  13. Прыжки по матам с продвижением вперед, отталкиваясь обеими ногами. Дистанция 4 м.
  14. «Каракатица» - передвижение в упоре сзади на четвереньках. Движение вокруг матов и гимнастических скамеек лицом и ногами вперед.
  15. Бег с чередованием с ходьбой различного вида (широким шагом, спиной вперед, боковым галопом и др.). Соблюдать дистанцию. Дышать ровно, не задерживатьдыхание.
  16. Ходьба с выполнением упражнений на развитие мышц рук и на равновесие. Упражнения на дыхание. Активный вдох и выдох. Остановка по сигналу.

II класс

  1. Переползание по-пластунски ногами вперед. Соблюдать дистанцию. Использоватьнатянутую резинку (переползание под резинкой).
  2. Подъем из положения лежа на спине у гимнастической стенки. Колени согнуты, голова на мате, руки за головой. Количество раз определяет учитель.
  3. Подтягивание по гимнастической скамейке на спине обеими руками попеременно,отталкиваясь пятками от скамейки. Соблюдать дистанцию.
  4. Передвижение на высоких четвереньках по матам боком (приставными шагами), на ладонях, ступнях. Соблюдать дистанцию.
  5. Пролезание за перекладиной («пожарные»}. Упражнение выполняют, если дети к нему готовы, с большой осторожностью и подстраховкой учителя; под гимнастической стенкой обязательно положить маты.
  6. «Каракатица» - передвижение в упоре сзади на четвереньках лицом вперед. Можно пере двигаться вдоль матов, опережая друг друга, но не сталкиваясь.
  7. Передвижение горизонтальное по гимнастической стенке с предметом в руке. Высоту указывает учитель. У гимнастической стенки маты.
  8. «Буксир» вдвоем. Подтягивание по гимнастической скамейке на животе. Хват за щиколотки. Соблюдать дистанцию.
  9. «Паук» - передвижение в упоре сзади на четвереньках, затылком вперед. Не сталкиваться. Продвижение вдоль матов.
  10. Передвижение по гимнастической стенке спиной к ней. Передвижение вдоль стенки. Высоту указывает учитель. У стенки положить маты.
  11. Передвижение по гимнастической скамейке, сидя боком, без помощи рук. Выполнять в быстром темпе.
  12. «Гусеница» на средних четвереньках в парах. В дальнейшем можно передвигатьсякомандами. Хват за щиколотки с внутренней стороны.
  13. «Мосты - мосточки» - прогибание и выгибание спины в упоре на гимнастическихскамейках. Упор с обеих сторон скамейки. Ладонями на скамейке, стоя на полу на носках, вытянувшись. Голова приподнята.
  14. «Космонавты» - перекаты в сторону, парами, держась за руки. Использовать две дорожки по 3 мата. Дистанция -1 мат по длине.
  15. Игра «Ковбои и амазонки» - стойка на гимнастической скамейке {одна рука впереди, другая сзади, ноги по бокам «коня»-скамейки). Выполняют по команде учителя. И.п. - сидя верхом друг за другом, дети «скачут», стуча ногами по полу. По команде «Овраг!» - отрывают ноги от пола, стойка на руках.
  16. Передвижение бегом по периметру спортивного зала с поворотами на 360° по сигналу. Переход на ходьбу с выполнением упражнений для развития мышц рук, ног.
  17. Соблюдать дистанцию. Бег ритмичный, ровный. Дыхание не задерживать, дышать равномерно.
  18. Упражнения в кругу – успокаивающие дыхательные. Активный вдох и выдох без задержки дыхания.

III класс

  1. Переползание по-пластунски с зажатым между голенями предметом (мячом). Продвижение с помощью рук (локтей), на животе.
  2. Продвижение с одного пролета гимнастической стенки на другой по диагонали, в руке предмет (мяч). Соблюдать дистанцию. У гимнастической стенки положить маты.
  3. Пролезание змейкой в пролеты гимнастической скамейки. Соблюдать дистанцию. Мяч держать перед головой. Преодолеть не менее 6 пролетов. Затем встать, выпрямиться, выполнить передачу мяча броском от груди учителю.
  4. Передвижение на низких четвереньках боком приставными шагами (под натянутой резинкой).
  5. Передвижение по 3-й рейке гимнастической стенки спиной к ней, преодолеть все 5 пролетов. У гимнастической стенки положить маты.
  6. Передвижение на корточках по двум поставленным параллельно гимнастическим скамейкам («паук»). Скамейки должны быть неподвижными.
  7. Лазание по гимнастической стенке с помощью закрепленного над стенкой каната («скалолазы»). Влезть с помощью каната, спуск по гимнастической стенке. У стенки положить маты.
  8. Игра «Поезд». Переход из положения упор лежа в борцовский «мост». Все участники принимают упор лежа над матами. По сигналу учителя первый участник проползаетв «тоннеле» под «мостами». По следующему сигналу дети выполняют переворот навстречу «поезду» в положение борцовского «моста». Игра продолжается, пока все участники не побывают в роли поезда. Если участников много, их можно разделить на две команды и использовать две дорожки из матов.
  9. Игра «Ковбои и амазонки» на гимнастических скамейках.
  10. Ходьба различного вида (спиной вперед, на носках, на пятках, на корточках, с поворотами по сигналу учителя). Соблюдать дистанцию.
  11. Бег с напрыгиванием на стопку матов. Ходьба в сочетании с упражнениями, успокаивающими дыхание.

IV класс

В IV классе упражнения по методу круговой тренировки провожу в виде эстафет.

Методические указания. Все элементы эстафет должны быть отработаны на предыдущих уроках. Должна быть отлажена четкость в замене оборудования между эстафетами. Надо заранее приготовить доску, мел, секундомер, назначить судей из освобожденных от занятий учащихся, объяснить им правила подсчета очков и их запись. Приготовить предмет для передачи в эстафете.

После построения учащихся в одну шеренгу выполнить расчет на первый-второй. Звучат команды: «Вторые номера, шаг вперед! Шеренги, направо сомкнись!» Затем участники садятся на гимнастические скамейки у дальней стены спортивного зала; капитаны команд (командиры) сидят в центре скамейки.

1-я эстафета (рис. 2). Уложить по 2 мата па­раллельно вдоль спортивного зала, на гимнастической стенке закрепить тонкие канаты для подъема с их помощью. У канатов осуществлять страховку участников.

Выполнить перекат в группировке вдоль зала, добежать до гимнастической стенки, взобраться на нее с помощью каната, спуститься по рейкам стенки, добежать до скамейки, передать эстафету из руки в руку приготовившегося следующего участника.

2-я эстафета (рис. 3). Установить по 3 гимнастические скамейки вдоль зала.

Проползти в пролеты гимнастических скамеек змейкой, добежать до гимнастической стенки, коснуться предметом рейки, обратно проползти по тем же скамейкам на животе, передать предмет следующему участнику.

3-я эстафета (рис. 4). Плотно уложить рядом 6 матов (3 + 3) посередине зала, вдоль них с обеих сторон установить гимнастические скамейки.

Выполнить перекаты цепочкой по 3 человека. И.п. - лежа на животе вдоль матов, хват руками за голени впереди лежащего участника. Завершившие перекат садятся верхом на гимнастические скамейки.

Примечание. Пока перекат выполняет первая тройка, готовится занять и.п. тройка другой команды. За разрыв цепочки начисляют 1 штрафное очко. Хват за голени изнутри.

4-я эстафета. Участники команд сидят на гимнастических скамейках, установленных вдоль зала. У первых номеров в руках волейбольный мяч.

Первые номера выполняют передачу мяча влево (вправо) сзади сидящему участнику. Последний в ряду игрок, получив мяч, бежит вперед и. сев на скамейку, выполняет передачу мяча сзади сидящему и т.д.

Примечание . Эстафету начинают сразу, как только последний игрок команды завершил предыдущий этап.

5-я эстафета (рис. 5). Подготовить 2 большие – «групповые» скакалки, 2 кубика.

Участники команд сидят на гимнастических скамейках вдоль стен зала, в ходе эстафеты постепенно передвигаясь к его задней стене. У первых номеров в руках кубик. По сигналу они с кубиком в руках совершают прыжки через скакалку, из-под нее выбежав, кладут кубик на пол, прыгая на одной ноге, выполняют ведение кубика до конца зала, коснувшись гимнастической стенки, встают на четвереньки (упор сзади), кубик кладут на живот, добегают «каракатицей» до последнего сидящего игрока команды, садятся рядом с ним и передают кубик по рукам вперед. Сидящий первым берет кубик и с ним вбегает под вращающуюся скакалку и т.д.

Примечание. По завершении эстафет подсчитывают очки и объявляют команду-победительницу

Развитие прыгучести по принципу круговой тренировки

Развивая у детей прыгучесть, помимо самих прыжковых упражнений, целесообразно использовать упражнения на развитие гибкости и ловкости, так как эти качества непосредственно влияют на прыгучесть. В связи с этим для развития прыгучести предлагаю комплексы упражнений, в которых развитие гибкости и ловкости непосредственно связано с прыжковой подготовкой. Комплексы рассчитаны на круговой метод занятия.

Комплексы упражнений для развития прыгучести

1-й комплекс:

1-я станция - прыжки через скакалку;

2-я станция - подбросить мяч, присесть, поймать мяч;

3-я станция - из положения лежа на животе руки в стороны согнуть правую ногу назад и коснуться ею кисти левой руки;

4-я станция - прыжки в высоту через препятствие;

5-я станция - прыжки вперед-назад с длиной прыжка 20-30 см;

6-я станция - из положения сидя согнуть правую ногу в колене и отвести правую стопу назад. Согнуть левое колено, взяться кистями обеих рук за левую стопу и поднять ногу вверх вертикально. Полностью вытянуть левую ногу, спину держать прямо.

2-й комплекс:

1-я станция – напрыгивание на небольшое возвышение;

2-я станция - кувырок вперед, поворот прыжком на 360°, кувырок назад;

3-я станция - из положения стоя спиной к стене выполнить наклоны вперед с касаниями пола кистями рук;

4-я станция- «кенгуру» (прыжки через параллельно натянутые резиновые бинты);

5-я станция - прыжок через набивной мяч с поворотом в воздухе;

6-я станция - встать в широкую стойку ноги врозь, руки за голову. Сгибая правую ногу, сделать глубокий выпад вправо и наклон к правой ноге, локтем левой руки коснуться правого носка. С поворотом туловища направо локтем правой руки коснуться пола у носка снаружи. Толчком правой ноги вернуться в исходное положение. То же с другой ноги.

3-й комплекс:

1-я станция - прыжки в длину;

2-я станция - прыжки с доставанием высоко подвешенного предмета;

3-я станция - стоя на коленях, руки поднять вверх, выполнить наклон назад, стремясь коснуться руками пола;

4-я станция - прыжки через барьер;

5-я станция - прыжки с коленей на ступни (выполнять на гимнастическом мате). Из по­ложения на коленях, подпрыгнув (без помощи рук), принять положение «на корточках», затем прыжком вернуться в положение на коленях и т.д.;

6-я станция - из стойки ноги вместе наклониться вперед, обхватить ноги руками. Притягивать голову к коленям пружинистыми движениями, колени не сгибать.

Дозировка упражнений подбирается индивидуально с учетом возраста и подготовленности учащихся.

Итогом прыжковой подготовки может стать проведение соревнований в прыжках.

Соревнования в прыжках «Больше, выше, дальше!»

В этих соревнованиях могут участвовать две и более команд. Количество участников в каждой команде должно быть равным (от 6 до 12 человек).

Станции размещаются по кругу в спортивном зале. На каждой из них должны находиться не менее двух судей.

После построения и представления команд они расходятся по станциям (порядок прохождения станций для каждой команды определен заранее). Команда, выполнившая задание на одной станции, переходит на другую, пока не побывает на каждой из них.

Станция «Интеллектуальная». Судья зачитывает вопрос, после чего команда совещается 5-10 сек. и дает свой вариант ответа. Каждый правильный ответ приносит команде 50 баллов.

Примерные вопросы :

  • «прыгучее» насекомое (кузнечик);
  • резвая в беге лошадь чистокровной поро­ды (скакун);
  • и гимнастические снаряды, и животные (конь, козёл);
  • вид спорта, к которому относятся прыжки (легкая атлетика);
  • веревочка для прыжков (скакалка);
  • резиновый шар, который после падения под­прыгивает (мяч);
  • палка для прыжков в высоту (шест);
  • состязания верховых лошадей (скачки),

Станция «Скакалочная » (соревнования в прыжках со скакалкой). Нужно выполнить как можно больше прыжков со скакалкой. У каждого участника команды одна попытка. Количество прыжков, выполненных отдельным участником команды, суммируют и переводят в баллы, за­работанные командой на этой станции {1 пры­жок равен 1 баллу).

Станция «Кенгуру» (соревнования в прыжках через резиновые бинты). Между параллельно поставленными гимнастическими скамейками натягивают 6-8 резиновых бинтов через каждые 30 см. По сигналу судьи участник в течение 30 сек. выполняет прыжки через каждый резиновый бинт, продвигаясь вперед. Прыгать нужно одновременным толчком обеих ног. После того как учащийся перепрыгнет через каждый резиновый бинт, он разворачивается и начинает прыгать в обратном направлении. Если участник ошибается (задевает нога­ми резиновый бинт, выполняет прыжок не одновременным толчком обеих ног, а иным способом), судья даёт команду «Стоп!», и этому учащемуся засчитывают только предыдущие удачно выполненные прыжки. За каждый правильно выполненный прыжок участник приносит своей команде 5 баллов.

Станция «Высокая» (соревнование в прыжках в высоту). Между двумя стойками натягивают резиновый бинт на высоте 50-60 см (в зависимости от возраста участников соревнований). За резиновым бинтом, в зоне приземления, лежат гимнастические маты. Каждый участник после небольшого разбега выполняет прыжок в высоту любым способом. Участники, взявшие эту высоту, приносят своей команде по 10 баллов и получают право на выполнение следующего прыжка на высоту, увеличенную на 5 см. Если участник при прыжке задевает резиновый бинт какой-либо частью тела, он выбывает из участия в соревнованиях на данной станции.

Станция «Длинная» (соревнования в прыжках в длину с места). Каждому участнику дается одна попытка. Результат каждого прыжка соответствует определенному количеству баллов.

Таблица оценки результатов в прыжках в длину (Таблица № 2)

После прохождения каждой командой всех станций судьи подсчитывают общее количество баллов, набранных командами.

Команды строятся. Судьи объявляют и награждают победителей.