Темперамент. Презентация к профориентационному занятию "Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка" презентация к уроку по психологии (9 класс) на тему Мотивационные и инструментальные черт личности человека


ЛЕВ Импульсивный, активный, решительный, берет ситуацию в свои руки, специалист по контролю (что, как, когда, где), сильно выраженные лидерские качества Важно: все пожелания и критика должна высказываться в дружелюбной форме, любит факты, должны быть определены четкие сферы влияния Проблемы: не терпит соперников в достижениях, не интересует процесс выполнения задачи, может быть недостаточно гуманен (идти по головам) Рукопожатие – рука сверху и согнута в локте.



Креативщик Экспрессивные Серфинг (ловит волну) – движим чутьем, инициативой, развита интуиция, имеют чувство юмора Важно: вдохновение, внимание, признание, рукопожатия, объятия. Нельзя сильно давить, нужно выслушать, тогда дело будет доведено до конца. Проблемы: неорганизованны, не всегда доводят дело до конца, чувства затмевают конечную цель проекта.


ДРУЖЕЛЮБНЫЙ Помощники, дружелюбные, специалисты по отношениям, умеют держать баланс в коллективе. Стремятся к честным, доверительным отношениям. Точно передает климат в коллективе. Важно: если в коллективе конфликт, проблема в отношениях, может закрыться, молчать. Необходима доверительная беседа, вдохновение. Проблема: нерешительны, не терпят давление


Аналитик Аккуратен, точен, любит факты, статистику. Объясняет, учит. Дает возможность планировать работу, правильно распределять обязанности. Важно: говорит только то, в чем полностью уверен, испытывает стресс при хаосе, беспорядке. Не любит спонтанных решений, нужно время на подготовку. Проблема: медлительность, не принимает решения, не инициативен, не общителен, равнодушен к проблемам.




















Холерический темперамент Люди этого темперамента быстры, подвижны, возбудимы. У холериков выразительная мимика, живая речь, резкие движения. Его чувства обычно быстро возникают и ярко проявляются. Холерик с увеличением берется за дело, работает с подъемом, преодолевая трудности. Когда запас энергии истощается, настроение резко падает. В общении с людьми холерик может быть резок, провоцируя конфликтные ситуации.


Сангвиники Высокая работоспособность, легко сосредотачивает внимание, может параллельно выполнять несколько дел. Легко загорается интересом к новой работе, но быстро угасает, загорается новым видом работы. Проявляет организаторские способности. Хорошие работники на ответственных и опасных местах. Не способен вникать в детали и не переносит однообразия и монотонности.


Противопоказана деятельность, требующая значительного напряжения, связанная с неожиданностями и осложнениями. В работе меланхоликам необходимы постоянная поддержка и регулярный отдых. Меланхолики – тонкие и наблюдательные люди, способные замечать такие детали в поведении людей, которые те хотят скрыть, что можно использовать в профессиональной деятельности. Возможно, не следует выбирать работу, где требуется постоянное общение с людьми, а вот « общение » с компьютерами для него подходит больше. Меланхолики


Флегматичный темперамент Флегматики медлительны и уравновешенны. Доводят начатое дело до конца. Следует развивать - большую подвижность, активность, не допускать, чтобы он проявлял безразличие к деятельности, вялость, инертность, которые очень легко могут сформироваться в определенных условиях. У флегматиков есть склонность к систематической работе, умение концентрироваться на поставленной задаче, вдумчивость – необходимые профессиональные качества ученого, исследователя.




Способности Это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Способности Природные (восприятие, память, мышление) Специфические (музыкальные, Математические, лингвистические и т. д.)







Эмоция – это более длительная реакция, которая возникает не только на свершившиеся события, но, главным образом, на предполагаемые или вспоминаемые. (« уход в себя », чувство одиночества, паника, страх). Чувства – это отношения к конкретным событиям или людям (возможно, воображаемым)


Настроения – наиболее длительное состояние. Настроение отражает общее состояние переживаний человека. Настроение может быть приподнятым или подавленным. К настроению относят скуку, печаль, страх, отчаяние, радость, надежду, увлеченность. Стресс – реакция организма в ответ на неожиданную и напряженную обстановку. Выражается в мобилизации резервных возможностей организма. Возникает в ответ на любое неблагоприятное воздействие – холод, усталость, боль, унижение и т. д.

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВОНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН ТАШКЕНТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ НИЗАМИ КАФЕДРА ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Характер


  • План:
  • Психологическая характеристика темперамента.
  • Виды темпераментов.
  • Физиологические основы темперамента.
  • Особенности проявления темперамента у детей.
  • Понятие о характере.
  • Типология характеров. Формирование и развитие характера.

  • Цель учебного занятия:

Результаты учебного занятия

Студент должен:

  • знать место данной темы лекции в общем курсе «Теория и практика общей психологии»;
  • назвать основные понятия и категории, необходимые для раскрытия данной темы, и дать им определение;
  • описать основные психологические законы, выявленные в исследованиях в русле данной темы;
  • отличить виды изучаемых явлений, и дать им краткую характеристику.

индивидуальные психологические особенности, характеризующие личность человека со стороны динамики его психических процессов.

Динамическая характеристика психических процессов и поведения человека, проявляющаяся в их скорости, изменчивости, интенсивности и других характеристиках.



Впервые учение о темпераменте создал Гиппократ (460-377 г до н.э.). Он считал, что подвижность, эмоциональность человека зависят от того, в каких пропорциях соотносятся в организме человека 4 вида жидкостей:

“ chole” - желчь;

“ sanguis” - кровь;

“ phlegma”- слизь, флегма;

“ melanchole”- черная желчь.

Ибн Сино разработал собственное учение о характере и темпераменте человека


2.Виды темпераментов

Люди различаются соотношением 4 основных “соков” жизни – крови(sanguis), флегмы(phlegma), желтой желчи (chole), и черной желчи(melas chole) , -входящих в его состав.


Сангвиник

Флегматик


  • Каждый тип темперамента связан с определенными признаками, характеризующими нервную систему человека. Это:
  • сила – слабость
  • динамичность (возбудимость) – инертность (торможение);

Сангвиник

  • живой, подвижный, быстро отзывающийся на окружающие события сравнительно легко переживающего неудачи и неприятности.
  • быстро приспосабливается к новым условиям
  • быстро сходится с людьми, его чувства легко возникают и сменяются новыми
  • свойственны богатая мимика, подвижность
  • выразительность, иногда поверхностность, непостоянство.

  • Холерик
  • Готов крупно рисковать, пробовать совсем новое. В гневе обычно нападает, но может отступить, потерпев неудачу.
  • Живой, энергичный, инициатор общения.
  • С трудом структурирует свои высказывания; говорит много, живо, образно.
  • Зачастую не организован, не закончив одного вопроса, переходит к другому.
  • Эмоционален, оптимистичен, обидчив.
  • Невнимательный слушатель.
  • Ценит стремление облегчить ему работу.
  • Склонен к преувеличениям к обобщениям.

  • Флегматик
  • Задает множество подробных вопросов, касающихся отдельных деталей.
  • Пунктуален, точен, осмотрителен, рассудителен. В разговоре отстраненно-вежлив, держит дистанцию. Обращает внимание на детали, проверяет факты. Выполняет указания и соблюдает существующие правила.
  • Любит четкую структуру; очень не любит беспорядка в делах и изложении мыслей.
  • Критически мыслит, замечает все недостатки.
  • Осторожен в принятии решений; делает это медленно, обстоятельно, самостоятельно. Любит сравнивать и выбирать самое подходящее по соотношению цены и качества.

  • легко ранимый, склонный глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующего на окружающее.
  • тормозится, ему трудно долго сосредотачиваться на чем–то одном
  • сильные воздействия приводят к ступору
  • иногда ему свойственны замкнутость, боязливость, тревожность.


4.Особенности проявления темперамента у детей

Особенности высшей нервной деятельности (далее ВНД) у дошкольников проявляются более ярко, чем у взрослого. Они, как подчеркивал И.П. Павлов, еще не прикрыты индивидуальной работой и шаблонами жизни. Этим определением он подчеркивал, что черты темперамента, хотя они и врожденные, могут поддаваться педагогическому воздействию и в некоторой мере изменяться. Кроме того, у взрослых людей они могут маскироваться чертами характера.


ХОЛЕРИК

Ребенок возбудимого типа – холерик – имеет сильную, подвижную, неуравновешенную нервную систему с преобладанием процесса возбуждения над процессом торможения. Все реакции ребенка-холерика носят ярко выраженный характер. Младенцы бурно реагируют на любые неудобства: мокрая пеленка, крошка на простыне – вызывают неудержимый, до посинения, плач. Так же ярко маленький ребенок проявляет и другие эмоциональные реакции: не просто смеется, а хохочет, не сердится, а приходит в ярость. У детей этого типа выразительная мимика лица, резкие, порывистые жесты, быстрая, громкая речь.

Дети-холерики любят подвижные игры

и занятия, в которых можно проявить себя,

стремятся исполнить главную роль в игре,

организовать товарищей и руководят ими,

пытаются руководить и взрослыми. Все что

требует проявления активности, легко удается детям этого типа, и наоборот – ситуации, в которых надо сдержать себя, ограничить свои желания, вызывают у них чувство протеста.


САНГВИНИК

Дети спокойного типа – сангвиники – с сильной, подвижной, уравновешенной нервной системой. У ребенка-сангвиника, как правило, ровное, спокойное, жизнерадостное настроение, без резких переходов, свойственных холерикам. Ребенок быстро засыпает и легко просыпается, без особых сложностей переходит от подвижных игр к спокойным занятиям, и наоборот. Особенность сангвиников – их легкая приспособляемость к любым условиям. Ребенок охотно выполняет установленный порядок дня,

подчиняется любым

распоряжениям взрослых,

выполняет поручения. Дети

этого типа легко вступают

в контакт с другими детьми,

быстро находят товарищей в

любой обстановке, причем

могут и руководить, и подчиняться. Сангвиники живо откликаются на все что видят и слышат, задают много вопросов, одновременно интересуются самыми различными явлениями.


Ребенок- флегматик – имеет сильную, уравновешенную, но малоподвижную нервную систему. В раннем детстве это спокойный малыш, который много спит, проснувшись – лежит спокойно, редко плачет, редко смеется. Дети-флегматики трудно засыпают и просыпаются с трудом, после сна остаются некоторое время вялыми. Все реакции таких детей имеют нечеткий характер. Речь тоже особая – неторопливая, с паузами не только между предложениями, но и между словами.

Ему трудно быстро реагировать на

любые воздействия, поэтому между

вопросом к ребенку и его ответом

следует пауза. Прежде чем начать

деятельность, следует период раскачки,

внешнего бездействия. Приступив к делу, флегматик способен длительное время им заниматься, не уставая от однообразных, повторяющихся действий. Поведение ребенка-флегматика отличается устойчивостью, его трудно вывести из себя. Привычки, навыки формируются долго, но, сформировавшись, становятся прочными. Все новое, непривычное ребенок этого типа воспринимает не сразу.


МЕЛАНХОЛИК

Дети со слабой нервной системой – меланхолики – отличаются повышенной чуткостью, ранимостью. Слабость нервных процессов не означает неполноценности. Просто у этих детей слишком сильная реакция на слабые раздражители: быстро наступает утомление нервных клеток, слабые процессы возбуждения и торможения. Меланхолик – это тип ребенка, о котором говорят, что «его не видно и не слышно». Он не кричит, а попискивает, не смеётся, а улыбается, не просит, а жалобно взирает на желаемое, малоактивен, предпочитает спокойную деятельность, не требующую движений, ему не свойственно активно включаться в разговор, демонстрировать свои знания и умения. Ребёнок говорит тихо,

нерешительно, запинается.

Он склонен к играм в

одиночестве или с товарищем,

которого хорошо знает, шумные

сверстники его утомляют.


Отдохнём!

Представьте: вы сидите на скамейке, рядом с вами лежит ваша шапка, к вам подходит человек и садится на неё! Как вы отреагируете???


  • Характер - совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся в деятельности и общении, обусловливая типическое для личности способы поведения.


6.Все типологии человеческих характеров, как правило, исходят из ряда общих идей.

1 . Характер человека формируется в онтогенезе относительно рано и на протяжении остальной жизни проявляет себя как более или менее устойчивое личностное образование.

2. Сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными.

3. Большая часть людей в соответствии со своими основными чертами харак­тера может быть разделена на типовые группы.


Каждый тип психики больше подходит для одних дел и профессий и меньше – для других.


Идеальная профессия для холерика – это работа с ярко выраженной цикличностью.

Наиболее эффективно меланхолики смогут проявить себя в работе, которая требует обстоятельного подхода, умения проработать даже мельчайшие детали. Как правило, меланхолики успешны в сфере искусства, литературы, музыки.

Для сотрудника флегматика важно, чтобы его иногда поторапливали, но при этом не лишали самостоятельности.

Сангвиники должны постоянно двигаться вперед, расти профессионально, а работа должна постоянно приносить им новые впечатления.










Действие цвета на характер человека. Темперамент Характер, основные черты. Действие теплых цветов. Действие холодных цветов Холерик Вспыльчивый сорвиголова легкомыслен ность сдержанность Сангвиник Веселый жизнелюб Несознательн ость Уравновешенност ь Флегматик Равнодушный медлительный ИнтеллектуалОтстраненность Меланхолик Серьезный обособленный Контактность Замкнутость, уход в себя




Холерик Отличается быстротой движений и действий, порывистостью Отличается быстротой движений и действий, порывистостью Свойственны сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний Свойственны сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний Увлёкшись делом, действует изо всех сил, истощается больше, чем следует Увлёкшись делом, действует изо всех сил, истощается больше, чем следует Инициативный, принципиальный, энергичный. Инициативный, принципиальный, энергичный.





Флегматик Медлительный, спокойный, неторопливый Медлительный, спокойный, неторопливый В деятельности проявляет упорство основательность, продуманность В деятельности проявляет упорство основательность, продуманность Склонен к порядку, привычной обстановке, не любит перемен в чём бы то ни было Склонен к порядку, привычной обстановке, не любит перемен в чём бы то ни было Как правило доводит начатое дело до конца Как правило доводит начатое дело до конца В отношениях с людьми ровен, спокоен, в меру общителен В отношениях с людьми ровен, спокоен, в меру общителен Настроение устойчивое, его не выводят из равновесия неприятности и неудачи Настроение устойчивое, его не выводят из равновесия неприятности и неудачи





Сангвиник Живой, любознательный, подвижный, весёлый и жизнерадостный Живой, любознательный, подвижный, весёлый и жизнерадостный Быстро приспосабливается к новым условиям, сходится с людьми, общительный, приветливый, доброжелательный, легко налаживает хорошие отношения Быстро приспосабливается к новым условиям, сходится с людьми, общительный, приветливый, доброжелательный, легко налаживает хорошие отношения Быстро забывает обиды, сравнительно легко переживает неудачи Быстро забывает обиды, сравнительно легко переживает неудачи Мимика богатая, подвижная, выразительная Мимика богатая, подвижная, выразительная





Меланхолик Мягкий, тактичный, деликатный, чуткий и отзывчивый Мягкий, тактичный, деликатный, чуткий и отзывчивый Впечатлительный, с тонкой эмоциональной чувствительностью, остро воспринимает окружающий мир Впечатлительный, с тонкой эмоциональной чувствительностью, остро воспринимает окружающий мир Склонен к замкнутости, избегает общения с малознакомыми, новыми людьми Склонен к замкнутости, избегает общения с малознакомыми, новыми людьми Часто смущается, проявляет большую неловкость в новой обстановке Часто смущается, проявляет большую неловкость в новой обстановке







Совместимость темпераментов Холерика лучше всего успокаивает и дополняет в работе его противоположность- флегматик. Холерика лучше всего успокаивает и дополняет в работе его противоположность- флегматик. Меланхолика хорошо поддерживает и тонизирует сангвиник. Меланхолика хорошо поддерживает и тонизирует сангвиник. Эти две пары темпераментов во многом дополняют друг друга и даже частично сглаживают те недоразумения, которые могут возникнуть при несовместимости их типов личности. Эти две пары темпераментов во многом дополняют друг друга и даже частично сглаживают те недоразумения, которые могут возникнуть при несовместимости их типов личности.


Более проблематично взаимодействуют между собой пары Более проблематично взаимодействуют между собой пары «холерик-меланхолик» В этом случае рекомендуется холерикам больше себя сдерживать, а меланхоликам не принимать всё так близко к сердцу, хотя для обоих это будет не просто «холерик-меланхолик» В этом случае рекомендуется холерикам больше себя сдерживать, а меланхоликам не принимать всё так близко к сердцу, хотя для обоих это будет не просто «сангвиник-флегматик» В этом случае «сангвиник-флегматик» В этом случае можно посоветовать следующее: флегматикам нужно постараться более открыто и непосредственно проявлять свои чувства и не быть такими упрямыми, а сангвиникам- попытаться быть более последовательным в делах и более надёжным в своих обещаниях. можно посоветовать следующее: флегматикам нужно постараться более открыто и непосредственно проявлять свои чувства и не быть такими упрямыми, а сангвиникам- попытаться быть более последовательным в делах и более надёжным в своих обещаниях. Совместимость темпераментов


Другие сочетания (холерик-сангвиник и флегматик-меланхолик) требуют подстройки, так как первая пара эмоциональна и инициативна, что может вызвать проблему лидерства, а вторая - довольно инертна и пассивна. Другие сочетания (холерик-сангвиник и флегматик-меланхолик) требуют подстройки, так как первая пара эмоциональна и инициативна, что может вызвать проблему лидерства, а вторая - довольно инертна и пассивна. Наиболее благоприятным бывает взаимодействие двух флегматиков и двух меланхоликов, несколько хуже- двух сангвиников и совсем плохо- двух холериков. Наиболее благоприятным бывает взаимодействие двух флегматиков и двух меланхоликов, несколько хуже- двух сангвиников и совсем плохо- двух холериков. Совместимость темпераментов






Холерик Часто он настолько увлечён своей очередной идеей, что просто не слышит указаний Часто он настолько увлечён своей очередной идеей, что просто не слышит указаний Задания бросается выполнять, недослушав до конца, всё делает быстро, но небрежно, не замечая неточностей и ошибок Задания бросается выполнять, недослушав до конца, всё делает быстро, но небрежно, не замечая неточностей и ошибок С трудом идёт на компромисс, вспыльчив и агрессивен не в меру С трудом идёт на компромисс, вспыльчив и агрессивен не в меру Излишне самоуверен, любит риск, склонен к необдуманным поступкам Излишне самоуверен, любит риск, склонен к необдуманным поступкам Очень общителен, но легко может поссориться со всем коллективом сразу и с каждым по отдельности Очень общителен, но легко может поссориться со всем коллективом сразу и с каждым по отдельности


Флегматик Пока он умывается, завтракает, завязывает шарфик, звонок на урок уже давно прозвенит Пока он умывается, завтракает, завязывает шарфик, звонок на урок уже давно прозвенит Если он всё же успеет к началу, звонок на перемену прозвенит раньше, чем он красиво напишет в тетради «Классная работа» Если он всё же успеет к началу, звонок на перемену прозвенит раньше, чем он красиво напишет в тетради «Классная работа» Если без согласования заменить его привычный завтрак на что-нибудь новенькое - можно нарваться на большой скандал Если без согласования заменить его привычный завтрак на что-нибудь новенькое - можно нарваться на большой скандал Хитрый ленивец - он может нарочно ещё медленнее двигаться Хитрый ленивец - он может нарочно ещё медленнее двигаться


Сангвиник Легко «забывает» о скучной и однообразной работе, вместо неё займётся чем-то более интересным Легко «забывает» о скучной и однообразной работе, вместо неё займётся чем-то более интересным Если всё-таки займется порученным делом, то бросит его сразу, как только ему предложат что-то ещё более привлекательное Если всё-таки займется порученным делом, то бросит его сразу, как только ему предложат что-то ещё более привлекательное Не все его многочисленные друзья соответствуют привычному кругу людей. Не все его многочисленные друзья соответствуют привычному кругу людей.


Меланхолик Делая ему невинное замечание, вы получаете поток слёз и отчаянное: «У меня никогда ничего не выходит, ни на что я не гожусь» Делая ему невинное замечание, вы получаете поток слёз и отчаянное: «У меня никогда ничего не выходит, ни на что я не гожусь» В детском летнем лагере первые три недели это чувствительное создание тоскует и с недоверием присматривается к окружающему миру. Когда мир, наконец, покажется вполне приемлемым и найдутся симпатичные знакомые, смена закончится В детском летнем лагере первые три недели это чувствительное создание тоскует и с недоверием присматривается к окружающему миру. Когда мир, наконец, покажется вполне приемлемым и найдутся симпатичные знакомые, смена закончится Домашние задания останутся нетронутыми, а он сам находится в горестных раздумьях на тему: «Всё равно ничего у меня не выйдет» Домашние задания останутся нетронутыми, а он сам находится в горестных раздумьях на тему: «Всё равно ничего у меня не выйдет» От него регулярно можно получать порцию жалоб на грубых и невоспитанных мальчишек, язвительных девчонок и скучных учителей. От него регулярно можно получать порцию жалоб на грубых и невоспитанных мальчишек, язвительных девчонок и скучных учителей.




Рекомендации холерику Главное - поверните свою бешеную энергию в нужное русло: Главное - поверните свою бешеную энергию в нужное русло: Занимайтесь подвижными видами спорта- это даст выход стремлению к лидерству, тренировки научат контролировать свои движения, рассчитывать силу Занимайтесь подвижными видами спорта- это даст выход стремлению к лидерству, тренировки научат контролировать свои движения, рассчитывать силу Вам необходимо много жизненного пространства- чаще бывайте на природе Вам необходимо много жизненного пространства- чаще бывайте на природе Помните: качество гораздо важнее скорости. Ваш девиз- лучше меньше, да лучше! Помните: качество гораздо важнее скорости. Ваш девиз- лучше меньше, да лучше! Помните: человеку важно уметь контролировать свои эмоции и учитывать интересы других людей. Помните: человеку важно уметь контролировать свои эмоции и учитывать интересы других людей.


Рекомендации флегматику Вас могут заинтересовать те виды спорта, которые не требуют быстрой реакции Вас могут заинтересовать те виды спорта, которые не требуют быстрой реакции Вам важно научиться понимать чувства и эмоции других людей Вам важно научиться понимать чувства и эмоции других людей Чтобы не вести себя стереотипно вам надо учиться сформировать своё мнение и уметь защищать его Чтобы не вести себя стереотипно вам надо учиться сформировать своё мнение и уметь защищать его Вам важно помнить, что существуют люди с другими взглядами на жизнь и научиться принимать эти взгляды Вам важно помнить, что существуют люди с другими взглядами на жизнь и научиться принимать эти взгляды


Рекомендации для сангвиника Вам необходим подвижный образ жизни Вам необходим подвижный образ жизни Помните: вам важно уметь сосредоточиться на выполняемой работе, и доводить её до конца Помните: вам важно уметь сосредоточиться на выполняемой работе, и доводить её до конца Не забывайте про «мелочи» в работе Не забывайте про «мелочи» в работе Попробуйте свои силы в театральном кружке Попробуйте свои силы в театральном кружке


Рекомендации для меланхолика Вы с трудом включаетесь в коллективные игры, но, сумейте преодолеть себя, и тогда с удовольствием повеселитесь вместе со всеми. Вы с трудом включаетесь в коллективные игры, но, сумейте преодолеть себя, и тогда с удовольствием повеселитесь вместе со всеми. Помните, что ошибка – это подсказка к будущим успехам. Спокойно разберите, в чём была неудача, и вы будете знать, как действовать в следующий раз. Помните, что ошибка – это подсказка к будущим успехам. Спокойно разберите, в чём была неудача, и вы будете знать, как действовать в следующий раз.




Домашнее задание. Определить темперамент членов вашей семьи и составить программу бесконфликтного взаимодействия с ними учитывая особенности своего темперамента Определить темперамент членов вашей семьи и составить программу бесконфликтного взаимодействия с ними учитывая особенности своего темперамента Подготовить сообщение на тему « Лечения цветом. Эффективность данного способа» Подготовить сообщение на тему « Лечения цветом. Эффективность данного способа»


Как реагирует на препятствие, возникающее на его пути Как реагирует на препятствие, возникающее на его пути Холерик - препятствие сметает Холерик - препятствие сметает Флегматик - часто даже не замечает Флегматик - часто даже не замечает Сангвиник - обходит Сангвиник - обходит Меланхолик - перед препятствием останавливается Меланхолик - перед препятствием останавливается

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Характер и темперамент. Выполнил учитель ОБЖ МКОУ «Нарышкинская СОШ» Тепло-Огаревского района Тульской области Козырь Юрий Дмитриевич.

Характеристики человека. Вы, наверное, заметили, что вы и ваши друзья, школьные товарищи, по-разному реагируете на школьный звонок. Одни всё бросают и сломя голову бегут в класс. Другие, если заняты были разговором, сначала все-таки договорят и только потом бегут на урок. Третьи, не торопясь, степенно возвращаются в класс.

Характеристика человека – это особенность нервной системы. Эти характеристики человека – быстро или медленно, импульсивно или степенно, в одиночестве или всегда в компании, доведя дело до конца или бросая в середине дела – зависят от особенностей его нервной системы.

Темперамент. Особенности нервной системы человека называются темпераментом. В психологии под темпераментом понимают характеристику человека со стороны интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний, зависящих от свойств нервной системы этого человека: силы, подвижности и возбудимости.

Типы темперамента. Условно выделяют четыре типа темперамента: сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик.

Сагвиник. Сангвиник – человек уравновешенный, активный, подвижный, легко переживающий неприятности и неудачи, практичный.

Флегматик. Флегматик – человек с замедленными реакциями, невозмутимый, постоянный в своих чувствах, размеренный в действиях и речи.

Холерик. Холерик – возбудимый, порывистый, несдержанный в эмоциях, с частыми сменами настроения, быстроговорящий человек.

Меланхолик. Меланхолик – человек со слабым типом нервной системы, очень впечатлительный, обидчивый, глубоко всё переживающий, но способный тонко чувствовать и воспринимать больше информации, чем другие, отчего он и быстрее устаёт.

Помните, что в жизни одни и те же люди в зависимости от ситуации могут вести себя по-разному. Например, когда вы увлечённо болеете за любимую спортивную команду, вы можете вести себя как холерик, то есть прыгать, вскакивать с места, кричать, обнимать соседа или отчаянно ругать незадачливого игрока.

Помните, что в жизни одни и те же люди в зависимости от ситуации могут вести себя по-разному. Когда вы готовите уроки, понимая, что для вас это важно, вы можете выглядеть флегматиком.

Однако! Экспериментально доказано, что в экстремальных ситуациях или когда долго приходится заниматься одним делом, преобладающий тип темперамента обязательно начинает играть главную роль.

Например, в условиях приближения любого стихийного бедствия холерик начнёт лихорадочно метаться и суетиться, а если не сможет взять под контроль проявления своего темперамента, то, скорее всего, поддастся панике.

Например, в условиях приближения любого стихийного бедствия меланхолик наверняка впадёт в глубокое уныние и начнёт представлять возможные страшные картины того, что может произойти. Это может помешать ему принять правильное решение.

Например, в условиях приближения любого стихийного бедствия флегматики из-за своей заторможенности чаще всего недооценивают опасность, что также вредно для обеспечения безопасности.

Например, в условиях приближения любого стихийного бедствия сангвиник, скорее всего сумеет быстро побороть свой страх и даже найти в себе силы подшутить над происходящим. Но ему может не хватить чуткости к ближним.

Вы сможете в чрезвычайной природной ситуации преодолеть особенности своей нервной системы. Если вы будете тренировать свою волю (решительность, настойчивость, управление своими эмоциями, настроением). Если вы будете тренировать свои психические процессы (внимание, ощущения, восприятие, память, мышление, речь, воображение).

Чтобы психологически подготовиться к встрече с опасностью: надо обратить внимание на свой характер.

От кого зависит формирование нашего характера? В основе характера человека лежит его темперамент, который дан нам от природы, а характер – это то, за что ответственны мы сами. Чем мы старше, тем в большей степени формирование нашего характера зависит от нас самих.

Несамостоятельный характер. Если при любой ситуации, даже самой незначительной опасности вы привыкли постоянно прятаться за чью-нибудь спину (папину, мамину, брата, сестры, друга), то, значит, у вас вырабатывается несамостоятельный характер.

Помните! В случае опасности, когда никого не окажется рядом, несамостоятельный характер может вас подвести. Учитесь принимать решения и грамотно действовать сами, советуясь вначале с более опытными и знающими людьми.

Помните! Любые чрезвычайные ситуации природного или техногенного характера страшны прежде всего тем, что они, как правило, внезапны. Двадцать первый век богат такими происшествиями в разных частях планеты и нашей страны.

Помните! Тем не менее в значительной мере вы можете помочь себе выжить, если противопоставите чрезвычайным ситуациям свои знания, умения, силу воли, характер и способности.

Источники. Основы безопасности жизнедеятельности. 7 кл. : учебник для общеобразоват. учреждений / С.Н.Вангородский, М.И.Кузнецов, В.Н.Латчук, В.В.Марков. – 13-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2010. http:// nova.rambler.ru http://images.rambler.ru

Спасибо за внимание! До новых встреч!


И ХАРАКТЕР

ТЕМПЕРАМЕНТ

Под темпераментом следует понимать индивидуальносвоеобразные свойства психики, определяющие динамику
психической деятельности человека, которые, одинаково
проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее
содержания, целей,
мотивов, остаются
постоянными в зрелом
возрасте и во
взаимосвязи
характеризуют
тип темперамента.

ТИПОЛОГИИ ТЕМПЕРАМЕНТА

Создателем учения о темпераментах считается
древнегреческий врач Гиппократ (VXVIII в. до н.э.). Он
утверждал, что люди различаются соотношением 4
основных “соков организма” - крови, флегмы, желтой
желчи и черной желчи, - входящих в его состав. Исходя из
его учения, самый знаменитый после Гиппократа врач
античности Клавдий Гален (II в. до н.э.) разработал
первую типологию темпераментов, которую он изложил в
известном трактате “De temperamentum” (лат.
“соразмерность”, “правильная мера”). Им были выделены
темпераменты, которые и в наше время пользуются
широкой известностью: сангвиника (от лат. sanguis -
кровь), флегматика (от греч. phlegma -
флегма), холерика (от греч. chole -
желчь), меланхолика (от греч. melas chole - черная
желчь)

ТИПОЛОГИИ ТЕМПЕРАМЕНТА

Возникали самые различные типологии темпераментов. Наибольший
интерес представляют те из них, в которых свойства темперамента,
понимаемые как наследственные или врожденные, связывались с
индивидуальными различиями в особенностях телосложения. Эти
типологии получили название конституциональных типологий. Среди
них можно выделить типологии Э. Кречмера, У. Шелдона и др.
В психологической науке большинство
конституционных концепций стало объектом
острой критики, т.к. в них недооценивается,
а иногда просто открыто игнорируется роль
среды и социальных условий в формировании
психологических свойств индивида.

ТИПОЛОГИИ ТЕМПЕРАМЕНТА

Давно известна зависимость протекания психических
процессов и поведения человека от
функционирования нервной системы, выполняющей
доминирующую и управляющую роль в организме.
Теория связи некоторых общих свойств нервных
процессов с типами темперамента была предложена
И.П. Павловым.
Он понимал тип нервной системы как врожденный,
относительно слабо подверженный изменениям под
воздействием окружения и воспитания. По мнению И.
П. Павлова, свойства нервной системы образуют
физиологическую основу темперамента, который
является психическим проявлением общего типа
нервной системы. Типы нервной системы,
установленные в исследованиях на животных, И. П.
Павлов предложил распространить и на людей.

ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ТЕМПЕРАМЕНТА

Сензитивность определяется тем, какова наименьшая Пластичность и ригидность свидетельствуют,
сила внешних воздействий, необходимая для
насколько легко и гибко приспосабливается человек
возникновения какой-либо психологической реакции.
к внешним воздействиям (пластичность) или
насколько инертно и его поведение.
Реактивность характеризуется степенью
непроизвольности реакций на внешние или
Темп реакций характеризует скорость протекания
внутренние воздействия одинаковой силы
различных психических реакций и процессов, темп
(критическое замечание, обидное слово, резкий тон
речи, динамика жестов, быстрота ума.
- даже звук).
Экстраверсия, интроверсия определяет, от чего
Активность свидетельствует о том, насколько
преимущественно зависят реакции и деятельность
интенсивно (энергично) человек воздействует на
человека - от внешних впечатлении, возникающих в
внешний мир и преодолевает препятствия в
данный момент (экстраверт), или от образов,
достижении целей (настойчивость,
представлений и мыслей, связанных с прошлым и
целенаправленность, сосредоточение внимания).
будущим (интроверт).
Соотношение реактивности и активности определяет, Эмоциональная возбудимость характеризуется тем,
от чего в большей степени зависит деятельность
насколько слабое воздействие необходимо для
человека: от случайных внешних или внутренних
возникновения эмоциональной реакции и с какой
обстоятельств (настроения, случайные события) или
скоростью она возникает.
от целей, намерений, убеждений.

САГВИНИК
Человек с повышенной реактивностью, но при этом активность и реактивность у него
уравновешены. Он живо, возбужденно откликается на все, что привлекает его
внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. По
незначительному поводу он громко хохочет, а несущественный факт может сильно
его рассердить. По его лицу легко угадать его настроение, отношение к предмету
или человеку. У него высокий порог чувствительности, поэтому он не замечает очень
слабых звуков и световых раздражителей. Обладая повышенной активность, и
будучи очень энергичным и работоспособным, он активно принимается за новое
дело и может долго работать, не утомляясь. Способен быстро сосредоточится,
дисциплинирован, при желании может сдерживать проявление своих чувств и
непроизвольные реакции. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума,
находчивость, быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу. Высокая
пластичность проявляется в изменчивости чувств, настроений, интересов,
стремлений. Сангвиник легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым
требованиям и обстановке. Без усилий не только переключается с одной работы на
другую, но и в большей степени откликается на внешние впечатления, чем на
субъективные образы и представления о прошлом и будущем, экстраверт.

ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТА ПО Я.СТРЕЛЯУ

ХОЛЕРИК
Как и сангвиник отличается малой
чувствительностью, высокой
реактивностью и активностью. Но у
холерика реактивность явно
преобладает над активностью, поэтому
он не обуздан, несдержан, нетерпелив,
вспыльчив. Он менее пластичен и более
инертен, чем сангвиник. Отсюда -
большая устойчивость стремлений и
интересов, большая настойчивость,
возможны затруднения в переключении
внимания, он скорее экстраверт.

ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТА ПО Я.СТРЕЛЯУ

ФЛЕГМАТИК
Флегматик обладает высокой активностью, значительно
преобладающей над малой реактивностью, малой
чувствительностью и эмоциональностью. Его трудно
рассмешить и опечалить - когда вокруг громко
смеются, он может оставаться невозмутимым. При
больших неприятностях остается спокойным. Обычно у
него бедная мимика, движения не выразительны и
замедлены, так же как и речь. Он не находчив, с трудом
переключает внимание и приспосабливается к новой
обстановке, медленно перестраивает навыки и
привычки. При этом он энергичен и работоспособен.
Отличается терпеливостью, выдержкой,
самообладанием. Как правило, он трудно сходится с
новыми людьми, слабо откликается на внешние
впечатления, интраверт.

ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТА ПО Я.СТРЕЛЯУ

МЕЛАНХОЛИК
Человек с высокой чувствительностью и малой
реактивностью. Повышенная чувствительность при
большой инертности приводит к тому, что
незначительный повод может вызвать у него слезы,
он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен.
Мимика и движения его невыразительны, голос
тихий, движения бедны. Обычно он неуверен в себе,
робок, малейшая трудность заставляет его опускать
руки. Меланхолик неэнергичен и ненастойчив, легко
утомляется и мало работоспособен. Ему присуще
легко отвлекаемое и неустойчивое внимание, и
замедленный темп всех психических процессов.
Большинство меланхоликов - интраверты.

ТЕМПЕРАМЕНТ

Многочисленные исследования показывают, что динамические проявления личностных
свойств коррелируют со свойствами темперамента. В то же время, являясь
фундаментом структуры индивидуальности, темперамент выполняет важную адаптивную
функцию. Наличие таких устойчивых свойств личности как, например, активность,
эмоциональность (а также других свойств темперамента), дает возможность максимально
оптимизировать энергетические затраты. Темперамент сам
выступает как регулятор поведения и связанных с ним
внутренних процессов.
Механизмы психической защиты (МПЗ) представляют собой
психические маневры, которые направлены на поддержание
самооценки и сохранение состояния
внутреннего равновесия. МПЗ оказывают существенное
искажающее влияние на восприятие субъектом
окружающего мира, самого себя и других людей.

ХАРАКТЕР

В буквальном переводе с греческого, напоминаем,
характер означает чеканка, отпечаток. В
психологии под характером понимают
совокупность индивидуально-своеобразных
психических свойств, которые проявляются у
личности в типичных условиях и выражаются в
присущих ей способах деятельности в подобных
условиях. Характер - это индивидуальное
сочетание существенных свойств личности,
выражающих отношение человека к
действительности и проявляющихся в его
повелении, в его поступках.

ХАРАКТЕР И ТЕМЕПРАМЕНТ

Темперамент не предопределяет черт характера, но между
темпераментом и свойствами характера существует тесная взаимосвязь:
от
темперамента
зависят
динамические
особенности проявления характера;
существует и обратная зависимость проявлений
темперамента от его характера - благодаря
определенным чертам характера человек может
сдерживать
нежелательные
при
данных
обстоятельствах проявления темперамента;
в зависимости от типа темперамента ребенка
необходимо использовать индивидуальные приемы
воздействия на него, чтобы воспитать нужные
свойства характера;
темперамент влияет на развитие отдельных
черт характера. Одни свойства темперамента
способствуют формированию определенных черт
характера, другие противодействуют.

ХАРАКТЕР И СПОСОБНОСТИ

Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и
способностями. Характер, как и темперамент, является достаточно устойчивым и
малоизменяемым. Темперамент оказывает воздействие на форму проявления
характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты. С другой стороны, и сам
темперамент перестраивается под влиянием характера. С характером неразрывно
связаны и способности. Высокий уровень способностей связан с такими чертами
характера, как коллективизм*, вера в свои силы и возможности, соединенная с
постоянной неудовлетворенностью своими достижениями, высокой требовательностью
к себе, умением критически относиться к своему делу. Расцвет способностей связан с
умением настойчиво преодолевать трудности, не падать духом под влиянием неудач,
работать организованно, проявлять инициативу. Связь характера и способностей
выражается и в том, что формирование таких черт характера, как трудолюбие,
инициативность, решительность, организованность, настойчивость, происходит в той
же деятельности ребенка, в которой формируются и его способности. Например, в
процессе труда как одного из основных видов деятельности развивается, с одной
стороны, способность к труду, а с другой - трудолюбие как черта характера.
Коллективизм* - чувство неразрывной связи с коллективом, желание работать для его блага.

ХАРАКТЕР

Существует разделение черт личности человека
на мотивационные и инструментальные.
Мотивационные побуждают, направляют
деятельность, поддерживают ее, а
инструментальные придают ей определенный
стиль. Характер можно отнести к числу
инструментальных личностных свойств. От него
больше зависит не содержание, а манера
выполнения деятельности. Правда, как было
сказано, характер может проявляться и в выборе
цели действия. Однако когда цель определена,
характер выступает больше в своей
инструментальной роли, т.е. как средство
достижения поставленной цели.

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ, ВХОДЯЩИЕ В СОСТАВ ХАРАКТЕРА

Во-первых, это те свойства личности, которые определяют поступки человека
в выборе целей деятельности (более или менее трудных). Здесь как
определенные характерологические черты могут проявиться
рациональность, расчетливость или противоположные им качества.
Во-вторых, в структуры характера включены черты, которые относятся к
действиям, направленным на достижение поставленных целей:
настойчивость, целеустремленность, последовательность и другие, а также
альтернативные им (как свидетельство отсутствия характера). В этом плане
характер сближается не только с темпераментом, но и с волей человека.
В-третьих, в состав характера входят чисто инструментальные черты,
непосредственно связанные с темпераментом: экстраверсия - интроверсия,
спокойствие - тревожность, сдержанность - импульсивность.
переключаемость - ригидность и др. Своеобразное сочетание всех этих
черт характера у одного человека позволяет отнести его к определенному
типу.

АКЦЕНТУАЦИЯ ХАРАКТЕРА

Акцентуация характера - это крайний
вариант нормы, при котором
отдельные черты характера
чрезмерно усилены, вследствие чего ФПБ-32
с/б 1032145162
Москва, 2016