Конспект занятия в старшей группе «Сложение и вычитание. Конспект нод в старшей группе по фэмп "мы отправляемся в увлекательное путешествие по стране "математика" план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему Сложение и вычитание конспект д

С теоретико-множественной точки зрения действию вычитания соответствуют три вида предметных действий:

а)уменьшение данной совокупности на несколько единиц;

б)уменьшение на несколько единиц совокупности, сравни-
ваемой с данной;

в)разностное сравнение двух совокупностей (множеств).

На подготовительном этапе ребенок должен научиться моделировать на предметных совокупностях все эти ситуации, понимать (т. е. правильно представлять) их со слов воспитателя, уметь показывать руками как процесс, так и результат предметного действия, а затем характеризовать их словесно.

Рассмотрим подготовительные задания для усвоения смысла действия вычитания.

А. Задание. Удав нюхал цветы на полянке. Всего цветов было 7. Обозначьте цветы кружками. Пришел Слоненок и нечаянно наступил на 2 цветка. Что надо сделать, чтобы показать, что случилось? Покажите, сколько цветов теперь Слоненок.

Цель. Подвести ребенка к пониманию смысла ситуации удаления чисел множества. Учить моделировать эту ситуацию на условной предметов и наглядности, помогающей абстрагироваться от несущественных чист, признаков предметов и сосредоточиться только на изменении количественной характеристики ситуации.

Б. Задание. У Мартышки было 6 бананов. Обозначьте и кружками. Несколько бананов она съела, и у нее стало И1 меньше. Что надо сделать, чтобы показать, что случилось. Почему вы убрали 4 банана? (Стало на 4 меньше.) Покажи | оставшиеся бананы. Сколько их?

Цель. Учить ребенка составлять условную предметную модель сл

но заданной ситуации и соотносить словесную формулировку «мет на...» с удалением элементов.

В. Задание. У жука 6 ног. Обозначьте количество ног жука и красными палочками. А у слона на 2 меньше. Обозначьте количество ног слона зелеными палочками. Покажите, у кого п<н меньше. У кого ног больше? На сколько?

Цель. Учить ребенка составлять условную предметную модель слове) но заданной ситуации и соотносить словесную формулировку «меньше на...» с соответствующим предметным действием в отношении совокупности, сравниваемой с данной.

Г. Задание. На одной полке 5 чашек. Обозначьте чашки кружками. А на другой - 8 стаканов. Обозначьте стаканы квадратиками. Поставьте их так, чтобы сразу было видно, чего больше, стаканов или чашек? Чего меньше? На сколько?

Цель. Учить ребенка составлять условную предметную модель словес но заданной ситуации и учить соотносить словесную формулировку «н« сколько больше» и «на сколько меньше» с процессом сравнения множеств и количественной оценкой разницы числа элементов.

После того как ребенок научится правильно понимать на слух и моделировать все означенные виды предметных действий, его можно знакомить со знаками действий. Знаки действий, как и любая другая математическая символика, являются условными соглашениями, поэтому детям просто сообщается, в каких ситуациях используется знак сложения, а в каких - знак вычитания.

В качестве примера приведем взаимосвязанную серию заданий,

Упражнение 1

Цель. Учить ребенка составлять условную предметную модель словесно заданной ситуации.

Материалы. Фланелеграф, карточки с рисунками, карточки с цифрами и знаками действий, «Дидактический набор».

Способ выполнения. Педагог использует сюжетную ситуацию:

Сейчас я расскажу вам одну историю. Жил-был во дворе воробей. (Педагог выставляет изображение птички на фланелеграфе по ходу рассказа.) Он любил по утрам сидеть на рябине и ждать, когда дети выйдут на прогулку и принесут ему крошки. Однажды прилетел он утром на рябину и видит: сидят там вот такие гости. (Педагог выставляет на фланелеграф карточки с изображением снегирей - на каждой карточке один снегирь.)

Кто это? (Снегири.)

  • Прилетели из леса и клюют рябину. Рассердился воробей: «Вы чего мою рябину едите?» А снегири говорят: «Не гони нас, воробей. Голодно в лесу, холодно, всю рябину уже съели, позволь здесь покормиться, а то мы погибнем». Не стал воробей жадничать. «Ладно, ешьте, - говорит, - а мне дети из садика крошек хлебных принесут, накормят». Так и остались они вместе на рябине.
  • Сколько воробьев? (1) Сколько снегирей? (3) Откройте коробочки «Дидактический набор» и положите на столе фигурки, обозначающие птиц, чтобы сразу было видно, что у вас 1 воробей и 3 снегиря.
  • Дети должны самостоятельно выложить группу разных фигурок: одна

    Педагог у каждого спрашивает: «Где у тебя воробей? Где видно, что три снегиря?»

    Когда дети справятся с заданием, группу-заместитель выкладываем на фланелеграфе с объяснением: воробей отличается от снегирей, значит, фигурка должна быть другая.

    А как назвать одним словом воробья и снегирей? (Птицы.)

    Упражнение 2

    Цель. Знакомить со знаком сложения. Способ выполнения. Воспитатель продолжает беседу: -Теперь обозначим количество птиц математически с помощью чисел. Какие числа надо взять? (1 и 3) А теперь я вам покажу, как обозначить, что они дружно сидят на дереве. Математики используют такой знак (плюс). Действие, которое обозначается этим знаком, назыв «сложение». Такая запись «1 +3» говорит, что мы собрали их вместе считали. Математики говорят «сложили». А всего сколько у нас птиц?

    Упражнение 3

    Цель. Учить соотнесению математического выражения и сюжетно) рассказа.

    Задание. Воспитатель предлагает детям составить рассказ по тек записи: 2 + 1. Хотите опять про птиц, хотите про что-нибудь другое

    Педагог помогает детям составить рассказ вида: «У Маши было 2 к феты, ей дали еще одну».

    У вас нет цифр, обозначьте то, о чем говорится в рассказе, фиг у|) ками: ООП

    (Фигурки дети выбирают сами.)

    Упражнение 4

    Цель. Учить детей переводу символической модели в предметнук а затем в словесную. Задание.

    Я буду составлять на фланелеграфе запись, а вы - обозначать чи ла в этой же записи фигурками у себя на столе.

    Педагог составляет из карточек на фланелеграфе выражения (по о ному)

    2 + 3;3+1;4 + 2;3 + 3;4+/1.

    Каждое выражение дети моделируют на фигурках и составляют сс ветствующий рассказ.

    При выполнении задания, обратного данному, т. е. при переводе сл~ весно заданной ситуации на язык математической символики, поел вательность указаний педагога такова:

    а)обозначьте то, о чем говорится в задании, кружками (палочками и т. п.

    б)обозначьте указанное число кружков (палочек и т. п.) цифрами;

    в)поставьте между ними нужный знак действия.
    Например: в вазе 4 тюльпана белых и 3 розовых. Обозначьте число белых тюльпанов цифрой; число розовых тюльпанов цифрой. Какой знак нужно поставить в записи, чтобы показать, что все тюльпаны стоят в одно вазе?

    Составляется запись: 4 + 3.

    Такую запись называют «математическое выражение». Она показы вает количественные характеристики ситуации и взаимоотношения рассматриваемых совокупностей.

    Не стоит сразу ориентировать ребенка на получение значения выражения:

    выражение значение выражения

    Вся запись целиком называется «равенство». Этот термин имеет смысл вводить тогда, когда дети познакомятся со знаком «равно».

    Когда педагог убедится, что дети хорошо справляются со всеми этими видами заданий, правильно соотнося все ситуации, связанные со сложением, с соответствующими выражениями, можно знакомить их с действием вычитания и знаком вычитания. Психологически понимание смысла вычитания и соотнесение его с математической записью сложнее, чем понимание смысла сложения. Это объясняется тем, что в процессе моделирования ситуации вычитания множество, соответствующее вычитаемому, убирается из поля зрения ребенка и перед ним остается множество, соответствующее остатку, а для составления правильной записи необходимо помнить первоначальное количество и удаляемое количество, которых перед глазами ребенка уже нет. В этой связи наблюдаются так называемые типичные ошибки усвоения вычитания. Например, педагог выставляет на фланелеграфе 6 фигурок, затем 2 убирает. Дети безошибочно опознают действие - вычитание, но при составлении записи могут написать: 6-4. Это обусловлено тем, что 4 фигурки они непосредственно наблюдают после совершения предметного действия.

    В качестве примера того, как может быть организовано знакомство с действием вычитания, приведем взаимосвязанную серию заданий для старшей группы.

    Упражнение 1

    Цель. Уметь сосредотачивать внимание детей на изменениях количественных характеристик ситуаций.

    Материалы. Фланелеграф, модели фигур.

    Способ выполнения. Педагог выставляет на фланелеграф несколько любых фигур (или изображений). По его просьбе дети закрывают глаза, а он в этот момент убирает или добавляет фигуры на фланелеграфе. Затем дети должны сказать, что изменилось: убрали или добавили, больше стало или меньше. Фигурки надо брать одинаковые или похожие. Например, яблоки, треугольники и т. д. Каждый раз педагог просит детей

    152152Глава 2. Основные понятия курса математики для дошкольников..

    объяснить, почему они так думают. (Было 5 яблок. Теперь стало 3. Стало меньше, значит, яблоки убрали.)

    Упражнение 2

    Цель. Соотносить предметную ситуацию с записью действия. Задание.

    Теперь будем составлять запись изменений. (Педагог ставит 3 яблока.) Каким числом обозначим количество яблок? Закройте глаза. (Педагог добавил 3 яблока.) Что я сделала? Что изменилось? (Яблок стало больше, значит, добавили 3 яблока.) Каким числом обозначим те яблоки, что я добавила? Какой математический знак надо использовать, чтобы записать то, что я сделала? (Плюс.) Составляем запись на фланелеграфе: 3 + 3. Прочитайте запись. (К трем прибавить три.) А всего яблок? (6)

    Упражнение 3

    Цель. Соотносить предметную ситуацию с записью действия, знакомить с действием вычитания и знаком вычитания. Задание.

    Запомните, сколько яблок. (Записьубирается.) Закройте глаза. (Педагог убирает 2 яблока.) Что я сделала? убрала 2 яблока.) Изменилось ли количество? (Да. Стало меньше.) Давайте составим запись того, что я сделала. Сколько было яблок сначала? (6) Сколько я убрала? (2) Ставим числа 6 и 2. Можно ли поставить между ними знак «+»? (Нет. Этот знак ставят, когда добавляют, а вы убрали.) Верно. В этом случае используют другой знак: «-» (минус). Он означает, что первоначальное количество уменьшилось. Запись читают так: «От шести отнять два». Это значит, что мы убрали 2. Сколько же осталось? (4)

    Упражнение 4

    Цель. Соотносить предметную ситуацию на вычитание с записью действия.

    Задание.

  • Попробуем еще раз. (Педагог меняет фигурки.) На лугу росли 4 ромашки. Закройте глаза. (Педагог добавляет 1.) Что я сделала? Кто может составить запись? (Дети составляют запись и объясняют употребление знака «+».) А всего их сколько? (5)
  • Меняем фигурки. На столе 4 апельсина. Закройте глаза. (Убирает 3.) Что я сделала? Кто может составить запись? (Дети составляют запись и объясняют употребление знака «-».) А сколько их осталось? (1)
  • Ответ во всех случаях получен пересчетом.

    После того как дети научатся правильно выбирать знак действия и объяснять свой выбор (обязательно!), можно перейти к составлению равенства и фиксированию результата действия.

    Поскольку обучение дошкольника специальным приемам вычислительных действий не предусмотрено программой, ребенок получает результат либо пересчетом, либо присчитыванием (отсчитыванием), но может опираться и на знание состава числа (шесть это два и четыре, значит, шесть без двух это четыре).

    Приведем пример обобщающего занятия по теме «Действия сложения и вычитания».

    Цель занятия. Уточнять представление о действии сложения и вычитания.

    Упражнение 1. Игра «Зеркало». Цель. Учить быть внимательным.

    Упражнение 2

    Цель. Соотносить предметные ситуации на сложение и вычитание с выбором знака действий.

    Материалы. Фланелеграф, наборы фигур. У детей набор карточек с числами от 1 до 9 и знаки «+» и «-» на карточках. (Удобно использовать деревянные фишки из набора «Учись считать».)

    Способ выполнения. Педагог выставляет на фланелеграф 2 рыбки.

    Я буду изменять ситуацию, а вы будете показывать мне знак, с помощью которого можно записать то, что я сделала.

    Педагог меняет ситуацию (молча). Дети показывают знак «+» или «-», объясняя, почему надо употребить этот знак, Например: надо взять «+», так как вы добавили рыбок, их стало больше, и т. д.

    Упражнение 3

    Цель. Соотносить предметную ситуацию на сложение и вычитание с записью действия (составлением выражения).

    Способ выполнения. Если дети хорошо справляются с предыдущим заданием и верно выбирают знак в любой ситуации, педагог предлагает им составлять все выражение целиком. (Можно использовать кассу из набора первоклассника, ребенку удобно показывать ее педагогу.) Постановку каждого числа просим объяснить. Например: педагог выставляет на фланелеграф 3 цветка, затем добавляет 2 цветка.

    Дети составляют запись: 3 + 2.

    Что означает число 3 в этой записи? (Сначала было 3 цветочка.) Ч означает число 2 в записи? (Добавили 2.) Почему поставили «+»? (Цв точки добавили, их стало больше.)

    Педагог предлагает для моделирования различные ситуации на упо

    ребление знаков «+» и «-».

    Упражнение 4

    Цель. Развивать зрительно-моторную координацию, восприятие и воображение.

    Материалы. Образец рисунка, рамка с геометрическими прорезями, альбомный лист и цветные карандаши.

    Задание. Педагог показывает детям образец рисунка и просит с помощью рамки самостоятельно нарисовать картинку, соответствующую записи 2 + 5.

    Дети рисуют рыбок по образцу, самостоятельно подбирая их количество. По завершении работы педагог просит каждого ребенка пояснить свой рисунок.

    Детям послабее можно дать печатный лист, на котором они обводят фигурки по рамке и раскрашивают в соответствии с заданием.

    Тема: Сложение.

    Цель:

    1. сформировать представление о сложении как объединении групп предметов, о записи сложения с помощью знака +;
    2. сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля, закрепить способ действий «если что не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя по учебнику»;
    3. тренировать умение выделять и называть свойства предметов, умение сравнивать предметы по свойствам;
    4. тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, инициативность, творческие способности, коммуникативные качества, мелкую моторику рук.

    Материалы к занятию

    Демонстрационный:

    1. 3 прозрачных полиэтиленовых пакета.
    2. Муляжи яблока и груши.
    3. Лист для работы воспитателя к заданию 3.1.
    4. Карточки для обозначения вагонов к заданию 5.1.
    5. Образец выполнения задания 5.2(а).
    6. Образец выполнения задания 5.2(б).

    Раздаточный:

    1. Игра «Разбитая ваза» (по 1 вазе на каждого ребенка). Все вазы одинаковы, разрезаны по-разному.
    2. Лист к заданию 3.1.
    3. Карточки-билеты для посадки в трамвай к заданию 5.1.

    Ход занятия

    1.Введение в игровую ситуацию.

    Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать знания детей об окружающем мире, развивать речь.

    Дети сидят на стульчиках.

    Воспитатель собирает детей около себя и рассказывает, что мама попросила Таню и Ваню сходить с ней в магазин. Пока мама собиралась, Таня и Ваня затеяли игру в салочки.

    Как вы думаете, правильно ли поступили дети?

    В какие игры нельзя играть дома?

    Почему?

    Воспитатель рассказывает, что во время игры Таня и Ваня уронили любимую мамину вазу и разбили ее.

    Воспитатель предлагает детям исправить положение.

    Как это можно сделать? (Можно вазу склеить.)

    Хотите помочь Тане и Ване склеить вазу?

    Сможете это сделать?

    2. Актуализация знаний

    2.1. Игра «Разбитая ваза».

    Дидактические задачи:

    1. Актуализировать представление о целом и его частях, взаимосвязи между ними, умение составлять целое из частей;
    2. Тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, речь, коммуникативные качества.

    Дети по 4-6 человек подходят к столу, на котором находятся разрезанные на две части изображения ваз (на каждого). Все части перемешаны.

    Воспитатель рассказывает, что ваза разбилась на 2 части, и предлагает помочь Тане и Ване сложить вазу из двух частей. Каждый ребенок должен сложить одну вазу.

    После того как все дети выполнят задание, воспитатель задает вопрос:

    На сколько частей была разбита ваза? (На 2 части.)

    Покажите одну часть, другую часть.

    Что вы сделали для того, чтобы ваза стала целой? (Мы сложили части.)

    Что больше – целая ваза или любая ее часть? (Целая ваза больше любой ее части.)

    2.2.Игра «В магазине».

    Дидактические задачи:

    1. Актуализировать представления о действии сложения групп предметов;
    2. Тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать память, речь, воображение.

    Дети садятся на стульчике на ковер. Воспитатель предлагает кому-либо из девочек на время стать Таней, а кому-либо из мальчиков – Ваней. Этим детям воспитатель дает по прозрачному полиэтиленовому пакету. Воспитатель будет мамой, у которой тоже будет пакет.

    Воспитатель рассказывает, что после того, как дети склеили вазу, они вместе с мамой пошли в магазин. Мама купила Тане грушу (воспитатель кладет в Танин пакет грушу). Ване мама купила яблоко (воспитатель кладет в Ванин пакет яблоко). Себе мама ничего не купила.

    Из каких частей состояла вся покупка? (Одна часть – яблоко, другая часть – груша.)

    Возле дома дети встретили папу, который пришел с работы пораньше, чтобы сходить с детьми в зоопарк.

    Как вы думаете, стоит ли детям брать с собой только что купленные фрукты?

    Если дети ответят утвердительно, надо спросить их, можно ли есть грязными руками, можно ли есть немытые фрукты?

    Дети могут предложить накормить этими фруктами зверей в зоопарке.

    Что написано на клетках в зоопарке? (Кормить зверей запрещается.)

    Как вы думаете почему этого нельзя делать?

    Таня и Ваня решили сложить фрукты в мамин пакет, а со своими пакетами ехать в зоопарк.

    Воспитатель складывает плоды в третий пакет и подводит итог: части (показывает на маленькие мешки) сложили , соединили, объединили в целое (показывает на большой мешок).

    3.Затруднение в игровой ситуации.

    1. Игра «Письмо бабушке».

    Дидактические задачи:

    1. Уточнить представления детей о действии сложения и создать мотивационную ситуацию для записи сложения с помощью знака +;
    2. Сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания;
    3. Развивать внимание, воображение, логическое мышление, речь.

    Дети садятся за столы и работают на листке к заданию 3.1.

    Воспитатель говорит, что брат и сестра хотят написать бабушке и рассказать, что они купили в магазине и как потом все сложили к маме в сумку.

    Что мама купила Тане? (Грушу.)

    Нарисуйте в одном маленьком мешке желтое яблоко.

    Что мама купила Ване? (Яблоко.)

    Нарисуйте зеленый треугольник в другом маленьком мешочке.

    Что дети сделали потом? (Сложили все в мамин пакет.)

    Воспитатель уточняет: части покупки сложили , объединили в одно целое.

    Воспитатель рассказывает, что для того, чтобы показать сложение, не обязательно ссыпать части вместе – можно между частями поставить значок, который рассказывает о том, что части складывают.

    Какой знак мы можем записать?

    Надо подвести их к тому, что мы не знаем как записывается знак сложения.

    Что мы будем делать, если чего-то не знаем? (Можно спросить у того кто знает.)

    4.Открытие нового знания.

    4.1.Игра «Письмо бабушке» (продолжение).

    Дидактические задачи:

    1. Уточнить смысл сложения и познакомить с записью сложения с помощью знака +;
    2. Тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, развивать воображение, логическое мышление, инициативность, творческие способности, речь, мелкую моторику рук.

    Кто знает такой знак?

    После ответов детей воспитатель пишет на доске между маленькими мешками знак + и говорит, что действие сложения обозначается таким знаком. Дети пишут знак + в своих тетрадях.

    Что оказалось в большом мамином пакете после того, как дети сложили туда части покупки? (Яблоко и груша.)

    Нарисуйте яблоко и грушу в большом пакете.

    Дети рисуют в своих тетрадях, воспитатель – на доске.

    Воспитатель обращает внимание детей на два маленьких мешка со знаком между ними и на большой мешок.

    В первом случае мы сложили части и получили целое с помощью знака, а во втором случае – части положили в один пакет и тоже получили целое.

    Мы получили два целых.

    Как вы думаете, равны ли эти целые? (Равны.)

    Почему вы так думаете? (Потому что в двух маленьких мешках яблоко и груша и в одном большом мешке те же самые яблоко и груша.)

    Как это можно проверить? (Провести волшебные ниточки.)

    Какой знак можно поставить между маленькими мешками и большим? (Знак =.)

    Воспитатель пишет знак равенства на доске, дети – в тетрадях.

    Покажите части покупки.

    Покажите целую покупку.

    Воспитатель делает вывод :

    1. Знак плюс говорит о том, что части (показывает на маленькие мешки) сложили, соединили, объединили в целое (показывает на большой мешок);
    2. Знак равенства говорит о том, что две части, сложенные вместе, равны целому.

    5.Включение нового знания в систему знаний ребенка.

    5.1.Игра «Трамвай».

    Дидактические задачи:

    1. Закрепить представления о действии сложения и его записи с помощью знака +;
    2. Тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, воображение.

    Воспитатель предлагает детям вместе с Таней и Ваней поехать в другие магазины.

    На чем можно ездить по городу?

    Дети перечисляют городской транспорт. Выбираем, например, трамвай.

    Для того чтобы сесть в нужный трамвай, каждый ребенок получает карточку, на которой нарисованы два мешка с лежащими в них геометрическими фигурами и стоящим между ними знаком +. В каждом мешке должно быть по одной фигуре.

    Воспитатель раздает детям билеты.

    На стульях, стоящих в разных местах группы, размещены карточки с нарисованными на них большими мешками с геометрическими фигурами. Каждый ребенок должен выполнить сложение и подойти к тому «трамваю», на которых находится соответствующий номер, то есть результат сложения.

    Задание проверяется индивидуально у каждого ребенка. Карточки-билеты у детей забираются.

    Приехали. Наша остановка.

    5.2.Работа в тетради.

    Дидактические задачи:

    1. Закрепить представления о действии сложения и его записи, тренировать умение складывать группы предметов и записывать это с помощью знака +;
    2. Тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь, мелкую моторику рук.

    №1.Дети садятся за столы. Воспитатель предлагает рассмотреть задание.

    В какой магазин заехали брат и сестра? (В булочную.)

    Что несла из булочной Таня? (3 баранки.)

    Это целая покупка или ее часть? (Часть.)

    Что нес Ваня? (Батон – это другая часть.)

    Воспитатель предлагает детям выполнить сложение.

    Какой знак поставили между мешками для того, чтобы было понятно, что надо сложить бублики и батон? (Знак +.)

    Как вы будете выполнять сложение?

    Дети вместе с воспитателем проговаривают: сначала в большом мешке нарисую первую часть, то есть 3 круга, потом – вторую часть, то есть 1 овал.

    Как проверить, правильно ли выполнили сложение? (Надо провести волшебные ниточки.)

    Какой знак нужно поставить между маленькими мешками и большим мешком? (Знак =.)

    Правильность выполнения задания дети проверяют по образцу, который выставляет воспитатель.

    №2.

    Иногда козлики хотели одинаковый обед, иногда, как, например, в этот раз, каждый мечтал о своем обеде.

    Что хочет получить на обед козлик, находящийся слева? (Арбуз и желтое яблоко.)

    Что хочет получить на обед козлик, находящийся справа? (Дыню и красное яблоко.)

    Как надо поступить, чтобы узнать, что нужно принести братьям – козликам на обед? (Надо сложить обе части обеда.)

    Дети самостоятельно выполняют сложение.

    6.Итог занятия.

    Дидактические задачи : провести рефлексию деятельности на занятии .

    Воспитатель собирает детей около себя.

    Где вы сегодня побывали?

    Что полезного сделали?

    Какие новые знания дали вам возможность написать письмо бабушке, сесть в нужный трамвай, накормить козликов?

    Воспитатель помогает детям сформулировать ответ: потому что мы научились складывать группы предметов.


    Лобжанидзе Русудана Резовна
    Должность: воспитатель
    Учебное заведение: ГБДОУ Д⁄С №7
    Населённый пункт: Санкт–Петербург
    Наименование материала: конспект
    Тема: Конспект занятия по математике в старшей группы «Сложение»
    Дата публикации: 09.05.2018
    Раздел: дошкольное образование

    Конспект занятия по математике в старшей

    группы «Сложение»

    Цель: Формировать представление о сложении , как объединении групп

    предметов . Познакомить со знаком «+»; Закрепить знание свойств

    предметов.

    сформировать представление о сложении как объединении групп

    предметов, о записи сложения с помощью знака +;

    Совершенствовать умение решать задачи на сложение ;

    тренировать умение выделять и называть свойства предметов, умение

    сравнивать предметы по свойствам;

    Совершенствовать знания о геометрических фигурах, форме, цвете

    предметов;

    тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение,

    обобщение, развивать внимание, память, речь, воображение,

    логическое мышление, инициативность, творческие способности,

    коммуникативные качества, мелкую моторику рук.;

    Интеграция образовательных областей: познавательная, речевая,

    художественно – эстетическая, физическая, социально – коммуникативная.

    Материалы к занятию

    Игра «Разбитая ваза» (по 1 вазе на каждого ребенка). Все вазы

    одинаковы, разрезаны по-разному

    Набор картинок, карточки со знаком «+ и =», геометрические фигуры:

    круги и треугольники

    3. Модели трёх «мешков», изготавливаются из альбомного листа.

    4Карточки-билеты для посадки в трамвай к заданию

    Ход занятия:

    1.Введение в игровую ситуацию.

    Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую

    деятельность, актуализировать знания детей об окружающем мире,

    развивать речь.

    Дети сидят на стульчиках.

    Воспитатель: Ребята, когда я шла в садик встретила зайчика. Он был очень

    грустными. Он узнал, что я работаю в детском саду и он попросил меня

    забрать его к нам в группу. Вы знаете, он очень любознательный? Ребята а

    давите познакомимся с ним.

    Дети знакомятся и узнают, что его зовут Степашка

    Его друзья загадали ему загадку, но он не знает ответа и просить у вас

    помощи. Ну что поможем Степашке?

    Дети: Поможем.

    Воспитатель: читает загадку:

    Числа плюсом прибавляем

    И ответ потом считаем.

    Если «плюс», то, без сомнения,

    Это действие … («сложение »)

    Воспитатель: Ребята, Степашка хочет узнать, что такое сложение . Я вам

    сейчас расскажу одну историю: «Мама попросила Степашку сходить с ней в

    магазин. Пока мама собиралась, Степашка со своими братьями затеяли игру

    в салочки.

    Как вы думаете, правильно они поступили затеяв игру дома в салочки?

    Вовремя игры они уронили любимую мамину вазу и разбили ее.

    Воспитатель предлагает детям исправить положение.

    Как это можно сделать? (Можно вазу склеить.)

    2. Актуализация знаний

    Игра «Разбитая ваза».

    Дидактические задачи:

    Актуализировать представление о целом и его частях, взаимосвязи

    между ними, умение составлять целое из частей;

    внимание, речь, коммуникативные качества.

    Дети на столах находят разрезанные на две части изображения ваз (на

    каждого). Все части перемешаны.

    Воспитатель рассказывает, что ваза разбилась на 2 части, и предлагает

    помочь Тане и Ване сложить вазу из двух частей. Каждый ребенок должен

    сложить одну вазу.

    Воспитатель задаёт вопрос:

    На сколько частей была разбита ваза? (На 2 части.)

    Покажите одну часть, другую часть.

    Что вы сделали для того, чтобы ваза стала целой? (Мы сложили части.)

    Что больше – целая ваза или любая ее часть? (Целая ваза больше любой ее

    Работа с раздаточным материалом .

    Воспитатель: У вас на столах модели мешков и геометрические фигуры (2

    набора в каждом по 1 круг и по 3 треугольника карточки со

    знаками «+» и «=». Положите в 1-ый мешок 1 круг, а во второй 3

    треугольника. На доске все действия дублируются.

    Проверьте, что лежит в 1-ом мешке? (1 круг)

    Что лежит во втором мешке? (3 треугольника)

    - Сложите все эти фигуры в общий большой мешок. Что получилось? (1

    круг и 3 треугольника)

    Воспитатель: Что мы сделали с фигурками?

    Дети: Собрали и сложили в общий большой мешок. Объединили их

    Воспитатель: Верно, обе части первый и второй мешок мы объединили в

    одно целое, то есть сложили .

    Воспитатель: Давайте еще раз вспомним что мы сделали.

    В первом мешке сложили один круг– это первая часть.

    Во втором мешке 3 треугольника (– это вторая часть.

    Что было потом? (все фигуры объединили, сложили ). Мы сложили две

    части и получили целое. Чтобы показать сложение , не обязательно ссыпать

    все фигуры вместе, можно поставить между частями знак «+».

    Мы получили две суммы.Как вы думаете равны левая и правая часть

    суммы?. (слева 1 круг и 3 треугольника, и справа 1 круг и 3 треугольника

    Суммы равны).

    Какой знак мы можем поставить между ними? (знак «=»).

    А теперь ребята вы устали давайте сделаем физкультминутку:

    Мы к лесной полянке вышли,

    Поднимая ноги выше,

    Через кустики и кочки,

    Через ветви и пенечки.

    Очень долго мы шагали,

    Наши ноженьки устали.

    Сейчас сядем, отдохнем,

    А потом гулять пойдем.

    Игра «Трамвай».

    Дидактические задачи:

    Закрепить представления о действии сложения и его записи с

    помощью знака +;

    Тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать

    внимание, воображение.

    Ребята наверно родители Степашки волнуются, что его так долго нет. А

    давайте мы его отвезём домой.

    На чем можно ездить по городу?

    Дети перечисляют городской транспорт. Выбираем, например, трамвай.

    Для того чтобы сесть в нужный трамвай, каждый ребенок получает карточку,

    на которой нарисованы два мешка с лежащими в них геометрическими

    фигурами и стоящим между ними знаком +. В каждом мешке должно быть по

    одной фигуре.

    Воспитатель раздает детям билеты.

    На стульях, стоящих в разных местах группы, размещены карточки с

    нарисованными на них большими мешками с геометрическими фигурами.

    Каждый ребенок должен выполнить сложение и подойти к тому «трамваю»,

    на которых находится соответствующий номер, то есть результат сложения.

    Задание проверяется индивидуально у каждого ребенка. Карточки-билеты у

    детей забираются.

    Приехали. Наша остановка. Вернулись в детский сад

    Сели за столы

    Работа в тетради.

    Дидактические задачи:

    Закрепить представления о действии сложения и его записи,

    тренировать умение складывать группы предметов и записывать это с

    помощью знака +;

    Тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции – анализ

    и сравнение, развивать внимание, память, речь, мелкую моторику рук.

    №1.Дети садятся за столы. Воспитатель предлагает рассмотреть задание.

    В какой магазин заехали брат и сестра? (В булочную.)

    Что несла из булочной Таня? (3 баранки.)

    Это целая покупка или ее часть? (Часть.)

    Что нес Ваня? (Батон – это другая часть.)

    Воспитатель предлагает детям выполнить сложение.

    Какой знак поставили между мешками для того, чтобы было понятно, что

    надо сложить бублики и батон? (Знак +.)

    Как вы будете выполнять сложение?

    Дети вместе с воспитателем проговаривают: сначала в большом мешке

    нарисую первую часть, то есть 3 круга, потом – вторую часть, то есть 1 овал.

    Как проверить, правильно ли выполнили сложение? (Надо провести

    волшебные ниточки.)

    Какой знак нужно поставить между маленькими мешками и большим

    мешком? (Знак =.)

    Правильность выполнения задания дети проверяют по образцу, который

    с Ваней сели на диван и стали вспоминать Африку, свою встречу с козликами,

    о том, как они их кормили этих братьев.

    Итог занятия.

    Дидактические задачи: провести рефлексию деятельности на занятии.

    Воспитатель собирает детей около себя.

    Вам понравилось занятие? (да)

    Кому мы сегодня помогли?

    Какое действие мы выполнили с геометрическими фигурами? (сложение

    Какой знак показывает, что мы разные части объединили в целое? (знак +)

    На каком транспорте мы поехали?

    Спасибо, ребята, вы все молодцы!

    для детей старшего дошкольного возраста

    Цели и задачи: закреплять умение прибавлять и отнимать; формировать понятия что такое «плюс», и что такое «минус»; развивать внимание, память; воспитывать желание выполнять действия, идти к поставленной цели, начатое дело доводить до конца.

    Материалы и оборудования: «незнайка», карточки «плюс и минус», 3 больших модулей квадратов и 2 маленьких модулей квадрата, счетный материал: на каждого ребенка по 5 яблок и один ежик.

    Ход работы:

    Ребята, сегодня мы с вами поговорим… (стук в дверь), - Кто это? (входит «Незнайка» и ежик).

    «Незнайка», - Здравствуйте ребята, я к вам так торопился в гости, что упал и у меня в голове все перепуталось, я вам нес показать какие-то странные знаки чтобы вы мне помогли разобраться что это, а так как я все перепутал я наверно вообще ничего не смогу понять! (плачет).

    «Воспитатель», - Ребята, может, поможем нашему «незнайке» разобраться что у него за знаки?

    (Ответы детей.)

    (Воспитатель показывает детям «плюс», «минус».)

    Ребята, вы знаете эти знаки? - Как они называются? (плюс и минус)

    Молодцы ребята! – А что нам помогает сделать «плюс»? («Плюс» может прибавить одно число к другому.)

    А что делает «минус»? («Минус» может одно число отнять от другого.)

    Молодцы, правильно!

    «Воспитатель», Незнайка, ты понял, что это за знаки? (Да.)

    Ребята, давайте мы с вами сначала «незнайке» покажем, как прибавлять предметы друг к другу?

    Дети, посмотрите, перед вами лежат 5 квадратов, посмотрите внимательно на них и скажите, какие у них отличия?

    (3 квадрата больших и 2 квадрата маленьких.)

    Молодцы, правильно!

    Ребята, сколько будет, если отнять от 5 квадратов 3 больших квадрата? (2 маленьких квадрата.)

    Правильно!

    Если мы отнимем 2 маленьких квадрата от 2-х маленьких квадратов, сколько получится? (Правильно, 0 квадратов.)

    А если от 5 квадратов отнимем 1 большой квадрат, сколько останется квадратов? (Останется 2 больших квадрата и 2 маленьких квадрата.)

    Молодцы, правильно!

    А теперь давайте попробуем прибавлять квадраты, какой мы будем ставить знак? («Плюс.)

    Молодцы! Все верно!

    Данил попробует выйти ко мне и к 1-му маленькому квадрату прибавить еще 1 маленький квадрат! – Сколько Данил, получится всего квадратов? (получится 2 маленьких квадрата) – Молодец, верно!

    Теперь нужно к 2 маленьким квадратам прибавить 3 больших квадрата, сколько всего получится квадратов? (всего получится 5 квадратов) – Молодцы!

    И последнее задание, слушайте внимательно: к 2-м большим квадратам прибавить 1 большой квадрат, получится?..(3 больших квадрата)

    Правильно!

    «Воспитатель», «Незнайка», ты все понял, для чего нужны знаки «плюс и минус»?

    «Незнайка», да я все понял, «плюс» нужен для того что бы прибавлять, а «минус» для того что бы отнимать, правильно ребятки? (да).

    «Воспитатель», ну хорошо ребята, а теперь давайте немножко отдохнем и проведем с вами физ. минутку:

    Вот помощники мои (Руки вперед).

    Их как хочешь поверни.

    Покрутили, повертели

    И работать захотели.

    Раз, два, три, четыре, пять,

    Все умеем мы писать,

    Отдыхать умеем тоже,

    Руки за спину положим,

    На носочках выше, выше,

    И спокойнее подышим.

    (2 раза)

    Молодцы, садитесь за столы! – У каждого из вас, посмотрите, лежит по 5 яблок, и один ежик, сейчас вам «Незнайка», будем давать задания, а вы выполнять, только слушать нужно очень внимательно, иначе ничего у нас с вами не выйдет! - Хорошо? - Ну, тогда слушаем:

    1-ое задание:

    Нужно ежику на его иголки положить 5 яблок, и ежик пополз домой, пока он полз, он потерял 2 яблока, ребята, сколько у ежика на иголках осталось яблок? (у ежика на иголках осталось 3 яблока). – Молодцы, правильно! Ползет ежик дальше, и потерял еще 2 яблока, сколько у ежика осталось яблок? (Одно яблоко.)

    Молодцы!

    Ребята, в такой ситуации какой можно поставить знак «плюс» или «минус»? (минус).

    Почему? (Потому что ежик терял яблоки по дороге, пока возвращался домой.)

    Молодцы! Правильно!

    2-ое задание:

    Ежик очень расстроился, что потерял яблоки по дороге и решил вернутся и найти потерянные яблоки, вот он полз и нашел сначала 2 яблока, и у него стало сколько яблок? (теперь у ежика 3 яблока), дальше полз и нашел еще одно яблоко, сколько сейчас стало у ежика яблок? (у ежика 4 яблока).

    Ребята, а сейчас какой использовался знак? («плюс»).

    Молодцы! Правильно!

    Ребята, но ежик дополз до того места от куда он начинал свою дорогу, и яблок больше не нашел, сколько ему не хватает яблок? (одно яблоко) – А почему одно яблоко не хватает? (Потому что, когда ежик начинал свой путь, у него было 5 яблок, а сейчас 4 яблока.)

    Что нужно сделать, как вы думаете?

    (Добавить одно яблоко.)

    А где мы его возьмем, если его нет?

    (Нарисуем.)

    Хорошо! Давайте!

    3-ие задание:

    Посмотрите у каждого из вас лежит белое яблоко на столе, давайте мы с вами его раскрасим, и отдадим своему ежику, что бы он не расстраивался!

    Приступайте к работе!

    (Каждый ребенок раскрашивает свое яблоко и вешает его на своего ежика.)

    «Незнайка» - Молодцы, ребята, вы справились с моими заданиями, и все помогли мне запомнить! Большое вам спасибо! Теперь я могу возвращаться обратно к себе домой! До свидания ребята!

    «Д» - До свидания «Незнайка» и ежик!

    «Воспитатель» - Ребята, а теперь давайте с вами вспомним, чем мы сегодня занимались?

    Кто приходил к нам в гости?

    Что такое «плюс и минус»?

    Если мы прибавляем, то какой нужен знак?

    А если отнимаем?

    Что мы раскрашивали сегодня?

    Зачем мы это делали? (помогали ежику вернуть свое яблоко).

    (Ответы детей.)

    Молодцы! Сегодня вы справились со всеми заданиями! Вам понравилось помогать «незнайке» и ежику?

    Можете быть свободны! Идите играйте!

    Айша Курбанова
    Конспект занятия по математике в старшей группы «Сложение»

    Цель : Формировать представление о сложении , как объединении групп предметов . Познакомить со знаком «+» ; Закрепить знание свойств предметов.

    Задачи :

    Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества;

    Совершенствовать умение решать задачи на сложение ;

    Совершенствовать знания о геометрических фигурах и форме цвете предметов;

    Развивать мыслительные операции, внимание, умение ориентироваться в пространстве;

    Развивать любознательность, доброжелательное отношение друг к другу, взаимопомощь, навыки самооценки.

    Интеграция образовательных областей : познавательная, речевая, художественно – эстетическая, физическая, социально – коммуникативная.

    Материал к занятию :

    Демонстрационный –картинки птиц, кошек, зайчат, белки, орехи, геометрические фигуры (два набора, в каждом – по 1прямоугольника желтого и по 3 круга -красного, по 3 треугольника-оранжевого, 2 овала-белого, 2 круга-коричного цвета). Модели «мешков» , карточки со знаком «+» и «=» .

    Раздаточный – набор картинок, карточки со знаком «+ и =» , геометрические фигуры, модели трёх «мешков» , изготавливаются из альбомного листа.

    Ход занятия:

    Воспитатель : Ребята, когда я шла в садик встретила куклу Машу. Она была очень грустная и попросилась к нам в гости. Вы знаете, какая она любознательная? Её сказочные друзья загадали ей загадку, но она не знает ответа и просить у вас помощи. Ну что поможете Маше?

    Дети : Поможем.

    Воспитатель : Сейчас я прочту вам загадку послушайте внимательно и ответьте .

    Числа плюсом прибавляем

    И ответ потом считаем.

    Если «плюс» , то, без сомнения,

    Это действие … (дети - «сложение » ) – слайд 1

    Сегодня тема нашего занятия «сложение » . Если отгадаете загадку, то вы узнаете каким знаком выражается сложение .

    А этот «крестик» каждый знает :

    Сложить он цифры помогает .

    Ответит каждый карапуз,

    Что этот знак зовётся. (дети : плюс) - слайд 2

    Воспитатель : Ребята, Маша вместе с вами хочет узнать, что такое сложение .

    А хотите я вам расскажу историю?

    Жил-был во дворе воробей. – слайд 3.

    Он любил по утрам сидеть на рябине и ждать, когда дети вынесут ему крошки. – слайд 4.

    Однажды утром он прилетел на рябину и видит : сидят там вот такие гости. –слайд 5. - трех снегирей

    Кто это?

    Дети : Снегири.

    Они прилетели из леса и клюют рябину. Рассердился воробей : ««Вы чего мою рябину едите?» А снегири говорят : «Не гони нас воробей. Голодно в лесу, холодно, всю рябину уже съели, позволь здесь покормиться, а то мы погибнем.» Не стал воробей жадничать. «ладно, ешьте-говорит,- а мне дети из садика хлебных крошек принесут» . Так и остались они вместе на рябине.

    Сколько на рябине снегирей? (дети - три)

    Сколько воробьев? (дети один)

    Как можно назвать воробья и снегирей одним словом? (дети – птицы) .

    Сколько всего птиц на дереве? (ответы детей - 4)

    Как вы узнали (сложили )

    Молодцы, правильно! Сложение обозначается знаком плюс (показ) .

    Посмотрите, сколько птиц сидят на ветке. Что получилось в результате сложения ? (1воробей и 3 снегиря – всего 4 птицы)

    Работа с раздаточным материалом .

    Воспитатель : У вас на столах модели мешков и геометрические фигуры (2 набора в каждом по 1 прямоугольнику и по 3 круга, карточки со знаками «+» и «=» . Положите в 1-ый мешок 1 прямоугольник, а во второй 3 кружка. На доске все действия дублируются.

    Проверьте, что лежит в 1-ом мешке? (1 прямоугольник)

    Что лежит во втором мешке? (3 кружка)

    - Сложите все эти фигуры в общий большой мешок. Что получилось? (1 прямоугольник и 3 кружка)

    Что мы сделали с фигурками?

    Дети : Собрали, сложили , объединили их в общий большой мешок.

    Воспитатель : Верно, обе части первый и второй мешок мы объединили в одно целое, сложили .

    Давайте еще раз вспомним все сначала.

    Что было в первом мешке? (один прямоугольник) – это первая часть.

    Что было во втором мешке? (три кружка) – это вторая часть.

    Что было потом? (все фигуры объединили, сложили ) . Мы сложили две части и получили целое. Чтобы показать сложение , не обязательно ссыпать все фигуры вместе, можно поставить между частями знак «+» .

    На доске на столах у детей появляется картина

    Мы получили две суммы. Равны ли они? (слева 1 прямоугольник и 3 кружка, и справа 1 прямоугольник и 3 кружка. Суммы равны).

    Какой знак мы можем поставить между ними? (знак «=» ).

    А теперь ребята вы устали давайте сделаем физкультминутку :

    Физкультминутка :

    Мы к лесной полянке вышли,

    Поднимая ноги выше,

    Через кустики и кочки,

    Через ветви и пенечки.

    Очень долго мы шагали,

    Наши ноженьки устали.

    Сейчас сядем, отдохнем,

    А потом гулять пойдем.

    А теперь давай поиграем и решим веселые задачки.

    Первая задача : Три игривых рыжих кошки

    Сели рядом у окошка

    Тут две кошки подбежали

    Сколько кошек вместе стало? (дети – пять) .

    Воспитатель : Как вы узнали (дети сложили )

    Молодцы, правильно! Сложение обозначается каким знаком (дети плюс) .

    Слайд -6. - Посмотрите, сколько кошек сели рядом у окошка. Что получилось в результате сложения ? (дети было 3 кошки и 2 подбежали – всего стало 5 кошек) . Правильно молодцы.

    А теперь решаем остальные задачи самостоятельно. У вас на столах лежат геометрические фигуры и модели мешков. Я сейчас вам прочитаю задачку, а вы внимательно слушайте и выполняйте. Какими геометрическими фигурами мы можем заменит орехи? (дети - желтыми кружочками, а белочек (оранжевыми треугольниками, зайчат (белыми овалами, медвежат (коричневыми кругами) .

    Вторая задача : Я нашел в дупле у белки

    Пять лесных орехов мелких

    Вот еще лежит один

    Ну и белка! Вот хозяйка

    Ты орешки сосчитай – ка!

    Воспитатель : Ну, что у вас получилось.

    Дети : Мы сложили две части и получили одно целое – шесть орешек. – слайд 7

    Воспитатель : Правильно теперь вы знаете как можно получить одно целое.

    Третья задача : Вот задумал еж друзей

    Пригласить на юбилей.

    Пригласил двух медвежат

    Двух зайчат и трех бельчат

    Посчитайте поскорей

    Сколько у ежа гостей?

    Дети : Мы сложили три части и получили одно целое – семь гостей. –

    Молодцы ребята справились вы с заданием.

    Итог :

    Чем мы с вами сегодня занимались?

    Вам понравилось? (да)

    Нашей гостье тоже очень понравилось. Она говорит вам большое спасибо!

    Какое действие мы выполнили с геометрическими фигурами? (сложение ) Какой знак показывает, что мы разные части объединили в целое? (знак +) . Спасибо, ребята, вы все молодцы!

    Публикации по теме:

    Конспект комплексной НОД по математике для старшей группы ДОУ. Тема «В сказку с тетушкой Козой» Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Ростов-на-Дону «Школа №30» (дошкольный уровень) КОНСПЕКТ.

    Конспект кружкового занятия в подготовительной группе «Составление и решение арифметических задач на сложение и вычитание». Цель: формирование умения составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание. Задачи: - Закреплять навыки количественного.

    Конспект занятия по математике для детей старшей группы по сказке «Теремок» ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: 1. Закрепить количественный и порядковый счёт,порядковые числительные. 2. Сравнить предметы по величине. 3. Закрепить.

    Конспект занятия по математике для старшей группы «Знакомство с числом 10» Цель. -познакомить детей с цифрой 10, учить ее записывать; -закреплять знания цифр в пределах 10? -продолжать учить ориентироваться по плану.