Урок по теме определительные местоимения с презентацией. Определительные местоимения. смотреть во все глаза

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Определительные местоимения Урок русского языка в 6 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МБОУ « Криушинская СОШ» Пахуновой О.А.

Мотивация к учебной деятельности Я заменить могу другие части речи, Взвалив обязанности их себе на плечи. Когда приходится слова другие заменять, На их значение всегда мне надо указать. О какой части речи говорит поэт? Почему вы так решили?

Актуализация знаний «Верю – не верю»(самопроверка) Я верю, что… а)местоимение – самостоятельная часть речи, которая указывает на лицо, предмет, признак, действие, но не называет их; б)местоимения являются одним из основных средств связи предложений в тексте; в)в предложении притяжательные местоимения являются определением; г)указательное местоимение таков в предложении всегда является сказуемым; д)местоимение любой - личное

Проверка № задания Ответ А) - Б) + В) + Г) + Д) -

Наблюдение за материалом Доброе слово любого человека достанет Подчеркните все члены предложения. Каким членом предложения является местоимение любой? Так как же называются такие местоимения?

Определительные местоимения

Что такое определительные местоимения?

Наши цели и задачи: Найти ответы на поставленные вопросы, узнать, какие местоимения относятся к определительным, что они обозначают, каким членом предложения являются.

Исследовательская работа (групповая работа) Цель: выяснить значение определительных местоимений План исследования: Что обозначают определительные местоимения? На какие вопросы отвечают? Как изменяются определительные местоимения? Какими членами предложения являются?

Вывод Определительные местоимения изменяются, как и прилагательные: по родам, числам и падежам. В предложении могут быть подлежащим, определением, дополнением.

Закрепление Самым дорогим кажется то, во что вложен твой труд. Дал бы дружку пирожка, да у самого ни куска. Чем различаются эти местоимения?

Закрепление Самым дорогим кажется то, во что вложен твой труд. Дал бы дружку пирожка, да у самого ни куска. Чем различаются эти местоимения? (Ударением)

Задание 1 Составьте несколько словосочетаний, употребляя данные местоимения в одинаковых падежных формах.

Задание 2 Вместо пропусков вставьте местоимения сам, самый в нужной грамматической форме. Работа на даче была для бабушки … любимым делом. Он получил подарок от … директора. Я …вскопаю грядки. Они дружили с … детства. У … забора росла березка. Саша может сделать это …, без посторонней помощи. Подводный мир, пожалуй, … загадочный.

Задание 2 Вместо пропусков вставьте местоимения сам, самый в нужной грамматической форме. Работа на даче была для бабушки самым любимым делом. Он получил подарок от самого директора. Я сам вскопаю грядки. Они дружили с самого детства. У самого забора росла березка. Саша может сделать это сам, без посторонней помощи. Подводный мир, пожалуй, самый загадочный.

Задание 3 (работа в парах) Упр.490 1 группа – 1-4 2 группа – 5-8 3 группа – 9-12

Подведение итогов. Рефлексия. Я сегодня научился… Я сегодня узнал… Теперь я могу…

Домашнее задание Параграф 85, упражнение 491,составить 5 предложений с определительными местоимениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-презентация "Обобщающее повторение местоимения"

Целью урока является: повторить все разряды местоимений, их морфологические признаки, правописание, использование на уроке различные виды творческой работы....

Урок - игра по математике для 5 класса. (Конспект урока, презентация для проведения урока).

Первый урок математики в 5 классе проводится в форме игры для мотивации учащихся на изучение математики и повторения изученного в начальной школе. К разработке урока прилагается през...

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....

Знакомство учащихся с творчеством выдающихся художников немецкоговорящих стран, в частности с творчеством Альбрехта Дюрера...

Урок математики (технологическая карта урока, презентация и приложения к уроку) в 5 классе "Десятичная запись дробных чисел"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАЦели учителя: формировать сущность понятия «десятичная дробь», умения и навыки алгоритма перевода обыкновенной дроби, знаменатель которой единица с несколькими нулями, в десятичну...


Cлайд 1

Cлайд 2

Cлайд 3

Блиц-опрос 1) Отрицательные местоимения образуются от вопросительных с помощью … Закончите предложения: 2) Неопределённые местоимения пишутся с приставкой не … , а с приставкой кое- и суффиксами -то, -либо, -нибудь … . 3) Неопределённые и отрицательные местоимения пишутся раздельно с приставками не, ни, кое, если … 4) Неопределённые, отрицательные, притяжательные, указательные местоимения-прилагательные имеют одинаковые непостоянные признаки: … 5) Местоимения-числительные разных разрядов имеют морфологический признак … . 6) Значение притяжательных местоимений-прилагательных … 7) Притяжательные местоимения-прилагательные его, её, их морфологически являются … 8) Тот – это …

Cлайд 4

Во все века на русском хлебе Богатыри росли у. Так пусть же вновь растут, Чтобы, когда наступит срок, Нигде, Россия, Перебороть не мог. М. Исаковский нас тебя ни в чём никто такие ВСЕ личное указательное отрицательное личное отрицательное

Cлайд 5

Определяем тему урока Позв(о,а)лять шалости Ти(п,пп)ография Янва(рь,р)ский Ждал н(е,и)сколько дней По(т,д)заголовок Пос(е,и)деть от горя Ли(л,лл)ипут Н(и,е)кто не забыт Лес(д,т)ница В(е,и)теран Ма(л,лл)яр Б(ь,ъ)ющийся Ветре(н,нн)ый Без(и,ы)нтересный С(е,и)бя

Cлайд 6

Определительные местоимения-прилагательные Разряд по значению Местоимения-сущ. Местоимения-прил. Местоимения-числ. личные я, ты, он(а, о), мы, вы, они возвратное себя вопросительные/ относительные кто, что какой, каков, чей, который сколько неопределённые некто, нечто, кто-то, что-то, кое-кто, кое-что и др. некоторый, какой-то, кое-какой, чей-нибудь и др. несколько, сколько-нибудь, сколько-то отрицательные никто, ничто, некого, нечего никакой, ничей нисколько притяжательные мой, твой, наш, ваш, его, её, их, свой указательные тот, этот, такой, таков столько определительные сам, самый, весь, всякий, любой, иной, другой, каждый определительные сам, самый, весь, всякий, любой, иной, другой, каждый

Cлайд 7

Член предложения Как изменяются Падежные окончания Примеры местоимений … МЕСТОИМЕНИЯ Творческая лаборатория весь всякий каждый сам самый любой иной другой Определительные местоимения

Cлайд 8

Работа в парах (упр. 471). Составьте план по аналогии с предыдущим уроком. Обратите внимание! У местоимений весь и сам в И.п. окончание, как у существительных. Открываем новые знания Докажите это, изменив данные местоимения по родам.

Cлайд 9

Член предложения Как изменяются Падежные окончания как у Прилагательных (кроме ВЕСЬ и САМ в И.п.) Примеры местоимений весь всякий каждый сам самый любой иной другой ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ Творческая лаборатория

Cлайд 10

Морфологические признаки местоимений-прилагательных и местоимений-числительных Разряд Местоимения- прилагательные Местоимения- числительные Вопросительные/ относительные род, число, падеж (каков – род, число) падеж Неопределённые род, число, падеж падеж Отрицательные род, число, падеж падеж Притяжательные род, число, падеж (кроме его, её, их) _ Указательные Указательные род, число, падеж (таков – род,число) падеж Определительн. Определительн. род, число, падеж _

Cлайд 11

Член предложения Как изменяются по числам, родам, падежам Падежные окончания как у прилагательных Примеры местоимений весь всякий каждый сам самый любой иной другой ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ Творческая лаборатория

Cлайд 12

Продолжим наблюдение Понаблюдайте, как склоняются определительные местоимения сам, сама, самый. Сравните формы косвенных падежей в 1-м и 3-м столбике. В чём отличие? ударение И. сам (человек) самá (мама) сáмый (добрый) Р. самогó самóй сáмого Д. самомý самóй сáмому В. самогó самý, самоё сáмый, сáмого Т. самúм самóй сáмым П. (о) самóм (о) самóй (о) сáмом

Cлайд 13

Число книголюбов постоянно растёт. Для каждого из них встреча с интересным произведением равнозначна встрече с добрым человеком. Любому книголюбу не обойтись без общественной библиотеки. Здесь он узнает о новых книгах, услышит советы знатоков, сам выберет книгу, которая ему понравилась. Продолжаем наблюдения

Cлайд 14

Член предложения подлежащее, определение, дополнение Как изменяются по числам, родам, падежам Падежные окончания как у прилагательных Примеры местоимений весь всякий каждый сам самый любой иной другой ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ Творческая лаборатория

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Определительные местоимения Подготовила: учитель русского языка и литературы МБОУ « Кочелаевская СОШ» Волохина С.А.

Ц.У.: сформировать понятие об определительных местоимениях, научится находить в тексте определительные местоимения, использовать их в речи.

«Ищем Местоимение» 1.А наш Алмаз в чести, как говорят. Не понимаю я, за что он в знать попался? Со мною столько лет здесь рядом он валялся, такой же камень он. («Булыжник и Алмаз») 2.Кто за ремесло чужое браться любит, тот завсегда других упрямей и вздорней («Щука и Кот»)

Ищем Местоимение 3. «Всё это знаю я,- ответствует Пчела.- Но и о том дошли мне слухи, что никому ты не мила, что на пирах лишь морщатся от Мухи». («Муха и Пчела») 4. А тем вошел в такую славу он в муравейнике своём, что только и речей там было, что о нём. («Муравей»)

Проверь себя 1. наш, я, что, он, со мною, он, такой, он. 2.кто, тот 3.все, это, я, о том, мне, никому, ты. 4. тем, в такую, он, своём, о нём.

Объясните пропущенные орфограммы. Найдите местоимения. Во все века на русском хлеб.. Богатыри р.. сли у нас. Так пусть же вновь р.. стут такие, Чтобы когда наступит срок, Нигде (ни)кто тебя, Россия, Перебороть (ни)в(чем) (не)мог.

Найдите определительные местоимения Каждый, кто молод, дайте нам руки. Это был он, тот самый матрос. Любая работа хороша. Всякая работа мастера хвалит. Сам про себя удалую песню поёт.

Запомни определительные местоимения Весь, всякий, всячески, всяк, каждый, сам, самый, любой, иной, другой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

С помощью этой презентации повторяю группы местоимений по соотношению с другими частями речи, разряды по значению, правописание местоимений и даю несколько проверочных заданий....

Данная презентация содержит материал, который поможет учителю в подготовке и проведении урока русского языка в 4 классе (Можно использовать для повторения и закрепления данной темы.)...

Урок-исследование. Личные местоимения.

Урок создан по методике Эдварда де Боно(групповая работа).Шесть шляп позволяет сделать ее красочным и увлекательным способом управления своим мышлением. Цветные шляпы - это хорошо запоминающаяся мета...


Определительные местоимения 1)Выборочный диктант. - Найдите в шуточном рассказе М.Молюкова все местоимения, запишите их и определите их разряд. Если у вас язык заплетается, то лучше держать язык на привязи. Иначе потом будете корить себя: «Черт дернул меня за язык!» Если кто-то будет чесать языки о вашем друге, то следует наступить ему на язык. И вы тут же увидите, что их как корова языком слизала. Если вы сами попадете на язык злым языкам, то не бегайте от них высунув язык, а сами скажите им прямо в глаза: «Типун вам на язык!» Изучив эти правила, вы овладеете Языкарией, и ваш язык всегда будет звонкий, легкий, мелодичный, плавный, звучный, лаконичный, безупречный, острый, страстный, самый, самый языкастый!





Перепишите, вставляя нужное по смыслу местоимение: САМ или САМЫЙ. Расставьте в них ударения. 1.На пороге школы нас встретил… директор. 2. Нас встретил тот … человек, с которым мы говорили вчера. 3. Рассказать об изобретении поручили … изобретателю. 4.Награду вручили …отважному.


Спишите, вставляя вместо точек подходящее по смыслу определительное местоимение: ВСЯКИЙ, КАЖДЫЙ, ЛЮБОЙ 1. И она не забудет. Всех приветит,… доброе слово найдет. Вот она какая, Мария- то наша. 2.По воде плыли ветки, обломанные бурей, и …мусор. 3. Все, кто его звали к себе, были его старыми друзьями, и с…из них Сергею хотелось посидеть за столом. 4. Открой мне всю правду, не бойся меня: в награду…возьмешь ты коня. 5. Мне было восемь лет, но я, как… деревенский парнишка, был посильным помощником для взрослых.




Такой большой, какой маленький, твой карандаш, наше дело, с некоторых пор, нисколько не жалко, никто не придет, который час, сколько стоит, произошло нечто интересное, несколько раз, мы приедем, самый лучший, любой другой, такой замечательный, в некотором царстве, никто иной, открой ту дверь.


Словарная работа Возражать ему, печатать самому себе, выложить из её сумки, расположиться у него, растет надо мной, расстилается перед вами, тоскуешь по ней, прийти в себя, чувствовать его боль, расписание для меня, лекция для нас, со своим товарищем, поется в моей песне. Задания 1Определите разряд и падеж местоимений. 2.Графчески объясните орфограммы.

Слайд 2

Вспомните, какие разряды местоимений мы уже знаем? Приведите примеры. О местоимении какого разряда нам предстоит сегодня узнать что-то новое и научиться распознавать их в тексте и правильно употреблять в своей речи? Приведите примеры. При затруднении обращайся к § 68

Слайд 3

Задание 1: Запишите, укажите определительные местоимения, определите их род, число, падеж и синтаксическую роль.

1) Детали для машины выточил сам мастер. 2) Деньги в банк отвозила сама кассирша. 3) Самая высокая вершина на Кавказа - Эльбрус. 4) Альпинисты шли по самому краю пропасти. 5) Все ученики приняли участие в походе. 6) В саду были всякие цветы. 7) Мы каждому гостю рады. 8) Я ожидал иную реакцию на свои слова. 9) Решено было перенести экскурсию на другой день.

Слайд 4

К определительным местоимениям относятся следующие: Они изменяются по родам, числам и падежам, как прилагательные. В предложении являются чаще всего определениями. Запомни сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, другой.

Слайд 5

Задание 2: Чтобы выяснить, кто из учеников прав, просклоняй местоимения сам и самый, ставя ударение. Проверьте себя по учебнику стр.181.

Два ученика вошли в класс и увидели на доске остатки склонения одного местоимения: Именительный - са……. Родительный - самого Дательный - самому Винительный - самого Творительный - самим Предложный - о самом Один утверждал, что здесь даны косвенные падежи определительного местоимения сам, а другой утверждал, что на доске даны косвенные падежи местоимения самый.

Слайд 6

Творческое задание 3: Вставьте подходящие по смыслу пропущенные определительные местоимения, укажите род, число, падеж и синтаксическую роль.

Мы отправились за гр…бами. (………) нёс с с…бой к…рзинку со (………..) пр…пасами. (………..) маленькие шли нале(х,г)ке. Мне (…….) досталось н…сти молоко и хлеб. Гр…бов было много, и (………) довольные в…рнулись д…мой.

Слайд 7

Мы отправились за грибами. Каждый(м.р., ед.ч., И.п., подлежащее) нёс с собой корзинку со всякими припасами. Самые (мн.ч., И.п., определение)маленькие шли налегке. Мне самому (м.р., ед.ч., Д.п., дополнение)досталось нести молоко и хлеб. Грибов было много, и все (мн.ч., И.п., подлежащее) довольные вернулись домой. Проверка

Слайд 8

Проверочное задание 4: Найди все местоимения, опре- дели разряд, род, число, падеж и синтаксическую роль.

Никогда сам (не) вырывай гриб из земли с корнем и (не) позв…ляй это делать другим. Учёные говорят, что гуще всего спл…таются подземные нити возле самого кон…чика но(ш,ж)ки гриба. Если же ты среж…шь нож…ком гриб под самый корень, на уровне з…мли, ни одна подземная нить (не) будет затронута. И снова на том же самом месте будут родит…ся гр…бы. Твоя же забота – запомнить этот л…сной тайнич…к да наведыват…ся самому сюда после тёплого дожд…чка.

Слайд 9

Никогда сам не вырывай гриб из земли с корнем и не позволяй это делать другим. Учёные говорят, что гуще всего сплетаются подземные нити возле самого кончика ножки гриба. Если же ты срежешь ножиком гриб под самый корень, на уровне земли, ни одна подземная нить не будет затронута. И снова на том же самом месте будут родиться грибы. Твоя же забота – запомнить этот лесной тайничок да наведываться самому сюда после тёплого дождичка. Проверка

Слайд 10

Что вы узнали об определительных местоимениях? С какими правилами сбора грибов познакомились?

Посмотреть все слайды