Августин бетанкур - приключения испанца в россии. Организатор транспортной системы российской империи Интересные факты Августина Бетанкура

Как и многие другие архитекторы и инженеры того времени, Аугустин де Бетанкур и Молина приехал в Россию из-за границы. В 1808 году он по приглашению русского посла в Испании прибыл на встречу в Эрфурте с императором Александром I. C тех пор испанский инженер обрел не только новое место службы, но и новое имя — Августин Августинович Бетанкур.

Французский акцент

Оставаться в родной Испании для Бетанкура представлялось невозможным. Победным маршем Наполеон шагал по Европе и в 1807 году настиг Испанию, королевская династия которой была вынуждена отречься от престола. Однако испанский народ не желал сдаваться давнему заклятому врагу — Франции, и вел одну из самых ожесточенных партизанских войн за всю историю Европы.

Любой правитель счел бы за честь иметь в штате своих ученых такого инженера, как Аугустин де Бетанкур, и Наполеон не мог упустить этой возможности. Завоеватель предложил испанцу сотрудничество, но получил отказ, несмотря на щедрые обещания императора и тесные связи самого Бетанкура с французской научной школой.

В жилах испанского подданного текла кровь французских предков. Его далекий прапрадед Жан де Бетанкур был французским завоевателем, впервые открывшим будущий опорный пункт для сообщения с Южной Америкой — Канарские острова, и чуть не ставшим королем архипелага, если бы не смута аборигенов. С тех пор семья Бетанкуров проживала на Канарских островах, где и родился герой нашего рассказа.

Сообщение от Мадрида до Кадиса передавалось по телеграфу за 50 секунд

В течение жизни инженер несколько раз посещал свою прародину — Францию, где получил блестящее образование и соревновался со своим коллегой Шаппом за право называться создателем первого оптического телеграфа. Это, по сути, была первая гонка «технического вооружения» в истории Европы, и от ее результата зависело, кто первым обретет преимущество в командовании разбросанными по всему региону войсками.


Станция оптического телеграфа

Французское правительство предпочло менее совершенную модель Шаппа. Зато впоследствии, по заказу испанского короля Карла IV, Бетанкур спроектировал телеграфную линию от Мадрида до Кадиса. Закодированное сообщение преодолевало расстояние более 600 км за 50 секунд, что для человека того времени было похоже на «колдовство» — именно так это великое достижение испанского инженера назвала Святая Инквизиция, обвинившая Бетанкура в служении дьяволу.

Чудесное преображение

С 1808 года в судьбе Бетанкура началась новая эпоха, продлившаяся до конца его дней. Приехав в Россию, инженер немедленно получил не только жалованье в 20 тыс рублей в год, но и поручение создать Институт путей сообщения в Петербурге.

В качестве учебного корпуса был выбран дворец Юсуповых на Фонтанке, который те продали в пользование государству по символической цене. Бетанкур адаптировал систему, по которой учили его самого в Париже, и пригласил иностранных коллег. Первые выпускники со студенческой скамьи сразу же оказались в инженерных полках русской армии: в войне 1812 года новоиспеченные инженеры помогали с сооружением переправ и мостов, что в специальном приказе отметил генерал-фельдмаршал М. Б. Барклай-де-Толли. Впоследствие Бетанкур считал это своим личным вкладом в борьбу с Наполеоном-захватчиком.

Выпускники Института путей сообщения участвовали в войне 1812 года

До приезда в Россию Бетанкур уже был ученым с мировым именем. В России он к тому же раскрылся как педагог и умелый организатор масштабных проектов. Именно ему после войны 1812 года было поручено обустройство Петербурга. Несмотря на недавно исполнившееся столетие, столица Российской империи все еще не соответствовала уровню других европейских городов. Под руководством Бетанкура Невский проспект преобразился в известную нам теперь главную артерию города: были сделаны тротуары, а по вечерам зажигали масляные фонари. Бетанкур хотел установить газовые на менее крупных улицах — Гороховой и Большой Морской, но, как всегда, его идея опередила время и не была воплощена в жизнь.


Невский проспект в начале XIX века

Августин Августинович Бетанкур был назначен главой Комитета гидравлических работ. Благодаря испанскому инженеру в Петербурге были налажены водопровод и канализация, расширена площадь застройки и сеть каналов. Вместо ветхих деревянных мостов через Неву, по указанию и проекту Бетанкура, перекинули величественные мосты, в том числе Каменноостровский. Именно этот мост пережил страшное наводнение 1824 года, описанное Пушкиным в поэме «Медный всадник».

Мост, построенный Бетанкуром, пережил страшное наводнение

Имя Бетанкура увековечено в создании таких чудес «музея под открытым небом», как Исаакиевский собор и Александрийская колонна. Во-первых, именно он предложил пригласить к работе над обоими проектами молодого и тогда еще мало известного Огюста де Монферрана. Во-вторых, гений инженерной мысли спроектировал подъемную конструкцию, которая позволила установить исполинские элементы Исаакиевской колоннады и жемчужину Дворцовой площади.


Установка Александрийской колонны с помощью механизма Бетанкура

Другое грандиозное сооружение, к которому Бетанкур имеет непосредственное отношение, — это, как уже говорилось раньше, московский Манеж. По масштабности Манеж близок к площади Сан-Марко в Венеции, и перед его создателями стояла задача перекрыть крышей пространство шириной 45 метров без дополнительных нагромождений внутри помещения. Бетанкур сконструировал уникальное перекрытие из 45 стропильных ферм, опирающихся исключительно на стены Манежа. К счастью потомков, мастер оставил подробное руководство о своей новаторской разработке, благодаря чему в 2004 году удалось восстановить обрушившуюся крышу.

Испано-русская душа

За первые 10 лет в России Августин Августинович Бетанкур успел хорошо обосноваться. По воспоминаниям современников, худощавый, обладавший небольшим ростом, он любил вкусно поесть, и русские блюда быстро вошли в его рацион. Правда, русский язык он так и не выучил, обходясь распространенным в высшем свете французским. По воскресеньям вместо испанского аперитива он выпивал перед обедом две рюмки водки и любил попариться в русской бане в компании с другим иностранцем — Мартосом, автором памятника Минину и Пожарскому.


Юсуповский дворец на Фонтанке, в котором жил и работал Бетанкур

С русским императором Бетанкура также связывали на редкость дружественные отношения. Он был одним из немного, кто был вхож в кабинет Александра I без запроса на аудиенцию и с кем довольно скрытный император делился размышлениями о государственных делах. Августин Августинович даже внес свою лепту во внешнюю политику Российской империи, посоветовав государю одобрить кадисские кортесы — учредительное собрание революционной Испании — и принятую ими в 1812 году конституцию. Кстати, позже кортесы упразднили все действовавшие на территории части Испании религиозные ордена и деятельность Святой Инквизиции, некогда упрекнувшей Бетанкура в «колдовстве».

Августин Бетанкур был дружен с императором Александром I

Однако со временем Августин Августинович стал обретать все больше врагов среди влиятельных лиц и архитекторов, завидовавших успеху мастера. Его обвиняли в нецелесообразной растрате казенных денег на чересчур масштабные проекты. Кроме того, в Институте путей сообщения у уже постаревшего Бетанкура появился конкурент — герцог Вюртембургский, приходившийся родственником императору. О заслугах испаснкого инженера перед Российском империей было довольно скоро забыто. Последней каплей стало присвоение всех достижений в развитии детища Бетанкура — Института путей сообщения — его сопернику, герцогу Вюртембургскому. Августин Августинович Бетанкур скоропостижно скончался, и имя его еще долго оставалось в забвении.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Бетанкур - фамилия испанского происхождения.

Известные носители

  • Бетанкур, Августин Августинович (1758-1824) - российский инженер-механик и строитель испанского происхождения.
  • Бетанкур, Альфонс Августинович - Георгиевский кавалер ; генерал-майор ; № 9039; 26 ноября 1853.
  • Бетанкур, Альфредо (1914-2013) - сальвадорский писатель.
  • Бетанкур, Ана (исп. Ana Betancourt de Mora ; 14.12.1832 - 2.07.1901) - кубинская патриотка и участница войн за независимость Кубы, борец за права женщин.
  • Бетанкур, Джон Грегори (род. 1963) - американский писатель-фантаст.
  • Бетанкур, Жан де (1362-1425) - французский мореплаватель начала эпохи Великих географических открытий.
  • Бетанкур, Ингрид (род. 1961) - колумбийский политик, шесть лет (2002-2008) проведшая в плену военизированной группировки ФАРК .
  • Бетанкур, Карлос (род. 1989) - колумбийский профессиональный шоссейный велогонщик, c 2016 года выступающий за команду Movistar Team .
  • Бетанкур Куартас, Белисарио (род. 1923) - президент Колумбии с 1982 по 1986 год.
  • Бетанкур, Педро де Сан Хосе (1626-1667) - католический святой, миссионер, первый святой Канарских островов и Гватемалы.
  • Бетанкур, Ромуло (1908-1981) - президент Венесуэлы с 1945 по 1948 год и с 1959 по 1964 год.

См. также

__DISAMBIG__

Напишите отзыв о статье "Бетанкур"

Отрывок, характеризующий Бетанкур

– Да откуда же вы, что вы не знаете того, что уже знают все кучера в городе?
– Я от эрцгерцогини. Там я ничего не слыхал.
– И не видали, что везде укладываются?
– Не видал… Да в чем дело? – нетерпеливо спросил князь Андрей.
– В чем дело? Дело в том, что французы перешли мост, который защищает Ауэсперг, и мост не взорвали, так что Мюрат бежит теперь по дороге к Брюнну, и нынче завтра они будут здесь.
– Как здесь? Да как же не взорвали мост, когда он минирован?
– А это я у вас спрашиваю. Этого никто, и сам Бонапарте, не знает.
Болконский пожал плечами.
– Но ежели мост перейден, значит, и армия погибла: она будет отрезана, – сказал он.
– В этом то и штука, – отвечал Билибин. – Слушайте. Вступают французы в Вену, как я вам говорил. Всё очень хорошо. На другой день, то есть вчера, господа маршалы: Мюрат Ланн и Бельяр, садятся верхом и отправляются на мост. (Заметьте, все трое гасконцы.) Господа, – говорит один, – вы знаете, что Таборский мост минирован и контраминирован, и что перед ним грозный tete de pont и пятнадцать тысяч войска, которому велено взорвать мост и нас не пускать. Но нашему государю императору Наполеону будет приятно, ежели мы возьмем этот мост. Проедемте втроем и возьмем этот мост. – Поедемте, говорят другие; и они отправляются и берут мост, переходят его и теперь со всею армией по сю сторону Дуная направляются на нас, на вас и на ваши сообщения.

Родился в испанской дворянской семье. В 1417 его предок, французский мореплаватель Жан де Бетанкур, покорил Канарские острова и объявил себя королем.

Получив образование в Королевской академии изящных искусств в Мадриде (1781), Б. продолжил обучение в Парижской школе мостов и дорог. Затем - поездка в Англию, где он знакомится с паровыми машинами.

К 30 годам Б. превратился в крупного инженера-исследователя. Это способствовало его стремительной карьере. В 1788 становится директором Королевского кабинета машин в Мадриде. В 1798 назначается руководителем строительства первого в Испании телеграфа (Мадрид- Кадис). Он использовал в своем телеграфе бинарную кодировку информации, каждой букве был присвоен 8-битовый код (как в современных компьютерах), опередив тем самым на 47 лет Самуэля Морзе.

С 1800 - генерал-инспектор созданного им Корпуса путей сообщения, а также всех дорог и мостов Испании, Интендант провинций, член Совета Финансов, 1803 - главный интендант армии и Генеральный директор почты.

В 1807 из-за политических изменений в стране покинул Испанию и переехал во Францию. В 1808 был приглашен на службу русским правительством в чине генерал майора и направлен в Ведомство путей сообщения.

За 16 лет своей службы в России Б. приложил немало усилий для превращения России в передовую в техническом отношении страну. Под его руководством было проведено: переоборудование Тульского оружейного завода с установкой паровых машин, изготовленых по его чертежам; постройка в Казани новой литейной для пушек; переоборудование Александровской хлопчатобумажной мануфактуры (Павловск); углубление порта в Кронштадте и сооружение канала между Ижорским заводом и Петербургом с применением изобретённой им же в 1810 паровой землечерпательной машины.

По его инициативе в 1810 был учрежден в Петербурге Институт путей сообщения, которым Б. руководил до конца жизни. Им был разработан и предложен учебный план, по которому готовили инженеров широкого профиля, способных вести любые строительные работы. Основную цель учебного заведения Б. сформулировал так: "...снабдить Россию инженерами, которые прямо по выходе из заведения могли бы быть назначены к производству работ в Империи". Институт, которым он руководил до конца жизни, заложил основы будущей отечественной инженерной школы.

Организаторские способности талантливого инженера-изобретателя были по достоинству оценены, о чем свидетельствует его назначение на пост главы Комитета по делам строений и гидравлических работ в Петербурге (1816), а затем и главным директором путей сообщения России (1819).

Лучшие дня

По планам и под непосредственным руководством Б. велось строительство Экспедиции заготовления государственных бумаг (1818). Необходимость усовершенствования изготовления денежных купюр диктовалась огромным количеством поддельных ассигнаций, находившихся в российском обращении после войны с Наполеоном. Был построен целый городок, в котором разместились здание бумагоделательного отделения, печатное отделение, механическая, граверная, нумерационная и формная мастерские, правление, квартиры для чиновников и служащих, казармы для рабочих, караул.

Одновременно Б. работал над технологией изготовления бумаги и ассигнаций. Бумага Экспедиции вскоре после запуска производства получила высокую оценку качества и стала поставляться за границу. Отчет о проделанной работе заслужил у императора "высочайшее благоволение". Указом Александра I Б. был пожалован орден Владимира 2-й степени.

Принимал участие в строительстве Манежа в Москве. При работе над проектом Б. должен был решить задачу по перекрытию огромной по тем временам площади (166 Х 45 м.), причем сделать это без промежуточных опор, чтобы внутреннее пространство было пригодно для смотров и парадов. Конструкция оказалась прочной, и вскоре под ее сводами свободно маршировал целый полк солдат. (Первоначальное название Манежа - Экзерциргауз).

В начале XIX века Нижний Новгород становится центром международной торговли. С 1817 началось строительство Нижегородской ярмарки. Определение места для постройки постоянной ярмарки было доверено Б. В 1820 на территории Нижегородской ярмарки по проекту Б. был сооружен Гостиный двор, а в 1821 ярмарка представляла собой крупный торговый комплекс. Строительство было завершено последователями великого ученого. В настоящее время из зданий ярмарки сохранился Спасо-Преображенский собор.

В 1820 по инициативе Б. были открыты Школа кондукторов путей сообщения и Военно-строительная школа подготовки младших специалистов строителей и десятников, мастеров, чертежников для ведомства путей сообщения, что положило начало государственной системе специального среднетехнического образования в России.

Входил в состав комиссии по строительству Исаакиевского собора и создал необходимые технические средства для его возведения. Леса и подъемные механизмы, сооруженные по его проектам, позволили Монферрану поднять и установить колонны Исаакиевского собора и Александровскую колонну на Дворцовой площади.

Б. был также одним из основоположников мостостроения в России. Каменные мосты на Московском ш., Исаакиевский плашкоутный мост через Неву, арочный мост через Малую Невку между Аптекарским и Каменным островами в Санкт-Петербурге - плоды его инженерной мысли. Участвовал в строительстве и многих других сооружений, среди которых: первая крупная в России шоссейная дорога Петербург - Новгород - Москва (1818-1822); Таицкий водопровод; Монетный двор в Варшаве; Георгиевская церковь на Большеохтинском кладбище в Петербурге.

Б. изобрел также первую машину для работы в шахте по добыче ртути, агрегат для очистки технологического угля, оптический телеграф, первым запустил в Мадриде воздушный шар, разработал мотальную установку для производства шерсти, придумал и воплотил в жизнь уникальный для того времени агрегат - водяную землечерпалку, а также машину для подводного спиливания свай. Деятельность "русского испанца" на благо России не осталась незамеченной, и Б. был пожалован орден Святого Александра Невского.

В 1823 скоропостижно скончалась любимая дочь Б., что сильно повлияло на состояние здоровья. В феврале 1824 он подает в отставку. По некоторым сведениям, инициатором отставки был Аракчеев. 14 июля того же года умирает. Погребение состоялось в Петербурге на Смоленском лютеранском кладбище. На могиле был установлен величественный монумент, изготовленный на чугуннолитейном заводе в Нижнем Новгороде по рисунку Монферрана. Это был подарок нижегородских купцов в знак признательности создателю ансамбля ярмарки. Перезахоронен в 1979 в Некрополе Александро-Невской лавры.

Министерство путей сообщения России 27.07.1995 учредило памятную медаль имени Бетанкура. Медалью за номером 2 награжден король Испании Хуан Карлос.

Проживал Б. в Санкт-Петербурге по адресам: наб. р. Фонтанки, 115; Садовая ул., 50-а; Московский пр., 9, Большая Морская ул., 19.

Дата рождения: 1 февраля 1758 года
Место рождения: Канарские острова, Испания
Дата смерти: 26 июля 1824 года
Место смерти: Санкт-Петербург, Российская империя

Августин де Бетанкур (Бетанкур Августин Августинович ) – испанский и русский государственный деятель, архитектор.

Августин де Бетанкур был рожден 1 февраля 1758 года на Тенерифе. По происхождению был дворянином, предком мореплавателя, который объявил себя королем этих островов.

В 1781 году выпустился из академии изящных искусств и поступил в школу мостов и дорог в Париже. Потом уехал в Англию для знакомства с паровыми машинами.

Уже в 30 лет стал знаменитым инженером и исследователем инженерных наук. В 1788 году Бетанкура назначают директором Королевского кабинета машин в Мадриде и руководителем постройки телеграфа.

Бетанкур был создателем бинарной кодировки с присвоением каждой букве восьмибитового кода. Тем самым он стал первым кодировщиком информации, почти на 50 лет опередивший Морзе и его азбуку.

В 1800 году Август создает корпус путей сообщений, где трудится генерал-инспектором. В его же власти находились все испанские дороги и мосты. Затем он работает интендантом провинций и входит в совет Финансов.

В 1803 году становится основным интендантом армии и генеральным шефом почты.

В 1807 году уезжает во Францию, а через год в Россию, куда его приглашают в Ведомство путей сообщения.

В России он остался на 16 лет, и за это время провел множество операций по усилению технической мощи страны.

Так, Бетанкур создал новые чертежи для Тульского завода оружия и установил туда паровые машины. Ему же принадлежит заслуга по строительству Казанской литейной для прозводства пушек, переоборудования мануфактур по изготовлению хлопчатобумажных тканей в Павловске. Бетанкур провел проект углубления Кронштадтского порта.

В 1810 году создал паровую машину для черпания земли и применил ее в постройке канала между Петербургом и Ижорским заводом.

В этом же 1810 году он основал Институт путей сообщений и стал его ректором и главой. В своем институте он применил специальную учебную технику, готовящую инженеров.

В 1816 году его назначили главным в Комитете по делам строений и гидравлических работ, а через 3 года директором путей сообщения страны.

В 1818 году начинается постройка Экспедиции заготовления государственных бумаг по чертежам, разработанным Бетанкуром. Ее необходимость была в защите официальной валюты от подделок. Именно Бетанкур трудился над созданием специальной бумаги для денег.

За свою работу он получил орден Владимира и признание императора, а также бумага, произведенная на его заводе получила право экспорта заграницу.

Бетанкуру принадлежит проект возведения Манежа в Москве.

В 1817 году он работает над постройками в Нижнем Новгороде: строит Нижегородскую ярмарку, а в 1820 на ее территории Гостиный двор.

В 1820 году выдвигает инициативу по созданию Школы кондукторов путей сообщения и Военно-строительного учебного заведения для подготовки младшего строительного персонала.

Бетанкур был в составе комиссии, собранной для организации возведения Исаакиевского собора, а также создавал все оборудование для его постройки.

Придумал воплотил в жизнь несколько мостов: Каменный, Исаакиевский, арочный сквозь малую Невку.

С 1818 по 1822 строил австостраду Петербург-Новгород-Москва, водопровод в Таицке, Монетный двор Варшавы и Георгиевскую церковь Санкт-Петербурга.

Бетанкуру принадлежат изобретения машин для организации работ в шахтах, машин по добыче ртути, устройства для очистки угля от примесей, оптического телеграфа, мотальной установки для шерсти, водяной землечерпалки и машин для спиливания свай.

За все эти изобретения был удостоен награды ордена Александра Невского.

Достижения Августина Бетанкура:

Положил начало системе специального среднетехнического образования
изобрел множество машин и построил огромное количество зданий
первым в истории запустил воздушный шар

Даты из биографии Августина Бетанкура:

1 февраля 1758 года – родился в Испании
1781 год – обучение в королевской академии изящных искусств и Парижской школе мостов и дорог
1788 год изобрел телеграф
1807 год – переезд во Францию
1808 год – переезд в Россию
14 июля 1824 года - смерть

Интересные факты Августина Бетанкура:

В его честь утверждена памятная медаль
воспитывал трех дочерей, одна из которых скончалась за год до его смерти, и сына
его имя принадлежит улице в Нижнем Новгороде

18.05.2010 - 12:50

Судьба Августина Бетанкура кажется нам удивительной. Он немало сделал для Испании и совершил множество подвигов во славу России, которой верой и правдой служил до самой своей смерти. Но, к сожалению, в нашей стране имя этого замечательного человека известно немногим.

Король Канарских островов

Интересна судьба предков этого знаменитого испанца. В середине XIV века в Нормандии появился на свет Жан де Бетанкур - в будущем воин и мореплаватель, мечтавший о завоевании новых земель. В 1402 году он с командой солдат и матросов отправился на Канарские острова в качестве представителя Кастильского королевства - и далеко не с мирными намерениями, а с целью их порабощения.

Вначале был захвачен остров Лансароте. Его судьбу разделили острова Иерро, Фуэртевентура и Гомера. Причем радушно приняли Бетанкура и подчинились ему - здесь существовала древняя легенда о белых людях, похожих на богов, которые принесут островитянам счастье. Но аборигены жестоко поплатились за свою доверчивость. Все они были взяты в рабство.

Бетанкур стал хозяином Лансароте и Фуэртевентуры и неофициальным правителем всех Канарских островов. Он прожил на Канарских островах до восьмидесяти трех лет, а затем вернулся в Нормандию. За эти годы он обзавелся многочисленным потомством. Многие жители Канар носили и до сих пор носят фамилию Бетанкур с приставкой «де» и без нее. Впоследствии острова вошли в состав Испании. Потомки первого короля всегда оставались богатыми землевладельцами - виноделами и ткачами, причем вполне европейского склада.

Потомок королей

Именно в такой богатой семье появился на свет Августин Бетанкур. Произошло это 1 февраля 1758 года на острове Тенерифе в городе Пуэрто де ла Крус. Полное имя этого выдающегося человека тоже было замечательным - Августин-Хосе Педро дель Кармен Доминго де Канделярия де Бетанкур и Молина. Образование мальчик получил самое лучшее - приходящие учителя занимались с ребенком точными науками, учили языкам, развивали художественный вкус.

В 22 года он покинул родной дом и отправился в Испанию получать знания. Августин окончил Академию изящных искусств в Мадриде, где проявил необычайные способности в точных науках. В возрасте 25 лет он продемонстрировал восхищенной публике подъем первого в Испании воздушного шара. Правительство, оценившее способного юношу, после окончания Академии посылает юношу за границу для знакомства с инженерным делом Германии, Голландии и Франции.

В 1787 году испанский инженер закончил Парижскую школу мостов и дорог, приобретя хорошие знания в этой области. После возвращения на родину блестящий механик становится директором королевского кабинета машин и механизмов в Мадриде. На этой должности он занялся любимым делом – изобретательством и усовершенствованием различных механизмов. Он придумал паровую землечерпалку, насосы нового типа и т.д. Кроме того, Бетанкур разработал новые методики отбеливания шерсти, совершенствования добычи каменного угля и т.д.

В 1797 году Бетанкур отправился в Лондон помогать английским инженерам в создании механизмов для добычи золота и серебра. Работал он так усердно, что его обвинили в промышленном шпионаже и отправили восвояси. Через год Бетанкур принял самое активное участие в создании первого телеграфа в Испании. В 1799 г. ученый стал генералом-инспектором путей сообщения, а затем занил должности интенданта провинций, члена совета финансов, интенданта армии и главного директора почт. В 1802 году Бетанкур открывает Мадридскую школу инженеров дорог, каналов и мостов и руководит ею в течение пяти лет.

Но вскоре Церковь обвиняет Бетанкура в…. сношениях с дьяволом посредством построенного им телеграфа. Плюс наветы завистников, разногласия с правительством - и Бетанкур оказывается парией в Испании.

В Россию

Русский посланник в Мадриде И.М. Муравьев-Апостол не преминул воспользоваться затруднительным положением видного инженера и предложил ему пойти на службу русскому царю, заманивая замечательными перспективами. И испанец принял выгодное предложение. К слову говоря, Россия всегда считалась обетованной землей для иностранцев, и не одно зарубежное состояние было сколочено именно на наших бескрайних просторах. Бетанкур зачисляется в свиту его величества для особых поручений в чине генерал-майора и служит в Ведомстве путей сообщения.

Александр I поручает Бетанкуру разработку проекта первого в России транспортного учебного заведения, в котором изучались бы и общие науки и инженерные тонкости. Новоявленный институт Корпуса инженеров путей сообщения (ныне университет путей сообщения) разместился во дворце на Фонтанке, купленном у князя Юсупова, а Бетанкур был назначен его инспектором. Он сам подбирал преподавателей, читал лекции студентам - графским и княжеским сыновьям. Кроме того, по инициативе Бетанкура были открыты Школа кондукторов путей сообщения и Военно-строительная школа подготовки младших специалистов строителей и десятников, мастеров, чертежников для ведомства путей сообщения, что положило начало системе среднего специального образования в России.

В 1816 году Бетанкур получил чин генерал-лейтенанта и возглавил Комитет строений и гидравлических работ в Петербурге, а в 1819 г. стал директором Главного управления путей сообщения. Он много путешествовал по России, знакомясь с ее системой сухопутных и водных дорог. В докладе императору он отмечал, что в России слабо используются многочисленные пути сообщения, и предлагал методы решения одной из двух основных российских бед. В 1818-1822 при участии Бетанкура была построена первая крупная в России шоссейная дорога Петербург - Новгород - Москва.

Славные дела

Августин Бетанкур слыл чрезвычайно порядочным и мягким человеком в отношениях с подчиненными. В свою команду он собирал профессионалов и каждому старался предоставить возможность для полного и всестороннего проявления талантов и способностей. Причем Бетанкур умел все делать сам - до последней инженерной мелочи.

Под его руководством переоборудовали Тульский оружейный завод - там установили паровые машины, а в Казани возвели литейный цех для производства пушек.

Морские дела также не остались без внимания инженера. По его расчетам было произведено углубление порта в Кронштадте. При помощи изобретенной Бетанкуром паровой землечерпательной машины проложили канал между Ижорским заводом и Петербургом.

В 1817 году в Москве под его руководством был построен Манеж- здание размером 166 на 44 метра. Его особенность заключалась в том, что здесь не имелось ни одной колонны. Такое смелое решение было применено впервые в мировой практике и потребовало от Бетанкура точных расчетов. Манеж пережил очень многое, но уникальная конструкция пострадала только от сильного пожара, случившегося в прошлом году. Реставраторы работали над тем, чтобы восстановить уникальное здание именно в соответствии с замыслом его создателя.

В Нижнем Новгороде Бетанкур создал ярмарочный комплекс (собор, Гостиный двор, каналы), не имевший себе равных в тогдашнем градостроительстве. Сам Бетанкур считал, что многолетним трудом создал архитектурный ансамбль, «один из замечательнейших в Европе, производством которого я полагаю оказать истинную пользу России».

По проектам Бетанкура были также построены Георгиевская церковь на Большеохтинском кладбище и Таицкий водопровод, снабжающий водой Царское Село.

Деньги и мосты

Одно из самых выдающихся достижений Бетанкура - здание Экспедиции для изготовления государственных бумаг (ныне Гознак). Также он принял самое деятельное участие в ее оснащении новым оборудованием. Более того, инженер занимался и дизайном российских денег и даже их защитой от подделок. Так, предложенный Бетанкуром способ защиты денежных билетов («двойное тиснение») нашел применение в банкнотах ряда стран, в том числе в билетах банка России образца 1997 г.

После окончания этих грандиозных работ, Бетанкур тесно занимался строительством, стал одним из основоположников российского мостостроения. Под его руководством были построены арочные мосты в Ижоре, Петергофе, Туле, на Московском шоссе, Исаакиевский понтонный мост через Неву, мост через Малую Невку между Аптекарским и Каменным островами в Санкт-Петербурге... Кстати, последний - единственный мост, уцелевший в Петербурге при наводнении 1824 года.

В число многих обязанностей выдающегося инженера-архитектора входила и работа в составе комиссии по строительству Исаакиевского собора в Петербурге. Леса и подъемные механизмы, созданные по чертежам Бетанкура, позволили поднять и установить все колонны Исаакиевского собора. Испанец лично занимался расчетами фундаментов, проектированием лесов и подъемных механизмов. Позже, после смерти инженера, по этому же принципу был воздвигнут и Александрийский столп.

14 июля 1824 года Августин Бетанкур скончался. Огюст Монферран соорудил гениальному инженеру памятник на Смоленском лютеранском кладбище в Петербурге. В 1979 году прах Бетанкура и надгробие были перенесены на кладбище Александро-Невской лавры.

  • 3540 просмотров