Развитие японии в новое время. Япония в эпоху раннего нового времени. «Страны Азии, Африки и Латинской Америки»

Современная Япония расположена на островах площадью примерно 400 тыс. км 2 . Большая ее часть (до 80 %) покрыта горами. Страна является одной из самых однородных по национальному составу в мире: основу нации (99 %) составляют японцы.

До второй половины XVI в. Япония находилась в состоянии политической раздробленности. К 1580 г. один из видных по­литических деятелей Японии Ода Нобунага (1534 -- 1582) завла­дел половиной провинций и провел там реформы, способствовав­шие ликвидации раздробленности. Окончательное объединение произошло при Тоётоми Xuдэёcu (1536- -1598). Земля была закреплена за крестьянами, способными платить государственные налоги, был усилен контроль за города­ми и за торговлей в них.

После смерти Тоётоми Хидзёси власть перешла к одному из его сподвижников Токугава Иэясу, который в 1603 г. провоз­гласил себя сегуном (великим полководцем). С этого времени и до 1868 г. Японией управляла династия клана Токугава. Так как Токугава не имели легальных прав управлять стра­ной, то их главной заботой было сохранение власти. В Японии стала проводиться политика жестокой деспотии. Сразу же по­сле объединения страны Токугава Иэясу уничтожил наиболее видных соперников. В 1634 г. сегун заставил князей поселить их семьи в столице Эдо (ныне Токио). При малейшем подозре­нии в измене князя его семья уничтожалась.

При Токугаве была проведена реформа, в результате кото­рой были строго определены сословия: самураи - - си, крестьяне - - но , ре­месленники - - ко и торговцы - - сё. Жизнь каждого сословия была строго регламентирована. Так, самураям запрещалось заниматься деятельностью, не относящейся к военной службе. Специаль­ный закон определял все стороны крестьянской жизни, начиная от работ в поле и заканчивая устройством жилища. В то же время японские крестьяне являлись лично свободными и счи­тались арендаторами своих наделов. За это они выплачивали князьям арендную плату в размере 50 % урожая.

До утверждения сёгуната Токугавы наиболее распро­страненными религиями в Японии были буддизм и синто (путь богов). Однако эти религии не устраивали сегунов, так как не соответствовали их идеалам и целям. Поэтому в стране возро­ждается конфуцианство, которое становится официальной идеологией. Конфуцианство проповедовало преданность старшим, ценило умеренность и экономию, высоко ставило школу и учебу. В то же время следует отметить, что японцы могли одновременно исповедовать и другие религии: они отличались веротерпимостью, хотя и принима­ли только те религии, которые не ломали традиционные ус­тои и сложившийся образ жизни.

Объединение страны привело к укреплению японской эко­номики. Прекращение междоусобиц, временное снижение арендной платы дали толчок развитию сельского хозяйства. В XVII в. обрабатываемые площади увеличились на 100 %, а урожай вырос на 50 %. Ускорились темпы развития ремесла, оживилась торговля. В стране появились первые мануфактуры.


Однако уже в XVIII в. в Японии начался экономический кризис. Замедлился, а затем прекратился рост производства, в деревне началось скрытое обезземеливание крестьян. Происхо­дит процесс разрушения сословных границ. Крестьянство по­степенно распадалось на зажиточную сельскую верхушку и ог­ромную массу малоземельных арендаторов и пауперов. Разложение охватило и сословие самураев, которые все чаще переходили к невоенным видам деятельности. Рядовые самураи становились врачами или учителями. Часть князей из-за со­кращения доходов от ренты начали создавать мануфактуры и торговые дома. Одновременно ростовщики и торговцы, кото­рые ранее относились к презираемым сословиям, получили право покупать самурайские титулы.

1. Особенности государственного устройства Японии в эпоху Нового времени.

2. Основы японского права в Новое время. Конституция 1889 г. и ее значение для последующего генезиса государственно-правовой системы страны.

Становление буржуазного государства, начавшееся во второй половине ХIХ в. в Японии, в ходе которого абсолютистская монархия превращалась в дуалистическую монархию буржуазного типа, не было связано с победоносной буржуазной революцией.

Япония до ХIХ в. была феодальной страной. С ХV в. в стране утвердилась экономическая иполитическая самостоятельности владетельных князей - представителей крупных феодальных домов - даймё (“большое имя”), которые номинально признавали власть центрального военно-олигархического правительства, возглавляемого сёгуном (“великим полководцем). Первый сёгунат, приведший к отстранению от управления японского императора, который сохранял лишь религиозно-ритуальные функции, был установлен в Японии еще в ХII в.

Определенной централизации государственной власти добились сёгуны из династии Токугава. Тогда же законченные формы приобрело в Японии и сословное деление, выраженное формулой “си-но-ко-сё» : самураи, крестьяне, ремесленники, торговцы.

В ХVIII в., по мере развития ремесленного производства, домашней мануфактурной промышленности, феодальное сословие торговцев, занимающее самую низшую ступень феодальной лестницы, начало играть все более важную роль. Следствием развития товарно-денежных отношений стало разложение самурайского сословия, подпадающего под все большую зависимость от растущего торгово-ростовщического капитала.

В 1868 г. произошли события под названием “реставрации Мэйдзи” . Их политическим результатом стало свержение сёгуна и восстановление власти японского императора в форме абсолютной монархии.

Требования “реставрации Мэйдзи”, соответствующие ранним этапам социальной, буржуазной по своей сути революции.

Самураи - “дворянские революционеры” необходимость “возрождение единства страны” связывали с созданием сильного централизованного государства. Единственный путь к этому - проведение буржуазных по своему характеру реформ. Лозунги устранения власти сёгуна и восстановления власти императора, имеющей традиционное религиозное обоснование, становятся общей идейной платформой, на которой и происходит объединение реформаторских сил.

Переворот 1868 г. в Японии носил мирный, бескровный характер. Он был осуществлен без непосредственного участия народных масс.

70 - 80-х гг. ХIХ в. – период буржуазных реформ, главная задача которых укрепление страны в экономическом ивоенном отношении. В 1872-1873 г.г. проводитсяаграрная реформа , которая привела к ликвидации феодальных прав на землю и имела далеко идущие социальные последствия. Земля превратилась в отчуждаемую капиталистическую собственность. Аграрная реформа привела к укреплению позиций “новых помещиков”, новой денежной знати, состоящей из ростовщиков, рисоторговцев, сельских предпринимателей, зажиточной сельской верхушки, сконцентрировавших землю в своих руках. В то же время она больно ударила по интересам мелких землевладельцев-крестьян, привела к массовому разорению крестьян, росту числа крестьян-арендаторов, эксплуатируемых с помощью рычагов экономического принуждения.


Реформа имела и важные политические последствия. «Новые помещики» становились опорой абсолютистского правительства.

В 1878 году был введен закон о всеобщей воинской повинности. Самурайские формирования были распущены, армия Японии создавалась по европейскому образцу.

В 1872 году был принят закон о ликвидации старых званий, упрощавшее сословное деление на высшую знать (кидзоку) и низшее дворянство (сидзоку); все остальное население было отнесено к «простому народу».

Капиталистическому развитию страны способствовали и ликвидация всех ограничений на развитие торговли феодальных цехов и гильдий, тарифных барьеров между провинциям, упорядочение денежной системы. В 1871 г. были введены свободное передвижение по стране, а также свобода выбора профессиональной деятельности.

В русле революционных преобразований проходила и реформа японской школы, традиционной системы образования, открывшая двери для достижений западной науки. Заимствование чужеродных достижений культуры носило исключительно утилитарно-практический характер и не затрагивало духовных основ японского общества по принципу “японский дух и европейские знания”. В 1872 г. был принят закон о всеобщем образовании. Обучение оставалось платным, но закон послужил целям обеспечения развивающейся капиталистической промышленности и нового административного аппарата грамотными людьми.

70-80-е гг. XIX в. были отмечены дальнейшим ростом политической активности различных социальных слоев. Буржуазно-либеральная оппозиция организационно оформляется в политические партии. В 1881 г. была создана Либеральная партия (Дзиюто), которая представляла интересы помещиков, средних городских слоев и сельской буржуазии. К ним примыкали и умеренно настроенная часть крестьянства, мелкие собственники. Партия конституционных реформ (Кайсинто), в которую вошли представители средних слоев, буржуазии, интеллигенции, созданная в 1882 г., стала другой умеренной партией оппозиции.

Политические программные требования у обеих партий были почти одинаковы: введение парламентских форм правления, политических свобод, местного самоуправления, ликвидация монополии в управлении страной узкого круга бюрократии и самурайства. Они дополнялись экономическими требованиями снижения налогов, пересмотра неравноправных договоров с западными странами, укрепления позиций японской буржуазии за счет развития внешней торговли, проведения денежной реформы и пр.

На требования оппозиции правительство отвечает созданием правительственной Конституционно-императорской партии (Мэйсэйто), деятельность которой была направлена на то, чтобы ограничить будущие конституционные реформы угодными ему рамками.

Конституция 1889 г . Во исполнение обещания император “дарует” в 1889 т. своим подданным Конституцию, отменить или изменить которую мог только он сам.

Новая Конституция (а также ее официальный комментарий), представляла собой умелое переложение принципов, заимствованных из западных конституций (и, прежде всего, прусской Конституции 1850 г.), на основополагающих началах тэнноистской идеологии. Согласно ст. 1, в Японской империи царствует и ею правит император, принадлежащий к “единственной и непрерывной во веки веков” династии.

Особа императора объявлялась “священной и неприкосновенной”. Император как глава государства имел право объявлять войну и мир, заключать договоры, созывать и распускать парламент, руководить вооруженными силами, жаловать дворянство и пр. Законодательная власть, согласно Конституции, также вверялась “императору и парламенту” (ст. 5). Император утверждал законы и предписывал их исполнение. На основании ст. 8 конституции императорские указы, изданные в случае “настоятельной необходимости поддержания общественного порядка”, во время перерывов в работе парламента имели силу закона. Эти указы и появлялись, как правило, во время парламентских каникул, которые длились 9 месяцев в году. Императору также принадлежало право введения в стране осадного положения.

Министры, как и все высшие должностные лица, не только назначались императором, но и были ответственны перед ним. Их деятельность рассматривалась как служение императору - сакральному центру конституционного порядка. Сам же император был ответственен только перед Богом, чему противоречило, на первый взгляд, требование Конституции осуществлять им свою власть “в соответствии с Конституцией” (гл. 4). Видимость этого противоречия устранялась главным конституционным постулатом, что сама конституция - “божественный дар” императорского самоограничения, предоставления императором некоторых прав парламенту, правительству, подданным. Конституция и построена по этой концептуальной схеме самоограничения, путем перечня прав парламента, правительства, а также прав и свобод подданных.

Парламент, наделенный по конституции законодательными правами, состоял из двух палат: палаты пэров и палаты представителей. Каждая палата имела право выступать с представлениями правительству, “касающимися законов и другого рода предметов”, но ст. 71 Конституции запрещала парламенту какие-либо обсуждения относительно изменений в статусе императорского дома. Для решения вопросов в палатах требовалось абсолютное большинство голосов.

По избирательному закону 1890 г. нижняя палата избиралась на основе высокого (в 25 лет) возрастного ценза, а также имущественного ценза (15 иен прямого налога) и ценза оседлости (1,5 года). Женщины и военнослужащие не получили избирательных прав. Избирательным правом, таким образом, пользовалась незначительная часть населения Японии, около 1%. Членами верхней палаты были принцы крови, представители титулованной аристократии, крупные налогоплательщики и лица, имеющие “особые заслуги” перед императором. Срок полномочий нижней палаты определялся в 4 года, верхней - в 7 лет. Министры были призваны лишь “подавать совет императору”. Института “вотум недоверия” Конституция не знала.
Парламентский контроль выражался только в праве запроса правительству не менее чем 30 депутатами, при этом министры могли уклоняться от ответа на запрос, который мог быть отнесен к разряду “секретных’. Отсутствовал фактически у японского парламента и такой мощный рычаг давления на правительство как контроль над финансами, так как конституция не предусматривала ежегодного парламентского вотирования бюджета. В случае отклонения бюджета парламентом правительство могло применить бюджет предыдущего года. Кроме того, ст. 68 Конституции предусматривала постоянный расходный фонд, утверждаемый на несколько лет, а также денежные суммы “для осуществления правомочий самого императора” и для расходов, “связанных с обязательствами правительства”. Расходы правительства без согласия парламента могли быть узаконены и самим императором.

В Конституции нашла отражение самостоятельная роль военщины, правящей монархической бюрократии. Это выражалось в привилегированном положении таких звеньев государственного аппарата, как Тайный совет, Генро (совет старейшин), Министерство двора, в ведении которого находились огромные земельные владения императора, а также руководящей верхушкой армии. Тайный совет был независим как от парламента, так и от кабинета министров. Внеконституционный орган Генро, оказывавший рёшающее влияние на политику страны в течение полувека, состоял из пожизненно занимающих свои места представителей знати.

Специальный раздел Конституции был посвящен правам и обязанностям японских подданных(платить налоги и нести военную службу), которые носили формальный характер.

Формальное закрепление буржуазно-демократических прав и свобод не могло изменить сугубо консервативного характера Конституции 1889 г., но Конституция стала шагом вперед по пути крайне ограниченной демократизации японского общества. Вместе с утверждением представительного органа, провозглашением буржуазно-демократических прав и свобод она способствовала становлению фактически новой переходной формы японского государства от абсолютной к дуалистической монархии, в рамках которой в последующие десятилетия не только консервировались феодальные пережитки, но и происходило стремительное развитие японского капитализма.

Создание судебной системы . Конституция 1889 г. определила лишь общие принципы будущей перестройки судов в Японии, формально установив несменяемость и независимость судей. Компетенция общих судов была ограничена, они не могли рассматривать жалобы на действия администрации. Конституция предусматривала создание особых, административных судов, деятельность чиновников была выведена за рамки судебного контроля. Право амнистии принадлежало императору, так же как и замена наказания по суду.

С 1872 года в суды стали допускаться представители прессы, были запрещены пытки при разрешении гражданских дел, формально уничтожены сословные различия, запрещена кровная месть. В 1874 г. ограничиваются, а затем полностью запрещаются пытки в уголовном судопроизводстве.
В 1890 году на основе Закона об организации судов происходит упорядочение судебной системы Японии, создаются местные окружные, апелляционные судебные инстанции. Из судей апелляционных судов и Большого суда правосудия образовались коллегии административных судов.

Законом предусматривалось также Создание Высшего публичного департамента прокуратуры. В 1893 году был принят Закон об адвокатуре. Адвокаты стали участвовать в работе суда. Адвокатский корпус находился под жестким контролем, как министра юстиции, так и прокуратуры. Адвокаты также подпадали под юрисдикцию дисциплинарных судов. Несмотря на все эти нововведения “правоохранительная система» Японии еще долго оставалась репрессивным придатком имперской власти.

Министерство образования Украины

Реферат

на тему:

«Страны Азии, Африки и Латинской Америки»

подтема:

«Япония»

Подготовили

ученицы 10-1 класса

ХФМЛ№27:

Теплова А.

Проверила:

Хуснутдинова Татьяна

Леонидовна

Харьков

1. Последствия Первой мировой войны для Японии.

Объявляя в августе 1914 г. войну Германии, Японская империя строила планы расширения зоны своего влияния в Китае и на Дальнем Востоке, а также получения немецких владений в зоне Тихого океана. На втором году войны Япония предъявила Китаю «21 требование», удовлетворение которых фактически превратило бы эту страну в ее вотчину. Цели относительно Китая и Тихого океана были частично достигнуты. Что же касается дальневосточного региона России, то реализовать задуманное не удалось по причине неудачной интервенции в охваченную гражданской войной страну.

По древней японской традиции, колонну солдат, отправлявшихся на войну, возглавлял воин, несущий на плече исписанную иероглифами увеличенную до двух метров копию «самодзи» - круглой лопатки для раскладывания риса в тарелки. Такими «лопатами» японские генералы надеялись «черпать» богатые трофеи на полях битв Первой мировой войны. Однако их постигло глубокое разочарование - Вашингтонская мирная конференция 19211922 гг. провозгласила политику «открытых дверей» (равных возможностей для всех стран) в Китае. И хотя Японии было предоставлено право размещения на Тихом океане третьего по мощности (после США и Великой Британии) военно-морского флота водоизмещением в 315 тыс. тонн, она считала себя несправедливо обойденной западными государствами, прежде всего Соединенными Штатами.

Экономическая нестабильность в послевоенной Японии послужила причиной социальных волнений, наиболее крупными из которых были «рисовые бунты» 1918 г., когда около 10 млн человек протестовали против спекулятивных цен на рис - главный продукт питания японцев.

Как и в большинстве азиатских государств, армия в Японии принадлежала к элите общества, имела значительный авторитет и определенную автономию относительно парламента. Высшее армейское командование использовало акции недовольства с целью пробуждения «самурайского духа» и милитаристских настроений, распространяя среди японцев мнение, что послевоенные трудности вызваны несправедливым отношением к Японии ее бывших партнеров по антинемецкой коалиции.

Хирохито регент, а с 1926 г. император Японии после поездки в Европу (1921) в политической жизни страны видел себя в роли конституционного монарха по образцу Великой Британии, Бельгии, Голландии и Италии. Он предпочитал не вмешиваться в отношения армейской верхушки и парламента, балансируя между этими двумя силами.

Бремя послевоенных трудностей легло на плечи правительства премьер-министра Такаши Хары (1856-1921). Своей главной целью он видел лишение влияния олигархов, чрезмерно усилившихся в эпоху «реставрации Мейдзи», и укрепление роли политических партий в общественной жизни. Будучи непревзойденным мастером партийного строительства и знатоком бюрократического партийного механизма, Т. Хара сумел заручиться поддержкой влиятельных японских бизнесменов. Посредством умело выстроенных политических интриг, он создавал все условия для того, чтобы партии смогли стать преемниками власти бюрократии и старой политической элиты.

Невзирая на неблагоприятные внутренние и внешние факторы, Т. Харе удалось стабилизировать экономику, демократизировать общество, обеспечить расцвет интеллектуальной и культурной жизни страны. Однако посягательство на власть бюрократии не сошло ему с рук - в ноябре 1921 г. Т. Хара был убит правым террористом.

2. Милитаризация страны.

После гибели Т. Хары активизировались милитаристские партии и организации Японии. Спекулируя на самурайских традициях, они ставили целью восстановление внешней экспансии империи. В 1927 г. премьер-министр Танака прислал императору тайный план («меморандум Танаки») вытеснения США с Тихого океана и экспансии на Дальний Восток.

Милитаристские настроения весьма удачно для их организаторов накладывались на проявления в Японии мирового экономического кризиса, еще в 1927 г. охватившего финансовую систему страны. К лишениям и нищете большинства населения, в особенности сельского, прибавился невиданный ранее крах банков, разрушивший нормальную деятельность всей экономики.

Период постепенного укрепления экономики сменился инфляцией, снижением цен на сельскохозяйственную продукцию, разрушением товарного рынка, безработицей.

Экономический кризис существенным образом обострил политические противоречия в обществе. Японские военные, в особенности после подписания в 1930 г. Лондонского морского договора, дополнившего решения Вашингтонской конференции, спекулировали на тех временах, когда безопасность японских интересов и колониальных войск в заморских владениях была безоговорочной.

Теперь же, убеждали они сограждан, в условиях навязывания Японии «несправедливых» договоров следует наращивать военные силы для «восстановления справедливости» и дезориентировать западную дипломатию относительно действительных намерений Японии на международной арене.

В 1928 г. почти одновременно с принятием «Закона об общих выборах», согласно которому количество избирателей, составлявшее 3 млн, увеличилось до 12,5 млн человек, был принят «Закон об охране общественного порядка», предусматривавший до десяти лет тюремного заключения за «антимонархическую» и «антигосударственную» деятельность. Под эти формулировки можно было подвести любые проявления недовольства официальной правительственной политикой.

Идеологическим прикрытием нагнетания милитаристских настрое-ний служила идея божественного происхождения Японии. Школьникам рассказывали, что их родина священная земля, которой искони управляют потомки мифического императора Дзимму. На школьной карте «Соседи Японии» столицу Токио опоясывали пять кругов, обозначающих этапы экспансии Японии. Первый круг охватывал собственно Японию, второй тихоокеанские острова, Корею, Маньчжурию и часть Монголии, третий Северный Китай и часть российской Сибири, четвертый - остаток Китая, Индокитай, Борнео и Гавайские острова, пятый - западное побережье США и Канады, Австралию.

Политика правительства представителя партии Минсэйто Осаши Хамагучи (19291931), направленная на выведение экономики из кризиса, не отличалась оригинальностью. Ее действия ограничивались призывами экономить, вести аскетический образ жизни и т. п. Неспособность правительства справиться с проблемами внутренней жизни страны и беспомощность премьера вызывали негодование общественности. Активизировавшиеся на этом фоне крайне правые партии с их призывами к установлению «сильной» власти и наступательной внешней политике завоевали симпатии в среде молодых офицеров, политиков, ученической и студенческой молодежи, воспитанной на самурайском романтизме, а также уголовных элементов.

Спекуляция социальными проблемами, обращение к самурайскому прошлому и террор стали неотъемлемой составляющей действий милитаристов. В 1932 г. группа молодых офицеров организовала мятеж с целью установления в стране военной диктатуры. Попытка оказалась неудачной, однако способствовала увеличению финансовой помощи милитаристам со стороны крупного японского бизнеса, прежде всего связанного с производством оружия. Особым расположением они пользовались у руководителей дзайбацу - крупных трестов и концернов, контролировавших такие ключевые секторы экономики, как тяжелая промышленность, транспорт, торговля, финансы. Объединения «Мицуи», «Мицубиси», «Ниссан», рассчитывая на прибыли от будущих колониальных завоеваний, не жалели средств на поддержку милитаристских националистических организаций и групп.

Претендующие на роль объединительного звена всех азиатов против Запада милитаристские силы Японии прилагали усилия для пропаганды идеи превосходства азиатской расы в заграничной части Азии. В 1934 г. в Японии было основано объединение «Дай-Айя-Киотай», главными задачами которого стали пропаганда японской культуры и языка на Азиатском континенте, распространение торгового влияния Японии, «освобождение» других азиатских народов под протекторатом Токио. Особое значение организация придавала идеологическому воспитанию молодежи, объединенной в отдельный союз «Молодая Азия».

Милитаризация политического климата 30-х годов достигла кульминации в 1936 г. во время так называемого инцидента 26 марта. В этот день группа молодых офицеров осуществила попытку уничтожить правительственный кабинет и захватить власть в стране. Мятеж был подавлен, однако отныне в Японии существовал могущественный блок гражданской власти с высшим армейским командованием. Это были люди, пользовавшиеся поддержкой деловых кругов, средств массовой информации, чиновников. Они готовили нацию к экспансии в Азию и тотальной (всеобщей) войне против Запада, свидетельством чего послужил выход Японии из Лиги Наций и агрессивные акции на международной арене

3. Демократическое движение.

Естественно, что в странах с тоталитарным или авторитарным устройством демократические силы вынуждены действовать в крайне сложных условиях. В подобной

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Япония государство Востока в эпоху Раннего Нового времени Презентация по истории выполнила ученица 7 «А» класса Хук Ань Чам МБОУ СОШ №65

2 слайд

Описание слайда:

Япония в XVI веке В традиционной японской историографии, принятой и европейской исторической наукой, XVI век делится на две неравные части. Его первые три четверти (до 1573 года) относятся к периоду Асикага, то есть времени, когда у власти находились сегуны из дома Асикага1, правление которых началось еще в 1334 году; последняя четверть XVI столетия обозначается как период Момояма, продолжавшийся до 1615 года, времени окончательного утверждения у кормила власти сегунов из дома Токугава.

3 слайд

Описание слайда:

На рубеже XV и XVI веков Япония находилась в состоянии глубокого кризиса. Междоусобные феодальные войны, начавшиеся в 60-х годах (так называемые войны годов Онин, 1467-1477), были началом почти столетнего периода "Смутного времени" (Сэнгоку дзидай), когда в стране фактически не было единой власти. К концу XV столетия Япония занимала территорию, почти равную современной, за исключением северного острова Хоккайдо и южных островов Рюкю. Население ее составляло около 16-17 миллионов2. В тот период по сравнению с соседними государствами - Китаем и Кореей - Япония была не только слабой в политическом отношении, но и экономически более отсталой страной. А в XVII столетие она вступала как мощное централизованное государство, экономика которого была значительно упорядочена и переживала большой подъем. За это время произошли существенные изменения и в социальной структуре японского общества, во влиянии и взаимоотношениях различных слоев населения. Все это отразилось на сфере духовной культуры, внутренние процессы развития которой значительно усложнились. Как отмечают историки, основой всех изменений в Японии XVI века был переход к новой системе землевладения и создание крупных феодальных княжеств, иногда объединявших несколько провинций3. Владельцами почти всех земель стали представители верхушки военного сословия - князья даймё (дословно "большое имя")4. В ожесточенной борьбе друг с другом они увеличивали свои владения, и процесс этот продолжался до середины XVI века. Не подчинявшиеся центральной власти, даймё были заинтересованы в увеличении собственных доходов, а следовательно, в развитии экономики своих княжеств. Кроме выращивания риса, основной сельскохозяйственной культуры Японии, они поощряли ремесла и торговлю, строили дороги, корабли для каботажного плавания и экспедиций в соседние страны. Столицы княжеств постепенно становились не только административными и хозяйственными, но и культурными центрами.

4 слайд

Описание слайда:

Период Дзёмон Около 10 тысяч лет до н. э. завершилась эпоха ледников, с таянием которых поднялся уровень мирового океана. Благодаря этому образовался Японский архипелаг. В результате потепления и изменения движения морских течений японские степи времен палеолита заросли густым лесом. Примерно в это же время на Японские острова переселилась новая группа людей из Юго-Восточной Азии. Представители этой группы хорошо разбирались в судостроении и морской навигации. Вероятно, их каноэподобные лодки-долблёнки были принесены к японским берегам тёплым океанским течением Куросио. Новоприбывшие юго-восточные азиаты смешались с потомками палеолитической популяции Японского архипелага. Благодаря изменению климата японская флора и фауна кардинально изменились. Северо-восточная часть архипелага была покрыта дубовыми и хвойными лесами, а юго-западная - буковыми и субтропическими. В них жили большие кабаны, олени, дикие утки, фазаны. В морях и океане водились бониты, красные пагры, морские судаки. Побережья Хоккайдо и региона Тохоку были богаты лососем и форелью. Благодаря таким природным богатствам жители Японских островов не нуждались в крупномасштабном сельском хозяйстве или скотоводстве, оставаясь примитивным обществом охотников-собирателей. Около 10 тысяч лет назад древние японцы начали изготавливать керамические изделия, которые считаются одними из старейших в мире. Среди керамики того времени преобладала кухонная посуда в виде глубокодонных кувшинов для хранения продуктов, жарки и варки пищи. Характерной особенностью этих изделий был «шнурковый орнамент», который по-японски называется дзёмон. Подобный орнамент наблюдался на островной посуде до середины II века до н. э., что позволило археологам называть японскую культуру времен неолита «культурой Дзёмон», а время её доминирования на Японском архипелаге - периодом Дзёмон. В неолите древние японцы перешли к оседлому образу жизни, формируя небольшие поселения в 20-30 человек на невысоких холмах. Типичным жильём были землянки и полуземлянки. Вокруг поселения находились мусорные кучи, которые одновременно служили местом захоронения умерших. Среди поселений той эпохи выделяется стоянка Саннай-Маруяма в современной префектуре Аомори, датируемая V веком до н. э. и содержащая остатки большого посёлка на 100-200 человек. Основой хозяйства жителей были охота и собирание плодов растений. Существовало половое и возрастное разделение труда. Наряду с промыслами древние обитатели архипелага занимались примитивным разведением каштанов, бобовых, гречихи, а также культивацией устриц. Около IV-III века до н. э. они освоили примитивное суходольное рисоводство. Религиозным представлениям были присущи анимизм и тотемизм. Также они изготавливали из глины женские фигурки догу и поклонялись силам Земли, символам рождения и жизни.

5 слайд

Описание слайда:

Период Яёй Хотя рисоводство было известно в Японии ещё в эпоху Дзёмон, крупномасштабное заливное рисоводство с использованием ирригации появилось на островах в 1 тысячелетии до н. э., путём заимствования с континента. Местом нововведений был север острова Кюсю, откуда эта культура распространилась в другие районы архипелага. С приходом заливного рисоводства люди, проживавшие до этого на небольших холмах, переселились на равнины и долины рек. Были созданы первые сельские общины мура, члены которых занимались созданием и поддержкой заливных полей. Появились новые орудия труда, такие как каменный нож-серп, а также новые типы зданий для хранения зерна - амбары на подпорках. Члены общины начали проводить праздники и молебны за богатый урожай. Сформировался новый сельскохозяйственный ритуал и календарь. Вместе с рисоводством в Японию с материка попала культура обработки металлов - меди, бронзы и железа. До I век до н. э. японцы импортировали готовые товары, но впоследствии наладили своё металлургическое производство. Среди основных бронзовых изделий были мечи, копья и гэ, а также зеркала и колокола дотаку. С распространением железных орудий во II веке н. э., бронзовое оружие превратилось в предметы культа. Также в начале 1 тысячелетия до н. э. на Японском архипелаге начали изготавливать керамические изделия нового стиля, который походил на континентальный. Их особенностью был красноватый цвет, отсутствие узора и богатство видов посуды. Вероятно, реформа керамики была связана с распространением рисоводства. Такая посуда впервые была найдена в посёлке Яёй, по имени которого новая керамическая культура получила название «культуры Яёй». Время господства этой культуры на Японских островах с 1 тысячелетия до н. э. по III век н. э. называется периодом Яёй. Благодаря рисоводству население Японии возросло. Это способствовало налаживанию отношений между общинами, однако нередко провоцировало конфликты, особенно за контроль над ресурсами - землей и водой. Со II века до н. э. большинство поселений были уже окружены рвами и деревянным частоколом. Среди населения выделялись вожди, которые сосредоточили в своих руках религиозную и военную власть. Селения нередко объединялись в союзы - первые японские прото-государственные образования. Одним из самых укреплённых поселений-общин периода Яёй была стоянка Ёсиногари в префектуре Сага, которая свидетельствует о высоком уровне организации древних японцев.

Постепенно элементы элитарной культуры начали проникать в культуру народную. Из-за опустошения столицы войнами много аристократов и монахов покидали её, неся киотоские обычаи и знания в регионы. При провинциальных храмах стали открываться школы для детей знати и крестьянства. В литературе появился новый вид коллаборативной поэзии рэнга и жанр иллюстрированных рассказов отогидзоси. Японские кулинары впервые начали широко использовать соевый соус и приправу мисо. В городках и сёлах традиционным стало торжественное проведение праздников мацури и танцев, например, на праздник Обон.

В XV веке в Западной Европе началась эпоха великих географических открытий. Через сто лет её жители - купцы, миссионеры и военные - стали проникать в Восточную Азию. В 1543 году первые европейцы добрались до японского острова Танэгасима. Они передали островитянам огнестрельное оружие, производство которого было вскоре налажено по всей Японии. В 1549 году в город Кагосима прибыл иезуит Франциск Ксаверий, который впервые познакомил японцев с христианством. В течение века Японию посещали португальские и испанские купцы, которые выполняли рольпосредников в восточноазиатской торговле, обменивая китайские и европейские товары на японское серебро. Поскольку европейцы прибывали из южных колоний, японцы называли их «южными варварами».

Самурайские землевладельцы Западной Японии были заинтересованы в торговле с иностранцами, а потому с радостью принимали миссионеров и купцов, иногда даже принимали христианство. Так, первый землевладелец-христианин с острова Кюсю, Омура Сумитада, жаловал Обществу Иисуса город Нагасаки, который впоследствии стал японским «окном в Европу». При содействии местных властителей иезуиты открыли церкви в Ямагути, Киото, Сакаи и других японских городах. На конец XVI века в стране насчитывалось около 300 тысяч христиан. Самые влиятельные из них отправились в 1582 году в первое японское посольство к Папе Римскому, которое было с большими почестями принято в Европе.

Объединение Японии

В первой половине XVI века на Японском архипелаге не утихали междоусобицы самурайских родов. Когда раздроблённость страны стала нормой общественно-политической жизни, появились силы, которые попытались восстановить былое единство. Их возглавил Ода Нобунага, владелец небольшой, но зажиточной провинции Овари. Используя сёгуна, он захватил в 1570 году столицу Киото и за три года ликвидировал бессильный сёгунат Муромати. Благодаря протекции христианства и массовому использованию огнестрельного оружия, Нобунага за 10 лет сумел покорить столичный регион Кинки и всю Центральную Японию. Он постепенно реализовывал план объединения «Поднебесной»: беспощадно подавлял светские и буддийские децентрализующие силы, способствовал восстановлению авторитета императорского дома и поднимал разрушенную войнами экономику.

В 1582 году Нобунага пал от руки своего генерала, так и не сумев воплотить свои замыслы. Однако объединительный курс продолжил один из его талантливых подчиненных - Тоётоми Хидэёси. Он победил оппозицию старейшин покойного сюзерена и ликвидировал независимые родовые государства провинциальных властителей. В 1590 году Япония окончательно была объединена силами Хидэёси, который стал единолично управлять страной. По его указаниям был составлен Всеяпонский земельный кадастр, который ликвидировал систему частных имений и определял уровень производительности земель. Земля передавалась крестьянам, которые должны были платить правительству дань в соответствии с этим уровнем. Хидэёси также провел социальную реформу, разделив население на военных администраторов и гражданских подданных путём конфискации оружия у последних. На склоне жизни Хидэеси начал гонения на христиан и войну с Кореей, которые стоили власти его потомкам.

Культура Момояма

Японскую культуру второй половины XVI - начала XVII века принято называть культурой Момояма, по названию одной из резиденций Тоётоми Хидэёси. Эта культура базировалась на идеях величия, богатства и власти. Наиболее характерными образцами их воплощения стали японские замки с величественными главными башнями в Адзути, Осаке, Момояме, Химэдзи и других городах. Внешне эти сооружения украшались позолотой, а внутри - картинами тогдашних первоклассных художников Кано Эйтоку, Кано Санраку, Хасэгава Тохаку и других. Замки превратились в театральные сцены для спектаклей но, куда приглашались известные актеры трупп Кандзэ и Компару, и комнаты для чайных церемоний, которые посещали мастера, такие как Сэн-но Рикю.

Среди простых людей, особенно в крупных городах, распространились гедонистические настроения и мода на всё яркое и новое. Именно в народной среде зародился «чудаковатый» танец кабуки, который впоследствии развился в отдельный вид театрального искусства. Вместе появился новый жанр рифмованной прозы дзёрури, который исполнялся под игру недавно пришедшего с Кюсю музыкального инструмента сямисэн.

Одной из главных черт культуры Момояма была её открытость к европейским воздействиям. Благодаря иезуитам в Японию попали новые знания в области астрономии, медицины, книгопечатания, морской навигации и живописи. Японцы настолько увлекались иностранным, что часто стали носить европейскую одежду и даже делали «южных варваров» темами своих картин и рассказов. Японский язык также обогатился рядом португальских и испанских слов.

«Мирное государство» периода Эдо. Третий сёгунат и политика «изоляции»

После смерти Тоётоми Хидэёси место всеяпонского лидера занял Токугава Иэясу. В 1600 году, заручившись поддержкой большинства знати, он разбил в сражении при Сэкигахаре оппозицию рода Тоётоми и за последующие 15 лет ликвидировал этот род. В 1603 году Иэясу получил от Императора должность сёгуна и основал новый сёгунат в городе Эдо. Время существования этого последнего самурайского правительства называют периодом Эдо (1603-1867).

В период господства сёгуната Япония была федерацией. Одна четвёртая часть всех земель страны принадлежала роду сёгунов Токугава, а остальные - трём сотням региональных властителей даймё. Последние делились на группы «родственников», «древних вассалов» и «новых вассалов», в зависимости от уровня зависимости от сёгуна. Все они имели собственные автономные уделы ханы, размер которых определяло центральное правительство. Для профилактики восстаний оно ограничивало политические права подчиненных «Законами для военных домов», а также истощало финансы их автономий обязательными командировками в правительственную резиденцию в Эдо. Сёгунат также конфисковал все земельные владения императорского двора, обязавшись содержать его за свой счёт.

В начале XVII века самурайское правительство было заинтересовано в контактах с европейскими странами и прекратило преследование христиан. Стремясь расширить международную торговлю и сосредоточить в своих руках львиную долю прибыли от неё, сёгунат внедрил в 1604 году лицензирование японских кораблей, которые отправлялись за границу, преимущественно в страны Юго-Восточно Азии. Однако противостояние в Японии протестантских Англии и Голландии с одной стороны и католических Испании и Португалии с другой, грозило втянуть японское правительство в конфликт этих государств. В связи с этим Япония повела курс на ограничение контактов с Европой и её колониями, впоследствии получивший название сакоку.

В 1614 году сёгунат запретил христианство, видя в нём инструмент иностранного политического влияния. Десятки тысяч японских христиан были репрессированы, а выезд японцев за границу, где они потенциально могли принять крещение, стал невозможным. Поэтому в 1637 году часть крестьян и самураев острова Кюсю, исповедовавших запрещённую религию, подняли антиправительственноевосстание в Симабаре. Сёгунат подавил его за год, и в 1639 году, чтобы окончательно уничтожить христианство, запретил всем европейским и американским судам прибывать в Японию. Исключение из этого правила составляла Голландия. её корабли, которые оказали помощь в расправе с повстанцами, получили монопольное право торговать на искусственном острове-резервации Дэдзима в Нагасаки.

В течение XVII - середины XIX века, несмотря на разрыв с Западом, Япония продолжала поддерживать дипломатические и торговые связи со своими традиционными партнерами: Китаем, Кореей, Рюкю. Правительство торговало с ними на Дэдзиме, Цусиме, Сацуме и юге Хоккайдо.

Социально-экономическое развитие

Японское общество периода Эдо было сословным и состояло из 4 больших групп: военных-самураев, крестьян, ремесленников и купцов. Страной руководили исключительно представители первого сословия. Вне сословной системы находились парии, которые занимались непрестижными работами: утилизацией отходов, уборкой, тюремной службой. Господствующими религиями были синто и буддизм. Существовала система регистрации населения при буддистских монастырях по месту жительства. Христианство было запрещено, поэтому его последователи находились в подполье. Роль официальной идеологии страны играло неоконфуцианство, которое приобрело особенно большое значение во времена правления Токугавы Цунаёси и период деятельности учёного Араи Хакусэки. Его изучали в Государственной академии, основанной Хаяси Радзан. Под влиянием неоконфуцианства оформился кодекс самурайской чести бусидо.

Японская экономика периода Эдо была полунатуральной. В стране были в обращении местные золотые и серебряные монеты, но налоги и зарплата уплачивались рисом. В этой связи важную роль играло село, основной поставщик риса и единица налогообложения. Японские сёла имели руководителей, но решение принимали коллегиально. На селе существовала система круговой поруки и взаимопомощи. Для сохранения села власти запрещали крестьянам продавать наделы и переселяться в города. Благодаря такой политике, в течение XVII века крестьяне увеличили площадь всех пахотных земель страны вдвое, изобрели новые орудия труда и стали выращивать технические культуры - коноплю, хлопок, чай, рапс и различные красители.

Развитие сельского хозяйства способствовало развитию промышленности и транспорта. Ведущими отраслями стали лесное хозяйство, солеварение, гончарство, изготовление товаров широкого потребления. Была налажена сеть морских и сухопутных путей, появилась Всеяпонская почтовая служба гонцов. В течение двух веков японское общество не знало социальных катаклизмов, поэтому период Эдо называют эпохой «мира Токугава».

Функцию центров политико-экономического и социально-культурной жизни Японии выполняли города. Крупнейшие из них были «столицами» тех или иных автономных владений и имели на своей территории замки. Самую многочисленную группу жителей городов составляли самураи. Их обслуживали ремесленники и купцы, которые назывались мещанами. Столицей Японии считалось Киото, главным городом правительства - Эдо, а самым мощным экономическим центром страны - Осака.