Что сделал для Руси Иван Калита? Иван Калита — внутренняя и внешняя политика, краткая биография Иван калита князь добрый или подлый

Величайшего князь в истории или жестокосердный скупец?
Один из самых противоречивых и неоднозначных героев истории России, живший в конце тринадцатого, начале четырнадцатого века. Иван Калита, московский князь. Великодушный, храбрый, мудрый, воинственный и талантливый правитель. В тоже время, многие историки характеризуют его, как жестокого, хитрого, меркантильного и скрытного человека. Своё прозвище «Калита», что со славянского переводится, как «кошелек», московский князь получил вследствие того, что при себе всегда носил небольшой мешочек полный денег: толи на многочисленные пожертвования, которые он милостиво раздавал всем бездомным и нуждающимся людям, толи, будучи меркантильным и скупым, постоянно копил монеты, собирая их к себе в кошелек и не оставляя его без присмотра. По летописным данным, мы можем узнать и второе имя этого правителя – Иван «Милостивый», поэтому история склоняется к первой версии происхождения прозвища Ивана Калиты.

Рассмотрим ниже самые яркие моменты биографии московского князя Ивана Калиты.
Истории неизвестна и точная дата рождения и смети князя. Иван Данилович родился в самом начале восьмидесятых годов тринадцатого века, датой смерти принято считать 1340 или 1341 год. Именно в это время Русь находилась под гретом Золотой Орды, которая безжалостно собирала подати с русских земель, но главное было то, что назначение князей для правления происходило только великим указом ордынского князя. Будучи младшим в семье, Иван Калита долгое время находился рядом со своим старшим братом, Юрием Даниловичем, которому он помогал не только в решении административно-государственных дел, но у участвовал с ним в военных действиях по обороне московских земель. В 1325 брат Юрий погибает от рук тверского князя Дмитрий, и Иван Калита всходит на московский престол.
Именно в начале своего княжения Иван Калита решает объединить все княжества вокруг Москвы, сделав ее деловым, политическим и духовным центром Руси. До этого центральную роль в жизни Руси играло тверское княжество, где и восседал Великий князь. В 1328 году Иван I едет на поклон к хану Золотой Орды. Благодаря хорошим и дружеским отношениям с ханом, князь добивается не только ярлыка на великое княжение, но и получает разрешение от хана самому собирать налоги и подати со своих владений. Князь постепенно избавляет московские дороги от грабежей, набегов и убийств, тем самым привлекая новых бояр со своим товаром. Он ввел практику боярских дворов, одаряя знать государственными землями в московском княжестве. Речная торговля также начинает набирать обороты. В это же время идет активное освоение новых земель к северу, где добывается пушнина, один из самых ходовых товаров на Руси. Экономический подъем и развитие княжества были на лицо. Имея в казне большое количество свободных денег, в 1339 году Иван Калита начинает строительство московского дубового Кремля. Он вместе со своим духовным отцом, митрополитом Петром, решают перенести митрополичью резиденцию из Владимира в Москву. Вслед за Кремлем продолжалось активное строительство кафедральных соборов: Собор Спаса на Бору, Церковь Иоанна Лествичника, Архангельский собор, Успенский собор.
Видя укрепление Москвы, остальные княжества постепенно переходят под ее власть. Одни мирно, такие как Галичское княжество, Белозерское и Угличское), другие путем военных захватов: Тверское, Новгородское и Псковское княжества. Он безжалостно расправляется с тверским князем Александром, донеся на него ордынскому хану. Вследствие чего князь Александр и его сын Федор были убиты во время визита в Золотую орду.
Во внешней политике московский князь Иван Калита также не был приверженцем кровопролитных сражений, он большое предпочитал дружественные соглашения и переговоры со своими врагами. Оставаясь в дружественных отношениях с Золотой Ордой, князь в 1331 году заключает мир с тогда сильным литовским орденом, выдав своего сына за литовскую принцессу. Иван Калита был очень расчетлив в плане династических браков. Имея четырех дочерей, он отлично выдал их замуж, закрепив мирные договоренности с соседями семейными узами брака.
Перед смертью московский князь Иван I Калита принял схиму и ушел в монастырь. Он умер 31 марта 1340 (1341) года, похоронен был в Архангельском Соборе Москвы.
На протяжении всего времени его правления, с 1325 по 1340 год, Иван Калита сумел сделать Московское княжество центром русских земель. Он оставил своему преемнику, Семену Гордому, одно из самых сильных и развивающихся княжеств на всей Руси. В течение сорока лет, основная часть которых пришлась на правление Ивана Калиты, Русь жила мирно, без войн. Именно в это время на свет появилось и выросло два новых поколения, воспитанных в правильных духовных и культурных ценностях. Вскоре именно это поколение будет участвовать в Куликовской битве, которая положит начало новой эпохе в истории нашего народа.

Непревзойденный стратег, умный и расчетливый политик, человек, сыгравший огромную роль в развитии нашего Отечества, Иван Калита, прославился как яркий неординарный правитель, сумевший значительно восполнить казну государства и заложить фундамент для активного развития и процветания Московской земли и окрестностей.

Иван Калита — краткая биография

Мальчик родился в семье князя Данилы Александровича. Он был внуком известного полководца Александра Невского.

Предположительно, будущий правитель появился на свет в 1283 году (годы жизни 1283-1340). В семье воспитывали четверых детей, самым младшим был Иван.

С самого детства мальчику рассказывали о положении дел в государстве, он много слышал о набегах татар на Русь. Не по годам смышленый, парнишка живо интересовался историей и стремился к новым знаниям. В три года Ивана посадили на коня, а после успешного освоения верховой езды отдали учиться.

Воспитатели обучали мальчика основам правления. Такую задачу поставил перед ними отец Калиты: Даниил Московский хотел видеть у престола именно младшего Ивана.

Исторический портрет

Возмужав, Иван отличался покладистым спокойным характером и был более рассудителен. Характеристика же родного брата Юрия была полной противоположностью.

После смерти Даниила 21-летний Юрий возглавил престол, а Иван во всем ему помогал.

В пятнадцатилетнем возрасте ему пришлось отстаивать осажденный тверскими князьями Переславль. Эта битва стала для него настоящим испытанием, из которого он вышел победителем.

Когда Юрий был вынужден отправиться на княжение в Нижний Новгород, Иван приобрел ценный опыт, взяв бразды правления Москвой.

Юрий погиб в междоусобице, и престол перешел к Ивану Калите. Годы правления князя пришлись на 1325-1340 гг.

Княжение Ивана Калиты

Провозгласив себя князем Московским, Иван Калита принял верное решение, пригласив в Московское княжество Владимирского митрополита Петра.

Вскоре город стал духовным центром, а новый правитель получил поддержку Церкви и начал деятельность по централизации русских земель.

Калита был хорошим стратегом: он часто посещал Орду, где налаживал связи с ханом, изучал традиции ханского двора. Заручившись поддержкой Узбека, в 1328 году он присоединил к своим владениям Костромское княжество, а вскоре получил еще один титул — князя Новгородского.

1332 год стал самым знаменательным: Калита был провозглашен князем всея Руси. Ответным ходом был сбор дани для золотоордынцев. Вскоре Иван Калита овладел Тверским и Смоленским княжествами, сделал много для сокращения разбоев и грабежей, воплотил в жизнь новые реформы.

За время правления он прославился умением копить большие богатства. По одной из версий, именно из-за этого он получил прозвище «Калита», что в переводе означает «кошель», «денежная сумка».

Первая жена княгиня Елена

Информация о браках Ивана Калиты изложена очень кратко. Нет данных о дате и месте рождения княгини Елены. Известно лишь, что в иночестве она носила имя Соломонида.

Елена родила четырех сыновей: Симеона, Даниила, Ивана и Андрея. Наследники росли в достатке и любви, радовали родителей живым умом и успехами. Женщина умерла от болезни в 1331 году.

Вторая жена княгиня Ульяна

Иван Калита снова связал себя узами брака в 1332 году. Его избранницей стала Ульяна, которая подарила правителю четверых дочерей. Когда в 1940 году князь скончался, законная супруга стала наследницей удела и имела право на сбор московского торгового налога.

Ульяна очень долго оставалась старшей княжной наряду с подросшими наследниками — великими князьями. Известно, что после смерти мужа она прожила примерно 20 лет.

Внутренняя и внешняя политика

Иван Данилович правил усердно и многое сделал для укрепления и процветания Московского княжества. Скупая земли и осваивая Владимирское княжество, он значительно расширил границы своего удела.

Благодаря грамотно выбранной политике, Москва обрела статус православного центра Руси. Калита распорядился построить два первых каменных храма - Успенский и Архангельский. Благое начало нашло свое продолжение. Во всех окрестностях со временем появились каменные храмы.

Население Московского княжества очень быстро росло: грамотная политика в отношении Золотой Орды на сорок лет освободила народ от разрушительных нашествий татар. Для оборонительных целей вокруг Москвы вырос Кремль из дуба.

Итоги правления

Самой большой заслугой Ивана Калиты стало укрепление экономики и политического положения Московского княжества. Несмотря на довольно жесткую политику, в народе князя звали «Иван Добрый» — за его благую деятельность и возможность жить без ордынских набегов.

Калита стал основоположником в разработке земледельческого закона. При нем был установлен новый порядок наследования.

За основу строения государства был взят принцип этнической терпимости: людей брали на работу не по этнической принадлежности, а по их знаниям и умениям. Единственным условием было добровольное крещение.

Набирало силу Русско-Литовское княжество, большую роль сыграло присоединение к Москве нескольких значимых земель, а также Среднего Приднепровья. Были заложены задатки для развития централизованного государства.

Смерть Московского князя

Скончался Иван Калита в 1340 году, предварительно приняв монашеский постриг.

Он заранее позаботился о том, чтобы Московское княжество не было раздроблено на части. Этого удалось добиться завещанием, согласно которому 2/3 наследства достались старшему отроку Семену, остальное имущество разделили между собой два младших наследника.

Современники героя, провожая Калиту в последний путь, называли своего заступника Государем-отцом и Собирателем русской земли.

Многие сегодня задаются вопросом: Иван Калита - князь с доброй душой или подлый сердцем? В наш век мы можем лишь изучать историческое наследие. Каждый вправе выбрать для себя тот ответ, который покажется наиболее уместным.

Но общеизвестно, что Иван Данилович - редкий правитель, который искренне радел о благополучии Московского княжества. Он создал все предпосылки для того, чтобы Москва стала политическим, культурным и религиозным центром. А сыновья продолжили великое дело отца.

1325-1340 - годы великого московского княжения Ивана Даниловича Калиты. Этот князь внес огромный вклад в процесс усиления Москвы и превращения Московского княжества в центр объединения всех русских земель.

Вступление Ивана Калиты на политическую арену произошло в 1319 г., когда его брат Юрий Данилович переехал на княжение в Новгород. С этого времени Иван стал полновластным хозяином Москвы. После смерти Юрия в 1325 г. Калита принял титул великого московского князя. Уже через три года он стал владимирским великим князем.

Иван Данилович умел находить общий язык с монголо-татарами. Он постоянно посещал Орду и пользовался благосклонностью хана Узбека. Это позволяло Калите добиваться усиления Москвы, а также ограждать свое княжество от опустошительных разорений.

Калита прославился постройкой нового дубового Кремля. Хорошо укрепленная Москва привлекала к себе как бояр, так и простое население. Территория московского посада быстро увеличивалась, что благотворно сказывалось на экономическом развитии города и княжества в целом. Большое значение Иван уделял безопасности населения. При нем велась серьезная борьба с многочисленными разбойниками, что положительно сказывалось на развитии внутренней торговли.

В первые годы правления Калита совершил очень дальновидный поступок, переведя митрополичью кафедру из Владимира в Москву. Перенесение духовного центра страны имело огромное значение в процессе возвышения Московского княжества.

Калита добивался усиления Москвы любыми средствами. В 1327 г. в Твери началось народное восстание против монголо-татар, во время которого был убит ордынский посол Чолкан. В восстании принял участие тверской князь Александр Михайлович. Калита отправился в Орду и получил от Узбека великокняжеский ярлык. В обмен на это он должен был возглавить карательный поход в Тверь.

Пока войска Калиты разоряли Тверскую волость, монголо-татары опустошали другие русские земли. В результате разграбления избежали только Москва и Новгород, дорого откупившийся от ордынцев. Таким безжалостным по отношению к русским землям способом Иван Калита приобрел доминирующее положение среди всех князей. Выступление против него грозило суровой карой со стороны хана.

Став великим князем Владимирским, Иван Калита продолжал усиливать свое положение. Он заключил несколько выгодных династических браков своих родственников. Однако главным способом расширения Московского княжества для него была купля земель. Это свойство отразилось и в прозвище Ивана ("калита" - кошелек).

Иван Калита скупал села в самых разных местах и переводил в них своих людей. Постепенно вместе с людьми на эти территории распространялась власть и влияние московского князя.

В конце правления Иван "прославился" еще одним не слишком благородным поступком. В 1337 г. Александр Тверской добился прощения от хана и возвратил свое княжество. Через два года Калита написал на него донос. Александра вместе с сыном вызвали в Орду и там же казнили. Московский князь после этого повелел снять колокол с тверской церкви св. Спаса и доставить его в Москву. Такая акция означала унизительное подчинение Твери Московскому княжеству.

Оценка деятельности Ивана Калиты вызывает споры. Этот князь добился небывалого усиления Москвы, впоследствии ставшей столицей Российского государства. Превращение Москвы в религиозный центр страны способствовало духовному объединению населения. Эти меры заложили предпосылки для победы в Куликовской битве.

С другой стороны, Иван Калита действовал по принципу "цель оправдывает средства", находя поддержку у завоевателей. Возвышение Москвы происходило за счет разграбления остальных русских земель ордынцами.

Образ Ивана Калиты в русской истории

Выбор данной темы продиктован следующими соображениями, удивляет противоречивость образа Ивана Калиты в русской истории, с одной стороны он великий князь московский (с 1325 года), а с другой стороны предстает перед нами как предатель русского народа, ставленником монгольского хана Узбека. Так давайте разберемся каков на самом деле образ Ивана 1 Даниловича Калиты.

Он является сыном московского князя Даниила Александровича, внуком князя Александра Ярославича Невского. Следовательно он исконно русский князь, но с другой стороны когда монголы вторглись в нашу землю Иван Калита решил, опираясь на монгольские копья и луки, расширить свои владения ценой предательства русской освободительной борьбы. И получил за это от Узбека ярлык (полномочие наместника) и военную помощь. В обмен он должен был подавлять все русские антимонгольские выступления, что и делал с изощренной жестокостью, как это и свойственно всем предателям своего народа. Историк Л.В. Черепнин утверждал что «Калиту не нужно идеализировать. Это был сын своего времени и класса, правитель жестокий, хитрый, лицемерный, но умный, упорный и целеустремленный». В источниках мы не найдем безусловного подтверждения образа Ивана Калиты. Однако не найдем и полного его отрицания. Как это часто бывает, краткие исторические документы оставляют возможность для самых различных токований.

Существует несколько подходов к данной проблеме, например Карамзин Н.М., первый русский историк писал что князь Иван – «Собиратель земли Русской». А про «хитрость» продолжал словами «снискал особенную милость Узбека и, вместе с нею, достоинство великого князя». В конце могущество Москвы, позволившее ей в конце 15 века обрести независимость от татар, есть «сила, воспитанная хитростью» (о потомках Калиты).

Другой историк С.М. Соловьев в противоположность Карамзину был сдержан в характеристике образа Ивана Калиты. Он вслед за летописью отметил лишь что Калита «избавил Русскую землю от татей». Вот таких образов великого князья по моему мнению предостаточно.

В энциклопедиях об Иване Калите пишут только с положительной стороны. Например, он был весьма милостив и всегда носил при поясе калиту, полную серебряных денег. И куда ни шел давал нищим, «сколько вынется».

«Иван Калита добился в Орде права самому собирать дань… С тех пор на Русь не присылали ордынских баскаков. Умелый дипломат, он несколько десятилетий ограждал русские земли от татарских нашествий».

Подводя итог отметим что наши знания об Иване Калите и его времени обрывочны и фрагментарны. Его образ – словно древняя фреска, израненная временем и скрыта под толстым слоем поздней масляной живописи. Путь познания Ивана Калиты есть путь кропотливой реставрации.

Нельзя Ивана Калиту оценить только с негативной стороны, потому что, в конце жизни он принял монашеский постриг и написал завещание, проанализировав которое, можно сделать вывод о моральных качествах правителя: смирении, доброте. Именно Калита стал основателем московской «большой политики», определил ее принципы, цели и средства. Он дал политический наказ своим сыновьям – сохранить любыми средствами ту «великую тишину», под покровом которой шло медленное «собирание Руси» вокруг Москвы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект к уроку по истории "Иван Грозный"

Путешествие во времена Ивана Грозного. Полный обзор его правления. "Посланник Бога или раб дьявола"....

Урок истории "Иван III. Государь всея Руси"

Урок разработан по технологии критического мышления через чтение и письмо. Использованы приемы и стратегии: ключевые слова, шесть шляп мышления, РАФТ. Формирование умения анализировать исто...

Эта тема актуальна. Она является историческим уроком, назиданием последующим поколениям о влиянии на судьбу народа и государства противоречивой, деспотичной личности,стоящей на вершине диктатуры....

Эссе по истории для всероссийских олимпиад

2013 год

1. «Жестоко расправляясь со своими противниками из числа других русских князей,

не брезгуя для этого татарской помощью, Калита добился значительного усиления

могущества Московского княжества»

(Л.В. Черепнин).

Никогда не думала, что меня может задеть за живое идея, высказанная известным историком Л.В. Черепниным о том, что Иван Калита является своего рода «полицаем», предателем всего русского народа, ставленником монгольского хана Узбека. С одной стороны можно согласиться с данной точкой зрения, потому что в 1237году, когда монгольский хан Узбек решил создать на оккупированных Ордой русских землях марионеточное государство, то ему требовались люди, которые могли бы контролировать ситуацию на столь огромных пространствах. Они могли бы подавлять постоянные русские антимонгольские восстания, грозившие вылиться в изгнание захватчиков из Руси. И такие предатели, по мнению Черепнина Л.В. нашлись - их возглавил князь захолустного тогда города Москвы – Иван Калита. Он решил, опираясь на монгольские копья и луки, расширить свои владения ценой предательства русской освободительной борьбы. И получил за это от Узбека ярлык (полномочия наместника) и военную помощь. В обмен Иван Калита должен был подавлять все русские антимонгольские выступления, что и делал с изощренной жестокостью, как это и свойственно всем предателям своего народа. В 1960 году увидел свет капитальный труд Л. В. Черепнина , посвященный истории Руси в XIV – XV веках. Есть в нем и была дана характеристика личности Ивана Калиты. «Калиту не нужно идеализировать. (Вот уж чего не было, того не было! – Н. Б.) Это был сын своего времени и класса, правитель жестокий, хитрый, лицемерный, но умный, упорный и целеустремленный». … «Этот князь (Калита) жестоко подавлял те стихийные народные движения, которые подрывали основы господства Орды над Русью... Жестоко расправляясь со своими противниками из числа других русских князей, не брезгуя для этого татарской помощью, Калита добился значительного усиления могущества Московского княжества».

Иван Калита, что можно сказать о человеке, носившем это имя и это прозвище? Первый московский правитель... Князь-скопидом, прозванный за прижимистость «денежным мешком»... Хитроумный и беспринципный лицемер, сумевший войти в доверие к хану Золотой Орды и наводивший во имя своих личных интересов татар на русские города... Вот, кажется, и все. Таков привычный образ Ивана Калиты. Но этот образ – не более чем миф, созданный на потребу простодушной любознательности. В источниках мы не найдем его безусловного подтверждения. Однако не найдем и полного его отрицания. Как это часто бывает, краткие исторические документы оставляют возможность для самых различных толкований. В таких случаях многое зависит от историка, от того, что он хочет увидеть, вглядываясь в туманное зеркало минувшего.

Хотя, действительно, есть тут некоторые парадоксы, которые заметил даже первый русский историк Н. М. Карамзин. «Сделалось чудо. Городок, едва известный до XIV века, возвысил главу и спас отечество». Древний летописец на этом и остановился бы, склоняя голову перед непостижимостью Божьего Промысла. Но Карамзин был человеком нового времени. Чудо как таковое его уже не устраивало. Он хотел найти ему рациональное объяснение. И потому он первым начал творить ученый миф о Калите.

Опираясь на источники, Карамзин определил князя Ивана теми словами, которые нашел для него один древнерусский автор – «Собиратель земли Русской». Однако этого было явно недостаточно, потому что все русские князья того времени как могли собирали землю и власть.

Тогда Карамзин предложил дополнительные пояснения. Калита был «хитрый». Этой хитростью он «снискал особенную милость Узбека и, вместе с нею, достоинство великого князя». С помощью той же «хитрости» Иван «усыпил ласками» бдительность хана и убедил его, во-первых, не посылать более на Русь своих баскаков, но передать сбор дани русским князьям, а во-вторых – закрыть глаза на присоединение многих новых территорий к области великого княжения Владимирского. Следуя заветам Калиты, его потомки постепенно «собрали Русь». В итоге могущество Москвы, позволившее ей в конце XV века обрести независимость от татар, есть «сила, воспитанная хитростью».

Другой классик отечественной историографии, С. М. Соловьев, в противоположность Карамзину был очень сдержан в характеристиках исторических деятелей вообще и Ивана Калиты в частности. Он лишь повторил найденное Карамзиным определение князя Ивана как «Собирателя земли Русской» и отметил вслед за летописью, что Калита «избавил Русскую землю от татей». Некоторые новые мысли о Калите высказал Н. И. Костомаров в своем известном труде «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей». Он отметил необычайно крепкую для князей того времени дружбу Юрия и Ивана Даниловичей, а о самом Калите сказал так: «Восемнадцать лет его правления были эпохою первого прочного усиления Москвы и ее возвышения над русскими землями». При этом Костомаров не удержался от повторения созданного Карамзиным стереотипа: Калита был «человек характера невоинственного, хотя и хитрый».

Знаменитый ученик Соловьева В. О. Ключевский был большим любителем исторических парадоксов. В сущности, вся история России представлялась им как длинная цепь больших и малых парадоксов. «Условия жизни, – говорил Ключевский, – нередко складываются так своенравно, что крупные люди размениваются на мелкие дела, подобно князю Андрею Боголюбскому, а людям некрупным приходится делать большие дела, подобно князьям московским». Эта посылка о «людях некрупных» и предопределила его характеристику Калиты. По Ключевскому, все московские князья, начиная с Калиты, – хитрые прагматики, которые «усердно ухаживали за ханом и сделали его орудием своих замыслов ».

Итак, к созданному Карамзиным портрету льстеца и хитреца Ключевский добавил еще пару темных мазков – скопидомство и посредственность. Возникший в итоге малопривлекательный образ благодаря его художественной выразительности и психологической достоверности стал широко известен. Он был запечатлен в памяти нескольких поколений русских людей, обучавшихся по гимназическому учебнику истории Д. И. Иловайского.

Развенчание и охуление Ивана Калиты в конце концов вызвало законный вопрос: да мог ли столь низменный человек исполнить столь великую историческую задачу, как основание Московского государства? Ответ напрашивался двоякий: либо он и не был основателем, либо созданный историками образ Калиты недостоверен.

Девять десятых всех сведений, которыми мы располагаем об Иване Калите, дают летописи. Эти странные литературные произведения, где есть только два действующих лица – Бог и человек, никогда не заканчивались. Каждое поколенье рукою книжника-монаха вписывало в них новые страницы. В летописи удивительным образом соединяются противоположные начала: мудрость веков – и почти детская наивность; сокрушительное течение потока времени – и несокрушимость факта; ничтожество человека перед лицом Вечности – и его же безмерное величие как «образа и подобия Божия». На первый взгляд летопись проста и незатейлива. Погодное изложение событий в виде кратких сообщений иногда прерывается вставками – самостоятельными литературными произведениями, дипломатическими документами, юридическими актами. Но за этой внешней простотой скрывается бездна противоречий. Во-первых, летописец видит события и изображает их «со своей колокольни»: с точки зрения интересов и «правды» своего князя, своего города, своего монастыря. Под этим слоем бессознательного искажения истины – еще один: искажения, которые возникли при составлении новых летописей на основе старых. Обычно новые летописи (точнее, летописные «своды») составляли по случаю каких-то важных событий. Составитель новой летописи («сводчик») редактировал и по-своему компоновал содержание нескольких летописей, находившихся в его распоряжении, создавал новые текстовые комбинации. Поэтому порядок событий в тексте летописной годовой статьи не всегда соответствует их реальной последовательности. Наконец, летописцы всегда были очень кратки в своих сообщениях и описывая событие, не сообщали его причин.

Подводя итог утратам и проблемам , отметим главное: наши знания об Иване Калите и его времени обрывочны и фрагментарны. Его портрет – словно древняя фреска, израненная временем и скрытая под толстым слоем поздней масляной живописи. Путь познания Ивана Калиты есть путь кропотливой реставрации. Но вместе с тем это и путь самопознания. Ведь мы имеем дело со строителем Московского государства, чья рука навсегда оставила свой след на его фасаде.

Нельзя Ивана Калиту оценить только с негативной точки зрения, потому что в конце жизни он принял монашеский постриг и написал завещание, проанализировав которое, можно сделать вывод о моральных качествах правителя: смирении, доброте. Именно Калита стал основателем московской «большой политики», определил ее принципы, цели и средства. Он дал политический наказ своим сыновьям – сохранить любыми средствами ту «великую тишину», под покровом которой шло медленное «собирание Руси» вокруг Москвы. Две составляющие этой «великой тишины» – мир с Ордой и мир с Литвой.

В летописном сообщении о кончине князя Ивана сквозь обычную риторику некролога пробивается искреннее чувство осиротелости. «…А на площади у храма теснился плачущий, перепуганный московский народ, потерявший своего защитника и предводителя».