Палеоконтакт: встречи древних с пришельцами. Основные гипотезы происхождения человека - реферат Теория палеоконтакта древние пришельцы

Суть гипотезы палеоконтакта с внеземными цивилизациями состоит в том, что происхождение современного человека – это результат визита «добрых» инопланетян, прилетевших когда-то давно на Землю и научивших древних людей сеять пшеницу, лепить горшки, строить дома и т.д. Сам же человек, согласно теории палеоконтакта – продукт генетических опытов пришельцев, изменивших ход эволюции древней обезьяны.

Идея чрезвычайно популярна и взлелеяна СМИ и телевидением на ровне с и ГМО. Так откуда же растут корни у этой заманчивой гипотезы?

История теории палеоконтакта и ее сторонники

Еще в трудах мистиков 19 века (госпожа Блаватская) начинается история идеи палеоконтакта. В 20 столетии многие советские деятели вроде писателя-фантаста Александра Казанцева также увлекались данной гипотезой.

Во всём же мире теория древних космонавтов обязана своей популярностью прежде всего швейцарскому писателю Эриху фон Дэникену. В прошлом он являлся владельцем сети отелей, но благодаря успеху своей первой книги «Колесница богов», ставшей бестселлером, решил заняться писательской карьерой и в итоге написал более 30 произведений.

«Колесница богов» позже обзавелась экранизацией под названием «Воспоминания о будущем». В 1972 году в Советском союзе на премьеру кинокартины выстраивались очереди, в кинотеатрах билеты раскупались в считанные часы. Советские граждане с удовольствием смотрели фантастику за неимением канала РЕН ТВ.

Сам Эрих фон Дэникен чрезвычайно жизнерадостный открытый человек. Например, в интервью он не стесняется признаваться, что не является ученым и исследователем. Но зато его книги всегда имеют яркие обложки и много юмора:

«Диву даёшься, какими только псевдоаргументами не пытаются оперировать авторы школьных и университетских учебников, чтобы обосновывать свои учения, вызывающие зевоту»

То есть Дэникену и не нравятся, так как являются скучными. Зато писатель нашел способ внести живительную струю в научное болото: он находит в древнейшей истории какой-либо непонятный факт, и затем произносит заклинание «Aliens did it!». Готово, теорема доказана.

Вторая звезда на небосводе палеокосмонавтики – Захария Ситчин. Американский фантаст подарил нам Нибиру – загадочную , которую невидно ни в один телескоп. По его словам, раз в 3600 лет Нибиру подлетает к Земле, и именно в это время происходят технологические прорывы земной цивилизации. Например, на изобретение керамики и сельского хозяйства, по мнению Ситчина, человечество натолкнули добрые анунаки.

Факты палеоконтакта с внеземными цивилизациями

Во-первых, сторонники палеокосмонавтики приводят в качестве неопровержимого доказательства факт неравномерности научно-технического и культурного прогресса:

«Как древний человек, занимавшийся охотой и собирательством, в мгновение ока стал выдающимся мореплавателем, архитектором, астрономом? Это же всё неспроста!».

Тут авторы, как правило, начинают путаться в исторических деталях, так как плохо разбираются в данной теме. К примеру, Дэникен пытается рассказывать о невероятных достижениях неандертальцев, при этом упоминая памятники времен неолита, когда самих неандертальцев уже как несколько тысяч лет на планете не было.

Вообще, прогресс не обязан быть равномерным. Прямо сейчас на наших глазах наблюдается мощнейший технологический рывок, изобретаются 3d-принтеры, готовится пилотируемый полёт на Марс и экспедиции к спутнику Юпитера Европе в поисках настоящей внеземной жизни. Но сторонников теории древних космонавтов такие аналогии не убеждают.

Во-вторых, так называемые «неуместные артефакты» — изделие, сооружение или конструкция, которая не могла появиться в то время с тем уровнем технологий. Классический пример: древние египтяне, не способные сверлить гранит при помощи медных инструментов. Или огромные изображения животных в пустыне Наска. Или мегалитические постройки с их «огромными» размерами и «точностью» граней.

В-третьих, анализ древних текстов: эпосов, сказаний, религиозных писаний и легенд. В данных произведениях любители палеокосмонавтики усматривают рассказы о космических перелётах, сверхточные описания Солнечной системы и т.п.

Почти в любом эпосе божество живет на небесах, периодически спускаясь на Землю. Что это? Конечно, это посадка космического корабля! Божество гневается, испепеляет целые города – свидетельство древней ядерной войны. Боги кого-то исцеляют – демонстрация возможностей инопланетной медицины.

Таким образом, инопланетяне появляются в Библии, шумерских мифах, скандинавских сказаниях и китайских летописях. Мастер по чтению между строк – Захария Ситчин. Виртуоз и король интерпретаций.

Например, Ситчин берёт Библию и говорит: «Смотрите, вот это слово в Библии обычно переводится как «имя». Мне кажется, его можно перевести как «небесный корабль». Давайте везде в тексте заменим значение слова, и посмотрите-ка, какой интересный смысл получается!».

Еще один пример: шумерский миф о сотворении человека из глины и крови божества. «Не всё так просто!» — говорит нам Ситчин. Слово «глина» он предлагает заменить на «яйцо». Яйцо – это почти что яйцеклетка. Получается, что инопланетяне взяли яйцеклетку древней обезьяны и оплодотворили ее спермой Бога.

В-четвертых, древние изображения. Если долго на них смотреть, то можно разглядеть невероятные вещи. К примеру, что представлено на рисунке выше? Разумеется, древний рентген. У шумеров были томографы. Доказано.

На данной скульптуре девушка с кувшином? Нет, это космонавт со шлемом и наушниками. Правда, Ситчин не упоминает, что из под платья у женщины видны босые ноги. Но это же мелочи.

Что обозначают данные знаки шумерской письменности? Да это же Аполлон-11 – трехступенчатый космолёт со спускаемым аппаратом.

Авторы книг про палеоконтакт забывают про принцип бритвы Оккама: не стоит плодить сущности без необходимости. Гипотеза о древних пришельцах требует огромного количества произвольных допущений. При этом игнорируются гораздо более простые, порой банальные объяснения.

Например, «небесная колесница» может быть метафорой, описанием галлюцинаций, атмосферным явлением, пролётом кометы и, наконец, выдумкой автора.

Мегалиты и невероятные технологии древних

Приверженцы гипотезы палеоконтакта с внеземными цивилизациями плохо знают историю и палеонтологию. Давно экспериментально было доказано, что если взять медную трубку, абразив (кварцевый песок) и сделать ручной коловорот, то гранит прекрасно не спеша сверлится. Такие опыты проводились даже любителями в домашних условиях, подробных отчетов в интернете несметное количество.

Обошлись без гуманоидов строители Великой китайской стены длиной 10 000 км. Не помогали пришельцы при вырубке в скале огромной 70-метровой статуи Будды в Китае (8 век), строительстве храма Святого Стефана в Вене высотой более 130 метров (15 век).

Да зачем далеко за примерами ходить, гром-камень, на котором стоит Медный всадник в Санкт-Петербурге. Он весит 1500 тонн, а заготовка весила 2000 тонн. Тем не менее, его приволокли с другого берега финского залива и установили в нужном месте.

Любители теории древних космонавтов гордятся тем, что их гипотеза позволяет объяснить множество сложных вопросов истории, начиная с и заканчивая чудесами из Ветхого завета.

На самом деле, сверхуниверсальность и отсутствие границ применимости – характерная черта многочисленных всевдонаучных фантазий. Адепты палеокосмонавтики ведут себя так же, как и религиозные сектанты, которым всюду мерещится рука Творца.

Фактически, это новая религия 21 века. Традиционные религии уже не в моде, Дарвин и теория абиогенеза скучные, а инопланетяне — самое то, в духе современных фантастических фильмов и сериалов.

Лучше давайте вспомним слова Карла Сагана, продюсера : «Экстраординарные заявления требуют экстраординарных доказательств». Любите науку, читайте ВикиНауку!

Видео с опровержением доказательств теории палеоконтакта смотреть онлайн:

Реферат по теме:

«Основные гипотезы происхождения человека».

По предмету: «Концепция современного естествознания».

Выполнила студентка II курса

Иванова Ю.В.

Москва, 2010

    Введение ……………………………………………………. 3

    Теории антропогенеза:

    1. Теория эволюции …………………………………….. 3

      Теория творения (креационизм) …………………….. 5

      Теория палеовизита ………………………………….. 7

      Теория пространственных аномалий ……………….. 9

    Заключение ………………………………………………… 11

    Библиография ……………………………………………… 12

Введение.

Каждого человека, как только он начинал осознавать себя личностью, посещал вопрос «откуда мы взялись?». Несмотря на то, что вопрос звучит весьма просто, единого ответа на него не существует. Тем не менее, этой проблемой – проблемой возникновения и развития человека – занимается целый ряд наук. В частности в науке антропологии выделено даже такое понятие, как антропогенез, то есть историко-эволюционного формирования физического типа человека. Другие аспекты происхождения человека изучаются философией, теологией, историей, палеонтологией. Теории, касающиеся возникновения жизни на Земле, разнообразны и далеко не достоверны. Наиболее распространенными теориями возникновения жизни на Земле являются следующие:

    Эволюционная теория;

    Теория творения (креационизм);

    Теория внешнего вмешательства;

    Теория пространственных аномалий.

Теория эволюции.

Эволюционная теория п редполагает, что человек произошел от высших приматов - человекообразных обезьян путем постепенного видоизменения под влиянием внешних факторов и естественного отбора.

Эволюционная теория антропогенеза имеет обширный набор разнообразных доказательств - палеонтологических, археологических, биологических, генетических, культурных, психологических и других. Однако многие из этих доказательств могут трактоваться неоднозначно, что позволяет противникам эволюционной теории оспаривать ее.

Согласно этой теории имеют место следующие основные стадии эволюции человека:

    время последовательного существования антропоидных предков человека (австралопитек);

    существование древнейших людей: питекантропа;

    стадия неандертальца, то есть древнего человека;

    развитие современных людей (неоантропов).

В 1739 шведский естествоиспытатель Карл Линней в своей “Системе природы” (Systema Naturae) классифицировал человека – Homo sapiens – как одного из приматов. С тех пор среди ученых не возникало никаких сомнений в том, что именно таково место человека в зоологической системе, которая охватывает все ныне живущие формы едиными классификационными отношениями, основанными главным образом на особенностях анатомического строения. В этой системе приматы образуют один из отрядов в составе класса млекопитающих и разделяются на два подотряда: полуобезьяны и высшие приматы. К последним относятся обезьяны, человекообразные обезьяны и человек. Приматы обладают многими общими специфическими признаками, отличающими их от других млекопитающих.

Однако свое распространение теория эволюции приобрела благодаря исследованиям английского ученого – Чарльза Дарвин. Его теория о естественном отборе стала настоящим прорывом, доводы, приведенные Дарвином и его последователями, привели к тому, что теория эволюции получила большое распространение в научном мире и эволюция человека из животного мира стала основной теорией антропогенеза.

На сегодняшний день в мире среди простых людей есть немало тех, кто считает себя убежденными приверженцами эволюционного антропогенеза, но, несмотря на большое число его почитателей, существует колоссальное количество ученых и простых обывателей, признающих теорию несостоятельной и приводящих веские, неоспоримые аргументы против эволюционного взгляда на мир. Авторитетная часть ученых воспринимает эволюционную теорию не иначе, как мифологию, основанную более на философских измышлениях, чем на научных данных. Благодаря этому в современном научном мире продолжаются непрекращающиеся дискуссии о причинах возникновения мира и человека, которые порой даже выливаются во взаимную вражду. Тем не менее, теория эволюции все еще существует и является наиболее серьезной и обоснованной.

Теория творения (креационизм).

Данная теория утверждает, что человек сотворен Богом, богами или божественной силой из ничего или из какого-либо небиологического материала. Наиболее известна библейская версия, согласно которой Бог создал мир за семь дней, а первые люди - Адам и Ева - были сотворены из глины. Эта версия имеет более древние египетские корни и ряд аналогов в мифах других народов.

Безусловно, самыми ярыми последователями данной теории являются религиозные общины. Основываясь на священных текстах древности (Библия, Коран и др.), последователя всех мировых религий признают данную версию единственно возможной. Появилась данная теория в исламе, но свое распространение получила в христианстве. Все мировые религии тяготеют к версии о Боге-творце, однако его облик может меняться, в зависимости от религиозной ветви.

Ортодоксальная теология считает теорию творения не требующей доказательств. Тем не менее, выдвигаются различные доказательства этой теории, важнейшее из которых - сходство мифов и легенд разных народов, повествующих о сотворении человека.

Современная теология привлекает для доказательства теории творения новейшие научные данные, которые, однако, в большинстве своем не противоречат и эволюционной теории.

Некоторые течения современной теологии сближают креационизм с эволюционной теории, полагая, что человек произошел от обезьяны путем постепенного видоизменения, но не в результате естественного отбора, а по воле Бога или в соответствии с божественной программой.

Креационизм мыслится как Божье Творение. Однако в настоящее время некоторые рассматривают его и как результат деятельности высокоразвитой цивилизации, создающей различные формы жизни и наблюдающей за их развитием.

С конца прошлого века теория эволюции доминировала во всем мире, однако несколько десятилетий назад новые научные открытия заставили многих ученых усомниться в возможности действия эволюционного механизма. Кроме того, если эволюционная теория имеет хоть какое–то объяснение процесса возникновения живой материи, то механизмы возникновения Вселенной просто остаются за рамками этой теории, в то время как религия дает исчерпывающие ответы на многие спорные вопросы. В большинстве своем креационизм основывается на Библии, которая дает довольно четкую схему возникновения окружающего нас мира. Многие считают, что креационизм - это теория, опирающаяся в своем развитии исключительно на веру. Тем не менее, креационизм является именно наукой, опирающейся на научную методологию и результаты научных экспериментов. Данное заблуждение вытекает прежде всего из–за очень поверхностного знакомства с теорией творения, а также из–за прочно сложившегося предвзятого отношения к этому научному течению. В результате этого многие люди намного более благожелательно относятся к совершенно ненаучным, не подтвержденным практическими наблюдениями и экспериментами теориям, таким, как например, фантастическая "теория палеовизита", допускающая возможность искусственного творения известной нам Вселенной "внешними цивилизациями".

Часто, сами креационисты подливают масла в огонь, ставя веру в один ряд с научными фактами. Это порождает у многих людей впечатление, что они имеют дело более с философией или религией, чем с наукой.

Креационизм не решает проблемы узкой, сугубо специализированной области научных знаний. Каждая отдельная наука, изучающая свою часть окружающего нас мира, органично является частью научного аппарата креационизма, а полученные ею факты складывают целостную картину креационного учения.

Основная цель креационизма - способствовать познанию человеком окружающего мира научными методами и использовать это знание для решения практических нужд человечества.

Креационизм, как и любая другая наука, имеет свою философию. Философия креационизма - это философия Библии. И это многократно увеличивает ценность креационизма для человечества, которое уже успело на собственном примере убедиться, как важна философия науки для предотвращения необдуманных последствий ее развития.

Креационизм является на сегодняшний день наиболее последовательной и непротиворечивой теорией возникновения окружающего нас мира. И именно его согласованность с многочисленными научными фактами самых разнообразных научных дисциплин делают его наиболее перспективной платформой для дальнейшего развития человеческого познания.

Теория внешнего вмешательства (палеовизит).

Согласно этой теории появление людей на Земле так или иначе связано с деятельностью иных цивилизаций. Сам термин палеовизит означает посещение Земли внеземными цивилизациями. В простейшем варианте ТВВ считает людей прямыми потомками инопланетян, высадившихся на Землю в доисторическое время.

Более сложные варианты ТВВ предполагают:

а) скрещивание иномирян с предками людей;

б) порождение человека разумного методами генной инженерии;

в) управление эволюционным развитием земной жизни силами внеземного сверхразума;

г) эволюционное развитие земной жизни и разума по программе, изначально заложенной внеземным сверхразумом.

На рубеже 50–60-х годов тема палеовизита получила реальный шанс быть включенной в сферу нормальных научных исследований.

С одной стороны, в этот период произошел подлинный переворот в восприятии всей проблематики внеземных цивилизаций. Радиоастрономия и техника связи достигли к тому времени такого уровня развития, что стало ясно: уже сегодня осуществима радиосвязь между человечеством и его предполагаемыми "братьями по разуму" из ближайших звездных систем. Началось прослушивание космоса в поисках осмысленных сигналов, потоком хлынули статьи и монографии о внеземных цивилизациях и способах контакта с ними, словом, вопрос об инопланетном разуме, доселе казавшийся несколько отвлеченным, сделался наконец-то предметом практических забот науки.

С другой стороны, глубокое воздействие на научную мысль, да и на все общество, оказало вступление человечества в космическую эру. Завоевание околоземного пространства, бурный прогресс космонавтики, ее безграничные перспективы – все это, помимо прочего, создавало и солидную основу для предположения, что более развитые цивилизации Галактики могли уже давно приступить к межзвездным экспедициям.

Первым разработчиком теории палеовизита стал М.М. Агрест. Высказав мысль о возможности неоднократного посещения Земли посланцами иных миров, ученый призвал к поиску соответствующих свидетельств в мифах, легендах, памятниках письменности и материальной культуры. Он обратил внимание на ряд фактов, относящихся, преимущественно, к Ближнему Востоку и соседним регионам: библейские тексты о пришествии на Землю небесных существ, гигантскую каменную террасу, неизвестно кем и с какой целью воздвигнутую в Баальбеке (Ливан), рисунок "космонавта" на скалах Тассилин-Аджера (Северная Африка) и т.д. Однако теория не получила должного отклика в научном мире. Были и другие попытки вернуться в ней, но все они упирались в стереотипы консервативной науки и невозможность предъявления обоснованных доказательств.

В последние десятилетия теория палеовизита переживает свое второе рождение. С каждым годом число ее сторонников и последователей растет, а научные исследования дают ученым право все увереннее говорить о существовании внеземной высокоразвитой цивилизации, которая создала наш мир. Некоторые древние племена утверждают, что произошли от пришельцев, которые передали им свои знания и неоднократно посещали Землю. Отрицать этого нельзя, поскольку необъяснимые открытия в области мифологии и археологии ставят в тупик консервативную науку, но все эти загадки мировой истории приобретают смысл в контексте существования внеземного присутствия. Это и наскальные рисунки, изображающие неизвестных существ, и сложные конструкции, покоящиеся в толще земли или на ее поверхности… И кто знает, быть может таинственный Стоунхендж, посылающий засекреченные сигналы в космическое пространство, является информационным модулем, благодаря которому внеземной разум следит за жизнью своих творений.

Теория пространственных аномалий.

Последователи данной теории трактуют антропогенез, как элемент развития устойчивой пространственной аномалии - гуманоидной триады, под которой принято понимать субстанции, слияние и взаимодействие которых привело к возникновению человечества. Данные субстанции образуют цепь "Материя - Энергия - Аура" , характерную для многих планет Земной Вселенной и ее аналогов в параллельных пространствах. Данная теория считает материю и энергию не естественными элементами мироздания, а пространственными аномалиями: идеальное пространство не содержит ни материи, ни энергии и состоит из проточастиц, находящихся в равновесном состоянии, нарушение этого равновесия ведет к возникновению элементарных частиц, находящихся в энергетическом взаимодействии между собой. Аура - это информационный элемент мироздания. Она способна оказывать влияние на материю и энергию, но и сама зависит от них, то есть здесь тоже наблюдается взаимодействие. Она больше похожа на компьютер, хранящий и обрабатывающий информацию и просчитывающий план развития материального мира на несколько шагов вперед.

Впрочем, последователи теории пространственных аномалий полагают, что развитие человеческой цивилизации, а может быть, и других цивилизаций вселенной, делает ауру всё более похожей именно на Вселенский разум и даже на божество, возможности которого возрастают по мере развития и распространения разума во Вселенной.

ТПА предполагает, что система "Материя-Энергия-Аура" стремится к постоянному расширению, усложнению структурной организации, а Аура, как управляющий элемент системы, стремится к созданию разума.

В этом отношении разум - вещь совершенно бесценная. Ведь он позволяет перевести существование матери и энергии на новый уровень, где существует направленное созидание: изготовление предметов, не существующих в природе, и использование энергии, которую природа хранит в латентном состоянии или тратит в пустую.

Аура - не бог, и ей не под силу чудесным образом сотворить разумное существо. Она может лишь в процессе сложных взаимодействий вызвать к жизни такие факторы, которые в дальнейшем способны привести к возникновению разума.

ТПА объясняет это тем, что в своем стремлении к усложнению жизненных форм Аура просчитывает на несколько шагов вперед перспективы каждого вида. Видам высокоспециализированным и потому бесперспективным она позволяет вымирать. А виды, имеющие перспективу, подталкивает к изменениям в заданном направлении.

Вероятно, Аура имеет энергетический или материальный потенциал, который позволяет её вносить изменения в генетические структуры и вызывать заданные мутации. Есть предложения, что жизнь обусловлена не только биохимическими процессами, но и особыми волновыми явлениями на субатомном уровне. Не исключено, что именно эти явления и есть материальное эхо ауры - а может быть и сама аура.

ТПА предполагает, что в гуманоидных вселенных на большинстве пригодных для жизни планет биосфера развивается по одному и тому же пути, запрограммированному на уровне Ауры.

При наличии благоприятных условий этот путь приводит к возникновению гуманоидного разума земного типа.

В целом трактовка антропогенеза в ТПА не имеет значительных расхождений с эволюционной теорией. Однако ТПА признает существование определенной программы развития жизни и разума, которая наряду со случайными факторами управляет эволюцией.

Заключение.

Происхождение жизни - один из самых таинственных вопросов, исчерпывающий ответ на который вряд ли когда-нибудь будет получен. Множество гипотез и даже теорий о возникновении жизни, объясняющих различные стороны этого явления, неспособны пока что преодолеть существенное обстоятельство - экспериментально подтвердить факт появления жизни. Современная наука не располагает прямыми доказательствами того, как и где возникла жизнь. Существуют лишь логические построения и косвенные свидетельства, полученные путем модельных экспериментов, и данные в области палеонтологии, геологии, астрономии и других наук.

Основных проблем антропологии и теснейшим образом... В 1871 г. в книге «Происхождение человека и половой отбор» Ч.Дарвин выдвинул гипотезу о происхождении человека от обезьяноподобного предка...

  • Гипотезы происхождения жизни

    Курсовая работа >> Биология

    Всех форм жизни, включая человека . Внезапность – артефакт, ... В современном естествознании существует пять основных концепций возникновения жизни: 1) креационизм... положения в коацерватной гипотезе происхождения жизни. Основу гипотезы составляет утверждение, что...

  • 05.12.2013 - 12:12

    Теория палеоконтактов, которая утверждает, что на Земле в незапамятные времена побывали представители высокоразвитых цивилизаций, становится все более популярной. Почему-то большинство ее приверженцев считает, что ее создатель - исследователь из Швейцарии Эрих фон Дэникен. Но на самом деле он воспользовался идеями советских ученых - именно в СССР палеоконтакты чуть было не стали объектом научного изучения, однако помешал ряд роковых случайностей...

    Перельман против!

    У истоков теории палеоконтактов, точнее, мысли о множественности разумных миров во Вселенной, стоял отец космонавтики Константин Циолковский. Еще в начале XX века гений из Калуги рассуждал о других планетах, о возможных населенных мирах, к которым полетят люди. В своей работе «Воля Вселенной» он писал: «Ранее никто не допускал возможности небесных сношений, в особенности путешествий вне Земли. Поэтому устанавливалось мнение, что они невозможны. А если так, то все факты, доказывающие эти сношения, если они и были, беспощадно отрицались людьми науки».

    Действительно, долгие годы возможность посещения Земли представителями каких-либо других цивилизаций вообще никому не приходила в голову. Во многом потому, что люди сами были привязаны к Земле и не представляли, что люди могут летать на самом деле, а не в сказках. Однако шло время, человечество изобрело самолеты, фантасты и отдельные ученые начали задумываться о полетах в дальний космос, и вот тогда-то у людей стали появляться мысли о других населенных мирах…

    В 1930 году в советском журнале «Вестник знания» появилось письмо-вопрос анонимного читателя: «Если во Вселенной, без сомнения, есть и более развитые культуры, нежели земная, то почему Землю до сих пор не посетили жители иных миров?».

    Редакция попросила прокомментировать этот вопрос авторитетных советских ученых, и их дискуссия, бесспорно, серьезная веха в исследовании теории палеоконтактов.

    Правда, известный ученый и популяризатор науки Яков Перельман высказался тогда в том смысле, что подобное посещение представителями других цивилизаций маловероятно. Зато Циолковский заявил: «В нашем распоряжении только факт непосещения Земли в течение нескольких тысячелетий сознательной жизни человечества. А прошедшие и будущие времена!..»

    А профессор Николай Рынин высказался вполне определенно: «Утверждение, что жители иных миров не посещали нашей планеты, действительно подтверждается официальной историей всех стран. Однако, если мы обратимся к сказаниям седой старины, то заметим странное совпадение в легендах стран, разъединенных между собой океанами и пустынями. Это совпадение заключается в том, что во многих легендах говорится о помещении земли в незапамятные времена жителями иных миров. Почему не допустить, что в основе этих легенд лежит какое-либо зерно истины?».

    Профессор Рынин знал, о чем говорил. Многие годы он собирал в мифах всех времен и народов любые упоминания о полетах – а затем опубликовал в многотомной энциклопедии «Межпланетные путешествия». В этих мифах говорится о том, что еще в глубокой древности люди летали на удивительных летающих машинах, которые во многом превосходят современные…

    Александр Казнцев: они были!

    Но несмотря на то, что столь авторитетные ученые не отрицали возможности посещения Земли инопланетянами, все же объектом научного изучения палеоконтакты (их в СССР называли палеовизитами) не стали. Во многом, конечно, этому мешали объективные трудности советского государства – наука решала насущные задачи, и вопрос пришельцев из прошлого мало кого интересовал всерьез. Затем началась Отечественная война, после которой еще долгое время всем было не до этой проблемы.

    Однако еще в 1945 году знаменитый писатель-фантаст Александр Казанцев выдвинул предположение о том, что Тунгусский метеорит был в действительности космическим управляемым кораблем, который взорвался в результате ядерного взрыва. Позже Казанцев стал утверждать, что само человечество появилось в результате посещения планеты представителями других цивилизаций.

    Правда, он заявлял об этом не в научных статьях, а в фантастических произведениях. Но его идеи находили отклик и в научном мире, потому что Казанцев рассказывал в своих книгах о реально существующих научных загадках, например, гибели планеты Фаэтон. – исследователи уже давно бились на ее загадкой.

    В 1974 году он написал роман «Фаэты». По версии фантаста, таинственная планета погибла из-за ядерного взрыва, случившегося во время войны между ее обитателями, причем несколько ее обитателей очутились на Земле и стали прародителями людей.

    Интересно, что «благословил» писателя на создание «Фаэтов» Нобелевский лауреат Нильс Бор, который в начале 70-х годов приезжал в Москву. Казанцев во время на встрече великого физика с московскими писателями задал тому вопрос - может ли взрыв сверхмощного ядерного устройства вызвать взрыв всей планеты?

    Нильс Бор ответил так: «Я не исключаю возможности такого взрыва. Но если бы это и было не так, все равно ядерное оружие надо запретить».

    Казанцев писал в своих мемуарах: «Ответ Нильса Бора оказался тем толчком, который побудил меня написать трилогию "Фаэты", где высказана гипотеза о том, что человечество может происходить от космических переселенцев, в силу обстоятельств не вернувшихся на родную планету".

    Писатель в этом романе озвучил и по-своему интерпретировал и другие действительно существующие загадки – упоминание в древнеиндийских эпосах о летающих колесницах и таинственном оружии, загадочные японские статуэтки, напоминающие космонавтов, таинственные боги инков и ацтеков и т.д.

    Можно было бы считать все это фантастикой, но сам Казанцев был убежден в том, что в прошлом на нашей планете побывали внеземные гости. В 1984 году во время интервью ему задали вопрос, верит ли он в то, что что звездные пришельцы бывали на нашей планете?

    Писатель высказался однозначно и определенно:

    «Я не понимаю такой постановки вопроса: верить – не верить! Я просто знаю: они были. Знаю, так как имею решающие доказательства. Теперь необходимо, чтобы наука не отмахивалась от «курьезов» природы и истории, а занялась обстоятельной разработкой не только радиоастрономического, но и исторического направления поисков».

    Матест Агрест: следы ведут в космос!

    Однако именно с историческим направлением поисков и были проблемы. Теория палеоконтактов почему-то вызывала живой интерес у представителей точных наук и совершенно игнорировалась гуманитариями – историками и филологами, хотя именно в различных устных и письменных древних источниках имеются описания посещения Земли представителями развитых цивилизаций.

    Как написал известный советский ученый-филолог, исследователь теории палеонтактов Юрий Морозов: «Причина была проста. Исторические науки всегда имели дело исключительно с земными явлениями, и даже начало космической эры не поколебало сосредоточенности этих наук на сугубо "домашних" вопросах. Таким образом, ситуация сложилась парадоксальная: проблема палеовизита сформулирована, ее научная актуальность достаточно очевидна - а исследовать проблему в конкретно-историческом плане вроде бы некому».

    А вот физики пытались как раз исследователь теорию палеоконтактов. Доктор физико-математических науки Матест Агрест был уверен, что Землю посещали пришельцы. Причем доказывал он это именно с помощью точных наук – изучал строение загадочных тектитов, утверждая, что они образовались в результате ядерного взрыва.

    Также Агрест поднимал вопрос – почему в древних источниках так много говорится о явлениях, которые были открыты совсем недавно? Например, в древних легендах есть точные сведения о спутниках Марса, открытых только в XIX веке.

    Физик подготовил статью, в которой поднимал эти вопросы, для публикации в сборнике «Доклады Академии наук СССР». Его научным куратором был Игорь Курчатов, который порекомендовал Академии наук труд Агреста.

    Однако, внезапная смерть Курчатова помешала этой публикации - научное сообщество посчитало эту гипотезу слишком смелой (имена ученых, запретивших эту публикацию, вряд ли кто-то теперь даже вспомнит – так как ничем особенным они не прославились и ничего не открыли). Тогда Агрест отправил свой труд в «Литературную газету», и 1960 году там вышла его статья под названием «Следы ведут в космос?»

    Так как после смерти Курчатова Агрест остался без авторитетной поддержки, его публикация была очень холодно встречена научным миром. Зато западная пресса тут же перепечатала труд Агреста, после чего теория палеоконтактов стала излюбленной темой западных исследователей, первый среди которых Эрик фон Дэникен.

    Следы древних космонавтов

    Впрочем, в СССР из-за железного занавеса Деэникен был мало известен (хотя позже в Советском Союзе с большим успехом прошел его фильм «Колесницы богов»), и поэтому у нас какое-то время теорию палеовизитов пытались изучать с научной точки зрения.

    Труд Агреста был напечатан в сборнике «На суше и на море», и редколлегией было отмечено, что: «Гипотеза Агреста, вне зависимости от отношения к ней, построена на материалистической основе и заслуживает внимания».

    В советских газетах и журналах начали появляться статьи, посвященные теории палеовизитов.
    Занимался этой теорией геолог Владимир Авинский – и не случайно, ведь именно гелогам приходится сталкиваться с загадками прошлых времен, например находить в пластах угля, которым миллионы лет, загадочные предметы.

    В 1981 году издательство «Наука» выпустило сборник «Поиск внеземных цивилизаций» со статьей востоковеда Игоря Лисевича «Древние мифы глазами человека космической эры». Исследователь задавался вопросам - почему в древних китайских источниках имеются описания существ, очень похожих на роботов, а так же загадочных серебристых повозках, которые могут летать?

    Вопросам таинственных летающих колесниц были посвящены и статьи харьковского инженера Владимира Рубцова, печатавшегося в «Технике – молодежи». Например, в своей статье «Астравидья – миф или реальность?» он с технической точки зрения рассматривал летающие колесницы из древних индийских эпосов и утверждал, что это описание механизмов.

    Рубцов сотрудничал с филологом Юрием Морозовым, который так же изучал палеовизиты. В начале 1991 года в популярной серии «Знак вопроса» вышла работа Юрия Морозова «Следы древних космонавтов». В ней он рассказывал о истории изучения палеоконтактов и о тех проблемах, которые стоят перед исследователями.

    Работа кончалась на оптимистической ноте – ученый утверждал, что создана инициативная группа, состоящая из ученых нескольких стран, готовится выпуск «Журнала палеовизитологии», и исследование палеовизитов встанет на научные рельсы. Но… вскоре развалился СССР, научное сообщество все эти годы переживает множество серьезнейших проблем, и вот уже много лет ученым не до пришельцев с далеких планет, когда-то оставивших следы на Земле…

    • 7559 просмотров

    На рубеже 50–60-х годов тема палеовизита получила реальный шанс быть включенной в сферу нормальных научных исследований.


    С одной стороны, в этот период произошел подлинный переворот в восприятии всей проблематики внеземных цивилизаций (ВЦ). Радиоастрономия и техника связи достигли к тому времени такого уровня развития, что стало ясно: уже сегодня осуществима радиосвязь между человечеством и его предполагаемыми "братьями по разуму" из ближайших звездных систем. Началось прослушивание космоса в поисках осмысленных сигналов, потоком хлынули статьи и монографии о ВЦ и способах контакта с ними, словом, вопрос об инопланетном разуме, доселе казавшийся несколько отвлеченным, сделался наконец-то предметом практических забот науки.


    С другой стороны, глубокое воздействие на научную мысль, да и на все общество, оказало вступление человечества в космическую эру. Завоевание околоземного пространства, бурный прогресс космонавтики, ее безграничные (как многим тогда верилось) перспективы – все это, помимо прочего, создавало и солидную основу для предположения, что более развитые цивилизации Галактики могли уже давно приступить к межзвездным экспедициям.


    И не случаен тот факт, что одновременно с проработкой первых экспериментов, нацеленных на обнаружение разумных сигналов из космоса, в научной среде прозвучал призыв к развертыванию поисков и по совершенно другому адресу – в анналах земной истории. С такой идеей выступил советский математик М.М. Агрест.


    Любопытны некоторые подробности тех давних событий, положивших начало регулярному обсуждению проблемы палеовизита. Как сообщил мне М.М. Агрест, его статью намеревался рекомендовать к публикации в "Докладах Академии Наук СССР" академик И.В.Курчатов, Однако смерть Игоря Васильевича нарушила эти планы. Еще раньше работу Агреста отклонил, признав ее "слишком смелой", журнал "Природа". 9 февраля 1960 года "Литературная газета" поместила изложение гипотезы Агреста, и, лишь спустя год, когда в прессе и на публичных диспутах вовсю бушевали страсти по поводу его предположений, читатели смогли узнать о них из первоисточника: статья М.М. Агреста "Космонавты древности" была напечатана в альманахе "На суше и на море".


    Обосновав возможность неоднократного посещения Земли посланцами иных миров, ученый призвал к поиску соответствующих свидетельств в мифах, легендах, памятниках письменности и материальной культуры. Он обратил внимание на ряд фактов, относящихся, преимущественно, к Ближнему Востоку и соседним регионам: библейские тексты о пришествии на Землю небесных существ, гигантскую каменную террасу, неизвестно кем и с какой целью воздвигнутую в Баальбеке (Ливан), рисунок "космонавта" на скалах Тассилин-Аджера (Северная Африка) и т. д. Предполагая в этих фактах следы палеовизита, Агрест, однако, подчеркивал, что все сказанное им в статье – только гипотеза, требующая тщательной проверки. "Полностью решить этот вопрос можно лишь экспериментальными исследованиями по хорошо продуманной программе с применением всех современных методов анализа".


    Той же темы коснулся в статье, увидевшей свет в мае 1963 года, американский астрофизик Карл Саган. Бесспорно, побудительным толчком для него послужила гипотеза Агреста, ставшая широко известной и за рубежом, но во многом американский ученый шел от собственных размышлений о космических полетах и контактах. В частности, Саган подверг критике распространенное в те годы мнение, будто радиосвязь – самый эффективный способ общения между цивилизациями Вселенной. У переговоров на сверхдальних расстояниях есть много недостатков: трудности взаимопонимания, долгое ожидание ответа (исчисляемое десятилетиями, а то и веками) и т.д. Кроме того, уповая лишь на дистанционный обмен сигналами, не пообщаешься с разумными существами, еще не открывшими радио, – а такие культуры, справедливо указал Саган, тоже представляют немалый интерес для высокоразвитых цивилизаций космоса. В этом случае реален только один способ контакта: межзвездная экспедиция и непосредственное знакомство со слаборазвитым обществом на его родной планете.


    Объектом прямого наблюдения, естественно, могла стать и культура, зародившаяся на Земле, причем по мере своего "взросления" человечество делалось бы все более интересным для его "старших братьев" из космоса, и "частота исследовательских посещений нашей планеты" постепенно бы возрастала, заметил Саган. По поводу же доказательств таких визитов ученый был чрезвычайно осторожен. Вавилонская письменная традиция повествует о странных существах, давших начало шумерской цивилизации. Не исключено, говорит Саган, что этими наставниками были инопланетяне, однако для выяснения истины нужны специальные исследования. Вообще самое ценное в его статье – это мысль, что установить реальность палеовизита по историческим источникам будет весьма и весьма непросто. Опасения Сагана, как мы увидим дальше, оказались пророческими.


    Итак, на смену робким догадкам и полуфантастическим предположениям в начале 60-х годов пришла четкая, по-научному основательная постановка проблемы палеовизита. Хотя и советский ученый, и его американский коллега назвали несколько возможных следов посещения Земли, главное все же было в другом. Оба исследователя сознавали: пусть эти интерпретации приведенных ими фактов не подтвердятся, выявление аналогичных (и более определенных) свидетельств нужно продолжать – ведь проблема-то объективно стоит перед наукой и требует решения! В сущности, своими статьями М.М. Агрест и К. Саган внесли "заявку" на формирование в науке еще одного поискового направления, параллельного поискам ВЦ в космосе. Казалось, эта новая область исследований уже начинает складываться. В действительности, однако, все получилось иначе.


    Мысль о возможности палеовизита нашла положительный (хотя и сдержанный) отклик в основном у тех ученых, кто уже занимался тематикой ВЦ. Но пойти дальше общего признания необходимости серьезно исследовать этот вопрос они, естественно, не решались, ибо прекрасно понимали, что на практике искать следы палеовизита и определять степень их доказательности надлежит историкам, археологам, фольклористам, искусствоведам, палеонтологам – короче, людям, профессионально изучающим земное прошлое. А вот среди специалистов этого профиля "призыв" Агреста и Сагана как раз и не получил должной поддержки. Причина была проста. Исторические науки всегда имели дело исключительно с земными явлениями, и даже начало космической эры не поколебало сосредоточенности этих наук на сугубо "домашних" вопросах. Таким образом, ситуация сложилась парадоксальная: проблема палеовизита сформулирована, ее научная актуальность достаточно очевидна – а исследовать проблему в конкретно-историческом плане вроде бы некому.


    В результате тема пришельцев оказалась отданной на откуп любителям. Авторы многочисленных статей и книг, написанных в 60–70-е годы в поддержку идеи о посещении Земли, как правило, не были специалистами в затрагиваемых ими областях исторического знания, да и к науке вообще зачастую имели весьма отдаленное отношение, однако ни самих пишущих, ни широкого читателя данное обстоятельство не смущало. Поиск следов космического визита представлялся делом, доступным любому желающему.


    На такой почве сформировался классический вариант "гипотезы о пришельцах" (или, как называют ее за рубежом, "теории древних астронавтов"), в котором изначально осторожный вопрос: "А может, они были на Земле?" – давно заменен убежденным ответом: "Конечно, были!"


    Среди тех, кто создавал и пропагандировал эту "теорию", особый успех выпал на долю швейцарца Эриха фон Деникена. Каждая новая его книга автоматически становится бестселлером; на его лекции трудно попасть; по его книгам снято несколько не менее популярных фильмов (один из них, "Воспоминания о будущем", шел в свое время в нашем кинопрокате). Деникен является идейным лидером международного Древнеастронавтического общества, созданного 14 сентября 1973 года и объединившего сторонников "теории", как занимающихся собственными разысканиями, так и просто "сочувствующих". Для миллионов читателей в различных странах он сделался ведущим авторитетом в этой области. "Рекомендовано Деникеном", "с предисловием Деникена" – подобные уведомления, красующиеся на многих книгах его единомышленников, служат им лучшей рекламой...


    В чем причина такого успеха? Отчасти ему способствовали личные качества автора, проявившиеся (точнее, умело поданные) в его книгах. Деникен весьма начитан; не имея научной квалификации, он смело оперирует данными самых разных наук, ориентируется в новейших открытиях и гипотезах. Его энергия заразительна. В поисках следов пришельцев швейцарский "писатель-исследователь" (так он сам себя характеризует) объездил весь земной шар. Недаром на фотографиях, иллюстрирующих его книги, так часто присутствуют личностные мотивы: Деникен на острове Пасхи, Деникин измеряет каменный монолит, Деникен беседует с именитым ученым... Все эти детали создают привлекательный для широкой публики имидж талантливого самоучки, который благодаря своей целеустремленности и поисковой активности сумел бросить вызов устоявшимся научным взглядам.


    Сам Деникен уверен, что для полноценного исторического исследования вовсе не обязательны профессиональная подготовка и специальные знания, напротив, они даже мешают "пустить фантазию в свободный полет". Соответственно этому вся конкретная аргументация автора "Воспоминаний о будущем" строится в расчете на мышление неспециалиста, апеллирует к его житейскому "здравому смыслу".


    "Не правда ли, очень похоже на астронавта?" – спрашивает Деникен, помещая репродукцию какого-нибудь наскального изображения. "И в самом деле, похоже", – изумляется читатель, не раз видевший космонавтов в массовой печати и на экранах телевизоров. "А могли ли люди, не имевшие совершенной техники, воздвигнуть такой колосс?" – предлагает Деникен новый вопрос-аргумент. "Не могли", – убежденно качает головой читатель, разглядывая снимок древнего сооружения, один только блок которого в несколько раз превосходит человеческий рост. Что же касается мифов и религиозных сказаний, то Деникен советует: "Подставляйте на место слова "Бог" слово "астронавт", вместо слова "ангел" читайте "робот" – и вам все станет ясно". Читатель с увлечением подхватывает эту игру в "общедоступную науку", на каждом шагу проникаясь верой, что решать научные загадки, интерпретировать исторические памятники – не намного сложнее, чем разгадывать шараду или кроссворд.


    Проявляя неистощимую изобретательность в поиске все новых и новых "следов пришельцев", Деникен складывает из их яркой мозаики свою картину земного прошлого, которая для непосвященных людей притягательнее "скучных" и "туманных" концепций ученых. В самом общем виде его "теория" такова.


    Посланцы космических цивилизаций прилетали на Землю неоднократно. В свой первый визит они – ни много, ни мало – создали на нашей планете "по образу и подобию своему" человека разумного. С этой целью пришельцы внесли целенаправленные изменения в наследственность гоминид, к тому времени уже выделившихся из обезьяньего стада. Чем аргументировано сие более чем смелое утверждение? Ссылками на перспективы генной инженерии, нашумевшие публикации о "детях из пробирки" и мифы о божественном сотворении человека. Вот, например, как расшифровывает Деникен "истинную историю Адама и Евы".


    Чужепланетные астронавты (тут автор напоминает, что в библейском повествовании о божественном сотворении людей исконно шла речь не о боге, а о богах, "элохим") начали с искусственного выращивания мужской особи. Затем у первого земного мужчины взяли "клеточную культуру", чтобы вырастить из нее первую женщину – впоследствии это обстоятельство трансформировалось в мотив сотворения Евы из ребра Адама. Желая изолировать первых земных людей от контактов с окружающим миром, "элохим" содержали их в "резервации", память о которой сохранилась в представлении об утраченном "рае".


    Хотя появившийся таким путем новый вид земных существ обладал уже разумом и речью, инопланетяне сочли свой эксперимент не во всем удавшимся. Во время второго визита им пришлось даже уничтожить большинство людей (вот откуда легенды о Всемирном потопе!), а у оставшихся вызвать еще одну "искусственную мутацию". Только с этого момента, считает Деникен, начался ощутимый прогресс человеческой культуры: появились письменность, математика, техника, искусство, мораль. Из суеверного преклонения перед своими творцами и наставниками люди стали почитать их за богов, сделали главными персонажами религий.


    Более того, Деникен убежден, что все дальнейшее развитие человечества осуществлялось и будет осуществляться по "плану", заложенному в людях "богами-астронавтами". К примеру, авторы открытий, изобретений, новых идей только мнят себя творцами, в действительности же, сами того не ведая, извлекают из глубин своей генетической памяти информацию, унаследованную от "богов". Неслучайно даже то, что догадка о пришельцах из космоса одновременно родилась в сознании многих людей: появление этой идеи наверняка было запрограммировано с момента сотворения человека.


    По существу, Деникен превратил "гипотезу о пришельцах" в мировоззрение, которое в рамках массовой культуры способно заменить для миллионов людей научную, как, впрочем, и религиозную, картину мира. Стоит ли после этого удивляться, что некоторые единомышленники автора "Воспоминаний о будущем" сравнивают его с Коперником и Дарвином, а один даже заявил в восторге: "На мой взгляд, Эрих фон Деникен выявил больше фактов относительно древнего человека и деятельности людей на Земле, чем все ученые, когда-либо жившие".


    Массовый успех "теории" Деникена не на шутку обеспокоил многих ученых и популяризаторов науки. В печати поднялась ответная волна критических публикаций. Вот, кстати, еще один грустный парадокса судьбе идеи палеовизита: "большая" наука, проигнорировавшая взвешенную постановку вопроса в работах М.М.Агреста, К.Сагана и некоторых других ученых, по-настоящему "заметила" тему палеовизита только после того, как она расцвела пышным пустоцветом в книгах Деникена и компании.


    Будем объективны. Далеко не все из написанного против "деникенизма" можно признать удовлетворительным. К сожалению, в "разгромных" статьях эмоции и стремление подавить оппонента "авторитетом науки" частенько брали верх над основательностью контраргументов. И все же недостатки "теории древних астронавтов" в ее нынешнем виде настолько сильны и очевидны, что даже говорить о ней, как о теории мы не имеем права. Подтвердилась старая истина: дилетант способен высказать свежие идеи, увидеть привычные вещи в новом свете, обратить внимание на факты, по каким-либо причинам недооцененные наукой, но квалифицированно исследовать факты и создать на их основе строгую, критически выверенную концепцию он не в состоянии.


    Должен признаться, что даже изложить общий взгляд Деникена на историю человечества было нелегко. "Сценарий" палеовизита от одной его публикации к другой постоянно меняется и полон внутренних противоречий. Скажем, в книге "Посев и космос" Деникен красочно описал, как в космосе завязалась битва "между двумя враждебными партиями" инопланетян, как побежденная сторона нашла себе прибежище на Земле и с помощью генной инженерии положила начало виду гомо сапиенс. А в следующих своих книгах Деникен эту версию... забыл. Не отверг, не заменил более обоснованным вариантом, а просто опустил без всяких на то объяснений. Великанов, о которых повествуют некоторые мифы, швейцарский автор объявляет то пришельцами с Марса, то первыми, малоудачными творениями "богов", то потомством, появившимся от связей инопланетян с земными женщинами. Трудно понять, в какой мере прогресс нашей культуры обязан, по Деникену, генетической программе человека, а в какой – "урокам" инопланетян; да и вообще неясно, зачем "богам-астронавтам" понадобилось еще и обучать землян, коли все необходимые знания и так "всплывут" из глубин генной памяти людей в предначертанный срок... Подобных несуразиц в многотомной эпопее Деникена – масса. Похоже, сам автор, завороженный фейерверком своих догадок и сногсшибательных "сценариев", не в силах контролировать их логическую согласованность. Нет, теорией здесь и не пахнет!


    Замечу, что все критические оценки, адресуемые в этой главе Деникену, могут быть распространены и на его коллег по Древнеастронавтическощу обществу. Книги, скажем, Робера Шарру, Петера Крассы или Робина Коллинза несколько отличаются от деникеновских набором аргументов, но не их, качеством и системностью. В частности, никто так и не попытался сложить все предполагаемые "следы древних астронавтов" в логически и хронологически цельную картину палеовизита; да вряд ли это и возможно в принципе – так разноречив материал.


    Отсутств ие у исследователя-любителя навыков научного мышления обычно делает весьма легковесным и его анализ конкретных фактов. Решив, что "шар – идеальная форма для космических кораблей", Деникен затем механически, без каких-либо дополнительных доводов, связывает с воспоминаниями о таких кораблях и культовую игру в мяч у индейцев майя, и мифы о мировом яйце, и находимые в разных местах каменные шары, и кружочки на наскальных рисунках... Или совсем уж курьезный случай. Однажды Деникен привел фото древнего каменного изваяния человеческой фигуры с "точным числом ребер", многозначительно напомнив: рентгеновские лучи открыты только в 1895 году. Не берусь судить, все ли читатели успешно выдержали этот тест на сообразительность; во всяком случае, печатно никто не растолковал "писателю-исследователю", каким образом можно без рентгена и подсказки инопланетян узнать число ребер у человека...


    Разумеется, было бы несправедливо утверждать, что книги Деникена сплошь состоят из подобных нелепостей. Но на каждый аргумент, с которым можно если не соглашаться, то хотя бы серьезно спорить, у него приходится с десяток таких, что вызывают лишь улыбку – причем для самого автора все они одинаково приемлемы! Когда один из его ученых критиков заметил, что простое накопление фактов, каждый из которых лишен доказательной силы, не прибавляет веса гипотезе, Деникен парировал: "Для меня, нормального обывателя, десять косвенных данных в пользу какого-нибудь утверждения всегда имеют больше доказательности, чем одно!" Действительно, у, обывателя и ученого – разные представления о доказательствах...


    Вряд ли есть смысл повторять все возражения против "гипотезы о пришельцах", высказанные специалистами – как по поводу интерпретации памятников прошлого, так и по вопросу о происхождении человечества. Сейчас важнее сформулировать общий итог печатной полемики. Он малоутешителен. Если подходить к оценке ситуации с максимальной научной строгостью, следует признать: "кавалерийская атака" на проблему, предпринятая энтузиастами-непрофессионалами, не удалась. Ни одним по-настоящему убедительным свидетельством палеовизита мы не располагаем.


    Значит ли это, что на "теории древних астронавтов" можно поставить крест, а все вопросы и предположения ее сторонников с легкой душой отбросить в область "лженауки"? Нередко так и поступают. Между тем на деле все обстоит гораздо сложнее.


    Юрий Николаевич Морозов


    "Знак вопроса" #2, 1991 М. "Знание"


    Использованы материалы сайта: paranormal-news.ru

    В различных легендах и мифах, наскальных рисунках и сведениях о поразительных технических достижениях древних людей имеются свидетельства, позволяющие выдвинуть предположение, что наши предки обладали уникальными знаниями, утраченными в последующее тысячелетие.

    Выдвигаются различные теории относительно того, кто явился учителем и даже создателем древних цивилизаций. До настоящего времени среди религиозно настроенных людей бытует мнение, что творцом человечества является Бог, который даровал людям знания и научил их всем известным ремеслам.

    Существует также версия, согласно которой развитие землян происходило благодаря помощи космических пришельцев. Заметим, что следы палеовизита прослеживаются в библейских текстах о пришествии на Землю необычных существ, в легендах инков и ацтеков и во многих других религиозных источниках.

    Одним из основоположников «теории древних астронавтов», согласно которой создателями живущих на Земле людей являются инопланетяне, а боги, присутствующие в мифологических сказаниях, не кто иные, как внеземные астронавты, посещавшие планету еще в доисторические времена и поразившие воображение древних людей своей передовой технологией, воспринятой как проявление некоего чуда, считает швейцарец Эрих фон Деникен.

    Согласно его теории, все мировые религии являются творением представителей инопланетных цивилизаций. Моисей, Магомет, Будда, Христос - все они были посланцами Вселенной, призванными пробудить духовное развитие землян. Если это действительно так, их незаурядные способности, сведения о которых встречаются во всех религиозных писаниях, становятся легко объяснимыми, поскольку внеземные цивилизации намного опередили в своем развитии земную.

    Фон Деникен утверждает, что посланцы Вселенной прилетали на нашу планету не один раз. Первый их визит сопровождался созданием «по образу и подобию своему» человека разумного. Это было сделано путем внесения некоторых изменений в гены выделившихся из обезьяньего стада гоминидов.

    История Адама и Евы в интерпретации Деникена выглядит так: прилетевшие астронавты («элохим», или боги в библейских сказаниях о сотворении мира) сначала занялись искусственным выращиванием мужской особи. После этого, позаимствовав у первого земного мужчины клеточную структуру, приступили к созданию его второй половины - земной женщины.

    В Библии об этом говорится как о сотворении Евы из ребра Адама. Стремясь полностью изолировать первых землян от окружающего их дикого мира, «элохим» держали их в своеобразной резервации, о которой Адам и Ева вспоминали как о прекрасном рае.

    Несмотря на то что появившиеся на свет таким необычным способом люди уже умели говорить и размышлять, пришельцы остались недовольны результатами своей деятельности. Второй их визит на Землю сопровождался массовым уничтожением несовершенных людей, отсюда и легенда о Всемирном потопе. Оставшиеся в живых существа подверглись еще одной искусственной мутации.

    По мнению исследователя, именно с этого времени можно говорить о заметном прогрессе земной культуры: появилась письменность, зародились точные науки, медицина, искусство и представления о морали. Развитие человечества также сопровождалось совершенствованием технических приспособлений. Суеверное поклонение землян своим создателям и мудрым наставникам способствовало складыванию религиозных учений. Представители внеземных цивилизаций стали почитаться как боги.

    Помимо этого, Деникен уверенно заявляет о том, что все развитие человечества идет по плану, генетически заложенному в людях астронавтами –«элохим». Например, изобретатели и разработчики новых идей в действительности являются только глашатаями информации, полученной от пришельцев. И даже в том, что догадка о представителях инопланетных цивилизаций одновременно осенила многих людей, приверженец «теории древних астронавтов» усматривает волю космических «богов», запрограммированную в сознании.