Уровни познавательной активности учащихся. Творческая активность младших школьников как педагогическая проблема Активизации познавательной деятельности учащихся

Диагностика уровня творческой активности учащихся” (методика М.И. Рожкова, Ю.С. Тюнникова, Б.С. Алишеева, Л.А. Воловича)

Методика, подготовленная М.И. Рожковым, Ю.С Тюнниковым, Б.С Алишевым, Л.А. Воловичем предназначена для проведения сравнительного анализа изменений в сформированности у учащихся творческой активности. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14-17 лет. Исследование проводит педагог-психолог 1 раз в семестр с учащимися. Результаты исследования предназначены для преподавателей, воспитателей, кураторов учебных групп, мастеров производственного обучения, социального педагога, классных руководителей. Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (групповая форма тестирования). Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования.

Ход проведения. Замеры осуществляются по четырем критериям: чувство новизны; критичность; способность преобразовать структуру объекта; направленность на творчество. Предусмотрен также контрольный опрос, предполагающий сравнение оценки ответов и самооценки качеств, осуществляемой испытуемыми.

Оценивание критерия осуществляется по средней оценке, получаемой учащимися по каждому критерию. При этом важно сопоставить полученные результаты с самооценкой, которая выявляется в последнем разделе опросника. Самооценка по критерию «чувство новизны» определяется по среднему баллу ответов на вопросы 41 - 44; по критерию «критичность» - на вопросы 45 - 48; по критерию «способность преобразовать структуру объекта» - на вопросы 49 - 52; по критерию «направленность на творчество» - на вопросы 53 - 56. Например, по критерию «чувство новизны» средний балл составил 1,45, а самооценка - 0,9. В этом случае мы корректируем оценку, высчитывая средний результат между оценкой и самооценкой.

Можно выделить три уровня творческой активности учащегося и отдельных ее аспектов: низкий - от 0 до 1; средний - от 1 до 1,5; высокий - от 1,5 до 2.

1. Опросник «Чувство новизны»

Выберите тот ответ, который соответствовал бы Вашему поступку в предложенных ниже ситуациях (заполняется символ ответа в карточках):

1. Если бы я строил дом для себя, то:

а) построил бы его по типовому проекту

б) построил бы такой, который видел на картинке в журнале или в кино

в) построил бы такой, которого нет ни у кого

2. Если мне нужно развлекать гостей, то я:

а) провожу вечер, как проводят мои родители со своими знакомыми

б) сочиняю сам сюрприз для гостей

в) стараюсь провести вечер, как любимые герои в кино

3. Среди предложенных задач на контрольной я выбираю:

а) оригинальную

б) трудную

в) простую

4. Если бы я написал картину, то выбрал бы для нее название:

а) красивое

б) точное

в) необычное

5. Когда я пишу сочинение, то:

а) подбираю слова как можно проще

б) стремлюсь употреблять те слова, которые привычны для слуха и хорошо

отражают мои мысли

в) стараюсь употребить оригинальные, новые для меня слова

6. Мне хочется, чтобы на уроках.

а) все работали

б) было весело

в) было много нового

7. Для меня в общении самое важное:

а) хорошее отношение товарищей

б) возможность узнать новое («родство душ»)

в) взаимопомощь

8. Если бы я был поваром, то:

а} стремился бы к тому, чтобы все, кто ест мои блюда, были сыты и довольны

б) создавал бы новые блюда

в) старался бы мастерски готовить все известные блюда

9. Из трех телевизионных передач, идущих по разным программам, я выбрал бы:

а) «Седьмое чувство»

б) «Поле чудес»

в) «Очевидное-невероятное»

10. Если бы я отправился в путешествие, то выбрал бы:

а) наиболее удобный маршрут

б) неизведанный маршрут

в) маршрут, который хвалили мои друзья

2. Опросник «Критичность»

Согласны ли Вы со следующими высказываниями великих? Обозначьте на карточке следующими символами Ваши ответы:

а) полностью согласен - 0;

б) не согласен - 2;

в) не готов дать оценку данному высказыванию - 1.

    Знания и только знания делают человека свободным и великим (Д.И. Писарев).

    Лицо - зеркало души (М. Горький).

    Единственная настоящая ценность - это труд человеческий (А. Франс).

    Разум человека сильнее его кулаков (Ф. Рабле).

    Ум, несомненно, первое условие для счастья (Софокл).

    Дорога к славе прокладывается трудом (Публимий Сир).

    Боится презрения лишь тот, кто его заслуживает (Франсуа де Ларошфуко).

    Нас утешает любой пустяк, потому что любой пустяк приводит нас в уныние (Блез Паскаль).

    Способности, как и мускулы, растут при тренировке (К. А. Тимирязев).

    Только глупцы и покойники никогда не меняют своих мнений (Д. Л. Оруэлл).

3. Испытание «Способность преобразовывать структуру объекта»

21-23

В каждом пункте есть пара слов, между которыми существует некая связь или какое-то соотношение. Вы должны определить, какая связь или какое соотношение существует между этими двумя словами, и выбрать из четырех предложенных ответов пару слов, между которыми существует та же связь или то же соотношение. Запишите в карточку номер ответа.

21. ИЗГНАНИЕ - ЗАВОЕВАТЕЛЬ

а) вор

б) обвиняемый

Арест в) судья

г) адвокат

22. ОЗЕРО - ВАННА

а) лужа

Водопад б) труба

в) вода

г) душ

23. ВУЛКАН - ЛАВА

1) источник - родник

    глаз - слеза

    огонь - костер

    шторм - наводнение

24-27 Найдите выход из предложенных ниже ситуаций (свой ответ запишите на обороте карточки).

    Заснув в своей постели, утром Вы проснулись в пустыне. Ваши действия?

    В машине, которой Вы управляли, оказались проколотыми два колеса, а запасное только одно. Необходимо срочно ехать дальше - Ваши действия?

    В чужом городе Вы оказались без документов и денег. Вам нужно найти выход из положения.

    Вы оказались в городе, где говорят на незнакомом вам языке. Как Вы будете изъясняться?

Для ответа на каждый из четырех вопросов дается 30 секунд. Экспериментатор оценивает ответ следующим образом: отсутствие ответа - 0; тривиальный ответ - 1; оригинальный ответ - 2.

28-30. На обороте карточки перечислите как можно больше способов использования каждого названного ниже предмета.

    Консервная банка.

    Металлическая линейка.

    Велосипедное колесо.

31-40.

Если бы у Вас был выбор, то что бы Вы предпочли?

31.

б) сочинять книгу

в) пересказывать содержание книги друзьям

32.

а) выступать в роли актера

б) выступать в роли зрителя

в) выступать в роли критика

33.

а) рассказывать всем местные новости

б) не пересказывать услышанное

в) прокомментировать то, что услышали

34.

а) придумывать новые способы выполнения работ

б) работать, используя испытанные приемы

в) искать в опыте других лучший способ работы

35.

а) исполнять указания

б) организовывать людей

в) быть помощником руководителя

36.

а) играть в игры, где каждый действует сам за себя

б) играть в игры, где можно проявить себя

в) играть в команде

37.

а) смотреть интересный фильм дома

в) проводить время в компании друзей

38.

а) размышлять, как улучшить мир

б) обсуждать с друзьями, как улучшить мир

в) смотреть спектакль о красивой жизни

39.

а) петь в хоре

б) петь песню соло или дуэтом

в) петь свою песню

40.

а) отдыхать на самом лучшем курорте

б) отправиться в путешествие на корабле

в) отправиться в экспедицию с учеными

5. Самооценка (контрольный опрос)

Да - 2; трудно сказать - 1; нет - 0.

    Мне нравится создавать фантастические проекты.

    Могу представить себе то, чего не бывает на свете.

43. Буду участвовать в том деле, которое для меня ново.

44. Быстро нахожу решения в трудных ситуациях.

45. В основном стараюсь обо всем иметь свое мнение.

    Мне удается находить причины своих неудач.

    Стараюсь дать оценку поступкам и событиям на основе своих убеждений.

    Могу обосновать: почему мне что-то нравится или не нравится.

    Мне нетрудно в любой задаче выделить главное и второстепенное.

    Убедительно могу доказать свою правоту.

    Умею сложную задачу разделить на несколько простых.

    У меня часто рождаются интересные идеи.

    Мне интереснее работать творчески, чем по-другому.

    Стремлюсь всегда найти дело, в котором могу проявить творчество.

    Мне нравится организовывать своих товарищей над интересные дела.

    Для меня очень важно, как оценивают мой труд окружающие.

КАРТА ОТВЕТОВ НА ВОПРОСЫ АНКЕТЫ*

Фамилия ______________________ Группа _____________

Дата заполнения ________________

1

_______________

*В карточке с номером вопроса напишите букву или цифру, обозначающую выбранный Вами ответ.

МЕТОДИКА «КРЕАТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ» Д.ДЖОНСОНА

Методика «Креативность личности» - это экспресс-диагностика, позволяющая оценить наличие у подростка восемь характеристик креативности: чувствительность к проблеме, предпочтений сложностей; беглость; гибкость; находчивость, изобретательность, разработанность; воображение, способность к структурированию; оригинальность, изобретательность и продуктивность; независимость, уверенный стиль поведения с опорой на себя, самодостаточное поведение. Данная методика, позволяет изучить уровень развития творческого мышления (креативности).

Опросник «Креативность личности» – это объективный список характеристик творческого мышления и поведения, разработанный специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению.

Данная методика позволяет провести как самооценку учащимися старшего школьного возраста (9-11 классы), так и экспертную оценку креативности другими лицами: учителями, родителями, одноклассниками.

Инструкция

Вам предлагается 8 пунктов основных характеристик творческого мышления, оцените каждый пункт по шкале, содержащей пять градаций:

1 = никогда,

2 = редко,

3 = иногда,

4 = часто,

5 = постоянно.

Контрольный список характеристик креативности

Ф.И. учащегося _____________________________ Дата _____________

Вопрос: «Творческая личность способна»

Ответ в баллах

    Ощущать тонкие, неопределенные сложности, особенности окружающего мира (чувствительность к проблеме, предпочтение сложностей)

    Выдвигать и выражать большое количество различных идей в данных условиях (беглость)

    Предлагать разные типы, виды, категории идей (гибкость)

    Предлагать дополнительные детали, идеи, версии или решения (находчивость, изобретательность, разработанность)

    Проявлять воображение, чувство юмора и развивать гипотетические возможности (воображение, способности к структурированию)

    Демонстрировать поведение, которое является неожиданным, оригинальным, но полезным для проблемы (оригинальность, изобретательность и продуктивность).

    Воздерживаться от принятия первой, пришедшей в голову, типичной, общепринятой позиции, выдвигать различные идеи и выбрать лучшую (независимость)

    Проявлять уверенность в своем решении, несмотря на возникшие затруднения, брать на себя ответственность за нестандартную позицию, мнение, содействующее решению проблемы (уверенный стиль поведения с опорой на себя, самодостаточное поведение)

Обработка полученной информации

Общая оценка креативности является суммой баллов по восьми пунктам (минимальная оценка – 8, максимальная оценка - 40 баллов). Следующая таблица предлагает распределение суммарных оценок по уровням креативности.

Уровни креативности

Очень высокий

40-34 балла

Высокий

33-27 баллов

Нормальный, средний

26-20 баллов

Низкий

19-15 баллов

Очень низкий

14-0 баллов

Людмила Телешенко
Сущность и пути формирования творческой активности детей

Современному обществу необходима личность, способная к самосовершенствованию и саморазвитию, эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Поэтому очень важно воспитывать духовно богатую личность, уделяя особое внимание развитию творческой активности младших дошкольников.

Проблему развития творческой личности мы рассматриваем в контексте развития реальных способностей растущего человека, которые формируются и воплощаются в различных видах познавательной и созидательной деятельности. Результат этой деятельности не всегда обладает очевидной общественной ценностью, но участие в ее процессе имеет первостепенное важное значение для детей . В ходе данного процесса проявляется самостоятельность, инициатива, раскрывается творческий потенциал личности .

Современное образование направлено на всецелое развитие личности ребенка. Основа всестороннего развития – творческая активность , поэтому формирование творческой активности учащихся является одной из актуальных проблем подрастающего поколения. Значение формирования творческой активности мы видим , прежде всего, в том, что в процессе творческой деятельности в ребёнке воспитывается любовь к серьезному, вдумчивому труду, настойчивость в достижении поставленной цели.

Без проявления творческой активности не могут успешно развиваться познавательные способности ребёнка. Творческая активность ребёнка занимает центральное место в формировании волевой , целенаправленной, всесторонне развитой личности.

Для эффективного развития творческой активности детей важно определить существенные стороны понятия "творческая активность ", раскрыть пути развития рассматриваемого качества личности в процессе обучения.

История исследований проблемы творческой активности показывает нам ее неразрывную связь с проблемой активности личности вообще .

Активность – не просто деятельность, не ее вид и состояние. Ученые рассматривают активность как характеристику личности, ее самодеятельность, стимулами которой выступают содержание и характер самой деятельности. Именно самодеятельность имеет творческий потенциал , поскольку продиктована не одной лишь внешней необходимостью, а инициативой изнутри.

Активность – многоаспектное понятие. Не случайно, поэтому проблемы, связанные с его исследованием, рассматривается философией, педагогикой, психологией.

Большое внимание изучению проблемы уделено в философской литературе. Уже в исследованиях Платона и Аристотеля есть попытки найти механизмы активности личности , приводящие к творчеству .

Активность , по мнению Н. А. Бердяева, как философская категория отражает "способность объектов неживой и живой природы и субъектов социальной жизни к стихийному, интенсивно направленному и сознательному взаимодействию" со средой, изменению и преобразованию ее и себя, а также "интенсивность этого процесса, его меру". Один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики – это вопрос о творчестве у детей . Творчество – явление сложное , комплексное, обусловленное многими социально-педагогическими и психофизическими предпосылками.

Исследователи детского творчества отмечают , что высокие достижения связаны с такими факторами, как уровень воображения в игровой деятельности (Дж. Моран, Дж. Сойерс, а также с различными социальными способностями : общением, принятием роли (Дж. Коннели, А. Дойл, 1984, использованием языка и стремлением к лидерству (В. Фу, Х. Кеннеди, 1982, возможностью самовыражения, интересами и уровнем образования родителей (Т. Ковач, 1982) . По мнению П. Смита (1983, для развития детского творчества необходимо предоставить детям материалы для занятий и возможность работать с ними, поощрять творческие интересы ребенка ; следует также добиваться его внутренней раскованности и свободы.

П. Торренсом были выявлены компоненты творческого мышления – факторы креативности.

К ним относятся :

Интеллектуальная творческая инициатива – направленность на выход за рамки данных задач и требований;

Беглость мышления – богатство и разнообразие ассоциаций, количество образовавшихся связей;

Оригинальность мышления – самостоятельность, необычность, остроумность решения.

Креативность ученый определяет через характеристики творческого процесса . Творческий путь решения проблемы состоит в том, что человек пытается избежать общепринятых и очевидных решений, исследует проблему, выдвигая множество гипотез, проверяя свои догадки, пока не найдет решение.

А. Н. Леонтьев, рассматривая компоненты творчества , выделил в структурной схеме мотивационный и операционный аспекты творчества .

В. П. Зинченко и В. М. Мунипов предлагают дополнить эту схему эмоциональным и мировоззренческим компонентами. Учитывая это, структуру творчества можно представить как совокупность мировоззренческого, мотивационного, содержательно-операционного и эмоционально-волевого компонентов.

Мировоззренческий компонент, по мнению ученых, определяет позицию личности в процессе деятельности и в оценке ее результатов. К основным мировоззренческим свойствам личности, способствующим творческой деятельности относят :

1) осознание личностью своих мировоззренческих свойств;

2) способность отстаивать свои творческие позиции .

Следующий – мотивационный компонент, включает систему мотивов, которые выражают осознанное побуждение человека к деятельности, в том числе, и к творческой , совокупность тех психических моментов, которыми определяются его поведение в целом, то, что побуждает его деятельность, ради чего она совершается.

В нашей работе творческая активность рассматривается как качество, одновременно присущее и самой личности, и ее деятельности. Творческая активность предполагает теоретическое осмысление знаний, самостоятельный поиск решения проблем.

Развитие творческой активности личности требует от педагога создания такой атмосферы, когда возникает любознательность и интерес, потребность отстаивать свои творческие позиции , чувство увлеченности, стремление к творческим достижениям , создается ситуация успеха в творческой деятельности .

Таким образом, творческая активность детей в процессе обучения связана со всеми сторонами формирующейся личности ребёнка : потребностями, интересами, склонностями, способностями, волевыми проявлениями, эмоциональным отношением к деятельности. Интеллектуальные, эмоциональные и волевые компоненты в творческой деятельности неразделимы, ибо ни одна эмоция, ни одно волевое решение и действие не возникает вне деятельности человека.

Процесс развития творческой активности предполагает количественные и качественные изменения, происходящие в структуре личности и в системе ее взаимодействия с окружающей действительностью, которые могут быть соотнесены с некоторыми точками на шкалах развития основных параметров творческой активности .

Для выявления уровней развития творческой активности детей стало необходимым разработать показатели сформированности творческой активности .

Исследователи выделяют следующие уровни творческой активности : уровень проблемности (М. И. Махмутова) ; формирование опыта творческой учебной деятельности (И. Я. Лернер) ; интеллектуальной активности с включенными уровнями творческой активности (Д. Б. Богоявленская) .

Так, З. В. Баянкина выдвигает классификацию творческой активности по степени освоенности творчества , выделяя уровни : адаптивный, поисковый, исследовательский, креативный. Ю. В. Науменко строит классификацию по постоянству проявления операционного компонента творчества , определяя тем самым разные уровни творчества . Е. Н. Тупичкина, Л. Н. Петрова выделяет классификацию творческой активности по развитию интереса к творчеству , выделяя уровни : нулевой, низкий, средний, высокий.

Д. Б. Богоявленская считает, что самостоятельность – это качество, включенное в активность . П. Я. Гальперин говорит, что в изменении самостоятельности проявляются, с одной стороны, динамика актуального уровня развития, с другой стороны – процесс формирования творческой активности , являющейся качеством деятельности.

Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Чемальская средняя общеобразовательная школа»

Преподаватель: Желомская Наталья Александровна
руководитель театральной студии «Балаганчик».
учитель музыки и МХК, МОУ «Чемальская СОШ».

Чемал
2014 год

Методы и способы диагностики уровня творческой активности, коммуникативных способностей, результативности деятельности обучающихся.

Приложение № 1

Методика диагностики уровня творческой активности учащихся (подготовлена М.И, Рожковым, Ю.С. Тюнниковым, Б.С. Алишевым, Л.А. Воловичем)

Цель: на основе выявления критериев и эмпирических показателей провести сравнительный анализ изменений в сформированности у учащихся творческой активности.
Ход проведения. Замеры осуществляются по четырем критериям: чувство новизны; критичность; способность преобразовать структуру объекта; направленность на творчество.
Предусмотрен также контрольный опрос, предлагающий сравнение оценки ответов и самооценки качеств, осуществляемой испытуемыми.
Оценивание критерия осуществляется по средней оценке, получаемой учащимися по каждому критерию. При этом важно сопоставить полученные результаты с самооценкой, которая выявляется в последнем разделе опросника. Самооценка по критерию "чувство новизны" определяется по среднему баллу ответов на вопросы 41-44; по критерию "критичность" – на вопросы 45-48; по критерию "способность преобразовать структуру объекта" - на вопросы 49-52; по критерию "направленность на творчество" – на вопросы 53-56. например, по критерию "чувство новизны" средний балл составил 1,45, а самооценка – 0,9. в этом случае мы корректируем оценку, высчитывая средний результат между оценкой и самооценкой.
Можно выделить три уровня творческой активности школьника и отдельных ее аспектов: низкий – от 0 до 1; средний – от 1 до 1,5; высокий – от 1,5 до 2.

Опросник. "Чувство новизны"
Выберите тот ответ, который соответствовал бы Вашему поступку в предложенных ниже ситуациях (заполняется символ ответа в карточках):
1. Если бы я строил дом для себя, то:
а) построил бы его по типовому проекту 0
б) построил бы такой, который видел
на картинке в журнале или в кино 1
в) построил бы такой, которого нет ни у кого 2
2. Если мне нужно развлекать гостей, то я:
а) провожу вечер, как проводят мои родители
со своими знакомыми 0
б) сочиняю сам сюрприз для гостей 2
в) стараюсь провести вечер,
как любимые герои в кино 1
3. Среди предложенных задач на контрольной я выбираю:
а) оригинальную 2
б) трудную 1
в) простую 0
4. Если бы я написал картину, то выбрал бы для нее название:
а) красивое 1
б) точное 0
в) необычное 2
5. Когда я пишу сочинение, то:
а) подбираю слова как можно проще 0
б) стремлюсь употреблять те слова,
которые привычны для слуха и хорошо
отражают мои мысли 1
в) стараюсь употребить оригинальные,
новые для меня слова 2
6. Мне хочется, чтобы на уроках:
а) все работали 1
б) было весело 0
в) было много нового 2
7. Для меня в общении самое важное:
а) хорошее отношение товарищей 0
б) возможность узнать новое ("родство душ") 2
в) взаимопомощь 1
8. Если бы я был актером, то:
а) стремился бы к тому, чтобы
всем нравился мой герой 0
б) придумал бы новые черты характера герою 2
в) старался бы мастерски сыграть роль 1
9. Из трех телевизионных передач, идущих по разным программ, я выбрал бы:
а) "Седьмое чувство" 0
б) "Поле чудес" 1
в) "Очевидное – невероятное" 2
10. Если бы я отправился в путешествие, то выбрал бы:
а) наиболее удобный маршрут 0
б) неизведанный маршрут 2
в) маршрут, который хвалили мои друзья 1
2. Опросник "Критичность"
Согласны ли Вы со следующими высказываниями великих? Обозначьте на карточке следующими символами Ваши ответы:
а) полностью согласен – 0;
б) не согласен – 2;
в) не готов дать оценку данному высказыванию – 1.
11. Знания и только знания делают человека свободным и великим (Д.И. Писарев).
12. Лицо – зеркало души (М. Горький).
13. Единственная настоящая ценность – это труд человеческий (А. Франс).
14. Разум человека сильнее его кулаков (Ф. Рабле).
15. Ум, несомненно, первое условие для счастья (Софокл).
16. Дорога к славе прокладывается трудом (Публимий Сир).
17. Боится презрения лишь тот, кто его заслуживает (Франсуа де Ларошфуко).
18. Нас утешает любой пустяк, потому что любой пустяк приводит нас в уныние (Блез Паскаль).
19. Способности, как и мускулы, растут при тренировке (К.А. Тимирязев).
20. Только глупцы и покойники никогда не меняют своих мнений (Д.Л. Оруэлл).
3. Испытание "Способность преобразовывать структуру объекта"
21-23 (для старшеклассников)

В каждом пункте есть пара слов, между которыми существует некоторая связь или какое-то соотношение. Вы должны определить, какая связь или какое соотношение существует между этими двумя словами, и выбрать из четырех предложенных ответов пару слов, между которыми существует та же связь или то же соотношение. Запишите в карточку номер ответа.
21. ИЗГНАНИЕ – ЗАВОЕВАТЕЛЬ
а) вор
б) обвиняемый
в) судья
г) адвокат

22. ОЗЕРО – ВАННА
а) лужа
б) труба
в) вода
г) душ

23. ВУЛКАН – ЛАВА
1) источник – родник
2) глаз – слеза
3) огонь – костер
4) шторм – наводнение

21-23 (для среднего возраста)

Представлена исходная пара слов, которые находятся в определенном отношении, и пять других слов, из которых только одно находится в таком же отношении к исходному слову (правильный выбор оценивается оценкой 2).

21. ШКОЛА - ОБУЧЕНИЕ
а) доктор
б) ученик
в) учреждение
г) лечение
д) больной

22. ПЕСНЯ - ГЛУХОЙ
а) хромой
б) слепой
Картина в) художник
г) рисунок
д) больной

23. РЫБА – СЕТЬ
а) решето
б) комар
Муха в) комната
г) жужжать
д) паутина
24-27. Найдите выход из предложенных ниже ситуаций (свой ответ запишите на обороте карточки).
24. Заснув в своей постели, утром Вы проснулись в пустыне. Ваши действия?
25. В машине, которой вы управляли, оказались проколотыми два колеса, а запасное только одно. Необходимо срочно ехать дальше – Ваши действия?
26. В чужом городе Вы оказались без документов и денег. Вам нужно найти выход из положения.
27. Вы оказались в городе, где говорят на незнакомом вам языке. Как Вы будете изъясняться?
Для ответа на каждый из четырех вопросов дается 30 секунд. Экспериментатор оценивает ответ следующим образом:
отсутствие ответа – 0;
тривиальный ответ – 1;
оригинальный ответ – 2.
28-30. На обороте карточки перечислите как можно больше способов использования каждого названного ниже предмета.
28. Консервная банка.
29. Металлическая линейка.
30. Велосипедное колесо.
4. «Направленность на творчество»
31-40. Если бы у Вас был выбор, то что бы Вы предпочли?
31. а) читать книгу; 0
б) сочинять книгу; 2
в) пересказывать содержание книги друзьям 1
32. а) выступать в роли актера 2
б) выступать в роли зрителя 0
в) выступать в роли критика 1
33. а) рассказывать всем местные новости 0
б) не пересказывать услышанное 1
в) прокомментировать то, что услышали 2
34. а) придумывать новые способы выполнения работ 2
б) работать, используя испытанные приемы 0
в) искать в опыте других лучший способ работы 1
35. а) исполнять указания 0
б) организовывать людей 2
в) быть помощником руководителя 1
36. а) играть в игры, где каждый действует сам за себя 2
б) играть в игры, где можно проявить себя 1
в) играть в команде 0
37. а) смотреть интересный фильм дома 1
б) читать книгу 2
в) проводить время в компании друзей 0
38. а) размышлять, как улучшить мир 2
б) обсуждать с друзьями, как улучшить мир 1
в) смотреть спектакль о красивой жизни 0
39. а) петь в хоре 0
б) петь песню соло или дуэтом 1
в) петь свою песню 2
40. а) отдыхать на самом лучшем курорте 0
б) отправиться в путешествие на корабле 1
в) отправиться в экспедицию с учеными 2
5. Самооценка (контрольный опрос)
Да – 2; трудно сказать – 1; нет – 0
41. Мне нравится создавать фантастические проекты.
42. Могу представить себе то, чего не бывает на свете.
43. Буду участвовать в том деле, которое для меня ново.
44. Быстро нахожу решения в трудных ситуациях.
45. В основном стараюсь обо всем иметь свое мнение.
46. Мне удается находить причины своих неудач.
47. Старюсь дать оценку поступкам и событиям на основе своих убеждений.
48. Могу обосновать, почему мне что-то нравится или не нравится.
49. Мне не трудно в любой задаче выделить главное и второстепенное.
50. Убедительно могу доказать свою правоту.
51. Умею сложную задачу разделить на несколько простых.
52. У меня часто рождаются интересные идеи.
53. Мне интереснее работать творчески, чем по-другому.
54. Стремлюсь всегда найти дело, в котором могу проявить творчество.
55. Мне нравится организовывать своих товарищей на интересные дела.
56. Для меня очень важно, как оценивают мой труд окружающие.

Карта ответов на вопросы анкеты

Фамилия, имя_______________________________
Дата заполнения________________________


* В карточке с номером вопроса напишите букву или цифру, обозначающую выбранный вами ответ.

Приложение № 2

Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся
(составлена на основе материалов пособия Р.В. Овчаровой
"Справочная книга школьного психолога")
Цель: выявление коммуникативных склонностей учащихся.
Ход проведения. Учащимся предлагается следующая инструкция: "Вам необходимо ответить на 20 вопросов. Свободно выражайте свое мнение по каждому из них и отвечайте на них только "да" или "нет". Если Ваш ответ на вопрос положителен, то в соответствующей клетке листа поставьте знак "+", если отрицательный, то "–". Представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями, не затрачивайте много времени на обдумывание, отвечайте быстро".
Вопросы:
1. Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?
2. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
3. Нравится ли Вам заниматься общественной работой?
4. Если возникли некоторые помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от задуманного?
5. Любите ли Вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
6. Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было выполнить сегодня?
7. Стремитесь ли Вы к тому, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с вашим мнением?
8. Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?
9. Часто ли Вы в решении важных дел принимаете инициативу на себя?
10. Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?
11. Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?
12. Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
13. Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?
14. Верно ли, что Вы резко стремитесь к доказательству своей правоты?
15. Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе (классе)?
16. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?
17. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
18. Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
19. Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?
20. Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?
Лист ответов:

1 6 11 16
2 7 12 17
3 8 13 18
4 9 14 19
5 10 15 20

Обработка полученных результатов. Показатель выраженности коммуникативных склонностей определяется по сумме положительных ответов на все нечетные вопросы и отрицательных ответов на все четные вопросы, разделенной на 20. По полученному таким образом показателю можно судить об уровне развития коммуникативных способностей ребенка:
низкий уровень – 0,1 – 0,45;
ниже среднего – 0,46 – 0,55;
средний уровень – 0,56 – 0,65;
выше среднего – 0,66 – 0,75;
высокий уровень – 0,76 – 1.


Приложение № 3.

Методика изучения мотивов участия школьников в театральной деятельности.

Цель: выявление мотивов участия в театральной деятельности.
Ход проведения:
Учащимся предлагается определить, что и в какой степени привлекает их в совместной деятельности.
Для ответа на вопрос используется следующая шкала:
3 – привлекает очень сильно;
2 – привлекает в значительной степени;
1 – привлекает слабо;
0 – не привлекает совсем.
Что тебя привлекает в театральной деятельности?
1. Интересное дело.
2. Общение.
3. Помочь товарищам.
4. Возможность показать свои способности.
5. Творчество.
6. Приобретение новых знаний, умений.
7. Возможность проявить организаторские качества.
8. Участие в делах своего коллектива.
9. Вероятность заслужить уважение.
10. Сделать доброе дело для других.
11. Выделиться среди других.
12. Выработать у себя определенные черты характера.
Обработка и интерпретация результатов:
Для определения преобладающих мотивов следует выделить следующие блоки:
а) коллективные мотивы (пункты 3, 4, 8, 10);
б) личностные мотивы (пункты 1, 2, 5, 6, 12);
в) мотивы престижа (пункты 7, 9, 11).
Сравнение средних оценок по каждому блоку позволяет определить преобладающие мотивы участия школьников в деятельности.


Приложение №4

Диагностика результативности воспитательно-образовательного процессса по программе театра – студии.
В воспитании художественной культуры ребенка выделяются в качестве основных пять показателей:

1. Качество знаний, умений, навыков.
2. Особенности мотивации к занятиям.
3. Творческая активность.
4. Эмоционально-художественная настроенность.
5. Достижения.
Педагоги могут дополнять список показателей.
Для характеристики каждого показателя разработаны критерии по четырем уровням дополнительного образования в соответствии со следующей моделью:
первый уровень – подготовительный;
второй уровень – начальный;
третий уровень – освоения;
четвертый уровень – совершенствования.

Критерии оценки

Таблица результатов итоговой диагностики образовательного уровня воспитанников детских объединений культурно-эстетического отдела
Название объединения _________________________________________________
Ф. И. О. педагога _____________________________________________________
Дата проведения диагностики _____________________________

.Приложение 5

Тест «Определение коммуникативных и организаторских способностей»
Цель: Изменение выраженности коммуникативных и организаторских способностей.
Инструкция: За положительные ответы ставьте «+», за отрицательные «-».
1. Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?
2. Часто ли вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию вашего решения?
3. Долго ли вас беспокоит чувство обиды?
4. Всегда ли вам трудно ориентироваться в критической ситуации?
5. Есть ли у вас стремление к установлению новых знакомств?
6. Нравится ли вам заниматься общественной работой?
7. Верно ли, что вам приятно проводить время за книгами, чем с людьми?
8. Если возникли помехи в осуществлении ваших намерений, то легко ли вы отступаете от них?
9. Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, которые старше вас по возрасту?
10. Любите ли вы придумывать или организовывать игры и развлечения?
11. Трудно ли вам входить в новые компании?
12. Часто ли вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно сделать сегодня?
13. Легко ли вам удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми?
14. Стремитесь ли вы добиваться, чтобы ваши товарищи действовали в соответствии с вашим мнением?
15. Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе?
16. Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с друзьями из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?
17. Стремитесь ли вы познакомиться и побеседовать с новым человеком?
18. Часто ли в решении важных дел вы принимаете инициативу на себя?
19. Раздражают ли вас окружающие люди, и хочется ли вам побыть одному?
20. Правда ли, что вы плохо ориентируетесь в незнакомой остановке?
21. Нравится ли вам постоянно находиться среди людей?
22. Раздражаетесь вы, если вам не удается закончить начатое дело?
23. Испытываете ли вы затруднение, если приходится проявлять инициативу, чтобы познакомится с новым человеком?
24. Утомляетесь ли вы от частого общения с друзьями?
25. Любите ли вы участвовать в коллективных развлечениях?
26. Часто ли вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы ваших друзей?
27. Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых людей?
28. Верно ли, что вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?
29. Считаете ли вы, что вам не представляет особого труда внести оживление в малознакомую компанию?
30. Принимаете ли вы участие в общественной работе в школе?
31. Ограничиваете ли вы круг своих знакомых?
32. Отстаиваете ли вы свое мнение или решение, ели оно не была сразу принята вашими товарищами?
33. Попав в чужую компанию, чувствуете ли вы себя непринужденно?
34. Охотно ли вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
35. Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенно, когда приходится говорить, что-либо большой группе людей?
36. Часто ли вы опаздываете в школу?
37. У вас много друзей?
38. Часто ли вы оказываетесь в центре внимания?
39. Вы смущаетесь в разговоре с незнакомыми людьми?
40. Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих друзей?
Результаты:
Сравните ваши ответы со значениями дешифраторов №1, №2. Количество совпавших ответов позволит найти коэффициент организаторских или коммуникативных склонностей.

Коммуникативные склонности


Как видно из таблицы, после 50 лет начинается ослаб­ление функциональных возможностей организма, которое компенсиру­ется за счет приобретенного социального и профессионального опыта. В профессиях, не связанных с выраженными неблагоприятными фактора­ми среды, профессиональная работоспособность остается высокой до 60 лет, а иногда и старше.

Однако, несмотря на изложенные примеры о более высокой работоспособности человека в молодые годы, необходимо помнить, что в каждой возрастной группе сама способность организма к противостоянию утомлению имеет очень много общих положений.

Физическое утомление связано с изменением функциональной активности нервных центров и их взаимосвязей, с нарушением функций передачи нервных импульсов, а также с истощением функциональных резервов в самой мышце.

Умственное утомление и связанное с ним снижение работоспособ­ности имеют свои специфические особенности. Оно, как правило, появ­ляется при длительной и достаточно напряженной работе и связано с чрезмерным повышением или ослаблением деятельности внешних ор­ганов чувств. При умственном утомлении снижается сила памяти, вследствие чего возникает "убегание мыслей", быстрое исчезновение из памяти того, что незадолго до этого было усвоено.

Умственная усталость может нарастать при неудовлетворенности рабо­той, неудаче в ней. И, наоборот, в возбужденном состоянии, при повы­шенном интересе к работе чувство усталости может не появиться даже тогда, когда объективные, в том числе и внешние, показатели и признаки говорят о фактическом наступлении состояния утомления у человека.

В этом случае показатели работоспособности, в частности, продук­тивность труда, могут не снижаться, но работа проводится на фоне фак­тического утомления, что не является положительным для организма человека. Вообще умственная работоспособность, умственное утомле­ние, в сравнении с физическим, где действуют природные охранитель­ные барьеры, имеют существенные отличия.

После тяжелого физического труда утомление длится 3-4 дня, а по­сле напряженного умственного даже 10-12 дней. Каникулы после зим­ней экзаменационной сессии - слишком малый срок для полноценного восстановления. И если не предпринимать профилактических мер (уве­личение двигательной активности и сроков пребывания на открытом воздухе и т. д.), то утомление к концу второго полугодия становится значительным. А это уже может помешать успешной учебе. То же происходит во время профессиональной работы.



Снижение работоспособности в одном виде умственного труда мо­жет сопровождаться сохранением его эффективности в другом. Поэто­му, устав заниматься вычислительными операциями, можно иногда ус­пешно заниматься чтением. Таким образом, наступление нервно-эмоционального умственного утомления в отличие от физического (мышечного) не приводит к автоматическому прекращению работы. Оно не всегда обнаруживается через ощущение усталости, что может привес­ти к различным степеням переутомления, к невротическим сдвигам!

Кроме того, следует учитывать то, что при длительном занятии профессиональным умственным трудом на фоне снижения двигательной активности в организме могут возникать функциональные изменения, гиподинамия. Если принять это во внимание, то становится очевидным

особое значение средств физической культуры и спорта в профилактике нарушений деятельности ССС, дыхательной и других систем организма.

Высокая общая работоспособность обеспечивается только в том случае, если жизненный ритм правильно согласуется с индивидуальны­ми биологическими ритмами человека. Наибольшее значение имеют суточные ритмы, в процессе которых изменяется более 50 функций ор­ганизма. Показатели функционального состояния сердечно-сосудистой системы, эндокринной, мышечной, выделительной и других систем дос­тигают максимальных значений в период бодрствования, в то время как ночью происходят в основном восстановительные процессы. Чем точ­нее совпадает начало умственного труда с подъемом жизненно важных функций организма, тем продуктивнее он выполняется. Естественные для человека природные биоритмы функционирования организма тако­вы: наибольшая активность и работоспособность утром (8-12 ч), затем некоторый спад в середине дня (12-16 ч), снова некоторый подъем вечером (16-22 ч) и резкое снижение ночью (22-8 ч). Чем точнее учебно-трудовая деятельность совпадает с жизненными ритмами чело­века, тем выше используются потенциальные возможности его орга­низма. Наряду с так называемыми "жаворонками", которые встают рано, с утра бодры и жизнерадостны, наиболее работоспособны с 9 до 14 ч, немало людей вечернего типа - "сов", которые наиболее работоспо­собны после 18 ч, поздно отходят ко сну, встают заторможенными, не­редко с головной болью.



Исследованиями установлено, что ощущение повышенной работоспособности в вечерние часы у "сов" не опирается на суточную ритмику функциональной работоспособности. Это расхождение у отдельных лиц может достигать 8 ч, что неблагоприятно для человека. Не случайно именно среди "сов" наиболее часты существенные отклонения в функционировании сердечно-сосудистой системы.

"Совы" формируются в результате определенных условий жизни, труда и быта (жизнь в общежитии, работа во вторую смену и т.п.) вопреки жизненным ритмам человека. В таких случаях требуется сознательное исправление этого отклонения от нормы.

Народная мудрость, гласящая, что "утро вечера мудренее", опирает­ся на оптимальную возбудимость коры головного мозга в утренние ча­сы. Значит, надо так распределять нагрузку, чтобы решение самой трудной задачи приходилось на те часы, когда мозг функционирует на полную мощность, а период спада работоспособности использовать для отдыха, в том числе активного, или для выполнения менее сложного труда.

Ошибочно поступают те, кто в поисках тишины, уединения откла­дывают выполнение работы на ночь. Ведь это самое непродуктивное время, когда снижены все функции организма и от него требуются нервные усилия гораздо большие, чем днем. И, кроме того, высокая продуктивность, достигнутая однажды, не оправдывает того ущерба, который наносится человеку нарушением нормального суточного рит­ма. После эпизодической работы ночью люди обычно недостаточно от­дыхают днем, что приводит к перенапряжению нервной системы и к хроническому переутомлению.

3. Использование "малых форм" физической культуры в учебном труде студентов играет существенную роль в оздоровлении его условий, повышении работоспособности. К ним следует отнести утреннюю гим­настику и физкультурную паузу.

Утренняя гимнастика эффективна для активного включения в учеб­но-трудовой день за счет мобилизации вегетативных функций, активи­зации деятельности центральной нервной системы, создания положи­тельного эмоционального фона.

Физкультурная пауза является действенным и доступным видов ак­тивного отдыха. Ее проведение эффективно после 4 ч аудиторных заня­тий в течение 8-10 мин, а в период самоподготовки - после 1,5-2 ч работы в течение 5 мин.

Формами физической рекреации могут быть различные спортивные игры, общеразвивающие физические упражнения, тесты уровня физиче­ской подготовленности, бег, походы и т.д. Основная задача рекреацион­ной деятельности - разумное использование свободного времени для воспроизводства духовной и физической сущности человека.

Обычный отдых, "отключающий" от деятельности мышцы, ничего не дает для восстановления клеток коры головного мозга, которые при этом продолжают интенсивно работать. Вот почему для борьбы с умст­венным утомлением особенно ценными оказываются активный отдых и специальные физические упражнения, которые обладают способностя­ми стимулировать восстановительные процессы в центральной нервной системе. Наиболее эффективной для отдыха нервной системы является такая физическая нагрузка, которая вовлекает в работу различные группы мышц и предусматривает их попеременную деятельность.

Из нефизкультурных форм двигательной активности сильным стимулирующим влиянием обладают виды физического труда, которые вовлекают в деятельность крупные группы мышц и позволяют увидеть конкретный результат (столярные, переплетные работы, кладка кирпичей и др.). Если это происходит еще и на свежем воздухе, то благотвор­ное влияние их возрастает. Высокая эффективность таких видов труда как средства улучшения умственной работоспособности связана не только с движениями, но и с наличием цели, достижение которой делает ра­боту интересной, творческой.

Эмоциональная насыщен­ность пауз отдыха, отводимых для занятий физическими упражнениями, не должна быть предельной. К физическим упражнениям, которые в наибольшей степени стиму­лируют психоэмоциональное состояние организма и обеспечивают его готовность к выполнению учебной деятельности, относятся:

1. Упражнения в потягивании. Они отличаются малой утомляемо­стью и способностью вызывать мощные потоки импульсов от напря­гающихся крупных групп мышц.

2. Упражнения для мышц шеи - наклоны, повороты и вращения го­ловой, которые способствуют усилению кровообращения в сосудах, питающих головной мозг, и тем самым улучшают функциональное со­стояние работающих нервных центров. Кроме того, упражнения для мышц шеи вызывают раздражение вестибулярного аппарата, регули­рующего положение тела в пространстве. Импульсы, возникающие при этом, являются дополнительным стимулятором центральной нервной системы.

3. Упражнения в перемене положения тела. Изменяя кровенаполне­ние различных областей тела, такие упражнения сопровождаются раз­дражением чувствительных нервных окончаний, находящихся в стенке сосудов. Среди этих упражнений особенно полезны наклоны туловища, а также кратковременное принятие антиортостатического положения: "березка" обеспечивает усиленный приток крови к голове, что способ­ствует снижению утомления в нервных клетках головного мозга. Одна­ко при заболевании сосудов мозга это упражнение противопоказано.

4. Виброгимнастика по А. А. Микулину также рекомендуется для стимуляции умственной работоспособности. При резком опускании на пятки из положения стоя с выпрямленными ногами на носках (повторяя это упражнение несколько раз) можно достигнуть некоторого усиления кровенаполнения сосудов головного мозга (своего рода гидравлический эффект), что нормализует тонус этих сосудов и улучшает питание нерв­ных центров. Однако при тромбофлебите такое упражнение не реко­мендуется.

Эффективной формой рекреации является массаж. Массаж и само­массаж относятся к сильным видам воздействия на организм. Оздорови­тельное влияние они оказывают только при правильной дозировке и точном соблюдении методики проведения. Наиболее эффек­тивно применение массажа с отдельными физическими упражнениями.

Массаж выполняется чистыми руками по обнаженному телу с использованием талька или крема для лучшего скольжения рук. Может выполняться и массаж через простынь. Начинают и заканчивают массаж приемами поглаживания. При этом движения выполняются по ходу лимфатических путей. Кроме поглаживания в процессе массажа выпол­няются приемы растирания, разминания, выжимания, приемы вибрации.

Самомассаж такжеприносит немалую пользу. Так, например, самомассаж затылочной области способствует улучшению кровообращения в сосудах головного мозга, самомассаж нижних конечностей после физических нагрузок способствует скорейшему восстановлению и удалению из мышц продуктов распада (молочной кислоты).

Высокой эффективностью обладает сегментарный самомассаж. Он применяется для снятия головной боли, вызванной нервно-психическим перенапряжением и переутомлением. Упражнения, выполняемые в про­цессе сегментарного самомассажа, "гасят" очаги возбуждения в коре головного мозга, снимают спазмы мозговых артерий.

1. Вращение пальца в кулаке - "муфта". По 5 раз каждый палец.

2. Круговое растирание запястья. 5-10 раз.

3. Предплечье и плечо - поглаживание, разминание в виде спира­ли, разминание выжиманием. Все приемы по 5 раз.

4. Плечевой сустав. Поглаживание, разминание. По 5 раз.

5. Голова и шея. Глубокое поглаживание от лба к затылку и шее. 20 раз.

6. Лоб. Поглаживание от переносицы к вискам. 10 раз.

7. Надплечье. Глубокое поглаживание вперед-назад слева от шеи, затем справа, доставая сзади до лопатки, спереди - ключицы. По 15 раз.

8. Живот. Кругообразные поглаживания по ходу часовой стрелки. 20 раз,

9. Коленный сустав. Кругообразные поглаживания ладонью, рас­тирание встречными движениями ладоней, разминание, положив кисть на кисть. По 5 раз.

10. Бедра. Легкие поглаживания к себе.

Кроме физических упражнений и самомассажа, с целью повышения умственной работоспособности и устранения развившегося утомления могут быть использованы рефлекторные воздействия, осуществляемые при помощи точечного массажа (акупунктуры) биологически активных точек. В качестве наиболее общего из таких воздействий рекомендуется кратковременное (20-30 с) хождение без обуви по специальному рези­новому коврику с небольшими отростками. При этом стимулируются чувствительные нервные окончания кожи подошвенной поверхности ног, в которой находятся биологически активные точки, связанные с нервными центрами многих функций организма.

Результатом такого воздействия является улучшение общего состояния и самочувствия ор­ганизма. Особенно эффективно его использование после утомительной умственной деятельности. Возвратившись домой, и походив по такому коврику, можно быстро ощутить прилив сил, бодрости и вместо того, чтобы отдыхать сидя или лежа, легко переключиться на выполнение очередных дел.

На основе выявленных критериев и эмпирических показателей можно провести сравнительный анализ изменений в сформированности у учащихся творческой активности

Уровень творческой активности определяется по четырём критериям: чувство новизны, критичность, способность преобразовывать структуру объекта, направленность на творчество.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика диагностики уровня творческой активности учащихся

Цель: на основе выявленных критериев и эмпирических показателей провести сравнительный анализ изменений в сформированности у учащихся творческой активности

Ход проведения: уровень творческой активности определяется по четырём критериям (результаты заносятся в таблицу)

  1. Чувство новизны.
  2. Критичность.
  3. Способность преобразовывать структуру объекта.
  4. Направленность на творчество.

По каждому из критериев вычисляется средний балл. В составе четвёртого, последнего, критерия вопросы с 41-го по 56-ой-это самооценка. Самооценка по критерию «Чувство новизны» определяется по среднему баллу ответов на вопросы №41,42,43,44; по критерию «Критичность» по среднему баллу ответов на вопросы №45,46,47,47; по критерию «Способность преобразовывать структуру объекта» на вопросы №49,50,51,52; по критерию «Направленность на творчество» на вопросы №53,54,55,56.

Очень важно сопоставить средний балл по каждому из критериев с самооценкой. Например, по критерию «Чувство новизны» средний балл составил 1,45 , а самооценка 0,9. Средний результат между оценкой и самооценкой позволит определить уровень творческой активности школьника. Можно выделить три уровня этой активности.

Низкий: от 0 до 1 балла.

Средний: от 1 до 1,5 балла.

Высокий: от 1,5 до 2 баллов.

  1. Чувство новизны (№1-10)

Выберите тот ответ, который определяет ваше поведение в предложенных ниже ситуациях.

  1. Если бы я строил для себя дом, то:

А) построил бы дом по типовому проекту (0)

Б) построил бы такой дом, который видел на картинке в журнале или кино (1)

В) построил бы такой дом, которого нет ни у кого (2)

2. Если мне нужно принять гостей, то я:

А) провожу вечер, как мои родители, когда к ним приходят гости(0)

Б) готовлю сам сюрприз для гостей(2)

В) стараюсь провести вечер, как любимые герои кино(1)

3. Среди предложенных на контрольной задач я выбираю:

А) оригинальную (2)

Б) трудную (1)

В) простую (0)

4. Если бы я написал картину, то выбрал бы для нее название:

А) красивое (1)

Б) точное (0)

В) необычное (2)

5. Когда я пишу сочинение, то:

А) подбираю слова как можно проще (0)

Б) стремлюсь употребить те слова, которые привычны для слуха и точно отражают мои мысли (1)

В) стараюсь употребить оригинальные, новые для меня слова (2)

6. Мне хочется, чтобы на уроках:

А) все работали (1)

Б) было весело (0)

В) было много нового (2)

7. Для меня в общении самое важное:

А) хорошее отношение товарищей (0)

Б) возможность узнать новое (2)

В) взаимопомощь (1)

8. Если бы я был поваром, то:

А) стремился бы к тому, чтобы все, кто ест мои блюда, были сыты и довольны (0)

Б) создавал бы новые блюда (2)

В) старался бы мастерски готовить все известные блюда (1)

9. Из телевизионных передач я выбираю:

А) « Смехопанораму » (0)

Б) « Поле чудес» (1)

В) «Планету Земля» (2)

10. Если бы я отправился в путешествие, то выбрал бы:

А) наиболее удобный маршрут (0)

Б) неизведанный маршрут (2)

В) маршрут, который хвалили мои друзья (1)

  1. Критичность (№11-20)

Согласны ли вы с высказываниями?

А) полностью согласен (0)

Б) не согласен (2)

В) не готов дать оценку (1)

11. «Знания и только знания делают человека свободным и великим» (Д.И.Писарев).

12. «Лицо- зеркало души» (М.Горький).

13. « Единственная настоящая ценность – это труд человеческий» (А.Франс).

14. « Разум человека сильнее его кулаков» (Ф.Рабле).

15. «Ум, несомненно, первое условие для счастья» (Софокл).

16. «Дорога к славе прокладывается трудом» (Публимий Сир).

17. « Боится презрения лишь тот, кто его заслуживает» (Франсуа де Ларошфуко).

18. « Нас утешает любой пустяк, потому что любой пустяк приводит нас в уныние» (Блез Паскаль).

19. « Способности, как и мускулы, растут при тренировке» (К.А. Тимирязев).

20. « Только глупцы и покойники не меняют своих мнений» (Д.Л. Оруэлл).

  1. Способность преобразовывать структуру объекта (№ 21-30)

№ 21А-23А – для старшеклассников.

№ 21Б – 23Б – для учащихся среднего возраста.

Правильные ответы: 21А –а) 21Б – г)

22А – г) 22Б –б)

23А –б) 23Б –д)

В первой строке № 21А – 23А представлена пара слов, между которыми существует некая связь или какое-то соотношение. Вы должны определить, какая связь или какое соотношение существует между этими двумя словами и выбрать из четырех предложенных ответов пару слов, между которыми существует та же связь или то же соотношение. Правильный ответ оценивается в 2 балла, неправильный – 0 балов.

21А. ИЗГНАНИЕ – ЗАВОЕВАТЕЛЬ

а) арест – вор в) арест – судья

б) арест – обвиняемый г) арест – адвокат

22А. ОЗЕРО – ВАННА

а) водопад – лужа в) водопад – вода

б) водопад – труба г) водопад – душ

23А. ВУЛКАН –ЛАВА

а) источник – родник в) огонь – костер

б) глаз – слеза г) шторм - наводнение

В первой строке № 21Б – 23Б представлена пара слов, которые находятся в определенном отношении. Далее идет исходное слово и пять других слов, из которых только одно находится в таком же отношении к исходному. Определить это слово. Правильный ответ оценивается в 2 балла, неправильный – 0 балов.

21Б. ШКОЛА – ОБУЧЕНИЕ

Больница а) доктор г) лечение

Б) ученик д) больной

В) учреждение

22Б. ПЕСНЯ – ГЛУХОЙ

Картина а) хромой г)рисунок

Б) слепой д) больной

В) художник

23Б. РЫБА – СЕТЬ

Муха а) решето г)жужжать

Б) комар д) паутина

В) комната

Найти выход из ситуации.

24. Заснув в своей постели, утром вы проснулись в пустыне. Ваши действия.

25. В машине, которой вы управляли, оказались проколотыми два колеса, а запасное только одно. Необходимо срочно ехать дальше. Ваши действия.

26. В чужом городе вы оказались без документов и денег. Вам нужно найти выход из положения.

27. Вы оказались в городе, где говорят на незнакомом вам языке. Как вы будите изъясняться?

Ответы записываются на листе бумаги. Критерии оценки: а) реальность (2); б) вариативность (3). Время для ответа не более одной минуты на каждый вопрос.

Перечислите как можно больше способов использования каждого предмета.

28. Консервная банка

29. Металлическая линейка

30. Велосипедное колесо

Ответ записывается на листе бумаги. Время ответа – одна минута на каждый вопрос. Ответы оцениваются следующим образом:

отсутствие ответа – 0 баллов

тривиальный ответ – 1 балл

оригинальный ответ -2 балла

  1. Направленность на творчество (№ 31 -40)

Если бы у вас был выбор, то что бы вы выбрали?

б) сочинять книгу (2)

в) пересказывать содержание книги друзьям (1)

32. а) выступать в роли актера (2)

б) выступать в роли зрителя (0)

в) выступать в роли критика (1)

33. а) рассказывать всем местные новости (0)

б) не пересказывать услышанное (1)

в) прокомментировать то, что услышали (2)

34. а) придумать новые способы выполнения работ (2)

б) работать, используя испытанные приемы (0)

в) искать в опыте других лучший способ работы (1)

35. а) используя указания (0)

б) организовывать людей (2)

в) быть помощником руководителя(1)

36. а) играть в игры, где каждый играет за себя (2)

б) играть в игры, где можно проявить себя (1)

в) играть в команде (0)

37. а) смотреть интересный фильм дома (1)

в) проводить время в компании друзей (0)

38. а) размышлять, как улучшить мир (2)

б) обсуждать с друзьями, как улучшить мир (1)

в) смотреть спектакль о красивой жизни (0)

39.а) петь в хоре (0)

б) петь песню соло или дуэтом (1)

в) петь свою песню (2)

40. а) отдыхать на самом лучшем курорте (0)

б) отправиться в путешествие на корабле (1)

в) отправиться в экспедицию с учеными (2)

Самооценка (№41 – 56)

41. Мне нравится создавать фантастические проекты.

42. Могу представить себе то, чего не бывает на свете.

43. Буду участвовать в том деле, которое для меня ново.

44. Быстро нахожу решения в трудных ситуациях.

45. В основном стараюсь обо всем иметь свое мнение.

46. Мне удается находить причины своих неудач.

47. Стараюсь дать оценку поступкам и событиям на основе своих убеждений.

48. Могу обосновать, почему мне что –то нравится или не нравится.

49. Мне не трудно в любой задаче выделить главное и второстепенное.

50. Убедительно могу доказать свою правоту.

51. Умею сложную задачу разделить на несколько простых.

52. У меня часто рождаются интересные идеи.

53. Мне интереснее работать творчески, чем как –то иначе.

54. Стремлюсь всегда найти дело, в котором могу проявить творчество.

55. Мне нравится организовывать своих товарищей на интересные дела.

56.Для меня очень важно, как оценивают мой труд окружающие.

Ответы на вопросы оцениваются так:

Да - 2 балла

Трудно сказать -1 балл.

Нет -0 баллов.

Карта ответов на вопросы анкеты

№ 1-10 Чувство новизны (средний балл)

№ 11- 20 Критичность (средний балл)