Логическое ударение как способ выражения мысли. Логические ударения Логические ударения

Вы, конечно, знаете, что всё на свете из чего-нибудь состоит: лес - из деревьев, облака - из водяных капель, все предметы и вещества из крошечных невидимых частичек - атомов, а сегодня на уроке мы поговорим о том, что состоит их слов - о предложении. На уроке мы узнаем, что такое предложение и научимся отличать предложение от набора слов. Выясним, какие бывают предложения по интонации и цели высказывания, какие знаки препинания пишутся на конце предложения в письменной речи. Также откроем, что такое логическое ударение и как определить его место.

Ответьте на вопросы. Что такое предложение? Любые ли слова могут построить предложение?

Сравните две строки.

Кот, квадратный, хорошо, пишет.

Кот, рыжий, спит, крепко.

Из каких слов можно построить предложение, связав их по смыслу? Можно ли сказать - «квадратный кот»? «Хорошо пишет кот»? Нет, нельзя.

Попробуем составить предложение из слов второй строки.

Проверьте себя.

Рыжий кот крепко спит.

Мы узнали о том, что кот рыжий и что он спит.

Поменяется ли эта мысль, если поменять слова местами?

Крепко спит рыжий кот.

Кот рыжий спит крепко.

Мысль осталась прежней. Её можно образно представить или нарисовать (рис. 1).

Рис. 1. Рыжий кот крепко спит ()

Сделаем вывод: предложение - это единица нашей речи, которая служит для выражения мысли. Предложение состоит из слов, которые связаны по смыслу.

Выполните задание. Найдите предложения.

Весна, ребята, каникулы, солнце.

Весна уже пришла. Дует тёплый ветерок.

Проверьте себя.

В первой строке записаны просто слова, во второй строке два предложения.

1-е: Весна уже пришла.

2-е: Дует тёплый ветерок.

Каждое предложение выразило свою мысль. Слова в предложениях связаны так, что понятно, о чём и что надо сказать.

Произнесите ещё раз предложение спокойно и понаблюдайте за своим голосом: Весна уже пришла.

Голос был спокойный, а к концу предложения понизился. Работу голоса, его усиление и повышение учёные назвали научным словом интонация. Когда мы произносим предложение-сообщение, то понижаем тон к концу предложения. Так мы показываем, что мысль закончена. В конце таких предложений надо ставить точку. Называются эти предложения повествовательными. Они о чём-то рассказывают, повествуют. Это их цель.

Предложения могут побуждать кого-либо к действию. Интонация в таких предложениях будет иметь разные оттенки: просьбы, приказания, требования. Такие предложения называют побудительными.

Саша, принеси, пожалуйста, учебник.

Таня, не плачь!

В предложении можно о чём-то спрашивать. При вопросительной интонации тон резко повышается на важном слове в вопросе. Можно по-разному прочитать одно и то же предложение-вопрос, выделяя голосом каждый раз новое слово.

Ребята ходили в субботу в кино?

Ребята ходили в субботу в кино?

Ребята ходили в субботу в кино?

Ребята ходили в субботу в кино ?

Интонация меняется в зависимости от того, что именно нужно спросить. Такие предложения называются вопросительными. В конце вопросительных предложений ставится вопросительный знак.


Существуют предложения, которые выражают свои мысли весело, с восторгом, изумлением или гневом. Такие предложения произносятся с повышенной интонацией, с восклицанием. Их так и называют - восклицательные предложения.

В конце таких предложений стоит восклицательный знак.

Мама приехала!

Это очень интересная книга!

Предложениям, в которых чувства не выражаются, дали название невосклицательные.

Потренируйтесь.

1. Прочитайте повествовательное предложение, понижая голос к концу.

Ребята ходили в субботу в кино.

2. Прочитайте восклицательное предложение, повышая голос к концу.

Ребята ходили в субботу в кино!

3. Прочитайте побудительное предложение.

Ребята, сходите в субботу в кино!

4. Прочитайте вопросительное предложение.

Ребята ходили в субботу в кино?

Сделаем вывод. Любое предложение бывает

Итак, важно понимать, какое предложение ты читаешь, чтобы получалось выразительное чтение. Надо следить за знаками в конце предложений и правильно их интонировать.

Прочитайте выразительно стихотворение Г. Чистяковой и подумайте, какие чувства надо передать при чтении и с какой интонацией необходимо читать.

Кто из вас, ребята, знает,

Отчего собака лает?

Чем собака недовольна:

Может, кто-то стукнул больно,

Может, лапу отдавили,

Может, кошки задразнили,

Может, ласки захотела,

Может быть, давно не ела,

Может быть, страшна её вьюга,

Может, потеряла друга?

Отчего собака лает?

Может быть, сказать нам хочет:

- Посмотрите, умоляю,

Как же я прекрасно лаю!

Рис. 2. Собака

В этом стихотворении вы увидели ещё один знак - запятую, она говорит: читай с паузами, интонация перечисления.

У каждого предложения есть своя задача речи. Как же её определить?

Прочитайте предложение

На диване лежит котёнок.

Задачей этого предложения было сообщить, что именно котёнок, а не щенок и не взрослая кошка лежит на диване. При чтении необходимо выделить голосом слово котёнок. Выделение голосом важного по смыслу слова называется логическим ударением. Договоримся показывать его графически стрелкой над словом.

На диване лежит котёнок.

Прочитайте.

На диване лежит котёнок.

Поменяем место логического ударения: перенесем его на слово «на диване». Задача этого предложения - сообщить, что котёнок лежит не на стуле, не на полу, а именно на диване.

Прочитайте.

На диване лежит котёнок.

Можно заметить, что предложения одинаково написаны, но различаются в прочтении, и зависит это от логического ударения. В устной речи логическое ударение можно поставить на любое слово в предложении, в зависимости от того, какова цель сообщения, то есть задача речи. Значит, чтобы выразительно читать, надо правильно ставить логическое ударение на нужные слова и произносить предложения с правильной интонацией.

Существуют ли правила написания предложений? Да. Предложение всегда записывается с заглавной буквы. В конце предложения ставят знак: точку, вопросительный или восклицательный знаки, иногда многоточие. Их называют знаками препинания.

Сегодня на уроке мы узнали, что такое предложение, и научились отличать предложение от набора слов. Выяснили, какие бывают предложения по интонации и цели высказывания и какие знаки препинания пишутся в конце предложений в письменной речи. Также на уроке открыли, что такое логическое ударение и как определить его место.

2. Продолжите предложения:

В конце предложения ставится …, или … знак, или … знак. В конце предложений, которые выражают сильные чувства, ставится … … . В конце предложений, в которых содержится вопрос, ставится … … .

3. Придумайте предложение по заданному условию.

Кто? Что делает? Чем? Что? Где?

4. Прочитайте предложения, изменяя место логического ударения.

Мальчик пишет карандашом предложение в тетради.

Мама поливает водой цветы в саду.

5. Назовите строку, в которой записано побудительное предложение:

а) Ира, пойдём гулять в сад.

б) Ира и Света гуляли в саду.

в) Света гуляла в саду?

6. Соберите рассыпанное предложение:

Вместе, петь, хором, лучше, а, порознь, говорить.

6. Придумайте продолжение предложений:

Мой друг занимается… .

Твой друг занимается… ?

7. Прочитайте стихотворение Г. Сапгира с правильной интонацией так, чтобы стало понятно, кто и как относится к футболу.

Футбол

Сказала тётя:

- Фи, футбол!

Сказала мама:

-Фу, футбол!

Сестра сказала:

- Ну, футбол…

А я ответил:

Называется выделение группы слов, отдельного слова или слога в слове.

В русском языке ударный элемент произносится с большей силой, более отчётливо и с большей длительностью. В зависимости от того, какой элемент выделяется, различают логическое и словесное ударение.

Логическое ударение Словесное ударение
(или просто ударение)
это выделение слова или группы слов, которые являются важными с точки зрения смысла в данной фразе.

Например, в стихотворении А. Ахматовой «Му-жество» (1942 г.) строки

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне...

Произносятся с логическим ударением на союзных словах - местоимениях что , которые обязательно должны быть выделены силой голоса, так как именно они определяют содержание всей этой фразы.

это выделение слога в слове.

Если слово состоит из двух или более слогов, то один из них произносится с большей силой, с большей длительностью и более отчётливо.

Слог, который произносится с большей силой и длительностью, называется ударным слогом . Гласный звук ударного слога называется ударным гласным . Остальные слоги (и гласные) в слове - безударные .

Знак ударения « ́» ставится над гласным ударного слога: стена́, по́ле .

Русское словесное ударение (по сравнению с другими языками) имеет ряд особенностей.

1. Во многих языках ударение является фиксированным, постоянным, то есть ударение закреплено за определённым слогом в слове.

    Во французском языке ударение всегда падает на последний слог, в польском языке - на пред-последний слог, в чешском языке - на первый слог.

    В русском языке ударение свободное, то есть оно может падать на любой слог.

    Ср.: ку́хонный, краси́вее, балова́ть.

2. Русское ударение является подвижным: в родственных словах и при изменении одного и того же слова ударение может передвигаться на другой слог.

Ср.: за́говор - догово́р, нача́ть - на́чал, сирота́ - сиро́ты.

3. Именно ударение может:

    отличать одно слово от другого;

    Ср.: а́тлас - атла́с.

    быть показателем грамматической формы слова.

    Ср.: ру́ки - руки́.

4. Многие сложные слова кроме основного ударения могут иметь и побочное ударение.

Высо´коодарённый, ве´чнозелёный.

5. В ходе исторического развития место ударения в слове может изменяться.

Например, в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» мы читаем: Музы́ка уж греметь устала ; а сейчас мы произносим - му́зыка.

6. Все слова языка, если произносить их отдельно, имеют ударение. Но в речевом потоке некоторые слова, примыкая в произношении к предыдущему или последующему, становятся неударными.

Например, во фразе Со мной пойди по воду предлог со с местоимением мной , а также предлог по с существительным воду произносятся с одним ударением. При этом в первом случае (со мно́й ) безударным становится предлог; во втором случае (по́ воду ) безударным становится существительное.

7. Большая группа слов в русском языке имеет несколько акцентологических вариантов. Лишь некоторые из таких вариантов в литературном языке являются равноценными.

Творо́г и тво́рог, баржа́ и ба́ржа, камфара́ и ка́мфора, комба́йнер и комбайнёр, щепо́ть и ще́поть.

Обычно варианты различаются сферой употребления.

    Так, один из вариантов в литературном языке может быть основным (ср.: безу́держный, де́вичий, занялся́ ), другой - дополнительным, допустимым, но менее желательным. (ср.: безуде́ржный, деви́чий, заня́лся ).

    Другие варианты могут быть нелитературными (просторечными, диалектными).

    Например, в литературном языке недопустимо (!) произношение: за́нялся, доку́мент, мага́зин, кило́метр, ква́ртал, а́лкоголь, мо́лодежь . Это просторечные акцентологические варианты. Литературные варианты произношения: занялся́, докуме́нт, магази́н, киломе́тр, кварта́л, алкого́ль, молодёжь.

    При затруднении ударение в словах и формах слов можно проверить по толковым, орфографическим и специальным, орфоэпическим словарям.

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

КГБОУ «ОЗЁРСКАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ»

ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

СОСТАВИЛА

ЮРИНА ГАЛИНА НИКОЛАЕВНА

УЧИТЕЛЬ - ДЕФЕКТОЛОГ

Озёрки

2015 г

Логическое ударение.

I. Что такое логическое ударение,

Его роль и значение в речи.

Логическое ударение – это выделение слова, наиболее существенного с точки зрения ситуации речи. Логическое ударение имеет большое значение для выразительного чтения. Подобно тому, как невозможно произнести слово, не выделив в нем ни одного слога, точно так же нельзя произнести такт или фразу, не выделив в такте одного слова, а во фразе несколько слов, сколько в ней тактов. Фраза, прочитанная без выделения голосом слова, несущего основной смысл, звучит неясно, ее сущность не доходит быстро до сознания слушателей.

К.С. Станиславский называл логическое ударение «указательным пальцем», отмечающим самое главное слово в предложении.
Чтобы правильно поставить логическое ударение, необходимо очень внимательно ознакомиться с текстом, вникнуть в его содержание, понять, что в нем главное, основное, о чем, как и с какой целью ведется в нем рассказ автором.
Так, в стихотворении А.Пушкина «Осень» автор рисует осеннее состояние природы и те чувства, которые возникают с наступлением осени. Поэтому при чтении следует выделить логическим ударением именно те слова, при помощи которых поэт наиболее ярко воссоздает картину осени и передает чувства, связанные с ее приближением:
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень,
С печальным шумом
обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу:
приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Постановка логического ударения без предварительного осмысления текста, без продумывания и сознательного произнесения каждой отдельной фразы его может привести к искажению смысла, а следовательно, и к неверному восприятию читаемого. Так, если в рассказе В.Осеевой «Просто старушка» вопрос девочки: «Это твоя бабушка?» - произнести с выделением не слова «твоя», а слово «бабушка», то смысл произведения будет передан неверно, так как главное в рассказе не в том, бабушка ли это, мама или еще кто из родственников мальчика, а в том, что он уступил место посторонней, незнакомой старушке, проявив вежливость в отношении к старшим.
Логическим ударением может быть выделено любое слово во фразе в зависимости от ее смысла и осознанного намерения читающего обратить внимание слушателя на то или иное слово.
Возьмем фразу: «У меня вчера очень болела голова».

Произнесем ее с выделением различных слов и посмотрим, как эта фраза будет восприниматься.
У меня вчера очень болела голова (у меня, а не у кого-то другого).
У меня
вчера очень болела голова (вчера, а не в другое время).
У меня вчера
очень болела голова (не просто болела, а очень сильно).
У меня вчера очень
болела голова (был не здоров, а болел).
У меня вчера очень болела
голова (голова, а не что-то другое)


II. Правила постановки логических ударений.

Существуют правила постановки логических ударений, которые помогают в ряде случаев находить наиболее важные в смысловом отношении слова.

Логическим ударением выделяются:

Новые понятия, явления, действующие лица, о которых говорится впервые:

Был мальчик , звали его Филипп.
(Л.Толстой «Филиппок».)

Сверкнула молния , прогремел гром.

Слова, содержащие противопоставление:

У меня будет отпуск не в этом году, а в будущем. – этот год противопоставлен будущему;

В наших жилах кровь , а не водица. – «кровь» противопоставлена «водице»;

Хороша страна Болгария , а Россия лучше всех.

Подлежащее (если наибольшее значение имеет предмет, лицо) или сказуемое (если наибольшее значение имеет процесс, действие) в нераспространенном предложении:
Подули студеные ветры .

Поля опустели ; обнажились леса.
(И. Соколов-Микитов «Зима вьюжная»)
Побежали оба Мороза…
(«Два мороза».)

Существительное, стоящее после прилагательного:
Под голубыми небесами,
Великолепными
коврами
Блестя на солнце, снег лежит.
(А. Пушкин «Зимнее утро»)
Однако, если читающий хочет особо выделить признаки предмета, особенность действующего лица, подчеркнуть исключительность явления, события, логическое ударение может быть сделано на прилагательном.

Прилагательное (или несколько прилагательных), стоящее после существительного:

Мороз десятиградусный
Трещит в аллеях парка.
(З. Александрова «Лыжники»)
- Пояснение при глаголе:
Мигом команда моя разбежалась…
(Н.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»).
- Слова, выражающие сравнения:
Нашу речку, словно в сказке,
за ночь вымостил мороз.

(С.Маршак «Елка».)
- Слова, обозначающие перечисление или счет:
Проходят, встают предо мною
Деревни, поля и леса,
И месяц над самой трубою,
И
липа напротив крыльца.
(М. Исаковский «У самой границы»)
- Обращение, стоящее в начале фраз
Соседка , слышала ль ты добрую молву?
(И.Крылов «Мышь и крыса»)
- Если обращение стоит в середине или в конце фразы, то оно логическим ударением не выделяется:
Не ешь меня, косой зайчик, я тебе песенку спою!
(Русская народная сказка «Колобок»)
Не плачь, зайчик!
(Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух»)
- Слова, выражающие короткое, быстрое действие, такие, как хвать, брык, толк, глядь и т.д:
Баран разбежался – да бац, бац , начал осаживать волка по бокам.
(Русская народная сказка «Зимовье зверей»)
- Слова, выражающие вопрос:
Кто там?

Прилагательное с существительным, если они обозначают главное лицо, предмет, явление:
Поздняя осень .
Или:
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна .
(А.Пушкин.)

Приведенные правила облегчат подготовку к выразительному чтению. Однако, если читающий хочет выделить какое-либо слово, которое, по его мнению, имеет важное значение, то от этих правил допустимо отступление, если оно не противоречит замыслу автора, идее произведения и не искажает смысл текста.

Так, в двустишии из стихотворения М.Лермонтова «Смерть поэта»:
Пустое сердце бьется ровно,
В руке
не дрогнул пистолет –

логическое ударение можно сделать не на существительном «сердце», а на прилагательном «пустое», если читающий хочет особо отметить бездушие убийцы.

Пустое сердце бьется ровно,

В руке не дрогнул пистолет.

III. Способы выделения логического ударения.

В устной и письменной речи существуют различные способы выделения логического ударения.

В устной речи:

1. Произнесение логически ударного слова более громким голосом.

2. Логическое ударение выделяется повышением и понижением тона голоса.

3. Логическое ударение выделяется с помощью паузы перед выделяемым словом.

4. Главное слово выделяется замедлением темпа произнесения.

Часто мы используем в речи не один способ выделения слова, а одновременно несколько способов.

В письменной речи:

1. Лексический способ.

2. Графический способ.

VI. Конспекты занятий.

Тема: Логическое ударение.

Цель: Познакомить уч-ся с логическим ударением. Учить выделять его в речи. Способствовать формированию выразительной речи.

Ход урока.

I. Орг. момент.

II. Установка цели урока. Сегодня будем учиться выделять логическое ударение в речи.

III. Работа по теме урока.

1. Послушай, как говорит учитель. Повтори тихо, громко .

а А о О па ПА по ПО паПАпаПАпаПАпаПА

2. Послушай, как говорит учитель. Скажи вместе с учителем.

папа ПАПА

мама МАМА

ребята РЕБЯТА

3. Скажи тихо.

Понедельник, вторник, . .., . . ., .. ., . .., воскресенье; 1, 2, 3, 4, 5.

4. Скажи громко.

Понедельник, . . . , . .. , . . . , . . . , .. . , . . . ; 1, . .. , . . . , . . ., . .. .

Понедельник, ..., ... ; 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.

Воскресенье, . . . , …, . . ., . . . ; 7, . . . , . . . , . . . , . .., .. . .

7. Послушай, как говорит учитель. Скажи вместе с учителем. Скажи сам(а).

ТАТА тата ПАПА пришёл. СЕГОДНЯ четверг? Да, .... Нет, .. . . тата ТАТА Пришла МАМА. Сегодня ЧЕТВЕРГ? ТАТА тата?

ПАПА пришёл? СНЕГ идёт? ДОЖДЬ идёт? Тата ТАТА? Пришла МАМА? Снег ИДЕТ? Дождь ИДЕТ?

Итог. –Что мы сейчас делали?

Мы говорили громко, тихо. Мы выделяли голосом главные слова в предложении.

8. Прочитай предложение. Составь вопрос по образцу. Ответь кратко.

Урок начался. УРОК начался? Урок НАЧАЛСЯ?

Идёте в кино. . , . ... ... ...

Учительница в классе. ... ... ... ...

Сегодня был диктант. ... ... ... ...

9. Послушай, как говорит учитель. Повтори. Выделяй в вопросе слова, важные по смыслу. Ответь кратко.

Ты ОТВЕЧАЛ сегодня на уроке?

На КАКОМ уроке ты отвечал?

Тебе ПОСТАВИЛИ оценку?

КАКУЮ оценку тебе поставили?

10. Послушай, как говорит учитель. Дай полный и краткий ответ, выделяя гол слова, важные по смыслу.

КТО учит уроки? ШКОЛЬНИКИ.

ШКОЛЬНИКИ учат уроки.

Что ДЕЛАЮТ школьники? УЧАТ.

Школьники УЧАТ уроки.

ЧТО учат школьники? УРОКИ.

Школьники учат УРОКИ.

11. Прочитай вопросы. Скажи ответы. Выделяй голосом слова, важные по смыслу.

КТО ходил в лес? Ребята ходили в лес.

Что ДЕЛАЛИ ребята?

КУДА ходили ребята?

Кто катается на коньках? Брат катается на коньках.

На чём катается брат?

Что делает брат?

12. Задай вопрос к каждому слову в предложении. Ответь, выделяя голосом важные по смыслу слова.

Ученики записали домашнее задание.

Сестра вытирала посуду.

13. Послушай, как говорит учитель. Повтори. Выделяй голосом важные по смыслу слова.

Цапля.

Прилетела цапля К ОЗЕРУ, вошла в воду ПО КОЛЕНИ, наклонила ГОЛОВУ и притаилась. А глаза ЗОРКИЕ - ВСЕ видят. Вот плывёт краснопёрая ПЛОТИЧКА. Цапля КЛЮНУЛА, но МИМО. Плотичка ведь БЫСТРАЯ - УВЕРНУЛАСЬ. Цапля СНОВА замерла. ЖДЕТ. Тут плывёт неповоротливый КАРАСИК и МУХ ловит. А цапля его ХВАТЬ - и ГОТОВО! ТРЕПЕЩЕТСЯ в цаплином клюве карасик. А цапля ПОДПРЫГНУЛА раза три, ВЗМАХНУЛА крыльями и ПОЛЕТЕЛА.

IV. Итог урока.

Чему сегодня учились? - Мы учились выделять логическое ударение.

Какие слова выделяются логическим ударением? – Главные слова в предложении.

Для чего нужно выделять логическое ударение? – Чтобы говорить выразительно. Чтобы лучше понимать смысл предложения.

Тема. Работа над логическим ударением в диалоге.

Цель:

Задачи: Формировать практические навыки выделения логического ударения в самостоятельной речи.

Оборудование. Таблицы, карточки.

Ход урока.

I. Оргмомент.

II. Установка цели.

Сегодня будем учиться выделять логическое ударение в диалоге.

III. Повторение.

Логическое ударение – это выделение в речи важных по смыслу слов в предложении.

Как произносятся в предложении важные по смыслу слова (слова, на которые падает логическое ударение)?

В предложении важные по смыслу слова произносятся громче, чем остальные.

Прочитайте эти вопросы и ответы. Говорите громче слова, на которые падает логическое ударение. Обратите внимание на то, как нужно произносить подчёркнутые слова.

Как тебя зовут? Меня зовут. ...

В каком классе ты учишься? Я учусь в … классе.

Какая сегодня погода? Сегодня пасмурная погода.

Сколько у тебя сегодня уроков? У меня сегодня шесть уроков.

Почему ты не гулял(а) вечером? Потому что у меня болела голова.

Послушайте, как учитель читает вопросы и ответы. Прочитайте их сами. Правильно расставляйте логическое ударение - главные по мысли слова (они подчёркнуты) произносите громче.

Куда вы вчера ходили?

На экскурсию.

Где работает твоя мама?

В аптеке.

Сколько человек в вашей семье?

Пять человек.

Как зовут твою маму?

Анна Ивановна.

В каком классе учится твоя младшая сестра?

В шестом.

Прочитайте предложения. Обратите внимание на то, как логическое ударение меняет смысл предложения.

Ты сегодня пойдёшь в библиотеку? (а не твой товарищ)

Ты сегодня пойдёшь в библиотеку? (пойдёшь или нет)

Ты сегодня пойдёшь в библиотеку? (а не завтра)

Ты сегодня пойдёшь в библиотеку? (а не на стадион)

Расспроси товарища (подругу) о его (её) биографии. Скажи, какие слова в каждом вопросе требуют логического ударения.

Где ты родился(ась)? Когда ты родился(ась)? Где работают твои родители? Есть ли у тебя братья и сёстры? В каком году ты поступил(а) в школу? В какую школу ты поступил(а)? В каком году ты закончишь школу?

5. Задайте товарищу (подруге) пять вопросов о том, как он(а) провел(а) выходной день.

Помните о логическом ударении.

6. Прочитайте вопрос и ответьте на него. Определите, на какие слова падает логическое ударение. Говорите в правильном темпе.

Как называется город, в котором ты живёшь?

Ваш город большой?

Какие в нём улицы, дома?

Есть ли в вашем городе парк? Какой он?

Почему тебе нравится ваш город?

Есть ли в вашем городе театр?

Есть ли в вашем городе троллейбусы?

Итог. Как выделяется логическое ударение в диалоге?

Когда задают вопрос, логическое ударение падает на вопросительное слово. В ответе - на ответное слово.

Тема. Логическое ударение в повествовательном предложении (сообщении).

Цель: Формирование выразительности речи.

Задачи:

Формировать практические навыки выделения логического ударения в речи.

Ход урока.

I. Оргмомент.

II. Установка цели.

Будем учиться выделять логическое ударение в сообщениях.

III. Повторение.

Что такое логическое ударение? (- Выделение голосом важных по смыслу слов).

На какое слово может падать логическое ударение? (- На любое).

IV. Работа по теме урока.

1. Прочитайте предложения. Правильно выделяйте голосом слова, на которые падает логическое ударение.

Я занимаюсь в драматическом кружке.

Я интересуюсь разными журналами.Я стараюсь хорошо говорить.

С окружающими я общаюсь только устно.

Я часто хожу в кинотеатр.

Поставьте вопросы к данным предложениям. Определите слова, на которые падает логическое ударение.

2. Мальчик пишет письмо сестрёнке. Как вы думаете, какие вопросы он задаст ей в письме? Задайте эти вопросы. Выделите голосом слова, на которые падает логическое ударение. Как вы будете произносить эти слова?

3. Прочитайте предложения. Выделяйте голосом слова, на которые падает логическое ударение. Поставьте вопрос к каждому предложению.

Ребята поймали птичку.

Ребята поймали птичку.

Ребята поймали птичку .

4. Напишите предложение три раза. В каждом предложении подчеркните слова, на которые может падать логическое ударение. Попросите товарища проверить вашу работу. Выделяйте голосом (говорите громче) слова, на которые падает логическое ударение.

Я вчера был(а) в кино.

5. Прочитайте предложения. Определите, на что нужно обратить главное внимание в каждом предложении. Выделяйте слова, на которые падает логическое ударение, голосом. Говорите в правильном темпе.

У меня болит голова. Дайте мне, пожалуйста, таблетку от головной боли. Я не выучил(а) стихотворения. Мою учительницу зовут.... . Я люблю кататься на лыжах. Мне нездоровится.

6. Итог урока. Чему сегодня учились? Как мы выделяем голосом логическое ударение? Что было для вас трудно?

Тема. Логическое ударение как выразительное средство: роль, значение.

Цель: Формирование выразительной речи.

Задачи:

1.Сформировать понятие о логическом ударении и его роль в выражении своих мыслей.

2. Формировать умение слышать и передавать оттенки речи, умение понимать смысловые отношения в частях предложения.

3. Закрепить умение графического выделения логического ударения.

Ход урока.

I. Оргмомент.

II. Установка цели урока.

Чему мы должны научиться на уроке?

1.Ставить логическое ударение в предложении.

2.Выяснить для чего нужно логическое ударение.

III. Вводная часть.

Что такое логическое ударение?

Это выделение слов, важных по смыслу.

IV. Работа по теме урока.

1. Составьте предложение по картинке:

Мороз нарисовал узоры на стёклах. Прочитайте.

2. Попробуйте задать вопрос к этому предложению.

Кто нарисовал узоры на стёклах? (Мороз нарисовал узоры на стёклах), читаем вслух ответ.

Что нарисовал мороз на стёклах? (Мороз нарисовал узоры на стёклах), читаем вслух.

Где мороз нарисовал узоры? (Мороз нарисовал узоры на стёклах), читаем вслух.

Что сделал мороз? (Мороз нарисовал узоры на стёклах), читаем вслух.

Почему одно предложение мы по разному читали? Каждый раз выделяли главное слово.

Для чего нужно уметь ставить в предложениях логическое ударение? (при выразительном чтении, когда задаём вопрос или хотим что то выяснить)

Как мы выделяем на письме логическое ударение?

Мы подчёркиваем главные слова одной чертой.

3. Прочитайте предложение на карточке и выделите чертой главные слова.

Береги уши от мороза!

На какое слово можно ещё поставить ударение? У кого другие варианты?

Вывод: На какое слово в предложении может падать логическое ударение?

На любое).

4. Вам нужно составить предложение по имеющимся ответам. Прочитайте эти ответы.

-……….? - да, видел.

-……….? - да, медведя.

-……….? - да, белого.

-……….? - да, в зоопарке.

Какое предложение было?

Видел в зоопарке белого медведя?

Почему на один вопрос дали 4 ответа? (выделяли слово, на которое хотели обратить внимание)

Прочитайте предложение с логическим ударением так, чтобы можно было ответить.

- «Да, видел!»

Да, медведя!

Да, белого!

Да, в зоопарке!

Запишите это предложение и поставьте логическое ударение. Как можно выделить логическое ударение на письме? (- Подчеркнуть одной чертой нужное слово).

5. Работа с отрывком из стихотворения А. С Пушкина:

Свет мой, зеркальце, скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?

Выделим в этом стихотворении логическое ударение. (Прочитать и подчеркнуть выделенные слова).

Итог:

С каким понятием познакомились на уроке? (логическое ударение)

Что же такое логическое ударение? (выделением голосом слова, на которое хотят обратить внимание)

Где нам может пригодиться умение ставить логическое ударение?

Будете ли вы применять новое умение в устной речи?

Какое задание вам понравилось?

Какое задание оказалось трудным?

Тема. Логическое ударение в вопросительном предложении .

Цель .

Задачи: Способствовать развитию умения выделять главное слово в предложении; воспроизводить при чтении и в речи логическое ударение.

Расширять практические навыки постановки логического ударения в вопросительных предложениях.

Оборудование. Карточки, таблички.

Ход занятия

I. Орг. момент.

II. Работа по теме.

Сегодня будем отрабатывать логическое ударение в вопросительных предложениях.

1. Послушайте, как я скажу: Кто читает книгу? Что делает Катя? Что читает Катя?

Катя читает книгу? Катя читает книгу ? Катя читает книгу?

Какие слова я выделяла? Повторите так же. Для чего мы выделяли эти слова? Эти слова важные по смыслу в этих предложениях.

2. Читаем правило: Логическое ударение в вопросительном предложении находится на вопросительном или другом важном по смыслу слове. Голос повышается на ударном слоге этого слова.

3. Прочитайте, выделите логическое ударение.

Лена ушла домой.

Лена ушла домой? -Да, Лена. –Нет, не лена, а Таня.

Лена ушла домой? -Да, ушла. –Нет, не ушла.

Лена ушла домой ? -Да, домой. -Нет, не домой, а в школу.

4. Послушайте, как я скажу, а затем повторите, выделяя слова с логическим ударением. Повторите несколько раз.

Какое число было вчера?

Какое сегодня число?

Какое число будет завтра ?

Ты сегодня придёшь?

Ты сегодня придёшь?

Ты сегодня придёшь?

5. Прочитайте по ролям, выделяя логическое ударение.

Яму копал?

Копал.

В яму упал?

Упал.

В яме сидишь ?

Сижу.

Лестницу ждёшь?

Жду.

Яма сыра?

Сыра.

Как голова?

Цела.

Значит, живой?

Живой.

Ну, я пошёл домой.

6. Диалог «Будущая профессия».

Кем ты хочешь быть? - Я хочу быть … .

Почему тебе нравится эта профессия? - Потому, что ….

Что ты знаешь об этой профессии? - Я знаю , что там хорошая зарплата.

Что ты хочешь еще узнать об этой - Я хочу узнать, сколько времени

Профессии? надо учиться, чтобы стать…

Итог урока.

– Где мы ставим логическое ударение в вопросительном предложении?

– На вопросительном слове.

Тема. Логическое ударение при работе над литературным произведением.

Цель. Формирование связной, членораздельной, внятной, выразительной речи. Учить соблюдать логическое ударение в стихотворном и прозаическом тексте.

Оборудование. Карточки, таблички.

Ход занятия.

1. Беседа.

–Что такое логическое ударение?

Верно. В каждом предложении может быть одно главное сильное ударение – так голосом выделяются важные для понимания смысла высказывания слова.

Я завтра пойду в музей.

Я завтра пойду в музей.

Я завтра пойду в музей.

Я завтра пойду в музей.

3. Разъяснить смысл каждого предложения.

Я завтра пойду в музей. (а не сегодня)

Я завтра пойду в музей. (а не поеду)

Я завтра пойду в музей. (а не в кино)

Я завтра пойду в музей. (а не кто-то другой)

4. Работа над литературным произведением

1) Будем работать над стихотворением.

Жаворонок.

На солнце тёмный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

Поёт , на солнышке сверкая:

Весна пришла к нам молодая,

Я здесь пою приход весны!

В. Жуковский.

Как называется стихотворение? Кто его автор?

Прочтите стихотворение. О чем оно?

Какие картины можно нарисовать к этому стихотворению?

Приготовьтесь передать выразительным чтением авторские чувства: выделите логические ударения, расставьте логические паузы.

2) Работа над отрывком из прозаического произведения.

Прочитай отрывок из рассказа А. Чехова. Ответь на вопросы. Главные слова в вопросах и ответах выделяй голосом.

А. Чехов.

Белолобый.

Голодная волчица встала, чтобы идти на охоту . Её волчата, все трое , крепко спали, сбившись в кучу, и грели друг друга. Она облизала их и пошла.

Был уже весенний месяц март, но по ночам деревья трещали от холода , как в декабре, и едва высунешь язык, как его начинало сильно щипать.

Волчица была слабого здоровья, мнительная; Она вздрагивала от малейшего шума и всё думала о том, как бы дома без неё кто не обидел волчат . Запах человеческих и лошадиных следов, пни , сложенные дрова и тёмная унавоженная дорога пугали её; ей казалось , будто за деревьями в потёмках стоят люди и где-то за лесом воют собаки.

Куда отправилась голодная волчиха?

Что делали волчата?

Сколько было волчат?

Что сделала волчиха перед уходом на охоту?

Какая была погода?

Какое здоровье было у волчихи?

О чём думала волчиха?

Что пугало волчиху?

Что казалось волчихе?

3) Работа над пословицами и поговорками.

Прочитай пословицы и поговорки о временах года. Научись говорить их выразительно. Подчеркни главные слова.

Весна красна цветами, а осень – пирогами.

Два друга – мороз да вьюга.

Вьюги – метели под февраль налетели.

В летнюю пору заря с зарёй сходятся.

Итог. Сегодня делали на уроке? – Выделяли логическое ударение в стихотворении и рассказе.

Для чего мы выделяем логическое ударение? – Для выразительности и понимания смысла сказанного.

Тема. Способы выделения логического ударения в самостоятельной речи.

Цель. Формирование выразительной, внятной речи.

Познакомить учащихся со способами выделения логического ударения в устной и письменной речи. Развитие логического мышления, процессов анализа и синтеза через упражнения. Обеспечение здоровьесберегающего пространства урока.

Оборудование. Карточки, таблички.

Ход урока.

I. Организация начала урока.

1. -Как вы себя чувствуете? -Хорошо. (Отлично, прекрасно.) -Какое у вас настроение? -Хорошее. (Бодрое).

2. Пожелания.

Я желаю вам удачи на уроке. Пожелайте друг другу успехов.

-…, я желаю тебе успехов на уроке.

И я желаю тебе хорошо справиться со всеми заданиями.

П. Постановка цели урока.

Сегодня на уроке будем учиться соблюдать логическое ударение - один из элементов выразительности речи.

III . Работа по теме.

1).- Что такое логическое ударение?

Логическое ударение-это выделение голосом наиболее важного по смыслу слова

Для чего нужно соблюдать его в речи?

Для того, чтобы более точно и выразително передать мысль.

2). Прочитайте предложения и поставьте логическое ударение. (Карточки)

Ты сегодня получила письмо или кто-то другой?

Ты сегодня получила письмо или вчера?

Ты сегодня получила письмо или не получила?

Ты сегодня получила письмо или открытку?

К вам вчера приходил почтальон? К вам вчера приходил почтальон? К вам вчера приходил почтальон? К вам вчера приходил почтальон ?

Меняется ли значение и смысл высказывания от того, на каком слове стоит логическое ударение? (-Да).

3). В устной и письменной речи существуют различные способы выделения логического ударения. Сегодня познакомимся с некоторыми из них.

Как вы произносите логически ударное слово? - Более громким голосом. Это - один из способов.

Прочитайте предложения и определите следующий способ выделения логического ударения.

Почта пришла ? Почта пришла.

Пришла почта. Пришла почта?

В данном случае логическое ударение выделяется повышением и понижением тона голоса.

Прочитайте предложение, определите способ выделения интонации.

Главное почтовое учреждение - почтамт.

Почта - учреждение для пересылки писем.

Письма на почту доставляет специальный человек - курьер.

Что помогло вам выделит логическое ударение? (-Пауза).

Когда вы выделяете главное слово, вы его произносите быстрее или медленнее?

(- Медленнее).

Какие способы выделения логического ударения в устной речи вы сейчас узнали? Более громкое произнесение.

Замедленное произнесение слова.

Пауза перед выделяемым словом.

4).Выделение логического ударения в письменной речи.

Прочитайте предложения. Какими способами выделено в них логическое ударение?

Пользоваться электронной почтой можно через ИНТЕРНЕТ.

Интернет - это «Международная сеть».

Электронные письма доходят мг-но-вен-но.

Бандероль – предмет, посылаемый по почте.

Логическое ударение выделено:

Другим шрифтом;

Прописными буквами;

Использованием тире;

Разделением слова на слоги.

Все эти способы называются графическими.

5. Прочитайте следующие предложения и определите в них способы выделения логического ударения.

Именно почта стала идеальным посредником между людьми, живущими в разных концах света.

Телеграф изобрели только в 19 веке.

А вот на востоке почту перевозили на верблюдах.

Необычайно интересным был способ отправки почты - с помощью почтовых голубей.

Долго, очень долго в древнем мире людям приходилось ждать ответа на своё письмо.

В этих предложениях логическое ударение выделяется с помощью слов «именно», «вот», «только», «необычайно», а также с помощью повтора одного слова. Данный способ называется лексическим.

6. Очень часто логическое ударение в письменной речи ставится в конце предложения.

Прочитайте предложение. Поставьте логическое ударение в конце.

Мы завтра пойдём на почту.

Составьте предложения так, чтобы выделялось последнее слово.

Завтра.

Мы.

Мы пойдём на почту завтра.

На почту завтра пойдём мы.

Этот способ называется позиционным.

Итог урока.

Какие способы выделения логического ударения бывают в устной речи?

В письменной речи?

Тема. Логическое ударение в повествовательном предложении.

Цель: Формирование выразительной, внятной речи.

Совершенствовать умения и навыки выделять на слух главное слово в предложении; воспроизводить при чтении и в речи логическое ударение более громким и длительным звучанием. Расширение представлений о способах постановки логического ударения.

Оборудование. Карточки, таблички.

Ход занятия.

I. Орг. момент.

II. Работа по теме.

1. Сегодня будем работать над логическим ударением. Давайте вспомним, что такое логическое ударение?

Это главное по смыслу слово в предложении.

Как мы произносим главное слово?

Произносим громче и дольше. Правильно.

2. Важные по смыслу слова в предложении выделяем по-разному. Говорим всё слово громко или тихо, повышаем или понижаем тон голоса - ударный слог этого слова всегда говорим громче.

3. Прочитайте. Выделяйте слова, на которые падает логическое ударение. Повторите несколько раз.

Я знаю эту дорогу. И Оля её знает. Юля тоже знает дорогу.

Ему двенадцать лет. Олегу десять лет, а Маше девять . Моей сестре три года.

4. Послушайте предложение. Повторите. Выделяйте логическим ударением разные слова, подчеркните эти слова одной линией, отметьте ударный слог. Скажите каждое предложение несколько раз.

Ваня дал овёс лошади.

Скажите так, чтобы было понятно, КТО дал овёс лошади. Ваня дал овёс лошади.

Скажите так, чтобы было понятно, ЧТО СДЕЛАЛ Ваня. Ваня дал овёс лошади.

Скажите так, чтобы было ясно, ЧТО дал Ваня лошади. Ваня дал овёс лошади.

Скажите так, чтобы было ясно, КОМУ Ваня дал овёс. Ваня дал овёс лошади.

5. Послушайте, как по-разному говорит учитель.

Повторите несколько раз. Выделяйте логическим ударением слова, важные по смыслу.

Хорошо ранним утром бежать на речку купаться.

Хорошо ранним утром бежать на речку купаться.

Облака медленно плыли по синему небу,

Облака медленно плыли по синему небу,

Утром| вся земля уже была покрыта снегом.

Весь вечер | мы гуляли по улицам.

Море шумело тихо и грустно.

Я знаю эту песню. Это хорошая песня.

7. Перепишите. Послушайте, как говорит учитель. Повторяйте и ставьте знаки логического ударения (подчеркните слова, поставьте ударение). Повторите несколько раз.

Коля плавал быстрее всех.

Быстрее всех плавал Коля, сам научился плавать.

Плавать он научился сам, даже тренер его хвалил.

Ира хорошо играет на пианино. Она давно занимается музыкой.

8. Прочитайте предложения. Выделяйте ударный слог важного по смыслу слова. Прочитайте выразительно несколько раз.

Солнце скрылось. Наступила ночь.

Ночные тени закрыли небо.

Я долго стоял на берегу реки.

Ярко светила полная луна.

Дул прохладный ветерок.

Парус тихо плыл по лунной дорожке.

9. Я прочитаю текст, а вы подчеркните главные слова. (Карточка.)

Есть люди, о которых говорят: «Это человек слова !» Значит, на такого человека можно положиться . Он выполнит свое обещание без напоминания.

Вы обещали позвонить по телефону товарищу и не позвонили – забыли. Вы опоздали на свидание или просто не пришли , сославшись потом на нездоровье или другую причину. Вас попросили опустить письмо в почтовый ящик, а вы протаскали его в кармане целую неделю.

Мы довольно часто совершаем такие мелкие «предательства», не придавая им большого значения. Эта небрежность вошла в привычку у многих людей.

С юных лет надо научиться заставлять себя делать не только то, что хочется, но и то, что надо . Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня, сейчас .

(С. Михалков. Все начинается с детства.)

Тема: Вариативность логического ударения.

Цель: Совершенствовать умения и навыки выделять на слух главное слово в предложении; воспроизводить при чтении и в речи логическое ударение более громким и длительным звучанием. Расширение представлений о вариативности логического ударения в зависимости от содержания и цели высказывания. Развитие мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения).

Оборудование. Таблицы, карточки

Ход урока.

I. Оргмомент.

II. Установка цели урока. Будем учиться определять и ставить логическое ударение, выделять его в речи.

III. Работа по теме.

1. Вводная беседа.

1. Беседа.

Для чего нужно выделять логическое ударение?

Для того, чтобы речь была более выразительной.

Для того, чтобы выделить важное по смыслу слово.

Для того, чтобы понять, о чём говорят.

Какое значение имеет логическое ударение в речи?

Если логическое ударение выделить неверно, то смысл всей фразы может быть тоже неверным.

Что необходимо для того, чтобы предложение приобрело определенный и точный смысл?

2. Проследите, как меняется содержание высказывания от перемены места логического ударения в предложении. Ставьте ударение поочередно на каждом слове предложения:

Вы сегодня будете в театре? (а не кто-либо другой?)

Вы сегодня будете в театре? (придете или нет?)

Вы сегодня будете в театре? (а не завтра, не послезавтра?)

Вы сегодня будете в театре? (а не на работе, не дома?)

Вы убедились, что от перемены места логического ударения меняется содержание высказывания? (Да).

3. Логическим ударением может быть выделено любое слово в предложении.

Прочитайте предложения:

Дети завтра пойдут в кино.

Дети завтра пойдут в кино.

Дети завтра пойдут в кино.

Дети завтра пойдут в кино.

(Учащиеся по очереди читают предложения, стараясь сделать акцент на выделенном слове).

Как изменяется смысл предложения в зависимости от того, где поставлено логическое ударение? Приведите примеры.

(Учащиеся придумывают предложения с разными вариантами постановки логического ударения).

О чем говорится в каждом предложении? (Дети объясняют).

Почему значение предложения меняется, несмотря на одинаковые слова и знак препинания в конце?

Потому что мы каждый раз выделяли разные слова.

Прочитайте эти предложения ещё раз и проследите за тем, как голосом выделяется заданное слово.

Важные по значению слова в предложении мы говорим более громко, протяжно.

4. На доске записано предложение.

Скоро наступит холодная зима.

Дважды прочитайте это предложение так, чтобы оно при первом чтении отвечало на вопрос «Когда наступит холодная зима?», а при втором чтении – на вопрос «Какая зима скоро наступит?».

(Оба предложения анализируются и выразительно читаются повторно).

5. Учитель последовательно и выразительно читает два-три предложения. Учащиеся внимательно слушают и по окончании чтения каждого предложения указывают, на каком слове сделано логическое ударение.

Именно вам придётся это сделать.

Я награжу тебя.

Никогда ещё я не был так удивлён.

6. На доске или на карточках записаны пословицы.

Выразительно прочитайте пословицы, соблюдая указанные логические ударения (слова выделены другим цветом или шрифтом).

Объясните смысл пословиц.

Родина – мать , умей за нее постоять.

Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.

Жить – Родине служить.

Тот герой, кто за Родину горой.

Честный труд – наше богатство.

Больше дела – меньше слов .

Упустишь минуту – потеряешь часы.

6. Прочитайте записанные на карточках предложения. Поочередно делайте логические ударения то на одном, то на другом слове. Объясните, какой новый смысловой оттенок получается в каждом случае:

Мы прочитали стихотворение Лермонтова.

Мы прочитали стихотворение Лермонтова.

Мы прочитали стихотворение Лермонтова.

7. Прочитайте предложение: Сегодня учащиеся читали повесть Пушкина.

Как меняется смысл предложения от перемещения логического ударения в нем:

Когда читали учащиеся повесть Пушкина?

Кто читал сегодня повесть Пушкина?

Что делали сегодня учащиеся?

Что читали учащиеся сегодня?

Чью повесть читали учащиеся сегодня?

8. Закрепление.

Самостоятельная работа по карточкам. Учащиеся должны самостоятельно расставить логические ударения и приготовиться к выразительному чтению с соблюдением этих ударений. Более слабым учащимся дается меньшее количество предложений или уже указываются слова для логического ударения. После прочтения предложений учеником класс обсуждает, правильно ли расставлены логические ударения, можно ли было сделать по-другому, если можно, то как.

Итог урока.

Литература.

Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. - М. 1999.

Волкова К.А. Произношение 1981 год.

Журнал Дефектология №3 от 1984 года.

Кубасова О.В. Как помочь ребенку стать читателем. - М., 2004.

Ломизов А.Ф. Выразительное чтение при изучении синтаксиса и пунктуации. - М., 1968.

Москаленко Г. «Логическое ударение».

Мастера театра всегда очень заботились не только о дикции, но и о четком донесении смысла фразы и всего текста роли. В.Г. Сахновский, вспоминая занятия К.С. Станиславского со студийцами, писал: «Иногда - и это бывало особенно «опасно» для хода репетиции - Константин Сергеевич накло­нялся вперед, прикладывал руку к уху и довольно любезно произносил:

Как? Не понимаю.

Исполнитель повторял.

Как? - снова спрашивал Константин Сергеевич. - Ничего не понимаю...

После этого он обычно приступал к скелетированию фразы, добиваясь правильного ударения и донесения мысли, или же начинал работать над дикцией актера».

Н.В. Гоголь в письме к М.С. Щепкину, говоря о чтении актерам «Ревизора», заботился прежде всего о том, чтобы они запомнили «смысл всякой фразы, который... вдруг может из­мениться от одного ударения, перемещенного на другое место или на другое слово... Нужно не представлять, а передавать - передавать прежде мысли... Краски положить не трудно; дать цвет роли можно и потом.. .»

Законы, которые помогают актёру понять мысль автора и верно передать её в звучащей речи, называются законами ло­гики речи. Они основаны на законах грамматики: слова, составляющие предложение, связаны по смыслу друг с другом. Благодаря смысловым связям слова объединяются в группы или словостишия. Разберем предложение: «Скоро луна и звёзды потонут в густом тумане».

Смысловые связи слов этого предложения (фразы) будут следующие:

1. Луна и звезды потонут - это связь двух подлежащих со сказуемым.

Все остальные слова группируются по смыслу вокруг ска­зуемого «потонут».

2. Скоро потонут.

3. Потонут в тумане.

4. Потонут в густом тумане.

Чтобы верно донести смысл этой фразы, мы не можем объ­единить стоящие рядом, но не связанные по смыслу слова «скоро» и «луна». «Скоро» связано со словом «потонут», сле­довательно, чтобы соединить их, мы должны разъединить не связанные по смыслу слова - «скоро» от слова «луна» и «по­тонут» от слова «звезды». Слова, не связанные по смыслу друг с другом, отделяются паузами, которые называются логиче­скими, так как они способствуют верной передаче мысли фразы. Заключенные между логическими паузами отдельные слова или словосочетания принято называть речевыми тактами. Графически логические паузы условимся обозначать наклон­ной чертой /.

В нашем предложении логические паузы распределяются следующим образом:

Скоро / луна и звезды / потонут в густом тумане.
1-й такт 2-й такт 3-й такт

В данном предложении три речевых такта. Как видим, ко­личество слов в каждом такте может быть разным в зависи­мости от того, как распределяются логические паузы.

Чтобы точнее определить место логических пауз, нужно помнить, что в русском языке слова одного словосочетания в предложении не всегда стоят рядом. Так, в нашем примере словосочетание «скоро потонут» разделено подлежащим «луна и звезды». Смысл предложения становится понятен, когда в нашем сознании ясно определятся как целые словосочетания, так и их части.

Когда актер или чтец недостаточно вдумчиво работают над текстом и разъединяют тесно связанные по смыслу слова или объединяют слова, относящиеся к разным речевым тактам, в речи возникает бессмыслица. Например, подчиняясь ритму стихотворной строки и не вдумываясь в смысл фразы, учащиеся часто допускают такую ошибку во фразе из «Евге­ния Онегина»:

Как истинный француз, в кармане

Трике привез куплет Татьяне.

Игнорируя паузу, подсказываемую запятой, они объединяют слово «в кармане» со словосочетанием «истинный француз», разрушая тем самым связь слов «привез в кармане»; а не де­лая паузу после слова «куплет», произносят непонятное «куплеттатьяне». Вся фраза звучит нелепо.

Точное деление на речевые такты, объединяющие одни слова и разъединяющие другие, проясняют точность видения и смысл:

Как истинный француз / в кармане

Трике привез куплет / Татьяне.

Теперь слушателю становится понятен не только именинный сюрприз, но и характер того, кто его дарит.

Еще более серьезной аналитической работы требуют слож­ные предложения, особенно когда смысловая связь слов разры­вается длинным придаточным предложением. Например:

С т о р о ж е в ы е м о г и л ь н ы е к у р г а н ы, которые там и сям высились над горизонтом и безграничной степью, г л я д е л и с у р о в о и м е р т в о.

Основной смысл заключен в выделенных частях главного предложения, поэтому очень важно суметь выделить логические отношения между отдельными элементами фразы.

Актер, как и каждый художник, мыслит образами. Поэтому если на экране его внутреннего зрения благодаря аналитико-синтетической работе возникнут прежде всего суровые сторожа-кур­ганы, он не сможет не увидеть их в определенном пространстве - безграничной степи, замкнутой линией горизонта,--именно это рисует придаточное предложение, от которого в процессе ана­лиза он отвлекся, соединяя части главного предложения.

Однако в предложении могут быть слова, которые по смыслу легко соединяются как с одним, так и с другим словосочетанием данного предложения. Тогда одно и то же предложение с одними и теми же словами, но с иначе образованными словосочетани­ями и, следовательно, с другими логическими паузами может прозвучать в нескольких смысловых вариантах. Например: «Отец укрыл его плащом своего брата».

В этом предложении местоимение «его» в равной мере может и дополнять сказуемое - укрыл (кого?) его, и быть определе­нием к слову «плащом» - (чьим?) его.

Логические паузы, определяющие смысл этих вариантов, мо­гут располагаться и после слова «его» (1-й вариант) и после слова «плащом» (2-й вариант).

Разные паузы рождают и разные варианты ви дений. В пер­вом случае плащ, принадлежащий брату, используется отцом для того, чтобы укрыть кого-то. Во втором случае плащом, принадлежащим кому-то, отец укрывает своего брата. Тот или другой выбирается в зависимости от главной мысли отрывка и цели высказывания.

Отец укрыл его /плащом своего брата.

Отец укрыл его плащом /своего брата.

Таким образом, логическая пауза, объединяя слова в речевые такты и отделяя последние друг от друга, организует понимание произносимой мысли. Вот почему К.С. Станиславский писал: «Работу по речи надо начинать всегда с деления на рече­вые такты или, иначе говоря, с расстановки логических пауз».

Знаки препинания помогают определить логические паузы в анализируемом тексте. В предложении без знаков препинания сделать это труднее, особенно если оно очень распространенно. Поэтому, анализируя предложение, следует прежде всего опре­делить группу подлежащего и группу сказуемого, тогда легче расставить логические паузы в пределах этих групп. Следует запомнить, что в распространенном предложении, если подлежа­щее выражено не местоимением, группа слов, относящихся к под­лежащему, всегда будет отделена паузой от группы слов, пояс­няющих сказуемое.

Сравните:

Они шли рядом /по кромке Марсового поля/ утонувшего в сугробах.

Любимый /город /проступил сквозь метель/ темными линиями своих крыш/ и вихрящимися пятнами фонарей.

В первом предложении подлежащее не отделяется паузой, так как вся смысловая нагрузка заключена в группе сказуемого. Во втором предложении группа подлежащего - целый образ, детализация которого дается всей группой сказуемого.

Особенно важно уметь отделять группу подлежащего и ска­зуемого в предложениях с необычным порядком слов, чаще всего встречающимся в стихотворной речи. Русскому языку свойствен свободный порядок слов. Одно и то же предложение можно сказать, по-разному располагая слова, например:

Студент сдает экзамен.

Экзамен сдает студент.

Студент экзамен сдает.

Во всех примерах не нарушаются главные синтаксические взаимоотношения между словами: студент - подлежащее, сдает - сказуемое, экзамен - дополнение. Но первый пример яв­ляется предложением с наиболее принятым, обычным порядком слов, а два других организованы необычно, в них порядок слов иной, он носит название инверсии, что в точном переводе означает - «переворачивание», перестановка. Чтобы разобраться в логических паузах инверсированного текста, следует восстано­вить обычный порядок слов, это облегчит выявление смысловых связей между словами. При прямом порядке слов в предложе­нии подлежащее стоит перед сказуемым, определение - перед определяемым словом, дополнение - после того слова, которое оно дополняет, обстоятельства располагаются свободно. Рассмотрим пример инверсионного предложения:

И над отечеством свободы просвещенной

Взойдет ли, наконец, прекрасная заря.

Восстановим обычный порядок слов:

Прекрасная заря просвещенной свободы взойдет ли, нако­нец, над отечеством.

Теперь ясно видно, что слово «над отечеством» не может быть соединено со словами «свободы просвещенной», так как оно от­носится к группе сказуемого и входит в сочетание: «взойдет ли над отечеством». Это слово должно быть отделено логической паузой от слов «свободы просвещенной».

И над отечеством /свободы просвещенной/

Взойдет ли, наконец, /прекрасная заря.

Следует внимательно относиться к знакам препинания. Они являются ориентирами для деления текста на речевые такты; знак препинания означает за некоторым исключением обяза­тельную логическую паузу.

Невнимательное отношение к знакам препинания часто при­водит к искажению смысла текста. Возьмем пример:

Полно робеть, закрываться перчаткою,

Ты уж не маленький. Волосом рус,

Видишь, стоит изможден лихорадкою,

Высокорослый больной белорус.

Часто читают этот текст, не делая логической паузы на точ­ке во второй строке, после слова «не маленький», и, таким обра­зом, слова «волосом рус» становятся вторым определением в первом предложении и звучат как нелепое доказательство до­статочной зрелости Вани в оценке жизненных явлений. Сохра­нение же точки относит это определение к портрету белоруса.

Второй пример:

Выпряг народ лошадей - и купчину

С криком ура! по дороге помчал…

Невнимание к знаку тире после слова «лошадей» делает слово «купчину» вторым дополнением к глаголу «выпряг», отчего вся фраза превращается в нелепость: «Выпряг народ лоша­дей и купчину».

Вместе с тем, как мы уже отметили выше, знаки препинания не всегда являются логическими остановками. Запомним эти исключения:

1. Запятая не является остановкой остановкой, если она отделяет вводное слово. Пример:

И. Тургенев

В двух предложениях этого текста запятые, выделяющие водные слова «казалось» и «признаюсь», не будут отмечены паузами, потому что эти паузы очень отяжелили бы произнесе­ние фразы и, следовательно, затруднили бы передачу смысла.

2. Не отмечаются паузами запятые, отделяющие обращение в середине и в конце фразы.

Спасибо,_Родина,_за счастье

С тобою быть в пути твоем.

Слушай,_мир! Радирует «Восток-2».

Перенос этих обращений в начало фраз потребует паузы после знаков:

Родина, /спасибо за счастье/ с тобою быть в пути твоем. Мир! /слушай/: радирует «Восток-2».

3. Не отмечается паузой запятая, стоящая между союзом и деепричастным оборотом.

Вдали /мельница/ стучит, /полузакрытая вербами,/ и, пестрея в чистом воздухе, /голуби/ быстро кружатся над ней.

И. Тургенев

4. Не отмечается паузой запятая в сложноподчиненных пред­ложениях, когда связь главного с придаточным осуществляется сложными союзами: с тем, чтобы; для того, чтобы; потому, что или соотношениями: то - что; всё - что.

Я пригласил вас, господа, /с тем, ч тобы сообщить вам/ пре­неприятное известие.

Разве то, ч то принадлежит мне, /не принадлежит столько же и тебе?

А утес-великан /все, ч то думал Степан,/ все тому смельчаку перескажет.

Итак, правильно логически разобранный текст - это начало работы. Логический разбор требует определенных знаний в об­ласти синтаксиса русского языка, специального навыка, а сле­довательно, и подготовительной тренировки. Большой трени­ровки требует и передача смысла разобранного текста в звуча­щей речи.

Логическая интонация зависит от характера логических пауз. Последние могут быть соединительными и разъединительными. Соединительная пауза в передаче смысла возникает, когда мысль продолжается в своем развитии, голос при произ­несении фразы в этих паузах остается на известной высоте, как бы предупреждая о незаконченности высказывания. Разъеди­нительные паузы служат передаче законченности мысли, голос на этих паузах опускается вниз и дает понять, что мысль за­кончена. Не случайно К.С. Станиславский в обучении актера искусству речи очень настаивал на тренировке логических инто­наций.

Мелодике русской речи свойственна льющаяся плавность, и логическая пауза не всегда характеризуется перерывом в речи, осуществляется она не только остановками большей или меньшей длительности, но очень часто только сменой вы­соты голоса. Частые остановки в речи утяжеляют ее, вызывают подчеркнутую акцентировку слов, а это лишает речь вырази­тельности и красоты.

Таким образом, паузы предложения, которое мы разбирали в начале этой главы (скоро луна и звезды потонут в густом ту­мане), могут быть осуществлены изменением голосовой мелодии.

В логической интонации голос на слове «скоро» (первый такт) пойдет вверх, на первом слове второго такта - «луна» будет снижение голосового тона, и, только сливаясь со вторым словом такта - «звезды», голос снова несколько поднимется, а затем понизится на слове «потонут», начинающем третий такт, чтобы закончить мысль фразы падением вниз; как говорил К.С. Станиславский, «голос упадет на дно». Мелодия развиваю­щейся мысли требует навыка не снижать голосового тона, дер­жать голос на определенной высоте до завершения мысли, кото­рое всегда отмечается понижением голосового тона. Поэтому в звучании развивающейся мысли начало каждого последую­щего такта будет выше начала, но ниже конца предыдущего такта. Последний речевой такт произносится все с большим по­нижением к последнему слову.

В предложениях со знаками препинания интонационные ходы направляются этими знаками. К.С. Станиславский настойчиво напоминал об этом актерам, требуя от них точного воспроизве­дения голосом интонации, соответствующей природе того или иного знака: точки, запятой, двоеточия и т. д. «Без этих интона­ций,- говорил Станиславский,- они не выполнят своего назна­чения... Отнимите от точки ее финальное, завершающее голосо­вое понижение, и слушающий не поймет, что фраза окончена и продолжения не будет. Отнимите от вопросительного знака ха­рактерное для него звуковое «кваканье», и слушающий не пой­мет, что ему задают вопрос, на который ждут ответа... В этих интонациях есть какое-то воздействие на слушающих, обязыва­ющее их к чему-то: вопросительная фонетическая фигура - к от­вету; восклицательная - к сочувствию и одобрению или к про­тесту, две точки - к внимательному восприятию дальнейшей речи и т. д.». Рассматривая природу запятой, Станиславский отмечал её «чудодейственное свойство»: на последнем слоге слова, стоящего перед запятой, загибать звук кверху. «Ее загиб, точно поднятая для предупреждения рука, заставляет слушате­лей терпеливо ждать продолжения недоконченной фразы». Для точки с запятой в звучащей речи характерна интонация некоторого понижения, меньшего, чем при точке, но значительно большего, чем при запятой, так как точка с запятой обычно разграничивают части предложения, уже имеющие запятые. Например:

Он не влюблялся, о женитьбе не думал и любил только мать, сестру, садовника Васильича; любил хорошо поесть, поспать после обеда, поговорить о политике, о возвышенных материях.

Поначалу с озера, что тускло мерцало у подножья пламенею­щих сосен, раздались могучие трубные клики лебедей; они ве­личаво и зыбко проплыли над степью, точно первые аккорды торжественной симфонии, и медленно, медленно замерли вдали.

М. Бубеннов

Екатерина Дмитриевна рассказывала дачные новости: из Тушина прибежала бешеная собака и покусала у Кишкиных двух цыплят; сегодня переехали на Симовскую дачу Жилкины, и сейчас же у них украли самовар; Матрена, кухарка, опять вы­порола сына.

А. Толстой

Интонация знака тире характеризуется не только повыше­нием, но и непременно паузой значительно большей, чем пауза при запятой. Так как этот знак особенно распространен в экс­прессивной речи, функции его могут быть выяснены всякий раз только в контексте.

Неумение владеть искусством голосоведения логической мелодии затрудняет понимание произносимой мысли, и, наобо­рот, искусство выразительно, ярко передавать голосом смысло­вое развитие фразы освобождает говорящего и слушающего от напряжения, которое заставляет первого торопиться, а второму мешает воспринимать речь во всей ее не только смысловой, но и эмоционально-экспрессивной наполненности.

Необходимым условием для осуществления правильного, яркого донесения мысли до слушателя является также умение произносить слитно слова, входящие в речевой такт, произно­сить их как одно большое слово. И так же как в слове один из слогов является более выделяемым, так и в такте всегда есть слово, которое должно выделяться ярче других, а в каком-то из тактов будет слово, наиболее важное для всей мысли фразы. Оно будет называться главным логическим ударе­нием фразы . Все другие выделяемые в тактах слова будут носить название второстепенных логических уда­рений.

Когда мы говорим о фразе, взятой вне связи с другими, вне контекста, то логическое ударение при чтении определяется рит­мической организацией этой фразы: обычно ритмика русской повествовательной фразы требует ударения на последнем значи­мом слове каждого речевого такта, если предложение состоит из нескольких речевых тактов, или же просто на последнем сло­ве предложения, если оно состоит из одного речевого такта.

Условимся обозначать логическое ударение горизонтальной чертой под ударным словом.

Дон, /взлохмаченный ветром, / кидал на берега /гребнистые частые волны.

Собиралась гроза.

Определить главное ударное слово в первой фразе можно только исходя из цели, задачи высказывания. Если главное состоит в том, чтобы обратить внимание на причину возникно­вения волн на Дону, то главным ударным словом будет слово «ветром», если же иметь в виду картину бури, то главным сло­вом будет слово «волны».

Если же включить эту фразу в законченный в смысловом отношении отрезок речи, то есть взять ее в контексте, то ударе­ние (главное) в этой фразе будет определяться общей задачей всего текста. Эта фраза взята из «Тихого Дона» Шолохова. Она является одной из фраз текста, в котором дается описание грозы.

Над хутором /стала бурая туча. /Дон,/ взлохмаченный вет­ром, /кидал на берега/ гребнистые частые волны. /За лавадами/ палила небо/ сухая молния, /давил землю/ редкими раскатами /гром. / Под тучей, /распластавшись,/ колесил кор­шун, /е го с криком преследовали вороны./ Туча,/ дыша холодком , /шла вдоль по Дону, /с запада. /За займищем /грозно чернело ,/ степь/ выжидающе молчала. /В хуторе/ хлопали / закрываемые ставни; от вечерни, /крестясь,/ спешили старухи ; /на плацу/ колыхался/ серый столбищепыли, и отягощенную вешней зарей землю /уже засевали/ первые зерна дождя.

Каждая фраза этого отрывка является частью описания грозы, а слова: туча, волны, молния, гром, носящиеся в воздухе птицы - коршун и вороны; грозное небо и молчанье степи, хлопающие ставни, спешащие старухи, столбище пыли, дождь - являются как бы основными признаками грозы. Эти слова и бу­дут главными ударениями в отрывке. Все другие ударения в так­тах фраз являются красками деталей. Акцентировка их осуществляется логическими паузами.

Следовательно, разобраться в градации ударений (главном и второстепенных) можно только исходя из главной мысли про­изведения или смыслового значения отрывка.

Путь логического анализа - это всегда путь от целого к ча­сти и от части опять к целому. Только так можно установить ударные слова, главные слова по мысли и определить относи­тельную весомость других в общем ходе развития главной мысли произведения или его части (отрывка).

Таким образом, определяя главное ударение, мы должны помнить, что оно выделяет слово, которое оценивается как на­иболее важное для донесения мысли и воссоздания картины повествования.

Во фразе, взятой вне контекста, мы вольны передать любые варианты мысли в зависимости от нашего желания утвердить то, а не иное. Например: «Я учусь в театральном вузе». В этой фразе главным ударным словом может быть любое: и слово «я», и слово «учусь», и слово «в театральном», и слово «в вузе». Если утверждать, что именно я, а не кто другой учится в теат­ральном вузе, то главным ударным словом будет «я»; если же нужно подчеркнуть, что я учусь, а не только числюсь студентом, то преимущественное ударение будет на слове «учусь»; желая отметить, что именно в театральном, а не в каком другом вузе, мы непременно выделим слово «в театральном»; если же возни­кает по смыслу необходимость подчеркнуть, что это не кружок, не студия, а вуз, то выделится последнее слово «в вузе». Но этой же фразой, взятой вне контекста, можно передать утверждение самого факта: «Я студент театрального вуза», без противопоста­вления одного другому, как это было в разобранных случаях. Тогда фраза прозвучит в свойственном русской речи повествова­тельном ритме, с несколько большей смысловой отягощенностью последнего слова, без особой преимущественности ударения по отношению к другим словам, так как всякая резкая преимущественность ударения одного слова в сравнении с другими неиз­бежно вызывает в восприятии слушателя п р о т и в о п о с т а в ­ л е н и е.

Я учусь в театральном вузе.

Наблюдения за живой звучащей речью и практика работы над ее выразительностью мастеров театра позволяют говорить о целом ряде законов, предостерегающих от неверных логичес­ких ударений.

Рассмотрим эти законы.

Не только логические паузы помогают нам точно и ясно донести авторские мысли до слушателей. Этому способствует также правильная расстановка и соблюдение логических ударений .

Логическим ударением называется выделение с помощью звуковых средств слова или группы слов среди других слов в предложении или речевом такте. В каждом речевом такте есть слово, которое по смыслу выделяется в звучащей речи повышением, понижением или усилением звука голоса. Такое интонационное выделение слова называется – тактовое логическим ударением.

    "Теперь конец СЕНТЯБРЯ , / а ветлы / еще не пожелтели ".

Отдельный речевой такт редко содержит в себе законченную мысль, поэтому ударения каждого речевого такта должны быть подчинены главному ударению целого предложения. Логическое ударение может стоять на любом значимом слове, где бы оно ни находилось - в начале, середине или в конце речевого такта. Но, часто логически ударное слово стоит в конце речевого такта, что свойственно русской интонации.

Во фразе может быть несколько логических ударений (по числу речевых тактов), но одно из них является главным ударением фразы- фразовым ударением . Главное логическое ударение подчиняет себе все остальные ударные слова фразы, точно так же, как рядовое ударное слово подчиняет себе все безударные слова своего речевого такта.

    " Дочь , / Екатерина Ивановна , / молодая девушка , / играла НА РОЯЛЕ " .

Способы выделения ударных слов различны: они выделяются повышением, понижением, замедлением или усилением голоса, а также при помощи пауз. Все способы выделения ударного слова обычно используются в сочетании друг с другом.

Выделение ударных слов зависит от контекста и действенных задач. Тем не менее, существуют законы и правила постановки логических ударений. Законы всеобщи, и соблюдаются всегда, правила предписывают.

Закон нового понятия

Слова, которые обозначают новые, незнакомые по предыдущему тексту понятия (названия лиц, предметов, свойств; действий и т.д.), выделяются ударением. Знакомые понятия, такие, о которых ранее уже упоминалось, как правило, не являются ударными. Они могут быть выделены лишь в тех случаях, когда этого требует смысл или особое построение фразы.

« Онегин, добрый мой приятель,

Родился на брегах Невы…»

При инверсии на определениях выраженных прилагательным

«Снег, / игольчатый и рыхлый ,/ падал гроздьями».

Противопоставления

Противопоставляемые слова интонационно выделяются. Противопоставление обычно имеет две части. В одной что-то отрицается, ради утверждения чего-то в другой. Иногда одна из частей противопоставления только подразумевается (скрытое противопоставление). Независимо от того, в каком порядке расположены части противопоставления, то, что утверждается, выделяется сильнее и обязательно понижением голоса как главное ударение.

«Я б не стал курить махорку ,

а достал бы я «Казбек» » .

«Не казнь страшна , - / страшна твоя немилость » .

«Не род , / а ум поставлю в воеводы».

Утверждаемыми понятиями являются «Казбек», «немилость», «ум», поэтому они требуют понижение голоса и значительного его усиления. Слова «махорку», «казнь» и «род» являются отрицаемыми понятиями и требуют повышения голоса (без его усиления).

«Вам бы, знаете, во флот

С Вашим аппетитом».

Слово «во флот» является скрытым противопоставлением (во флот, а не в пехоту).

Сравнения.

При сравнении обычно выделяется только то, с чем сравнивается предмет, свойство и т.д. Союзы, при помощи которых образуется сравнительный оборот, не могут быть ударными.

«Всегда скромна, всегда послушна,

Всегда, как утро , весела,

Как жизнь поэта , простодушна,

Как поцелуй любви , мила».

Нераспространенное предложение.

В нераспространенных предложениях, которые обычно состоят из подлежащего и сказуемого, как правило, ударение ставится на последнее слово. Следовательно, при прямом порядке слов в таких предложениях ударным становится сказуемое, а в инверсированных предложениях – подлежащее. Когда подлежащее и сказуемое являются новыми понятиями, они оба выделяются. Сказуемое, смысл которого как бы заключен в подлежащем, не выделяется, на каком бы месте в нераспространенном предложении оно не стояло.

«Суровая зима . Но: Зима сурова я».

Пояснительные слова при глаголе .

Если в предложении имеются дополнения или обстоятельства, поясняющие глагол , то ударение получают именно они, а не глагол. Сами же глаголы выделяются только в нераспространенных предложениях, когда они стоят на втором месте, а также при противопоставлении и перечислении. Наречия при глаголе требуют ударения, если они по смыслу почти заменяют глагол. Но качественные наречия не требуют ударения.

«Однажды осенью / я возвращался из Бахчисарая / в Ялту / через Ай-Петри » .

Здесь ударение получили обстоятельство времени (осенью ) и обстоятельства места (из Бахчисарая , в Ялту , через Ай-Петри ), которые поясняют глаголы.

«Я всю дорогу / бегом бежала. Но: Я всю дорогу / бежала ».

Здесь выделено наречие бегом, и глагол бежала . Слово «бегом» по смыслу может заменить глагол «бежать».

Перечисление. Однородные члены предложения .

Перечислению свойственен особый «ход голоса» -повышение и логическая перспектива. На перечисляемых словах голос все время повышается, показывая, что мысль еще не окончена и будет продолжена, и только на последнем из них, если оно заканчивает фразу, голос понижается. Сила выделения перечисляемых слов все возрастает. Однородные члены предложения (выраженные одним словом или словосочетанием), иногда целые предложения требуют интонации перечисления.

«Вот уж и стука , / и крика , / и бубенцов не слыхать».

«Мелькают мимо/ будки ,/ бабы ,/

Мальчишки ,/ лавки , / фонари /,

Дворцы ,/ сады ,/ монастыри …»

Определения, выраженные существительным в родительном падеже.

«Из окон соседа / раздавалась музыка».

«Отселе я вижу / потоков рожденье,/

И первое / грозных обвалов / движенье.»

Обращение.

Обращение в начале фразы выделяется логическим ударением и паузой. В середине и в конце фразы обращение не требует ударения и является частью речевого такта.

«Виктор , / подай мне мячик ».

«Прошу тебя(,) доченька, / не уходи ».

«Не кричи (,) Лена».

Выделение повторяющихся понятий.

« Еду, еду в чистом поле;/

Колокольчик динь-динь-динь …/

Страшно, страшно поневоле /

Средь неведомых равнин».

Обобщающие слова принимают логические ударения.

«Теперь уже ни гор,/ ни неба,/ ни земли –// ничего не было видно».