Презентация на тему макроэволюция и ее доказательства. Ископаемые переходные формы

Первая наша задача – сформировать понятие «макроэволюция» и сравнить с понятием «микроэволюция» (Слайды 3, 4)
Различие макроэволюции и микроэволюции:
Макроэволюция – надвидовая эволюция, приводит к образования таксонов более высокого ранга, чем вид (родов, семейств, отрядов, классов, типов и т.д.)
Микроэволюция – происходит внутри вида, внутри его популяции.
Макроэволюция происходит в исторически грандиозные промежутки времени и недоступна непосредственному изучению.
Сходство макро- и микроэволюции:
– В основе лежат процессы: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор, изоляции.
– Носят дивергентный характер.
Наука располагает множеством доказательств, свидетельствующих о реальности макроэволюционных процессов .
Группы доказательств эволюционного процесса: палеонтологические, эмбриологические, сравнительно-анатомические (морфологические),молекулярно-биологические и цитологические, биогеографические (Слайд 5)
Работа по терминами . (Слайды 6, 7)
Что изучают науки?
Палеонтология, эмбриология, сравнительная анатомия, молекулярная биология, биогеография
Что обозначают термины?
Онтогенез, филогенез, дивергенция, конвергенция, гомологичные органы, аналогичные органы, рудименты, атавизмы, эндемики, реликты
Учитель дает задания группам. (Презентация, Слайд 8)
Задания.
1. Используя учебник А.А.Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник «Общая биология» 10-11 кл § 61, (дополнительно) учебник Д.К. Беляева «Общая биология» 10-11 кл § 41 и материалы, лежащие на столах найти факты, доказывающие существование эволюционного процесса на нашей планете.
I группа – палеонтологические доказательства эволюции;
II группа – эмбриологические доказательства эволюции
III группа – сравнительно-анатомические доказательства эволюции;
IV группа – молекулярно-биологические и цитологические доказательства эволюции;
V группа – биогеографические доказательства эволюции.
2. Лидер каждой группы представляет наработки группы классу.
3. Работа группы оценивается в баллах (группы получают жетоны):
Учитель делает установку на заполнение таблицы.
(Слайд 9)
После каждого выступления группы учитель демонстрирует доказательства эволюции, используя УМК «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» и Презентацию и подводит итог работы группы.
Палеонтологические доказательства эволюции:
(УМК «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» Слайд 2-5, урок 7, Слайды 22-24);
– наличие ископаемых остатков;
– наличие переходных форм;
– наличие филогенетических рядов (лошади)
Эмбриологические доказательства эволюции:
(УМК «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» Слайды 6-8, урок 7);
– закон зародышевого сходства;
– биогенетический закон.
Сравнительно-анатомические (морфологические) доказательства эволюции: (Слайды 12-19)
– клеточное строение организмов;
– общий план строения позвоночных;
– наличие гомологичных и аналогичных органов;
– наличие рудиментов и атавизмов;
– наличие ныне живущие промежуточные формы
Молекулярно-биологические и цитологические доказательства эволюции: (Слайды 20-21)
– элементарный химический состав;
– строение и функции органических молекул;
– аккумулятор энергии – молекулы АТФ;
– генетический код (универсален);
– биосинтез белка;
– строение и функция органоидов клетки;
– деление клеток (митоз и мейоз).
Биогеографические доказательства эволюции. (Слайды 25-32)
А. Уоллес выделил 6 зоогеографических областей по распространению животных и растений на нашей планете.

Вопросы:

1. Почему флора и фауна Неарктической области (Северная Америка) и Палеоарктической области (Евразия) имеют много общего, хотя изолированы Беринговым проливом?
2. Почему флора и фауна Неарктической области (Северная Америка) отличается от Неотропической области (Южная Америка), хотя они соединены Панамским перешейком?
3. Почему флора и фауна Неотропической области (Южная Америка) и Эфиопской области (Африка) имеют много общего?
4. Почему только в Австралии существуют сумчатые животные?
5. Почему на Британских островах флора и фауна близка к материковой, а на острове Мадагаскар нет типичных для Африки крупных копытных, крупных хищников, высших обезьян?
Однако там много низших обезьян – лемуров, которые нигде больше не встречаются (эндемики).
Учитель: Особенность фауны и флоры островов свидетельствуют в пользу эволюции.
Вопрос: Почему океанические острова очень бедны, по сравнению с материковыми островами?
Являются результатом случайного занесения некоторых видов птиц, рептилий, насекомых, семян растений, спор, которые смогли преодолеть водные преграды и занестись с помощью ветра, воды, птицами. Представители таких видов, попавшие на океанические острова, получают широкие возможности для размножения.
Например, на Галапагосских островах из 108 видов птиц 82 и 8 видов рептилий эндемичны
На Гавайских островах 300 эндемичных видов улиток, принадлежащих к одному роду.
Распределение животных и растений по поверхности планеты и их группировка в биогеографические зоны отражает процесс исторического развития Земли и эволюции органического мира.
Вывод: (Слайд 33)
Чтобы доказать, подлинность эволюции живого мира на Земле, необходимо использовать данные разных наук.

Слайд 2

Цель урока: Доказать, что эволюционные изменения реально происходили в органическом мире на

нашей планете, используя данные полученные разными естественными науками

Задачи урока:

  • сформировать понятие макроэволюция;
  • углубить и расширить знания о прямых и косвенных доказательствах эволюции;
  • сформировать умение использовать данные разных наук для доказательства эволюции;
  • убедиться в необходимости комплексного использования всех групп доказательств для изучения подлинной эволюции живого мира на Земле.
  • Слайд 3

    Сравнение понятий «макроэволюция» и «микроэволюция»

    Различие макроэволюции и микроэволюции:

    • Макроэволюция – надвидовая эволюция, приводит к образования таксонов более высокого ранга, чем вид (родов, семейств, отрядов, классов, типов и т. д.)
    • Микроэволюция – происходит внутри вида, внутри его популяции.
    • Макроэволюция происходит в исторически грандиозные промежутки времени и недоступна непосредственному изучению.
  • Слайд 4

    Сходство макроэволюции и микроэволюции:

    В основе лежат процессы:

    1. наследственная изменчивость;

    2. борьба за существование;

    3. естественный отбор;

    4. изоляции.

    Носят дивергентный характер.

    Слайд 5

    • Палеонтологические
    • Эмбриологические
    • Сравнительно- анатомические (Морфологические)
    • Биогеографические
    • Молекулярно-биологические и цитологические

    Группы доказательств эволюционного процесса

    Слайд 6

    Что изучают науки?

    • Палеонтология

    Палеонтология изучает ископаемые остатки древних организмов, сохранившихся в земной коре, и дает возможность устанавливать изменения органического мира во времени

    • Эмбриология

    Эмбриология - наука, изучающая строение и развитие зародышей различных организмов

    • Сравнительная анатомия

    Сравнительная анатомия изучает строение организмов разных видов. На основании их сходства устанавливает родство организмов

    • Молекулярная биология

    Молекулярная биология изучает строение и функционирование макромолекул, входящих в состав особей разных видов

    • Биогеография

    Биогеография – наука о закономерностях распространения организмов на Земле.

    Слайд 7

    Что обозначают термины?

    • Онтогенез
    • Филогенез
    • Дивергенция
    • Конвергенция
    • Гомологичные органы
    • Аналогичные органы
    • Рудименты
    • Атавизмы
    • Эндемики
    • Реликты
  • Слайд 8

    Задания группам

    1. Найти факты, доказывающие существованиеэволюционного процесса на нашей планете (Используя учебники и материалы лежащие на столах)

    • III группа – ;
    • V группа – .

    Слайд 9

    1. Найти факты, доказывающие существование эволюционного процесса на нашей планете (Используя учебники и материалы лежащие на столах)

    • I группа- палеонтологические доказательства эволюции;
    • II группа – эмбриологические доказательства эволюции;
    • IV группа – ;

    2. Лидер каждой группы представляет наработки группы классу.

    Слайд 10

    Эмбриологические доказательства эволюции

    В пользу эволюционного происхождения органического мира говорят данные эмбриологии

    К. Бер сформулировал закон зародышевого сходства: « В пределах типа эмбрионы, начиная с самых ранних стадий, обнаруживают общее сходство»

    Стадии эмбрионального развития позвоночных.

    Слайд 11

    Эмбриологическое доказательство эволюции

    Ф. Мюллер и Э. Геккель сформулировали биогенетический закон: «Индивидуальное развитие особи (онтогенез) повторяет кратко и быстро историческое развитие вида (филогенез)

    А.Н. Северцев установил, что в эмбриогенезе повторяются признаки зародышей, а не взрослых особей

    Слайд 12

    Сравнительно- анатомические (морфологические) доказательства эволюции

    Общий план строения позвоночных

    Слайд 13

    Сравнительно-анатомические (морфологические) доказательства эволюции

    Наличие в современной флоре и фауне переходных форм (эвглена зеленая, латимерия, утконос, ехидна, асцидия)

    Слайд 14

    • Гомологичные органы-образования, сходные друг с другом по общему плану строения, положению в теле и возникновению в процессе онтогенеза.
    • Гомология передних конечностей наземных позвоночных

    Сравнительно-анатомические (морфологические) доказательства эволюции

    Слайд 15

    Сравнительно-анатомические (морфологические) доказательства эволюции

    Аналогичные органы - не имеющие общего плана строения и происхождения, но выполняющие одинаковые функции.

    Слайд 16

    • Наличие рудиментов – недоразвитых органов, утративших свое основное значение в ходе эволюции.
    • Рудимент задних конечностей питона

    Сравнительно-анатомические (морфологические) доказательства эволюции

    Слайд 17

    Наличие атавизмов признаков появляющихся у отдельных особей, существовавших у отдаленных предков и утраченных в процессе эволюции.

    Сравнительно-анатомические (морфологические) доказательства эволюции

    Слайд 18

    Сравнительно-анатомические (морфологические) доказательства эволюции

    Слайд 19

    Атавизмы- признаки свойственные далеким предкам

    Слайд 20

    Молекулярно-биологические и цитологические доказательства эволюции

    Клеточное строение организмов

    Сходный элементарный химический состав живых организмов (98% приходится на четыре элемента- С,О, H, N)

    Одинаковое строение и функционирование органических молекул (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот)

    Слайд 21

    Молекулярно-биологические и цитологические доказательства эволюции

    • Аккумулятором энергии во всех живых организмах являются молекулы АТФ
    • Генетический код универсален для всех живых организмов от бактерий до человека
    • Одинаково происходит процесс биосинтеза белка во всех живых организмах
    • Деление клеток (митоз, мейоз) протекает сходно у животных и растений
  • Слайд 22

    Палеонтологические доказательстваэволюцииИскопаемые формы

  • Слайд 23

    Палеонтологические доказательства эволюции

    Археоптерикс

    Ископаемые переходные формы

    Слайд 24

    Филогенетический ряд лошади(Воссоздал В.О.Ковалевский)

  • Слайд 25

    Биогеографические доказательства эволюции

    А. Уоллес выделил 6 зоогеографических областей по распространению животных и растений на нашей планете

    Слайд 26

    • Почему флора и фауна Неарктической области (Северная Америка) и Палеоарктической области (Евразия) имеют много общего, хотя изолированы Беринговым проливом?
    • Почему флора и фауна Неарктической области (Северная Америка) отличается от Неотропической области (Южная Америка), хотя они соединены Панамским перешейком?
  • Почему на Британских островах флора и фауна близка к материковой, а на острове Мадагаскар нет типичных для Африки крупных копытных (быков, антилоп, носорогов, зебр), крупных хищников (львов, леопардов, гиен), высших обезьян (павианов, мартышек)?
  • Однако там много низших обезьян – лемуров, которые нигде больше не встречаются (эндемики)
  • Слайд 31

    Заселение островов

    Почему океанические острова очень бедны по сравнению с материковыми островами?

    Слайд 32

    Биогеографические доказательства эволюции

    • Виды животных и растений, попавшие на океанические острова, получают широкие возможности для размножения.
    • Например, на Галапагосских островах из 108 видов птиц 82 вида эндемичны и 8 видов рептилий(нигде больше не встречающихся)
    • На Гавайских островах 300 эндемичных видов улиток
  • Слайд 33

    Вывод:

    Чтобы доказать, подлинность эволюции живого мира на Земле, необходимо использовать данные разных наук.

    Это данные генетики, палеонтологии, молекулярной биологии, селекции, эмбриологии, биогеографии, экологии, цитологии, сравнительной анатомии и других наук.

  • Большая и красочная презентация, в которой достаточно информации для подробного изучения темы макроэволюция на уроке биологии в 11 классе.

    Общее количество слайдов в презентации - 42 слайда.

    В качестве цели урока, выбрано доказательство того, что эволюционные изменения ранее происходили в органическом мире нашей планеты. Доказательство решено провести с использованием данных, которые получили естественные науки современности.

    Задачи урока: сформировать понятие макроэволюция; углубить и расширить знания о прямых и косвенных доказательствах эволюции. Сформировать умение использовать данные разных наук для доказательства эволюции. Убедиться в необходимости комплексного использования всех групп доказательств для изучения подлинной эволюции живого мира на Земле.

    На первых слайдах проводится сравнение понятий «макроэволюция » и «микроэволюция», выявляются сходства между макроэволюцией и микроэволюцией. Затем идет таблица группы доказательств эволюционного процесса и характеристика каждой науки соответственно. Основная часть презентации представлена слайдами про сравнительно-анатомические (морфологические) доказательства эволюции. В дополнение предложены биогеографические и палеонтологические доказательства эволюции, свидетельства особенностей фауны и флоры островов.

    На последних 10 слайдах есть тест по теме: «доказательства эволюции органического мира».

    Несколько слайдов из презентации












    Готовая презентация макроэволюция для учеников 11 класса размещена в ознакомительных целях.

    Вы можете скачать или отправить презентацию на электронную почту преподавателю, однокласснику или знакомому.

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Макроэволюция, её доказательства Урок в 11 классе Учитель биологии высшей категории И.А.Коченкова

    Макроэволюция Макроэволюция органического мира - это процесс формирования крупных систематических единиц (из видов - новых родов, из родов - новых семейств и т.д.) в ходе эволюции на протяжении всей истории Земли Развитие жизни на Земле в целом, включая её происхождение, называется макроэволюцией

    Сравнение микроэволюции и макроэволюции Микроэволюция Действуют те же процессы – борьба за существование, естественный отбор и связанное с ним вымирание. Носят дивергентный характер Макроэволюция

    Сравнение микроэволюции и макроэволюции Образование из популяций новых подвидов, из подвидов – видов. Происходит в относительно короткое время Происходит внутри вида Микроэволюция Макроэволюция Образование из видов новых родов, из родов – семейств и т. д. Происходит за длительное время (исторические эпохи) Надвидовая эволюция

    Результатом макроэволюционных процессов становятся существенные изменения внешнего строения и физиологии организмов.

    Доказательства макроэволюции Доказательства макроэволюции Палеонтологические доказательства Эмбриологические доказательства Сравнительно-анатомические доказательства

    палеонтология Наука об ископаемых организмах – палеонтология – неопровержимо доказывает, что в прошлые эпохи животный и растительный мир Земли резко отличался от современного.

    Палеонтологические Доказательства ископаемые остатки; ископаемые переходные формы; филогенетические ряды

    Некоторые из раскопок палеонтологии Скелет ископаемого котилозавтра сеймурии, занимавшей промежуточное положение между амфибиями и рептилиями. Окаменевшие яйца динозавров

    Переходные формы Переходные формы служат доказательством эволюции, поскольку свидетельствуют об исторической связи разных групп организмов. Археоптерикс Ихтиостег Семенные папоротники

    Эти открытия относятся к недавнему времени и касаются форм, называемых Ихтиостега. Скелет этих форм отчетливо свидетельствует о переходном характере этой группы. Хвост и лучи хвостового плавника обладают еще характерными рыбьими признаками, тогда как грудные и брюшные плавники уже изменились в передние и задние конечности, служащие для передвижения по суше. Поэтому эти формы заслуживают того, чтобы их поместить между классом рыб и классом земноводных.

    Филогенетические ряды Филогенетические ряды – это ряды видов, последовательно сменявших друг друга в процессе эволюции различных групп животных и растений

    Филогенетические ряды В результате перехода к жизни на открытых пространствах и изменения характера питания из-за остепнения произошло увеличение размера тела, удлинение конечности и уменьшение количества пальцев

    Сравнительно-анатомические доказательства Сравнение строения организмов, нахождение черт сходства

    Сравнительно-анатомические Доказательства эволюции гомологи аналоги рудименты атавизмы

    Гомологичные органы Гомологичные органы – это органы, имеющие одинаковый план строения, развивающиеся из сходных зачатков и одинаково расположенные, но выполняющие разные функции. Гомология указывает на общность происхождения обладающих ею организмов, различия в строении гомологичных органов – результат дивергенции.

    Примеры гомологичных органов у растений Это все видоизмененные листья Колючки кактуса Усики гороха Иглы барбариса

    Аналогичные органы Крылья – это… Видоизменённые передние конечности Складки хитинового покрова Кожная перепонка

    Аналогичные органы Главный признак аналогии – сходство функций вне связи со строением и происхождением. Аналогичные органы – результат конвергенции.

    Аналогичные органы у растений 1 – колючка барбариса возникают из листьев; 2 – белой акации из прилистников; 3 – боярышника – из побега; 4 – ежевики – из коры

    рудименты Рудименты – недоразвитые органы, утратившие в ходе эволюции свои биологические функции.

    атавизмы У некоторых особей рудименты могут развиваться в органы нормальных размеров. Такой возврат к строению органа предковых форм называют атавизмом

    Эмбриологические доказательства Эмбриология – это наука, изучающая зародышевое развитие организмов.

    Эмбриологические доказательства Развитие многоклеточных животных из оплодотворённого яйца. Сходство зародышевого развития животных. Расхождение признаков зародышей в процессе эмбрионального развития.

    Биогенетический закон Биогенетический закон – индивидуальное развитие особи (онтогенез)является коротким и быстрым повторением (рекапитуляцией) важнейших этапов эволюции вида (филогенеза). немецкий учёный Э. Геккель (1866)

    Домашнее задание: §61, вопр. Заполнить таблицу «Сравнительная характеристика этапов эволюционного процесса» Этап В каких группах организмов осуществляется Материал для эволюционного процесса Главный эволюционный фактор Результаты Микроэволюция Макроэволюция