Шахматов алексей александрович краткая биография. Значение шахматов алексей александрович в краткой биографической энциклопедии. Компиляция Елены Широковой по материалам

Алексей Александрович Шахматов (1864-1920)

Синтаксис русского языка” (издан посмертно в 1925 и 1927 гг.). Решает проблемы синтаксиса, исходя из связи языка и мыления. Единица синтакиса - предложение .

“... язык в своих элементах зародился и развился в составе предложения, ибо предложение является единственным способом обнаружения мышления в слове” (с) Шахматов. В отличие от ФФФ Шахматов опирается и на логику.

Ша хматов. Вклад в науку:

1. В области истории рус яз

Основоположник исторического изучения рус лит языка

Разработал историческую морфологию рус яз

2. В области славянской филологии

Изучал проблему образования рус народности и славянского этногенеза; вопросы прародины славян и их праязыка

Изучал слав акцентологию

Рассматривал вопросы сравнительной фонетики и грамматики слав яз

3. Изучал древнерусское летописание 11-16 вв

4. Заложил основы текстологии как науки

5. Изучал олонецкие, калужские и рязанские говоры

6. Рус лит яз: учение о грамм формах слов, учение о частях речи, учение о словосочетании и типах предложения.

А.А.Шахматов (1864-1920) является одним из наиболее выдающихся учеников и последователей Ф.Ф.Фортунатова.

В громадном научном наследии Шахматова имеются как собственно лингвистические, так и филологические и литературоведческие работы. Ему принадлежат монументальные исследования по диалектологии, древней русской литературе (истории русской летописи), проблемам фольклора, истории и этнографии.

Наибольший интерес для истории языкознания представляю труды Шахматова в области синтаксиса . Работа представляет собой весьма полное описание типогии простого предложения в русском языке и содержит богатейший фактический материал. Шахматовым здесь впервые сделана попытка выявить систему в огромном разнообразии синтаксических конструкций русского языка. (Область сложного предложения осталась, однако, почти неисследованной.)

Основные проблемы, разработанные в «Синтаксисе русского языка», сводятся:

1) к учению о двусоставных и односоставных предложениях и 2) к учению о словосочетании.

В отличие от Φ. Φ. Фортунатова, определявшего предмет синтаксиса как учение о словосочетании, А.А.Шахматов предметом синтаксиса считает предложение . Синтаксис для него - это раздел, посвященный изучению «способов обнаружения мышления».

Задачей синтаксиса является «изучение как предложения, т.е. словесного выражения единицы мышления, так и выделившихся указанным путем словосочетаний и слов, поскольку однако эти последние - в своей ли форме или в своем употреблении - не потеряли связи с предложением, сохранив значение частей или членов предложения» .

Итак, учение о словосочетании у Шахматова оказывается подчиненным учению о предложении. Словосочетание выступает как незаконченная часть предложений.

Создание теории предложения имеет первостепенное значение в силу того, что «язык, - как отмечает Шахматов, - в своих элементах зародился и развился в составе предложения, ибо предложение является единственным способом обнаружения мышления в слове» .

Эволюция языка , по его мнению, шла следующим путем : В языке бытие получили сначала предложения; позже путем расчленения предложений, основанного на взаимном их сопоставлении и влиянии, из них выделились словосочетания и слова для самостоятельного (хотя ограниченного и случайного) бытия и употребления (обычно же слова и словосочетания обретаются в составе предложения) .

В основе теории предложения Шахматова лежит учение о коммуникации, понимаемое как особый акт мышления, имеющий целью сообщение другим людям состоявшегося в мышлении сочетания представлений. Коммуникация объявляется психологической основой всех разновидностей предложений.

Таким образом, Шахматов прежде всего стремится, опираясь на положения современной ему психологии и логики, установить логико-психологическую природу предложения.

Простейшая коммуникация, по Шахматову, состоит из сочетания двух представлений, приведенных в предикативную связь Движением воли. Представления получают наименование членов. Коммуникации, и среди них следует выделить господствующий и зависимый член.

В соответствии с учением о коммуникации в основе предлагаемых Шахматовым определений предложения лежит идея о том, Что предложение - это не что иное, как языковая оболочка, оформление средствами языка единиц мышления : Предложение является воспроизведением коммуникации средствами языка .

Учение Шахматова о предложении, четкое разграничение односоставных и двусоставных предложений и установление особенностей членов каждого из этих типов предложений сыграло значительную роль в дальнейшем развитии теории языка, в частности русской грамматической теории.

ПРОСТОЕ предложение : В основе классификации лежит соотнесенность главного члена предложения с подлежащим или сказуемым двусоставного предложения с точки зрения морфологического выражения или отсутствие такой соотнесенности. В результате А.А.Шахматов разделил все односоставные предложения на четыре основных типа: бессказуемо-подлежащные, сказуемо-бесподлежащные, безличные, вокативные.

    К первому типу отнесены предложения с главным членом, выраженным существительным в именительном падеже, количественно именными сочетаниями и нек. др. Например Тишина. Три часа ночи.

    Второй тип представлен разнообразными типами предложений, в которых главный член имеет морфологическое выражение сказуемого - спрягаемо-глагольные, инфинитивные.

    Третий тип составляют предложения с таким главным членом, морфологическая форма которых не допускает сочетаемости с именительным падежом. Вечереет. Холодно.

    Наконец, четвертый тип представляет собой ограниченную группу предложений, главным членом которых является обращение с дополнительным субъективно-модальным значением выражением радости, укоризны, порицания и др. Эх, Петя, Петя!

Среди предложений 2 ой группы (сказуемо-бесподлежащных) выделялись - с точки зрения значения предложения - определенно-личные, обобщенно-личные, неопределенно-личные .

При этом грамматический принцип строго не выдерживался, значение односоставного предложения во многих случаях определялось не по возможностям грамматической формы, а чисто семантически или с учетом контекста . Например, предложения с главным членом в форме повелительного наклонения были отнесены к определенно- личным (Да говори же скорее), к неопределенно-личным (Я понимаю, руби леса из нужды, но зачем истреблять их) даже к безличным.

Таким образом, в классификации А.А.Шахматова совмещались два принципа - формальный способ выражения главного члена и семантический - значение односоставного предложения . Эта классификация была принята лингвистами, и именно она лежит в основе современной классификации односоставных предложений.

СРЯ: История русского литературного языка - это история постепенного развития русского просвещения. Главным орудием его распространения был перенесенный на русскую почву древнеболгарский язык. Богатство этой почвы, ее жизненная сила ярко сказались в том, что уже Киевская Русь претворила древнеболгарский язык в свой национальный. Русские люди стали писать и говорить на нем, приближая его в своем произношении к родному языку. Звуки древнеболгарской речи были заменены русскими: вместо носовых звуков они произносили звуки у и а , вместо болгарского (звука, в одних говорах близкого к а , а в других к a ) произносили е или отожествляли его со своим (т. е. дифтонгом ие ); сочетание жд , чуждое русскому языку, заменялось систематически через ж ; сочетания слоговых р и л с последующими ъ и ь русские заменяли своими сочетаниями ьр, ър, ъл (напр.скрьбь стали произносить скьрбь , позже скербь , ср. русское скърбь , откуда скорбь ); звук г (взрывный) они передавали своим (южнорусским) г фрикативным ( h ), и т. д. Подобные изменения были необходимы для возможности усвоения древнеболгарского языка более широкой средой.

Родился в дворянской семье, в 1883 поступил на историко-филологический факультет Московского университета. В 1884 в «Исследованиях по русскому языку» опубликована первая его статья «Исследования о языке новгородских грамот XIII и XIV вв».

Ученик Ф. Ф. Фортунатова. Впервые замечен в серьёзных научных кругах после выступления во время защиты А. И. Соболевским его магистерской диссертации - о системе фонем праславянского языка. Шахматов выступил с убедительной критикой некоторых важных положений доклада, чем вызвал сильную неприязнь уже известного в ту пору научными трудами Соболевского. Напряжённые отношения ученых сохранялись до конца жизни Шахматова.

В 1887 защитил диссертацию на тему «О долготе и ударении в общеславянском языке», после окончания университета остался при нём и к 1890 стал приват-доцентом.

В 1894 выдвинул свою работу «Исследования в области русской фонетики» на соискание степени магистра, однако ему была присуждена высшая степень доктора русского языка и словесности.

Первые научные разработки - в области диалектологии. Совершил две экспедиции в середине 80-х гг. - в Архангельскую и Олонецкую губернии.

После смерти Я. К. Грота взял на себя составление первого нормативного словаря русского языка.

С 1894 адъюнкт Петербургской АН, с 1898 - член Правления Академии наук, самый молодой за всю историю её существования (34 года), с 1899 - действительный член АН. С 1910 профессор Петербургского университета.

С 1906 - член Государственного совета от академической курии. Участвовал в подготовке реформы русской орфографии, осуществленной в 1917-1918.

Лучшие дня

Член Сербской Академии наук (1904), доктор философии Пражского университета (1909), доктор философии Берлинского университета (1910), член-корреспондент Краковской Академии наук (1910) и др.

Умер от истощения в Петрограде в августе 1920 года.

После смерти ученого в 1925–1927 был издан его во многом нетрадиционный «Синтаксис русского языка», оказавший значительное влияние на развитие синтаксической теории в России. В нем Шахматов впервые сделал попытку выявить систему в огромном разнообразии синтаксических конструкций русского языка.

Об учёном его сестрой - Е. А. Шахматовой-Масальской - оставлены мемуары.

Научный вклад

Шахматов проследил историю древнерусского летописания XI-XVI вв., впервые применив для их изучения сравнительно-исторический метод, благодаря чему установил время создания, источники и вклад каждого из авторов старейших летописных сводов, состав текста «Повести временных лет». После работ Шахматова любое исследование по истории древней Руси опирается на его выводы. Учёный заложил основы текстологии как науки.

Под руководством Шахматова Отделение русского языка и словесности Императорской Академии наук стало центром отечественной филологии. По инициативе Шахматова Академия наук издала монографии, словари, материалы и исследования по кашубскому, полабскому, лужицкому, польскому, сербскому, словенскому языкам. В 1897 Шахматов возглавил работу над академическим словарем русского языка. Участвовал в подготовке реформы русской орфографии, осуществленной в 1917-1918.

Выводил восточнославянские языки от «общедревнерусского» языка, дезинтеграция которого, по его мнению, началась уже в VII ст.[источник не указан 339 дней], но была задержана интеграционными процессами, связанными с государственным единством в рамках Киевской Руси

По украинскому языку

Алексей Шахматов - один из авторов работы «Украинский народ в его прошлом и настоящем» (1916), принимал участие в написании декларации Петербургской АН «Про отмену ограничений малорусского печатного слова» (1905-1906), автор подробных рецензий на грамматики украинского языка А. Крымского и С. Смаль-Стоцкого, словарь украинского языка Б.Гринченко.

Алексей Александрович с интересом и сочувствием относился к развитию украинской литературы и украинского языка, но скептически высказывался по отношению к стремлению деятелей «украинского движения» к отделению малорусской народности от единого русского народа, по этнографическим представлениям того времени подразделявшегося на белорусов, великороссов и малороссов.

Шахматов, в отличие от других русских филологов - Соболевского, Флоринского, Ягича, Корша и др. видел причиной стремления части украинской интеллигенции к обособлению не идейные и политические аспекты, а реакцию на запретительные меры по отношению к украинскому языку.

> Шахматов Алексей Александрович

АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ША´ХМАТОВ

(1864 -1920)

В 1883-1887 гг. учился на историко-филологическом факультете Московского университета. За это время напечатал первую большую работу «Исследование о языке новгородских грамот XIII и XIV вв.». После окончания университета был оставлен для подготовки к профессорскому званию по кафедре русского языка и словесности. Читал в университете курс по истории русского языка. В 1890 г. получил звание приват-доцента Московского университета.

В 1894 г. публично защитил диссертацию «Исследования в области русской фонетики». А.А. Шахматов выдвинул свою работу на соискание степени магистра, но историко-филологический факультет Московского университета присудил ему степень доктора русского языка и словесности.

В 1894 г. был выбран адъюнктом Академии наук. С 1897 г. - экстраординарный академик; с 1898 г. — член Правления Академии наук, с 1899 г. - действительный член Академии наук. В 1906 г. был избран председателем Отделения русского языка и словесности Академии наук.

Является основоположником исторического изучения русского литературного языка. Начал научную деятельность в рамках Московской филологической школы, но со временем разработал собственные исследовательские методы. Много занимался изучением древнерусских летописей, заложил основы текстологического исследования и тем самым создал фундамент текстологии как науки. Установил время создания и источники старейших летописных сводов, в частности «Повести временных лет».

В 1897 г. возглавил работу над академическим словарем русского языка. Вместе со своим учителем Ф.Ф. Фортунатовым участвовал в работе Комиссии по выработке проекта реформы орфографии, утверждённой в 1918 г.

В последние годы жизни занимался изучением русского синтаксиса и построением общей синтаксической теории. «Синтаксис русского языка», изданный после его смерти, оказал огромное влияние на развитие синтаксической теории в России. В основе его теории предложения лежит учение о коммуникации. Словесным выражением единицы мышления является предложение, именно через него реализуется связь языка и мышления. Предложение и является предметом синтаксиса как особой лингвистической дисциплины.

Основные работы: «Исследование о языке новгородских грамот XIII и XIV веков», «К истории сербскохорватских ударений», «К вопросу об образовании русских наречий», «К истории ударений в славянских языках», «К истории звуков русского языка», «Русский язык», «Разыскания о древнейших русских летописных сводах», «Русское и словенское аканье», «Очерк древнейшего периода истории русского языка», «Введение в курс истории русского языка», Обозрение русских летописных сводов XIV-XVI вв.», «Синтаксис русского языка», «Историческая морфология русского языка», «Очерк современного русского литературного языка».

Шахматов Алексей Александрович Ша́хматов Алексей Александрович

(1864-1920), филолог, академик Петербургской АН (1894). Труды в области славистики. Исследователь русского языка, в том числе его говоров, древнерусской литературы, русского летописания, проблемы русского и славянского этногенеза, вопросов прародины и праязыка. Заложил основы исторического изучения русского литературного языка, текстологии как науки. Труды по индоевропейским языкам (в том числе славянскому, финскому и мордовскому языкам). Редактор академического «Словаря русского языка» (1891-1916).

ШАХМАТОВ Алексей Александрович

ША́ХМАТОВ Алексей Александрович , российский языковед, историк, педагог, академик Петербургской АН (1894). Исследователь русского языка, в т. ч. его говоров, древнерусской литературы, русского летописания, проблем русского и славянского энтогенеза, вопросов прародины и праязыка славян. Заложил основы исторического изучения русского литературного языка, текстологии как науки.
Биография
Родился в дворянской семье. В детские годы Шахматов проявил себя как исследователь, тяготел к познанию разнообразных языков и наук. В 10 лет он работал над монографией «Русская старина», посвященной начальной русской истории (рукопись содержит 350 страниц). В 1876 он отправляется в заграничную поездку (Австрия, Германия, Франция). В Лейпциге поступил в частную гимназию. Вернувшись в Россию, продолжил учебу в Московской гимназии Ф.Креймана, в 4-й Московской гимназии (1879–1883) и на историко-филологическом факультете Московского университета (1883–1887). Будучи еще учеником 5 класса гимназии, Шахматов познакомился с профессорами МГУ В.Ф. Миллером (см. МИЛЛЕР Всеволод Федорович) , Ф.Ф. Фортунатовым (см. ФОРТУНАТОВ Филипп Федорович) . Это знакомство определило его дальнейший жизненный путь и сферу научных интересов. В университете он начал работать над «Исследованием о языке новгородских грамот». Одновременно он обратился к изучению живых народных говоров, совершил поездку в Олонецкую губернию. После окончания университета Шахматов был оставлен при нем для подготовки к профессорскому званию (по рекомендации Фортунатова и Ф.Е. Корша (см. КОРШ Федор Евгеньевич) ). В 1890 он сдал магистерский экзамен и в качестве приват-доцента начинал читать лекции по истории русского языка. Но в конце этого года он прекратил свое преподавание и уехал в Саратовскую губернию, где занял должность земского начальника. Это решение было вызвано желанием поработать среди народа, а также недовольством положением дел в Московском университете. В Саратовской губернии Шахматов работал над «Исследованием в области русской фонетики» и в 1894 получил за этот труд степень доктора, минуя степень магистра. В этом же году он получил предложение занять место адъюнкта Академии наук и переехал в Петербург, где работал до конца жизни. В 1899 его избрали ординарным академиком, а в 1906 – председательствующим в Отделении русского языка и словесности.
Научная деятельность
В Академии началась научно-организационная деятельность Шахматова: он редактировал «Словарь современного русского языка» (существенно расширяя его за счет лексики народных говоров) и другие издания Отделения, возглавил Академическую библиотеку, председательствовал или состоял во всевозможных комиссиях. В академическом издании он опубликовал первую крупную лингвистическую работу «Исследование о языке новгородских грамот XIII–XIV вв.». Позже вышли другие его работы: «Исследование о двинских грамотах XV в.» и несколько заметок о языке псковских памятников XIV–XV вв. В начале XX в. вместе с другими известными филологами России и зарубежных стран Шахматов проводил большую работу по созданию Союза славянских академий для комплексного изучения важнейших научных задач.
Главным направлением исследований Шахматова была история. Интерес к историческому изучению явлений гражданского устройства, литературы, культуры, языка, пробудился у Шахматова еще в детские годы после ознакомления с книгами Н.М. Карамзина (см. КАРАМЗИН Николай Михайлович) «История государства Российского». Тогда же он увлекся историей языков, взаимоотношениями между ними и отличительными языковыми чертами.
В числе центральных проблем, которыми занимался ученый, были реконструкция, палеографическое, историческое и лингвотекстологическое исследование русских летописных сводов и других письменных памятников. По этой проблеме Шахматов опубликовал следующие свои работы: «Киево-печерский патерик и Печерская летопись», «Толковая Палея и Русская летопись», «Разыскания о древнейших русских летописных сводах». Исследования Шахматова по языку летописей привели его к вопросу о происхождении русского народа и его языка и о первоначальном расселении восточных славян. Этому вопросу он посвятил две специальные работы: «Южные поселения вятичей», (1907) и «Древнейшие судьбы русского племени» (1919). Вкладом в историческое изучение русского языка были труды Шахматова, посвященные конкретным явлениям звукового и грамматического строя и общему анализу постепенных изменений языковой системы, начиная от праславянской эпохи: «Исследования в области русской фонетики» (1893), «К истории звуков русского языка». Ученый занимался также разработкой вопросов происхождения и современного состояния русского литературного языка. Эти вопросы наиболее полно проанализированы в его курсе лекций: «Очерк современного русского литературного языка» (1913). Это было первое систематическое пособие в русских высших учебных заведениях. В труде «Синтаксис русского языка» Шахматов разработал учение о психологической коммуникации и предложении как ее выражении, систематизировал виды односоставных предложений в русском языке, выделил в особую группу вокативные предложения. В различных периодических изданиях и сборниках Шахматов напечатал большое количество рецензий и отзывов о филологических и исторических трудах отечественных и зарубежных ученых. Под его руководством Отделение русского языка и словесности АН стало центром филологии в России. Им было организовано изучение многих памятников письменности, современных диалектов, составление словарей, подготовка многотомной «Энциклопедии славянской филологии», возобновлено издание «Полного собрания русских летописей». Он организовал издание серии памятников старославянского и русских языков, мировой литературы, сыграл большую роль в реформе русского правописания.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "Шахматов Алексей Александрович" в других словарях:

    - (род. в 1864 г.) выдающийся ученый. Из дворян Саратовской губернии. Учился в 4 й московской гимназии. Еще на гимназической скамье начал изучать по рукописям памятники древнерусской письменности и написал две статьи, появившиеся в 1882 г. в… … Большая биографическая энциклопедия

    Русский языковед, исследователь русского летописания, академик Петербургской АН (1894). Окончил Московский университет (1887), приват доцент там же (1890). Профессор Петербургского университета… … Большая советская энциклопедия

    - (1864 1920) российский филолог, академик Петербургской АН (1894). Исследователь русского языка, в т. ч. его говоров, древнерусской литературы, русского летописания, проблемы русского и славянского энтогенеза, вопросов прародины и праязыка.… … Большой Энциклопедический словарь

    Шахматов (Алексей Александрович, родился в 1864 г.) выдающийся ученый. Из дворян Саратовской губернии. Учился в 4 й московской гимназии. Еще на гимназической скамье начал изучать по рукописям памятники древнерусской письменности и написал две… … Биографический словарь

    - (1864 1920), филолог, академик Петербургской АН (1899). В 1890 х гг. переехал из Москвы в Петербург. С 1899 директор библиотеки 1 го Отделения AН. Председатель Отделения русского языка и словесности АН (1906 20). С 1910 профессор… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    Алексей Александрович Шахматов Дата рождения: 5 (17) июня 1864(1864 06 17) Место рождения: Нарва, Российская империя Дата сме … Википедия

    Алексей Александрович Шахматов (5 (17) июня 1864, Нарва 16 августа 1920, Петроград) известный русский филолог и историк, основоположник исторического изучения русского языка, древнерусского летописания и литературы. Содержание 1 Биография … Википедия

    - (1864 1920), русский филолог и лингвист славист. Родился 5 (17) июня 1864 в Нарве (ныне Эстония). Очень рано, еще гимназистом, проявил незаурядные способности к научной деятельности. В 1887 окончил Московский университет, там же преподавал. С… … Энциклопедия Кольера

    Шахматов, Алексей Александрович - (1864 1920) языковед, академик Рос. АН (академик Петербургской АН с 1899). Председатель отделения русского языка и словесности АН (1906 20). С 1890 приват доцент Московского университета. С 1910 профессор Петербургского университета. Автор… … Педагогический терминологический словарь

    ШАХМАТОВ Алексей Александрович - , языковед, акад. Рос. АН (акад. Петерб. АН с 1899). Окончил ист. филол. ф т Моск. ун та (1887), приват доцент там же (1890), одновременно преподавал лат. яз. в гимназии. С 1910 проф. Петерб. ун та, пред … Российская педагогическая энциклопедия

Ш. родился в дворянской семье. Отец – Александр Алексеевич Шахматов, чиновник, юрист. Мать – Мария Федоровна Бистром. У Ш. было три сестры, одна сводная Наталья Александровна и две единоутробных – старшая Евгения (в замужестве Масальская) и младшая Ольга. В мае 1871 г. умер отец, в январе 1871 г. – мать. Троих малолетних детей, Евгению, Алексея и Ольгу, взяли на воспитание дядя Алексей Алексеевич Шахматов и его жена. Раннее детство Ш. прошло в саратовском имении дяди селе Губаревка, где имелась богатая библиотека. Гуманитарным образованием Алексея занимался дядя, некогда закончивший Гейдельбергский университет. Мальчик учил французский, немецкий, греческий и латинский языки, интересовался русской историей. Учился в основном дома, периодически – в московских гимназиях (поступил в частную гимназию Ф.И. Крейцмана, окончил четвертую московскую гимназию). В 1878 г., будучи гимназистом, написал статью о происхождении языков и представил ее профессорам Московского университета В.Ф. Миллеру, Н.И. Стороженко и Ф.Ф. Фортунатову. С этого времени началось его научное общение и ученичество и Фортунатова, который привлек Ш., тогда гимназиста восьмого класса, в качестве неофициального оппонента на защите магистерской диссертации А.А. Соболевского «Исследование в области русской грамматики». Несогласие Ш. с некоторыми спорными положениями диссертации Соболевского и дискуссия на защите между диссертантом и оппонирующим ему гимназистом положили начало долголетним неприязненным отношениями между этими учеными. В 1883 г. Ш. поступил на историко-филологический факультет Московского университета, который окончил в 1887 г. (выпускное кандидатское сочинение «О долготе и ударении в общеславянских языках») и был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию. В 1886 г. опубликовал первый крупный научный труд «Исследование о языке новгородских грамот XIII и XIV в.». Став в 1890 г. приват-доцентом Московского университета, Ш. свою пробную лекцию 1 марта 1890 г. посвятил проблеме реконструкции литературного наследия летописца XI в. Нестора («О сочинениях преподобного Нестора»). В конце 1890 г. Ш. уволился из университета и уехал в свое саратовское имение Губаревку, поступил на службу земским начальником пятого участка Саратовского уезда, в составе которого находилась Губаревка. 12 марта 1894 г. в Московском университете состоялась защита магистерской диссертации Ш. «Исследование в области русской фонетики», оппоненты – Р.Ф. Брант, Ф.Е. Корш, В.Ф. Миллер, Ф.Ф. Фортунатов. По результатам защиты Ш. была присуждена не магистерская, а сразу докторская степень. В 1909 г. Ш. была присуждена ученая степень доктора философии Пражского, а в 1910 г. Берлинского университетов. В ноябре 1894 г. по представлению академиков А.Ф. Бычкова и И.В. Ягича Ш. был избран адъюнктом Академии наук. В 1897 г. избран экстраординарным академиком, в 1899 г. – ординарным. В Академии наук Ш. занимался составлением словаря русского языка (возглавил это направление в 1897 г.), исследовал говоры славянских языков (кроме русского – лужицкий, сербохорватский, словенский), для чего в 1896 и 1903 гг. ездил в зарубежные командировки. С 1898 г. – член Правления Академии наук, с 1906 г. – председатель Отделения русского языка и словесности, возглавлял издание Известий ОРЯС. С 1894 г. Ш. жил в Петербурге, где женился на Наталье Александровне Градовской (дочери историка проф. А.Д. Градовского), от которой имел четверых детей: Ольгу (1897), Александра (1898), Софию (1901) и Екатерину (1903). В 1905 г. вступил в партию кадетов, но со временем, после 1907 г., отошел от общественной деятельности. Был почетным членом и членом ряда научных обществ: с 1895 г. – Общества любителей древней письменности и искусства, с 1896 г. – Русского географического общества и Московского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, с 1899 г. – Общества любителей российской словесности, с 1900 – Русского библиологического общества и Археографической комиссии. Член Сербской Академии наук (с 1904 г.), член-корреспондент Краковской Академии наук (с 1910 г.).