Формирование познавательной деятельности учащихся. Средства развития познавательной активности. Например, «Линия времени»

Развитие познавательной активности учащихся

Повышение качества знаний учащихся - одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики. Для успешного овладения учащимися знаниями, умениями и навыками необходимо повышать уровень активности ученика в процессе обучения.

Еще Я. А. Коменский писал: «...всеми возможными способами нужно воспламенить в детях горячее стремление к знанию и учению». К. Д. Ушинский предостерегал, что «учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не пойдет». Что же подразумевается под активностью учащихся? Т.И Шамова даёт следующее определение: «Познавательная активность - это качество деятельности личности, которое проявляется в отношении ученика к содержанию и процессу деятельности, в стремлении его к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательных целей».

Отличительными чертами познавательной активности является оригинальность мышления, умение находить нестандартные, непохожие на другие решения. По мнению С.Л.Рубинштейна, познавательные способности детей могут развиваться только в том случае, если знания будут активно добываться самим учеником, а не будут даваться в готовом виде.

Конечной целью провозглашается развитие познавательной активности младших школьников, приоритет личности ученика.

Основные направления развития познавательной активности младших школьников нашли отражение в концепциях и теориях 60-80-х годов XX век:

  1. Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина - Н.Ф.Талызиной (характеризует умственное развитие младших школьников и ориентирует их на инвариант (неизменную часть) системы, что способствует самостоятельному анализу, решению задач самим учеником, минуя при этом изучение каждого элемента системы)
  2. Концепция развивающего обучения Л.В.Занкова (направлена на ранее интенсифицированное общее психологическое развитие личности)
  3. Система развивающего обучения Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова (направлена на развитие теоретического сознания и мышления)
  4. Образовательная система И.С.Якиманской (направлена на развитие индивидуальных познавательных способностей каждого ребенка, на познание себя личностью)

Основными характеристиками познавательной активности являются:

  1. естественное стремление школьника к познанию;
  2. положительное отношение к учебе;
  3. активная познавательная деятельность, направленная на осознание предмета деятельности и достижение значимого для ребенка результата.

Большинство современных психолого-педагогических концепций рассматривают активность как многоуровневое явление. Выделяют следующие уровни познавательной активности учащихся.

  1. Воспроизводящая активность.

Характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: «Почему?»

  1. Интерпретирующая активность.

Характеризуется стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях. Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что учащийся стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.

  1. Творческий.

Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ. Характерная особенность - проявление высоких волевых качеств учащегося, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы. Данный уровень активности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования между тем, что учащийся знал, что уже встречалось в его опыте и новой информацией, новым явлением. Активность, как качество деятельности личности, является неотъемлемым условием и показателем реализации любого принципа обучения.

Управлять познавательной деятельностью учащихся позволяют следующие

приемы :

  1. На этапе восприятия изучаемого материала:

а ) прием новизны - включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных;

б) прием семантизации - в основе лежит возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слов;

в) прием динамичности - создание установки на изучение процессов и явлений в динамике и развитии;

г) прием значимости - создание установки на необходимость изучения материала в связи с его ценностью

2. На этапе усвоения изучаемого материала.

а) эвристический прием - задаются трудные вопросы и с помощью наводящих вопросов приводят к ответу.

б) исследовательский прием - учащиеся на основе проведенных наблюдений, опытов, анализа литературы, решения познавательных задач должны сформулировать вывод.

3. На этапе воспроизведения полученных знаний.

Прием натурализации - выполнение заданий с использованием натуральных объектов, коллекций.

Способы и условия, способствующие развитию познавательной

активности младшего школьника на уроках:

Обеспечение внутреннего принятия детьми цели предстоящей работы, т. е. обеспечение понимания того, зачем надо это делать, на какой предполагаемый результат ориентироваться.

Исключение поверхностного оценивания итогов предыдущей работы и в момент актуализации знаний;

Комбинирование различных форм организации учебной работы, определение их места на каждом этапе занятия

Обсуждение результатов деятельности и применение придуманных самими детьми упражнений и заданий;

Обучение младших школьников рациональным способам умственной работы;

Эмоциональная насыщенность занятия, создание доброжелательного эмоционального фона в работе педагога и учеников.

Стимулирование и поощрение самих актов познавательной активности учащихся со стороны педагога;

На каждом занятие ребенку должна быть предоставлена возможность выразить свое отношение к происходящему (развитие рефлексии), для осознания значимости достигнутого результата деятельности;

Организация домашнего задания по принципу самостоятельности и возможности использования полученных знаний в общении со сверстниками;

Занятия целесообразно строить с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей. Это поможет правильно определить объем и содержание учебного материала, разработать адекватные методы, средства обучения, наметить пути индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся различных групп в условиях обучения.

В настоящее время в школах целесообразно применять ряд активных методов обучения, активизирующих деятельность обучаемых. Среди них выделяют следующие:

1. Проблемное обучение (проблемный метод)

2. Игровые формы обучения (игровой метод)

3. Дискуссия (метод дискуссии)

  1. Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности учащихся, устойчивости мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности.

Возникновение проблемных ситуаций и поисковой деятельности учащихся на занятиях возможно не в любой ситуации. Оно, как правило, возможно в таких видах учебно-познавательной деятельности учащихся, как: решение готовых нетиповых заданий; составление заданий и их выполнение; логический анализ текста; ученическое исследование; сочинение и др. Поэтому создание преподавателем цепи проблемных ситуаций в различных видах учебной деятельности учащихся и управление их мыслительной (поисковой) деятельностью по усвоению новых знаний путем самостоятельного (или коллективного) решения учебных проблем составляет сущность проблемного обучения. Чтобы создать проблемную ситуацию, перед учащимися следует поставить такое задание, выполнение которого требует открытия новых знаний и овладения новыми умениями.

1. Задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям учащегося. Степень трудности проблемного задания зависит от уровня новизны материала преподавания и от степени его обобщения.

2. Проблемное задание дается до объяснения усваиваемого материала.

3. Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий.

  1. Игровой метод обучения

Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:

  1. дидактическая цель ставится перед обучающимися в форме игровой задачи;
  2. учебная деятельность подчиняется правилам игры;
  3. учебный материал используется в качестве ее средства;
  4. в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
  5. успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
  1. Дискуссия как метод активного обучения

Дискуссия - это публичное обсуждение или свободный вербальный обмен знаниями, суждениями, идеями или мнениями по поводу какого-либо спорного вопроса, проблемы. Ее существенными чертами являются сочетание взаимодополняющего диалога и обсуждения-спора, столкновение различных точек зрения, позиций.

Принципами организации дискуссии являются содействие возникновению альтернативных мнений, путей решения проблемы, конструктивность критики, обеспечение психологической защищенности участников.

Чтобы дискуссия была эффективной, участникам необходимо обладать определенными базовыми знаниями. Это могут быть знания, переданные посредством инструкции, или полученные ранее, относящиеся к опыту, приобретенному до начала занятия, или опирающиеся на информацию, изложенную во время занятий.

Преимущества дискуссий:

  1. дискуссия обеспечивает активное, глубокое, личностное усвоение знаний;
  2. может иметь гораздо более долгосрочный эффект, особенно в случаях, когда обсуждаемый материал идет вразрез с установками некоторых членов группы либо включает неприятные или спорные вопросы;
  3. активное, заинтересованное, эмоциональное обсуждение ведет к осмысленному усвоению новых знаний, может заставить ребёнка задуматься, изменить или пересмотреть свои установки;
  4. во время дискуссии осуществляется активное взаимодействие обучающихся.
  5. активное участие в дискуссии раскрепощает обучающихся, развивает коммуникативные навыки, формирует уверенность в себе;
  6. дискуссия обеспечивает видение того, насколько хорошо группа понимает обсуждаемые вопросы, и не требует применения более формальных методов оценки; она также предоставляет членам группы шанс проверить свои убеждения и установки, подвергая их испытанию.

Составной частью любой дискуссии является процедура вопросов и ответов. Каждый тип вопросов играет важную роль в дискуссии, и каждый имеет свои особенности. Умело поставленный вопрос позволяет получить дополнительную информацию, уточнить позицию выступающего, направить обсуждение в нужном направлении, активизировать внимание.

Итак, отличительной особенностью всей группы активных методов, во-первых, является то, что обучение проводится в ситуациях, максимально приближенных к реальным, позволяя материал, подлежащий усвоению, ввести в цель деятельности, а не в средства, во-вторых, осуществляется не только обобщение знаний, но и обучение умениям практического использования, что в свою очередь, требует формирования определенных психологических качеств специалистов, и наконец, в-третьих, организуется формирование новой, эмоциональной установки на обучение в процессе коллективного творческого труда.

Выводы:

  1. Эффективное развитие творческой познавательной активности учащихся обеспечивается их совместной с учителем деятельностью в ходе учебного процесса.
  2. Активизация учебного процесса предполагает участие всех учащихся в процессе обучения, который должен быть мотивированным и достаточно интересным.
  3. Активные методы обучения позволяют усилить процесс понимания, усвоения и творческого применения знаний. Среди них выделяют проблемный метод, игровой метод, метод дискуссии.
  4. На уроках с использованием активных методов учащийся становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. Он отходит от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, создать мотивацию к обучению. Овладев этими приемами, учащиеся становятся более самостоятельными в решении различных учебных заданий, могут рационально строить свою деятельность по усвоению новых знаний, применения этих знаний в жизни.

Литература:

  1. Бабанский Ю.К. Проблемное обучение как средство повышение эффективности учения школьников.- Изд. 2-е, испр. и доп. - Ростов-на-Дону, 2000.- 505 с.
  2. Ильина Т. А. Педагогика: курс лекций: учебное пособие для студентов пед.ин- тов.- М.: Просвещение, 1984
  3. Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. - М.: Знание, 2001. - 85 с.
  4. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. - Воронеж, 1998. - 226 с.
  5. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/Под ред. П.И.Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 1998. - 640с.
  6. Педагогика: учебное пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. Бабанского Ю.К - М.: Просвещение, 1988.
  7. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. “ Педагогика и методика нач. классов”/С.П. Баранов, Л.Р. Болотина, В.А. Сластенин и др.; Под ред. С.П. Баранова, В.А. Сластенина,- 2-е изд., доп.-М.: Просвещение, 1986.-336 с.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

Изменения, происходящие в последние годы в системе образования, её переориентация на гуманистические, личностно-ориентированные и развивающие образовательные технологии, заставляют по-новому взглянуть на процессы обучения и развития личности учащегося.

Интеллектуальному развитию ребенка в нашей гимназии уделяется особое внимание. Начиная с первого класса, мы стараемся вовлекать ребят в исследовательскую деятельность, учим работать в группах, как на уроках, так и на внеклассных занятиях. Совместная работа побуждает детей к развитию и проявлению таких личностных качеств, как самостоятельное целеполагание, осознанность, избирательность поведения, развитая рефлексия, адекватная самооценка, гибкое мышление. В данных условиях работы значительно повышается качество и оригинальность выполнения заданий, проявляется групповая сплоченность, чувство гордости за общий успех, взаимопомощь, дружелюбие.

Немаловажную роль в становлении личности играет общение. Ведь общение - это не только обмен информацией, но и установление взаимопонимания, обмен идеями, обмен опытом.

Общение является важнейшим условием для гармоничного развития личности, для развития его познавательных и творческих способностей. Главным условием такого развития является организация учебно-познавательной работы.

Каждый урок, каждое внеклассное занятия должны строится таким образом, чтобы ребенок решал какие-то проблемы, задачи путем свободного обсуждения, анализа этих проблем.

Необходимо вовлекать ребенка в коллективную познавательную деятельность, суть которой заключается в поиске, в сопоставлении подходов и результатов, полученных в ходе совместной исследовательской работы. Только в этом случае ученики будут овладевать настоящими знаниями.

Необходимо также знать и уровни познавательной активности учащихся.

“Легче бывает делать свое дело в доброжелательном, чем недоброжелательном окружении. Недоброжелательность … сковывает, парализует, особенно чувствительных и неустойчивых людей. Почувствовав доброжелательную атмосферу, они сразу находят себя, овладевают своими силами и проявляют себя с самой положительной стороны”.

Нулевой уровень активности:

Ученики с этим уровнем пассивны на уроке, с трудом включаются в учебную работу, ожидают привычного давления (в виде замечаний) со стороны учителя. Они изначально лишены желания учиться, стимула к дальнейшему росту.

При работе с этой группой учащихся учителю не следует:

Ждать от них немедленного включения в работу, так как их активность может возрастать постепенно;

Предлагать им учебные задания, которые требуют быстрого перехода с одного вида деятельности на другой;

Требовать немедленных ответов, поскольку им трудно даются импровизации;

Сбивать их во время ответа, задавая неожиданные и каверзные вопросы на уточнение;

Резко включать их в работу сразу после перемены, т.к. они достаточно медленно переключаются с двигательной активности на умственную.

Необходимы эмоциональные поглаживания:

Обращаться к ученику только по имени;

Не скупиться на похвалу и одобрение;

Сохранять ровную, поощрительную интонацию во время занятий;

При необходимости успокаивающе или ободряюще прикасаться к ребенку;

Акцентировать позитивное построение фраз: без угроз, без приказов и т.д.

Уровень активности “по ситуации”.

Быстро приступают к работе, но при первых трудностях испытывают разочарование и бросают её или предпочитают путь наименьшего сопротивления: работа по образцам.

Необходимо:

Учить использовать план ответа, опираться на опорные сигналы, создавать алгоритмы того или иного учебного действия, рисунки-подсказки ("легальные шпаргалки”), таблицы, схемы, созданные самими учащимися или совместно с педагогом.

Защита кроссвордов, составленных самими учащимися;

Выделение в тексте опорных слов и главной мысли абзаца, с последующим самостоятельным “достраиванием” текста, обогащая его пояснениями, примерами.

Сделать все задание, но на полях отметить особым значком место, до которого учитель будет проверять это задание. Между учащимися даже может возникнуть негласное соревнование, у кого значок для проверки находится дальше от начала упражнения.

Исполнительский уровень активности:

Немцы считают продуктивной ситуацию, когда на сотню человек 99 обладают высокой исполнительской культурой, а один творческими способностями. Такое соотношение, по их мнению, обеспечивает стабильность функционирования любого предприятия.

Учащиеся данной ПА систематически выполняют домашнее задание. С готовностью включаются в любые формы работы, которые предлагает им педагог. Они осознанно принимают учебную задачу, преимущественно работают самостоятельно.

Необходимо:

Могут подключаться к технологии оценивания устных ответов и письменных ответов одноклассников, т.е. брать на себя роль эксперта, консультанта. При этом необходимо их вооружить критериями по оцениванию ответов, чтобы не возникало существенных разногласий.

Включать самые различные формы дискуссий: круглый стол, заседание экспертной группы, дебаты, судебное заседание, сократические диалоги, мозговой штурм.

Написать дневник или другой письменный документ (письмо, отрывок из летописи) от имени исторического лица (дневник географических открытий, историческое событие с точки зрения современного человека, “Репортаж путешественника во времени”).

Творческий уровень активности:

Сама задача может ставиться школьником, и пути ее решения избираются новые, нестандартные;

Позиция учащегося характеризуется готовностью включиться в нестандартную учебную ситуацию, поиском новых средств для её решения.

Творческий подход могут неожиданно для педагога проявлять учащиеся любого уровня учебной активности: нулевого, ситуативного, исполнительского.

Основная идея системы развивающего обучения, в моем понимании,- это обучение для общего развития ребенка, а не наоборот, общее развитие для его обучения. Моя задача, задача учителя-предметника, диаметрально меняется. Ранее я должна была учитывать уровень психического развития ученика для того, чтобы научить его чему-либо. Теперь я должна стремиться средствами своего предмета повысить этот психический уровень развития для того, чтобы ребенок смог учиться самостоятельно, чтобы он стал учащимся, а не обучающимся.

Коротко изложу принципы занковской системы и свое понимание этих принципов.

1. Обучение на высоком уровне трудности. То есть я должна ориентироваться в работе не на зону актуального развития ребенка, а на зону его ближайшего развития. Естественным полагаю то, что нужно соблюдать меру трудности, иначе ребенок может потерять интерес к учению, учение перестанет приносить ему радость преодоления, положительные эмоции.

2. Ведущая роль теоретических знаний. Ученик, прежде всего, должен изучить явление, осмыслить понятия, установить их связи. Это поможет, я думаю, избежать многих ошибок. Только потом приступать к формированию навыков и тогда оно займет меньше времени и будет более эффективным.

3. Быстрый темп обучения. Этот принцип, как мне кажется, предлагает не спешку на уроке, а отказ от многократного повторения, так называемой “жевачки” и дает возможность для более глубокого изучения материала, для выявления большего количества его связей и сторон.

4. Принцип осознания школьниками процесса учения. По-моему, этот принцип означает то, что ученик должен осознавать, как, за счет чего учебная деятельность приводит к новым знаниям. Объектом наблюдения должен стать сам процесс познания.

5. Учитель должен вести работу над общим развитием всех учащихся класса, в том числе и слабых. Дети находятся на разных уровнях развития. И, как я понимаю, нельзя подгонять развитие учащихся под одну среднюю мерку. Нужно стремиться к тому, чтобы раскрылись возможности ребенка, ярко выразилась его индивидуальность. То есть стремиться к продвижению каждого ученика по его собственной шкале развития.

ИНТЕЛЛЕКТ. Неограниченные возможности нашего мышления основываются на сотрудничестве правого и левого полушарий головного мозга, имеющих различные сферы деятельности. Следовательно, необходимо научиться пользоваться обеими половинками своего мозга, более эффективно использовать внутренние ресурсы и таким образом добиваться успехов.

Некоторые исследователи определяют способности человека мыслить творчески и логически как интеллект и отмечают, что “на протяжении последних 10 с лишним лет мы явились свидетелями беспрецедентного снижения интеллектуального уровня наших школьников, получившего отражение в результатах специальных тестов, вроде “теста подготовленности школьников”.

Впрочем, преподаватели школ и сами отмечают, что дети стали хуже писать, мало читать, односторонне мыслить. Несмотря на то, что в настоящий момент имеются программы, способствующие развитию мыслительных способностей, большинство учащихся остаются в стороне от них. Во-первых, потому что школьные учителя зачастую сами не знакомы с ними, во-вторых, потому что применение программ требует определенной системы (включение в структуру урока). Наши преподаватели, к сожалению, слишком часто “гонятся” за объемом материала: “Дать как можно больше сведений по своему предмету!”, забывая о том, что именно неразвитый интеллект и мешает школьнику усвоить материал. Мы в своей работе исходим из гипотезы, что интеллект не только можно, но и должно развивать. Пришло время дополнить стандартную учебную программу программой воспитания умственных способностей. Существует немало упражнений, призванных совершенствовать интеллектуальный уровень человека. Упражнения, предложенные нами, основываются на три архаической теории человеческого интеллекта и охватывают широкий спектр познавательных и иных способностей.

На настоящий момент в психолого-педагогическом сообществе существует как минимум три основных подхода к проблеме творческих способностей:

Как таковых творческих способностей нет;

Творческая способность (креативность) является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта;

Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот.

Исходя из личного опыта и педагогической практики я склонна разделять именно третий подход, тем более что последние исследования показывают, что “ранние интеллектуалы чрезвычайно успешно адаптировались в обществе”. То, что процесс “перетекания” интеллектуальных способностей в творческие происходит при создании специальных условий, я убеждаюсь каждый раз, когда имею дело с вновь набранным классом с углубленным изучением физики и математики (физматом). Это явление даже получило свое название: “синдром физмата”. Речь идет о том, что, получив большую порцию новых для себя знаний, в первое время почти никто из учеников не видит других, связанных с применением “старых” знаний, путей решения задач. Однако вскоре этот поиск нелегких для себя путей прекращается и появляется видение оптимального пути решения. Пугаться этого процесса не стоит, обычно это проходит, и ученики с усмешкой вспоминают свои мучения.

Однако, приходится согласиться с тезисом о том, что высокий и даже сверхвысокий уровень интеллекта не гарантирует творческих достижений.

Принятая точка зрения, что в такие классы попадают дети с уже развитыми способностями, формирует у некоторых учителей мнение, что в направлении развития этих детей можно специально ничего не делать.

Внимательно рассматривая проблему развития способностей, можно использовать следующую их классификацию:

Интеллект - это способность решать любые задачи на основе имеющихся знаний, т.е. способность к применению знаний;

Обучаемость - это способность к приобретению знаний;

Общая творческая способность - это способность к преобразованию знаний (с нею связано воображение, фантазия, нахождение гипотез и т.д.).

Именно поэтому, идя на урок, я стараюсь помочь учащимся научиться методам преобразования интеллектуальной энергии в творческую. Для этого, на мой взгляд, учащиеся прежде всего должны владеть знаниями по научной (рациональной) организации труда. Необходимо отметить, что ученики классов с углубленным изучением математики относятся к этому с большим интересом. Свойственное возрасту ранней юности желание познать себя получает механизм для реализации. Ребята с удовольствием и интересом прислушиваются к рекомендациям, как лучше запоминать, как правильно организовать информацию. Им интересно узнавать, каковы особенности мышления, памяти, воображения, каким образом сочетаются сознательные и подсознательные действия по усвоению материала. Иначе говоря, в процессе уроков я пытаюсь научить их учиться в соответствии с объективными законами развития личности, а также с учетом индивидуальных особенностей.

Преподнося такую информацию во время урока, мне удается не просто механически передать им большой объем знаний по предмету, но также и сформировать у них потребность к саморазвитию, повысить учебную мотивацию, а также показать им, что при достижении высоких количественных показателей по алгебре и геометрии у них остается огромное поле действий для изучения и развития внутренних ресурсов.

Необходимо особо подчеркнуть, что для того чтобы “творить, нужно усвоить образец активности человека творящего, путем подражания выйти на новый уровень овладения культурой и устремиться дальше”. К тому же для творчества необходимы личные познавательные усилия.

К личностным чертам творческого человека следует отнести:

Независимость;

Открытость ума;

Высокую толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям, конструктивную активность в этих ситуациях;

Развитое эстетическое чувство, стремление к красоте.

Перечисляя параметры креативности, У. Гилфорд упоминает следующие:

Способность к постановке и обнаружению проблем;

Способность к генерированию большого числа идей;

Гибкость как способность продуцировать разнообразные идеи;

Оригинальность как способность отвечать на раздражители нестандартно;

Способность усовершенствовать объект, добавляя детали;

Способность решать проблемы, т.е. способность к анализу и синтезу.

Нетрудно заметить, что практически все указанные способности так или иначе могут быть задействованы и получить толчок к развитию, как на уроках математики, так и на других, проводимых по углубленной программе. С моей точки зрения, эта деятельность не может быть только прерогативой учителя, а должна стать необходимой для учащихся. В этом я вижу задачу, которую каждый учитель должен решать на своем уроке. Потому что против их воли заставить быть творческой личностью нельзя. Это качество либо присуще ребенку от рождения, либо сознательно взращено им самим с помощью значимого взрослого.

Роль значимого взрослого на этом этапе становления творческой личности трудно переоценить.

Было бы просто великолепно, если каждый учитель мог быть образцом творческого поведения для подростков.

Еще А.А.Леонтьев считал, что “оптимальное педагогическое общение учителя со школьниками в процессе обучения, которое создает наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности, для формирования личности школьника, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения, обеспечивает управление социально-психологическими процессами в детском коллективе и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя”.

Говоря о профессиональной квалификации учителя, работающего в таких классах, необходимо подчеркнуть, что он должен не только в совершенстве владеть самим предметом, методологией его преподавания, но и, как ни странно, мастерски владеть педагогической техникой: речью, мимикой, жестами, эмоциями. интеллектуальный ребенок ученик

Добавив сюда чувство юмора и внешний вид, получим идеальный портрет человека, который мог бы играть роль значимого взрослого для развивающихся учеников.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Познавательная активность учащихся как педагогическая категория. Методы, способствующие развитию познавательной активности учащихся на уроках биологии. Исследование опыта и технология развития познавательной активности учащихся на уроках биологии.

    дипломная работа , добавлен 05.04.2012

    Роль творческих способностей в становлении личности учащихся. Организация кружковой деятельности в школе и ее методическое обеспечение. Виды художественной обработки дерева. Разновидности плоскорельефной резьбы. Изготовление изделий из фанеры, выжигание.

    дипломная работа , добавлен 11.04.2014

    Характеристика принципов, используемых в педагогической деятельности на уроках физической культуры. Изучение сущности и способов формирования интереса, как фактора, повышающего активность учащихся. Особенности познавательной и двигательной активности.

    реферат , добавлен 26.06.2010

    Понятие и уровни "познавательная активность". Методы, способствующие повышению познавательной активности учащихся на занятиях производственного обучения. Приемы обучения, методические аспекты применения нестандартных уроков по парикмахерскому делу.

    дипломная работа , добавлен 13.12.2013

    Развитие творческих способностей учащихся как психолого–педагогическая проблема. Особенности развития творческих способностей учащихся подросткового возраста на внеклассных занятиях. Методические рекомендации к организации кружка "Вязание крючком".

    дипломная работа , добавлен 18.02.2011

    Анализ педагогических средств воздействия, направленных на развитие познавательной активности школьников начальных классов с нарушением интеллектуального развития на уроках и внеклассных занятиях по трудовому обучению. Методическая разработка плана урока.

    курсовая работа , добавлен 16.07.2011

    Понятие гражданской активности, ее сущность и особенности, методика и этапы формирования у учащихся. Анализ особенностей развития гражданской активности и демократических ценностей у учащихся школ надомного обучения, проведение внеклассных мероприятий.

    реферат , добавлен 24.04.2009

    Основные мыслительные умения учащихся. Опрос учащихся по плану и применение беседы на уроках. Работа учеников с атласом, картой и с иллюстрациями и текстами учебника. Творческие виды познавательной деятельности учащихся, написание сочинений и рефератов.

    курсовая работа , добавлен 17.09.2013

    Основы формирования творческой личности. Анализ уровней познавательной активности у дошкольников. Виды изобразительного искусства, их влияние на творческую активность дошкольников. Основные задачи программы формирования творческой активности дошкольников.

    курсовая работа , добавлен 18.06.2012

    Сущность познавательного интереса ребенка в процессе обучения. Уровень развития и особенности формировании активности, самостоятельности и инициативности учеников. Психологическая составляющая развития познавательного интереса у младших школьников.

Активность - это психическое качество, черта характера человека, выражающаяся в усиленной деятельности человека.

Познавательная (учебная) активность школьника выражается в стремлении учиться, преодолевая трудности на пути приобретений знаний, в приложении максимума собственных волевых усилий и энергии в умственной работе. Речь идет не только о внешней активности (поднятие рук, переписывание, бездумное перелистывание книги и т. п.), а главным образом о внутренней, мыслительной активности школьника, о творческом мышлении.

Психологи убеждают, что познавательная активность школьника - качество не врожденное и не постоянное, она динамически развивается, может прогрессировать и регрессировать под воздействием школы, товарищей, семьи, труда и других социальных факторов. На уровень активности сильно влияют отношения учителя и стиль его общения с учащимися на уроке, успеваемость и настроение самого школьника (успехи в учебе и положительные эмоции повышают познавательную активность). Поэтому у одного и того же ученика на различных уроках познавательная активность резко меняется, в зависимости от того, какой учитель учит, чему учит и как учит, как он умеет активизировать класс.

Учителя-новаторы Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, Е.Н. Ильин, С.Н. Лысенкова, В.Ф. Шаталов, их последователи и другие опытные учителя практически доказывают, что только подлинное сотрудничество учителя и учащихся обеспечивает на уроке активную учебную деятельность класса. Например, работая с опорными сигналами, учащиеся с желанием и старательно сами воспринимают, осмысливают, запоминают, применяют знания и контролируют усвоение.

Под активизацией познавательной деятельности подразумевается целенаправленная педагогическая деятельность учителя по повышению уровня (степени) учебной активности школьников, по стимулированию у них учебной активности. Действия учителя, которые побуждают школьников к старательному учению, способствуют созданию положительного отношения к учебной работе и знаниям, являются средствами активизации.

Разумеется, степень познавательной активности учеников зависит и от них самих, от их воспитанности, сознательности, любознательности, волевых усилий, ведь ученик не только объект, но и субъект учебного процесса.. Вся трудность противоречивость обучения в том и заключается, что на уроке необходима познавательная активность учащихся, а она зависит от учителя, от его умения активизировать их. Степень активности школьников является реакцией на методы и приемы работы учителя, интегративным показателем его педагогического мастерства.

Г.И. Щукина рассматривает познавательную активность как «ценное и сложное личностное образование школьника, интенсивно формирующееся в школьные годы», которое «выражает особое состояние школьника и его отношение к деятельности».

С данной трактовкой познавательной активности перекликается определение И. Шамовой: «Активность в учении... не просто деятельностное состояние школьника, а качество этой деятельности, в которой проявляется личность ученика с его отношением к содержанию, характеру деятельности и стремлением мобилизовать свои нравственно-волевые усилия на достижение учебно-познавательной цели».

Обращает на себя внимание направленность перечисленных выше определений: они все характеризуют позицию учащегося, поскольку речь идет об их познавательной активности. Между тем активизация познавательной деятельности - это двусторонний процесс. Условия, активизирующие процесс познания, создает, прежде всего, учитель, а демонстрирует результат этих условий - собственно познавательную активность - ученик.

Сам процесс познания обычно представляют как последовательную цепь: восприятие -> запоминание -> сохранение -> воспроизведение -> интерпретация полученных знаний. Очевидно, что активизация познания может осуществляться на всех последовательных этапах. Но состояние активности как ответной реакции ученика на условия, созданные педагогом, может проявиться и на каком-либо одном из этапов.

С.Л. Рубинштейн отмечал, что «один и тот же процесс может быть (и обыкновенно бывает) и интеллектуальным, и эмоциональным, и волевым». В силу индивидуальных и возрастных различий для одних учащихся процесс обучения опирается более всего на эмоциональную основу, у других - на интеллектуальную, у третьих - на волевую и т.д.

Поэтому одни школьники активно включаются только в отдельные этапы процесса познания, а другие сохраняют внимательность, заинтересованность и самостоятельность в течение всего занятия, разность отражается в уровнях {степени) познавательной активности, выделяемых различными авторами.

Г.И. Щукина выделяет репродуктивно-подражательную, поиско-исполнительскую и творческую активность, тем самым, предлагая методическое основание для активизации познавательной деятельности учащихся. Здесь разделение уровней познавательной активности соответствует одной из классификаций методов обучения.

Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к старательному учению. При активных методах все учащиеся класса на уроке работают интенсивно, с интересом и желанием: внимательно слушают - думая, наблюдают - думая, читают - думая, выполняют практические задания - думая.

В школьной практике и в методической литературе традиционно принято делить методы обучения по источнику знаний на три группы: словесные (рассказ, лекция, беседа, чтение), наглядные (демонстрация натуральных, экранных и других наглядных пособий, опытов) и практические (лабораторные и практические работы). Каждый из них может быть и более активным, и менее активным, пассивным. Каждый метод обучения по источнику знаний обладает активизирующими потенциями, реализация которых зависит от творчества учителя, например от его умения, создавать на уроке проблемную ситуацию.

Вообще методы обучения сложны, многофакторны, переходят друг в друга, грани между ними относительны. Вот почему современная педагогика внутри каждой традиционной группы методой выделяет по степени познавательной активности учащихся две подгруппы (два варианта) методов: проблемно-поисковые и репродуктивные (объяснительно - иллюстративные). Зверев И.Д. и А.Н. Мягкова, характеризуя школьную лекцию, рассказ учителя, работу с экранными пособиями и раздаточным материалом по биологии, пишут, что эти методы «используются как в объяснительно - иллюстративном, так и в проблемном плане»

ТИ. Шамова также выделяет три уровня познавательной активности, но определяет их не по методам обучения, а по образу действия: воспроизводящая, интерпретирующая и творческая активность. Находясь на первом уровне познавательной активности, учащийся должен научиться воспроизводить при необходимости полученные знания или умения. Название интерпретирующего уровня говорит само за себя: уже имея некоторые знания, необходимо научиться трактовать их в новых учебных условиях, отталкиваясь от привычных образцов.

Творческий уровень познавательной активности характерен для учащихся, которые не только усваивают связи между предмета и явлениями, но и пытаются найти для этой цели новый способ. И в той, и в другой классификации речь идет об учащемся, который постоянно демонстрирует активность (разного уровня) в овладении знаниями. Учащиеся имеют различную степень включенности в процесс познания. Нельзя игнорировать позицию того школьника, который пассивно принимает знания (в социологии - это одностороннее принятие), и того, чья активность время от времени включается в познавательный процесс в зависимости от учебной ситуации. Вот почему предлагается еще один подход к познавательной активности, где выделяется нулевой уровень активности, характеризующийся не отказом от учебной деятельности, а скорее, индифферентным к ней отношением, ситуативно-активный как переходная ступень от нулевой к стабильной, исполнительской активности в учебном процессе; и творческий, где максимально может раскрыться субъектная позиция школьника. Таким образом, познавательную активность можно охарактеризовать как личностное свойство , которое приобретается, закрепляется и развивается особым образом, в организованном процессе познания с учетом индивидуальных и возрастных особенности учащихся, развивающееся по определенным уровням (таблица 1.)

познавательный активность педагогический технология

Таблица 1 - Уровни познавательной активности учащихся

Основание для классификации

Методический подход (по Г.И. Щукиной)

Стадии познавательного процесса (по Т.И. Шамовой)

Степень включенности учащегося в процесс обучения

Нулевая активность. Пассивность ученика, предпочитает режим давления со стороны педагога

Репродуктивно-подражательная активность. Опыт учебной деятельности накапливается через усвоение образцов, при этом уровень собственной активности личности недостаточен

Воспроизводящая активность. Ученик должен понять, запомнить и воспроизвести знание, овладеть способами его применения по образцу

Ситуативная активность. Активность учащегося проявляется лишь в определенных учебных ситуациях (интересное содержание урока, приемы обучения и пр.), определяется в основном эмоциональным восприятием

Поисково-исполнительная деятельность. Ученик не просто принимает задачу, а сам отыскивает средства её выполнения

Интерпретирующая активность. Выявление смысла, стремление познать связь меду явлениями

Исполнительская активность. Наработки привычными приемами учебных действий обеспечивают быстрое восприятие уч. задачи и самостоятельность в ходе решения.

Творческая активность

Творческая активность

Творческая активность

Задачи м.б. поставлена самим школьником, избираются нестандартные пути решения

Попытка найти новый способ решения

Готовность ученика включится в нестандартную уч. ситуацию, поиск новых средств для решения задач.

Обзор материала

Учение, лишённое всякого интереса

и взятое только силой принуждения,

убивает в ученике охоту к

овладению знаниями.

Приохотить ребёнка к учению –

гораздо более достойная задача,

чем приневолить.

К.Д. Ушинский

Вопросы учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет большое значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся.

Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация познавательной деятельности обучающихся . Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Одним из существенных недостатков знаний обучающихся остается формализм, который проявляется в отрыве заученных теоретических знаний от умения применить их на практике.

В условиях гуманизации образования существующая теория и технология массового обучения должна быть направлена на формирование сильной личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способной смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность, т.е. личности саморазвивающейся и самореализующейся.

Активизация познавательной деятельности учащихся

В современном образовательном процессе на первый план выступает не просто овладение учащимися предметными знаниями, умениями и навыками, объём которых постоянно растёт, а сама личность ученика как активного деятеля, имеющего соответствующую структуру потребностно-мотивационной сферы. Именно характер потребностей, мотивов, интересов, лежащих в основе деятельности, определяет направление и содержание активности каждой личности. При этом вовлечённость в познавательную деятельность, активность, инициативность в ней, удовлетворённость собой и своим результатом обеспечивают переживание осмысленности, значимости происходящего, являются основой для дальнейшего самосовершенствования и самореализации человека.

Обучение - это напряженная, сложная деятельность, при которой необходимо большое усилие ума, воли, воображения, памяти. Отражая все существенные свойства педагогического процесса (двусторонность, направленность на всестороннее развитие личности, единство содержательной и процессуальной сторон), обучение в то же время имеет и специфические качественные отличия.

Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.). Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку, учебно-познавательной деятельности или учении.

Отношение учащихся к процессу обучения обычно характеризуется активностью. Активность (обучения, освоения, содержания) определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности.

С активностью непосредственно сопрягается еще одна важная сторона мотивации учения учащихся - это самостоятельность , которая связана с определением объекта, средств деятельности, её осуществления самим учащимся без помощи взрослых и учителей. Познавательная активность и самостоятельность неотделимы друг от друга: более активные учащиеся, как правило, и более самостоятельные; недостаточная собственная активность учащегося ставит его в зависимость от других и лишает самостоятельности.

Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией. Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стереотипной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации - формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.

В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.

Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:

Отстаивать свое мнение;

Принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;

Ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;

Рецензировать ответы товарищей;

Оценивать ответы и письменные работы товарищей;

Заниматься обучением отстающих;

Объяснять более слабым учащимся непонятный материал;

Самостоятельно выбирать посильное задание;

Находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);

Создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;

Решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.

При выборе тех или иных методов обучения необходимо прежде всего стремится к продуктивному результату. При этом от учащегося требуется не только понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и уметь ими оперировать, применять их в практической деятельности, развивать, ведь степень продуктивности обучения во многом зависит от уровня активности учебно-познавательной деятельности учащегося.

Очень важно, чтобы учебно-познавательная деятельность учащихся носила творческий, поисковый характер и по возможности включала в себя элементы анализа и обобщения. Процесс изучения того или иного явления или проблемы должны по всем признакам носить исследовательский характер. Это является еще одним важным принципом активизации учебно-познавательной деятельности: принцип исследования изучаемых проблем и явлений.

Все это требует применять такие формы и методы обучения, которые по возможности учитывали бы индивидуальные особенности каждого учащегося, т.е. реализовать принцип индивидуализации учебного процесса.

Не менее важным в учебном процессе является механизм самоконтроля и саморегулирования, т.е. реализация принципа самообучения. Данный принцип позволяет индивидуализировать учебно-познавательную деятельность каждого учащегося на основе их личного активного стремления к пополнению и совершенствованию собственных знаний и умений, изучая самостоятельно дополнительную литературу, получая консультации.

Активность как самостоятельной, так и коллективной деятельности учащихся возможна лишь при наличии стимулов. Поэтому в числе принципов активизации особое место отводится мотивации учебно-познавательной деятельности. Главным в начале активной деятельности должна быть не вынужденность, а желание учащегося решить проблему, познать что-либо, доказать, оспорить.

Принципы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, также как и выбор методов обучения, должны определятся с учетом особенностей учебного процесса. Помимо принципов и методов, существуют также и факторы, которые побуждают учащихся к активности, их можно назвать еще и как мотивы или стимулы преподавателя, что бы активизировать деятельность учащихся.

В числе основных факторов, побуждающих учащихся к активности, можно выделить:

Творческий характер учебно-познавательной деятельности сам по себе является мощным стимулом к познанию. Исследовательский характер учебно-познавательной деятельности позволяет пробудить у учащихся творческий интерес, а это в свою очередь побуждает их к активному самостоятельному и коллективному поиску новых знаний.

Состязательность также является одним из главных побудителей к активной деятельности учащегося. Однако в учебном процессе это может сводится не только к соревнованию за лучшие оценки, это могут быть и другие мотивы. Например, никому не хочется «ударить в грязь лицом» перед своими однокурсниками, каждый стремится показать себя с лучшей стороны (что он чего-то стоит), продемонстрировать глубину своих знаний и умений. Состязательность особенно проявляет себя на занятиях, проводимых в игровой форме.

Игровой характер проведения занятий включает в себя и фактор профессионального интереса, и фактор состязательности, но независимо от этого представляет собой эффективный мотивационный процесс мыслительной активности учащегося. Хорошо организованное игровое занятие должно содержать «пружину» для саморазвития. Любая игра побуждает её участника к действию.

Учитывая перечисленные факторы, мастер может безошибочно активизировать деятельность учащихся, так как различный подход к занятиям, а не однообразный, это прежде всего у учащихся вызовет интерес к занятиям, учащиеся будут с радостью идти на занятия, так как предугадать мастера не возможно.

Эмоциональное воздействие вышеназванных факторов на обучающегося оказывает и игра, и состязательность, и творческий характер, и профессиональный интерес. Эмоциональное воздействие также существует, как самостоятельный фактор и является методом, который пробуждает желание активно включится в коллективный процесс учения, заинтересованность, приводящая в движение.

Широкое использование в современной жизни обуславливает их активное внедрение в образование. Применение компьютеров на уроках значительно повышает интенсивность учебного процесса. Персональный компьютер является уникальным средством обучения благодаря своим функциональным возможностям. Использование современных компьютерных технологий в учебном процессе является необходимым условием модернизации образования.

Необходимо отметить, что этап активизации познавательной деятельности обучающихся в данном случае увеличивается . Это необходимое условие успешности обучения, так как без интереса к пополнению недостающих знаний, без воображения и эмоций немыслима творческая деятельность ученика.

Проблемное обучение

В обучении активную роль играют учебные проблемы, сущность которых состоит в преодолении практических и теоретических препятствий в создании таких ситуаций в процессе учебной деятельности, которые приводят учащихся к индивидуальной поисково-исследовательской деятельности.

Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством мастера самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем, в ходе которых у учащихся формируются новые знания, умения, навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностные качества. Проблемная ситуация включает эмоциональную, поисковую и волевую сторону. Ее задача - направить деятельность учащихся на максимальное овладение изучаемым материалом, обеспечить мотивационную сторону деятельности, вызвать интерес к ней. В качестве проблемных заданий могут выступать учебные задачи, вопросы, практические задания.

П роблемное обучение осуществляется в трех основных формах:

1. Проблемное изложение . Преподаватель ставит проблему и вскрывает пути её решения, демонстрирует учащимся ход научного мышления, заставляя их следить за ходом движения мысли к истине, делает учащихся как бы соучастником научного поиска.

2. Частично–поисковая деятельность . Работа учащихся направляется с помощью специальных вопросов, побуждающих к самостоятельному рассуждению, активному поиску ответов на отдельную часть проблемы.

3. Исследовательская деятельность . Самостоятельный поиск учеником решения проблемы.

Сущность проблемного обучения заключается в столкновении учащихся с учебными и производственными ситуациями и постановка их в этих ситуациях в положение «первооткрывателей», «исследователей».

При подготовке к уроку необходимо моделировать разные варианты отдельных моментов урока, направленных на оформление мысленной деятельности учащихся. В исследовании и формировании мышления особенно велико значение моделей-эталонов, пользуясь которыми мастер может прогнозировать различные ситуации, например, такие, как модель качества знаний в их взаимосвязи с уровнями и этапами мысленной деятельности. Они помогают при планировании целей и задач урока. Мастер, подготавливаясь к занятиям, обдумывает, какие возможности представляет учебный материал для развития мышления учащихся и как на этом уроке они могут быть реализованы. Например, сталкивая и сравнивая противоречивые мнения, мастер создает проблемную ситуацию. Возникает положительный мотивационный фон, это заставляет учащихся сравнивать, доказывать, отстаивать свою позицию.

В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций: психологическую и педагогическую . Первая касается деятельности учеников, вторая представляет организацию учебного процесса.

Методические приемы создания проблемных ситуаций :

- подвести учащихся к противоречию и предложить им самим найти способ его решения;

- изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос;

- предложить учащимся рассмотреть явление с различных позиций (например, руководителя, секретаря, юриста);

- побудить учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

- ставить конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику, рассуждения);

- определить проблемные теоретические и практические задания;

- ставить проблемные задачи (например, с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения).

Для реализации проблемной технологии необходимы:

- отбор самых актуальных, сущностных задач;

- определение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы;

- построение оптимальной системы проблемного обучения, создание учебных и методических пособий и руководств;

- мастерство и личностный подход мастера производственного обучения, способные вызвать активную познавательную деятельность учащихся.

Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов мастера, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Ни слишком трудная, ни слишком легкая познавательная задача не создает проблемной ситуации для учеников. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении закреплении, контроле. Создавая проблемную ситуацию мастер направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, учащийся ставится в позицию субъекта своего обучения и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия.

Деловая игра

Главная цель производственного обучения – практическое обучение учащихся профессиональному производительному труду, т.е. целесообразной деятельности человека по созданию материальных ценностей. Качественная профессиональная подготовка молодых специалистов в современных рыночных условиях является одним из важнейших факторов, обеспечивающих ускорение экономического развития страны.

Располагать знаниями – это еще не значит уметь их использовать. Разрыв между теорией и практикой возникает в силу того, что учебный процесс в основном ориентирован на накоплении информации. В связи с этим и необходимы активные методы обучения, которые бы давали возможность научить практической работе еще до того, как наступит реальная ситуация, научить такому опыту, который нельзя передать словами и который приобретается в процессе действия, участия, принятия решений, дискуссий.

Чтобы привлечь учащихся к работе, заинтересовать их, необходимо активизировать мыслительную и познавательную деятельность учащихся. В решении задач по формированию личности, отвечающей требованиям сегодняшнего дня, помогают активные, нестандартные формы и методы проведения урока. Нестандартный, или инновационный, урок – это занятие, имеющее нетрадиционную, гибкую структуру и ориентированное, главным образом, на повышение интереса учащихся к обучению посредством новой формы организации их учебной деятельности.

По форме проведения можно выделить следующие группы нетрадиционных уроков:

- уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, интервью, репортаж;

- уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, дискуссия, телемост, диалог, «живая газета»;

- уроки-фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз;

- уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, ученый совет.

В процессе подготовки специалистов, в том числе секретарей, эффективность обучения значительно повышается при использовании деловых игр. Игры позволяют внести разнообразие, влияют на развитие творческого потенциала обучающегося.

Существуют следующие виды игр:

а) Организационно – деятельностные.

Предусматривают коллективную мыслительную деятельность на основе развёртывания содержания обучения в виде системы проблемных ситуаций и взаимодействия всех субъектов обучения в процессе их анализа. Обучаемые знакомятся с ситуацией, с совокупностью взаимосвязанных фактов и явлений, характеризующих конкретное событие, возникающее перед специалистом в его профессиональной практике и требующее от него соответствующего решения, учащиеся предлагают свои решения в той или иной ситуации, которые коллективно обсуждаются.

б) Ролевые игры.

Характеризуются наличием задачи или проблемы и распределением ролей между участниками её решения, т.е. это создание ситуации при которой участники берут на себя определённую роль.

в) Деловые игры.

Представляют собой имитационное моделирование реальной деятельности, например, профессиональной, политической, социальной, технической и т.д.

г) Познавательно – дидактические игры.

В них создают ситуации, включающие учащегося в необычную игровую ситуацию, в «проживание» ситуации.

Так что же такое игра? Игра – вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Наряду с трудом и ученьем игра – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

Игровая деятельность выполняет следующие функции:

- развлекательную (основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

- функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей.

Деловые игры в производственном обучении (игры учебно-производственного характера) – метод группового обучения совместной деятельности в процессе решения общих и конкретных практических задач, максимально возможного приближения к реальным проблемным ситуациям. Деловые игры воспроизводят действия участников, стремящихся найти наиболее оптимальные пути решения производственно-технических, социально-экономических, управленческих проблем.

Деловая игра используется для решения комплексных задач, усвоения нового, закрепления пройденного материала, развития творческих способностей, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.

Использование игровых форм обучения позволяет существенно пересмотреть процедуру контроля знаний. Игровые ситуации вырабатывают у учащихся способность к критической оценке другого, действующего производства, умения находить решения по его совершенствованию и являются стимулом активизации самостоятельной работы учащихся по приобретению профессиональных знаний, умений, навыков. И в этой связи следует не забывать о том, что очень важно мастеру производственного обучения в процессе игры помогать общению между учащимися.

Мастер производственного обучения является организатором игровых ситуаций, и тут должны проявляться его организаторское мастерство и способность уметь направлять игру в нужное русло, придав ей азарт, интерес и помочь учащимся правильно разрешить сиюминутную ситуацию. Игровой темп также зависит от мастера. Он должен уметь четко и понятно изложить условия игры, организовать быструю раздачу игрового оснащения.

Для меня наиболее интересно проводить различные конкурсы между учащимися, разделенными на команды. Работая в команде, каждый учащийся чувствует ответственность за выполнение своей работы, т.к. при подсчете баллов учитывается результат каждого члена команды. Учащиеся стараются выразить себя, показать свою манеру мышления, способность отстаивать свою точку зрения. Уроки-соревнования помогают развивать внимание, память, речь, мышление; позволяют сравнивать, сопоставлять, находить аналогии; развивают творческие способности, умение находить оптимальные решения; развивать мотивацию учебной деятельности. При проведении соревнований у учащихся происходит формирование определенных подходов к выполнению заданий; воспитывается самостоятельность, воля к победе; происходит воспитание сотрудничества, общительности, коммуникабельности, умение работать в команде, уважение к сопернику.

Известно, что любому соревнованию присущи элементы состязательности, поэтому необходимо уметь правильно развивать и поддерживать дух соревнований. Это во многом определяет результат игры, которая должна быть направлена на коллективное, а не на индивидуальное соревнование.

Использование информационно-коммуникационных технологий для активизации познавательной деятельности учащихся

Применение новейших средств информационно-коммуникационных технологий в образовании приобретают в настоящее время всё большую актуальность. Данные технологии обладают большим спектром возможностей, позволяющих стимулировать познавательный интерес учащихся, а, значит, повысить эффективность процесса обучения.

Таким образом, практический опыт по реализации возможностей информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения является востребованным и перспективным.

ИКТ определяются как «совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах её пользователей».

Современные информационные средства играют роль каналов передачи обучаемым мыслей, чувств, эмоций их создателей и служат обучаемым каналами презентаций собственных суждений, реализации продуктов своей созидательной деятельности.

Работая в дидактической информационной среде, ученик заинтересован не только в конечных результатах деятельности, но и в самой деятельности. Высшая форма развития познавательного интереса при обучении с использованием электронных средств обучения - это интерес к продуктивной деятельности, самостоятельному творчеству. Такой интерес формируется целенаправленно в совместной деятельности всех субъектов образовательного процесса.

Выделяются следующие возможности ИКТ, способствующие развитию познавательного интереса учащихся:

Психофизиологически ориентированное обучение, при котором ИКТ обеспечивают множественные каналы подачи информации и создают условия, способствующие её восприятию и запоминанию;

- наглядное представление различного рода процессов, явлений, событий, зависимостей, теоретических понятий;

Моделирование с помощью ИКТ позволяет изучать объект или явление в различных условиях, с разных точек зрения, воздействуя на все органы чувств человека и формируя красочный, объёмный образ изучаемого объекта, ассоциативные связи, способствующие лучшему усвоению материала;

Возможность повысить степень учёта эргономических требований к учебным материалам: можно выбрать размер, тип шрифта, разместить в тексте не только рисунки, но и звуковые фрагменты, видео;

Интерактивность;

Личностно-ориентированное обучение: учащийся может пересоздавать любой текст из сети, отбирая нужные аргументы, выстраивая их в определённую логику доказательности, отражающую его собственную точку зрения, образ его мыслей;

Ориентация на индивидуализацию обучения в условиях коллективной деятельности;

Оптимальный темп обучения, контроль и корректировка хода усвоения учащимися учебного материала. Результат работы виден непосредственно на уроке, ученик получает возможность реализовать собственные методы и приёмы работы;

Воспитательные возможности: приучают к аккуратности, вниманию, чёткости, развивают умение планировать свою деятельность, принимать ответственные решения;

Ориентация на познавательные мотивы обучаемых (в отличие от традиционной мотивации достижения);

Позволяет концентрировать внимание на усвоении наиболее сложных тем и понятий.

Специфика компьютера как средства обучения связана с такими его характеристиками как комплексность, универсальность, интерактивность. Используя компьютер, можно организовать на уроке индивидуальную, парную и групповую формы работы. Однако необходимо помнить, что компьютер не может заменить учителя на уроке. Необходимо тщательно планировать время работы с компьютером и использовать его именно тогда, когда в нем есть действительная необходимость.

В настоящее время широко используются мультимедийные технологии. Термин "мультимедиа" означает: много сред. Такими информационными средами являются: текст, звук, видео. Программные продукты, использующие все эти формы представления информации, называются мультимедийными.

Мультимедийная презентация наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока:

- образовательный аспект : восприятие учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения;

- развивающий аспект : развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности учащихся;

- воспитательный аспект : воспитание научного мировоззрения, умения четко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.

Работа в компьютерной сети, приводит к расширению контактов, возможностей обмена социокультурными ценностями, развитию процессов воображения, интенсивному изучению иностранных языков, преодолению коммуникативного дефицита, обмена ситуативными эмоциональными состояниями и ряду других позитивных эффектов.

Другим примером применения компьютера является контроль полученных знаний. Компьютерное тестирование само по себе нетрадиционно, т.к. все мы привыкли к тестам, выполненным на бумаге. По сравнению с традиционными формами контроля компьютерное тестирование имеет ряд преимуществ:

Быстрое получение результатов;

Объективность в оценке знаний; - развивать творческий подход к окружающему миру,

Компьютеры служат подспорьем, позволяющим сэкономить время и сделать работу более эффективной: осуществить поиск информации, решить большее количество задач (и уменьшить домашнее задание), проанализировать результаты, воспользоваться графическими возможностями компьютера, способствуют развитию интереса учащихся к изучаемому предмету, стимулированию познавательной и творческой активности и самостоятельности учащихся, формированию коммуникативных навыков, обеспечению объективного контроля знаний, качества усвоения материала учащимися и т.д.

Таким образом, новые информационные технологии , применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся , что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.

Заключение

На современном этапе развития образования проблема активизации познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов.

Выполнение такого рода задач становится возможным только в условиях активного обучения, стимулирующего мыслительную деятельность учащихся. Активное обучение , которое осуществляется с помощью активных методов, способствует формированию познавательного интереса к приобретению знаний и учебной деятельности.

Методы активизации познавательной деятельности : вооружают знаниями, умениями и навыками; содействуют воспитанию мировоззрения, нравственных, эстетических качеств учащихся; развивают их познавательные силы, личностные образования (активность, самостоятельность, познавательный интерес); выявляют и реализуют потенциальные возможности учащихся; приобщают к поисковой и творческой деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод, что для успешного обучения необходимо вызвать у учащихся интерес к овладению знаниями.

Скачать материал

Активизация познавательной деятельности учащихся.

Способы, методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся

Принципы активизации познавательной деятельности учащихся. Факторы, побуждающие учащихся к активности

Активизация познавательной деятельности учащихся. Уровни познавательной активности учащихся

Активизации познавательной деятельности учащихся

Обучение - самый важный и надежный способ получения систематического образования. Отражая все существенные свойства педагогического процесса (двусторонность, направленность на всестороннее развитие личности, единство содержательной и процессуальной сторон), обучение в то же время имеет и специфические качественные отличия.

Будучи сложным и многогранным, специально организуемым процессом отражения в сознании учащегося реальной действительности, обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей.

Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.). Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности или учении.

Обучение всегда происходит в общении и основывается на вербально-деятельностном подходе. Слово одновременно является средством выражения и познания сущности изучаемого явления, орудием коммуникации и организации практической познавательной деятельности учащихся.

Обучение, как и всякий другой процесс, связано с движением. Оно, как и целостный педагогический процесс, имеет задачную структуру, а, следовательно, и движение в процессе обучения идет от решения одной учебной задачей к другой, продвигая учащегося по пути познания: от незнания к знанию, то неполного знания к более полному и точному. Обучение не сводится к механической «передаче» знаний, умений и навыков, т.к. обучение является двусторонним процессом, в котором тесно взаимодействуют педагоги и учащиеся: преподавание и учение.

Отношение учащихся к учению преподавателя обычно характеризуется активностью.


Активность (учения, освоения, содержания и т.п.) определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности.

В структуре активности выделяются следующие компоненты:

· готовность выполнять учебные задания;

· стремление к самостоятельной деятельности;

· сознательность выполнения заданий;

· систематичность обучения;

· стремление повысить свой личный уровень и другие.

С активностью непосредственно сопрягается еще одна важная сторона мотивации учения учащихся это самостоятельность, которая связана с определением объекта, средств деятельности, её осуществления самим учащимся без помощи взрослых и учителей. Познавательная активность и самостоятельность неотделимы друг от друга: более активные школьники, как правило, и более самостоятельные; недостаточная собственная активность учащегося ставит его в зависимость от других и лишает самостоятельности.

Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией .

Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стерео типичной деятельности, спада и застоя в умственной работе.

Главная цель активизации - формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.

В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.

Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:

· отстаивать свое мнение;

· принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;

· ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;

· рецензировать ответы товарищей;

· оценивать ответы и письменные работы товарищей;

· заниматься обучением отстающих;

· объяснять более слабым учащимся непонятные места;

· самостоятельно выбирать посильное задание;

· находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);

· создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;

· решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.

Можно утверждать , что новые технологии самостоятельного обучения имеют в виду, прежде всего повышение активности учащихся: истина, добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность.

Отсюда можно сделать вывод, что успех обучения в конечном итоге определяется отношением учащихся к учению, их стремлению к познанию, осознанным и самостоятельным приобретение знаний, умений и навыков, их активностью.

Современные требования к высшей школе определяют необходимость создания единой комплексной программы совершенствования методов обучения. В этих условиях особое внимание обращается на методы, активизирующие познавательный процесс.

Центральным понятием в решении этого вопроса является понятие активизация учебной деятельности , под которой понимается целеустремеленная деятельность преподавателя, направленная на разработку и использование такого содержания, форм, методов, приемов и средств обучения, которые способствуют повышению интереса, активности, творческой самостоятельности учащихся в усвоении знаний, формировании умений и навыков, применения их на практике.

Активность учащихся в обучении — это волевое действие, деятельное состояние, характеризующее усиленную познавательную деятельность личности.

Активность проявляется в различных видах деятельности и бывает внешняя и внутренняя.

Внешняя (моторная) активность легко определяется преподавателем, так как ее признаки ярко выражены — учащийся деятелен — на лекциях конспектирует, на практических занятиях - отвечает и решает, на лабораторных - выполняет опыты.

Внутренняя (мыслительная) активность характеризуется тем, что предполагает наличие внешней активности. Но, кроме того, ей присущи специфические признаки — напряженность умственных сил, мыслительных действий и операций — анализа, синтеза, сравнений, обобщения.

Высший уровень активности — творческая активность — это стремление проникнуть в сущность изучаемых вещей и явлений, способность вносить элементы новизны в способы выполнения учебного задания.

Развитие творческой активности связано с активизацией учебной деятельности учащегося, которую осуществляет преподаватель.

Активизация познавательной деятельности требует от педагога умелого руководства познавательной деятельностью, понимания целесообразность применяемых форм, методов и средств обучения.

Решение проблемы активизации познавательной деятельности требует:

— разработки приемов и способов, способствующих активизации познавательной деятельности,

— вооружения преподавателей этими методами и приемами, т.е. активизации деятельности самого преподавателя,

— создания условий для активной учебной работы, научного поиска учащихся, вооружения их способами и приемами активного мышления.

К понятию активизации познавательной деятельности примыкает понятие интенсификации обучения — изыскание возможностей передачи учащимся возрастающего объема информации при неизменной продолжительности обучения.

Интенсификация обучения рассматривается сегодня как одна из кардинальных задач развития всей системы образования. Идет поиск путей, которые позволили бы повысить темпы обучения, не снижая требования к качеству занятий обучаемых. Решение этой задачи требует внедрения более совершенных, научно обоснованных методов руководства учебно-познавательной деятельностью, мобилизирующей творческие способности личности.

По способу организации обучения выделяются :

— активные методы обучения,

— традиционные — информационные, сообщающие, которые мы с вами рассматривали на предыдущей лекции.

Под методами активного обучения понимается совокупность способов организации и управления учебно-познавательной деятельностью, которые обладают по сравнению с традиционными методами, следующими основными особенностями.

1. Принудительная активизация мышления и поведения учащихся, т.е. их вынужденная активность.

Суть этой особенности в том, что каждый учащийся непрерывно побуждается к активной деятельности, не может не быть активным, независимо от того, желает он этого или нет.

2. Достаточно длительное время вовлечения всех учащихся в активное обучение (практически на протяжении всего занятия).

Таким образом, активность учащегося не кратковременна, носит не эпизодический характер. Поэтому можно говорить о сопоставлении периода активной работы на занятии учащегося с периодом активной деятельности на том же занятии преподавателя или обучающей машины.

Уровни познавательной активности

Первый уровень - воспроизводящая активность .

Характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: «Почему?»

Второй уровень - интерпретирующая активность .

Характеризуется стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.

Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что учащийся стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.

Третий уровень - творческий .

Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ.

Характерная особенность - проявление высоких волевых качеств учащегося, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы. Данный уровень активности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования между тем, что учащийся знал, что уже встречалось в его опыте и новой информацией, новым явлением. Активность, как качество деятельности личности, является неотъемлемым условием и показателем реализации любого принципа обучения.