В формировании нравственного облика личности. Доклад на тему "роль занятий изобразительным искусством в духовном развитии личности"

Тимченко Наталья Эдиссоновна
Роль искусства в духовно-нравственном становлении личности учителя

Музыкальный руководитель МАДОУ №385

Тимченко Н. Э.

Роль искусства в духовно-нравственном становлении личности учителя .

Проблема духовно -нравственного воспитания- одна из самых важных и острых задач современности. И не случайно в Законе Российской Федерации «Об образовании» взят курс на гуманистическую направленность.

Наше общество заинтересовано в том, чтобы подрастающее поколение было развито как умственно, так и духовно . В этой связи на учителя возлагаются большие надежды как на проводника не только знаний, но и духовно -нравственных ориентиров.

Как известно, важнейшими сущностными характеристикам личности являются целостность и духовность . Под целостностью принято принимать единство духа, души и тела, а под духовностью- .силу многомерную и цельную, устремленную к внутреннему совершенству.

Безусловно, что учитель должен обладать богатым внутренним миром, жить «идеальными» интересами и активно вступать в познавательные, эстетические, моральные отношения с действительностью. Но, чтобы избежать кризиса духовности общества , требуется не только духовное возвышение педагога , но и педагогики в целом. По мнению профессора Московской консерватории В. В. Медушевского, педагогика должна быть одухотворенной и никогда не забывать о том, что кроме закономерностей, причин и следствий у нее есть нечто другое, что влечет к познанию : «Нельзя разлучать обучение и воспитание! Опасно отречение от идеи духовно -нравственной высоты человека. Она не в назиданиях, а в живом содержании науки!».

Еще в эпоху Средневековья Климент Александрийский в своих размышлениях о предназначении педагога писал : «Практика, а не теория область Педагога, не обучение, а нравственное улучшение, вот его цель, жизнь мудреца, а не ученого он хочет начертать пред нами» (1) .

Педагогика в целом, равно как и учитель в частности , должна нести в себе идею сотрудничеств, согласия и соделания. Ибо, все эти составляющие ведут к сроднению душ, слиянию творческих усилий, к устремлению достижения единства истины, добра и красоты, которое еще со времен Античности составляли основу того совершенства, к которому мы стремимся до сих пор. Данное единство, как идеал, лежит в основе духовной сферы искусства , которое всегда играет существенную роль в обогащении духовного мира человека .

Искусство , как неиссякаемый источник эмоций и живых бескорыстных переживаний, позволяет пережить накопленный веками опыт всего человечества. «Как учитель детей наставляет на ум, так людей уже взрочлых-поэты!»- так еще в Античности возгласил Аристофан в комедии «Лягушки» .

Помимо способности воспитательного характера искусство обладает замечательной способностью сложного превращения чувств. Самые горестные и тяжкие переживания, будучи переплавленными в произведении искусства , оказывают положительное эмоциональное воздействие, доставляющее особое эстетическое удовлетворение.

Выдающийся психолог Л. С. Выготский назвал такие сложные превращения чувств важнейшим законом эстетической реакции, наивысшая точка в которой еще со времен Аристотеля именуется катарсисом, то есть «Очищением души в процессе восприятия трагедии» (Аристотель «Поэтика» )

«Искусство относится к жизни как вино к винограду, сказал один из мыслителей и был абсолютно прав, указывая на то,что искусство берет свой материал из жизни, но дает сверх этого материала нечто такое,что в свойствах самого материала еще не содержится»(2) .

И, не случайно основоположник гуманистической психологии А. Маслоу неоднократно отмечал, что образование посредством искусства значимо для появления лучших людей. «Если мы ориентируемся на гуманистические цели образования, - писал он,- то, насколько я могу судить, единственный существующий сегодня вид образования, содержащий хотя бы слабый намек на такие цели,- художественное образование»(3) .

Искусство является безграничной сферой проявления творческой активности человека. Деятельность художника преобразует мир, и сама действительность превращается в искусство .

«Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться?» - этим вопросом задавался Феофан Затворник. Размышляя об искусстве в этой связи , он писал : «Изящные произведения искусства услаждают не одной красотой внешней формы, но особенно красотой внутреннего содержания, красотою умно-созерцаемою, идеальною. Откуда такие явления в душе? Это гости из другой области духа, Дух Бога ведущий естественно постигает красоту Божию и ею единою ищет наслаждаться» (4) .

Если красота- одно из глубинных оснований человеческой души, то ею должны полнится все сферы жизни. «Абсурдны теории психологии и педагогики, изъявшие красоту из своих положений» (5) .

И, действительно, творческая сила человека не сводится к одному мышлению, художественная плодотворность - вот естественная сущность человеческой души.

Миропознавательная любовь, любовь к людям, творческая активность - вот силы, зовущие человека к нравственному и духовному самосовершенствованию. И, именно такие силы педагог должен научиться пробуждать в молодом поколении. А искусство , как неиссякаемая сокровищница красоты, добра и любви поможет в этом нелегком, но очень важном деле.

В заключении процитируем знаменитого Я. А. Коменского : «Кто преуспевает в науках, а в нравственности отстает, тот скорее отстает, чем преуспевает!».

ПРИМЕЧАНИЯ :

1. Климент Александрийский. Педагог. Ярославль. С. 9.

2. Выготский Л. С. Психология искусства . М. 1965. С. 318.

3. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. Москва. С. 60

4. Свт. Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? М., 1914. С. 40.

5. Медушевский В. В. «Внимли ангельскому пению» Минск 2001.

Публикации по теме:

О духовно-нравственном воспитании дошкольников О духовно-нравственном воспитании дошкольников ДОУ. (консультация для воспитателей) Коренные преобразования в стране конца 20- начале 21.

Консультация для родителей «Роль семьи в духовно-нравственном воспитании ребёнка» Консультация для родителей. «Роль семьи в духовно-нравственном воспитании ребёнка» Актуальность обусловлена тем, что семья является традиционно.

Консультация для родителей «Роль взаимодействия семьи и детского сада в духовно-нравственном и патриотическом воспитании» В настоящее время наиболее актуально воспитание духовно – нравственных качеств личности уже с дошкольного возраста. Современное российское.

«Культура», - записано в философском энциклопедическом словаре - это «специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и отношений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе».

Из первоначального нерасчленённого (синкретического) сознания людей в ходе исторического развития общества стали постепенно вычленяться отдельные формы общественного сознания, дифференцироваться отдельные области духовной жизни людей. Нравственные чувства, эмоции, переживания и воззрения сложились в особую форму общественного сознания, в которой отражались нравственные отношения человека к действительности. Эта форма и есть искусство.

Надо заметить, что нравственные эмоции вызываются не только одним искусством, нравственные чувства человека возникают в момент общения с природой, со всей реальной действительностью, но именно искусство, вызывая нравственные отношения человека к себе, способно наиболее полно и всесторонне воздействовать на личность.

Искусство как одна из форм общественного сознания представляет собой художественное познание и воспроизведение мира, не простое отражение действительности, а художественное творчество, созидание, особый род нравственной деятельности. В этом состоит сущность, своеобразие искусства как одной из форм общественного сознания, в этом социальная природа искусства и место, которое оно занимает в жизни общества.

Правильные ответы на эти вопросы в состоянии дать и даёт лишь нравственность, основанная на материалистическом понимании природы, общества и человеческого мышления.

Своеобразие искусства определяется его предметом, содержанием, формой, его социальным назначением. Искусство как и любая другая форма3 общественного сознания отражает общественное бытие. Природа, люди с их поступками, отношениями, общественные условия их жизни, иными словами, жизнь во всей её полноте служат объектом художественного познания и нравственной оценки. Красивые явления, предметы, сам человек как высшее проявление прекрасного существуют объективно. Но замечать и чувствовать эту красоту, наслаждаться ею и сознательно творить по её законам - способность, присущая только человеку с высоко развитым нравственным вкусом. Она возникла и развивалась в обществе в тесной связи с общественно-исторической практикой. Нравственную потребность в познании и наслаждении прекрасным, изменение действительности по законам красоты вызывает любая правильно организованная творческая деятельность человека, однако наиболее мощным стимулом их развития выступает искусство, в котором полно и глубоко раскрывается многообразие красоты действительности. Основной его задачей стало формирование высокоидейной личности, прежде всего, младшего школьника через удовлетворение и развитие в ней чувства прекрасного, нравственных эмоций, потребности нравственного переживания, высокой нравственной культуры.

Искусство - это область «духовного производства», в котором нераздельно соединены, органически слиты предметно-жизненная, идейно-целостная и эмоциональная стороны. Неслучайно поэтому школы, выполняя задачу воспитания всесторонне развитого человека, большое место в новых программах отводят эмоционально-нравственному воспитанию и художественному образованию школьников как на уроках чтения, музыки, ритмики, изобразительного искусства, так и во внеклассной и во внешкольной работе по искусству.

Видов и форм искусства много. Но все они в большей или меньшей мере воздействуют на чувства и разум человека, развивают стремление к прекрасному, формируют активное отношение к жизни, нравственную культуру личности. Музыка как один из наиболее эмоциональных видов сильнее всего, сразу и непосредственно, действует на внутренний мир человека, на его чувства и волю, проявляясь затем в поступках и поведении. Жизнеутверждающая, оптимистическая музыка влияет на слушателя в огромной степени, воодушевляя и облагораживая его, делая искреннее и чище по отношению к другим, твёрже и упорнее в достижении своей цели.

Искусство отражает жизнь, реальную действительность, но отражать её оно может по-разному. Произведения искусства при любых условиях, при любых политических убеждениях авторов основаны на действительности и зависят от нее, но все дело в том, как автор отражает действительность.

Главным предметом искусства является человек с его связями и отношениями, с его общением и деятельностью. Для художника важно все, что окружает человека, так или иначе влияет на его поступки, поведение. В каждом произведении искусства чётко проступает ценностная ориентация автора, который своим творчеством стремится утвердить эту систему ценностей в жизни.

Произведения искусства расширяют кругозор человека, дают ему широкие знания истории жизни общества в разные периоды и эпохи, раскрывают сущность явлений, идейную направленность и политические взгляды классов, раскрывают сущность социума, заключающуюся в реальной заботе о человеке, учат жить и работать честно, делая это легко и уверенно благодаря своим художественно-эмоциональным особенностям. Гениальное произведение - это всегда ответ в какой-то мере на вопрос о смысле бытия.

Музыка, как и другие виды искусства, широко и всесторонне охватывает действительность, давая ей нравственную оценку, непосредственно обращается к духовному миру человека. Лишь через этот мир раскрывает она реально существующее, преобразуя нравственно-эстетическую сторону человека. Оперы «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок» Н.А. Римского-Корсакова, «Руслан и Людмила» М.И. Глинки и другие произведения музыкального искусства прекрасно раскрывают мир жизни и воссоздают психологическую сторону событий. Ничто не может дать такого раскрытия судьбы человеческой, судьбы народной, как это сделали Л.Н. Толстой и С. Прокофьев в «Войне и мире», М.П. Мусоргский в «Борисе Годунове».

Познавательная роль искусства тесно переплетается с идейно-воспитательной. Реалистическое искусство оказывает громадное воздействие на жизнь людей, их нравы, вкусы, чувства. Вопросы морали являются одним из аспектов содержания искусства, нравственное всегда включает в себя этическое. Утверждая моральные принципы, искусство отвергает их антиподы. Проводя в жизнь одну систему ценностей, искусство протестует против другой. Поэтому нравственно-этическое воспитание младших школьников в наши дни должно быть поднято на новую высоту. С помощью искусства можно быстрее и лучше, учитывая все особенности искусства, решать основные задачи строительства демократического общества, совершенствования новых общественных отношений, формирования гармонически развитой личности. Задача искусства - воспитать высоко нравственную личность. И художник обязан помнить о мере ответственности, которую он берёт на себя, отдавая детям своё творение.

Воспитание у подрастающего поколения способности наслаждаться истинной красотой жизни, творчески трудиться на благо общества, стремиться к гармоническому развитию и совершенствованию своих способностей, к красоте мыслей и поступков, к нравственному поведению - эту благородную задачу решает сейчас российская школа на всех без исключения уроках и факультативных занятиях по искусству, включая внеклассную и внешкольную работу.

Нравственное воспитание - одно из средств развития творческой активности человека. В российской школе оно опирается на прочную основу и осуществляется в тесной связи с объективными потребностями общественного развития. Его задача, вытекающая из общих задач воспитания, заключается в формировании способности воспринимать и чувствовать, понимать и оценивать красоту в окружающей действительности, в природе, в труде, в общественной жизни, в произведениях искусства, учит жить и творить по законам красоты, понимать прекрасное в человеке.

Понятие человеческой красоты с веками менялось. Медленно шло освобождение нравственного чувства от впечатлений силы и жизненной энергии, являвшихся основным направлением искусства античной эпохи. Но время показало, что побеждает притяжение нравственного чувства к одухотворённой красоте человека. Трудолюбивая, творческая, высокоинтеллектуальная личность прекрасна даже с неадекватной внешностью. Неслучайно, замечает И.С Кон, что в современном обществе в настоящее время «индивид с более богатым интеллектом, яркой эмоциональной жизнью, широким кругом интересов испытывает наименьшую потребность выделять себя посредством внешних показателей».

Как справедливо пишет Н. Гартман, «красота есть выражение нравственных качеств, и она, скорее всего, является выражением внутреннего единства и цельности, дополненного внешним обаянием».

Нравственность и этику объединяет одна цель - создание нравственного идеала, в котором будут органически слиты два начала - нравственное и этическое. К.Д. Ушинский когда-то писал: «Каждый народ имеет свой идеал человека и требует от своего воспитания воспроизведение этого идеала и отдельных личностях».

Трудно переоценить значение нравственного воспитания в начальной школе и вне её. Нравственность пронизывает все сферы человеческой деятельности, и школа должна приложить максимум усилий, чтобы с начала пребывания в её стенах молодые люди могли разбираться в сложных и многообразных лабиринтах искусства, уметь отличать подлинное искусство от подделки. Здоровый художественный вкус должен стать самой сутью поведения учащихся, чтобы молодое поколение было людьми твёрдой воли, большого оптимизма, беззаветной преданности и верности народу, уверенными в торжестве демократических идей.

Чем прогрессивнее общественные, философские и нравственные взгляды, тем более искусство стремится к постижению истины и утверждению прогрессивных идейных воззрений. Познавательную и нравственно-воспитательную функции искусства нельзя противопоставлять друг другу. Вне правдивого отображения жизни искусство не может осуществить свою нравственно-воспитательную роль, а правда жизни в искусстве обесценивается, если она не воспроизведена по законам самого искусства и не приобрела нравственной ценности и значимости.

Искусство сынтегрировало в себе все формы и виды человеческой деятельности, «оно есть конкретная единственная форма человеческой деятельности, которая воссоздает все четыре типа деятельности в их единстве», здесь имеется в виду единство познания, общения, ценностной ориентации и практики. Поэтому искусство безгранично в своей способности формировать идейно и нравственно развитую личность.

Как указывалось ранее, музыкальное искусство способно воздействовать на чувства человека, побуждать к сопереживанию, формировать стремление к преобразованию окружающего мира. Влияние музыки неповторимо, ничем не заменимо. Наряду с художественной литературой, театром, изобразительным искусством она выполняет важнейшую нравственную и социальную функцию формирования всесторонне развитой личности.

Детство - пора наиболее оптимального приобщения ребёнка к миру прекрасного. Цель музыкально-нравственного воспитания обосновывается общественными требованиями развития современного общества и направлена на максимальное удовлетворение музыкально-нравственных интересов ребёнка.

«Принципиальная перестройка жизни нашего общества на базе современных экономических, социальных и политических факторов, подвергающихся коренным изменениям, со всей необходимостью обуславливает возрастание роли музыкального образования детей как важного элемента саморазвития их личной художественной культуры». В начальной школе закладывается основа образованности, ведущая к становлению мировоззрения, идеалов, вкусов, потребностей.

Огромное значение в связи с этим приобретает личность учителя. От его нравственного облика, уровня знаний, профессионального мастерства и опыта зависит конечный результат воспитания младших школьников средствами музыкального искусства.

Важно не только научить понимать и любить музыку, петь в хоре, ритмично двигаться и в меру своих возможностей играть на элементарных музыкальных инструментах. Самое существенное - развивать стремление и способность детей применить свой музыкальный опыт в творческих проявлениях. Все виды деятельности музыкального искусства способствуют осуществлению этой задачи. В этом особое назначение методики музыкального воспитания - использовать различные методы работы с детьми по видам музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, ритмика, игра на детских инструментах, что способствует формированию музыкально-нравственной культуры младших школьников.

Чем же объяснить огромную силу воздействия музыкального искусства на духовный мир человека?

Первая особенность - её удивительная возможность отображать переживания людей в разные моменты жизни. Ликует народ - это выливается в торжественные и радостные звуки музыки (финал оперы М. Глинки «Иван Сусанин»); поёт солдат в походе - песня придаёт особое бодрое настроение, организует шаг (фрагмент оперы К. Молчанова «А зори здесь тихие»); мать скорбит о погибшем сыне - печальные звуки помогают выразить горе (фрагмент оперы Т. Хренникова «Мать»). Музыка сопровождает человека всю жизнь, и жизнь человека отражена в музыке.

Музыкальные произведения отражают страницы истории. В дни Великой Отечественной войны родилась одна из лучших песен того времени - «Священная война» А. Александрова. Она объединяла людей в их суровой, непреклонной решимости вести борьбу до полной победы. В осажденном Ленинграде. Д. Шестокович создает знаменитую Седьмую симфонию. «В ней осуждается зло, которое нёс фашизм. «Не люблю про себя такие слова говорить, но это была моя самая вдохновенная работа», - вспоминал композитор. Ему принадлежат и такие слова: «В горе и в радости, в труде и на отдыхе - музыка всегда с человеком. Она так полно и органично вошла в жизнь, что её принимают как нечто должное, как воздух, которым дышат, не задумываясь, не замечая. Насколько беднее стал бы мир, лишившись прекрасного своеобразного языка, помогающего людям лучше понимать друг друга».

И в этом вторая особенность музыки - объединять людей в едином переживании, стать средством общения между ними. Музыкальное произведение, созданное одним человеком, вызывает определённый отклик в душе другого. И это прекрасно. «Великий русский композитор П.И. Чайковский говорил: «Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих её, находящих в ней утешение и подпору». И дальше: «Может быть, никогда в жизни я не был так польщён и тронут в своём авторском самолюбии, как когда Лев Толстой, слушая Анданте моего квартета и сидя рядом со мною, залился слезами».

Яркие художественные произведения, выражающие мир больших мыслей и глубоких чувств человека, способные вызывать эмоциональный отклик, воздействуя на нравственную сторону души, становятся источником и средством воспитания культуры младших школьников.

Третья особенность музыки, по выражению Д. Шостаковича, это её «прекрасный своеобразный язык». Сочетая выразительную, яркую мелодию, гармонию, своеобразный ритм, композитор выражает своё мироощущение, своё отношение к окружающему. Именно такими высокохудожественными произведениями музыкального искусства обогащаются младшие школьники, что позволяет активно формировать их музыкально-нравственную культуру.

Способна ли музыка с одинаковой силой воздействовать на всех слушателей? Скорее всего, нет. И в этом ещё одна её особенность. Каждый школьник по-своему проявляет интерес и увлечение музыкой, отдаст предпочтение какому-либо музыкальному жанру, любимому композитору, отдельному произведению, имея определённый опыт слушания. Однако, как учат читать, писать, считать, рисовать, так надо учить узнавать, оценивать музыку, внимательно слушать, отмечая динамическое развитие образов, столкновение и борьбу контрастных тем и их завершение. Активное восприятие - это умение следовать за всем ходом развития музыки. Надо учиться постигать этот «прекрасный своеобразный язык». Постепенно вырабатывается музыкальный вкус, возникает потребность постоянного общения с музыкой, художественные переживания становятся более тонкими и разнообразными.

Музыкальное искусство как средство всестороннего развития личности ребёнка, как гармоничное развитие умственных способностей, нравственных норм, эстетического отношения к жизни и искусству в целом - необходимые условия формирования целостной личности. Достижению этой высокой цели во многом способствует и правильная организация воспитания детей младшего школьного возраста.

Нравственное воспитание направлено на развитие способностей младших школьников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщать тем самым к различным видам художественной деятельности. И музыкальное искусство является одним из ярких средств нравственного воспитания младших школьников. Чтобы оно выполнило эту важнейшую функцию, надо развивать у ребёнка общую музыкальность. Каковы же основные признаки общей музыкальности?

Первый признак музыкальности - способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанному, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ.

Музыка волнует слушателя, вызывает ответные реакции, знакомит с жизненными явлениями, рождает ассоциации. Ритмичное звучание марша вызывает у него радость, подъём, а песня «Перепёлочка» заставляет грустить, вызывая сочувствие, сопереживание. «Услышав печальную песню Л. Бетхена «Сурок» в исполнении взрослого, ученик сказал: «Человек о своей грусти поёт». Значит, ребёнок почувствовал настроение песни, передающей душевное состояние человека».

Второй признак музыкальности - способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления. Это требует элементарной музыкально-слуховой культуры, произвольного слухового внимания, направленного на те или иные средства музыкальной выразительности.

Третий признак музыкальности - проявление творческого отношения к музыке. Слушая её, ребенок по-своему представляет художественный образ, передавая его в пении, в игре на инструменте. Например, каждый ищет выразительные интонации, характерные для бодро марширующих школьников (А. Пахмутова «Орлята учатся летать»), тяжело ступающего медведя и подвижных зайчиков пьесе для детей (Д. Кабалевский «Зайчик дразнит медвежонка»), в песенно-игровой ситуации (русская народная песня «Со вьюном я хожу»).

С развитием общей музыкальности у ребят появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение. Переживания детей приобретают своеобразную нравственную окрашенность.

Музыкальное искусство, непосредственно воздействуя на чувства ребёнка, формирует его личность. Воздействие музыки бывает подчас более сильным, чем уговоры или указания. Знакомя детей с произведениями различного эмоционально-образного содержания, мы побуждаем их к сопереживанию и осмыслению жизни. Песни о Кремлёвских курантах, о Москве пробуждают чувство любви к нашей Родине. Хороводы, песни, танцы разных народов вызывают интерес к их обычаям, воспитывают интернациональные чувства. Жанровое богатство музыки помогает воспринять героические образы и лирическое настроение, весёлый юмор и задорные плясовые мелодии. Разнообразные чувства, возникающие при восприятии музыки, обогащают переживания детей, формируют их духовный мир.

Решению воспитательных задач во многом способствуют коллективное пение, обсуждение музыки, совместная игра на инструменте, когда дети охвачены общими переживаниями. Пение требует от участников, прежде всего, мелодико-ритмического ансамбля. Неточное пение мешает хорошему звучанию, но вот музыкально слабый ученик стал внимательно прислушиваться к исполнению, и это воспринимается всеми как удача. Общие переживания создают благотворную почву для индивидуального развития. Пример товарищей, общее воодушевление, радость исполнения активизируют робких, нерешительных. А для избалованного домашним вниманием, излишне самоуверенного ученика успешное выступление других детей служит известным тормозом антимузыкальных проявлений. Такому ребёнку можно предложить помощь товарищей, воспитывая у него тем самым скромность и одновременно развивая его индивидуальные музыкальные способности.

Занятия музыкой влияют на общую культуру повеления младшего школьника. Чередование различных заданий, видов деятельности (пения, слушания музыки, игры на детских инструментах и др.) требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, проявления волевых усилий. Ведь исполняя песню, надо вовремя начать и закончить её; в. совместной игре на инструментах надо уметь действовать, подчиняясь музыке и удерживаясь от импульсивного желания быстрее сыграть. Всё это совершенствует тормозные процессы, воспитывает волю.

Таким образом, музыкальная деятельность создаёт необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребёнка, закладывает первоначальные основы общей культуры будущего человека.

Восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, т.е. требует внимания, наблюдательности, сообразительности. Дети прислушиваются к звучанию, сравнивают по высоте звуки, знакомятся с их выразительным значением, отмечают характерные смысловые особенности художественных образов, учатся разбираться в структуре произведения. Отвечая на вопросы учителя, после того как отзвучало произведение, ребёнок делает первые обобщения и сравнения; определяет общий характер пьесы, замечает, что литературный текст песни ярко выражен музыкальными средствами. Эти первые попытки нравственной оценки требуют активной умственной деятельности и направляются педагогом.

Как и другие виды искусства, музыка имеет познавательное значение. В ней отражены жизненные явления, обогащающие школьников новыми представлениями. Слушая, например, песню «Это наша Родина» Е. Тилечеевой, они чувствуют торжественность, подъём, ликование народа, прославляющего нашу Родину.

Развивая ребёнка нравственно и умственно, необходимо всячески поддерживать пусть ещё незначительные творческие проявления, которые активизируют восприятие и представление, будят фантазию и воображение. Когда взрослый ставит перед ребёнком творческие задания, то возникает поисковая деятельность, требующая умственной активности. Например, в пении ребёнок импровизирует, создаёт свой вариант мелодии, старается найти соответствие литературного текста выразительным интонациям.

В музыкально-ритмической деятельности, прежде всего во внеклассное время, дети с большим удовольствием придумывают, комбинируют движения пляски, напевая и двигаясь под музыку. Танец, народная пляска, пантомима и особенно музыкально-игровая драматизация побуждают младших школьн6иков изобразить картину жизни, охарактеризовать какой-либо персонаж, использую выразительные движения, мимику, слово.

Роль искусства в формировании нравственного облика личности.

Роль искусства в обществе двойственна: с одной стороны, оно, отражая и представляя действительные противоречия общественного бытия, заставляет человечество искать пути их действительного разрешения, ведущие к усовершенствованию и очеловечиванию способа жизнедеятельности общества в целом. С другой стороны, оно развивает в человеке чувство прекрасного, следовательно, играет значительную роль в процессе воспитания его нравственного облика. Ведь без развитого эстетического чувства не может быть и высокой нравственности. Во-первых, потому, что развитое эстетическое восприятие включает в себя настолько же развитое чувство меры и целесообразности. Не овладев этими качествами, человек никогда не станет высоконравственным. Потому что без них он неминуемо будет, образно говоря, палить из пушек по воробьям, раздувать из мух слонов и совершать множество подобных несуразностей, что, в конечном счете, не позволит ему быть человечным по отношению к другим, а соответственно, и к себе.

Во-вторых, поскольку красота - это соответствие предмета с представлением человека о нем, получается, что человек с неразвитым чувством прекрасного будет всегда находить красивыми предметы и явления, строго соответствующие неразвитости его представления о них. Примеры подобного отношения разбросаны в буржуазном обществе на каждом шагу, потому что неразвитое или извращенное чувство прекрасного воспитывается в этом обществе не случайно. Именно массовая неразвитость и извращенность эстетических представлений помогает буржуазии продлевать время своего господства. Когда люди считают прекрасной кричащую роскошь, они тем самым дают согласие на существование вопиющей нищеты. Пока женщины восхищаются героями Шварценегера, а мужчины - обликом порнодив, капиталисты могут спать спокойно, потому что люди, которые считают окружающее их безобразие красивым, никогда не признают, что безобразен, породивший его способ общественного производства.

25. Мораль и религия. Религия всегда была символом духовного поиска, служения добру и утверждения христианской морали. Таким образом, религия неразрывно связана с моралью. Проблема взаимодействия религии и морали занимала умы самых различных мыслителей с глубокой древности. И уже с античности по этой проблеме высказывались самые различные, порой противоположные точки зрения. С одной стороны, религиозные идеологи и в прошлые века, и ныне достаточно категорично утверждают, что мораль не в состоянии существовать без религии, точно так же, как дерево без корней. Именно в религии мораль черпает силу исполнять добро, именно религия предоставляет человеку смысл своего бытия, высшие нравственные ценности (Бог есть живое воплощение добра). Идеи о благотворном воздействии религии на мораль разделяли и те, религиозность которых была весьма проблематичной. Религиозная мораль представляет собой совокупность нравственных понятий, принципов, этических норм, складывающихся под непосредственным влиянием религиозного мировоззрения. Религиозная мораль находит свое выражение в своеобразных представлениях и понятиях о нравственном и безнравственном, в совокупности определенных моральных норм (например, заповедях), в специфических религиозно-нравственных чувствах (христианская любовь совесть и т.п.) и некоторых волевых качествах верующего человека (терпение, покорность и пр.), а также в системах нравственного богословия и теологической этики. Все вместе перечисленные элементы составляют религиозное нравственное сознание. Особенности религиозной морали включают ряд аспектов : 1) Главной особенностью религиозной морали является то, что ее основные положения ставятся в обязательную связь с догматами вероучения. Так как «богооткровенные» догматы христианского вероучения считаются неизменными, основные нормы христианской морали, в их отвлеченном содержании, также отличаются относительной устойчивостью, сохраняют свою силу в каждом новом поколении верующих людей. В этом заключается консервативность религиозной морали. 2)Другой особенностью религиозной морали, вытекающей из ее связи с догматами вероучения, является то, что в ней есть такие нравственные наставления, которые невозможно найти в системах нерелигиозной морали. Таково, например, христианское учение о страдании-благе, о всепрощении, о любви к врагам и другие положения, находящиеся в противоречии с насущными интересами реальной жизни людей. 3) Утверждая, что нравственность имеет сверхъестественное, божественное происхождение, проповедники всех религий провозглашают тем самым вечность и неизменность своих моральных установлений, их вневременной характер. С традиционной религиозной точки зрения мораль дарована человеку свыше, она приобретает значение богоданной, ее основные нормы и понятия зафиксированы в священных книгах, и для верующих людей мораль предстает как свод вечных и неизменных повелений или же таких императивов, которым люди должны неукоснительно следовать. 4) Религиозная же мораль способна существовать вечно, так как в отличие от нерелигиозной, она направлена не на материалистический рай на земле для одного-двух поколений, а в вечность. Религиозная мораль исходит из надчеловеческих, божественных императивов. 5) Несмотря на то, что в религии нашли свое отражение и конкретно-исторические условия ее формирования, специфическим способом освящающие некоторые реальные стороны бытия людей, религиозные моральные нормы носят универсальный характер для верующего, независимо от того, в каких исторических условиях он проживает, то есть они универсальны во времени, они могут дать ответы на вечные вопросы. К сильным сторонам религиозной морали и этики можно отнести внешнюю простоту ответов на самые сложные нравственные проблемы, твердое обеспечение критериев нравственных ценностей, идеалов и требований, их своеобразную целостность и упорядоченность. Готовые, уже имеющиеся в системе религиозной морали ответы на основные вопросы нравственной жизни способны вызвать определенную эмоционально-психологическую умиротворенность этического сознания людей. 6) Однако не одна религиозная норма морали не является общечеловеческой, так как она всегда в той или иной мере отражается конкретные условия общественной жизни, в которых проходило ее становление. Нормы нравственности могут быть различными в разных религиозных системах. Это объясняется прежде всего тем, что складывались они в разных странах, у разных народов, на разных этапах общественного развития. Несмотря на всю кажущуюся автономность религиозной морали, она тесно связана с общественной системой морали. Взаимопроникновение религиозных и светских норм происходит, несмотря на всю консервативность религии. Религия не может полностью обособиться от общества, так как она является его неотъемлемой составной частью, а значит и испытает его влияние, но и общество не может отказаться от всех тех норм которые вносит него религия.

РОЛЬ ИСКУССТВА В ФОРМИРОВАНИИ

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Роль искусства в формировании духовно-нравственных ценностей (Калачев Е.Ю., Тимоненкова Е.В., Слинякова Ж.А.)

Калачев Е.Ю. учитель начальных классов,

Слинякова Ж.А., учитель музыки, Тимоненкова Е.В.,

учитель изобразительного искусства

«Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник о ком–то заботится, о ком-то печётся и беспокоится, кому-то отдаёт своё сердце». В.А. Сухомлинский

Размышляя над словами великого педагога, понимаешь, что ценности прошлых лет сменились иными духовными ориентирами: добро, истина и красота постепенно отодвигаются на периферию жизни. Происходящие в стране политические и социально-экономические изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности людей, что привело к изменению ценностных ориентаций молодежи, деформированию ранее существовавших убеждений и взглядов, к размытости понятий «долг», «честь», «совесть», «духовность», «патриотизм». В сложившейся ситуации не эффективны разовые и локальные меры.

Необходим комплексный, системный подход и программная форма организации духовно-нравственного воспитания детей и молодежи.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся первостепенной задачей современной образовательной системы.

По существу целью духовно-нравственного воспитания школьников является то, что выпускник должен уходить в большую жизнь имея те нравственные и духовные приоритеты, которые будут ему помогать всю жизнь, чем бы он ни занимался, и быть глубоко порядочным человеком. Осознавая необходимость и потребность в материальных благах, полученных за счет собственных усилий, молодой человек должен знать и руководствоваться в жизни и духовно-нравственными ценностями, стремиться к самосовершенствованию во всех сферах своей жизни.

Ключевым понятием для поиска новых идей в духовно-нравственном воспитании является понятие «духовность».

Что такое духовность?

Под «духовностью» мы понимаем состояние человеческого самосознания, которое находит свое выражение в мыслях, словах и действиях.

В большой советской энциклопедии «духовность» – это совокупность положительных моральных качеств человека: чистота мыслей и намерений, доброта и человечность, душевность, взаимопонимание, поддержка, мир, гармония внутреннего мира и жизнь в мире с самим собой.

В повседневной жизни мы постоянно используем многие сочетания со словами «душа», «дух», «духовность», которые отличаются содержанием, вложенного в них труда .

Но разве в жизни, возможно, отделить понятие «духовное» от понятия «нравственное»?

Чем старше мы становимся, тем больше мы ощущаем всё богатство и разнообразие нашей культуры, тем больше возникает вопросов духовного характера, тем больше мы задумываемся над смыслом жизни.

Если судить о понятии «нравственность» по «словарю русского языка» С.И.Ожегова, то она представляет собой внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.

Как видим, понятия «духовность» и «нравственность» во многом перекликаются.

Формирование духовно-нравственных ценностей – неисчерпаемая, многогранная область: это литература, театр, естественные науки, декоративно-прикладное творчество.

Понятие «ценность» подобно «истине», «разуму», «человеку», «культуре».

В философской литературе сложились специфические подходы к определению ценности:

    ценность отождествляется с новой идеей, выступающей в качестве индивидуального или социального ориентира;

    ценность воспринимается как распространенный субъективный образ или представление, имеющее человеческое измерение;

    ценность синонимизируется с культурно-историческими стандартами;

ценность ассоциируется с типом «достойного» поведения, с конкретным жизненным стилем.

Что такое искусство?

Произведение искусства - представляет собой, некий предмет или объект, имеющий определенную эстетическую ценность.

Иначе говоря, произведение искусства должно рассматриваться и оцениваться в свете присущих ему особых свойств. Свойства эти действительно особые: они отличают произведение искусства от всех прочих вещей и предметов

В большой советской энциклопедии, искусство - это одна из форм общественного сознания, составная часть духовной культуры человечества.

Искусство - это самовыражение художника и воспроизведение действительности, язык чувств и игра воображения, особого рода игра, творение рук человеческих...

Функции искусства

Познавательная. Является средством просвещения и образования людей. Информация, содержащаяся в искусстве, существенно пополняет наши знания о мире.

Мировоззренческая . Выражает в художественной форме определенные чувства и представления.

Воспитательная. Воздействует на людей через эстетический идеал, позволяет обогатиться опытом других людей, наделяет художественно организованным, обобщенным, осмысленным опытом.

Эстетическая. Формирует эстетические вкусы, потребности людей, тем самым ценностно ориентируя их в мире, пробуждая творческий дух, творческое начало людей.

Гедонистическая. Доставляет людям наслаждение, делает их сопричастными творчеству художника.

Коммуникативная. Искусство передает информацию от поколения к поколению (по вертикали) и от человека к человеку (по горизонтали).

Прогностическая. Произведения искусства зачастую обладают элементами предвидения.

Медико-оздоровительная. Например, такое воздействие может оказывать музыка, т.к. сочетание звуковых сигналов влияет на психику и состояние.

Компенсаторная . Влияние искусства на психику человека позволяет ему выжить в самых трудных условиях.

Из системы «искусство – ценности» логически вытекает система «искусство – ценности – личность».

Таким образом, искусство и ценности глубочайшим образом взаимосвязаны.

Современный ребенок «заперт» в ограниченном пространстве с телевизором или компьютером, на него обрушивается поток продукции, пропагандирующей праздный образ жизни, насилие, преступность . Ребенок умеет воспринимать мир только глазами и ушами, а остальные его ощущения «дремлют».

Чтобы пробудить восприятие, мышление, нравственные суждения и другие ощущения ребенка, необходимо ознакомить их с искусством: музыкой, литературой, живописью, театром. Так дети знакомятся с истоками культуры, нравственности, духовности.

В «Концепции модернизации российского образования» общеобразовательная школа выступает как базовое звено, ориентированное на развитие личности, его «познавательных и созидательных способностей» и формирующие «целостную систему универсальных знаний, умений и навыков».

Так же в «Концепции модернизации российского образования сказано: «необходимо более полно использовать нравственный потенциал искусства, как средство формирования и развития эстетических принципов и идеалов в целях духовного развития личности».

Младший школьный возраст – это особенный возраст. Ребенок в этом возрасте оптимистичен, любознателен. Еще весьма подвижен, эмоционален, любит играть и фантазировать. Ему присуща быстрая смена настроения. Вместе с тем, это натура увлекающаяся, личность вполне самостоятельная, имеющая свои взгляды и суждения и не всегда принимающая чужое мнение без доказательств. Педагог способен увлечь своих воспитанников искусством. Научить их чувствовать и сопереживать, быть с ними в психологическом контакте .

Театр – искусство удивительное. Хотя бы потому, что с прошлого века ему постоянно предсказывают неминуемую гибель. Сначала казалось, что его уничтожит немое кино и эта угроза увеличилась при появлении звукового кино. Затем угроза исходила от телевидения, когда стало возможным не выходя из дома увидеть и кино, и спектакль. позже стали опасаться мощного распространения видео и Интернета. Но они не отняли у театра всех зрителей. Залы театров заполняются людьми, которые хотят приобщиться к этому виду искусства. Среди этих зрителей много молодых. Заботу о развитии интереса к искусству взяли на себя школы и учреждения дополнительного образования.

Именно в школьном театре возможно включить самые разнообразные формы учебной и внеурочной деятельности.

Поэтому у нас возникла идея создать интегрированный проект «Чудесный мир театра» на базе театрального класса «КОТ» (Класс Очарованный Театром).

На театральных занятиях дети учатся слушать друг друга, работают с голосом, речью, пластикой, движением, проводятся тренинги актерского мастерства. Юные актеры работают и над музыкальным оформление спектакля, создают в содружестве с родителями декорации и афиши.

Полученные знания и умения учащиеся на уроках изобразительного искусства и музыки можно с успехом использовать и применять широко в работе школьного театра, в различных жизненных ситуациях.

Изобразительное искусство - дисциплина, благодаря которой дети овладевают образно-логическим мышлением, она готовит творчески созидательную личность – творца, человека способного не только воспринимать искусство, но и самому быть художественно активным, уметь применять приобретенные знания в собственной практике.

Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер , так как она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, народное и декоративно прикладное искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах. А ведь они изучаются в контексте взаимодействия с другими, то есть временными и синтетическими, искусствами, театром в том числе.

Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов, где необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации. Программа построена так, что школьники получают ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью, что предусматривает широкое привлечение жизненного опыта детей. Очень важна работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности .

Подготовка декораций и афиш к спектаклям театральной студии - практическая художественно-творческая деятельность, где ребенок выступает в роли художника и стремится показать свое отношение к происходящему на сцене.

Наблюдение, осознание своих собственных переживаний, формирует способность самостоятельного видения мира.

Музыка в школе не только учебный предмет, но и могучее средство воспитания. Одна из важнейших задач программы по музыке - это формирование музыкально-эстетической культуры школьников на основе приобщения к шедеврам музыкального искусства .

Широкое использование классической музыки, лучших образцов современной музыки и народного творчества формирует художественно – музыкальный вкус, развивает интерес и потребность в музыке, способствует накоплению запаса музыкальных впечатлений.

В процессе освоения предмета ребенок учится находить точки соприкосновения музыки с литературой и изобразительным искусством, театром. Интерес к музыке , музыкальный вкус дает возможность детям на практике, а именно в выборе правдивого и искреннего, яркого и убедительного музыкального оформления спектакля.

Роль театрального творчества в воспитательном процессе юных поколений очевидна.

Каждому ребенку присущ «театральный инстинкт» - стремление посредством игры побывать в роли другого. Театр позволяет создать реальную возможность для выражения себя в той или иной нравственной ситуации.

Специфика театрального искусства такова, что позволяет обращаться к нему, как к универсальной образовательной и воспитательной модели. Занятия театральным творчеством включают в работу физический, эмоциональный и интеллектуальный аппараты человека. Театр обращается к ребенку как к целостной личности. Выходя на сцену, воспитанник обнажает свои возможности, способности и прорехи в воспитании и развитии. Ребенок, как на ладони. Это позволяет руководителю определить зоны ближайшего развития воспитанника и выстраивать воспитательный процесс индивидуально для каждого.

Основной приметой воспитательного воздействия театрального искусства на человека является глубокая эмоциональная, чувственная основа этого процесса. Поскольку театр способен воздействовать на чувства, настроения человека, постольку он способен преобразовывать его нравственный и духовный мир.

Ведущим принципом организации учебно-воспитательного процесса является принцип погружения воспитанников в художественный мир драматургического произведения, действие которого направлено на воспитание средствами театра, преодоление вербализации воспитательного процесса. Данный принцип открывает большие возможности для глубокого, эмоционального «проживания», «прочувствования» идеи постановки, образа героев, повышая в итоге воспитательный эффект театральных занятий. Театр синтетический вид искусства, потому в помощь более глубокому эмоциональному проживанию направляется весь арсенал выразительных средств театрального искусства – пластическое и мимическое выражение, использование музыки, шумовых эффектов, декораций, костюма, грима, света.

Как известно, в младшем школьном возрасте в сознании учащихся происходит формирование наглядно-образной картины мира . Яркость и чистота эмоциональных реакций обуславливают глубину и устойчивость впечатлений, получаемых ребенком. Воздействуя на эмоциональный мир ребенка, театр не только вводит детей в мир прекрасного, но и развивает сферу чувств, будит сочувствие, делает сострадание деятельностным, помогает овладению навыками общения и коллективного творчества.

Благодаря занятиям в театральной студии школы воспитанники приобретают:

необходимые навыки для существования в мире людей (коммуникативность, активность, смелость, альтруистичность, гуманизм и многие другие навыки);

недостающее взаимопонимание в среде своих сверстников и взрослых людей;

арсенал необходимых любому культурному человеку знаний в области мировой культуры, искусства и культурологии.

В ходе занятий в театральной студии воспитанники получают понимание того, что театр это не безделица, а серьёзная деятельность, требующая к себе серьезного отношения. А потому, прогул репетиции без уважительной причины, например, недопустим.

В заключении хочется отметить: творчество – волшебный пропуск во внутренний мир ребенка, и потому воспитание средствами театра – прямая возможность формирования нравственных установок, усвоения духовных ценностей, управлении развитием личности, не покушаясь на свободу выбора ребенка, свободу воли. Т.е., процесс воспитания средствами театрального искусства можно рассматривать и с точки зрения художественно-эстетической, и личностно-субъективной, т.е. с точки зрения того, что оно дает человеку как художнику и – человеку.

Считаю, что сценическое искусство в школе и классе жить должно. Любой психолог подтвердит, что театрализация и инсценирование используются в качестве арттерапевтических методик. А раз искусство полезно для развития коммуникативности, восстановления и сохранения психического здоровья детей - значит, оно должно присутствовать и развиваться в ученической среде обязательно.

Интегрированный проект «Чудесный мир театра», несомненно, поможет учащимся в духовно-нравственном становлении, как личности.

Душа ребенка – пламенный сосуд,

Прозрачны стены, совершенны формы,

Но оттого, чем мы его наполним

Зависит будущего человека суть.

Литература:

    А. Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В. А. Тишков «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». М., 2009

    С.И. Ожегов «Словарь русского языка», М., 1989

    Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М. : Просвещение, 2010. – 31 с. - (Стандарты второго поколения).

    Каршинова, Л. В. Духовное и нравственное развитие и воспитание личности в образовательном пространстве [Текст] / Л. В. Каршинова // Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - № 6. - С.48 - 52.

    Семыкина, Е. Н. Гражданско - нравственное становление школьников в процессе воспитания [Текст] /Е. Н. Семыкина // Воспитание школьников. - 2011. - № 5. - С. 21 - 25.

Козырева Светлана Ивановна

Эссе: «Влияние искусства на развитие личности в духовном и нравственном аспектах».

В настоящее время актуальным является определение роли искусства в формировании личности в связи с остротой проблем, поставленных кризисным современным обществом. Процесс социализации, формирующий личность и способствующий её развитию, а также процесс самореализации личности в большой степени зависит от ее творческой деятельности, развитости самосознания. Все эти задачи призвано решать искусство. Существуют теории, в которых разрабатывалась взаимозависимость состояний общества и искусства. Эти теории принадлежат Платону, Ж.-Ж. Руссо, Ф. Ницше.
При общении с подлинным произведением искусства происходит глубинное воздействие на внутренний мир личности. По своей природе искусство противостоит неорганизованности и хаосу, отсюда следует его главная тенденция – помочь человеку гармонизировать себя и мир, притом гармонизируя природное и социальное в человеке, искусство защищает личное «я» с одной стороны от стандартизации и с другой – от духовной изоляции от общества. Его гармонизирующее воздействие проявляется в том, что социальной стадности оно противопоставляет гуманную социальную общность, индивидуализму – личностную ответственность перед обществом, излишнему рационализму – понимание непосредственного ощущения жизни.
Искусство оказывает влияние на человеческое познание, лишая его односторонности, дополняет его целостным постижением как себя, так и окружающего мира. Устанавливая равновесие, искусство разрушает личностные стереотипы, обнажая то, что именуется социальными и нравственными язвами.

Ещё одна функция искусства включает в себя как изживание негативных чувств, так и компенсацию того, в чем, возможно, человека обделили личный опыт и судьба, т.е. помогая нечто изжить и нечто восполнить, искусство способствует установлению равновесию человека с окружающим миром. С помощью искусства человек безгранично расширяет свой внутренний опыт и приобщается к опыту всего человечества. Искусство помогает личности найти себя как неповторимую индивидуальность.

Искусство формирует не только ум и сердце: оно формирует целостного человека. Таким образом, искусство как особый уникальный образ самореализации человека выступает как форма становления личности. В то же время искусство как специфическая система ценностного воздействия влияет и формирует не только отдельные личности, но и межличностные отношения и социальные отношения в целом. В искусстве присутствует огромный гуманистический потенциал, созданный человечеством за многовековую историю.
Для детей искусство является незаменимым средством формирования духовного мира: литература, музыка, скульптура, народное творчество, живопись, театр. Без воспитания эстетически грамотных людей, воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал невозможно становление гармонически развитой и творчески активной личности.
Окружающий мир встает перед ребенком как единая целостная картина мира. Чтобы эта целостность сохранялась, необходима интеграция видов изобразительной деятельности. Интеграция искусств, объединяющая разные виды художественной деятельности, несет в себе мир идей, мыслей, образов, эмоций. Благодаря этому стимулируются и развиваются память, мышление, воображение.

Искусство формирует незаменимые компетенции 21 века – творчество, креативность и готовность к инновациям, воображение, эмоции, чувства, инициативность, гибкость и адаптивность, коммуникабельность, способность к обработке информации в образах и символах, способность к анализу нескольких потоков информации одновременно.

Итак, искусство формирует личность человека, развивает его интеллектуальный потенциал и чувственное восприятие, задает правильные нравственные ориентиры и приобщает его к своей культурной среде.