Сильные и слабые стороны воспитателя. Личностные качества педагога. Уважение к детям


ВВЕДЕНИЕ

Личностные критерии успешности учителя

Особенности личностных и индивидуальных качеств учителя

Соответствие учителя педагогической деятельности

Стиль педагогической деятельности

Модель личностно-деловых качеств учителя.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ


Среди них профессия учителя не совсем обычная. Учителя заняты приготовлением нашего будущего, они воспитывают тех, кто завтра сменит нынешнее поколение. Они, так сказать, работают с "живым материалом", порча которого приравнивается почти к катастрофе, так как упущены те года, которые были направлены на обучение.

Профессия учителя требует всесторонних знаний, безграничной душевной щедрости, мудрой любви к детям. Только каждый день с радостью отдавая себя детям, можно приблизить их к науке, приохотить к труду, заложить незыблемые нравственные основы.

Деятельность учителя - это всякий раз втрожение во внутренний мир вечно меняющегося, противоречивого, растущего человека. Надо всегда помнить об этом, чтобы не поранить, не сломать неокрепший росток детской души. Никакими учебниками нельзя заменить содружество педагога с детьми.

Учитель - одна из самых почётных и в то же время очень ответственных профессий на Земле. На учителе лежит большой круг ответственности за совершенствование молодого поколения, формирование будущего страны. Профессия учителя очень важная и ценная для каждого из нас. Ведь именно педагог научил нас писать первое слово, читать книги.

Многие из нас вспоминают школу с теплотой и восторгом. Однако разные учителя оставили разный след в нашей душе. С кем-то из них хочется встретиться и даже обсудить жизненные планы, кого-то можно поздравить с праздником или зайти к нему на чашечку чая, а бывает и так, что кого-то и вспоминать не хочется, а кто-то и просто исчез из памяти…

Учителю недостаточно хорошо знать свой предмет, он должен прекрасно разбираться в педагогике и детской психологии. Специалистов в разных областях много, но не все смогут стать хорошими учителями.

1. Личностные критерии успешности учителя


Специфической чертой деятельности учителя является высокая включенность в нее личности педагога. Это значит, что личностные особенности учителя выступают как инструмент его профессиональной деятельности. Объектом оценивания выступает не вся совокупность личностных характеристик учителя, а только та часть личностных качеств, которая профессионально значима.

Такие качества структурировались в работах Бабанского Ю. К., Сластенина В. А., Кузьминой Н. В. и др.

Из многочисленных существующих диагностических методик мы выделили такие качества личности учителя, которые, на наш взгляд, оказывают существенное влияние на педагогическую деятельность учителя.

Эмоциональность.

В состав этого качества входит:

интенсивность эмоций, их устойчивость, глубина чувств;

адекватность эмоционального состояния учителя на деятельность учащихся;

доброжелательность реакции учителя на возбуждение;

уверенность в своих педагогических мыслях и действиях, удовлетворенность от результата своего труда.

Выразительность речи.

Это качество характеризует содержательность, яркость, образность и убедительность речи учителя.

К сожалению, почти все учителя приобретают «профессиональную» окраску голоса: нервная монотонность с элементами металла. Это учительское свойство, как установлено психологами, раздражает, угнетает учащихся.

Для постановки голоса, владения средствами внешней выразительности необходимо использовать рефлексию своего поведения и специальные упражнения для ораторского искусства, а для обогащения лексики, образности действует правило «Три О»:

Общение - с хорошей литературой, искусством, природой;

Общение - с интересными людьми, любовь, дружба;

Общение - с самим собой - саморазвитие - время печали, творчества, размышлений.

Творческое начало личности.

Учитель, как и писатель, должен строить свою «внешнюю» и «внутреннюю» биографию. Вроде бы просто: думать, писать, читать, заучивать, решать, делать самому, экспериментировать ежедневно... Но если это выполнять без творческого подхода, без остроумия души, то не будет ни оригинальных суждений, ни замечательных уроков, ни остроумных шуток, ни внепредметных интересов. В результате ученикам с учителем неинтересно, быть с ним не хочется. И приговор: «На уроке скучно!»

Одностишие: Я и творить, и натворить умею.

Организаторские способности.

Необходимы как для обеспечения работы самого учителя, так и для создания хорошего ученического коллектива.

Одностишие: Я горы вмиг с ребятами сверну (еще бы знать зачем). Планировать могу, могу и делать.

Чувство юмора.

Дети любят разных учителей, но более всего веселых - таких, кто за словом в карман не полезет и из всякого затруднения найдет выход.

В. А. Сухомлинский утверждал: «Отсутствие у учителя чувства юмора воздвигает стену взаимного непонимания: учитель не понимает детей, дети не понимают учителя. Сознание того, что дети тебя не понимают, раздражает, и это раздражение - то состояние, из которого учитель часто не находит выхода». Значительную часть конфликтов между учениками и учителями можно было бы предотвратить, умей учитель с юмором отнестись к причине противостояния, обратить все в шутку.

Одностишие: Мне юмор в детстве подмешали в молоко.

Настойчивость, дисциплинированность.

Два эти качества характеризуют развитие воли учителя.

Под настойчивостью мы понимаем способность достигать поставленной цели и доводить принятые решения до конца.

Критерии успешности учителя

Педагогическая деятельность:

Уровень обученности ЗУН.

Уровень сформированности ОУУН.

Инновационная работа.

Самообразование, исследовательская работа.

Образование, квалификация.

Самоанализ, самодиагностика.

Психолого-педагогическое общение:

Интерес, мотивация.

Сознательное обучение.

Отношения «учитель - ученик».

Учет индивидуальных особенностей ученика.

Личность учителя:

Эмоциональность.

Выразительность речи.

Творческое начало личности.

Организаторские способности.

Чувство юмора.

Настойчивость, дисциплинированность.

2. Особенности личностных и индивидуальных качеств учителя


Рассмотрим личностные и индивидуальные качества учителя также и с позиции требований, которые предъявляет сегодня школа к учителю. Полагаем, что учитель должен отвечать одновременно трем уровням требований, предъявляемых к этой профессии. Требования первого уровня предъявляются к учителю вообще как к носителю профессии и к учителю, в частности. Они безотносительны к социальным условиям, общественным формациям, учебному заведению, учебному предмету. Этим требованиям должен отвечать любой настоящий учитель вне зависимости от того, работает ли он при капитализме, социализме, в условиях сельской, городской школы, преподает ли математику, труд, язык и т. д. Требования второго уровня предъявляются к передовому учителю вообще, вне зависимости от учебного предмета, который он преподает. И третий уровень - это уровень требований только к учителю. Соответственно, учитель в современной школе должен отвечать всем уровням такой сужающейся пирамиды требований.

Так, преподавателя вообще как учителя, человека, организующего и управляющего учебной деятельностью школьника в любых условиях обучения, должен характеризовать:

а) высокий профессионализм в области преподаваемого языка, который дает ему моральное право и предметную возможность учить других,

б) подлинная объективность оценивания результатов и хода обучения,

в)дидактичность, т. е. владение педагогическими умениями, позволяющими организовать учебный процесс.

Это уровень его профессионализма, которым как само собой разумеющимся должен характеризоваться любой настоящий учитель: Учителя нашей школы должны отличать (в силу тех методологических и общетеоретических принципов, на которых строится передовая педагогическая теория и практика обучения, например, принципа гуманизма, активности, сознательности, принципа развивающего обучения и др.) высокая социальная активность, гуманность, любовь к детям и воспитывающий характер педагогического воздействия. Показательно в этом отношении не только содержание, но даже само название книги В. А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям». Руководствуясь этими требованиями, передовой учитель в средней школе относится к ученику как к активному субъекту учебной деятельности, партнеру педагогического общения, которое организуется по схеме: субъект - субъект. Здесь оба субъекта - уважающие друг друга, взаимодействующие стороны общения. Это план социальной характеристики учителя.

Учитель как предметник, характеризуясь всеми чертами, присущими учителю любой другой учебной дисциплины в условиях школы, определяется еще и специфическими чертами. Так, согласно А. А. Алхазишвили, учитель должен уметь найти, выбрать предмет общения, направить его таким образом, чтобы учащиеся не чувствовали его унижающего их превосходства ни в знаниях, ни в возрасте, ни в социальной роли учителя. Более того, А. А. Алхазишвили подчеркивает, что учитель, будучи партнером общения, должен быть, заинтересован в процессе и результате этого общения. Если в какой-то момент учебного занятия в силу каких-либо причин у него нет этого интереса, то он должен быть столь артистичным, чтобы уметь не выявить его отсутствия.

Учителю должна быть присуща еще одна особенность, которая достаточно часто проявляется при обучении-умение быть одновременно и партнером, и учителем, направляющим речевое общение и исправляющим его недочеты. Это сложное педагогическое умение не авторитарного, не императивного, а поддерживающего, заинтересованного управления общением с учениками. Такое умение есть профессионально-предметное качество учителя.


3. Соответствие учителя педагогической деятельности

успешность учитель педагогический самопознание

В общепсихологическую характеристику учителя может быть включен и показатель его соответствия (как субъекта) самой педагогической деятельности. Нами выделяются три плана такого соответствия. Первый - это предрасположенность к педагогической деятельности (и пригодность к ней). Она выявляется в отсутствии анатомо-морфологических, физиологических и психологических противопоказаний к профессии, например таких, как тугоухость, косноязычие и др. Предрасположенность к педагогической деятельности предполагает некоторое стабильное единство нормы интеллектуального развития человека, положительного эмоционального тона (стеничность эмоции) и нормальный уровень развития коммуникативных способностей. Учитывая важность правильной организации учителем педагогического общения с учащимися, необходимо особое внимание обратить на наличие или специальное формирование именно этих способностей.

Второй план соответствия учителя своей профессии - это его личностная готовность к педагогической деятельности. Готовность предполагает широкую и системную профессиональную компетентность, стойкую убежденность человека, социально-значимую направленность личности, а также наличие коммуникативной и дидактической потребности, потребности общения, передачи опыта.

Включаемость в педагогическое общение и обучение ему выявляет третий план соответствия человека деятельности учителя. Она выражается в легкости, правильности установления контакта с собеседником, умении следить за реакцией собеседника и самому адекватно реагировать на нее. В личностном плане «преподаватель, обучающий устной речи, должен относиться к типу людей, с которыми легко и интересно говорить»

Важно также отметить, что сама педагогическая деятельность, обусловливаясь индивидуально-психологическими особенностями человека, формирует некоторый свойственный именно ей стиль поведения, контур коммуникативных действий учителя. «Под влиянием специфики педагогического общения происходит нивелирование отрицательных проявлений таких индивидуально-психологических особенностей, как экстравертированность или интровертированность, в результате, которого оптимизируется способ решения коммуникативных задач преподавателя в педагогическом общении независимо от его принадлежности к одному из двух типов»,- подчеркивает исследователь этой проблемы Л. А. Хараева.


4. Стиль педагогической деятельности


Каждый человек в зависимости от его индивидуально-психологических особенностей, и в частности от типа нервной деятельности, вырабатывает свой индивидуальный стиль педагогической деятельности. На основе комбинации динамических, содержательных и результативных характеристик педагогической деятельности А. К. Маркова, А. Я. Никонова выделили четыре типа таких стилей: эмоционально-импровизационный, эмоционально-методичный, рассуждающе-импровизационный и рассуждающе-методичный. Учителю предстоит определить свой стиль и, если есть необходимость, совершенствовать его. Вот какую характеристику эмоционально-импровизационного стиля дают авторы. «Вы обладаете многими достоинствами: высоким уровнем знаний, артистизмом, контактностью, проницательностью, умением интересно преподать учебный материал. Однако вашу деятельность характеризуют и определяют недостатки: отсутствие методичности, недостаточное внимание к уровню знаний слабых учеников, недостаточная требовательность, завышение самооценки, повышенная чувствительность, обусловливающие, чашу чрезмерную зависимость от ситуации на уроке и т. д.

На материале приведенной характеристики хорошо видна зависимость учебного процесса от стиля учителя. В результате - у ваших учеников стойкий интерес к изучаемому предмету и высокая познавательная активность с непрочными знаниями, недостаточно сформированными навыками...» м рядом его индивидуельно-психологических особенностей.

Существенно, что приведенные выше характеристики учителя соотносятся с теми чертами, которые определяют успех общения вообще, согласно В. Леви, В. А. Кан-Калику. Такими чертами являются; интерес к людям, быстрая и точная реакция на собеседника, артистизм, доброе, оптимистическое, открытое, без агрессии отношение к людям, отсутствие предвзятости и тревожности. Очевидно, что именно учителю в силу специфики учебного предмета, требующего организации педагогического общения как средства (условий) и цели обучения, необходимо целенаправленно формировать у себя эти качества, если они недостаточно выявлены.


5. Модель личностно-деловых качеств учителя


Учитель несёт детям не только знания. От самого порога класса, на котором возникает его фигура, начинается сложное взаимодействие его личности с личностями учеников. Психологический результат этого взаимодействия зависит от личности учителя, от его сознательных установок, от его отношения к людям вообще, к себе, к младшим, от того, как выражается это отношение! То есть, прежде всего, от его характера, личностных качеств. Состояние учителя тоже играет роль, но опять же - в зависимости от его характера и сознательных установок.

Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, которые во многом способствуют успеху в работе. В первую очередь это психолого-педагогические качества, сориентированные на создание эффекта личного обаяния учителя: коммуникабельность, эмпатичность, визуальность, красноречивость.

Коммуникабельность - умение быстро устанавливать контакт с людьми, «входить» в коллектив. Человек - существо общественное, а к учителю, можно сказать, это вдвойне относится. Его сущность не просто совокупность, а сложный ансамбль общественных отношений, т.е. их слаженность, соподчинённость, содружество, гармоничное единство.

Главный смысл общения - достижение духовной общности учителя и учеников, учителя и коллег по работе, что способствует формированию ценностного сознания, его отношения к другим людям и к самому себе. Педагог должен повышать коммуникативную компетентность - способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, вырабатывать совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих протекание коммуникативного процесса.

Эмпатичность - улавливание настроений людей, выявление их установок и ожиданий, сопереживание их нуждам. Эмпатия означает понимание любого чувства, гнева, печали, радости, переживаемых другим человеком, и ответное выражение своего понимания этих чувств.

Благодаря сопереживанию процесс познания чувств другого человека делается полнее, появляется действительное эмоциональное сопереживание, которое становится основной причиной для возникновения внутренней близости.

В.А.Сухомлинский писал: «У личности развивается одна из самых тонких потребностей - потребность в человеке».

Мы стали порой экономны по части добрых и ласковых слов. И в то же время с надеждой ждём их, не обязательно признаваясь себе в этом. Учиться быть сопричастным другому человеку, активно и непрерывно искать соответствующие, адекватные пути и формы - это труд в конечном счёте направленный на сотворение и желанных радостей общения.

Д.И.Писарев писал: «Чтобы понимать человека, надо уметь поставить себя на его положение, надо перечувствовать его горе и радость».

К сожалению не всем это удаётся, особенно, когда дело касается маленького человека. Ежегодно в нашей стране, не дожив до года, умирают 130 тысяч детей, 44 тысячи детей рождаются с больным сердцем. На операцию могут рассчитывать не многие. «Только больная душа может быть глуха к чужой беде», - говорили древние. У нашего государства, судя по тому, каково положение наших детей, действительно, больная душа.

Эмпатичность - качество, особенно необходимое учителю. Без неё парализуется нить, связывающая его с учеником. Уметь почувствовать настроение, состояние ребенка в данный момент и выбрать необходимый педагогический инструментарий - задача нелёгкая, но оптимальная она сторицей - светом лучистых благодарных глаз.

Для развития данного качества учителю будет полезно знакомится с отдельными советами Д.Карнеги, помещенными в его книге.

Вот некоторые из них:

искренне интересуйтесь другими людьми;

улыбайтесь;

помните, что имя человека - это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке;

будьте хорошим слушателем, поощряйте других говорить о самих себе;

говорите о том, что интересует вашего собеседника;

внушайте вашему собеседнику сознание его значимости и делайте это искренне.

Визуальность - внешняя привлекательность человека. Люди представляют себя через вербальные и невербальные средства общения. Ещё Цицерон считал необходимым обращать внимание не только на то, что каждый говорит, но и на внешнее выражение чувств в мимических движениях.

Учитель обладающий приятными манерами поведения, а сюда входят и мимика, и жесты и поза, и навыки общения, располагает к себе людей. Хорошие манеры помогают быстро адаптироваться в любой обстановке, упрощают установление коммуникативных связей с людьми, повышают возможность влияния на них. Формирование личного обаяния достигается в результате огромной работы учителя над собой, преднамеренного упражнения в развитии психолого-педагогических качеств. Всем манерам учителя должна быть присуща одна общая черта - это соблюдение педагогического такта, который включает в себя повышенную чуткость к окружающим и умение найти такую форму общения с другой личностью, которая позволяла бы ему сохранить личное достоинство.

А.П.Чехов, говорил, что в человеке должно быть всё прекрасно, подчёркивал при этом и значение одежды. Внешность учителя должна свидетельствовать о его движении к людям, стремлении быть для них примером во всём.

Красноречивость - умение внушать и убеждать словам. Учителю всегда пригодится овладение приёмами араторского мастерства, знание закономерностей публичной речи, основных требований к речевой культуре, искусства оперирования словом. Подбор языкового стиля общения осуществляется с учётом содержания языкового материала и подготовленности к его восприятию слушающих. Речь должна быть адаптирована к тем, с кем общаешься. Искусство речи - это также ее гибкость, оригинальность, выразительность, умение свободно использовать литературное богатство родного языка, умение говорить художественно ярко, образно, используя элементы, сравнения, метафоры.

Общаясь постоянно, учитель не должен забывать о тоне, которым он разговаривает с другими людьми. Здесь тоже важно помнить заповедь Геппократа: «Не навреди!» Известно, что люди способны заражаться отрицательными эмоциями быстрее чем положительными. Испортить хорошее настроение человеку можно очень быстро, но как трудно его потом восстановить!

Отрицательные эмоциональные состояния особенно вредны в нашем общении с младшими: снижая уровень жизнедеятельности, они подрывают учебную продуктивность, содержат большую аффективную взрывоопасность и конфликтный потенциал большой разрушительной силы!

Перед тем как войти в класс или учительскую, не забудьте стряхнуть с себя, ещё там, за порогом школы, где никто вас не видит, всё то отрицательное, что налипло по дороге, и включите бдительность самоконтроль: что вы внесёте в учительскую? Пусть это будет светлая приподнятость Добра и Мира. Но она нуждается в защите, чтобы из учительской донести её до детей, чтобы в класс не просочилась «зараза».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Не факт, что большой профессионал, учёный сможет учить детей, особенно в школе. Для этого нужен особый склад личности, неповторимые качества воспитателя.

Личные качества, необходимые учителю:

склонность к работе с детьми;

умение заинтересовать своим замыслом, повести за собой;

высокая степень личной ответственности;

самоконтроль и уравновешенность;

терпимость, безоценочное отношение к людям;

интерес и уважение к другому человеку;

стремление к самопознанию, саморазвитию;

оригинальность, находчивость, разносторонность;

тактичность;

целеустремлённость;

артистизм;

требовательность к себе и другим;

наблюдательность (способность увидеть тенденции в развитии ребёнка, в формировании его умений, навыков, зарождении потребностей и интересов).

Профессия учителя требует, как правило, педагогического образования. Его в настоящий момент можно получить в колледжах (чаще это уровень воспитателя дошкольных учреждений или учителя начальных классов) или педагогических или общих университетах (бакалавриат - 4 года - с правом преподавания отдельных учебных дисциплин в школе, магистратура - 2-3 года - дополнительное право занимать руководящие должности и проводить научно-исследовательскую работу, аспирантура - 3 года - право преподавать в высших учебных заведениях).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1.Антилогова Л.Н. Этико-психологические аспекты труда учителя. Омск. - 2009.

.Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. /перевод с английского. М.: Прогресс: 2008.

.Кроник А.А., Кроник Е.А. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я. /психология значимых отношений. - М.: Мысль. 2009. - с.127.

.Общение и оптимизация совместной деятельности (под ред. Г.М.Андреевой, Я.Яноушека. - М.: МГУ, 2008.

.Писарев Д.И. Чаша Мудрости. - М.: Детская литература. - 2008.

.Сухомлинский В.А. Этюды о коммунистическом воспитании. Народное образование. - 2010. - №2.

.По Юнгу, методики общепсихологической типологии личности. В кн.: Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов-на-Дону, Феникс, 2009, с. 95-96.

.Алексеев А.А., Громова Л.А. Психогеометрический тест. В кн.: Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов-на-Дону, Феникс, 2009, с. 97-103.

.Методика оценки профессиональной направленности личности учителя. В кн.: Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов-на-Дону, Феникс, 2009, с. 123-128.

.Исследование личности с помощью модифицированной формы "В" (И.Фаренберг, X.Зарг, Р.Гампел). В кн.: Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов-на-Дону, Феникс, 2009, с. 67-82.

.Наракидзе В.Г. Личностная школа проявления тревоги (MMPI). В кн.: Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов-на-Дону, Феникс, 2010, с. 83-86.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Министерство образования Российской Федерации

Российский государственный профессионально-педагогический университет

Кафедра социальной и прикладной психологии

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «Психология профессионального образования»

на тему: «Личностные качества педагога»

Выполнил: Студентка гр. ЗПИ-215

Викторова

Проверил:

Екатеринбург 2004

1. Введение. ……………………………………………………………………2 2. Требования к личностным качествам педагога. ………………………….3

3. Профессиональная компетентность. ……………………………………....5

4. Педагогическая центрация. ………………………………………………...6

5. Анализ результатов диагностического исследования. ……………………7

6. Заключение. …………………………………………………………………15

7. Список литературы. ………………………………………………………...17

Введение.

Положение о важной, определяющей роли педагога в процессе обучения является общепризнанным во всех педагогических науках. Термин «педагогика» имеет два значения. Первое - это область научного знания, наука, второе – область практической деятельности, ремесло, искусство. Дословный перевод с греческого – «детоводитель» в смысле искусства «вести ребенка по жизни», т.е. обучать, воспитывать его, направлять духовное и телесное развитие. Часто с именами людей, ставших впоследствии знаменитыми, называют и имена воспитавших их педагогов.

Как еще в начале нашего века подчеркивал П.Ф.Каптеров, «личность учителя в обстановке обучения занимает первое место, те или другие свойства его будут повышать или понижать воспитательное влияние обучения». Какие же свойства педагога были определены им как основные? Прежде всего, были отмечены «специальные учительские свойства», к которым П.Ф. Каптерев отнес «научную подготовку учителя» и «личный учительский талант».

Первое свойство объективного характера заключается в степени знания педагогом преподаваемого предмета, в степени научной подготовки по данной специальности, по родственным предметам, в широком образовании; потом в знакомстве с методологией предмета, общими дидактическими принципами, и, наконец, в знании свойств детской натуры, с которой педагогу приходиться иметь дело; второе свойство – субъективного характера и заключается в преподавательском искусстве, в личном педагогическом таланте творчества. Второе включает и педагогический такт, и педагогическую самостоятельность, и педагогическое искусство. Педагог должен быть самостоятельным, свободным творцом, который сам всегда в движении, в поиске, в развитии.

Наряду со «специальными» свойствами, которые были отнесены к «умственным», П.Ф. Каптерев отметил и необходимые личностные – «нравственно-волевые» свойства учителя. К ним отнесены: беспристрастность (объективность), внимательность, чуткость (особенно к слабым ученикам), добросовестность, стойкость, выдержка, самокритичность, подлинная любовь к детям.

В педагогической психологии подчеркивается важнейшая социальная роль педагога, его место, функции, в обществе и анализируется предъявляемые к нему требования и формируемые по отношению к нему социальные ожидания. Соответственно, профессионально-педагогическая подготовка и самоподготовка учителя рассматриваются в качестве одной из ведущих проблем педагогической психологии.

Анализ общей ситуации педагогического труда в настоящее время, показывающий подвижническую работу учителя, его включенность в улучшение образования, к сожалению, не дает оснований для оптимизма. Это, в частности связано с тем, что многими из требуемых качеств (тем более их собственностью) обладают не все педагоги и, что очень серьезно, с исходным нежеланием некоторых педагогов работать «учителем» и случайностью выбора этой профессии. Такими же «случайными» они остаются и в профессиональной деятельности.

Следовательно, возникает вопрос проведения целенаправленной, профессиональной постоянной подготовки и самоподготовки педагогов к учительской деятельности, прежде всего в плане осознания себя в качестве ее субъекта, формирования педагогического самосознания. Педагогическое самосознание включает образ – «Я»: идеальный и реальный, и постоянное соотнесение как процесс приближение к идеальному объекту педагогической деятельности.

Требования к личностным качествам педагога.

Рассмотрим личностные и индивидуальные качества педагога. Они должны отвечать одновременно двум уровням требований, предъявляемых к этой профессии. Требования первого уровня предъявляются к учителю вообще как к носителю профессии. Они безотносительны к социальным условиям, общественным формациям, учебному заведению, учебному предмету. Этим требованиям должен отвечать любой настоящий педагог вне зависимости от того, работает ли он при капитализме, социализме, в условиях села, города, преподает ли математику, труд, язык и т. д.

Исследователи отмечают обязательность таких личностных качеств как адекватность самооценки и уровня притя­заний, определенный оптимум тревожности, обеспечивающий интеллектуальную активность педагога, целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность, контактность. Специально подчеркивается необходимость такого качества как остроумие, а также ораторских способностей, артистичности натуры. Особенно важными являются такие качества педагога, как готовность к пониманию психических состояний учеников и сопереживанию, т. е. эмпатия, и потребность в социальном взаимодействии. Большое значение придается исследователями и «педагогическому такту», в проявлении которого выражается общая культура педагога и высокий профессионализм его педагогической деятельности и направленности.

Каждый педагог должен в идеале иметь определенные педагогические способности для достижения успешной деятельности. Педагогические способности обычно включают в структуру рассматриваемых ниже организационных и гностических способностей, хотя эти способности могут существовать отдельно друг от друга: есть ученые, которые лишены способности передавать свои знания другим, даже объяснить то, что им самим хорошо понятно. Педагогические способности, требующиеся для профессора, читающего курс студентам и для того же ученого - руководителя лаборатории различны.

Ф. Н. Гоноболин дает следующие свойства личности, структура которых, по его мнению, и составляет собственно педагогические способности:

Способность делать учебный материал доступным;

Творчество в работе;

Педагогически-волевое влияние на учащихся;

Способность организовать коллектив учащихся;

Интерес и любовь к детям;

Педагогический такт;

Способность связать учебный предмет с жизнью;

Наблюдательность;

Педагогическая требовательность.

Требования второго уровня предъявляются к передовому педагогу вообще, вне зависимости от учебного предмета, который он преподает - это его личностная готовность к педагогической деятельности. Готовность предполагает широкую и профессиональную системную компетентность, стойкую убежденность человека, социально-значимую направленность личности, а также наличие коммуникативной и дидактической потребности, потребности общения, передачи опыта.

Устойчивое побуждение к деятельности по избранной профессии, стремление реализовать в ней себя, применить свои знания, способности отражает сформированность профессиональной направленности личности. Это сложное, интегративное качество.
Составляющими профессионально-педагогической направленности личности преподавателей и мастеров производственного обучения являются социально-профессиональные ориентации, профессионально-педагогические интересы, мотивы профессиональной деятельности и самосовершенствования, профессиональные позиции личности. В них отражаются отношение к профессионально-педагогической деятельности, интересы и склонности, желание совершенствовать свою подготовку.

Профессиональная компетентность.

Возрастание роли профессионализма в современных условиях с особой остротой ставит проблему профессиональной компетентности специалиста.

Что же включает в себя понятие "профессиональная компетентность"? Чем она отличается от привычных, встречающихся в педагогической литературе знаний, умений, навыков? Профессиональная компетентность - это интегративное качество личности специалиста, включающее систему знаний, умений и навыков, обобщенных способов решения типовых задач.
Формирование профессиональной компетентности зависит от различных свойств личности, основным ее источником являются обучение и субъективный опыт. Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности. Психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию.

Педагогическая центрация.

Важной характеристикой социально-психологической направленности педагога является тип педагогической центрации.
Центрация - это избирательная направленность педагога на разные стороны педагогического процесса. Выделяются 6 типов центрации:

Конформная - центрация на интересах, мнениях коллег;

Эгоцентрическая - центрация на интересах, потребностях своего Я

Гуманистическая - центрация на интересах детей. Педагогов с такой центрацией отличает внимание и чуткое отношение ко всем учащимся;

Центрация на интересах, требованиях администрации. Характерна для педагогов с нереализованными индивидуальными особенностями в силу их исполнительности и репродуктивного характера деятельности;

Центрация на интересах родителей. Встречается у педагогов, попавших в зависимость от родителей своих учеников.

Учитель - это человек, который обучает и воспитывает учащихся. Но, конечно, такое определение не может раскрыть всего того, что нужно сделать педагогу и за что он отвечает во время образовательного процесса. И далеко не все могут им стать. Нужно, чтобы человек обладал особым типом личности. Какие качества учителя помогают ему в передаче знаний другим поколениям?

Профессиональная готовность

Если кратко перечислить качества учителя, то они будут следующие:

  • любовь к детям;
  • гуманизм;
  • интеллигентность;
  • творческий подход к работе;
  • высокая гражданская ответственность и социальная активность;
  • физическое и психическое здоровье.

В совокупности они составляют профессиональную готовность к педагогической деятельности. В ней выделяют психофизиологический и теоретико-практический аспекты. В них описываются требования к определению компетентности педагога. Педагогическая компетентность - это определение теоретической и практической подготовленности учителя к осуществлению своей профессиональной деятельности. При этом требования к учителю начальной школы несколько отличаются от других педагогов.

Качества первого школьного учителя

В современной системе образования понятие "педагог начальной школы" стало использоваться более широко, чем раньше. Если когда-то его функции были ограничены только тем, что он давал базовые знания детям, то теперь его поле деятельности значительно расширилось.

Поэтому требования к качествам учителя начальных классов теперь следующие:

  • он является не только педагогом, но и воспитателем;
  • должен знать психофизиологические особенности детей;
  • он должен суметь организовать деятельность своих подопечных;
  • педагог активно взаимодействует с детьми и их родителями;
  • готовность к постоянному саморазвитию;
  • учитель должен создать оптимальные условия для обучения;
  • помогает учащимся взаимодействовать с окружающей средой;
  • владеет современными методиками обучения.

Учитель начальных классов не соизмерим с педагогами среднего и старшего звеньев. Его функции даже шире, поскольку он всегда является классным руководителем и преподает несколько дисциплин. Конечно, немаловажными являются качества учителя как профессиональные, так и личные.

Какими умениями и навыками обладает педагог

Каким должен быть учитель? Это определяется стандартами, которые прописаны в ФГОСе, а также качествами, перечисленными другими известными личностями в педагогике. Например, такой работник должен постоянно самообразовываться и повышать свою квалификацию. Профессиональные качества учителя выделяют следующие:

  • широкий кругозор и умение грамотно излагать материал;
  • обучение с учетом индивидуальных особенностей учеников;
  • грамотная, поставленная речь и четкая дикция;
  • умение использовать мимику и жестикуляцию во время выступлений;
  • направленность на работу с учениками;
  • умение быстро реагировать на ситуации, находчивость;
  • умение правильно формулировать цели;
  • должен обладать организаторскими способностями;
  • контроль качества знаний учащихся.

Немаловажными качествами учителя являются и его знания и умения, полученные им во время учебы и во время профессиональной деятельности. Также он должен уметь применять их в своей работе учителя.

Личностные качества учителя

Очень важно, чтобы у педагога была теоретическая база, которая является основой образовательного процесса. Но даже если человек знает все о воспитании и обучении детей, он может и не стать хорошим преподавателем. Каким должен быть учитель с личностной точки зрения? Квалифицированного специалиста определяют следующие качества:


Ведущие способности в педагогической деятельности

  1. Деятельность педагога носит преемственно-перспективный характер. Имея знания прошлых поколений, он должен владеть современными методиками и следить за новыми тенденциями. Также учитель должен видеть личностный потенциал учащихся.
  2. Взаимодействия между педагогом и учеником носят субъектно-субъективный характер. "Объект" деятельности учителя - это группа учащихся или воспитанник, которые в то же время являются субъектом собственной деятельности со своими потребностями и интересами.
  3. В образовательном процессе трудно оценить вклад, который вносят все, кто участвует в воспитании и образовании ребенка. Поэтому педагогическая деятельность носит коллективный характер.
  4. Процесс воспитания и образования протекает в природной и социальной среде, в которой трудно учесть все факторы. Поэтому учителю приходится постоянно создавать оптимальные условия для обучения.
  5. Педагогическая деятельность носит творческий характер. Учителю приходится постоянно искать нестандартные решения для поставленных задач, различные способы повышения мотивации воспитанников. Также наставник должен быть инициативным, наблюдательным, он должен стремиться к совершенству.
  6. Вся профессиональная деятельность педагога строится на гуманистических принципах: уважение личности, доверительное отношение, умение сопереживать ученикам, вера в способности ребенка.
  7. Учитель не может сразу увидеть результат своей работы.
  8. Педагог постоянно занимается самообразованием и повышает уровень своей квалификации, т. е. происходит непрерывное обучение.

Профессия учителя подразумевает постоянное взаимодействие с большим количеством людей, а именно детей. Он должен уметь организовать их деятельность и удерживать внимание на занятии. Педагог должен знать психофизиологические особенности каждого возрастного периода детей и применять их на практике. Также учитель должен уметь справляться с большим объемом информации.

А может быть, это призвание?

Трудно определить, что важнее: получить педагогическое образование или любить детей и иметь искреннее желание учить и воспитывать их. Для многих учитель - это не профессия, это призвание. Потому что, если вы хотите построить доверительные отношения с ребенком, нужно самим оставаться немного маленьким.

Учитель должен быть как ребенок, которому всегда все интересно, который всегда находится в поиске чего-то нового. И быть педагогом - это большой талант, нужно суметь разглядеть в каждом воспитаннике его потенциал и помочь реализовать его. Также учитель должен быть высокодуховным и культурным человеком, чтобы и в своих подопечных воспитать правильные жизненные ориентиры.

Лаконичная и емкая характеристика педагога (учителя) может быть представлена следующими качествами:

Высокая гражданская ответственность и социальная активность;

Любовь к детям, гуманистическая направленность;

Духовная культура, интеллигентность;

Инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений, высокий профессионализм;

Физическое, психическое здоровье, профессиональная работоспособность;

Потребность и готовность к постоянному самообразованию.

Совокупность профессионально обусловленных требований к учителю определяется как профессиональная готовность к педагогической деятельности. В ее составе выделяют, с одной стороны, психологическую, психофизиологическую и физическую готовность, а с другой - научно-теоретическую и практическую компетентность как основу профессионализма.

Профессиограмма педагога - это идеальная модель педагога (учителя, воспитателя, классного руководителя и т.д.), образец, эталон, в котором представлены основные качества личности, которыми должен обладать учитель, а также знания, умения и навыки, необходимые для выполнения функций педагога. Вместе с тем, это документ, в котором дана полная квалификационная характеристика учителя с позиций требований, предъявляемых к его знаниям, умениям и навыкам, к его личности, способностям, психофизиологическим возможностям и уровню подготовки. Иначе говоря, профессиограмма (модель) учителя описывает требования к его педагогической компетентности.

Компетентность - личные возможности должностного лица, его квалификация (знания, опыт), позволяющие ему принимать участие в разработке определенного круга решений или решать вопросы самому благодаря наличию у него определенных знаний и навыков (А.С. Роботова и др.). Компетентность профессиональная - личностная характеристика специалиста, важнейшими составляющими которой являются профессиональная мобильность, способность к самовыражению и самосозиданию, технологическая грамотность, высокая степень адаптации к изменяющимся условиям трудовой деятельности (А.И. Жук и др.)

Исходя из вышеприведенных определений, в содержание педагогической компетентности включают личные возможности педагога, позволяющие ему самостоятельно решать педагогические задачи. Иначе, под педагогической компетентностью понимают единство теоретической и практической готовности педагога к осуществлению своей профессиональной деятельности. Содержание теоретической готовности составляют, во-первых, знания (общенаучные, психолого-педагогические, специальные); во-вторых, аналитические, прогностические, проективные и рефлексивные умения. Содержание практической готовности педагога включает две группы умений: организаторские и коммуникативные.


Кроме перечисленных качеств в профессиограмму педагога включают педагогическую направленность, педагогические способности, а также общегражданские качества личности.

В профессиограмме учителя ведущее место занимает направленность его личности: социально-нравственная, познавательная и профессионально-педагогическая.

Социально-нравственная направленность представлена социальными потребностями, моральными и ценностными ориентациями, чувством общественного долга и гражданской ответственности. Нельзя не согласиться с К.Д. Ушинским , который писал: «Воспитатель никогда не может быть слепым исполнителем инструкции: не согретая теплотой его личного убеждения, она не будет иметь никакой силы». (Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. М., 1988. С. 168-169).

Составная часть социально-нравственной гуманности - гуманистическая направленность, в основе которой лежат гуманистическое мировоззрение (гуманистические взгляды, идеалы, цели, отношения) и гуманность как качество личности. Наличие этих характеристик личности означает осознанное отношение педагога к другой личности как к высшей ценности. В.А. Сухомлинский утверждал, что гуманность - важнейшая черта каждого учителя, суть которой в том, чтобы беречь и развивать в ребенке чувство человеческого достоинства, помочь ему подняться выше в своем развитии. Быть гуманным к воспитаннику - значит соблюдать права и свободы ребенка, заботиться о его здоровье.

Высшее проявление гуманности на эмоциональном уровне - любовь к людям вообще, и к детям в частности. По мысли австрийского психолога В. Франкла , любовь - “переживание” другого человека во всем его своеобразии и неповторимости. Любовь открывает нам глаза на духовную сущность другого человека, на скрытые в нем потенциальные ценности. Осознание этих ценностей неизбежно обогащает и того, кто любит.

Профессионально-педагогическая направленность личности учителя включает интерес к профессии, педагогическое призвание, профессионально-педагогические склонности и намерения. Интерес к профессии учителя выражается в положительном эмоциональном отношении к детям, к родителям, педагогической деятельности в целом и к конкретным ее видам, в стремлении овладеть педагогическими знаниями и умениями.

Педагогическое призвание - означает склонность к педагогическому делу, основанную на осознании способности к нему. Педагогическое призвание формируется в процессе накопления будущим учителем педагогического опыта и самооценки своих педагогических способностей. Основу педагогического призвания составляет любовь к детям . Это качество является предпосылкой самосовершенствования и саморазвития многих других профессионально-значимых качеств, характеризующих профессионально-педагогическую направленность учителя. Среди них - педагогический долг и ответственность . Эти качества позволяют учителю оказывать помощь всем тем, кто в ней нуждается, в пределах своих прав и компетенции. Кроме того, он требователен к себе, следуя кодексу педагогической морали.

Педагогический долг проявляется в таком качестве, как самоотверженность учителя, который часто работает, не считаясь со временем, состоянием здоровья. Во взаимоотношениях с учащимися, их родителями, коллегами учитель проявляет педагогический такт - своеобразное чувство меры, сознательная дозировка действия и способность контролировать его, уравновесить одно средство другим, если необходимо. Педагогический такт заключается и в способности учителя выбрать соответствующие стиль и тон, время и место педагогического действия, провести своевременную их корректировку. Педагогический такт - это основа, на которой вырастают доверительные отношения между педагогом и учащимися. Особенно важно, чтобы это качество проявлялось в контрольно-оценочной деятельности педагога.

Уровень нравственной воспитанности учителя выражается в таком его качестве, как педагогическая справедливость. «Чтобы стать справедливым, надо до тонкости знать духовный мир каждого ребенка» (Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев, 1969. С. 83).

Все вышеназванные качества, характеризующие профессионально-педагогическую направленность, являются также выражением авторитетности учителя.

Авторитет учителя - это качественная характеристика системы отношений к педагогу, определяющая его профессионально-личностный статус, принятие и признание его приоритетной роли в системе педагогических отношений.

Рассмотрим познавательную направленность личности , основой которой являются духовные потребности и познавательные интересы. Познавательная направленность представлена, например, потребностью в знаниях, любовью к преподаваемому предмету. Л.Н. Толстой отмечал, что если «хочешь наукой воспитать ученика, люби свою науку и знай её, и ученики полюбят тебя, а ты воспитаешь их…» (Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. М., 1953. С. 72). Важной, наиболее общей характеристикой познавательной направленности является культура научно-педагогического мышления , проявляющаяся, например, в способности в каждом педагогическом явлении обнаруживать противоречия, проблемы и своевременно решать их.

Познавательная направленность личности имеет своим предметом профессиональные знания педагога , которые, как указывалось выше, входят в содержание теоретической готовности педагога к осуществлению своей профессиональной деятельности, а значит и его педагогической компетентности. В свое время Я.А. Коменский подчеркивал, что «тот, кто мало знает, малому может и научить».

Для эффективной профессиональной деятельности педагогу необходимы знания специальные (по тому или иному предмету, научной дисциплине), так и знания в области всех педагогических дисциплин, а также антропологических, гуманитарных, социальных наук. Кроме того, педагогу необходимы общекультурные знания, без которых невозможно понимание воспитания как процесса введения ребенка в контекст общечеловеческой культуры.

Таким образом, педагогическая эрудиция учителя предполагает его глубокие познания и осведомленность во многих науках, а также непрерывную систематическую работу по накоплению все новых и новых знаний.

Вместе с тем, можно быть энциклопедически образованным человеком - и потерпеть крах на педагогическом поприще. Почему?

Все дело в наличии или отсутствии педагогических способностей, которые также включаются психологами в профессиограмму педагога. Действительно, для овладения педагогической деятельностью необходимы и общие (интеллектуальные, коммуникативные, организаторские и др.), и педагогические (дидактические, перцептивные и др.), и специальные (математические, артистические, музыкальные, художественные, спортивные и др.) способности.

Министерство образования Российской Федерации

Российский государственный профессионально-педагогический университет

Кафедра социальной и прикладной психологии

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «Психология профессионального образования»

на тему: «Личностные качества педагога»

Выполнил: Студентка гр. ЗПИ-215

Викторова

Проверил:

Екатеринбург 2004

1. Введение. ……………………………………………………………………2 2. Требования к личностным качествам педагога. ………………………….3

3. Профессиональная компетентность. ……………………………………....5

4. Педагогическая центрация. ………………………………………………...6

5. Анализ результатов диагностического исследования. ……………………7

6. Заключение. …………………………………………………………………15

7. Список литературы. ………………………………………………………...17

Введение.

Положение о важной, определяющей роли педагога в процессе обучения является общепризнанным во всех педагогических науках. Термин «педагогика» имеет два значения. Первое - это область научного знания, наука, второе – область практической деятельности, ремесло, искусство. Дословный перевод с греческого – «детоводитель» в смысле искусства «вести ребенка по жизни», т.е. обучать, воспитывать его, направлять духовное и телесное развитие. Часто с именами людей, ставших впоследствии знаменитыми, называют и имена воспитавших их педагогов.

Как еще в начале нашего века подчеркивал П.Ф.Каптеров, «личность учителя в обстановке обучения занимает первое место, те или другие свойства его будут повышать или понижать воспитательное влияние обучения». Какие же свойства педагога были определены им как основные? Прежде всего, были отмечены «специальные учительские свойства», к которым П.Ф. Каптерев отнес «научную подготовку учителя» и «личный учительский талант».

Первое свойство объективного характера заключается в степени знания педагогом преподаваемого предмета, в степени научной подготовки по данной специальности, по родственным предметам, в широком образовании; потом в знакомстве с методологией предмета, общими дидактическими принципами, и, наконец, в знании свойств детской натуры, с которой педагогу приходиться иметь дело; второе свойство – субъективного характера и заключается в преподавательском искусстве, в личном педагогическом таланте творчества. Второе включает и педагогический такт, и педагогическую самостоятельность, и педагогическое искусство. Педагог должен быть самостоятельным, свободным творцом, который сам всегда в движении, в поиске, в развитии.

Наряду со «специальными» свойствами, которые были отнесены к «умственным», П.Ф. Каптерев отметил и необходимые личностные – «нравственно-волевые» свойства учителя. К ним отнесены: беспристрастность (объективность), внимательность, чуткость (особенно к слабым ученикам), добросовестность, стойкость, выдержка, самокритичность, подлинная любовь к детям.

В педагогической психологии подчеркивается важнейшая социальная роль педагога, его место, функции, в обществе и анализируется предъявляемые к нему требования и формируемые по отношению к нему социальные ожидания. Соответственно, профессионально-педагогическая подготовка и самоподготовка учителя рассматриваются в качестве одной из ведущих проблем педагогической психологии.

Анализ общей ситуации педагогического труда в настоящее время, показывающий подвижническую работу учителя, его включенность в улучшение образования, к сожалению, не дает оснований для оптимизма. Это, в частности связано с тем, что многими из требуемых качеств (тем более их собственностью) обладают не все педагоги и, что очень серьезно, с исходным нежеланием некоторых педагогов работать «учителем» и случайностью выбора этой профессии. Такими же «случайными» они остаются и в профессиональной деятельности.

Следовательно, возникает вопрос проведения целенаправленной, профессиональной постоянной подготовки и самоподготовки педагогов к учительской деятельности, прежде всего в плане осознания себя в качестве ее субъекта, формирования педагогического самосознания. Педагогическое самосознание включает образ – «Я»: идеальный и реальный, и постоянное соотнесение как процесс приближение к идеальному объекту педагогической деятельности.

Требования к личностным качествам педагога.

Рассмотрим личностные и индивидуальные качества педагога. Они должны отвечать одновременно двум уровням требований, предъявляемых к этой профессии. Требования первого уровня предъявляются к учителю вообще как к носителю профессии. Они безотносительны к социальным условиям, общественным формациям, учебному заведению, учебному предмету. Этим требованиям должен отвечать любой настоящий педагог вне зависимости от того, работает ли он при капитализме, социализме, в условиях села, города, преподает ли математику, труд, язык и т. д.

Исследователи отмечают обязательность таких личностных качеств как адекватность самооценки и уровня притя­заний, определенный оптимум тревожности, обеспечивающий интеллектуальную активность педагога, целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность, контактность. Специально подчеркивается необходимость такого качества как остроумие, а также ораторских способностей, артистичности натуры. Особенно важными являются такие качества педагога, как готовность к пониманию психических состояний учеников и сопереживанию, т. е. эмпатия, и потребность в социальном взаимодействии. Большое значение придается исследователями и «педагогическому такту», в проявлении которого выражается общая культура педагога и высокий профессионализм его педагогической деятельности и направленности.

Каждый педагог должен в идеале иметь определенные педагогические способности для достижения успешной деятельности. Педагогические способности обычно включают в структуру рассматриваемых ниже организационных и гностических способностей, хотя эти способности могут существовать отдельно друг от друга: есть ученые, которые лишены способности передавать свои знания другим, даже объяснить то, что им самим хорошо понятно. Педагогические способности, требующиеся для профессора, читающего курс студентам и для того же ученого - руководителя лаборатории различны.

Ф. Н. Гоноболин дает следующие свойства личности, структура которых, по его мнению, и составляет собственно педагогические способности:

Способность делать учебный материал доступным;

Творчество в работе;

Педагогически-волевое влияние на учащихся;

Способность организовать коллектив учащихся;

Интерес и любовь к детям;

Педагогический такт;

Способность связать учебный предмет с жизнью;

Наблюдательность;

Педагогическая требовательность.

Требования второго уровня предъявляются к передовому педагогу вообще, вне зависимости от учебного предмета, который он преподает - это его личностная готовность к педагогической деятельности. Готовность предполагает широкую и профессиональную системную компетентность, стойкую убежденность человека, социально-значимую направленность личности, а также наличие коммуникативной и дидактической потребности, потребности общения, передачи опыта.

Устойчивое побуждение к деятельности по избранной профессии, стремление реализовать в ней себя, применить свои знания, способности отражает сформированность профессиональной направленности личности. Это сложное, интегративное качество.
Составляющими профессионально-педагогической направленности личности преподавателей и мастеров производственного обучения являются социально-профессиональные ориентации, профессионально-педагогические интересы, мотивы профессиональной деятельности и самосовершенствования, профессиональные позиции личности. В них отражаются отношение к профессионально-педагогической деятельности, интересы и склонности, желание совершенствовать свою подготовку.

Профессиональная компетентность.

Возрастание роли профессионализма в современных условиях с особой остротой ставит проблему профессиональной компетентности специалиста.

Что же включает в себя понятие «профессиональная компетентность»? Чем она отличается от привычных, встречающихся в педагогической литературе знаний, умений, навыков? Профессиональная компетентность - это интегративное качество личности специалиста, включающее систему знаний, умений и навыков, обобщенных способов решения типовых задач.
Формирование профессиональной компетентности зависит от различных свойств личности, основным ее источником являются обучение и субъективный опыт. Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности. Психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию.

Педагогическая центрация.

Важной характеристикой социально-психологической направленности педагога является тип педагогической центрации.
Центрация - это избирательная направленность педагога на разные стороны педагогического процесса. Выделяются 6 типов центрации:

Конформная - центрация на интересах, мнениях коллег;

Эгоцентрическая - центрация на интересах, потребностях своего Я

Гуманистическая - центрация на интересах детей. Педагогов с такой центрацией отличает внимание и чуткое отношение ко всем учащимся;

Центрация на интересах, требованиях администрации. Характерна для педагогов с нереализованными индивидуальными особенностями в силу их исполнительности и репродуктивного характера деятельности;

Центрация на интересах родителей. Встречается у педагогов, попавших в зависимость от родителей своих учеников.

Методическая, или познавательная - центрация на содержании, средствах и методике преподавания.

Анализ результатов диагностического исследования.

Рассмотрим результаты диагностического исследования современной проблемы сформированности профессиональной направленности личности, проведенного Зеером Э. Ф. и Шахматовой О. Н.

Ниже приведена обобщенная форма профессионально-психологического профиля педагога.

1.Социально-психологическая направленность.
Тип педагогической центрации:

Конформная,

Эгоцентрическая,

На интересах родителей,

Методическая.

2.Профессиональная компетентность.
2.1.Педагогическая компетентность.
2.2.Психологическая компетентность.

2.3. Социально-коммуникативная компетентность:

Социально-коммуникативная адаптивность,

Стремление к согласию,

Нетерпимость к неопределенности,

Избегание неудач,

Фрустрационная толерантность.

3.Педагогически значимые качества.
3.1.Логическое мышление.

3.2.Творческий потенциал.
3.3. Эмпатия.

Сопереживание,

Действенная эмпатия.
З.4.Субъективный контроль:

Интернальность,

Экстернальность.

3.5. Социальный интеллект.

4.Педагогически нежелательные качества.
4.1.Ригидность.

4.3.Демонстративность.

5. Педантичность.

Основой диагностики профессиональной компетентности стали профессиональные типовые задачи и ситуации, а также профессионально-педагогические умения.

Наиболее сформированными по результатам оценки являются гностические умения - познавательные умения в области приобретения профессионально-педагогических знаний, получения новой информации, выделения в ней главного, обобщения и систематизации передового педагогического и собственного опыта, опыта новаторов и рационализаторов производства.

Высокий уровень сформированности этих умений отмечают у себя 78,5 %
исследуемых.

73 % педагогов отмечают у себя достаточную сформированность организационно-методических умений по реализации учебно-воспитательного процесса: формированию мотивации учения, организации учебно- профессиональной деятельности учащихся.

66,7 % исследуемых оценивают высокую выраженность у себя дидактических умений. Это общепедагогические умения по определению конкретных целей обучения, выбору адекватных форм, методов и средств обучения, конструированию педагогических ситуаций, объяснению учебного материала.

Следующей по уровню сформированности (64 %) является группа коммуникативно-режиссерских умений, включающих перцептивые, экспрессивные, суггестивные, речевые умения, а также умения по педагогической режиссуре. Среди них наиболее сформированными у педагогов являются культура речи (умение пользоваться словарным запасом, устанавливать оптимальный темп речи) - 82 %; умение вызывать и поддерживать внимание учащихся - 78 %.

Более 50 % педагогов отмечают у себя несформированность таких умений, как способность по внешнему облику, мимике, пантомимике понять душевное состояние учащихся; способность эмоционально-волевого воздействия; умения в области педагогической режиссуры.

Сформированными у себя организационно-воспитательные умения считают 60 % исследуемых. К наименее сформированным умениям в этой группе относятся диагностика уровня воспитанности учащихся, индивидуализация воспитательных воздействий, анализ эффективности учебно-воспитательного процесса, профилактика и коррекция отклоняющегося поведения.

Только половина педагогов обнаруживает у себя профессионально-технологические умения, необходимые для успешной реализации педагогической деятельности.

Особо следует отметить низкий уровень производственно-операционных умений по рабочим специальностям у преподавателей.

Сформированы в минимальной степени или практически отсутствуют прогностические умения по планированию успешности учебно-воспитательного процесса, анализу педагогических ситуаций, построению альтернативных способов реализации педагогической деятельности, проектированию развития личности и коллектива.

Анализ подтвердил полученные данные о недостаточном уровне профессиональной компетентности педагогов. Предлагаемые ситуации были подобраны таким образом, что позволяли диагностировать умения по решению дидактических, воспитательных, а также связанных с развитием личности профессиональных типовых задач.

С первыми из них успешно справились около 80 % педагогов. Решение воспитательных задач вызвало затруднение у 43 %. Задачи, для решения которых требовались знания и умения по развитию личности учащегося, прогнозированию результатов учебно-воспитательного процесса, педагогами практически не были решены.

Таким образом, говоря о профессиональной компетентности исследуемой группы профессионально-педагогических работников, можно отметить:

1) высокий уровень компетентности и стремление к самосовершенствованию, приобретению новых знаний;

2) сформированность знаний и умений, необходимых для решения дидактических и методических задач;

3) недостаточный уровень профессионально-технологической подготовленности (в том числе производственно-операционных умений по рабочим профессиям);

4) низкий уровень психолого-педагогических знаний и умений, необходимых для реализации развивающей функции педагога профессиональной школы.

Следующим компонентом личности педагога являются профессионально важные качества. Обработка результатов показала, что профессионально важные качества выражены в основном достаточно, что характеризует средний уровень их сформированности.

Наиболее ярко выражено у педагогов такое качество, как социальный интеллект (75,5 %), позволяющее личности ориентироваться в межличностных отношениях, в изменяющихся ситуациях общения, устанавливать общее и особенное в поведении людей, адекватно реагировать на их поступки, прогнозировать поведение и поступки окружающих, «прочитывать» человека по
его внешнему облику, мимике, поведению, манере держаться. Социальный интеллект характеризует также способность человека ставить стратегические и тактические цели, добиваться их реализации, умение принимать оптимальные решения в условиях неопределенности.

На втором месте по степени сформированности стоит эмоциональная отзывчивость (69 %). Данное качество характеризует степень эмоционального отклика, способность педагога приобщаться к эмоциональным переживаниям учащегося, сочувствовать ему, прийти в нужный момент на помощь, создать необходимый эмоциональный фон, соответствующий настроению учащегося и ситуации.

Следующее, наиболее выраженное качество педагога – это требовательность (67 %). Шкала измеряет отношение личности к себе и другим людям. Требовательный педагог придерживается правил, которые считает для себя важными. Он способен к целее направленной деятельности и умеет побудить других к достижению поставленных целей и задач. Его отличают строгость, умение настоять на своем, решительность и неспособность идти на компромисс в ущерб учебно-воспитательному процессу.

Далее по степени сформированности выступает качество реального педагогического гуманизма (66,7 %), которое характеризует способность личности на основании психологических и педагогических знаний подходить к воспитанию растущего человека, учитывая его индивидуальные способности и особенности его развития и характера, если они не соответствуют общепринятым педагогическим нормам.

Следующий ранг по степени убывания сформированности имеет качество «совестливость» (65 %), которое характеризует способность личности к нравственному самоконтролю, проявляющемуся в виде осознания, переживания личностью своего отношения к моральным нормам своей социальной среды, всего общества, соответствия своих поступков требованиям этих норм, в виде внутреннего контроля над своим поведением. Для лиц с высоким значением этого фактора характерны такие черты, как ответственность, добросовестность, строгое соблюдение этических стандартов, невозможность компромисса со своими нравственными убеждениями.

Далее по степени выраженности следует социально-профессиональная ответственность (64 %), характеризующая стремление и умение оценивать свое поведение и деятельность с точки зрения пользы или вреда для общества, учебно-педагогического коллектива или отдельной личности, соизмерять свои поступки с господствующими в обществе требованиями, нормами и законами, осознавать свой долг и исполнять его, разумно использовать права и обязанности, рассчитывать свои силы, оценивать профессиональную компетентность и не обвинять в своих неудачах других людей или стечение обстоятельств.

Отчетливо выражена у педагогов способность к волевому воздействию (63 %). Это качество включает в себя осознание цели, действий, принятие взвешенных решений, практическое действие по их реализации, критическую оценку достигнутых результатов.

Близка по степени выраженности к вышеуказанному качеству и профессиональная активность личности (62,3 %). Это качество проявляется в решении задач, интегрирует в себе социальную инициативу, стремление достичь поставленных целей, интерес ко всему новому и необычному.

В меньшей степени выражена сверхнормативная активность (51,5 %). Она предполагает осуществление деятельности, которая не является строго обязательной, не входит в должностные обязанности. Стремление во все вникнуть, принять участие, попробовать себя на самых трудных участках работы, не сулящих наград или материальной выгоды, свидетельствует о готовности личности к инновационной деятельности. Это становится фактором, сдерживающим инновации в профессиональном образовании.

Качество «доминантность» имеет выраженность 44 %, что характеризует слабую склонность к лидерству. Низкий показатель свидетельствует об отсутствии у педагогов стремления к профессиональной карьере, об их неуверенности в правильности своих педагогических воздействий. Доминантность относится к потенциальной характеристике личности, и ее недостаточная выраженность позволяет предположить, что ныне существующая педагогическая система не позволяет личности себя реализовать.

Педагогически значимое качество «эмоциональная устойчивость» имеет выраженность 43,5 %. Данное качество характеризует степень противостояния личности стрессам, психическому напряжению, пессимистическому настроению, раздражительности. Внешне оно выражается в выдержке, самообладании, способности длительно переносить неблагоприятные психические воздействия. Выделенный показатель эмоционального неблагополучия педагогов говорит об их постоянной психической напряженности, что, конечно, отрицательно сказывается на продуктивности их работы, взаимоотношениях с учащимися и коллегами, порождает синдром «эмоционального выгорания».

Таким образом, диагностика показала, что степень выраженности социально и профессионально важных качеств исследуемых педагогических работников неоднородна, многие профессионально значимые характеристики недостаточно выражены. Естественно, это негативно сказывается на продуктивности деятельности педагогов, а также на их профессиональном самочувствии. Профессиональная дисгармоничность испытуемых отражает психологическое состояние педагогов профессиональной школы в целом, невостребованность социально и профессионально важных качеств личности, что порождает неудовлетворенность своей работой.

Обобщенный анализ результатов диагностики степени удовлетворенности основных потребностей показал, что 42 % педагогов не удовлетворяют свои физиологические потребности; у 78,5% частично не удовлетворены потребности в безопасности и защищенности. Благоприятные показатели удовлетворенности социальных потребностей (62 %) являются следствием социономического характера педагогической профессии. Частичная неудовлетворенность (69,6 %) потребности в признании, возможно, является следствием невысокого престижа профессии педагога. Положительной оценки заслуживает преобладание у ряда педагогов (34,8%) потребности в самовыражении, самоосуществлении и самоактуализации. (Эти показатели свидетельствуют о потенциальных возможностях педагогов в совершенствовании и обновлении профессионального начального образования, об их готовности к инновационной деятельности.)

Эти негативные показатели отражают социально-экономическую ситуацию в стране, сложившуюся в последние годы. И конечно, субъективное состояние нужды и беззащитности негативно сказывается на педагогической деятельности, порождает психическую напряженность во взаимоотношениях с учащимися и коллегами.
В ходе исследования установлены следующие характеристики по четырем подструктурам личности профессионально успешных педагогов:

· гуманистическая и методическая центрация, потребности в самоосуществлении и самоактуализации, преобладание интернальности над экстернальностью;

· профессиональная компетентность: психологическая компетентность и социально-коммуникативная адаптивность;

· профессионально важные качества: социальный интеллект, логическое мышление, коммуникативность, педагогическая рефлексия, эмпатия;

· психофизиологические свойства: эмоциональная устойчивость и экстравертированность.

Какие же выводы можно сделать, основываясь на результатах исследования личности и деятельности педагога профессиональной школы?

1. Важным условием достижения социально-экономических целей обновления общества является опережающее профессиональное образование. Обеспечение опережающего характера образования возможно при условии перехода к личностно ориентированному обучению.

2. Психологическая структура деятельности включает деятельность, направляемую мотивами и стратегическими целями; педагогическое взаимодействие, определяемое тактическими и операциональными целями; способы осуществления педагогического взаимодействия, применение которых зависит от условий выполнения действий и операций. Тематическим ядром (центральным звеном) деятельности педагога является личностно ориентированное педагогическое общение.

3. Профессиональные функции, содержание деятельности педагога детерминируют его профессионально важные характеристики, ключевые квалификации и ключевые компетенции.

5 Утверждение личностно ориентированного обучения в системе профессионального образования предъявляет к педагогу новые требования. Важным условием становления педагога-фасилитатора и инноватора становится развитие ключевых квалификаций и компетенций.

Заключение.

Есть много профессий на Земле. Среди них профессия педагога не совсем обычная. Педагоги заняты приготовлением нашего будущего, они воспитывают тех, кто завтра сменит нынешнее поколение. Они, так сказать, работают с «живым материалом», порча которого приравнивается почти к катастрофе, так как упущены те года, которые были направлены на обучение.

Педагогическое мастерство в большей степени зависит от личных качеств педагога, а также от его знаний и умений. Каждый педагог - это личность. Личность педагога, ее влия­ние на воспитанника огромно, ее никогда не заменит педагогичес­кая техника.

Всеми современными исследователями отмечается, что именно любовь к детям следует считать важнейшей личностной и профессиональной чертой педагога, без чего не возможна эффективная педагогическая деятельность. Подчеркнем также важность самосовершенствования, саморазвития, ибо учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель.

Профессия педагога требует всесторонних знаний, душевной безграничной щедрости, мудрой любви к детям. Учитывая возросший уровень знаний современных учащихся, их разнообразные интересы, педагог и сам должен всесторонне развиваться: не только в области своей специ­альности, но и в области политики, искусства, общей культу­ры, должен быть для своих воспитанников высоким приме­ром нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.

Что же должно быть объектом осознания педагога в плане его психологической профессионально-педагогической подготовки? Во-первых: его профессиональные знания и качества («свойства») и их соответствие тем функциям, которые должен реализовать учитель в педагогическом сотрудничестве с учениками, во вторых: его личностные качества, как субъекта этой деятельности, и, в-третьих: его собственное восприятие себя как взрослого – человека, хорошо понимающего и любящего ребенка.

Л.Н. Толстой писал: «Если учитель имеет только лю­бовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет толь­ко любовь к ученику, как отец и мать, он будет лучше того учите­ля, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он совершенный учитель».

Список литературы.

1. Зеер Э.Ф. Психология личностно ориентированного профессионального образования. Екатеринбург, 2000.

2. Зеер Э.Ф., Шахматова О.Н. Личностно ориентированные технологии профессионального развития специалиста. Екатеринбург, 1999.

3. Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования. Избр. соч. – М.: Педагокика, 1982.

4. Климов Е.А. Психология профессионала. М.; Воронеж, 1996.

5. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1986.