! Что такое внутренний мир человека? Рассуждение о своем внутреннем мире

ОГЭ по русскому языку подготовка к сочинению 15.3 «Что такое внутренний мир человека» Щербакова Е.В. МАОУ СОШ № 2 г. Реж Сочинение 15.3

  • Как Вы понимаете значение выражения ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое внутренний мир человека», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
  • Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
  • Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Внутренний мир человека – это мир, который состоит из эмоций, чувств, переживаний, мировоззрения и определяет сущность человека, его внутренние черты, качества . Что такое внутренний мир человека? (определение) Духовный (или внутренний) мир человека – это совокупность его внутренних, душевных процессов (ощущения, восприятия, эмоции, чувство, воля, память, рассудок, уровень знаний, духовные интересы, жизненные позиции, ценностные ориентации). Материалы для комментария Внутренний мир каждого человека уникален. Внутренний мир человека отражает его сущность. Во внутреннем мире происходит формирование и сохранение культурных ценностей человека, а затем и их преобразование. О внутреннем мире человека можно судить по его поступкам. Внутренний мир человека не всегда соответствует его внешнему облику. Вполне возможно, что за чьим-то суровым внешним видом скрывается тонкая натура, а внутри мягкого человека находится стальная воля. Внутренний мир человека начинает формироваться ещё в детстве. Познать внутренний мир другого человека можно по его поступкам, увлечениям, творениям, предпочтениям в художественной литературе, музыке, кино и т.п. Комментарий
  • Внутренний мир человека – это духовная жизнь, в которой формируются наши представления и образы. От внутреннего мира человека зависит его взгляд на реальный мир. Наша духовная жизнь построена на эмоциях, чувствах и мировоззрении.
Афоризмы о внутреннем мире
  • Каждый человек - отражение своего внутреннего мира. Как человек мыслит, такой он и есть (в жизни). Марк Туллий Цицерон
  • Кто созерцал величие природы, тот и сам стремится к совершенству и гармонии. Наш внутренний мир должен уподобляться этому образцу. В чистой атмосфере все чисто. Оноре де Бальзак
Афоризмы о внутреннем мире
  • Нужно дать свободу своему внутреннему миру, открыть для него все шлюзы и вдруг с изумлением увидеть, что в твоем сознании заключено гораздо больше мыслей, чувств и поэтической силы, чем ты предполагал. К.Г.Паустовский
  • Ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наше отношение к миру, как наши чувствования. К.Ушинский

Что такое внутренний мир человека?

Приводим три примера-образца написания сочинений на заданную тему в ОГЭ по русскому языку. Сочинения написаны в соответствии с правилами ФГОС, приведены аргументы из текста, объяснена собственная позиция. Все для Вас!

Первый вариант сочинения (по тексту Остромира «В детстве у меня была любимая мягкая игрушка…»)

Определение понятия

Внутренний мир человека – тот жизненный опыт, который он сумел получить с детских лет и до определенного возраста. У каждого он индивидуален, у каждого складывается, как пазл, из предметов, вещей, событий, особенно дорогих человеческому сердцу.

Так, например, герой предложенного текста Остромира на всю жизнь запомнил детскую игрушку – плюшевого мишку, с которым был практически неразлучен в ясельный период. Став взрослым, сменив интересы на более серьезные, молодой человек сделал медвежонка своим талисманом, хранителем, помогающим добиваться самых желанных целей. Игрушка сделалась неотъемлемой частью его внутреннего мира, которую он бережно ограждал от насмешек и возлагал на нее большие надежды.

Аргумент из личного опыта

В жизни практически каждому из нас приходилось сталкиваться с примерами ценности вещей, но ценности не столько материальной, сколько духовной. К примеру, ребенок больше всего в жизни будет ценить часы, подаренные отцом перед смертью, или крестик, врученный матерью перед отъездом чужую страну. Дороги они будут памятью, тем сокровенным чувством, которое он будет испытывать каждый раз глядя на часы или сжимая крестик в руке. Именно из таких вещей и складывается внутренний мир человека.

Заключение

Внутренний мир человека – то, что скрыто от окружающих и проявляется порой в самых неожиданных мелочах: для кого-то в любви к мягкой игрушке, а для кого-то – в памяти о родителях.

Второй вариант сочинения (по тексту Ю.В. Драгунского «Когда мне было шесть лет, наверное, или шесть с половиной…»)

Определение понятия

На мой взгляд, внутренний мир человека — понятие обширное, включающее в себя множество нюансов и сторон. Это те песни, которые мы слушаем в свободное время, фильмы, врезающиеся в нашу память, книги, которые хочется перечитывать вновь и вновь, игрушки, окружающие нас с детства. Все наши чувства и мысли, а следовательно, и поступки, определяются тем, что заложено внутри.

Аргумент из прочитанного текста

К примеру, в тексте Ю.В. Драгунского герой, будучи шестилетним мальчиком, делает достаточно сложный выбор, основываясь на кладезях собственного внутреннего мира. Между желанием тренировать силу удара и жалостью к любимому другу детства — плюшевому мишке, он выбрал второе. Чувства, внутренние установки и правила не позволили ударить того, кого когда-то считал младшим братом, с кем делился самыми сокровенными тайнами и желаниями.

Аргумент из личного опыта

Думаю, у каждого из нас в детстве была любимая игрушка, с которой мы проводили дни и ночи и о которой, забывшись в вихре взрослых проблем, мы позабыли. На самом деле, именно она наполнила наш внутренний мир особыми неповторимыми качествами.

Заключение

Детские игрушки учат любви, милосердию, чуткости, умению сочувствовать. Они помогают закладывать основы осознания и восприятия мира, воспитываю наш особый характер.

Третий вариант сочинения (на примере текста Алексина А.Г. «Я не любила эту куклу. Ее рост и внешние достоинства сравнивали…»)

Определение понятия

Внутренний мир человека — это реакция сознания на то, что нас окружает. Если человек растет и воспитывается в любви, то его душа должна рождать любовь и милосердие. Но далеко не всегда происходит именно так.

Аргумент из прочитанного текста

Например, в тексте А.Г. Алексина девочка свои внутренние комплексы компенсировала отношением к игрушкам. Она относилась к ним как к подчиненным, над которыми имеет безграничную власть и которых без зазрения совести может с легкостью наказывать. Все изменилось с появлением огромной куклы, и ростом и внешностью схожей с хозяйкой. Теперь девочке казалось, что не она для игрушек уникальна, а эта кукла. В свои шесть лет ребенок не понимал, почему мама недовольна ее взаимодействием с игрушками. Возможно, с возрастом она поймет, что не все в жизни решается силой и властью.

Аргумент из личного опыта

Если вспоминать истории из жизни, то наверняка каждый из нас слышал истории, как дети из самых благополучных семей, взращенные в любви и изобилии, становятся асоциальными, так или иначе пытаясь восполнить какие-то внешние или внутренние недостатки.

(1)Когда мне
было лет шесть, наверное, или шесть с половиной, я совершенно не знал, кем же я
в конце концов буду на этом свете. (2)То у меня разгорался аппетит выучиться на
такого художника, который рисует на уличном асфальте белые полоски для мчащихся
машин. (3)А то мне казалось, что неплохо бы стать отважным путешественником и
переплыть все океаны на утлом челноке, питаясь одной только сырой рыбой. (4)А
на другой день мне уже приспичило стать боксёром, потому что я увидел в
телевизоре розыгрыш первенства Европы по боксу. (5)Как они молотили друг друга
– просто ужас какой-то! (6)А потом показали их тренировку, и тут они колотили
уже тяжёлую кожаную «грушу» – такой продолговатый тяжёлый мяч; по нему
надо бить изо всех сил, лупить что есть мочи, чтобы развивать в себе силу
удара. (7)И я тоже решил стать самым сильным человеком во дворе.

(8)Я сказал
папе:

– Папа,
купи мне боксёрскую грушу! (9)Буду тренироваться и стану боксёром.

– (10)Нечего
тратить на ерунду деньги, – ответил папа. – (11)Тренируйся уж
как-нибудь без груши.

(12)И он оделся
и пошёл на работу. (13)А мама сразу же заметила, что я обиделся, и постаралась
мне помочь.

(14)Она достала
из-под дивана большую плетёную корзинку, где были сложены старые игрушки, и
вынула из неё здоровущего плюшевого мишку.

– (15)Вот.
(16)Хороший мишка, отличный. (17)Погляди, какой тугой! (18)Чем не груша?
(19)Давай тренируйся сколько душе угодно!

(20)Я очень
обрадовался, что мама так здорово придумала. (21)И я устроил мишку поудобнее на
диване, чтобы мне сподручней было тренироваться и развивать силу удара.

(22)Он сидел
передо мной такой шоколадный, и у него были разные глаза: один его собственный
– жёлтый стеклянный, а другой большой белый – из пришитой пуговицы от
наволочки. (23)Но это было неважно, потому что мишка смотрел на меня своими
разными глазами и обе лапы поднял кверху, как будто он уже заранее сдаётся…

(24)И я вдруг
вспомнил, как давным-давно я с этим мишкой ни на минуту не расставался, повсюду
таскал его за собой, и сажал его за стол рядом с собой обедать, и спать его
укладывал, и укачивал его, как маленького братишку, и шептал ему разные сказки
прямо в его бархатные твёрденькие ушки, и я его любил тогда, любил всей душой,
я за него тогда жизнь бы отдал…

(25)И вот он
сидит сейчас на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства, а
я хочу тренировать об него силу удара…

– (26)Что с
тобой? – спросила мама, приоткрыв дверь.

(27)А я не знал,
что со мной, я задрал голову к потолку, чтобы не видно было слёз, и сказал:

– Я
раздумал быть боксёром.
(По В.Ю. Драгунскому)*

* Драгунский Виктор Юзефович (1913–1972)
– русский советский писатель, автор рассказов для детей.



СОЧИНЕНИЕ

Внутренний мир человека — это его духовный мир, состоящий из чувств, эмоций, мыслей, представлений об окружающей действительности. Есть люди с богатым внутренним миром, а есть с бедным. О внутреннем мире человека можно судить по его поступкам. Докажу свои слова конкретными примерами.

Обратимся к тексту В.Ю.Драгунского. Главный герой — шестилетний мальчик — имеет, на мой взгляд, богатый внутренний мир. Об этом свидетельствует его поступок. Когда мама предложила мальчику в качестве боксёрской груши использовать забытую игрушку детства — плюшевого мишку, герой сначала обрадовался, но потом он вспомнил, как любил этого мишку, как проводил с ним своё время, словно с маленьким братишкой или другом. Нахлынувшие воспоминания заставили мальчика отказаться не только от тренировки, но и от желания стать боксёром. Поведение героя говорит о том, что у него доброе и преданное сердце.

Богатым внутренним миром обладает и Маша Миронова, героиня повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Эта хрупкая и пугливая на первый взгляд девушка смогла побороть в себе трусость и нерешительность ради спасения другого человека. Когда Маша узнала, что Петру Гринёву грозит смертная казнь, она бесстрашно отправляется к самой царице, для того чтобы спасти своего возлюбленного. Человек с бедным внутренним миром не отважился бы на такой поступок.

Таким образом, чтобы узнать, что представляет собой внутренний мир человека, надо обратить внимание на его поведение в той или иной ситуации. (212 слов)

Мудрецы давних времен говорили: «Что внутри, то снаружи». Психологи до сих пор руководствуются данным правилом, поскольку мир становится таким, как его воспринимают глаза смотрящего. А смотрит человек нередко через призму собственных страхов, убеждений и прочих ментальных установок, которые и составляют его внутренний мир..

Психологи отмечают, что внутренние миры разных людей отличаются. Внутренним миром следует называть деятельность психической сферы человека, которая наиболее понятна тем, что у каждого есть свой набор убеждений, установок, мировоззрения, отношения к себе и к миру, людям, эмоций, представлений о себе и о том, в каком мире он живет. Проще говоря, внутренний мир – это эмоции, ощущения, восприятие, представление о себе и о мире, а также желания, убеждения и принципы, ценности.

У каждого человека свой внутренний мир, который однозначно является уникальным и непохожим на внутренние миры других людей. Причиной тому становится множество факторов:

  1. Генетические особенности.
  2. Наклонности.
  3. Особенности развития.
  4. Приобретенные интересы.
  5. Особенности воспитания.
  6. Влияние общественных ценностей.
  7. Жизненный опыт.
  8. Особенности работы высшей нервной системы.
  9. Идеалы.

Также на развитие внутреннего мира, который будет очень разнообразным и достаточно сложным, влияет то, как человек сам лично воспринимает окружающую реальность. Через органы чувств все люди воспринимают окружающую информацию. Только отмечается, что каждый человек по-своему анализирует и делает выводы в ситуации, в которой другой человек все воспримет иначе. В одинаковой ситуации люди воспринимают окружающий мир по-разному, то есть через призму собственных ощущений, установок, оценок «плохо» и «хорошо».

Внутренний мир влияет на то, как человек будет воспринимать окружающие обстоятельства и людей, при этом окружение влияет на то, какой внутренний мир будет формироваться и становиться по мере жизни у человека.

«Почему мир такой жестокий?» — часто можно услышать от людей, которые только что потерпели какое-то поражение в своей жизни. Потеря чего-то ценного и важного, неспособность человека достичь желаемого, заставляет подумать о том, что мир жесток. «Это как-то неправильно», — говорит человек, который не понимает, почему мир не помогает ему жить счастливо, так, как он того хочет. И действительно: это мир такой жестокий или человек что-то делает неправильное, из-за чего его жизнь не такая красочная, какой бы он хотел ее видеть?

Мир кажется человеку жестоким, потому что в нем он не может реализовать те желания, которые он почерпнул из сказок. Человек хочет жить, как в сказке. Он хорошо изучил сказочный мир, который придуман, вымышлен, из-за чего не может понять, почему реальный мир не подстраивается под него, не поддается. В сказке все не так, как в реальном мире. Но поскольку современного человека родители и общество все больше воспитывает в духе «сказочности» и «детства», он все больше ограждается от реального мира, который не похож на сказочный.

Обратите внимание, что ранее людей вешали, сжигали на кострах, прилюдно избивали. И это было нормальным явлением для любого ребенка тех времен. Почему? Потому что так жили люди тех времен. Родители каждого ребенка не ограждали их от познания реального мира. Если происходили убийства, то дети наблюдали эти убийства. И, вырастая, они считали это нормальным явлением.

Современный же человек взращивается на сказках, лжи и романтических историях. Его ограждают от реального мира. Ему прививают иллюзорный мир. Поэтому для такого взрослого человека мир кажется жестоким и несправедливым, поскольку он существует не по тем законам, которые действуют в сказочном мире. Столкновение сказочного и реального заставляет человека ужаснуться и понять, что реальный мир жесток, поскольку он таковым и является.

Почему мир жестокий? Он не жесток, просто он не такой, как сказочный мир. И чтобы это не стало причиной вашего несчастного и неудачного существования, просто нужно изучить реальный мир, а не сказочный. Ведь он существовал всегда, а сказки придуманы людьми. И мир нормальный, просто он не такой, как в вымышленных историях. Поэтому нужно не в сказки верить, а реальный мир изучать, чтобы и желания загадывать реалистичные.

Мир создают люди. Сама по себе природа гармонична и спокойна. Поэтому тот мир, в котором вы живете, создается такими же людьми, как и вы. А какой вы создадите мир? Будет ли он жестоким для ваших детей?

Что такое внутренний мир человека?

Внутренним миром человека называются его мысли, идеи, желания, эмоции, мироощущение, представление о самом себе, других людях и мире в целом. Внутренний мир начинает зарождаться с первого дня жизни, когда человек появляется на свет. В первую очередь на его формирование влияют генетические особенности и деятельность высшей нервной системы.

Постепенно человек начинает воспринимать окружающий мир на уровне эмоций. Что-то ему нравится, что-то не нравится. Затем человек сталкивается с убеждениями, страхами, комплексами и установками родителей. Он начинает их усваивать так же, как и принципы и моральные ценности общества. По мере своей жизни человек обогащает свой внутренний мир тем, что постоянно сталкивается с различными взглядами, установками, пониманием того, что такое хорошо и плохо.

Нередко человек меняет свой внутренний мир. Конечно, это происходит не кардинальным образом, а лишь в отдельных аспектах, когда постоянно сталкивается с неудачами и желает их исключить из своей жизни путем изменения самого себя. Однако есть индивиды, которые, наоборот, под натиском неудач все больше погружаются в свой устоявшийся внутренний мир, воспринимая окружение как злое и беспощадное.

Внутренний мир – это то, как человек чувствует, видит и воспринимает окружающий мир. Невозможно сказать, что внутренний мир является копией внешнего, поскольку нередко человек искаженно воспринимает окружающие обстоятельства, даже нередко придумывает себе то, чего не происходило и никогда не было.

Внутренний мир сначала формируется на основе физиологических особенностей, затем под влиянием окружающей среды (в том числе и социума), а затем уже в результате действий, умозаключений и выводов самого человека.

Внутренний мир влияет непосредственным образом на то, как человек живет в принципе. Насколько успешна жизнь человека? Насколько он собой гордится? Насколько он доволен тем, как живет? Довольство и счастье являются результатами того, к чему человек пришел после всех своих размышлений и действий. А поступки и решения человек всегда принимает и совершает в зависимости от своего внутреннего мира (на что он человека толкает, что позволяет видеть, на что обращает внимание и что вообще позволяет иметь?).

Что значит богатый внутренний мир?

Люди часто используют такое понятие, как «богатый внутренний мир». Что он означает? Богатым внутренним миром можно назвать способность человека не просто рассуждать о мире и отдельных его аспектах, но и делать ценные выводы, быть полезным для окружающих. Богатство внутреннего мира формируется благодаря тому, что человек постоянно контактирует с окружающим миром. Можно сказать, что богатство внутреннего мира – это:

  1. Обилие знаний.
  2. Развитие многочисленных навыков.
  3. Гибкость подхода к любой ситуации.
  4. Многообразное восприятие одной и той же ситуации (человек умеет реагировать по-разному на одни и те же обстоятельства).
  5. Умение видеть суть проблем и решать их.

Под богатством внутреннего мира нередко понимается мудрость человека, который многое повидал, через многое прошел, уже знает жизнь во всем ее многообразии и знает ответы на все вопросы.

Все люди живут на планете Земля. Но лишь малая часть действительно живет всей планетой, а не тем маленьким мирком, который она создала себе сама. Не вдавайтесь в другую крайность, которая заключается в том, что лишь путешествующий человек знает мир. Для того чтобы жить безграничной жизнью, не обязательно везде быть и все видеть. Не территориальное расположение говорит о том, насколько безграничен ваш мир, а то, как вы этот мир ощущаете своим нутром.

А насколько безграничен ваш мир? Как это определить?

  • Ваши страхи – первый фактор, который сужает ваше восприятие мира. То, чего боитесь, вы упорно не хотите замечать. Вы видите свой страх и стараетесь его избегать. А это уже лишает полноты жизни, потому что вы стремитесь оградить себя от того, чего боитесь.
  • Ваши чувства и эмоции — второй фактор, ограничивающий рамки вашего мира. Вы испытываете отрицательные чувства и эмоции и стараетесь уйти оттуда, где эти ощущения возникают. А ведь порой чувства возникают не потому, что вам что-то неприятно, а иногда из-за того, что другие люди настроили вас на отрицательный лад. Вам сказали, к примеру, что лучше не общаться с конкретным человеком, и вы пытаетесь избегать его, хотя на самом деле не знаете, нравится вам этот человек или нет.
  • Ваши предубеждения и заблуждения – третий фактор. «Не делай этого, иначе…», «Не поступай так больше, поскольку…», «После такого я с тобой не общаюсь» и прочие фразы от взрослых людей усваивают маленькие детки. Естественно, что каждый человек по мере своего взросления постепенно формирует различные правила и запреты, которые действуют по принципу «Если ты поступишь так, то получишь это». И зачастую людей обучают отрицательным программам. Человек не знает, что ему сделать для того, чтобы достичь желаемой цели, зато знает, что если будет собой, то будет нравиться ограниченному кругу людей. Подобного рода убеждения и заблуждения значительно ограничивают мир любого человека, поскольку он «тормозит» себя в проявлении своих чувств, желаний и действий, которые могут навредить.
  • Ваше желание быть, как все, слушаться и нравиться всем – четвертый фактор, ограничивающий ваше мироощущение. Вы хотите жить, как люди? Тогда посмотрите, как бедно и жалко многие живут. Вы считаете, что чужие мнения и оценки правильнее, чем ваши собственные о себе самом? Тогда почему эти «умные люди» не живут счастливо и гармонично? Вы считаете, что важно быть привлекательным для других, а не для самого себя? Оглянитесь, и вы увидите, что пытаетесь привлечь тех людей, которые сами за собой не ухаживают. Мысль «Я хочу что-то делать ради окружающих» заставляет вас забыть о том, что вы сами думаете о себе и о жизни: нравитесь ли сами себе, как лично хотите прожить собственную жизнь?

Вы ограничиваете собственный мир желаниями и мнениями других людей, которые противоречат друг другу. Не удивительно, что развивается шизофрения от такого разнообразия мыслей. А что вы сами думаете на счет любого вопроса, тем более, если это касается вас?

Очевидно, что человек все делает для того, чтобы ограничить себя в мироощущении. Ваш мир в итоге сужается до точки (дома и круга знакомых), которую можно уместить в одну трехкомнатную квартиру. Но ведь планета намного больше, чем трехкомнатная квартира, и возможностей в ней намного больше, чем вы можете себе представить. Так, зачем себя ограничивать собственными страхами, отрицательными эмоциями и заблуждениями?

Как развить свой внутренний мир?

Внутренний мир присутствует у каждого человека. И это не зависит от того, насколько человек занимается развитием своего внутреннего мира. Можно вообще им не заниматься, он будет формироваться сам по себе и влиять на поведение, реакции и мысли индивида. А можно заниматься его развитием.

Под развитием внутреннего мира понимается то, что человек будет обогащать свой жизненный опыт и контролировать мысли и эмоции, возникающие внутри него. Также следует заниматься гибкостью мышления в решении различных ситуаций. Не реагировать на них однозначно и молниеносно, а разрешать себе подумать и потом уже приходить к выводу, как на них реагировать.

В этом помогут:

  1. – способ успокоения своих мыслей и эмоций.
  2. Ведение здорового образа жизни, поскольку состояние тела влияет на состояние психики.
  3. Столкновение с реальным миром, а не бегство от него. Здесь полезными станут путешествия, знакомства с большим количеством людей, чтение книг и пр.
  4. е и стремление к достижению целей. Когда человек к чему-то стремится, он неизбежно становится обязанным меняться и дополнять свой опыт новыми знаниями и умениями.

Итог

Внутренний мир – это психическая деятельность человека, которая выражается в мыслях, идеях, эмоциях, желаниях, фантазиях, представлениях о себе и окружающем мире. Внутренний мир влияет на то, как человек оценивает окружающую обстановку, какие решения принимает и действия совершает. При этом все то, что происходит во внешнем окружении человека, непосредственно влияет на то, каким будет становиться его внутренний мир.

Тексты из реального ОБЗ ФИПИ 2016 для ОГЭ, соч.тип 3

15.3 Как Вы по­ни­ма­е­те зна­че­ние вы­ра­же­ния ВНУТ ­ РЕН ­ НИЙ МИР ЧЕ ­ ЛО ­ ВЕ ­ КА? Сфор­му­ли­руй­те и про­ком­мен­ти­руй­те дан­ное Вами опре­де­ле­ние. На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние на тему «Что такое внут­рен­ний мир че­ло­ве­ка», взяв в ка­че­стве те­зи­са дан­ное Вами опре­де­ле­ние. Ар­гу­мен­ти­руя свой тезис, при­ве­ди­те 2 при­ме­ра-ар­гу­мен­та, под­твер­жда­ю­щих Ваши рас­суж­де­ния: один при­мер-ар­гу­мент при­ве­ди­те из про­чи­тан­но­го тек­ста, а вто­рой - из Ва­ше­го жиз­нен­но­го опыта.

Объём со­чи­не­ния дол­жен со­став­лять не менее 70 слов.

Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся нулём бал­лов.

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.

1)Я не лю­би­ла эту куклу. (2)Её рост и внеш­ние до­сто­ин­ства срав­ни­ва­ли с моими. (3)Взрос­лые на­ив­но по­ла­га­ли, что до­став­ля­ют мне удо­воль­ствие, когда с де­жур­но-уми­ли­тель­ны­ми ин­то­на­ци­я­ми вос­хи­ща­лись мною.

– (4)Кто из вас де­воч­ка, а кто кукла - труд­но по­нять! - вос­кли­ца­ли они.

(5)Я была хруп­кой и ма­ло­рос­лой. (6)И от­то­го что все, вос­хи­ща­ясь этой хруп­ко­стью, име­но­ва­ли её «изя­ще­ством», а меня - «ста­ту­эт­кой», мне не было легче. (7)Я была са­мо­лю­би­ва, и мне ка­за­лось, что «ста­ту­эт­ка» - этo лишь вещь, укра­ше­ние, а не че­ло­век, тем более что ста­ту­эт­ка­ми на­зы­ва­ли и трёх фар­фо­ро­вых собак, оце­пе­нев­ших на нашем бу­фе­те. (8)Вос­пи­та­тель­ни­ца в дет­ском саду, слов­но ста­ра­ясь под­черк­нуть мою хлип­кость, вы­стро­и­ла нас всех по росту, на­чи­ная с самых вы­со­ких и кон­чая мною. (9)Вос­пи­та­тель­ни­ца так и опре­де­ля­ла моё место в общем строю: «за­мы­ка­ю­щая».

– (10)Не огор­чай­ся: конец - делу венец! - услы­ша­ла я от отца. (11)Венца на моей го­ло­ве, увы, не было, а вен­це­нос­ные за­маш­ки име­лись, и ко­ман­до­вать я очень лю­би­ла.

(12)Цар­ство иг­ру­шек по-сво­е­му от­ра­жа­ло ре­аль­ный мир, ни­ко­го не уни­жая, а меня воз­вы­шая. (13)Ми­ни­а­тюр­но­стью своей иг­руш­ки подчёрки­ва­ли, что со­зда­ны как бы для под­чи­не­ния мне. (14)А без­раз­дель­но хо­зяй­ни­чать - я со­об­ра­зи­ла уже тогда - очень при­ят­но. (15)Я рас­по­ря­жа­лась марш­ру­та­ми ав­то­мо­би­лей и по­ез­дов, по­вад­ка­ми и дей­стви­я­ми зве­рей, ко­то­рых в жизни бо­я­лась. (16)Я власт­во­ва­ла, по­ве­ле­ва­ла - они были бес­сло­вес­ны, без­молв­ны, и я втай­не по­ду­мы­ва­ла, что хо­ро­шо было бы и впредь об­ра­щать­ся с окру­жа­ю­щи­ми по­доб­ным об­ра­зом.

(17)Но вдруг, когда мне ис­пол­ни­лось шесть лет, по­яви­лась огром­ная кукла с круг­лым лицом и рус­ским, хотя и не­обыч­ным для иг­руш­ки, име­нем Ла­ри­са.(18)Отец привёз куклу из Япо­нии, где был в ко­ман­ди­ров­ке. (19)Я долж­на была бы об­ра­до­вать­ся за­мор­ской иг­руш­ке. (20)Но она была выше меня ро­стом, и я, бо­лез­нен­но на это от­ре­а­ги­ро­вав, сразу же её не­взлю­би­ла.

(21)Мама не­ред­ко втор­га­лась в мои вза­и­мо­от­но­ше­ния с иг­руш­ка­ми.

– (22)Лю­бишь на­ка­зы­вать? - впо­лу­шут­ку спро­си­ла как-то она. (23)И впо­лу­серьёз до­ба­ви­ла: - (24)С бес­сло­вес­ны­ми так по­сту­пать нель­зя. (25)Они же не могут от­ве­тить ни на добро, ни на зло.

– (26)На зло от­ве­ча­ют, - воз­ра­зи­ла я.

– (28)Под­чи­ня­ют­ся.

– (29)Это оскор­би­тель­но. (30)Не для них... (31)Для тебя! - уже со­всем серьёзно ска­за­ла мама.

(32)Она, по­хо­же, хо­те­ла, чтоб я от­ка­за­лась от аб­со­лют­ной вла­сти над сво­и­ми иг­руш­ка­ми. (33)Она во­об­ще была про­тив са­мо­вла­стия. (34)Но я к этому от­вра­ще­ния не пи­та­ла.

(35)С по­яв­ле­ни­ем Ла­ри­сы мно­гое из­ме­ни­лось. (36)Иг­ру­шеч­ное цар­ство, ка­за­лось, по­слуш­но за­дра­ло го­ло­ву и взи­ра­ло на неё снизу вверх. (37)Так смот­ре­ла на Ла­ри­су и я. (38)Как кукла она была более не­обыч­ной, по­ра­жа­ю­щей во­об­ра­же­ние, чем я как че­ло­век. (39)Мы и кук­лой-то её на­зы­вать не ре­ша­лись, а име­но­ва­ли толь­ко Ла­ри­сой.

(По А. Алек­си­ну) *

Пример готового соч-я по тексту 1:

Ге­ро­и­ня Ана­то­лия Алек­си­на при­вык­ла ко­ман­до­вать в мире иг­ру­шек. Од­на­ко с по­яв­ле­ни­ем куклы Ла­ри­сы мно­гое в вос­при­я­тии ге­ро­и­ни из­ме­ни­лось. Она вос­при­ня­ла Ла­ри­су как сво­е­го рода раз­ру­ши­те­ля своей без­раз­дель­ной вла­сти в ку­коль­ном цар­стве. Де­воч­ка по­ня­ла, что для того, чтобы власт­во­вать, надо что-то из себя пред­став­лять, чем-то вы­де­лять­ся. Вот по­че­му в пред­ло­же­нии номер 38 ге­ро­и­ня за­яв­ля­ет: «Как кукла она была более не­обыч­ной, по­ра­жа­ю­щей во­об­ра­же­ние, чем я как че­ло­век».

Управ­лять и ко­ман­до­вать - раз­ные вещи. Ге­ро­и­ня Ана­то­лия Алек­си­на хочет имен­но ко­ман­до­вать: на­ка­зы­вать, оби­жать бес­сло­вес­ных. Она не при­вык­ла брать от­вет­ствен­ность за дру­гих, пусть пока даже кукол. Имен­но про­тив такой по­зи­ции до­че­ри про­те­сту­ет мама, ко­то­рая пы­та­ет­ся разъ­яс­нить де­воч­ке, что оскор­би­тель­но ко­ман­до­вать теми, кто не может тебе от­ве­тить, про­ти­во­сто­ять (пред­ло­же­ния номер 29-31), ведь, в ко­неч­ном итоге, это по­ка­за­тель твоей внут­рен­ней куль­ту­ры, ду­хов­но­сти.

Имен­но бла­го­да­ря внут­рен­не­му миру мы все раз­ные. Но сде­лать свой внут­рен­ний мир бо­га­че, ин­те­рес­нее под силу каж­до­му из нас, нужно толь­ко стре­мить­ся к этому, осо­знав своё пред­на­зна­че­ние быть че­ло­ве­ком.

(8)Я ска­зал папе:

– Я раз­ду­мал быть боксёром.

(По В. Ю. Дра­гун­ско­му)

Пример готового сочинения по тексту 2:

(1)Когда мне было лет шесть, на­вер­ное, или шесть с по­ло­ви­ной, я со­вер­шен­но не знал, кем же я в конце кон­цов буду на этом свете. (2)То у меня раз­го­рал­ся ап­пе­тит вы­учить­ся на та­ко­го ху­дож­ни­ка, ко­то­рый ри­су­ет на улич­ном ас­фаль­те белые по­лос­ки для мча­щих­ся машин. (3)А то мне ка­за­лось, что не­пло­хо бы стать от­важ­ным пу­те­ше­ствен­ни­ком и пе­ре­плыть все оке­а­ны на утлом чел­но­ке, пи­та­ясь одной толь­ко сырой рыбой. (4)А на дру­гой день мне уже при­спи­чи­ло стать боксёром, по­то­му что я уви­дел в те­ле­ви­зо­ре розыг­рыш пер­вен­ства Ев­ро­пы по боксу. (5)Как они мо­ло­ти­ли друг друга - про­сто ужас какой-то! (6)А потом по­ка­за­ли их тре­ни­ров­ку, и тут они ко­ло­ти­ли уже тяжёлую ко­жа­ную «грушу» - такой про­дол­го­ва­тый тяжёлый мяч; по нему надо бить изо всех сил, лу­пить что есть мочи, чтобы раз­ви­вать в себе силу удара. (7)И я тоже решил стать самым силь­ным че­ло­ве­ком во дворе.

(8)Я ска­зал папе:

– Папа, купи мне боксёрскую грушу! (9)Буду тре­ни­ро­вать­ся и стану боксёром.

– (10)Не­че­го тра­тить на ерун­ду день­ги, - от­ве­тил папа. - (11)Тре­ни­руй­ся уж как-ни­будь без груши.

(12)И он одел­ся и пошёл на ра­бо­ту. (13)А мама сразу же за­ме­ти­ла, что я оби­дел­ся, и по­ста­ра­лась мне по­мочь.

(14)Она до­ста­ла из-под ди­ва­на боль­шую плетёную кор­зин­ку, где были сло­же­ны ста­рые иг­руш­ки, и вы­ну­ла из неё здо­ро­ву­ще­го плю­ше­во­го мишку.

– (15)Вот. (16)Хо­ро­ший мишка, от­лич­ный. (17)По­гля­ди, какой тугой! (18)Чем не груша? (19)Давай тре­ни­руй­ся сколь­ко душе угод­но!

(20)Я очень об­ра­до­вал­ся, что мама так здо­ро­во при­ду­ма­ла. (21)И я устро­ил мишку по­удоб­нее на ди­ва­не, чтобы мне спод­руч­ней было тре­ни­ро­вать­ся и раз­ви­вать силу удара.

(22)Он сидел пе­ре­до мной такой шо­ко­лад­ный, и у него были раз­ные глаза: один его соб­ствен­ный - жёлтый стек­лян­ный, а дру­гой боль­шой белый - из при­ши­той пу­го­ви­цы от на­во­лоч­ки. (23)Но это было не­важ­но, по­то­му что мишка смот­рел на меня сво­и­ми раз­ны­ми гла­за­ми и обе лапы под­нял квер­ху, как будто он уже за­ра­нее сдаётся...

(24)И я вдруг вспом­нил, как дав­ным-давно я с этим миш­кой ни на ми­ну­ту не рас­ста­вал­ся, по­всю­ду тас­кал его за собой, и сажал его за стол рядом с собой обе­дать, и спать его укла­ды­вал, и ука­чи­вал его, как ма­лень­ко­го бра­тиш­ку, и шеп­тал ему раз­ные сказ­ки прямо в его бар­хат­ные твёрдень­кие ушки, и я его любил тогда, любил всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал...

(25)И вот он сидит сей­час на ди­ва­не, мой быв­ший самый луч­ший друг, на­сто­я­щий друг дет­ства, а я хочу тре­ни­ро­вать об него силу удара...

– (26)Что с тобой? - спро­си­ла мама, при­от­крыв дверь.

(27)А я не знал, что со мной, я за­драл го­ло­ву к по­тол­ку, чтобы не видно было слёз, и ска­зал:

– Я раз­ду­мал быть боксёром.

(По В. Ю. Дра­гун­ско­му) *

Готовое соч-е по тексту 3

15.3 Внут­рен­ний мир каж­до­го че­ло­ве­ка уни­ка­лен и не­по­вто­рим. Нет двух по­хо­жих людей. У каж­до­го свой ха­рак­тер. Когда го­во­рят о внут­рен­нем мире че­ло­ве­ка, чаще всего под­ра­зу­ме­ва­ют мир ду­хов­ный, со­зда­ва­е­мый мыс­ля­ми и пе­ре­жи­ва­ни­я­ми, от­ра­жа­ю­щий­ся в наших по­ступ­ках и от­но­ше­нии к миру.

В тек­сте В. Ю. Дра­гун­ско­го маль­чик не может пе­ре­сту­пить через лю­би­мую иг­руш­ку, умеет це­нить свои дет­ские вос­по­ми­на­ния, мишка для него - ста­рый друг, а бить дру­зей даже для до­сти­же­ния своих, пусть самых за­вет­ных целей, срав­ни­мо с пре­да­тель­ством. Внут­рен­ний мир этого маль­чи­ка богат, он раз­мыш­ля­ет над об­ще­че­ло­ве­че­ски­ми, от­нюдь не дет­ски­ми цен­но­стя­ми. Не вы­зы­ва­ет со­мне­ния, что из него вы­рас­тет на­сто­я­щий че­ло­век.

Ака­де­мик Дмит­рий Сер­ге­е­вич Лихачёв в своих «Пись­мах о доб­ром и пре­крас­ном», об­ра­ща­ясь к мо­ло­до­му по­ко­ле­нию, го­во­рит о не­об­хо­ди­мо­сти быть ин­тел­ли­гент­ным, знать куль­ту­ру и ис­то­рию своей стра­ны, чи­тать книги, быть ми­ло­серд­ны­ми. Его труды по ис­то­рии рус­ской ли­те­ра­ту­ры, са­мо­от­вер­жен­ное слу­же­ние сво­е­му делу поз­во­ля­ют счи­тать Д. С. Лихачёва че­ло­ве­ком с бо­га­тым внут­рен­ним миром.

Любой че­ло­век обя­зан фор­ми­ро­вать себя. В любом че­ло­ве­ке есть по­тен­ци­ал, не­об­хо­ди­мо толь­ко рас­крыть себя. Сде­лать свой внут­рен­ний мир бо­га­че, ин­те­рес­нее под силу каж­до­му из нас, нужно толь­ко стре­мить­ся к этому, осо­знав своё пред­на­зна­че­ние быть че­ло­ве­ком.

1)В дет­стве у меня была лю­би­мая мяг­кая иг­руш­ка раз­ме­ром при­мер­но с не­боль­шую ди­ван­ную по­душ­ку. (2)Это был мед­ведь. (3)Я тас­кал его по­всю­ду и даже в кро­ват­ке не рас­ста­вал­ся с ним. (4)Из всех иг­ру­шек ясель­но­го воз­рас­та мед­ведь был забыт самым по­след­ним. (5)В общем, я вырос, стал дядь­кой с боль­шой бо­ро­дой и та­ту­ха­ми и вме­сто плю­ше­вых мед­ве­жат по­лю­бил мо­то­цик­лы.

(6)И вот од­на­ж­ды мне при­снил­ся мед­ве­жо­нок из дет­ства. (7)Сон был не­при­ят­ный: мед­ве­жо­нок стоял в цен­тре пу­стой ком­на­ты, в мер­ца­ю­щем свете лам­поч­ки, а за окном как будто бы со­би­рал­ся ура­ган. (8)Мед­ведь в упор смот­рел на меня и тянул ко мне лапу, как будто по­ка­зы­вал на что-то у меня за спи­ной, как будто пре­ду­пре­ждал о чём-то.

(9)Я не при­дал зна­че­ния сну. (10)Од­на­ко на сле­ду­ю­щий день я ехал в мо­то­клуб, и «де­вят­ка» под­ре­за­ла меня так, что я пе­ре­ле­тел через руль и при­зем­лил­ся на живую из­го­родь, по­са­жен­ную вдоль до­ро­ги. (11)Имен­но она меня и спас­ла. (12)Я по­лу­чил ушибы, не­боль­шой вывих плеча, а мо­то­цикл серьёзно по­стра­дал и тре­бо­вал до­ро­го­го ре­мон­та.

(13)Через не­де­лю всё по­вто­ри­лось. (14)Всё в той же ком­на­те при мер­ца­ю­щем свете и на­дви­га­ю­щем­ся ура­га­не. (15)Толь­ко сама иг­руш­ка вы­гля­де­ла гряз­ной и потрёпан­ной, а в не­ко­то­рых ме­стах была по­ре­за­на, и от­ту­да тор­ча­ла вата. (16)Мед­ве­жо­нок по-преж­не­му на­стой­чи­во ука­зы­вал на меня лапой.

(17)Я решил съез­дить на дачу, ко­то­рая была прак­ти­че­ски за­бро­ше­на, и отыс­кать на чер­да­ках-под­ва­лах мед­ве­жон­ка среди ба­рах­ла. (18)Пе­ре­рыв там всё вверх дном, я в самом даль­нем углу в пыль­ном мешке

из-под кар­тош­ки нашёл иг­руш­ку.

(19)Сна­ча­ла я до­стал го­ло­ву мед­ве­жон­ка, ото­рван­ную «с мясом»,

затем - тело с на­по­ло­ви­ну вы­лез­шей через рва­ные дыры ватой. (20)Ещё час я по­тра­тил, чтобы найти в мел­ком му­со­ре на дне мешка про­пав­ший шарик глаза, но так и не нашёл.

(21)Я отвёз мед­ве­дя домой и са­мо­лич­но его по­чи­нил, хотя на­вы­ка та­ко­го у меня, ко­неч­но, не было. (22)Я по­сти­рал, набил его новой ватой, ак­ку­рат­но зашил и даже слег­ка прошёлся утю­гом, на место по­те­рян­но­го глаза я при­де­лал чёрную по­вяз­ку, как у пи­ра­та. (23)А позже с по­мо­щью зна­ко­мой из ате­лье мед­ведь одел­ся в ко­жа­ную ко­су­ху с ма­лень­ки­ми заклёпками.

(24)От­ны­не мед­ведь сидит у меня в га­ра­же на самом вид­ном месте, а ино­гда я уста­нав­ли­ваю его на вилку мо­то­цик­ла, и мы ка­та­ем­ся по го­ро­ду или в мо­то­ко­лон­нах. (25)Со­рат­ни­ки из клуба сна­ча­ла сме­я­лись, а потом при­вык­ли, и иг­руш­ка даже в не­ко­то­ром роде стала нашим та­лис­ма­ном. (26)У меня давно была мечта - свой клуб для бай­ке­ров, и я его от­крою. (27)Я даже при­ду­мал ему на­зва­ние - «Од­но­гла­зый мед­ведь».

(По Остро­ми­ру)

Готовое соч-е по тексту 4

15.3 Когда го­во­рят о внут­рен­нем мире че­ло­ве­ка, чаще всего под­ра­зу­ме­ва­ют мир ду­хов­ный, со­зда­ва­е­мый мыс­ля­ми и пе­ре­жи­ва­ни­я­ми, от­ра­жа­ю­щий­ся в наших по­ступ­ках и от­но­ше­нии к миру. Го­во­рят: «Какой у него бо­га­тый внут­рен­ний мир!» Или: «Какая мел­кая у него ду­шон­ка!» Это всё о самой глу­бин­ной сущ­но­сти че­ло­ве­ка.

В тек­сте Остро­ми­ра за «боль­шой бо­ро­дой и та­ту­ха­ми» героя скры­ва­ет­ся доб­рая, от­зыв­чи­вая душа, вот по­че­му он едет на дачу, на­хо­дит за­бы­тую дет­скую иг­руш­ку и сам ре­ста­ври­ру­ет её. Мед­ве­жо­нок как сим­вол дет­ских вос­по­ми­на­ний, самых свет­лых и неж­ных, ста­но­вит­ся для героя та­лис­ма­ном и свое­об­раз­ным сим­во­лом воз­вра­ще­ния к са­мо­му себе.

Но бы­ва­ет в жизни и на­о­бо­рот. В нашем клас­се есть де­воч­ка. Она хо­ро­шо учит­ся, все­гда вы­пол­ня­ет до­маш­ние за­да­ния, но де­ла­ет это все­гда ровно на­столь­ко, на­сколь­ко до­ста­точ­но будет для по­лу­че­ния нуж­ной ей оцен­ки. Она не вни­ка­ет в суть про­бле­мы, ни­ко­гда не ста­ра­ет­ся узнать боль­ше, чем ей за­да­но, вся её жизнь слов­но све­де­на к един­ствен­ной цели - по­лу­чить за­вет­ную пятёрку. По­го­во­рить с ней не о чем, она ничем не ин­те­ре­су­ет­ся, ни к кому не про­яв­ля­ет ни ин­те­ре­са, ни со­пе­ре­жи­ва­ния. Круг её ин­те­ре­сов огра­ни­чи­ва­ет­ся мел­кой соб­ствен­ной вы­го­дой, чтобы под­дер­жать о себе бла­го­при­ят­ное, как ей ка­жет­ся, мне­ние окру­жа­ю­щих. У та­ко­го че­ло­ве­ка в душе - ни­че­го. Он, можно ска­зать, пу­стой. Го­во­рить о его внут­рен­нем мире долго не при­хо­дит­ся - не­че­го.

Имен­но бла­го­да­ря внут­рен­не­му миру мы все раз­ные. Но сде­лать свой внут­рен­ний мир бо­га­че, ин­те­рес­нее под силу каж­до­му из нас, нужно толь­ко стре­мить­ся к этому.

(1)В при­го­ро­де од­но­го са­мо­го обыч­но­го го­ро­да жила самая обыч­ная семья: папа Витя, мама Вика, сын Митя и дочь Ника. (2)Дети были по­слуш­ны­ми, но они очень не лю­би­ли ло­жить­ся спать. (3)Каж­дый вечер был скан­дал:

– (4)Дети, ло­жи­тесь спать! (5)Уже позд­но… - сер­дил­ся папа Витя.

– (6)Ну, папа, ещё пол­ча­си­ка можно мы по­иг­ра­ем? (7)Па­поч­ка, по­жа­луй­ста, - про­си­ли дети.

(8)Вот и се­год­ня дети ну никак не хо­те­ли идти спать.

– (9)Даю вам де­сять минут, - ска­зал рас­сер­жен­но папа и вышел из ком­на­ты.

– (10)Да­вай­те соберём иг­руш­ки и будем ло­жить­ся, - ска­за­ла мама.

(11)В конце кон­цов дети легли в свои кро­ват­ки и за­кры­ли глаза.

(12)Про­би­ло пол­ночь. (13)И вдруг Митя уви­дел, что в ком­на­те стало про­ис­хо­дить что-то не­обыч­ное. (14)Дет­ские иг­руш­ки на­ча­ли ожи­вать: куклы по­прав­ля­ли свои пла­тья и причёски, сол­да­ти­ки чи­сти­ли свои ружья, ма­шин­ки про­ве­ря­ли свои колёса, мяг­кие иг­руш­ки слад­ко по­тя­ги­ва­лись. (15)Митя при­тво­рил­ся спя­щим, и они не за­ме­ти­ли, что маль­чик за ними на­блю­да­ет. (16)На со­сед­ней кро­ва­ти сест­ра тоже не спала и во все глаза смот­ре­ла на иг­руш­ки.

– (17)Вика, - за­шеп­тал брат де­воч­ке, - наши иг­руш­ки ожили…

– (18)Я вижу.

– (19)Иг­руш­ки, вы ожили? (20)Как так может быть? - не вы­тер­пе­ла де­воч­ка.

– (21)Ой-ой-ой, они нас видят, - за­пи­ща­ли куклы, - те­перь все узна­ют нашу тайну.

– (22)Нет-нет, что вы, мы ни­ко­му не рас­кро­ем ваш сек­рет. (23)Прав­да, Митя?

– (24)Прав­да, - со­гла­сил­ся маль­чик, - а по­че­му вы толь­ко ночью ожи­ва­е­те? (25)Вот было бы здо­ро­во, если бы вы все­гда были жи­вы­ми! (26)Дети вы­лез­ли из кро­ва­тей и сели на пол в окру­же­нии иг­ру­шек.

– (27)Мы так устро­е­ны, - ска­за­ли сол­да­ти­ки. - (28)Если с нами бе­реж­но иг­ра­ют, если нас не раз­бра­сы­ва­ют, не ло­ма­ют, то мы ожи­ва­ем и обе­ре­га­ем сон и покой наших хо­зя­ев, а если на­о­бо­рот, то ухо­дим на­все­гда.

(29)Ника взяла на руки самую лю­би­мую куклу.

– (30)Да­вай­те по­иг­ра­ем? - пред­ло­жи­ла де­воч­ка.

– (31)Ура! (32)Да­вай­те! - за­те­я­ли возню иг­руш­ки.

– (33)Вам спать надо, вы зав­тра плохо в садик вста­не­те, - ска­зал мед­ведь - это была ста­рая иг­руш­ка, с ко­то­рой иг­ра­ла, на­вер­ное, ещё мама.

– (34)Хо­ро­шо, - Митя по­бо­ял­ся оби­деть ста­ро­го мед­ве­дя, - а зав­тра мы ляжем спать по­рань­ше, чтобы по­иг­рать с вами со всеми жи­вы­ми.

(35)Маль­чик пожал ручку сол­да­ти­кам, по­гла­дил по го­ло­ве со­бач­ку Тишку, по­ста­вил ма­шин­ки в гараж. - (36)Ника, давай спать, а зав­тра опять по­иг­ра­ем с иг­руш­ка­ми!

– (37)Хо­ро­шо, - зевая, ска­за­ла де­воч­ка и усну­ла.

(38)Утром детей раз­бу­дил папа:

– (39)Папа, папа, а ты зна­ешь, что было се­год­ня ночью… - начал Митя, но потом вспом­нил об обе­ща­нии со­хра­нить тайну. - (40)Мне при­снил­ся сон.

– (41)Ну, сон - это от­лич­но, - за­сме­ял­ся папа.

(42)Митя ни­ко­му не рас­ска­зал про свой сек­рет. (43)Те­перь он ло­жил­ся спать рано, и каж­дую ночь иг­руш­ки ожи­ва­ли и иг­ра­ли с детьми, пока ста­рый мед­ведь не го­во­рил им, что нужно идти спать.

(44)Ко­неч­но, это был сон. (45)Но ведь это хо­ро­шо, что дети верят в доб­рые сны!

(По Л. Вол­ко­вой)

Пример соч-я по тексту 5

15.3 Внут­рен­ний мир каж­до­го че­ло­ве­ка уни­ка­лен и не­по­вто­рим. Нет двух по­хо­жих людей. У каж­до­го свой ха­рак­тер. Когда го­во­рят о внут­рен­нем мире че­ло­ве­ка, чаще всего под­ра­зу­ме­ва­ют мир ду­хов­ный, со­зда­ва­е­мый мыс­ля­ми и пе­ре­жи­ва­ни­я­ми, от­ра­жа­ю­щий­ся в наших по­ступ­ках и от­но­ше­нии к миру.

В тек­сте Л. Вол­ко­вой перед нами пред­ста­ют два, ещё со­всем ма­лень­ких че­ло­ве­ка: Митя и Ника, но их внут­рен­ний мир очень богат. Дети пред­став­ля­ют свои иг­руш­ки жи­вы­ми, раз­го­ва­ри­ва­ют с ними, раз­мыш­ля­ют над об­ще­че­ло­ве­че­ски­ми, от­нюдь не дет­ски­ми цен­но­стя­ми: как сдер­жать дан­ное тобой слово, как бе­речь тех, кто тебе дорог. Не вы­зы­ва­ет со­мне­ния, что из них вы­рас­тут люди с бо­га­тым внут­рен­ним миром.

Ака­де­мик Дмит­рий Сер­ге­е­вич Лихачёв в своих «Пись­мах о доб­ром и пре­крас­ном», об­ра­ща­ясь к мо­ло­до­му по­ко­ле­нию, го­во­рит о не­об­хо­ди­мо­сти быть ин­тел­ли­гент­ным, знать куль­ту­ру и ис­то­рию своей стра­ны, чи­тать книги, быть ми­ло­серд­ны­ми. Его труды по ис­то­рии рус­ской ли­те­ра­ту­ры, са­мо­от­вер­жен­ное слу­же­ние сво­е­му делу поз­во­ля­ют счи­тать Д. С. Лихачёва че­ло­ве­ком с бо­га­тым внут­рен­ним миром.

Любой че­ло­век обя­зан про­бо­вать фор­ми­ро­вать себя. В любом че­ло­ве­ке есть по­тен­ци­ал - не­об­хо­ди­мо рас­крыть себя. Сде­лать свой внут­рен­ний мир бо­га­че, ин­те­рес­нее под силу каж­до­му из нас, нужно толь­ко стре­мить­ся к этому, осо­знав своё пред­на­зна­че­ние быть че­ло­ве­ком.

(1)Это была обык­но­вен­ная школь­ная тет­рад­ка для ри­со­ва­ния, най­ден­ная мною в куче му­со­ра. (2)Все её стра­ни­цы были раз­ри­со­ва­ны крас­ка­ми, при­леж­но, тща­тель­но и тру­до­лю­би­во. (3)Я перевёрты­вал хруп­кую на мо­ро­зе бу­ма­гу, за­ин­де­ве­лые яркие и хо­лод­ные на­ив­ные листы.

(4)И я ри­со­вал когда-то – давно это было, – при­мо­стясь у ке­ро­си­но­вой лампы на обе­ден­ном столе. (5)От при­кос­но­ве­ния вол­шеб­ных ки­сто­чек ожи­вал мёртвый бо­га­тырь сказ­ки, как бы спрыс­ну­тый живой водой. (6)Ак­ва­рель­ные крас­ки, по­хо­жие на жен­ские пу­го­ви­цы, ле­жа­ли в белой же­стя­ной ко­роб­ке. (7)Иван Ца­ре­вич на Сером Волке ска­кал по ело­во­му лесу. (8)Ёлки были мень­ше Се­ро­го Волка. (9)Иван Ца­ре­вич сидел вер­хом на Волке так, как эвен­ки ездят на оле­нях, почти ка­са­ясь пят­ка­ми мха. (10)Дым пру­жи­ной под­ни­мал­ся к небу, и птич­ки, как отчёрк­ну­тые га­лоч­ки, вид­не­лись в синем звёздном небе.

(11)И чем силь­нее я вспо­ми­нал своё дет­ство, тем яснее по­ни­мал, что дет­ство моё не по­вто­рит­ся, что я не встре­чу и тени его в чужой ре­бя­че­ской тет­ра­ди.

(12)Это была гроз­ная тет­радь – она по­ра­зи­ла меня.

(13)Се­вер­ный город был де­ре­вян­ным, за­бо­ры и стены домов кра­си­лись свет­лой охрой, и ки­сточ­ка юного ху­дож­ни­ка чест­но по­вто­ри­ла этот жёлтый цвет везде, где маль­чик хотел го­во­рить об улич­ных зда­ни­ях, об из­де­лии рук че­ло­ве­че­ских.

(14)В тет­рад­ке было много, очень много за­бо­ров. (15)Люди и дома почти на каж­дом ри­сун­ке были ого­ро­же­ны жёлтыми ров­ны­ми за­бо­ра­ми, об­ви­ты­ми чёрными ли­ни­я­ми ко­лю­чей про­во­ло­ки. (16)Же­лез­ные нити казённого об­раз­ца по­кры­ва­ли все за­бо­ры в дет­ской тет­рад­ке.

(17)Около за­бо­ра сто­я­ли люди. (18)Они не были ни кре­стья­на­ми, ни ра­бо­чи­ми, ни охот­ни­ка­ми – это были кон­вой­ные и ча­со­вые с вин­тов­ка­ми. (19)Дож­де­вые будки-грибы, около ко­то­рых юный ху­дож­ник раз­ме­стил кон­вой­ных и ча­со­вых, сто­я­ли у под­но­жья огром­ных ка­ра­уль­ных вышек, и на выш­ках хо­ди­ли сол­да­ты, бле­сте­ли вин­то­воч­ные ство­лы.

(20)Тет­рад­ка была не­ве­ли­ка, но маль­чик успел на­ри­со­вать в ней все вре­ме­на года сво­е­го род­но­го го­ро­да.

(21)Яркая земля, од­но­тон­но-зелёная, и синее-синее небо, све­жее, чи­стое и ясное. (22)За­ка­ты и вос­хо­ды были доб­рот­но алыми, и это, ко­неч­но, не было дет­ским не­уме­ньем найти по­лу­то­на, цве­то­вые пе­ре­хо­ды, рас­крыть сек­ре­ты све­то­те­ни.

(23)Со­че­та­ния кра­сок в школь­ной тет­ра­ди были прав­ди­вым изоб­ра­же­ни­ем неба Даль­не­го Се­ве­ра, крас­ки ко­то­ро­го не­обы­чай­но чисты

и ясны и не имеют по­лу­то­нов.

(24)И в зим­них ри­сун­ках ребёнок не отошёл от ис­ти­ны. (25)Зе­лень ис­чез­ла. (26)Де­ре­вья были чёрными и го­лы­ми. (27)Это были лист­вен­ни­цы,