Влияние общества на социализацию личности. Каким образом современное общество влияет на социализацию индивида? Стадии и этапы социализации личности

Онтологические трансформации всех аспектов жизнедеятельности привели к формированию нового общества, в котором теоретическое знание становится главным источником формирования политики, внедрения инноваций – постиндустриального общества постмодерна. Постмодерн представляет собой качественно новое общественное состояние, достигнутое индустриальными обществами, которые прошли длительный путь эволюционного развития.

Подходы к пониманию социализации в постмодерном обществе

Отличительные характеристики нового общества находят свое отражение в политической, экономической, социальной и культурной сферах. В постмодерную эпоху отмечается резкий рост социального и культурного многообразия, социальные процессы становятся более многообразными, у людей появляются новые мотивы и стимулы, обусловленные воздействием культурных факторов.

С точки зрения социализации личности новая эпоха несет с собой такие требования, как:

  • отказ от этноцентризма,
  • утверждение плюрализма,
  • внимания к личности, ее субъективным переживаниям,
  • дифференциацию культурного единообразия.

Другими словами, многочисленные постиндустриальные трансформации приводят к перестройке личностного содержания современного человека, изменению сущности процессов социализации.

Определение 1

По своей сути социализация представляет собой процесс, в результате реализации которого осуществляется установление того или иного типа взаимоотношений между личностью и обществом.

На различных этапах исторического развития указанное взаимоотношение представляет собой соотношение индивидуального и социального в личности, ее ориентацию на приоритет общественных или личных интересов, сформированных в результате социализации.

Роль социализации личности в процессе обеспечения сохранности общества

Общество, стремящееся к самосохранению, обеспечению бесконфликтности, старается наделить новое поколение умениями и навыками группового выживания, выработанными и принятыми именно в данном обществе.

Другими словами, главной целью социализации с позиций обеспечения сохранности и развития общества выступает формирование индивидуума, действующего именно как компонент этого общества, обладающего его опытом и несущего его признаки.

Взаимосвязь личности, общества и культуры

Личность и социум выступают взаимосвязанными, взаимообусловленными. И личность, и социум существуют и развиваются в рамках определенной культурной модели.

Личность – субъект взаимодействия; общество представляет собой совокупность субъектов взаимодействия, а культура – совокупность значений, норм и ценностей, которыми обладают взаимодействующие субъекты, объективирующие и раскрывающие эти значения.

Влияние постмодерного общества на социализацию личности

Кардинальные институциональные трансформации в России в последние годы существенно деформировали все аспекты социальной действительности, в том числе исказили процессы взаимодействия личности, общества и культуры. Традиционные для российского общества институты социализации, включая систему образования, семью, воспитание и пр. в настоящее время потеснены ценностями и институтами культуры массового общества.

В результате усиления влияния массовой культуры, становления общества потребления смыслом человеческого бытия и его самоцелью становится престижное статусное потребление, приобщение к миру красивых, престижных вещей. Средство становится целью, что приводит к отчуждению личности от мира духовных ценностей, деформируя структуру их освоения, что, в свою очередь, приводит к возникновению существенных затруднений в процессе реализации социализации как процесса обеспечения преемственности поколений.

Полное собрание материалов по теме: каким образом современное общество влияет на социализацию индивида? от специалистов своего дела.

Вопрос 1. Как соотносятся понятия «человек» и «общество»?

Современный человек живет в обществе, так или иначе он вынужден участвовать в какой-либо коллективной деятельности. Цивилизованный человек физически не в состоянии быть из нее исключен. Он зависим от нее. Не смотря ни на что, он вынужден тратить часть своей энергии на обслуживание связей с обществом и с его институтами.

В условиях что коммунизма, что капитализма, человек подчиняется законам, принципам и морали общества. Или законам большинства.

Человек становится личностью, вступая в общественные отношения, в связь с другими людьми. В этих связях и отношениях индивид приобретает разнообразные общественные свойства и таким образом сочетает в себе индивидуальные и общественные качества. Человек становится персонифицированным носителем социальных качеств, личностью. Личность занимает определенное положение в системе общественных отношений, принадлежит к определенному классу, социальному слою, группе. В соответствии со своим социальным статусом личность играет определенные социальные роли.

Вопрос 2. Кого называют личностью?

Личность - понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности. Под «личностью» могут понимать или человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» - в широком смысле слова), или устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.

Вопрос 3. Каким образом современное общество влияет на социализацию индивида?

Общество влияет на индивида через социализацию личности, активное усвоение им социального опыта, социальных ролей, норм, ценностей, необходимых для успешной жизнедеятельности в данном обществе.

В процессе социализации у человека формируются социальные качества, знания, умения, соответствующие навыки, что дает ему возможность стать дееспособным участником социальных отношений. Социализация происходит как в условиях стихийного воздействия на личность разных обстоятельств жизни, так и при условии целенаправленного формирования личности.

Вопрос 4. Почему учёные характеризуют общество как форму совместной жизнедеятельности людей?

Общественные отношения (социальные отношения) - это различные социальные взаимосвязи, возникающие в социальном взаимодействии, связанные с положением людей и функциями, выполняемыми ими в обществе.

Общественные отношения представляют собой совокупность социально значимых связей между членами общества.

Общественные отношения (социальные отношения) - отношения людей друг к другу, состоят в исторически определенных общественных формах, в конкретных условиях места и времени. Общественные отношения (социальные отношения) - отношения между социальными субъектами по поводу их равенства и социальной справедливости в распределении жизненных благ, условий становления и развития личности, удовлетворения материальных, социальных и духовных потребностей. Общественные отношения - это те отношения, которые устанавливаются между большими группами людей. За сферой проявления общественные отношения можно разделить на: экономические, политические, духовные, социальные.

Вопрос 5. В чём заключаются взаимосвязи основных сфер общественной жизни?

Сферы общественной жизни тесно взаимосвязаны. В истории наук об обществе были попытки выделить какую-либо сферу жизни как определяющую по отношению к другим. Так, в Средние века господствовало представление об особой значимости религиозности как части духовной сферы жизни общества. В Новое время и эпоху Просвещения акцентировалась роль нравственности и научного знания. Ряд концепций ведущую роль отводят государству и праву. Марксизм утверждает определяющую роль экономических отношений.

В рамках реальных общественных явлений сочетаются элементы всех сфер. Например, характер экономических отношений может влиять на строение социальной структуры. Место в социальной иерархии формирует определенные политические взгляды, открывает соответствующий доступ к образованию и другим духовным ценностям. Сами экономические отношения определяются правовой системой страны, которая очень часто формируется на основе духовной культуры народа, его традиций в области религии и морали. Таким образом, на различных этапах исторического развития влияние какой-либо сферы может усиливаться.

Сложный характер социальных систем сочетается с их динамичностью, т. е. подвижным, изменчивым характером.

Вопрос 6. Какие изменения происходят в современном обществе?

Процесс формирования определяет развитие личности под действием природных и социальных сил. Но даже сформировавшийся человек еще не в полной мере готов жить в обществе: он не имеет образования, профессии, навыков общения; он плохо представляет себе устройство общества, не ориентируется в социальных процессах.

Одновременно с процессом формирования личности идет процесс ее социализации.

Социализация - это внедрение человека в общество, овладение им навыками и привычками общественного поведения, усвоение ценностей и норм данного общества.

Социализацией называется осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс воздействия на них общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, становятся личностями. Социализация начинается в детстве, продолжается в юности, а часто и в довольно зрелом возрасте. От ее успеха зависит, насколько личность, усвоив ценности и нормы поведения, принятые в данной культуре, сумеет реализовать себя в процессе общественной жизни.

Окружающая человека среда может влиять на развитие личности как целенаправленно (путем организации процесса обучения и воспитания), так и непреднамеренно. Огромную роль играет здесь такой важный социальный институт, как семья. личность общество ценность социализация

Благодаря процессу социализации личность приобщается к жизни общества, может приобретать и изменять свой социальный статус. Социальный статус - это положение в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей. Социализируется и система потребностей человека: к потребностям биологическим (в пище, дыхании, отдыхе и др.) добавляются потребности социальные, такие, как потребность в общении, в заботе о других людях, в получении высокой оценки со стороны общества и т. д.

Для самого общества успешная социализация является гарантией его самосохранения и самовоспроизводства, сохранения его культуры

Если процесс формирования идет особенно интенсивно в детстве и юности, то процесс социализации интенсифицируется тем сильнее, чем активнее индивид вступает в систему социальных отношений. Детские игры, воспитание и обучение в школе и вузе, овладение специальностью и служба в армии и т. д. - все это и есть внешние проявления процесса социализации.

Отличия социализации от формирования заключаются в следующем:

  • -социализация изменяет внешнее поведение, а формирование личности устанавливает базовые ценностные ориентации;
  • -социализация дает возможность получить определенные навыки (общения, профессии), а формирование определяет мотивацию социального поведения;
  • -формирование личности создает внутреннюю психологическую установку на определенный тип социальных действий; социализация, корректируя эти социальные действия, делает всю установку более гибкой.

Процесс социализации в советской социологии привязывался к трудовой деятельности, которая понималась как оплачиваемая государством работа. При таком подходе выделяются три типа социализации:

дотрудовая (детство, школа, вуз);

трудовая (работа на производстве);

послетрудовая (на пенсии).

Такая периодизация, делавшая упор на трудовую деятельность, неудовлетворительно раскрывала сущность социализации в детстве и неадекватно рассматривала положение пенсионеров.

Более простым и удобным представляется деление процесса социализации на два качественно различных периода:

первичная социализация - период от рождения до формирования зрелой личности;

вторичная социализация (ресоциализация) - перестройка уже социально зрелой личности, связанная, как правило, с овладением профессией.

Процесс социализации личности протекает на основе социальных контактов, взаимодействий личности с другими личностями, группами, организациями, институтами. В процессе этого взаимодействия срабатывают социальные механизмы имитации и идентификации, социального и индивидуального контроля, конформизма. На них накладывают свой отпечаток социальные, национальные, профессиональные, моральные, расовые различия людей.

Социологические исследования показывают, что родители из средних слоев общества гибко относятся к власти авторитета. Они учат своих детей осмысливать факты и отвечать за свои решения, а также поощряют способности к сопереживанию. В семьях нижних слоев общества, где родители в основном заняты физическим трудом и работают под строгим контролем, они внушают детям готовность подчиниться внешнему авторитету, власти. Здесь придают большее значение послушанию, чем развитию творческих способностей.

Национальные различия, национальные ценности и нормы также оказывают значительное влияние на социализацию личности.

Рассмотрим для сравнения американские и российские национальные ценности (табл. 2). Понятно, что, испытав одни и те же процессы социализации, но впитывая, приобщаясь к разным нормам и ценностям, американцы и россияне приобретают разные черты личности. Впрочем, следует отметить влияние реформ и общего направления развития российского общества на изменение базовых национальных ценностей и черт национального характера, которые берут свое начало еще в чертах русской общины в сторону сближения их с более рациональными характеристиками развитых постиндустриальных обществ.

Таблица 2. Американские и российские национальные ценности

Основными средствами социализации, обеспечивающими социальный контакт между личностями, личностью и группой, организацией, являются:

  • -язык;
  • -ценности и нормы поведения;
  • -навыки и умения;
  • -статусы и роли;
  • -поощрения и санкции.

Рассмотрим эти средства:

Язык - основной инструмент социализации. С его помощью человек принимает, анализирует, обобщает и передает информацию, выражает эмоции и чувства, заявляет о своей позиции, точке зрения, дает оценки.

Ценности, как мы уже выяснили, - это идеальные представления, принципы, с которыми личность соотносит свои поступки, а нормы - усвоенные личностью общественные образы мышления, поведения, общения.

Навыки и умения - это образцы деятельности. Они играют не только поведенческую, но и дидактическую (обучающую) роль в последующей социализации. Образование навыков и умений называют социализацией для социализации, так как закрепленные в поведении навыки и умения помогают быстрее и увереннее овладевать новыми навыками и умениями. Например, овладение компьютером значительно расширяет кругозор специалиста, помогает ему не только получать нужную информацию, но дает новые навыки общения во всемирной электронной сети Интернет.

Для иллюстрации социологического термина «статус» введем понятие «социальное пространство», под которым будем понимать всю совокупность социальных позиций данного общества, т. е. весь объем так называемой «социальной пирамиды». Социальное пространство, как видим, не совпадает с геометрическим. Например, в геометрическом пространстве король и шут почти всегда находятся рядом, но в социальном пространстве их разделяет почти вся высота социальной пирамиды.

Социальный статус - это положение личности в социальном пространстве, в социальной пирамиде, в социальной структуре общества. Социальный статус характеризуется социальным положением (т. е. принадлежностью к определенному классу, социальному слою, группе), должностью, заработком, уважением других людей (престижем), заслугами, наградами и т. д.

Следует отметить личный статус, который характеризуется личными качествами и ярче проявляется в небольшой группе.

Например, в любом давно сложившемся коллективе, особенно в неслужебное время, общение идет на основании личного, а не социального статуса, если различия в должностях невелики.

Одна и та же личность может иметь несколько статусов. Например: инженер, муж, верный друг, футбольный болельщик и т. д.

Статус, полученный от рождения, называется предписанным статусом. Например: сын крупного начальника.

Положение личности в социальной пирамиде, которого она добилась своими усилиями, называется достигнутым статусом.

Поведение личности, связанное с ее социальным статусом, т. е. диктуемое положением человека в обществе, называется социальной ролью .

Совокупность всех социальных ролей, соответствующая всем социальным статусам личности, называется ролевым набором.

Социальные роли, все разнообразие социального поведения личности определяются социальным статусом и господствующими в обществе или в данной группе ценностями и нормами.

Поведение личности

Если поведение человека соответствует общественным (групповым) ценностям и нормам, он получает социальное поощрение (престиж, деньги, похвалу, успех у женщин и т. д.); если не соответствует - социальные санкции (штрафы, осуждение общественным мнением, административные наказания, тюремное заключение и др.).

С помощью средств социализации (язык, ценности и нормы, навыки и умения, статусы и роли) становится возможным постоянное взаимодействие между личностями, личностью и институтами социализации, т. е. теми группами, которые и обеспечивают процесс вхождения молодого поколения в общество.

Рассмотрим подробнее основные институты социализации.

Семья - один из ведущих определяющих агентов социализации. Оказывает функциональное воздействие не только на формирование и социализацию, но и на становление всей структуры личности. Эмпирические исследования показывают, что в конфликтных или неполных семьях процент детей с отклоняющимся поведением значительно выше.

Группа ровесников - выполняет функцию «охраны» от захвата приоритета взрослых в процессе социализации. Обеспечивает появление таких качеств личности, как самостоятельность, независимость, социальное равенство. Позволяет проявлять социализирующейся личности новые эмоции и чувства, невозможные в семье, новые социальные связи, статусы и роли (лидер, равный партнер, изгой, маргинал и др.).

Школа - действует как общество в миниатюре. Дает новые знания и навыки социализации, развивает интеллект, формирует ценности и нормы поведения. В отличие от семьи позволяет понять значения формальных статусов и ролей (учитель как формальный и временный начальник). Школа более авторитарна, рутинизирована. Ее социальное пространство обезличено, так как учителя, директор не могут быть такими же ласковыми, как родители; к тому же любой учитель может быть заменен другим человеком.

Средства массовой информации формируют ценности, образы героев и антигероев, дают образцы поведения, знания о социальной структуре общества. Действуют обезличенно, формально.

Армия осуществляет специфическую, вторичную социализацию (ресоциализацию). Военное образование дает возможность молодому офицеру быстро внедриться в военную систему. Другое дело - призванные на срочную службу. Разность ценностей и стереотипов поведения гражданской и военной жизни проявляется резко и часто вызывает у молодых солдат социальный протест. Это тоже своеобразный институт социализации, форма освоения новых социальных норм. Важно чтобы такие протесты протекали на невысоком уровне конфликтности, не вызывали у молодых людей психических потрясений. Для этого служит специальная подготовка (допризывные сборы, курс молодого бойца), на это направлена деятельность командиров, военных социологов и психологов. Старослужащие, прошедшие вторичную социализацию, не столько протестуют, сколько «примеряют» на себе новые роли «гражданской» жизни.

Если протест принимает открытые формы и действует постоянно, это означает так называемую неудачную социализацию.

Социологические исследования показывают, что когда в процессе социализации используют исключительно авторитарное давление, рассчитанное на слепое подчинение, то человек, попавший затем в нестандартную критическую ситуацию и оказавшийся без начальника, не может найти правильный выход. Результатом такого кризиса социализации может быть не только невыполнение задания, но и стресс, шизофрения, самоубийство. Причина этих явлений кроется в упрощенных представлениях о реальности, страх и подозрительность, недостаток эмпатии (сопереживания), конформизм личности, сформированные при неудачной социализации.

Социализация

Влияние на человека в большой мере оказывает социум. Оценка социума личности влияет на её развитие. Стоит отметить, что треть своей жизни человек обучается жить в самом сложном из существующих миров -- в мире общественных отношений. В последнее время специалисты пришли к мнению, что человек учится этому сложному искусству всю свою жизнь. Таковы требования современного общества. Этот процесс получил название социализации.

Социализация -- процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

Социальное окружение - это главный фактор, который влияет на личность, её развитие, формирование индивидуальных качеств.

Социализация начинается в детстве, когда примерно на 70% формируется человеческая личность. В детстве закладывается фундамент социализации, и в то же время это самый незащищенный ее этап, т.к. в этот период человек начинает впитывать в себя информацию, как губка, так же он пытается подражать взрослым, беря от них не только хорошие качества, но и плохие. А этот период взрослые могут навязывать свое мнение, и ребенок в этот момент беззащитен против требований старших, он будет вынужден подчиниться им, что может повлиять на дальнейшее развитие человека, как личности. Весь процесс развития личности можно разбить на несколько этапов в соответствии с возрастом ребенка:

· Ранний детский (0-3)

· Дошкольное и школьное детство (4-11)

· Отрочество (12-15)

· Юность (16-18)

Ребенок, после рождения, проходит три фазы развития личности:

· адаптация (освоение простейших навыков, овладение языком);

· индивидуализация (противопоставление себя окружающим, выделение своего «Я»);

· интеграция (управление поведением, способность подчиняться взрослым, «управление» взрослыми).

Самое огромное влияние на личность человека является мнение родителей. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ничто не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

В дошкольном возрасте еще одной значимой с точки зрения развития личности социальной группой становится коллектив. Как правило, это коллектив детского сада. На развитие личности ребенка влияют его взаимоотношения не только со сверстниками, но и с воспитателями. Ребенок усваивает нормы дисциплины, взаимодействия с окружающими. Ребенок хочет, чтобы его уважали сверстники, чтобы у него было много друзей. В детском саду он может получить жизненный опыт, т.к. он общается с детьми своего возраста, что-то берет от них, пытаясь подражать так, сказать «популярным» детям. Ребенок изменяется, чтобы быть наравне со своими друзьями, он может изменить свой характер, свои привычки.

В подростковом возрасте дети часто переживают кризис развития личности, который спровоцирован слишком быстрыми изменениями социально-психологической структуры группы, в которой они находятся. Для кризиса этого возраста характерен дух противоречия, стремление все сделать по-своему, приобретать собственный опыт удач и промахов.

К 18 годам, как правило, личность ребенка сформирована полностью. Кардинально изменить уже сложившуюся личность нельзя, можно лишь помочь ребенку корректировать его поведение. Поэтому так важно своевременно привить ребенку морально-этические ценности, обучить его нормам поведения и человеческих взаимоотношений тогда, когда личность ребенка еще развивается.

Юность завершает активный период социализации. К юношам обычно относят подростков и молодых людей в возрасте от 13 до 19 лет (их еще называют тинэйджерами). В этом возрасте происходят важные физиологические изменения несущие определенные психологические сдвиги: влечение к противоположному полу, агрессивность, зачастую немотивированная, склонность к необдуманному риску и неумение оценить степень его опасности, подчеркнутое стремление к независимости и самостоятельности. В этот период заканчивается формирование фундамента личности, достраиваются ее верхние -- мировоззренческие -- этажи. Осознание своего «Я» происходит как осмысление своего места в жизни родителей, друзей, окружающего социума. Одновременно наблюдается постоянный поиск нравственных ориентиров, связанных с переоценкой смысла жизни. Подростки и юноши более восприимчивы к негативным оценкам окружающих, особенно если это касается одежды, внешнего вида, манер поведения, круга знакомств, т.е. всего того, что составляет социальную среду и социальную символику «Я». В этом возрасте подросток хочет самоутвердиться в обществе, он хочет показать свою независимость и самостоятельность.

На человека может также влиять и СМИ. Например, реклама побуждает купить определенный товар.

Онтологические трансформации всех аспектов жизнедеятельности привели к формированию нового общества, в котором теоретическое знание становится главным источником формирования политики, внедрения инноваций – постиндустриального общества постмодерна. Постмодерн представляет собой качественно новое общественное состояние, достигнутое индустриальными обществами, которые прошли длительный путь эволюционного развития.

Подходы к пониманию социализации в постмодерном обществе

Отличительные характеристики нового общества находят свое отражение в политической, экономической, социальной и культурной сферах. В постмодерную эпоху отмечается резкий рост социального и культурного многообразия, социальные процессы становятся более многообразными, у людей появляются новые мотивы и стимулы, обусловленные воздействием культурных факторов.

С точки зрения социализации личности новая эпоха несет с собой такие требования, как:

  • отказ от этноцентризма,
  • утверждение плюрализма,
  • внимания к личности, ее субъективным переживаниям,
  • дифференциацию культурного единообразия.

Другими словами, многочисленные постиндустриальные трансформации приводят к перестройке личностного содержания современного человека, изменению сущности процессов социализации.

Определение 1

По своей сути социализация представляет собой процесс, в результате реализации которого осуществляется установление того или иного типа взаимоотношений между личностью и обществом.

На различных этапах исторического развития указанное взаимоотношение представляет собой соотношение индивидуального и социального в личности, ее ориентацию на приоритет общественных или личных интересов, сформированных в результате социализации.

Роль социализации личности в процессе обеспечения сохранности общества

Общество, стремящееся к самосохранению, обеспечению бесконфликтности, старается наделить новое поколение умениями и навыками группового выживания, выработанными и принятыми именно в данном обществе.

Другими словами, главной целью социализации с позиций обеспечения сохранности и развития общества выступает формирование индивидуума, действующего именно как компонент этого общества, обладающего его опытом и несущего его признаки.

Взаимосвязь личности, общества и культуры

Личность и социум выступают взаимосвязанными, взаимообусловленными. И личность, и социум существуют и развиваются в рамках определенной культурной модели.

Личность – субъект взаимодействия; общество представляет собой совокупность субъектов взаимодействия, а культура – совокупность значений, норм и ценностей, которыми обладают взаимодействующие субъекты, объективирующие и раскрывающие эти значения.

Влияние постмодерного общества на социализацию личности

Кардинальные институциональные трансформации в России в последние годы существенно деформировали все аспекты социальной действительности, в том числе исказили процессы взаимодействия личности, общества и культуры. Традиционные для российского общества институты социализации, включая систему образования, семью, воспитание и пр. в настоящее время потеснены ценностями и институтами культуры массового общества.

В результате усиления влияния массовой культуры, становления общества потребления смыслом человеческого бытия и его самоцелью становится престижное статусное потребление, приобщение к миру красивых, престижных вещей. Средство становится целью, что приводит к отчуждению личности от мира духовных ценностей, деформируя структуру их освоения, что, в свою очередь, приводит к возникновению существенных затруднений в процессе реализации социализации как процесса обеспечения преемственности поколений.