Время 20 21 век. Российская федерация в конце XX-начале XXI века. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

в Конце 1991 г. на международной политический арене возникло новое государство - Российская Федерация (РФ), в составе которой 89 регионов, в том числе 21 автономная республика. Государственная власть состояла из двухступенчатой системы представительной власти - Съезда народных депутатов и двухпалатной Верховной Рады. Главой исполнительной власти всенародным голосованием был избран президент.М. Ельцин.

в Конце октября 1991г. план экономических реформ был обнародован на Съезде народных депутатов президентом Бы.М. Ельциным. Хотя программа экономических реформ была провозглашена президентом, ее принятие и проведение стало увязываться с Есть.Т. Гайдаром, который занял место вице-премьера по вопросам экономики, а затем и премьера России. Радикальная экономическая реформа включала введение свободных цен с января 1992 г., которое должно было определить рыночную стоимость товаров, ликвидировать товарный дефицит. Либерализация торговли должна была ускорить товарообмен, создать инфраструктуру по сбыту максимально возможных объемов отечественной и импортной продукции. Наконец, широкая и быстрая приватизация жилья, госпредприятий должна была превратить массы населения в собственников, создать у них трудовой, накопительный и другие экономические стимулы деятельности. Как и раньше, народу обещалось, что либеральные реформы не ухудшат, а улучшат его благосостояние. Хуже будет, твердили реформаторы, только полгода, а на конец 1992 г. стабилизируется экономика, постепенно возрастет благосостояние.

Однако цены сразу выросли в 10-12 раз, а зарплаты и пенсии увеличились лишь на 70 %, что привело к тому, что большинство населения оказалось за чертой бедности. За год цены выросли в 26 раз. Прекратились выплаты денежных сбережений граждан.

Радикальные реформы, так называемая "шоковая терапия", вызвали не только недовольство широких масс, но и довольно широкую оппозицию в Верховной Раде, которая приняла резолюцию об осуждении реформ, а президенту рекомендовал изменить состав правительства. Выход из этого кризиса был найден на двусторонних уступках.

Очередной кризис между радикальными реформаторами и консерваторами возникла в результате кредитования промышленности. Верховная Рада с целью приостановления экономического краха целых отраслей промышленности и возможного, в случае массовой безработицы, социального взрыва настаивала на финансовой помощи предприятиям. Центральный банк России такие кредиты предоставил. Это был удар по реформам. Во второй половине 1992 г. среднемесячные темпы роста денежной массы увеличились с 11,4 до 28 %. Резко упал курс рубля. Высокая инфляция сделала невозможной финансово-денежную стабилизацию и сведение к минимуму бюджетного дефицита.

Сопротивление реформам получил достаточно широкую поддержку в обществе, прежде всего в отраслях военно-промышленного комплекса и бюджетных сферах, где было занято большинство населения. Поэтому в реформаторский курс были внесены коррективы. Одной из основных в правительственной идеологии стала концепция быстрого создания широкой поддержки реформ путем формирования среднего класса собствен-ников-акционеров приватизированных предприятий. Было приватизировано 24 тыс. предприятий. Тем самым государственный сектор потерял роль ведущего в индустриальной сфере. Однако широкой социальной поддержки реформы не получили, потому что не очень вырос средний класс.

Для снижения социального напряжения летом 1992 г. была проведена реформа заработной платы в бюджетной сфере. Ввели тарифную сетку из 18 разделов, которая учитывала сложность труда, квалификацию, образовательный уровень работников. Ареной острой борьбы реформаторов и консерваторов стал VII Съезд народных депутатов, состоявшийся в декабре 1992 г. Президент ориентировал съезд на установление политического передышки хотя бы на год - полтора. Однако съезд остался глухим к этим призывам. Кульминация и финал съезда были полны драматизма. Съезд поставил целью свергнуть правительство. Президент назвал съезд "оплотом консервативных сил и реакции" и обратился к гражданам России с предложением срочно провести всенародный референдум с вопросом: кому вы поручаете вывести страну из кризиса: съезду и Верховному Совету или президенту?

лобовое столкновение президента и съезда тоже завершилось компромиссом. Съезд признал право президента иметь свою кандидатуру на пост председателя правительства, а президент согласился предложить съезду для голосования не одну, а три кандидатуры. Сформировать новое правительство было поручено B. C. Черномырдину.

Реформы, связанные с именем Гайдара, продолжались один год. Результаты их были противоречивы. Идеологи реформ доказывали, что в результате их проведения было сдвинуто с мертвой точки механизм рыночного формирования спроса и предложения, начала формироваться банковско-посредническая, сбытовая и другая инфраструктура рыночной экономики, увеличение цен и либерализация торговли наполнили прилавки товарами, недоступными для большинства граждан. Возник широкий слой бизнесменов, банкиров, торговцев, а предпринимательский менталитет стал частью общественного сознания.

Критики реформ видели их результаты совсем в другом свете. Они делали акцент на непомерно высокой социальной цене реформ. Реальные доходы населения сократились на 44 %. Доля расходов на питание в бюджете семьи в среднем составляла 60 %, а в семьях пенсионеров - 80-90 % денежных поступлений. Резко сократилось финансирование науки, культуры, образования, медицины.

1992 г. принес серьезные изменения в расстановку политических сил России, которые кратко можно обобщить так: лагерь демократов все более раскалывается, а консерваторы теснее смыкают свои ряды. На конец 1992 г. в России практически не осталось ни одной политической партии, которая безоговорочно поддерживала бы прежний реформаторский курс.

Новое правительство уже в первом своем документе констатировал катастрофическое состояние российской экономики. Однако приоритеты правительственной политики на 1993 г. в основном повторяли гайдарівські подходы. Основными среди них объявлялись укрепление рубля, финансовая стабилизация и борьба с инфляцией. Российский президент взял под свою опеку новое правительство, а предложил законодателям сделать выбор: или заключить соглашение с исполнительной властью на основе признания ее права проводить предварительный курс, или провести всенародный референдум, который должен решить, кому - президенту или законодателям - должны быть вручены властные полномочия.

Однако законодатели не собирались идти на уступки правительства в вопросе о разделении властных полномочий. Шаткий компромисс, который был достигнут недавно, и антагонизм влад быстро достиг еще большей остроты. Одной из главных причин конфликта между исполнительной и законодательной властью, который завершился кровавой схваткой в октябре 1993 г., были расхождения в вопросе о социально-экономический и политический курс. Среди законодателей большинство были сторонниками регулируемой экономики. Защитники радикальных рыночных отношений оказались в меньшинстве. Так же важной причиной антагонизма был недостаток опыта взаимодействия в рамках систем распределения властей, что Россия практически не знала. Законодатели пытались отодвинуть власть на государственные задворки. Российский президент в свою очередь проявил склонность к игнорированию воли строптивых законодателей. Они согласились на референдум, но вопрос сформулировали сами. Три первые среди четырех были непосредственно направлены против президента: доверяете ли вы президенту, одобряете современную социально-экономическую политику, считаете необходимым досрочные выборы президента, считаете необходимым досрочные выборы народных депутатов. Референдум принес успех Ельцину, упрочив его легитимность. За доверие президенту высказалось 58,7 %, социально-экономическую политику президента и правительства 53 % избирателей. Однако это не сняло напряженности между двумя властями. Более того, парламентское и президентское группировки начали открытую психологическую войну. Острая борьба между законодательной и исполнительной властями продолжалась все лето.

Во-первых, никогда не был так многочислен и разнообразен (по возрасту, образованию, служебному положению, политическим, религиозным, общественным взглядам, по партийной ориентации) состав участников массовой коммуникации.

Во-вторых, почти исчезла официальная цензура, поэтому люди более свободно выражают свои мысли, их речь становится более открытой, доверительной, непринужденной.

В-третьих, начинает преобладать речь спонтанная, самопроизвольная, заранее не подготовленная.

В-четвертых, разнообразие ситуаций общения приводит к изменению характера общения. Оно освобождается от жесткой официальности, становится раскованнее.

Новые условия функционирования языка, появление большого количества неподготовленных публичных выступлений приводят не только к демократизации речи, но и к резкому снижению ее культуры. В чем это проявляется?

Во-первых, в нарушении орфоэпических (произносительных), грамматических норм русского языка. Об этом пишут ученые, журналисты, поэты, простые граждане. Особенно много нареканий вызывает речь депутатов, работников телевидения, радио.

Во-вторых, на рубеже XX и XXI веков демократизация языка достигла таких размеров, что правильнее назвать процесс либерализацией, а еще точнее - вульгаризацией.

На страницы периодической печати, в речь образованных людей потоком хлынули жаргонизмы, просторечные элементы и другие внелитературные средства: бабки, штука, кусок, стольник, балдеж, выкачивать, отмывать, отстегивать, прокрутиться и мн. др.. Общеупотребительными, даже в официальной речи, стали слова тусовка, разборка, беспредел последнее слово в значении «не имеющее пределов беззаконие» приобрело особую популярность.

Для говорящих, публично выступающих изменилась мера допустимости, если не сказать, совсем отсутствует. Ругательства, «матерный язык», «непечатное слово» сегодня можно встретить на страницах независимых газет, свободных изданий, в текстах художественных произведений. В магазинах, на книжных базарах продаются словари, содержащие не только жаргонные, блатные слова, но и нецензурные.

Морфологический способ словообразования

Это наиболее продуктивный способ словопроизводства. В самом общем виде морфологический способ образования слов подразделяется на: образование простых слов и образование сложных слов.

Образование простых слов.

Образование простых слов осуществляется при помощи 4-х разновидностей аффиксального способа словообразования (аффиксации): префиксального (префиксация), суффиксального (суффиксация), суффиксально-префиксального(или префиксально-суффиксального), бессуффиксального (нулевой суффиксации).

Образование сложных слов.

Образование слитных слов. Сложные слитные слова образуются путем сложения основ.

Образование составных слов. Составные сложные слова образуются из двух раздельно оформленных слов (не основ) со склонением обоих членов сложения: вагон-р"эсторан(вагон/а-р"эсторан/а), концэрт-загадка (на концэрт"/э-загадк"/э). Сложные слова со склонением только второго слова (к"иловатт-ч"ас, пр"эм"jэр-м"ин"истр) обычно относят к слитным, образованным без соединительных гласных. В качестве слитных рассматривают часто и сложные слова, образованные путем удвоения основ: jэл"э-jэл"э, мало-помалу.

Морфолого-синтаксический способ словообразования

Морфолого-синтаксическим называется такой способ словообразования, при котором новое слово образуется путем перехода одной части речи в другую в определенных синтаксических условиях. И хотя внешних изменений в слове не происходит, у него возникает новое значение и новая синтаксическая функция, в нем появляются новые соотношения между морфемами, и оно приобретает новые грамматические свойства. Здесь обычно различают два процесса.

Лексико-синтаксический способ словообразования.

Лексико-синтаксический способ словообразования заключается в производстве новых слов путем сращения слов словосочетания в одно слово. В этом случае новая лексическая единица создается на базе синтаксической единицы в результате соединения:

Служебного слова со знаменательным: за муж - за/муж, на в"эк - на/в"эк, в н"из - в/н"из.

Место компьютерного сленга в языке

Вся лексика того или иного языка делится на литературную и нелитературную. К литературной относятся:

1) книжные слова

2) стандартные разговорные слова

3) нейтральные слова

Все это лексика, употребляемая либо в литературе, либо в устной речи в официальной обстановке. Существует также нелитературная лексика, мы делим ее на:

1) Профессионализмы

2) Вульгаризмы

3) Жаргонизмы

Причины бурного образования компьютерного сленга.

Процесс развития и обновления языка никогда не прекращается. Хотя кинематические процессы в языке наиболее наглядно обнаруживаются при рассмотрении языка в исторической перспективе, они ею не ограничиваются, поскольку импульсы изменений исходят не только от исторически изменяющейся среды, но и того синхронического культурно-дискурсивного пространства, в котором тот или иной язык функционирует в настоящее время.

Пока в научных кругах шли споры о структуре новой системы международных отношений ряд событий, произошедших на рубеже веков, фактически сами расставили все точки над «i».

Можно выделить несколько этапов:

1. 1991 - 2000 гг. - этот этап можно определить как период кризиса всей международной системы и период кризиса в России. В это время в мировой политике безапелляционно доминировала идея однополярности во главе с США, а Россию воспринимали как «бывшую сверхдержаву», как «проигравшую сторону» в Холодной войне, некоторые исследователи даже пишут о возможном распаде РФ в ближайшем будущем (например, З. Бжезинский). В результате в этот период наблюдался некий диктат в отношении действий РФ со стороны мирового сообщества.

Во многом это было связано с тем, что внешняя политика РФ начала 90-х ХХ века имела четкий «проамериканский вектор». Иные тенденции внешней политики проявились примерно после 1996 года, благодаря замене на посту министра иностранных дел западника А. Козырева государственником Е. Примаковым. Разница в позициях этих деятелей обусловила не только смену вектора российской политики -- она становится более самостоятельной, но многие аналитики заговорили о преобразовании модели российской внешней политики. Изменения, привнесенные Е.М. Примаковым, вполне могут быть названы последовательной "доктриной Примакова". «Ее суть: взаимодействовать с основными мировыми актерами, ни к кому жестко не примыкая». По мнению российского исследователя Пушкова А., «это «третий путь», позволяющий избежать крайностей «доктрины Козырева» («положение младшего и на все или почти на все согласного партнера Америки») и националистической доктрины («дистанцироваться от Европы, США и западных институтов -- НАТО, МВФ, Всемирного банка»), попытаться превратиться в самостоятельный центр притяжения для всех тех, у кого не сложились отношения с Западом, от боснийских сербов до иранцев».

После отставки Е. Примакова с поста премьер-министра в 1999 году определенная им геостратегия в основном была продолжена -- по сути ей не было иной альтернативы и она отвечала геополитическим амбициям России. Таким образом, наконец, России удалось сформулировать собственную геостратегию, концептуально вполне обоснованную и довольно практичную. Вполне естественно, что Запад ее не принял, так как она имела амбициозный характер: Россия по-прежнему намерена играть роль мировой державы и не собирается соглашаться с понижением ее глобального статуса.

2. 2000-2008 гг. - начало второго этапа без сомнения было знаменовано в большей степени событиями 11 сентября 2001 г., в результате чего в мире фактически происходит крах идеи однополярности. В политических и научных кругах США постепенно начинают говорить об отходе от гегемонистской политики и необходимости установления мирового лидерства США, поддерживаемого ближайшими соратниками из развитого мира.

Кроме того, в начале XXI века происходит смена политических лидеров практически во всех ведущих странах. В России к власти приходит новый президент В. Путин и ситуация начинает меняется.

В Путин окончательно утверждает идею многополярного мира в качестве базовой во внешнеполитической стратегии России. В такой многополярной структуре Россия претендует на роль одного из главных игроков, наряду с Китаем, Францией, Германией, Бразилией и Индией. Однако США не хотят уступать свое лидерство. В результате разыгрывается настоящая геополитическая война, а основные баталии разыгрываются на постсоветском пространстве (например, «цветные революции», газовые конфликты, проблема расширения НАТО за счет ряда стран на постсоветском пространстве и т.д.).

Второй этап некоторые исследователи определяют как «постамериканский»: «Мы живем в постамериканский период мировой истории. Это на самом деле многополярный мир, опирающийся на 8 - 10 столпов. Они не равно сильные, но имеют достаточно автономии. Это США, Западная Европа, Китай, Россия, Япония, но и Иран, и Южная Америка, где ведущая роль у Бразилии. ЮАР на Африканском континенте и другие столпы - центры силы». Тем не менее, это не «мир после США» и тем более без США. Это мир, где вследствие подъема других глобальных «центров силы» и усиления их влияния сокращается относительное значение роли Америки, что на протяжении последних десятилетий наблюдается в глобальной экономике и торговле. Происходит настоящее «глобальное политическое пробуждение», как пишет З. Бжезинский в своей последней книге . Это «глобальное пробуждение» определяется такими разнонаправленными силами, как экономический успех, национальное достоинство, повышение уровня образования, информационная «вооруженность», историческая память народов. Отсюда, в частности, возникает неприятие американской версии мировой истории .

3. 2008 год - настоящее время - третий этап, прежде всего, был ознаменован приходом к власти в России нового президента - Д.А.Медведева. В целом, внешняя политика времен В.Путина была продолжена.

Кроме того, события в Грузии в августе 2008 года сыграли ключевую роль на этом этапе:

во-первых, война в Грузии стала свидетельством того, что «переходный» период трансформации международной системы завершился;

во-вторых, произошла окончательная расстановка сил на межгосударственном уровне: стало очевидно, что новая система имеет абсолютно иные основания и Россия здесь сможет сыграть ключевую роль, разработав некую глобальную концепцию, базирующуюся на идее многополярности.

«После 2008 года Россия перешла на позицию последовательной критики глобальной деятельности Соединенных Штатов, защищая прерогативы ООН, незыблемость суверенитета и необходимость укрепления нормативной базы в сфере безопасности. Соединенные Штаты, напротив, выказывают пренебрежение к ООН, способствуя «перехвату» ряда ее функций другими организациями - НАТО прежде всего. Американские политики выдвигают идею создания новых международных организаций по политико-идеологическому принципу - на основе соответствия их будущих членов демократическим идеалам. Американская дипломатия стимулирует антироссийские тенденции в политике стран Восточной и Юго-Восточной Европы и пытается создавать на пространстве СНГ региональные объединения без участия России» - пишет российский исследователь Т.Шаклеина.

Россия вместе с США пытаются сформировать некую адекватную модель российско-американского взаимодействия «в условиях ослабления общей управляемости (governance) мировой системы». Существующая до этого модель была приспособлена к учету интересов США, так как Россия долгое время была занята восстановлением собственных сил и во многом зависела от отношений с США.

Сегодня Россию многие упрекают в амбициозности и намерении соперничать с США. Американский исследователь А. Коэн пишет: «…Россия заметно ужесточила свою международную политику и в достижении целей все более полагается на силу, а не на международное право… Москва усилила антиамериканскую политику и риторику и готова бросить вызов интересам США, где и когда это возможно, включая Крайний Север».

Подобные высказывания формируют сегодняшний контекст высказываний об участии России в мировой политике. Стремления российского руководства ограничить диктат США во всех международных делах очевидно, но благодаря этому наблюдается рост конкурентности международной среды. Тем не менее, «снижение накала противоречий возможно, если все страны, а не только Россия, осознают важность взаимовыгодной кооперации и взаимных уступок» . Необходима выработка новой глобальной парадигмы дальнейшего развития мирового сообщества, основанной на идее многовекторности и полицентричности.


Введение

Глава 1. Теоретическая глава

1Становление теоретических партий. Начальный этап

2Политический кризис 1993 года, Россия на грани гражданской войны

3Новая Конституция Российской Федерации

4Две Чеченские войны: 1994 и 1999 гг.

5Кавказские войны - средство геополитики

Заключение

Список литературы


Введение


В данной контрольной работе рассмотрен период истории России - конец 20 века - начала 21 века. Он достаточно подробно рассматривался современниками периода, а также рассматривается и в наше время. Последствия тех или иных времен всегда накладывают отпечаток на последующее течение истории.

В последние годы 20-го столетия, неимоверные усилия народных масс, их нравственный подъем были вложены в строительство Советского Союза и его небывалого могущества. Люди, свершившие революцию и одержавшие победу в величайшей войне с фашизмом, жили неодолимой жаждой созидания. Однако политическая культура народа, мечтавшего о построении свободного и справедливого общества, оказалась несоизмеримой с поставленными задачами. Новая идеология, проникая в массы и воодушевляя их, нередко обретала чудовищно вульгаризированные формы, вызывавшие к жизни стереотипы сознания средневековых бунтов с их животным гневом к социальным врагам. В стране, идущей по неизведанному пути, постоянно возникала социальная напряженность и кризисные ситуации, сопровождавшиеся острыми столкновениями на властном Олимпе, репрессиями победителей в отношении побежденных, беззастенчивым использованием грубого принуждения и насилия как средства строительства новой жизни. Советскому обществу, достигшему относительного благополучия, так и не удалось отладить систему самоуправления и действенного контроля «низов» над «верхами», без эффективной работы которой оно оказалось беззащитным перед диктатурой партийных вождей и всевластием партийно-государственной элиты.

Реформы начала 90-х годов XX в. положили начало глубочайшим социальным и политическим изменениям, проводившимся в стиле «шоковой терапии», от которой понесли огромные потери все слои населения. Нигде в мире революции не приводили к такому масштабному уничтожению материальной основы промышленности и сельского хозяйства, как в нашей стране. Создана была прямая угроза существованию крестьянства, что в столь обширной по территории и слабо-заселенной стране представляется весьма опасным. Политика Российского государства в последние годы дает надежду на выход России из этого кризиса.

Таким образом, события этого периода являются актуальными и по сей день.

Целью данной работы - является максимально раскрыть и изучить события конца 20 - начала 21 веков и их последствия.

Задачами работы являются:

изучение теоретических аспектов определенного периода в истории России;

проанализировать объекты исследования, дающие информацию о взятом периоде истории России;

систематизировать информацию о предмете исследования, привести к общему выводу.

Объект исследования - источники, рассматривающие данный исторический период: литература, учебники, статьи.

Предмет исследования - история России конца 20 - начала 21 вв.

Практическая значимость контрольной работы раскрывается в ее направленности на решение практических проблем. Возможность проанализировать проблему развития, постараться выявить причины, предложить пути решения сложившихся проблем.


Глава 1. Теоретическая глава


1 Становление политических партий: начальный этап


Рассмотрение политических партий необходимо начать с определения их сути. Партии и партийные системы представляют собой политические организации и создаются социальными группами или внутриклассовыми слоями для защиты своих интересов внеэкономическими (политическими) средствами. Они играют существенную роль в политической жизни общества и выступают не только средством политической борьбы, но и важным фактором развития демократии. Политические партии и партийные системы имеют свою историю, структуру, функции и типологию. Их изучение как субъектов политики современного общества имеет важное теоретическое и практическое значение.

Наличие партий и движений - показатель развитости страны и, в какой-то степени, демократизма. Однопартийная политическая система и отсутствие различных политических движений - характерные показатели тоталитарного либо авторитарного режима.

В становлении и развитии политических партий как социальных институтов выделяют три этапа. Первый этап связан с образованием аристократической котерии (группировки) и является начальной стадией формирования партий. Второй - с созданием политического клуба, который, в отличие от аристократической котерии, имеет прочные идеологические связи, развитую организацию и больший радиус общественного действия. Третий этап связан с формированием массовой политической партии. Первые два этапа можно считать периодом протопартий, т.е. предысторией политических партий. Как показывает практика, политические партии создаются наиболее инициативными и проницательными представителями соответствующих социальных и национальных групп, осознающими их непосредственные и долгосрочные интересы.

Эти представители образуют активное меньшинство, превращаются в политические авангарды представляемых ими групп и слоев и руководят их борьбой за удовлетворение политических интересов. Как правило, политические партии стремятся представить себя массам подлинными выразителями их общих интересов. Однако только их практическое поведение позволяет определить истинность намерений, заявлений и программ. Именно последовательная реализация социального интереса определенного слоя или группы и выражает социальную сущность партии. Многомерность и сложность этого феномена объясняет существование различных определений партии.

Развитие социалистических партий в России приходится на конец XIX-начало XX в. В этот период возникают партии анархистов, социал-демократов, кадетов, октябристов и пр. Его особенность заключалась в том, что первой политической партией в масштабах страны стала социал-демократическая партия, оформившаяся в 1898 г. Вслед за ней оформилась партия социал-революционеров, вошедшая в историю как крестьянская партия, хотя вначале в ее состав входили, рабочие, а затем мелкие собственники, не эксплуатировавшие чужой труд, и значительная часть крестьянства, а также мещане, ремесленники, мелкие торговцы.

Партии, представлявшие интересы господствующих слоев общества, возникли в годы первой русской революции 1905-1907 гг. Формирование политических партий в России было обусловлено действием ряда факторов, предопределявших социально-экономическое и политическое развитие общества. Характерной тенденцией политической жизни на этом этапе было неуклонное возрастание числа партий, то есть складывание многопартийной системы. Она сложилась в 1905-1908 гг. Во время революции 1905-1907 гг. в России существовало около 50 партий различной идеологической и политической ориентации, В 1916 г. насчитывалось 244 политических партий, в 1917 г. их количество все еще продолжало расти. В 1918 г. в силу ряда причин многие партии прекратили свое существование, и осталась только Российская Коммунистическая партия большевиков, установившая однопартийный режим. Таким образом, хотя зарождение политических партий относится к древнейшим временам, подлинная их история как особых, отличающихся высокой степенью институционализации политических организаций начинается с XIX в.

Именно в этот период миллионы людей получили право голоса в рамках либеральной демократии, что и обусловило создание партий как специализированных институтов воздействия на публичную власть для проведения в жизнь интересов социальных групп. В конце XIX-начале XX в. развитие политических партий происходило под влиянием многих факторов. Важнейшие из них - введение всеобщего избирательного права; осознание своих интересов «третьим сословием»; распространение марксизма и революционные потрясения; пробуждение национального самосознания колониальных народов и др.

В 1988-1991 гг. шел процесс организационного становления политических партий, выработки политических программ. Принятие в октябре 1990 г. закона «Об общественных объединениях» стимулировало формирование партий. В основной своей массе новые партии возникали как антитоталитарные и выдвигали задачи формирования правового государства, многопартийной системы, многоукладной экономики, организованного народовластия (конституционной демократии). После утраты КПСС монополии на политическую власть, ликвидации административно-командной системы в ходе реформ происходила перегруппировка политических сил, формирование новых политических блоков и объединений. Выборы в Федеральное Собрание в декабре 1993 г., и в декабре 1995 г. стимулировали дальнейший процесс оформления и размежевания политических партий и блоков. По итогам очередных выборов в Государственную Думу в декабре 1999 г. в нижнюю палату российского парламента прошли следующие политические партии и движения: КПРФ, «Единство», «Союз правых сил», «ЛДПР», «Яблоко».

В настоящее время в Российской Федерации зарегистрировано более 300 партий, организаций, движений, фондов и других объединений. Однако переход от однопартийности к многопартийности идет крайне сложно и болезненно, не сформировались устойчивая партийно-политическая структура, четкое размежевание политических сил. Скорее, наоборот, процесс такого размежевания становится все более сложным и запутанным, возникают новые партии и политические течения, резко меняются очертания и облик ранее существовавших. Можно предположить, что в судьбе будущей российской многопартийной системы проявятся следующие мировые тенденции. Во-первых, упрощение партийной системы. Через блокирование на выборах постепенно создаются условия для перерастания многопартийности в двухпартийное. Во-вторых, прежнее значение партий даже в избирательных кампаниях уменьшается. Сокращается число «твердых» сторонников какой-либо партии. Все большую роль играет не партийная принадлежность, а восприятие кандидата.

Основные социальные ожидания масс, адресованные российским политическим партиям, можно сформулировать следующим образом: Это потребность в стабилизации общественно-политической ситуации и удержание ее в рамках конституционно-правового развития, в нормализации процессов построения гражданского общества, преодоление сползания в корпоративизм (одна из форм авторитаризма) регионального, местнического, ведомственного и иного толка, ослабление криминального давления на власть, в обеспечении трансформации частных, групповых интересов зарождающегося гражданского общества в общие интересы государства.

Свобода политических мнений и политических действий, выбора идеологических и духовных ценностей, запрет на установление единой государственной или обязательной идеологии в обществе. В России созданы равные возможности участия в политическом процессе всем политическим партиям и другим общественным объединениям, действующим в рамках Конституции РФ. Гарантируется существование многопартийности, а также право граждан состоять в любой партии или не состоять ни в какой. Важным условием реализации принципа политического плюрализма является определение правового статуса политических партий, других общественных объединений и массовых движений, участвующих в политическом процессе. Данные вопросы регламентированы в Российской Федерации нормами Федеральных законов «Об общественных объединениях», «О политических партиях», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», «О государственной поддержке молодежных и детских объединений», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

Хотя феномен партий, строго говоря, осмысливается по их главной функции - политической и государственной (замещение их членами тех или иных постов и отправление государственной власти), их влияние на политическую систему гораздо шире и сложнее, а потому делать здесь какие-то обобщения весьма рискованно. Обратим внимание на политический спектр «слева направо» - это схематическое представление политических идей и убеждений, идеологических позиций политиков, партий и движений. Идея восходит к временам Французской революции, отражая то, как на первом заседании Генеральных Штатов в 1789 г «расселись» депутаты Точного значения у понятий «левый» и «правый», однако, нет. В общем виде линейный политический спектр иллюстрирует различия в отношении к экономике и роли государства: левые отстаивают принципы вмешательства государства в дела общества и идеал коллективизма, правые отдают предпочтение рынку и индивидуализму.

Конституционные партии, строго соблюдающие правила политической игры, часто изображаются бастионами демократии: если в обществе есть такие партии, это считается показателем его политического здоровья. В партиях, что монополизировали за собой право на политическую власть, напротив, видят инструмент манипулирования и политического контроля. Как бы то ни было, можно следующим образом определить главные функции партий: представительство, формирование и пополнение элиты, определение целей государственного развития, артикуляция интересов и их агрегирование социализация и мобилизация граждан, формирование правительства.


2 Политический кризис 1993 года, Россия на грани гражданской войны


Начало политического кризиса 1993 года связывается с разработкой новой Конституции. Решение о ее разработке н было принято уже на I Съезде народных депутатов РСФСР в июне 1990 г. Съезд создал Конституционную комиссию во главе с Б. Н. Ельциным. Однако до подписания Беловежских соглашений и распада СССР оппозиционные силы блокировали все попытки пересмотреть Конституцию 1977 г.

В 1992 г. работа над Основным законом России вступила в новый этап. Дискуссии развернулись вокруг вопроса об основах политического строя. Президент выступал за создание президентской республики. Центральной фигурой президентской республики является глава государства. Он обладает большими полномочиями и является гарантом соблюдения Конституции. Президент обеспечивает реализацию принципа разделения законодательной, исполнительной и судебной властей. Другую точку зрения выражали рабочие комиссии Верховного Совета. Они предлагали сохранить традиционное для советской политической системы положение о полновластии Советов как источника всей - законодательной, исполнительной и судебной - власти. Проект ставил в центр новой политической системы Верховный Совет.

Напряженная борьба Президента и Верховного Совета заняла весь 1992 год и первые девять месяцев 1993 г. Противостояние вокруг проекта Основного закона зашло в тупик: ни Президент, ни Верховный Совет не соглашались на компромисс. Летом 1993 г. Ельцин созвал Конституционное совещание. Он предложил, чтобы в его работе приняли участие представители всех ветвей власти, регионов, политических партий, религиозных и общественных организаций. Но руководство Верховного Совета от участия в совещании отказалось. Парламент развернул кампанию по отстранению Президента от власти. К осени ситуация стала неразрешимой. Преодолеть кризис, не меняя действующую Конституцию, было невозможно. 21 сентября 1993 г. Президент издал указ о поэтапной конституционной реформе.

Он приостановил полномочия Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР и назначил на 12 декабря 1993 г. выборы в новый орган законодательной власти - Государственную думу, нижнюю палату Федерального собрания России. Президент поручил Конституционной комиссии и Конституционному совещанию представить на всенародное голосование согласованный проект Основного закона. Руководство Верховного Совета во главе с председателем Р.И. Хасбулатовым этому указу не подчинилось и приняло постановление о прекращении полномочий Президента Ельцина. Верховный Совет приступил к формированию подконтрольных ему органов исполнительной власти. Исполняющим обязанности главы государства был объявлен вице-президент А.В. Руцкой.

Ельцин приказал окружить здание Верховного Совета войсками, а депутатам покинуть его. 2 октября в Москве начались организованные оппозицией акции протеста, быстро переросшие в массовые столкновения с милицией. Появились баррикады. 3 октября восставшие захватили здание московской мэрии, подошли к телецентру в Останкино, требуя предоставить им эфир. По демонстрантам был открыт огонь. Для восстановления порядка Президент объявил в столице чрезвычайное положение, ввел войска и бронетехнику. 4 октября здание Верховного Совета начали обстреливать из танков. К концу дня Белый дом был занят войсками, а руководители сопротивления арестованы.

1.3 Новая Конституция Российской Федерации


декабря 1993 г. состоялись выборы в Совет Федерации и Государственную думу. Часть депутатов избиралась по избирательным округам, часть - впервые в современной России - по партийным спискам.

Результаты выборов были во многом неожиданными. На первое место вышли представители Либерально-демократической партии России (ЛДПР). Значительное количество избирателей проголосовало за «Выбор России» и КПРФ. За предложенный проект Конституции высказались 58,4% участников всенародного голосования. Новый Основной закон ликвидировал советскую систему власти.

Из Конституции Российской Федерации:

Статья 1. Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Статья 2.Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Статья 3. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

Конституция закрепила принцип разделения властей. Глава Российского государства - Президент. Он наделен широкими полномочиями: определяет Конституции и целостности России. Высшим органом исполнительной власти является правительство. Оно разрабатывает и обеспечивает исполнение федерального бюджета, управляет федеральной собственностью, обеспечивает оборону страны, государственную безопасность и общественный порядок, проводит единую политику в области науки, культуры, образования, здравоохранения.

Законодательные функции закреплены Конституцией за Федеральным собранием (парламентом), состоящим из двух палат - Совета Федерации и Государственной думы. Порядок принятия законов таков: проекты законов обсуждаются и принимаются в Думе, затем их утверждает Совет Федерации. Одобренный законопроект поступает Президенту. Президент подписывает закон и публикует его. В случае если глава государства отказывается подписать закон, Дума 2/3 голосов может преодолеть президентское вето и ввести закон в действие.

Третья ветвь власти - судебная система. Ее высшими органами являются Конституционный суд, следящий за соответствием принимаемых законов и указов Конституции, Верховный суд, высшая инстанция по уголовным, гражданским и административным делам, и Высший арбитражный суд, разбирающий хозяйственные споры между предприятиями и организациями.

марта 1991 г. в России был проведен всенародный референдум, которым был учрежден пост Президента РФ. 12 июня 1991 г. первым Президентом РСФСР на основе свободных и демократических выборов был избран Б.Н. Ельцин. Он являлся высшим должностным лицом РСФСР и главой исполнительной власти.

Однако к концу 1992 г. резко обострилась борьба за власть, что изменило весь ход конституционной реформы. Каждая из сторон - Президент и руководство Верховного Совета РСФСР - предъявили свои требования, стремясь использовать проект Конституции в своих интересах. Одновременно в Конституции РСФСР 1978 г. накопилось множество противоречий, была нарушена нумерация глав, статей. В декабре 1992 г. в Конституцию была введена ст. 121, согласно которой в случае роспуска или приостановления деятельности любых законно избранных органов государственной власти, полномочия Президента подлежали немедленному прекращению.

мая 1993 г. принимается Указ Президента "О созыве Конституционного совещания и завершении подготовки проекта Конституции Российской Федерации". Оно должно было доработать альтернативный президентский проект. В состав Конституционного совещания вошли представители федеральных органов государственной власти (депутаты и представители от Президента и Правительства), органов государственной власти субъектов РФ (от каждого по 4 представителя), местного самоуправления, политических партий, профсоюзных, молодежных и иных общественных организаций (до 250 человек). В ходе работы Совещания в проект было внесено более 500 поправок, в том числе многие статьи из проекта Конституционной комиссии.

Окончательный проект Конституции РФ в итоге подготовила узкая группа лиц, определенная Президентом РСФСР и 12 июля 1993 г. Б.Н. Ельцин одобрил подготовленный Конституционным Совещанием проект. Параллельная работа над проектом Конституционной комиссии также не остановилась.

сентября 1993 г. Президент РФ Б.Н. Ельцин издал Указ № 1400 "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации". Указ прерывал осуществление функций Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Согласно Указу до начала работы нового двухпалатного парламента - Федерального Собрания Российской Федерации - и принятия им на себя соответствующих полномочий надлежало руководствоваться президентскими указами и правительственными постановлениями. Временно - до принятия новых Конституции и Закона о выборах в Федеральное Собрание РФ и проведения 11-12 декабря 1993 г. новых парламентских выборов - Президент РФ ввел в действие Положение "О федеральных органах власти на переходный период".

Верховный Совет РСФСР оценил действия Президента РФ как государственный переворот. 4 октября здание Верховного Совета было обстреляно танками, а руководство Верховного Совета - арестовано. В Москве на некоторое время было введено чрезвычайное положение. Президент России сконцентрировал в своих руках всю полноту государственной власти.

октября 1993 г. Президент РФ Б.Н. Ельцин издал Указ "О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации", которым назначил голосование на 12 декабря. В голосовании приняли участие 54,8% зарегистрированных избирателей. За принятие проекта Конституции России проголосовало 58,4%, избирателей. Таким образом, фактически за Конституцию России проголосовала лишь четверть россиян. Официальная дата вступления в силу Конституции России 25 декабря 1993 г.


4 Чеченские войны 1994 и 1999 гг.


Чеченской войной называются военные действия между войсками Российской Федерации с одним из своих субъектов, вооруженными формированиями Чеченской Республики Ичкерии, созданными в нарушение законодательства РФ. Принято считать, что таких войн было две.

Чеченская война 1994 г. называется первой чеченской войной, но началась она немногим ранее - осенью 1991 года, когда в условиях начавшегося распада СССР руководство ЧР заявило о государственном суверенитете республики и выходе ее из состава СССР и РСФСР. Органы советской власти на территории ЧР распускались, действие законов РФ отменялось. Началось формирование вооруженных сил Чечни во главе с верховным главнокомандующим президентом ЧР Джохаром Дудаевым. Сооружались рубежи обороны в Грозном, а также базы для ведения диверсионной войны в горных районах.

Режим Дудаева располагал, по расчетам Министерства обороны, 11-12 тысяч человек (по данным МВД, до 15 тысяч) регулярных войск и 30-40 тысяч человек вооруженного ополчения, из них 5 тысяч составляли наемники из Афганистана, Ирана, Иордании, республик Северного Кавказа и др.

декабря 1994 года Президентом РФ Борисом Ельциным был подписан Указ № 2166 "О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской республики и в зоне осетино-ингушского конфликта". В тот же день Правительством РФ было принято Постановление № 1360, предусматривавшее разоружение этих формирований силовыми методами.

Официально в России война именовалась «мерами по восстановлению конституционного порядка в Чеченской Республике» и преследовала цель «разоружение незаконных вооруженных формирований». Российские политики и военные рассчитывали, что боевые действия не продлятся больше двух недель. Министр обороны генерал Павел Грачев еще накануне вторжения в Чечню заявил, что Грозный мог быть взят за два часа одним российским воздушно-десантным полком. Однако федеральные войска встретили ожесточенное сопротивление и сразу же понесли большие потери.

Чеченцы не имели авиации, многократно уступали противнику в артиллерии и танках, однако за три года независимости успели превратиться в профессиональных бойцов, а по уровню боевой подготовки и командования значительно превосходили российских солдат, многие из которых были недавно призваны в войска. Непосредственно операциями с чеченской стороны руководил начальник Главного штаба генерал Аслан Масхадов, бывший полковник Советской Армии. Чеченские войска удачно сочетали позиционную оборону с мобильной, успевая вовремя уйти от массированных ударов российской авиации.

Штурм Грозного начался 31 декабря 1994 г. Создаётся впечатление, что российское военное руководство не вынесло никаких уроков из поражения 26 ноября. Сценарий штурма был повторён один к одному в увеличенных масштабах - теперь в Грозный ввели около 250 единиц бронетехники. Считается, что генералы полагали, что один вид танковых колонн должен отбить у противника волю к сопротивлению. Но чеченцы уже были готовы к такому сценарию. Отсутствие координации действий между российскими подразделениями и родами войск, нормальной связи, карт города, а главное - отсутствие боевого опыта у солдат (в Чечню отправляли даже солдат первого года службы) сделали своё дело. Бронетехника, снова оставшаяся без прикрытия, попала под кинжальный огонь чеченских гранатомётов. Западная группировка российских войск была остановлена, восточная - отступила и до 2 января не предпринимала никаких действий. Наиболее трагично развивались события на северном направлении. В плен попали более 100 российских военнослужащих. Общие же потери федеральной группировки в ходе новогоднего штурма составили более 1,5 тыс. погибших и пропавших без вести. Не лучшим образом сложилась ситуация и в войсках под командованием Рохлина. Его северо-восточная группировка была окружена чеченскими подразделениями, блокирована и, из-за отсутствия нормальной связи, оказалась под перекрёстным огнём своей и чужой артиллерии. Ведя упорные бои, федеральные войска взяли Грозный к 6 февраля 1995 года <#"justify">Контртеррористическая операция в Чечне начавшаяся в 1999-2009 годах называется второй чеченской войной. В сентябре 1999 года началась новая фаза чеченской военной кампании, которая получила название контртеррористической операции на Северном Кавказе (КТО). Поводом для начала операции послужило массированное вторжение 7 августа 1999 года в Дагестан с территории Чечни боевиков под общим командованием Шамиля Басаева и арабского наемника Хаттаба. В группировку входили иностранные наемники и боевики Басаева. Более месяца шли бои федеральных сил с вторгшимися боевиками, закончившиеся тем, что боевики были вынуждены отступить с территории Дагестана обратно в Чечню. В эти же дни - 4-16 сентября - в нескольких городах России (Москве, Волгодонске и Буйнакске) была осуществлена серия террористических актов - взрывы жилых домов.

Учитывая неспособность Масхадова контролировать ситуацию в Чечне, российским руководством было принято решение о проведении военной операции по уничтожению боевиков на территории Чечни.

Заключительной и крупномасштабной операцией <#"justify">Российско-чеченские отношения зародились много веков назад, в раннем средневековье, и прошли долгий и сложный путь развития. С окончанием Кавказской войны завершился длительный и сложный процесс присоединения Чечни к России. Появилась возможность для постепенного включения региона в хозяйственно-экономическую, культурную и административную систему России. Это было время, когда в России шли широкие реформы, которые распространялись и на Чечню. Здесь были проведены административная, экономическая и аграрная реформы. И самое главное, в конце XIX века в Чечне возникает современная промышленность, начинается добыча нефти, строится железная дорога, связавшая республику с Северным Кавказом и со всей Россией. Город Грозный становится крупным промышленным и торговым центром не только Чечни, но и всего Северного Кавказа.

После безвременной гибели, его политический курс продолжил Р.А. Кадыров, ставший национальным лидером чеченцев. За несколько лет своего руководства республикой он совершил исторически невиданный прорыв - республика была не только восстановлена, но и стала намного краше и лучше довоенной. И самое главное - Р.А. Кадырову удалось выстроить с руководством России, прежде всего с В.В. Путиным, особо доверительные отношения, благодаря которым российское правительство даже в кризисных условиях всячески помогало и помогает восстановлению и дальнейшему развитию Чеченской Республики. Таким образом, благодаря Главе ЧР Р.А. Кадырову и всемерной поддержке его со стороны В.В. Путина, отношения между Чеченской Республикой и Российской Федерацией вступили в качественно новый этап развития.

партия политический конституция кавказский

1.5 Кавказские войны - средство геополитики


Огромное количество умов современности проводят анализ различных исторических событий, сверяют факты, продолжают задавать вопросы. Одним из наиболее спорных вопросов российской истории остается вопрос Кавказской войны - правомерности этого научного термина, истинности его содержания, его научной оценки. Обращение к политической истории Кавказа - является одной из самых сложных и самой проблемной составной части Российской империи. Эта история, с точки зрения фактографии, считается хорошо изученной, но это не помешало ей стать сегодня предметом острейших научных дискуссий, идеологических баталий, националистических и шовинистических спекуляций, топорного мифотворчества.

Северный Кавказ всегда становился центром борьбы геополитических интересов и, соответственно, проблема из исторической делалась политической. Здесь и возникают искажения исторической действительности и ложные трактовки.

Сам термин «кавказкая война» был введен историком Р.А. Фадеевым, обозначив им события, происходящие на Кавказе, начиная с 1801 г. Но было и другое мнение, что это не оценочный термин, а всего лишь географическое определение. Также считалось, что определение кавказкой войны не может быть вписано в рамки привычных терминов «освободительное движение» или «революция». Возможно также, что не стоит искать термин, отражающий всю суть дела.

В большинстве американских и европейских исследований по-прежнему настойчиво и последовательно акцентируется агрессивный, завоевательный, жестокий характер политики России на Кавказе и решительная, непримиримая, «национально-освободительная» по своей природе ответная реакция кавказских народов. Эта глубоко конфронтационная модель отношений, с разной степенью научного или наукообразного изящества, преподносится как системное, историческое и непреходящее явление. Далее следует вывод, что кавказская проблематика и впредь будет давать о себе знать с той или иной, но скорее всего с нарастающей силой.

Кавказ - это политическое, социально-этническое и культурное пространство, заключенное между Черным и Каспийским морями. Вплоть до сегодняшнего дня оно так и не обрело внутренней спаянности и однородности. На протяжении многих веков этно-социокультурная мозаичность составляла одну из главных его особенностей. Для Северного Кавказа это было характерно в большей степени, чем для Закавказья.

Нередко освоение Россией Кавказа пытаются свести лишь к Кавказской войне, преднамеренно рассматривая ее изолированно от всей истории региона. В действительности же отношения русского и кавказских народов нельзя ограничить столь узкими временными рамками, так как они имеют куда более древние корни.

Как известно, в XIII веке территория Чечни подверглась опустошительному набегу монголо-татар и других кочевых народов. С XVI в. к русским царям обращались народы большинство феодальных уделов Дагестана с просьбой принять их в подданство России. Чтобы обеспечить надежный путь в Грузию, русские власти в 1588 г. построили на реке Терек крепость Терки (Терский городок).

Таким образом, к концу XVI века Московское царство имело на Северном Кавказе в роли своих передовых форпостов два казачьих войска (терское и гребенское). Однако, начавшееся «смутное время» серьезно ослабило позиции России на Кавказе. Стрелецкие полки были отозваны обратно, а оставшиеся гребенские и терские казаки были предоставлены исключительно собственным силам.

На протяжении XVII и XVIII вв. на развитии российско-кавказских отношений отражалось непрекращающееся соперничество трех крупных держав - Ирана, Турции (вместе с Крымом) и России. Однако народы Кавказа, испытав на себе жестокость персидских и турецких завоевателей, все больше тяготели к России. Расширялись экономические связи горцев с Россией, неуклонно росло число русских поселений и опорных пунктов в Предкавказье.

После того, как Турция лишилась самой крупной своей базы давления на Северный Кавказ, а Закавказье оказалось доступным для русских войск и будучи не в состоянии к открытому вооруженному противостоянию с Россией, турецкое командование приложило немало усилий для подстрекательства местного населения против российских властей. При этом весьма эффективно использовался религиозный фактор. На тот период значительная часть горских народов исповедовала языческие формы религии и отличалась большой терпимостью к христианам. Турция с самого начала попыталась придать распространению мусульманства в данном регионе антироссийскую направленность.

На протяжении долгих лет тянулись распри в этих районах. В феврале 1801 года жители Тифлиса добровольно присягнули на верность российскому императору. Манифест, подписанный Александром I в сентябре того же года, подтвердил принятие Грузии в подданство России. Присоединение Грузии создало новую ситуацию на Кавказе. Феодальные правители Дагестана один за другим вступали в подданство Российской империи. Примечательно, что в некоторых случаях при нежелании местного правителя сделать это к русским властям с просьбой о его смещении и присоединении к России обращалось население. С подобными просьбами обращались к астраханскому губернатору жители Дербента в 1801 году и каракайтагцы. Иран и Турция, обеспокоенные проникновением России в глубь Кавказа, при поддержке Англии и Франции попытались вооруженным путем воспрепятствовать этому. В 1804 году вспыхнула русско-иранская война, к которой в 1806 году на стороне Ирана присоединилась Турция. Боевые действия завершились победой русских войск и подписанием в 1813 году Гюлистанского мирного договора, согласно которому иранский шах признал присоединение к России Дагестана и Северного Азербайджана.

В ходе этой войны покрыл себя неувядаемой славой генерал П.С. Котляревский, которого солдатская молва справедливо называла «кавказским Суворовым». Возглавляемый им отряд в две тысячи человек в 1812 году на реке Аракс наголову разбил тридцатитысячное войско Аббас-Мирзы. В 1826 году иранские войска под руководством Аббаса-Мирзы вновь вторглись в Закавказье через Карабах, однако, несмотря на многократное превосходство, им не удалось овладеть обороняемой русскими войсками крепостью Шуша. В 1827 году русские войска перешли в наступление и очистили Армению и Южный Азербайджан от иранских войск. Местное население восторженно встречало русские войска. В 1828 году был подписан Туркманчайский мирный договор, согласно которому шах отказался в пользу России от Эриванского и Нахичеванского ханств и подтвердил права России на всю территорию Азербайджана.

Присоединение Закавказья остро поставило новую геополитическую проблему - обеспечение надежной связи новых территорий с центральными губерниями России. В то время единственная сухопутная дорога в Закавказье проходила через узкую линию крепостей на Северном Кавказе. Однако политическая ситуация в регионе была непростой. Его раздирали межэтнические, социальные, межрелигиозные противоречия, которые обострялись благодаря подстрекательству Турции и Ирана. Горцы, привыкшие жить в соответствии со своими обычаями, весьма негативно реагировали на попытки навязать им российские законы. Особенно возмущали горцев запреты на набеги (в то время род обычного промысла в горах). Нередко в начале Кавказской войны пытаются всецело обвинить российское правительство. Конечно, отрешиться от имперских амбиций России невозможно, но нельзя и не учитывать образ жизни некоторых горских народов, терроризировавших все прилегающие области. Так, низкий уровень развития производительных сил, малое количество пригодных для земледелия земель приводили к тому, что произведенных продуктов не хватало для удовлетворения жизненных потребностей.

Недостающее изымалось у соседей: набеги совершались на Грузию, на дорогу, ведущую в Закавказье, на казацкие поселения и даже на родственные горские народы. У многих горских племен это считалось естественным образом жизни. По вполне понятным причинам российская администрация не могла позволить существования подобной вольницы на своей территории. Борьба с подобными проявлениями «самобытности» горцев вызвала ожесточенное сопротивление с их стороны, которое вылилось в полувековую Кавказскую войну (1817-1864). После окончания Кавказской войны происходила быстрая интеграция Кавказа в состав Российской империи. Вопреки утверждениям Турции, российские власти в целом уважительно относились к традиционным институтам и обычаям горцев. В отношении мусульманской веры проводилась политика веротерпимости. Самодержавие, сохраняя первенствующее положение за православной церковью, не предпринимало мер по насильственной христианизации исповедующего ислам населения. Подводя итог развития российско-кавказских отношений в дореволюционный период, необходимо подчеркнуть, что история их формирования имеет достаточно древние корни. Процесс интеграции Кавказа в состав России носил не простой, противоречивый, но все же объективный характер. Рассуждения о самодержавной России как о «тюрьме народов» носят не только не корректный, но и заведомо провокационный характер. Они преследуют цель опорочить и дискредитировать историческое прошлое нашего Отечества, посеять рознь и вражду между народами нашей многонациональной Родины. Исторический опыт свидетельствует, что имперская политика России на Кавказе коренным образом отличается от колониальной политики Запада.


Заключение


Современное российское общество имеет относительно не долгую историю существования. Ведь кажется, что Россия - молодая страна, обладающая грандиозным потенциалом развития и совершенствования. Еще совсем недавно Россия была страной, стремящейся воплотить в жизнь утопические коммунистические идеалы, а сегодня это молодая демократия, идущая по своему, обособленному пути. И именно об этом говорят наши правители, оправдываясь, что наше страна ещё не достигла тех вершин, какими славятся другие государства Запада. Снова заходит речь о пережитках советских времён от которых мы никак не может отказаться и для преодоления которых, 30 лет - это не время.

Поэтому рассматриваемые темы в работе являются достаточно актуальными и по сей день, так как эти исторические события до сих пор несут свои отголоски и являются результатом того, что происходит сейчас в нашей стране.

Также важен вопрос отношения с окружающим миром. К середине 1980-х гг. СССР находился с ним в сложных отношениях. Непопулярной советскую внешнюю политику делало участие страны в многочисленных локальных конфликтах (Афганистан, Чечня, Кавказ и др.) В связи с этим Американская администрация во главе с Р. Рейганом, объявившая «крестовый поход» против коммунизма, много сделала для ограничения экономического сотрудничества между СССР и странами Запада.

Несогласованность в действиях союзного и российского центров власти оказала огромное влияние на ситуацию в стране в целом, привела к таким последствиям, которые в 1990 г. едва ли кто мог бы предсказать. В масштабах СССР ситуация осложнялась также тем, что вслед за Россией декларации о суверенитете были приняты и в других союзных республиках, власти которых стремились проводить самостоятельную политику.

Наиболее сложная ситуация складывалась в Чеченской республике.

Бесконечная война на Кавказе также отложила свой отпечаток на последующее развитие отношений. Даже сейчас продолжает идти ненавязчивая, но массированная фальсификация исторических фактов. Эти подтасовки примитивны, но доступны для широкого российского обывателя. Такое общее положение вещей наносит непоправимый ущерб не только народам России, но и ее репутации. Яркая, безуспешная и трагичная для всего Кавказа попытка создания исламского общекавказского государства говорит о том, что этот регион неминуемо должен был попасть в сферу деятельности одного из противоборствующих здесь великих держав - России или Турции.

Нормализация отношений с окружающим миром требовала переосмысления концептуальных основ внешней политики СССР, нацеливая на отказ от явно не оправдавших себя подходов и выработку нового кодекса поведения на международной арене, который бы соответствовал современным реалиям, отвечал национальным интересам страны, обеспечивал условия для внутреннего социального и экономического прогресса.


Список литературы


1.Конституция Российской Федерации, 1993 г.

Анишина В.И., Засорин С.Л., Кряжкова О.И., Щеглов А.Ф. Обществознание без шпаргалки. Учебное пособие для школьников и абитуриентов. - М.:2008. - 208с.

Боханов А.Н., Горинов М.М., Дмитренко В.П. Книга III. История России. XX век. - М.: АСТ, 2001. - 608с.

Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. XX-начало XXI века.- М.: Просвещение, 2007. - 383 с.

Демидов Н.М. Основы социологии и политологии, Учебное пособие для студентов сред. проф. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 208 с.

История России XX - начала XXI века. Под ред. Л.В. Милова. М.: 2006. - 960 с.

Новицкий Василий Федорович (1869-1929). Военная энциклопедия: Т. 1-18 / Под ред. полк. В. Ф. Новицкого и др. - СПб. ; Пг. : Т-во И. Сытина, 1911-1915.

Пронин Э.А. Политология. Конспект лекций.- М.: МИЭМП, 2005. - 70с.

Рябов Ю. Россия на рубеже 20-21 веков, Учебное пособие. - М.:2006. - 344 с.

Соколов Б.В. Сто великих войн. - М.: Вече, 2005. - 432 с

Фадеев Р.А. Кавказская война. - М.: 2003. - 174 с.

Эндрю Хейвуд. Политология, Учебник для студентов вузов / Пер. с англ. под ред. Г.Г. Водолазова, В.Ю. Вельского - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005 г. - 544 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Если посмотреть на карту мира начала XX в. и попытаться сравнить её с современной картой, нетрудно убедиться, что этот век не зря называют переломным. Очертания материков и океанов, пустынь и гор остались как будто прежними (хотя географы скажут, что они тоже меняются). Зато совсем иной стала политическая карта. На ней вместо одних стран появились другие. Изменились не только границы многих государств, но и их политическое устройство: монархии превратились в республики, колонии - в независимые государства и т. д.

Начнем с производства. Как вы уже знаете, бурное развитие промышленности в последние десятилетия XIX в. сопровождалось появлением новых, технически более совершенных и производительных машин, транспортных средств и т. д. Это вело к укрупнению производства.

В первые десятилетия XX в. в странах Азии произошли многие значительные события, давшие современникам повод заговорить о «пробуждении» Азии. Историки по-разному объясняют это явление. Одни считают, что главным его содержанием было вступление азиатских стран на путь капиталистического развития, модернизация, т. е.

События мировой войны оказались тяжёлым испытанием для народов. На её завершающем этапе стало очевидно, что некоторые из воевавших государств не выдержали обрушившихся на них трудностей. Прежде всего это были многонациональные империи: Российская, Австро-Венгерская и Османская. Бремя войны, которое они несли, обостряло социальные и национальные противоречия.

Война и последовавшие за ней события привели к активизации националистических движений в ряде европейских стран. В одних случаях национализм использовался как средство мобилизации людей для достижения военной победы. В других он был необходим для укрепления основ вновь возникших независимых государств.

Что такое культура? Существует много ответов на этот вопрос. В широком понимании культура - это всё, что создано разумом и руками человека. Есть культура материальная и духовная, культура труда, быта и т. д. Основной предмет нашего рассмотрения - «культура и время».

Ранним утром 1 сентября 1939 г. германские войска вторглись в Польшу. Геббельсовская пропаганда представила это событие как ответ на произошедший накануне «захват польскими солдатами» радиостанции в приграничном немецком городке Глейвице (впоследствии выяснилось, что инсценировку нападения в Глейвице организовала немецкая служба безопасности, использовав переодетых в польскую военную форму немецких заключённых-смертников). Германия направила против Польши 57 дивизий.

Первые послевоенные годы стали временем возрождения мирной жизни. В пострадавших от войны странах вновь отстраивались города, промышленные предприятия, памятники культуры. Известны примеры, когда жители восстанавливали свои города буквально из руин и пепла. Среди таких воскресших из небытия городов были Сталинград, Варшава и другие.

Из Второй мировой войны Соединённые Штаты Америки вышли, значительно усилив своё политическое и экономическое влияние в мире. Континентальная территория США, в отличие от европейских стран, не была полем боевых действий; гораздо меньшими, чем у других участников войны, оказались людские потери (около 300 тыс. человек).

С возвратом к мирной жизни в послевоенной Европе требовалось в первую очередь восстановить экономику. За относительно короткий срок к концу 1940-х годов большинство европейских стран достигли довоенного уровня промышленного производства. Быстрый рост производства привёл к сокращению безработицы, улучшению социальной обстановки. В возрождении экономики были заинтересованы все слои общества.

Летом 1980 г. в Польше начались выступления рабочих, поводом для которых послужило очередное повышение цен. Постепенно они охватили города северного побережья страны. В Гданьске на базе межзаводского забастовочного комитета сложилось профсоюзное объединение «Солидарность».