Профессиональная компетенция спортивного педагога. Перечень общих и профессиональных компетенций учителя физической культуры (ОК и ПК) Общие компетенции учителя фк

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) работников образования Учебно-методический Центр г. Чехов Московской области

Итоговый практико-значимый проект

«Профессионально-педагогическая компетентность

учителя физической культуры»

по курсу вариативного модуля

« Основы профессионально-педагогической компетентности»

Слушатель:

Ковалёва Марина Николаевна ,

учитель физической культуры

МБОУ СОШ №3

город Чехов

Научный руководитель проекта:

Воробьева Алла Васильевна,

заведующий отделом УМЦ

Чехов, 2015

Введение…….. ............................................................................................................................3

1. Сущность понятия «профессиональная компетентность» …......……………………….6

2.Компетентностны подход в области физической культуры …………............................10

Заключение……. .......................................................................................................................13

Список литературы……............................................................................................................14

Введение

Педагогической цивилизации к цивилизации креативно-педагогической) связывает цели образования с изменением качества человека, который в реально обозримом будущем должен воплощать идеал подлинного единства его духовных и физических сил, быть творцом самого себя. Это в одинаковой степени относится и к общему образованию, и к профессиональному. Содержание подготовки любой профессии, в том числе и учителя физической культуры, определяется в первую очередь объективными требованиями общества к учителю, которые на современном этапе его развития (переход на государственном уровне к личностно ориентированной парадигме образования) состоят в следующем:

Иметь ценностное отношение к ребенку, культуре, творчеству;

Проявлять гуманную педагогическую позицию;

Заботиться об экологии детства, сохранении физического и духовного здоровья детей;

Уметь создавать и постоянно обогащать культурно информационную и предметно-развивающую образовательную среду;

Уметь работать с содержанием обучения, придавая ему личностно-смысловую направленность;

Владеть разнообразными технологиями, в том числе инновационными, уметь придать им личностно-развивающую направленность;

Проявлять заботу о развитии и поддержке индивидуальности каждого ребенка . Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. А для того чтобы управлять процессом развития личности надо быть компетентным. Понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его. теоретической и практической готовности в целостной структуре личности и характеризует его профессионализм (А.И.Мищенко). Содержание профессиональной компетентности учителя ФК определяется квалификационной характеристикой, которая представляет собой нормативную модель компетентности педагога, отображая научно-обоснованный состав профессиональных знаний, умений и навыков. Квалификационная характеристика - это, по существу, свод обобщенных требований к учителю на уровне его теоретического и практического опыта . Если с этих позиций подойти к рассмотрению государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования от 14.04.2000 г. по специальности 033100 «Физическая культура» (ФК) (квалификация выпускника - педагог по физической культуре), то становится очевидным, что социально ожидаемыми и наиболее важными качествами выпускника являются:

Готовность осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета;

Готовность использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения;

Готовность содействовать социализации, формированию общей и физической культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ;

Готовность обеспечить уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям ГОС-та;

Осознание необходимости соблюдения прав и свобод обучающихся, предусмотренных различными государственными и международными законами и соглашениями;

Готовность систематически повышать свою профессиональную ква лификацию, участвовать в методической работе;

Готовность осуществлять связь с родителями;

Готовность выполнять требования охраны труда, техники безопасности;

Готовность обеспечить охрану жизни и здоровья обучающихся в образовательном процессе.

Актуальность данной темы очевидна: Учитель физической культуры, в своем роде, «педагог действия». Профессиональное своеобразие труда учителя физической культуры состоит в том, что в процессе его учебно-педагогической деятельности наравне с общепедагогическими способностями развиваются и совершенству ются двигательные способности, переходящие по выражению Л.Ф. Спирина, в «действия-навыки» и в «действия-умения». Какими будут результаты труда педагогов на сегодня – таким будет наше общество завтра. Трудно представить себе другую деятельность, от которого так много зависит в судьбе каждого человека и всего народа.

Задачи проекта:

Рассмотреть сущность определения «педагогической профессиональной компетентности»;

Компетентностный подход в области физической культуры.

Одними из главных квалификационных требований при подготовке специалистов по ФК, являются также требования знаний и умений основ информационно-технологического обеспечения образования, науки и техники; дидактических закономерностей в физическом воспитании и спорте; методов организации и проведения научно-исследовательской работы; владения технологией обучения различных категорий людей двигательным действиям и развития физических качеств в процессе физкультурно-спортивных занятий.

Так как целью физического воспитания (а, следовательно, и деятельности учителя ФК) является оптимизация физического развития человека, всестороннее совершенствование свойственных каждому физических качеств и связанных с ними способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств, характеризующих общественно-активную личность и обеспечение на этой основе подготовленности каждого члена общества к плодотворной трудовой и другим видам деятельности, то соответственно решение образовательных, оздоровительных и воспитательных задач и определяет основные функции педагога данного профиля. По сравнению с учителями других специальностей, учитель физической культуры работает в специфических условиях - это условия психологической напряженности, условия физической нагрузки и условия, связанные с внешнесредовыми факторами. В силу этого, педагогическое взаимодействие в двигательном воплощении является основным обучающим и воспитательным инструментом психолого-педагогической структуры деятельности учителя физической культуры, компоненты которой необходимо рассматривать в динамике, как двигательно- конструктивный,двигательно-организаторский,двигательно-коммуникативный, двигательно-гностический.

  1. Сущность понятия «профессиональная компетентность»

В отечественном образовании компетентностный подход в настоящее время проходит адаптацию к российской образовательной системе. Поэтому в данное время нет определенной общепринятой трактовки понятий «компетентность» и «компетенция». Термин «компетенция» широко используется в настоящее время везде, где говорят или пишут о воспитании и обучении. Однако он не всегда был привычным в системе обучения. Чтобы обозначить то, что намеревались дать учащимся и студентам, чаще всего прибегали (и все еще прибегают) к понятиям знаний, ценностей или, в более отдаленную эпоху, к понятиям веры и убеждений.

В соответствии с Концепцией и стратегией модернизации российского образования, основными целями профессионального образования являются: подготовка квалифицированного работника соответствующего профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.В числе важнейших направлений деятельности является необходимость в качественно иной профессиональной подготовке учителя на уровне вуза и далее – его профессионального совершенствования в системе дополнительного профессионального образования, позволяющих сочетать фундаментальность профессиональных базовых знаний с инновационностью мышления, практико-ориентированным, исследовательским подходом к разрешению конкретных образовательных проблем. Современное общество рассматривает специалиста не как человека обладающего знаниями, умениями и навыками в профессиональной сфере, но как способного эффективно действовать в сложных, подчас не стандартных ситуациях, т. е. компетентного. В этих условиях все большую обоснованность, как в высшем, так и в дополнительном профессиональном образовании приобретает компетентностный подход.

В Законе о физической культуре и спорте в Российской Федерации физическая культура рассматривается как составная часть культуры общества, а физическое воспитание – как важнейшее направление социальной политики государства. Являясь составной частью общей культуры и профессиональной подготовки учащихся, физическая культура – обязательный раздел гуманитарной части образования, значимость которого проявляется через гармонизацию духовных и физических сил, формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство. Преподавание физической культуры в школе требует от учителя не только владения профессиональными знаниями, умениями и навыками, высокой физической и технической подготовленностью. Кроме того, современная парадигма образования основана на принципах гуманизации и демократизации, требует от учителя физической культуры высокого уровня педагогического профессионализма.

Таким образом, умения представляются как компетенция в действии. Компетенция- это то, что порождает умение, действие. Итак, компетенцию можно рассматривать как возможность установления связи между знанием и ситуацией или, в более широком смысле, как способность найти, обнаружить процедуру (знание и действие), подходящую для проблемы.

Особенности педагогической деятельности специалиста по физической культуре, специфические задачи его работы определяют конкретное наполнение комплекса составляющих данную профессию, базовых, профессионально необходимых знаний и навыков как воспитателя. Под психолого-педагогической компетентностью понимаются знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности. Расшифровывая этот феномен ученые подчеркивают, что речь идет о специальной и профессиональной компетентности в области преподаваемой дисциплины; методической компетентности в области способов формирования знаний, умений у учащихся, социально-психологической компетентности в области процессов общения, дифференциально-психологической компетентности в области мотивов, способностей, направлений деятельности учащихся.

Деятельность педагога одновременно является преобразующей и управляющей. Для того чтобы управлять развитием личности, нужно быть компетентным. Профессиональная компетентность педагога, выражается в единстве его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.

Основными компонентами профессиональной компетентности педагога являются:

Социально-правовая компетентность – знания и умения в области взаимодействия с общественными институтами и людьми, а также владение приемами профессионального общения;

Персональная компетентность – способность к постоянному профессиональному росту, реализация себя в труде;

Специальная компетентность - подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов деятельности (в том числе в области ФКиС);

Аутокомпетентность – адекватное представление о своих социально-профессиональных характеристиках;

Экстремальная компетентность – способность действовать во внезапно усложнившихся условиях.

Педагогическая культура – это специфическое проявление общей культуры в условиях педагогического процесса. Педагогическая культура в своей основе содержит мировоззренческую, нравственную, профессиональную, эмоциональную, эстетическую, физическую и гигиеническую стороны культуры. Каждый педагог в своей профессиональной деятельности ежедневно словом, делом, своим внешним видом обязан прививать навыки здорового образа жизни своим ученикам. И именно поэтому, необходимость профессиональной компетентности каждого учителя-предметника в области физической культуры не вызывает сомнения.

Физическая культура педагога – это мера и способ творческой самореализации личности в общении и разнообразных видах физкультурной, а также педагогической деятельности, направленных на освоение и создание ценностей физической культуры учеников.

Педагогическое образование предусматривает изучение комплекса дисциплин связанных с развитием профессиональной компетентности у учителей в области физической культуры. Согласно учебных планов и программ, это:

1. физкультурно-образовательная;

2. физкультурно-спортивная;

3. физкультурно-рекреационная;

4. физкультурно-реабилитационная;

5. физкультурно-адаптивная;

6. физкультурно-постадаптивная.

Все эти виды деятельности, при грамотном их проведении должны быть направлены на формирование непрофессионального физкультурного образования, и в том числе компетентности специалиста в вопросах здоровья, спортивной и физкультурной деятельности, здорового образа жизни.

Для того, чтобы педагог был достаточно компетентным в области физической культуры, необходимо, чтобы физическая культура стала его личной ценностью. И тем выше будет его компетентность, чем больше она будет связана с его профессиональной, общественной деятельностью, образом жизни. Каждый учитель-предметник, и в особенности учитель начальных классов, в своей профессии осуществляет деятельность по физическому воспитанию учеников.

Это: физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, уроки физической культуры, внеклассные занятия физической культурой и спортом, общешкольные физкультурно-массовые и спортивные мероприятия, внешкольная работа по физическому воспитанию.

К сожалению, материально-техническая база оставляет желать лучшего, не хватает инвентаря и оборудования, руководители учебных заведений часто не осознают важной роли предмета «Физическое воспитание» для здоровья нации. Но, все же нельзя забывать, что только тот, кто сам здоров физически и душевно может воспитать достойную личность. Кафедры (ПЦК) физического воспитания, спортивные клубы, директора колледжей должны проявлять инициативу в модернизации учебного процесса по физическому воспитанию – дисциплине, формирующей здоровье личности.

Спорт – это искусственное создание конфликтной ситуации, это своеобразная модель, которая отражает действительность. Спортивная деятельность интересна тогда, когда она имеет практическое применение, отражается и в основной профессиональной деятельности.

1. Профессиональная компетентность педагога в области физической культуры это интегральная характеристика деловых и личностных качеств учителя, отражающая уровень его знаний, умений, навыков и опыта, достаточных для осуществления деятельности, которая связана с принятием грамотных решений.

2. Профессиональная компетентность педагога в сфере физической культуры формируется под влиянием содержания его личных мыслей и чувств, ценностных ориентаций, степени развитости интересов и потребностей, уровня его физического развития, овладения им двигательными умениями и навыками. Для формирования данного качества педагога необходимо сформировать психологическую, научно-теоретическую, практическую, психофизиологическую и физическую готовность к осуществлению профессиональной деятельности в области физической культуры.

Понятие профессиональной компетентности педагога, поэтому выражает единство его теоретической и практической готовности в целостной структуре личности и характеризует его профессионализм.

Профессиональной деятельностью педагога как разновидностью его трудовой деятельности является педагогическая деятельность. Термин «педагогический» раскрывает принадлежность индивида к педагогической профессии, которая обслуживает педагогическую деятельность. Таким образом, термины «профессиональная деятельность педагога» и «педагогическая деятельность» несут на себе одну и ту же смысловую нагрузку. Исходя из этого термины «профессиональная компетентность» и «педагогическая компетентность» могут употребляться в качестве синонимов. Профессиональная компетентность - ключевое понятие для характеристики педагогической деятельности.

Таким образом, компетентность – это мера соответствия знаний, умений и опыта лиц определенного социально – профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем. Следовательно, на сегодняшний день любому специалисту необходимо обладать определенным набором компетенции (я как педагог иностранного языка рассматривала компетенции преподавателя иностранного языка), и звучат они следующим образом:

1. политические и социальные компетенции;

2. компетенции, касающиеся жизни в поликультурном обществе;

3. компетенции, определяющие владение устным и письменным общением;

4. компетенции, связанные с возникновением общества информации;

5. компетенции, реализующие способность и желание учиться всю жизнь.

  1. Компетентностный подход в области физической культуры.

В физическом воспитании необходимо основываться на духовном фундаменте личности, развивая у детей стремление к самоанализу, самооценке, самосовершенствованию. Компетентностный подход в области физической культуры поможет реализовать эти и другие задачи современного урока, способствуя формированию ключевых компетенций обучающихся.

Физическая культура – одна из составляющих общей культуры человека, которая во многом определяет его отношение к учебе, поведение в быту, в общении. Модернизация системы российского образования требует коренной перестройки физического воспитания. В настоящее время деятельность учителя физической культуры основана на решении следующих задач:

Формирование системы знаний о физической культуре и жизненно важных двигательных умений и навыков;
развитие индивидуальных двигательных способностей и повышение уровня физической подготовленности учащихся;
воспитание ценностных ориентаций на физическое совершенствование личности;
формирование потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и избранным видом спорта;
воспитание моральных и волевых качеств;
развитие опыта межличностного общения.

На сегодняшний день нет единой классификации компетенций, как нет и единой точки зрения на то, сколько и каких компетенций должно быть сформировано у обучающихся. Изучив педагогические труды отечественных педагогов В.В. Давыдова, В.Д. Шадрикова, И.А. Зимней, А.В. Хуторского, я попыталась систематизировать проявления ключевых компетенций в процессе изучения учебного предмета «Физическая культура», определив их социальную и личную значимость для обучающихся.

Проявление ключевых компетенций в процессе образования в области физической культуры

Ключевые компетенции

Социальная значимость

Личностная значимость

1. Общекультурная

Познание культурно-исторических основ физической культуры, осознание роли физической культуры в формировании способности к достижению всестороннего физического и духовного развития, здорового образа жизни; сохранение здоровья и высокой работоспособности; подготовка к труду и защите Отечества

Определение значения систематических занятий физкультурой для улучшения здоровья, повышения уровня физической подготовленности и профилактики заболеваний; развитие интереса и привычки к систематическим занятиям физической культурой и спортом

2. Учебно-познавательная

Познание основ физического развития и воспитания с целью формирования духовно богатой и физически здоровой личности

Приобретение знаний, необходимых для занятий физической культурой и спортом; знание основ личной и общественной гигиены; владение знаниями о правилах регулирования физической нагрузки в условиях проведения утренней зарядки, регулярных занятий спортом

3. Коммуникативная

Владение разными видами информации; умение вести дискуссию по проблемам развития спорта и занятий физической культурой; выработка собственной позиции по данным вопросам

Умение анализировать и оценивать деятельность друзей, одноклассников; умение давать рекомендации для самостоятельных занятий физкультурой, опираясь на современные физкультурно-оздоровительные технологии

4. Социальная

Понимание пользы занятий физическими упражнениями для здоровья человека, повышения его трудоспособности и увеличения продолжительности жизни, а также роли физических упражнений в профилактике профессиональных заболеваний, в борьбе с производственным травматизмом

Умение использовать средства физической культуры для подготовки к профессиональной деятельности; владение современными требованиями к научной организации труда и отдыха

5. Личностная

Владение приемами самореализации; личное и жизненное самоопределение

Владение приемами личностного самовыражения и саморазвития; умение контролировать физическое состояние организма

Проделанная работа позволила создать программу деятельности учителя физической культуры по формированию ключевых компетенций обучающихся. В основу заложен образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по физической культуре, где в основных требованиях к уровню подготовки выпускников старшей школы указано, что ученик должен приобрести следующие компетентности: в сфере оздоровительно-реабилитационной, двигательной деятельности, самоконтроля и индивидуального физического развития.

Развитие коммуникативной компетенции осуществляется на всех уроках физической культуры.

Внедрение данной программы в учебный процесс поможет сформировать у обучающихся:

Способность работать без постоянного руководства, брать на себя ответственность по собственной инициативе;
умение проявлять инициативу, не спрашивая других, следует ли это делать;
готовность замечать проблемы и искать пути их решения;
умение анализировать новые ситуации и применять в них уже имеющиеся знания;
умение уживаться с другими;
готовность приобретать новые знания по собственной инициативе (учитывая свой опыт и обратную связь с окружающими);
умение перенимать новое у спортсменов более высокого класса.

Деятельность учителя физической культуры по формированию ключевых компетенций обучающихся

Цели физического воспитания

Средства физической культуры, умения
и знания, обеспечивающие индивидуальное здоровье

Формируемые компетенции

1. Воспитание бережного отношения к собственному здоровью, приобретение умений и навыков в индивидуальных занятиях физической культурой, ориентированных на повышение работоспособности, предупреждение заболеваний

Комплексы лечебной физической культуры.
Оказание первой помощи при травмах.
Определение индивидуальных особенностей физического развития и подготовленности.
Понимание значения здорового образа жизни, профилактика вредных привычек средствами физической культуры

Личностная

2. Овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания

Комплексы профессионально-прикладных физических упражнений.
Простейшие приемы аутогенной тренировки и релаксации для снятия утомления и повышения работоспособности.
Знание особенностей физической работоспособности человека, факторов положительного влияния физических упражнений на здоровье и формирование здорового образа жизни

Социальная,
компетентность в оздоровительно-реабилитационной деятельности

3. Обогащение двигательного опыта профессионально-прикладными упражнениями, ориентированными на подготовку к предстоящей жизнедеятельности

Общая и прикладная физическая подготовка.
Владение способами двигательной деятельности.
Умение выполнять тестовые задания, определяющие индивидуальный уровень физической подготовленности

Учебно-познавательная, компетентность в двигательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей физического развития и медицинских показаний

4. Усвоение системы знаний о занятиях физической культурой, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социальной ориентации

Знание особенностей индивидуального здоровья, физического развития, возможностей их коррекции посредством занятий физическими упражнениями; владение методикой организации индивидуальных форм занятий физическими упражнениями; умение выполнять индивидуальные комплексы упражнений, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

Общекультурная, личностная

Все вышесказанное говорит о том, что профессиональная компетентность педагога охватывает широкий круг вопросов решения профессиональных и личностных задач, способствующих развитию личности учащихся. Это возлагает на педагога большую ответственность за обучение и воспитание подрастающего поколения, будущего члена общества, умеющего решать различные профессиональные и социальные ситуации в своей жизнедеятельности. Таким образом, педагог – это не только человек, который передает знания, учит разным навыкам и умениям, но и учитель, который учит жить.

Исходя из данного содержания профессиональной компетентности, можно предположить, что профессиональная компетентность должна иметь четкую структуру, определяющую ее содержание.

Заключение

Можно подвести следующие выводы:

  1. Определена сущность понятия «профессиональная компетентность педагога».

Доминирующим блоком профессиональной компетентности педагога является личность педагога, в структуре которой выделяют: мотивацию личности (направленность личности и ее виды), свойства (педагогические способности, характер и его черты, психологические процессы и состояния личности, интегральные характеристики личности (педагогические самосознание, индивидуальный стиль, креативность - как творческий потенциал).

  1. Рассмотрено содержание компетентносного подхода в области физической культуры, которое включает: совершенствования подготовки специалистов по физической культуре в плане формирования их профессиональной компетентности, связаны с потребностью общества в поколении здоровом, работоспособном, психологически и эмоционально устойчивом, физически развитом, имеющем необходимый уровень умений и специальных знаний, способном сознательно и творчески использовать в жизни свой умственный и двигательный потенциал. Объективные реалии вызвали необходимость в переосмыслении функционального назначения физической культуры в формировании личности, ее мировоззрения, в развитии адаптивных способностей. Это, в свою очередь, привело не только к изменениям содержания образования, направленного на решение новых образовательных задач, но и к переосмыслению понятия, отражающего суть и новое содержание образования в области физической культуры. Речь идет о том, что образование в области физической культуры, перестает быть только образованием в процессе занятий физическими упражнениями, оно становится элементом культуры современного общества. По определению Д.С. Лихачева, культура человечества движется вперед не путем перемещения в пространстве и времени, а путем накопления ценностей. Чем большими ценностями мы овладеваем, тем более изощренным и острым становится наше восприятие культур, наша способность к самоизменению и культурному самосовершенству и саморазвитию. Все это подтверждает необычайную значимость в XXI веке культуры.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ангеловски К. Учителя и инновации книга для учителя [Текст] / К. Ангеловски. – М.: Просвещение, 1991,-159с.

2.ЗимняяИ.А.Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И.А.Зимняя. - М., 2004. – 381 с.

3.Кухарев И.В. На пути к профессиональному совершенству: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 159. – (Мастерство учителя; идеи, советы, предложения). – 159 с.

3..Хуторской, А.В. Общепредметное содержание образовательных стандартов / А.В.Хуторской.- М., 2002.

5. Шишов, С.Е. Мониторинг качества образования в школе / С.Е. Шишов, В.А. Кальней. - М.: Педагогическое общество России, 1999. – 354 с., прил.

6. www.Bibliofond.ru


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 7»

Подготовил:

учитель физической культуры

Виноградов Вячеслав Александрович ,

2014г.

Развитие ключевых компетенций учащихся на уроках физической культуры

Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть выпускник. Сегодня такой подход оказывается недостаточным сегодня социуму (профессиональным учебным заведениям, производству, семье) нужны не всезнайки и болтуны, а выпускники готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Сегодня главной задачей является подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение.

А это во многом зависит не от полученных ЗУНов, а от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляется понятия “компетентности”. Что же такое «компетенция» и «компетентность»?

Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.


В соответствии с разделением содержания образования на общее метапредметное (для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов или образовательных областей) и предметное (для каждого учебного предмета), мы предлагаем трехуровневую иерархию компетенций:

1) ключевые компетенции - относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;

2) общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;

3) предметные компетенции - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.

Таким образом, ключевые образовательные компетенции конкретизируются на уровне образовательных областей и учебных предметов для каждой ступени обучения.


Ключевыми образовательными компетенциями являются следующие:

1. Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

2. Общекультурные компетенции. Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это – особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.

3. Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

4. Информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

5. Коммуникативные компетенции. Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данных компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

6. Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. Сюда входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

7. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.

Процесс физического воспитания школьников может служить настоящей школой жизни, познания, общения, взаимопонимания и самовыражения. Основываясь на духовном фундаменте личности, необходимо развивать у детей стремление к самоанализу, самооценке, самосовершенствованию.

Модернизация системы российского образования требует коренной перестройки физического воспитания. В настоящее время деятельность учителя физической культуры основана на решении следующих задач:

Формирование системы знаний о физической культуре и жизненно важных двигательных умений и навыков;

развитие индивидуальных двигательных способностей и повышение уровня физической подготовленности учащихся;
воспитание ценностных ориентаций на физическое совершенствование личности;
формирование потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и избранным видом спорта;
воспитание моральных и волевых качеств;
развитие опыта межличностного общения.

Компетентностный подход в области физической культуры поможет реализовать эти и другие задачи современного урока, способствуя формированию ключевых компетенций обучающихся. На данный момент нет единой точки зрения, сколько и какие компетенции должны быть сформированы у обучающихся.

Рассмотрим формирование ключевых компетенций в процессе физического воспитания. Ряд отечественных педагогов В.В. Давыдов, В.Д. Шадриков, И.А. Зимняя, А.В. Хуторской, в процессе изучения учебного предмета «Физическая культура» выделяют следующие ключевые компетенции:



Проявление ключевых компетенций в области физической культуры

Ключевые компетенции

Сфера проявления компетенции

Виды деятельности в составе компетенции

Социальная значимость для обучающегося

Личностная значимость для обучающегося

1. Общекультурная

Сфера культурно-историческая

Обобщенные виды деятельности; способность присваивать исторический опыт

Познание культурно-исторических основ физической культуры, осознание роли физической культуры в формировании способности к достижению всестороннего физического и духовного развития, здорового образа жизни; сохранение здоровья и высокой работоспособности; подготовка к труду и защите Отечества

Определение значения систематических занятий физкультурой для улучшения здоровья, повышения уровня физической подготовленности и профилактики заболеваний; развитие интереса и привычки к систематическим занятиям физической культурой и спортом

2. Учебно-познавательная

сфера науки, искусства

способность учиться всю жизнь, владение знаниями, умениями и навыками

Познание основ физического развития и воспитания с целью формирования духовно богатой и физически здоровой личности

Приобретение знаний, необходимых для занятий физической культурой и спортом; знание основ личной и общественной гигиены; владение знаниями о правилах регулирования физической нагрузки в условиях проведения утренней зарядки, регулярных занятий спортом

3. Коммуникативная

сфера общения

владение устным и письменным общением

Владение разными видами информации; умение вести дискуссию по проблемам развития спорта и занятий физической культурой; выработка собственной позиции по данным вопросам

Умение анализировать и оценивать деятельность друзей, одноклассников; умение давать рекомендации для самостоятельных занятий физкультурой, опираясь на современные физкультурно-оздоровительные технологии

4. Социальная

сфера общественных отношений (политика, труд, религия, межнациональные отношения, экология, здоровье)

способность брать на себя ответственность участвовать в совместном принятии решений

Понимание пользы занятий физическими упражнениями для здоровья человека, повышения его трудоспособности и увеличения продолжительности жизни, а также роли физических упражнений в профилактике профессиональных заболеваний, в борьбе с производственным травматизмом

Умение использовать средства физической культуры для подготовки к профессиональной деятельности; владение современными требованиями к научной организации труда и отдыха

5. Личностная

сфера социально - культурная

определение основных жизненных целей и способов их достижения. Активная адаптация к социокультурному окружению для достижения основных жизненных целей

Владение приемами самореализации; личное и жизненное самоопределение

Владение приемами личностного самовыражения и саморазвития; умение контролировать физическое состояние организма

Формирование ключевых компетенций требует от учителя определенной программы действий:

Деятельность учителя физической культуры по формированию ключевых компетенций обучающихся

Цели физического воспитания

Средства физической культуры, умения
и знания, обеспечивающие индивидуальное здоровье

Формируемые компетенции

1. Воспитание бережного отношения к собственному здоровью, приобретение умений и навыков в индивидуальных занятиях физической культурой, ориентированных на повышение работоспособности, предупреждение заболеваний

Комплексы лечебной физической культуры.
Оказание первой помощи при травмах.
Определение индивидуальных особенностей физического развития и подготовленности.
Понимание значения здорового образа жизни, профилактика вредных привычек средствами физической культуры

Личностная

2. Овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания

Комплексы профессионально-прикладных физических упражнений.
Простейшие приемы аутогенной тренировки и релаксации для снятия утомления и повышения работоспособности.
Знание особенностей физической работоспособности человека, факторов положительного влияния физических упражнений на здоровье и формирование здорового образа жизни

Социальная,
компетентность в оздоровительно-реабилитационной деятельности

3. Обогащение двигательного опыта профессионально-прикладными упражнениями, ориентированными на подготовку к предстоящей жизнедеятельности

Общая и прикладная физическая подготовка.
Владение способами двигательной деятельности.
Умение выполнять тестовые задания, определяющие индивидуальный уровень физической подготовленности

Учебно-познавательная, компетентность в двигательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей физического развития и медицинских показаний

4. Усвоение системы знаний о занятиях физической культурой, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социальной ориентации

Знание особенностей индивидуального здоровья, физического развития, возможностей их коррекции посредством занятий физическими упражнениями; владение методикой организации индивидуальных форм занятий физическими упражнениями; умение выполнять индивидуальные комплексы упражнений, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

Общекультурная, личностная

Внедрение компетентностного подхода в физическое воспитание школьников поможет сформировать у обучающихся:

способность работать без постоянного руководства, брать на себя ответственность по собственной инициативе;
умение проявлять инициативу, не спрашивая других, следует ли это делать;
готовность замечать проблемы и искать пути их решения;
умение анализировать новые ситуации и применять в них уже имеющиеся знания;
умение уживаться с другими;
готовность приобретать новые знания по собственной инициативе (учитывая свой опыт и обратную связь с окружающими);
умение перенимать новое у спортсменов более высокого класса.

Литература:

    Баранников А.В. Содержание общего образования. Компетентностный подход – М., ГУ ВШЭ, 2002г.

    Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результатов образования//Высшее образование сегодня. №5, 2003 г.

    Зимняя И.А. Ключевые компетенции как результативная целевая основа компетентностного подхода в образовании – М., Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004 г.

    Компетентностный подход в педагогическом образовании. Под ред. В.А. Козырева, Н.Ф. Радионовой – СПб, 2004 г.








Деятельность учителя физической культуры основана на решении следующих задач: формирование системы знаний о физической культуре и жизненно важных двигательных умений и навыков; развитие индивидуальных двигательных способностей и повышение уровня физической подготовленности учащихся; воспитание ценностных ориентаций на физическое совершенствование личности; формирование потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и избранным видом спорта; воспитание моральных и волевых качеств; развитие опыта межличностного общения.


На уроках физической культуры формируем следующие компетенции: ключевые (формирование воли к победе); общекультурные; социальные (спортивные игры как средство развития социальной компетенции); учебно-познавательные; личностные; информационные; коммуникативные; самообразовательные; компетентное отношение к собственному здоровью; предметные: оздоровительно-адаптивные, организационные (режим дня), двигательно-кондиционные, двигательно-прикладные, спортивно- рекреативные.


Проявление ключевых компетенций в процессе образования в области физической культуры: Ключевые компетенции Социальная значимость Личностная значимость Общекультурная Познание культурно- исторических основ физической культуры, осознание роли физической культуры в формировании способности к достижению всестороннего физического и духовного развития, здорового образа жизни; сохранение здоровья и высокой работоспособности; подготовка к труду и защите Отечества. Определение значения систематических занятий физкультурой для улучшения здоровья, повышения уровня физической подготовленности и профилактики заболеваний; развитие интереса и привычки к систематическим занятиям физической культурой и спортом.


Проявление ключевых компетенций в процессе образования в области физической культуры: Ключевые компетенции Социальная значимость Личностная значимость Учебно- познавательная Познание основ физического развития и воспитания с целью формирования духовно богатой и физически здоровой личности. Приобретение знаний, необходимых для занятий физической культурой и спортом; знание основ личной и общественной гигиены; владение знаниями о правилах регулирования физической нагрузки в условиях проведения утренней зарядки, регулярных занятий спортом.


Проявление ключевых компетенций в процессе образования в области физической культуры: Ключевые компетенции Социальная значимость Личностная значимость Коммуникативная Владение разными видами информации; умение вести дискуссию по проблемам развития спорта и занятий физической культурой; выработка собственной позиции по данным вопросам. Умение анализировать и оценивать деятельность друзей, одноклассников; умение давать рекомендации для самостоятельных занятий физкультурой, опираясь на современные физкультурно- оздоровительные технологии.


Проявление ключевых компетенций в процессе образования в области физической культуры: Ключевые компетенции Социальная значимость Личностная значимость Социальная Понимание пользы занятий физическими упражнениями для здоровья человека, повышения его трудоспособности и увеличения продолжительности жизни, а также роли физических упражнений в профилактике профессиональных заболеваний, в борьбе с производственным травматизмом. Умение использовать средства физической культуры для подготовки к профессиональной деятельности; владение современными требованиями к научной организации труда и отдыха.


Проявление ключевых компетенций в процессе образования в области физической культуры: Ключевые компетенции Социальная значимость Личностная значимость Личностная Владение приёмами самореализации; личное и жизненное самоопределение. Владение приёмами личностного самовыражения и саморазвития; умение контролировать физическое состояние организма.


В основу программы деятельности учителя физической культуры по формированию ключевых компетенций обучающихся заложен образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по физической культуре, где в основных требованиях к уровню подготовки выпускников старшей школы указано, что ученик должен приобрести следующие компетентности: в сфере оздоровительно-реабилитационной, двигательной деятельности, самоконтроля и индивидуального физического развития. Развитие коммуникативной компетенции осуществляется на всех уроках физической культуры.


Коммуникативная компетенция. Она включает: знание необходимых языков; способов взаимодействия с окружающими и удалёнными людьми и событиями; навыки работы в группе; владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь: представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию, и др.


Деятельность учителя физической культуры по формированию ключевых компетенций обучающихся: Формируемые компетенции Цели физического воспитания Средства физической культуры, умения и знания, обеспечивающие индивидуальное здоровье Личностная Воспитание бережного отношения к собственному здоровью, приобретение умений и навыков в индивидуальных занятиях физической культурой, ориентированных на повышение работоспособности, предупреждение заболеваний. Комплексы лечебной физической культуры. Оказание первой помощи при травмах. Определение индивидуальных особенностей физического развития и подготовленности. Понимание значения здорового образа жизни, профилактика вредных привычек средствами физической культуры.


Деятельность учителя физической культуры по формированию ключевых компетенций обучающихся: Формируемые компетенции Цели физического воспитания Средства физической культуры, умения и знания, обеспечивающие индивидуальное здоровье Социальная, компетентность в оздоровительно- реабилитационной деятельности Овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания. Комплексы профессионально- прикладных физических упражнений. Простейшие приемы аутогенной тренировки и релаксации для снятия утомления и повышения работоспособности. Знание особенностей физической работоспособности человека, факторов положительного влияния физических упражнений на здоровье и формирование здорового образа жизни.


Деятельность учителя физической культуры по формированию ключевых компетенций обучающихся: Формируемые компетенции Цели физического воспитания Средства физической культуры, умения и знания, обеспечивающие индивидуальное здоровье Учебно- познавательная, компетентность в двигательной деятельности с учётом индивидуальных особенностей физического развития и медицинских показаний Обогащение двигательного опыта профессионально- прикладными упражнениями, ориентированными на подготовку к предстоящей жизнедеятельности. Общая и прикладная физическая подготовка. Владение способами двигательной деятельности. Умение выполнять тестовые задания, определяющие индивидуальный уровень физической подготовленности.


Деятельность учителя физической культуры по формированию ключевых компетенций обучающихся: Формируемые компетенции Цели физического воспитания Средства физической культуры, умения и знания, обеспечивающие индивидуальное здоровье Общекультурная, личностная Усвоение системы знаний о занятиях физической культурой, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социальной ориентации. Знание особенностей индивидуального здоровья, физического развития, возможностей их коррекции посредством занятий физическими упражнениями; владение методикой организации индивидуальных форм занятий физическими упражнениями; умение выполнять индивидуальные комплексы упражнений, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.


Использованные ресурсы: html


Мониторинг

Планирование курса общей психологии

Темы Психика и мозг.
Сроки Сентябрь-октябрь Октябрь-ноябрь Ноябрь-февраль Март-май
Творческие работы Кластер по теме Сообщение «Современные направления психологии», «Перспективы развития психологии» Словарь Кластер по теме. Проект «Стадии развития психики». Словарь Кластер по теме Словарь Кластер по теме. Структура моего характера. Программа саморазвития. Словарь
Задания для учебной практики Использование МНИ в педагогической деятельности учителя Наблюдение и анализ занятия по теме «Структура деятельности». Составление плана-конспекта и проведение занятия по организации какого-либо вида деятельности. Составление плана-конспекта и проведение развивающего занятия. Изучить личностные особенности школьника. Написать психологическую характеристику на ребенка (или на себя).
Форма аттестации Зачет в форме защиты портфолио или контрольная работа.

Психология

Словарь основных понятий в общей психологии

Психология -

Субъективность

Психические процессы

Психические состояния

Психические свойства личности

Методы научного исследования

Сенсорный

Перцептивный

Интеллект

Сознание

Инстинкт

Интериоризация

Экстериоризация

Нервы центростремительные

Нервы центробежные

Возбуждение

Торможение

Деятельность

Средства
Действия

Операция

Психофизиологические функции

Внимание

Ощущение
Восприятие

Речь
Мышление

Воображение

Личность

Фазы развития

Периоды развития

Темперамент

Характер

Способности


Деятельность

Схема плана - конспекта урока (занятия)

Конспект открытого урока по ___________________________ (указать предмет), проведенного (когда, кем, где) ____________________________________________________________________________________________________________________________________



Тип урока (по цели):

Ожидаемый результат: (предметный, метапредметный, личностный)

Оборудование:

Цель наблюдения:

Ход урока.

Какими видами деятельности заняты дети на уроке?

Какую деятельность выполнял учитель?

Была ли согласованность деятельности учителя и учащихся?

Какие результаты достигнуты на уроке?

Выделите в конспекте структуру деятельности.

Какие познавательные процессы (ППП) развивались на уроке? Как ППП управлял учитель?

Деятельность

План характеристики на ученика

1. Биографические данные.

3) возраст (полных лет),

2. Индивидуальные особенности.

1) темперамент,

2) характер,

3) способности (общие (уровень развития ППП) и специальные),

4) возможности (уровень развития познавательных психических процессов),

5) эмоционально-волевая сфера личности,

6) интересы, направленность личности.

Например.

Иванова Ольга Ивановна, ж, 8 лет. Живет в полной семье, благополучной, есть младший брат. Ольга подвижная, эмоциональная, несдержанная (холерик). Общие способности развиты на среднем уровне. Успевает в основном на «4» и «5». На учебные занятия ходит с удовольствием, но не всегда внимательна и неусидчива. Много читает. Любит литературное чтение, физкультуру, окружающий мир. Увлекается спортом: легкой атлетикой, лыжами. Показывает хорошие результаты. По отношению к сверстникам внимательна, скромна, доброжелательна. В деятельности дисциплинирована, исполнительна, старательна, но не всегда доводит работу до качественного конца. Всегда откликается на просьбы.

Вопросы и задания на экзамен

Билеты: 1) теоретический вопрос (1-2),

2) представление портфолио с практическими заданиями.

Теоретические вопросы по психологии

К билетам экзамена

1. Психология как наука.

2. Из истории развития психологии.

3. Методы научного исследования в психологии.

4. Место психологии в системе наук.

5. Структура современной психологии (отрасли).

6. Общее понятие о психике. Стадии развития психики.

7. Сознание и бессознательное.

8. Нервная система как физиологическая основа психики. Строение, функции.

9. Нервная система как физиологическая основа психики. Работа нервной системы.

10. Общее понятие о деятельности. Структура деятельности.

11. Виды деятельности.

12. Уровни деятельности.

13. Психологическая характеристика деятельности.

14. Внимание как познавательный психический процесс.

15. Восприятие как познавательный психический процесс.

16. Память как познавательный психический процесс.

17. Речь как познавательный психический процесс.

18. Мышление как познавательный психический процесс.

19. Воображение как познавательный психический процесс.

20. Эмоции как познавательный психический процесс.

21. Воля как познавательный психический процесс.

22. Понятие о личности. Характеристики и структура личности.

23. Личность как самоуправляемая система. Образ Я. Структура, виды, этапы становления.

24. Развитие личности (факторы, фазы, периоды).

25. Индивидуально-психологические свойства личности. Темперамент.

26. Индивидуально-психологические свойства личности. Характер.

27. Индивидуально-психологические свойства личности. Способности


Примерные практические задания к экзамену

Представление портфолио:

Структура портфолио,

Наиболее интересные работы с Вашей точки зрения…

Лист достижений

Темы Психология как наука. Из истории развития. Психика и мозг. Деятельность и познавательные психические процессы. Личность и психические свойства личности.
Сроки Сентябрь-октябрь Октябрь-ноябрь Ноябрь-февраль Март-май
Представленные материалы:
Словарь
Кластер
Сообщения
Практические работы
Творческие работы
Контрольные работы
Самооцен ка
Количество баллов
Оценка
Экзамен

ПОРТФОЛИО

Практических работ

студента по психологии

ФИО студента:____________________________

Курс II, группа 221

Специальность 49.02.01 –

Физическая культура

Преподаватель:

Мартиросян Елена Евгеньевна


Введение

О себе. Психологическая характеристика

1. Перечень общих и профессиональных компетенций учителя физической культуры

2. Мониторинг

3. Планирование курса психологии

4. Задания для самостоятельной работы

5. Структура портфолио:

Рабочие тетради, самостоятельные и контрольные работы, кластеры, творческие работы, сводные таблицы:

Разработка конспектов развивающих занятий (по выбору по темам: внимание, восприятие, память, речь, мышление, воображение);

Схема анализа занятия (урока), анализ урока (внеклассного занятия);

Исследование свойств личности, план характеристики на ученика, характеристика на ученика;

Словарь основных понятий, схема логики психологии через основные понятия науки;

Лист достижений.

6. Вопросы и задания к экзамену

Введение

Уважаемый студент! Изучая новую науку, Вы узнаете, что такое психология, что она исследует и чем занимается. Мы постараемся увидеть прикладной характер науки. Изучая темы «Деятельность и познавательные психические процессы», «Личность и психические свойства личности», «Школьная психология» начинаем исследовать свои и школьников психические процессы и свойства личности, устанавливать соответствие уровня развития детей с возрастными нормами.

Успехов в изучении психологии!


О себе


________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Перечень общих и профессиональных компетенций учителя физической культуры (ОК и ПК)

OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

OK 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.

ОК 13. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

5.2.1. Преподавание физической культуры по основным
общеобразовательным программам.

ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать учебные занятия.

ПК 1.2. Проводить учебные занятия по физической культуре.

ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты учения.

ПК 1.4. Анализировать учебные занятия.

5.2.2. Организация и проведение внеурочной работы и занятий
по программам дополнительного образования в области физической
культуры.

ПК 2.1. Определять цели и задачи, планировать внеурочные мероприятия и занятия.

ПК 2.2. Проводить внеурочные мероприятия и занятия.

ПК 2.3. Мотивировать обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к участию в физкультурно-спортивной деятельности.

ПК 2.4. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся.

ПК 2.5. Анализировать внеурочные мероприятия и занятия.

5.2.3. Методическое обеспечение процесса физического
воспитания.

ПК 3.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.

ПК 3.2. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области физической культуры на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

ПК 3.3. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

ПК 3.4. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области физического воспитания.


Формирование профессиональной компетентности учителя технологии в свете перехода на ФГОС второго поколения

Сегодня каждое образовательное учреждение стремится жить и работать по- новому. Этого требует современное общество, которому необходимы высокообразованные, целеустремленные, эрудированные, конкурентоспособные, инициативные, духовно и физически здоровые личности, способные занять достойное место в обществе.

Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения, что является основным направлением образовательной национальной политики «Наша новая школа».

Приоритетной целью современного российского образования становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя, а полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм её решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат – научить учиться. Перед образовательной системой страны стоит непростая задача: формирование мобильной самореализующей личности, способной к обучению на протяжении всей жизни. На смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни». Главными факторами для построения личностного вектора развития становятся умение ориентироваться в море информации и способность принимать правильные решения на основании данных из различных источников.

Следует отметить, что наиболее уязвимой стороной введения ФГОС в общеобразовательную школу представляется подготовка учителя, формирование его философской и педагогической позиции, методологической, дидактической, коммуникативной, методической и других компетенций. Работая по стандартам второго поколения, учитель должен осуществить переход от традиционных технологий к технологиям развивающего, личностно ориентированного обучения, использовать технологии уровневой дифференциации, обучения на основе компетентностного подхода, «учебных ситуаций», проектной и исследовательской деятельности, информационно-коммуникационные технологии, интерактивные методы и активные формы обучения.

Таким образом, изменения, происходящие в стране, в обществе, реализация приоритетного национального проекта «Образование», предъявляют новые требования к современному учителю.

Какой он, современный учитель?

Пожалуй, сложно однозначно ответить на этот вопрос. Это человек, способный создавать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, самостоятельно формулировать вопросы для себя в процессе изучения материала, полнее реализовывать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов поощрять их индивидуальные склонности и дарования. Современный учитель находится в постоянном творческом поиске, а также в поиске ответа на актуальный проблемный вопрос «чему учить школьников?». Современный учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, умеет не только учить детей, но и сам способен учиться у своих учеников. Современный педагог должен выявлять самые лучшие качества, заложенные в душе каждого ребенка, поощрять детей, чтобы они получали радость от приобретенных знаний, чтобы, закончив школу, они четко осознавали свое место в обществе и могли работать на его благо, и были готовы к участию в решении текущих и перспективных задач нашего общества. Современный учитель – это профессионал. Профессионализм педагога определяется его профессиональной пригодностью; профессиональным самоопределением; саморазвитием, т. е. целенаправленным формированием в себе тех качеств, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности. Отличительными чертами современного педагога, педагога - мастера являются постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда. Профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности. Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперед, ведь труд учителя – это великолепный источник для безграничного творчества. «Не ограничивайте себя. Многие люди ограничивают себя только тем, что, как они считают, они умеют делать. Вы можете достичь намного больше. Нужно только верить в то, что вы делаете» (Мэри Кей Эш). Для современного учителя его профессия - это возможность самореализации, источник удовлетворения и признания. Современный учитель – человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку.

Основным элементом образовательного процесса был и остаётся урок. В чём новизна стандарта второго поколения и современного урока?

Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником. Важное значение имеет характер отношений между участниками образовательного процесса. Положительный характер отношений стимулирует познавательную деятельность обучающихся, повышает её результативность. Учитель на уроке должен сочетать требовательность к обучающимся с проявлением педагогического такта, уважения и чуткости к детям.

В настоящее время учитель больше выступает в роли инструктора, наставника , занимает позицию куратора, управленца. Ученик же становится активным участником образовательного процесса, а не пассивным слушателем. Необходимо усилить мотивацию к познанию, показать, что школьные знания – это не получение отвлечённых от жизни знаний, а - необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки её применения в реальной жизни.

Используя таблицу, рассмотрим характеристику основных изменений в деятельности педагога, работающего по федеральным государственным образовательным стандартам.

Предмет изменений

Под профессиональной компетентностью применительно к педагогической деятельности понимается интегральная характеристика личности и профессионализма учителя, определяющая его способность результативно решать профессиональные задачи, возникающие в педагогической деятельности в конкретных реальных ситуациях. При этом учителю приходится использовать свои знания, умения, опыт, жизненные ценности и нравственные ориентиры, свои интересы и наклонности

Основные компетенции современного учителя:

    Уметь учиться вместе с учениками, самостоятельно закрывая свои «образовательные дыры».

    Уметь планировать и организовывать самостоятельную деятельность обучающихся (помогать обучающемуся определять цели и образовательные результаты на языке умений/компетенций).

    Уметь мотивировать обучающихся, включая их в разнообразные виды деятельности, позволяющие наработать им требуемые компетенции;

    Уметь «сценировать» учебный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности и включая разных учащихся в разные виды работы и деятельности, с учетом их склонностей, индивидуальных особенностей и интересов.

    Уметь занимать позицию эксперта в отношении демонстрируемых учащимся компетенций в разных видах деятельности и оценивать их при помощи соответствующих критериев.

    Уметь подмечать склонности учащегося и в соответствии с ними определять наиболее подходящий для него учебный материал или деятельность.

    Владеть проектным мышлением и уметь организовать групповую проектную деятельность учащихся и руководить ею.

    Владеть исследовательским мышлением, умея организовать исследовательскую работу обучающихся и руководить ею.

    Использовать систему оценивания, позволяющую обучающимся адекватно оценивать свои достижения и совершенствовать их.

    Уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения и уметь организовать ее у обучающихся в процессе учебных занятий.

    Уметь организовать понятийную работу обучающихся.

    Уметь вести занятия в режиме диалога и дискуссии, создавая атмосферу, в которой обучающиеся хотели бы высказывать свои сомнения, мнения и точки зрения на обсуждаемый предмет, дискутируя не только между собой, но и с учителем, принимая то, что собственная точка зрения может быть также подвергнута сомнению и критике.

    Владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном процессе.