Особенности поведения человека в чс. Психологические особенности поведения населения при чрезвычайных ситуациях. Недостаток информации о событии способствует возникновению слухов и любой дезинформации. Если власть запаздывает с информированием населения,

В ходе выполнения работ по ликвидации ЧС спасатели в зоне бедствия, так или иначе, контактируют с местным населением. Необходимо помнить, что в отличие от спасателей, население не проходит специализированной психологической подготовки к действиям в различных ЧС, и поэтому возникновение ЧС почти всегда застает местных жителей врасплох.

Для людей, оказавшихся в зоне ЧС, можно выделить две основных группы условий, оказывающих травмирующие воздействия на психику и вызывающих нарушения психической деятельности.

К первой группе относятся условия, связанные с наличием физической угрозы для жизни и здоровья человека. Среди них можно выделить взрывы, пожары, обрушения конструкций зданий и сооружений, радиоактивное загрязнение, заражение химически опасными веществами, токсичные продукты горения и другие условия. Психические нарушения, возникающие в результате воздействия перечисленных условий, наблюдаются в основном на фоне общих физиологических (медицинских) нарушений, к которым относятся травмы, ожоги, радиационные поражения, химические отравления, болевой и травматический шок.

Вторая группа условий связана в первую очередь с условиями информационной природы. Причинами возникновения психических нарушений при их воздействии являются отсутствие достоверной информации о масштабах ЧС и ее последствий, степени их угрозы жизни и здоровью, незнание порядка действий в ЧС, переживание за судьбы родных и близких, изменение привычного образа жизни, чувства бессилия перед обстоятельствами и неопределенности в будущем. К особенностям психотравмирующего воздействия информационных условий следует отнести то, что возникающие у человека нарушения психической деятельности не являются следствием нарушения физиологических (медицинских) процессов в организме, но, тем не менее, могут явиться их причиной.

Следует отметить, что воздействия на человека психотравмирующих условий обеих групп не могут быть полностью ликвидированы или нейтрализованы в ходе работ по ликвидации ЧС, но проведение медицинскими работниками и спасателями планомерной психологической и социальной работы с пострадавшими может значительно повысить психологическую устойчивость населения к этим воздействиям.

Для проведения такой работы спасателям необходимо знать каким образом у человека возникают и протекают наиболее типичные для ЧС психические расстройства, по каким признакам их можно отличить друг от друга, и какую посильную помощь необходимо оказать пострадавшему.

Изучение вызванных психотравмирующими условиями психических расстройств позволяет выделить три основных периода развития ЧС, в ходе которых у пострадавших наблюдаются различные психические нарушения.


Первый период связан с внезапно возникшей угрозой жизни людей (пожар, взрыв, землетрясение, наводнение, ураган и т.д.). Он обычно ограничен временными рамками от момента возникновения угрозы (начала ЧС) до момента начала проведения АСР, т.е. его продолжительность обычно не превышает 5- часов. В это время мощные стрессовые воздействия чаще всего вызывают у человека реакции страха, паники и оцепенения различной степени тяжести.

Так, непосредственно в момент начала ЧС у большинства пострадавших возникает состояние растерянности, непонимания смысла происходящего. Вслед за этим коротким временным интервалом у людей, при простых реакциях страха, наблюдается умеренное повышение активности: движения становятся четкими, экономичными, увеличивается мышечная сила, что способствует перемещению значительного числа людей в безопасное место. Нарушения речи проявляются в увеличении ее темпа, запинках, повышении силы и звонкости голоса. Для человека в таком состоянии характерны мобилизация воли, внимания, двигательных функций. Нарушения памяти в этот период проявляются в снижении четкости фиксации происходящего вокруг, однако, собственные действия и переживания, как правило, запоминаются в полном объеме. Типичным также является изменение восприятия времени, и продолжительность этого короткого периода воспринимается пострадавшим в несколько раз длительнее.

При сложных реакциях страха в первую очередь наблюдаются двигательные расстройства, протекающие в активной и пассивной формах. При активной форме человек беспорядочно и бесцельно мечется, делая большое количество бессмысленных движений, что мешает ему правильно и быстро принять решение и укрыться в безопасное место. В ряде случаев наблюдается паническое бегство. Пассивная форма характерна тем, что человек впадает в оцепенение и как бы застывает на месте. При попытке оказать ему помощь он либо пассивно подчиняется, либо реагирует негативно, оказывая сопротивление. Речь в таких случаях бывает отрывочной, ограничивается в основном кратким лишенными смысловой нагрузки восклицаниями или полностью отсутствует.

Необходимо помнить, что как при простой, так и при сложной реакциях страха у человека наблюдается значительное сужение сознания (непроизвольное самоустранение от происходящего), хотя частично сохраняются доступность внешним воздействиям, избирательность поведение, а также способность самостоятельно находить выход из создавшейся ситуации.

Наиболее тяжелые психические расстройства в рассматриваемый период могут возникать у лиц, получивших физиологические травмы или ранения. В этих случаях требуется тщательный анализ связи развившихся психических нарушений, как с психотравмирующими условиями, так и с полученными повреждениями (черепно-мозговая травма, интоксикация вследствие ожога и т.д.).

Второй период по своим временным рамкам соответствует процессу выполнения АСР. Возникновение у населения психических нарушений связано в это период не только с личностными особенностями пострадавших и осознанием ими продолжающейся или пережитой опасной для жизни и здоровья ситуации, но и с появлением новых стрессовых воздействий, обусловленных потерей или неизвестностью судьбы родных и близких, разобщением семей, утратой имущества и жилья. Психоэмоциональное напряжение, характерное для начала данного периода, сменяется к его окончанию повышенной утомляемостью и выраженными депрессивными проявлениями.

Следует отметить, что характерные для второго периода психические нарушения у пострадавших могут быть представлены различными видами расстройств психической деятельности (психозы и непсихотические расстройства (неврозы)).

Психозы являются более опасными для состояния пострадавшего, требуют квалифицированной медицинской и психиатрической помощи и, как правило, не позволяют пострадавшим осуществлять целенаправленную деятельность.

Основными типами психозов, возникающих в условиях ЧС, являются острые шоковые и реактивные подострые психозы.

Острые шоковые психозы (сложная реакция страха) возникают при непосредственном переживании угрозы жизни или здоровью (пожар, взрыв, химическая или радиационная авария, землетрясение и т.д.). Проявляться острые шоковые психозы могут в активной и пассивной формах, краткая характеристика которых была приведена при рассмотрении психических нарушений, возникающих у пострадавших в первом периоде ЧС.

Реактивные подострые психозы могут проявляться у пострадавших от ЧС в следующих формах:

психогенная депрессия (медленное развитие состояния подавленности, затрудненная ориентация в ситуации, двигательная заторможенность, которая может перерасти в и обездвиженность (ступор), возможны бредовые интерпретации);

истерическая депрессия (после короткого периода истерического возбуждения развивается состояние, характеризующееся апатией, тоской, унынием, возможно с порывистыми проявлениями гнева. Психическая деятельность при этом грубо не нарушается);

параноидальный психоз (неприятная мучительная тревога, эмоциональное напряжение, беспокойство, возможны бредовые состояния);

параноидо-галлюцинативный синдром (активная психическая деятельность затруднена. Имеют место представления пострадавшим себя в других условиях или другим человеком, явления ложного узнавания. Целенаправленное мышление заменяется воображением. Возможны галлюцинации в виде голосов, детского плача, криков о помощи и др. Могут возникать идеи преследования);

синдром Ганзера (под влиянием психотравмирующих условий происходит значительное сужение сознания. При этом характерны явления «миморечи» -на элементарные вопросы пострадавший отвечает «невпопад», «мимодействия»-пострадавший не в состоянии выполнить или повторить элементарные действия);

синдром пуэрилизма (детскость поведения при значительном сужении сознания, детская мотивация речи, детские эмоции на фоне проявлений взрослого опыта).

Для большей части пострадавших в ЧС наиболее характерны состояния непсихотических расстройств, проявляющихся в форме истерического невроза или невростении.

Истерические неврозы имеют четыре основных типа проявлений:

двигательные расстройства (припадки, параличи, парезы, которые могут сопровождаться стонами, криками, плачем. Могут появляться заикание, утрата звучания голоса, дрожание отдельных групп мышц, неспособность стоять на месте или наоборот «врастание в землю, при полной сохранности двигательного аппарата);

нарушения работы органов чувств (утрата кожной чувствительности, истерическая слепота, глухота, глухонемота);

физиологические нарушения («ком» в горле, истерическая рвота, сердечная аритмия, поносы);

психические нарушения (страхи, внезапные перепады настроения, подавленность, театральность поведения и др.).

Неврастения возникает вследствие переутомления, недостаточного отдыха (сна), длительного воздействия психотравмирующих условий. Вначале она проявляется в виде повышенной возбудимости, после чего наступает истощаемость физиологических резервов человека, проявляющаяся в утомляемости, раздражимости, слабости, неспособности сосредоточиться, сконцентрировать внимание, непереносимости обычных раздражителей, головной боли, нарушениях сна.

Непсихотические расстройства не нарушают способности человека осуществлять трудовую деятельность, принимать решения, правильно оценивать ситуацию, т.е. пострадавшие, состояние которых описывается неврозами легкой и средней степени тяжести в случае крайней необходимости могут привлекаться для выполнения определенных функций в процессе АСР.

Третий период, начинающийся для пострадавших после их эвакуации в безопасные районы или после окончания ликвидации ЧС, с точки зрения психических нарушений характеризуется возникновением так называемых посттравматических стрессовых расстройств (ПТСР).

Основным условием возникновения ПТСР является факт переживания человеком события, способного травмировать психику практически любого здорового человека, например, серьезная угроза жизни и здоровью (своему или близких); внезапное разрушение жилья или общественного здания и т.п. Характерным признаком ПТСР является также то, что пережитое событие сопровождалось интенсивными эмоциями страха или ощущением беспомощности человека перед лицом обстоятельств, что, собственно, и составляет основной фактор в развитии постстрессовых состояний.

Структура расстройства психической деятельности включает в себя две взаимосвязанные подгруппы нарушений:

симптомы упорного вторжения в сознание образов, воспоминаний и эмоций, связанных с содержанием психотравмирующих обстоятельств, вызывающих у человека сильный психологический дискомфорт;

симптомы «избегания», проявляющиеся в стремлении устраниться от мыслей, чувств, разговоров, лиц, мест и деятельности, вызывающих воспоминания о психотравмирующем событии.

Указанные симптомы в основном сопровождаются такими явлениями как уменьшение силы эмоционального реагирования, снижение интереса к ранее значимым видам деятельности, чувство зависимости или отчужденности от людей. Для ПТСР также свойственны не присутствовавшие у пострадавшего до ЧС нарушения сна, раздражительность, вспышки внезапного гнева, трудности сосредоточения внимания, повышенная (не соответствующая обстоятельствам) бдительность, готовность к оборонительной реакции «бей или беги».

Кроме перечисленных общих признаков, ПТСР могут также сопровождаться ощущениями эмоциональной зависимости, «притуплением» или отсутствием эмоционального реагирования, неспособностью вспомнить какой-либо важный аспект психотравмирующего события.

Еще одной типичной характеристикой ПТСР является то, что расстройства нарушают социальную, профессиональную или иную значимую деятельность. Эта характеристика связана с нарушением (или снижением) работоспособности пострадавшего и ухудшением качества его жизнедеятельности в целом.

Спасатели, привлекаемые к выполнению работ по ликвидации ЧС должны учитывать, что психические нарушения, которые в зависимости от характера и масштаба ЧС могут развиться у 25-% людей, оказавшихся в зоне бедствия (очаге поражения), могут сделать затруднительным, а иногда и невозможным эффективное использование местного населения в проведении АСР.

В зависимости от времени прибытия в зону ЧС, спасатели могут столкнуться с любыми описанными выше психическими нарушениями у пострадавших.

Для ослабления психологической напряженности среди населения и нормализации его психической деятельности, делающих возможным привлечение части местных жителей для оказания помощи при выполнении АСР, личному составу спасательных подразделений необходимо выполнить комплекс мероприятий, включающий:

организацию системы информирования населения об обстановке в зоне ЧС, характере и объеме проводимых АСР, мерах само и взаимопомощи, местах расположения пунктов оказания медицинской помощи пострадавшим и эвакопунктов. Среди сообщений должны присутствовать сведения о фамилиях спасенных и эвакуированных жителей, а также местах их эвакуации, что поможет части населения получить сведения о родных и близких, в значительной мере способствующих улучшению психического состояния;

организацию системы медицинской сортировки пострадавших, изоляцию лиц, находящихся в тяжелом состоянии, оказание первой медицинской и психотерапевтической помощи, эвакуацию лиц, нуждающихся в госпитализации;

организацию обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, необходимыми медицинскими препаратами, а также разъяснение правил их применения.

Нормализации психического состояния населения способствует также четкая организация выполнения АСР с привлечением местных жителей, сохранивших способность к осознанной целенаправленной деятельности.

Основными формами взаимоотношений спасателей с населением должны быть уважение, сочувствие личный пример, а в случае, когда пострадавшие находятся в состоянии оцепенения, шока или паники целесообразно использовать жесткий командный стиль общения.

Оказание помощи пострадавшим с нарушениями психической деятельности является для спасателей одним из важных способов сохранения работоспособности, повышения психологической устойчивости и поддержания психоэмоционального равновесия среди населения.

При оказании помощи лицам, перенесшим психическую травму в результате тех или иных психотравмирующих воздействий ЧС необходимо знать и руководствоваться следующими основными принципами.

Безотлагательность -помощь пострадавшему должна быть оказана в кратчайшие сроки: чем больше времени пройдет со времени травматизации, тем выше вероятность возникновения хронических расстройств и появления необратимых изменений в организме. Наиболее эффективна помощь, оказываемая по «горячим следам».

Приближенность -помощь следует оказывать как можно ближе к месту событий. В условиях ЧС это означает, что

следует по возможности избегать госпитализации пострадавшего с психической травмой и его эвакуации. Смысл этого принципа состоит в оказании помощи без смены обстоятельств и социального окружения, а также в минимизации отрицательных явлений, связанных с «вживанием» пострадавшего в болезнь.

Ожидаемость -с лицом, перенесшим стрессовую ситуацию, следует обращаться не как с пациентом, а как с нормальным человеком, чье состояние психо

огически понятно и объяснимо пережитым событием («нормальная реакция на экстремальную ситуацию»). Необходимо поддерживать уверенность в скором возвращении нормального состояния, в способности вновь выполнять свою работу в полном объеме.

Единство психологического воздействия подразумевает, во-первых, что его источником должно быть либо одно лицо, либо стандартная процедура обращения с пострадавшим. Этот принцип учитывает особенности психического состояния пострадавших, связанные с неспособностью воспринимать разнонаправленные воздействия, запоминать многие лица или последовательность прохождения процедур.

Простота психологического воздействия тесно связана с предыдущим принципом. Она означает, что воздействие носит характер первой помощи и направлено прежде всего на снятие тревоги, самоизоляции путем побуждения пострадавшего к «проговариванию»своих переживаний, обсуждению пережитой травмы и текущего состояния. Очень часто помощь выражается в том, чтобы отвести пострадавшего от источника травматизации, предоставить теплое питье, пищу, отдых, психологически безопасное окружение и возможность быть выслушанным.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Чрезвычайные ситуации и их классификация

Чрезвычайная ситуация - это внешне неожиданная, внезапно возникающая обстановка характеризующаяся неопределенностью, стрессовым состоянием населения, значительным социально-экономическим и экологическим ущербом, человеческими жертвами и вследствие этого необходимостью быстрого реагирования, крупными людскими, материальными и временными затратами на проведение эвакуационно-спасательных работ, сокращение масштабов и ликвидацию многообразных негативных последствий.

Под источником чрезвычайных ситуаций понимают опасное природное явление, аварию или опасное техногенное происшествие, широко распространенные инфекционные болезни людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения в результате чего происходит или может произойти ЧС.

Согласно самой полной классификации, несчастье делятся по размерам:

· на малые (до 25 пострадавших)

· средние (до 1000)

· большие (более 1000 человек).

По природе чрезвычайные происшествия бывают:

· производственные или техногенные, во время которых выходит из под контроля энергия (химическая, тепловая, механическая, электрическая, различных видов излучения) или вредных веществ;

· транспортные;

· социальные (войны, терроризм, бунты, восстания и т.п.);

· стихийные (делятся на три группы):

· метеорологические морозы, жара, ливни, град, бураны, бури, смерчи, ураганы;

· топологические наводнения, цунами, оползни снега или Почвы, грязевые потоки;

· тектонические землетрясения, вулканические извержения различных типов;

Психология поведения человека в чрезвычайных ситуациях

В повседневной жизни, в экстремальных условиях человеку постоянно приходится преодолевать опасности, угрожающие его существованию, что вызывает (порождает) страх, т.е. кратковременный или длительный эмоциональный процесс, порождаемый действительной или мнимой опасностью. Страх - это сигнал тревоги, но не просто тревоги, а сигнал, вызывающий вероятные защитные действия человека.

Страх вызывает у человека неприятные ощущения - это негативное действие страха, но страх - это и сигнал, команда к индивидуальной или коллективной защите, так как главная цель, стоящая перед человеком - это остаться живым, продлить свое существование.

Следует учитывать, что наиболее частыми, значительными и динамичными являются необдуманные, бессознательные действия человека как результат его реакции на опасность.

Наибольшую опасность для человека представляют факторы, которые могут вызвать его гибель в результате различных агрессивных воздействий - это различные физические, химические, биологические факторы, высокие и низкие температуры, ионизирующие (радиоактивные) излучения. Все эти факторы требуют различных способов защиты человека и группы людей, т.е. индивидуальных и коллективных способов защиты к которым можно отнести: стремление человека удалиться за пределы действия поражающих факторов (убежать от опасности, защититься экраном и т.д.); энергичная атака человеком источника возможных поражающих факторов для ослабления их действия или уничтожения источника возможных поражающих факторов.

Групповое поведение людей при чрезвычайной ситуации

Под групповым поведением людей в ЧС понимают поведение большинства лиц, входящих в группу и оказавшихся перед лицом внезапного и опасного происшествия или угрозы такого происшествия, которые затрагивают интересы всех людей. Это сопряжено с реальными или потенциальными материальными потерями, человеческими жертвами и характеризуется заметной дезорганизацией общественного порядка.

Поведение людей в экстремальных ситуациях делится на две категории:

1. Случаи рационального, адаптивного поведения человека с психическим контролем и управлением эмоциональным состоянием поведения. Во многих экстремальных ситуациях не наблюдалось патологического поведения людей и отмечалась адаптация людей к обстановке, сохранялось спокойствие и выполнялись меры защиты, взаимопомощи, проводились мероприятия, восстанавливающие нарушенный порядок жизни. Такое поведение является следствием точного выполнения инструкций и распоряжений руководства в случаях ЧС. Следует помнить, что выполнение распоряжений и инструкций предупреждает распространение тревоги и беспокойства и вместе с тем не препятствует проявлению личной инициативы в области своей защиты.

2. Случаи, носящие негативный, патологический характер , отличаются отсутствием адаптации к обстановке, когда люди своим нерациональным поведением и опасными для окружающих действиями увеличивают число жертв и дезорганизуют общественный порядок. В этом случае может наступить "шоковая заторможенность”, когда масса людей становится растерянной и безынициативной, а то и просто обезумевшей. Частным случаем "шоковой заторможенности" является паника, когда страх перед опасностью овладевает группой людей. Обычно паника проявляется как дикое беспорядочное бегство, когда людьми руководит сознание, низведенное до примитивного уровня (примитивная реакция человека на страх). Оно может сопровождаться настоящим неистовством, особенно, если на пути встречаются препятствия, преодоление которых сопровождается большим количеством человеческих жертв.

Паника

Памника (др. - греч. рбнйкьт - безотчётный ужас, букв. внушаемый богом лесов Паном) - отрицательно окрашенный аффект, вызываемый действительной или мнимой опасностью. Может охватывать как одного, так и многих людей, и трудно поддаётся сознательному контролю.

Полномасштабная паника включает в себя комбинацию следующих симптомов:

· Одышка или гипервентиляция

· Учащенное сердцебиение

· Боль или дискомфорт в груди

· Дрожь

· Чувство нереальности или обособленности от вашего окружения

· Потоотделение

· Тошнота или расстройство желудка

· Головокружение или обморок

· Онемение или покалывание

· Приливы жара или холода

· Страх смерти, потери контроля, или страх сойти с ума

Панические реакции могут наблюдаться и у группы людей в замкнутых помещениях с неизвестной планировкой, когда человек ощущает угрозу своей жизни. Многие в этих случаях считают, что спастись почти нельзя, мгновенно подвергаются чувству массового страха, особенно, если в группе есть неуравновешенные люди, а таких может быть не более 2 % от числа всей группы.

В психологическом плане паника очень заразительна, так как связана с проявлением "стадного инстинкта”.

Необходимо знать, что заранее принятые меры предосторожности не могут полностью гарантировать возможности возникновения паники, но могут ее существенно уменьшить, поэтому принятие таких мер обязательно.

Методы профилактики панических реакций.

1. Основу профилактики любых психологических явлений составляет анализ особенностей возникновения и течения различных форм индивидуальных и коллективных реакций страха (паники).

2. Основной задачей в чрезвычайной ситуации или во время катастрофы является сохранение спокойствия людей и быстрая разумная деятельность. Это достигается информационными средствами и примером действий окружающих лиц. Люди должны знать и понимать, что народ в условиях давки гибнет.

3. Руководство массой людей составляет основу профилактики паники. Паническая реакция - это всегда индукция страха, утрата степени сознательного руководства и случайный захват "руководства" действиями людей лицами, находящимися в состоянии страха и действующими бессознательно, автоматически. Эти лица яркостью поступков и речи (крики) возбуждают окружающих и фактически увлекают за собой лиц, находящихся в связи со страхом в состоянии суженного сознания и действующих автоматически без оценки сложившейся ситуации. В состоянии страха люди легко поддаются управлению и могут быть привлечены в условия безопасной и объективной деятельности. Если руководство массой осуществляется сознательной личностью, то люди сохраняют способность разумных действий и защиты своей жизни.

4. Особую роль в профилактике страха осуществляет деловая занятость (должность) человека и демонстрация организованности действий окружающих лиц. Например, солдаты, привлеченные спасать детей при повторных толчках землетрясения, не испытывали страха в отличие от ничем не занятых людей.

5. В острой ситуации или угрожающей обстановке необходимо убирать (фиксировать) людей, способных индуцировать страх и вовлечь людей в опасную деятельность. Их влияние на окружающих должно быть приостановлено, так как может произойти индукция (передача) их действий массе людей.

6. В структуре руководства массой людей большую роль играет система оповещения: громкоговорящее оповещение, световые и звуковые сигналы, указатели выходов, направления движения и другие средства.

Громкоговорящее оповещение населения (громкоговорители на улицах, в помещениях) позволяет обеспечить безопасность поступков лиц, находящихся в кризисной (катастрофической) ситуации. Сообщается об опасности пользования лифтом (остановка и невозможность его покинуть) и даются указания о действиях по защите и выходу из опасной зоны и т.д.

Меры для приостановления паники должны быть самыми решительными . Для противодействия паническим настроениям рекомендуют использовать следующие приемы :

1. Убеждение (если позволяет время и обстановка).

2. Объяснение несущественности опасности (опять же при наличии времени).

3. Категорический приказ (громким командным голосом, например, "Прекрати!", "Возьми

4. себя в руки!")

5. Использование силы и даже нейтрализация наиболее злостных паникеров.

6. Юмор может быть продуктивно использован в преддверие и на ранней стадии развития

7. паники.

8. Коллективное пение хорошо всем известной ритмичной песни. Для блокировки массовой

9. агрессии применяются быстрые ритмы, для противодействия паники - размеренный ритм

10. марша или гимна. Также можно использовать ритмичное скандирование фразы, например,

11. "Не-тол-кай".

12. Сцепка локтями, ощущение физической близости товарищей повышает психологическую

13. устойчивость, предотвращает появление ощущения растерянности и беспомощности.

Человек, работающий на опасных производствах должен :

ь знать свои обязанности по профилактике ЧС и нести ответственность не только за возникновение несчастных случаев, но и за характер своих действий при руководстве массами при пожарах и других ЧС;

ь иметь психологическую готовность к действиям в ЧС, сознавать, что взрыв, пожар или другие явления - это реальная опасность, и быть готовым не только для профилактики или остановки катастрофического процесса, но и для руководства массами людей;

ь знать графики работы смен и схемы действий в критических ситуациях;

ь участвовать не только в деловых играх, но и в аварийных играх, что способствует познанию проблемы и формированию автоматизма действий в чрезвычайных ситуациях.

чрезвычайная ситуация психология паника

Информационно-психологические рекомендации воздействия на людей в чрезвычайных ситуациях

Достоверный источник информации в период стихийных бедствий и ликвидации их последствий ассоциируется у местных жителей с центральным для данного района органом исполнительной власти. В целях профилактики нежелательных психоэмоциональных реакций людей, панических настроений целесообразно укреплять местные органы власти на уровне глав районов городов, поселков информационными ресурсами субъекта Федерации и федерального центра.

Местные СМИ (по сравнению с центральными) в период стихийных бедствий и ликвидации их последствий обладают большей эффективностью воздействия на сознание людей, поскольку газеты, телевидение, радио того или иного района непосредственно включаются в экстремальные условия его жизнедеятельности, в процесс ликвидации последствий ЧС.

Информационные сообщения для жителей населенных пунктов, подвергшихся стихийному бедствию, должны проходить оперативную психологическую экспертизу. Для всех источников информации следует готовить соответствующие рекомендации, основанные на знании психологических закономерностей восприятия и переработки людьми информации в условиях стресса.

Мероприятия по ликвидации последствий стихийных бедствий желательно "привязывать" к естественным циклам и суточным ритмам жизнедеятельности человека (если, конечно, приостановка аварийно-восстановительных работ или их замедление не грозит появлением новых жертв).

Недостаток информации о событии способствует возникновению слухов и любой дезинформации. Если власть запаздывает с информированием населения, естественно, появляются распространители слухов, сплетен.

Объективно успокаивает любая информация, исходящая из доверительного источника. Люди, и в первую очередь взрослые, нуждаются в правдивой информации, исходящей от властей или от компетентных специалистов. Чаще более спокойно и уверенно чувствуют себя те, кто находится ближе к источнику информации, даже если она не самая обнадеживающая.

В меньшей степени страдают люди, которые с самого начала чрезвычайного события включились в практическую, общественно полезную деятельность (практически не остается психических проявлений).

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Раскрытие сущности и определение содержания психологии поведения человека в чрезвычайных ситуациях. Анализ различных уровней психологической готовности людей к ЧС. Особенности группового поведения людей при ЧС: паника и профилактика панических реакций.

    контрольная работа , добавлен 15.02.2011

    курсовая работа , добавлен 23.02.2015

    Психологические особенности поведения человека в конкретных конфликтных ситуациях. Предполагаемые стили поведения в конфликте: соперничество, уклонение, приспособление, компромисс, сотрудничество. Анализ конфликтных ситуаций и результаты поведения.

    контрольная работа , добавлен 16.02.2013

    Поведение человека в организации. Классификация типов сотрудников. Авторитаризм как модель поведения. Психотипы людей и их поведение в труде, бизнесе, сотрудничестве. Природа и источники индивидуальных различий человека. Понятие и свойства темперамента.

    контрольная работа , добавлен 01.06.2010

    Подходы к изучению экономического поведения человека, экономическое мышление как основа рационального выбора, формы проявления экономического поведения, потребности и интересы как детерминанты трудового поведения.

    курсовая работа , добавлен 25.01.2003

    Понятие "личность", её поведение в социальной среде. Критериальная база поведения человека. Факторы организационного поведения. Психологические особенности типов личности по К. Юнгу и Майерс-Бриггс. Психологические типы "невротических" руководителей.

    контрольная работа , добавлен 31.01.2012

    Подходы к проблеме личности в норме и с нарушением зрения. Влияние индивидуально-психологических особенностей личности на возникновение агрессивного поведения у людей с нарушением зрения. Психологические особенности личности людей с нарушением зрения.

    дипломная работа , добавлен 25.05.2015

    Сущность и содержание понятия девиантного поведения, его основные причины. Психологические особенности подросткового возраста. Организация и проведение исследования девиантности у подростков 15 лет. Рекомендации по профилактике девиантного поведения.

    курсовая работа , добавлен 30.11.2016

    Характеристика основных видов социальных отклонений, лежащих в основе девиантного поведения. Сущность норм, связанных с психическими состояниями и развитием личности. Биологические, социологические и психологические теории детерминации поведения человека.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2012

    Рассмотрение особенностей психологической устойчивости личности к действиям в чрезвычайных ситуациях. Ознакомление с различными вариантами реакции организма на факторы чрезвычайной ситуации. Исследование психологии страха в экстремальных условиях.

Основная тенденция современного общества — смещение ценности здоровья с лидирующих позиций в иерархии ценностей. Парадокс заключается в том, что при ухудшении социально-экономического статуса и уровня жизни ценность здоровья и осознанная деятельность по его сохранению должны быть наиболее приоритетными задачами. Но в условиях социальной нестабильности, в частности в условиях военного конфликта, на первый план выступают другие проблемы и ценности — проблема безопасности, — а широта понятия самосохранительного поведения сужается до понятия сохранения жизни в буквальном значении. Так, по данным исследования Магостр. 75 метова Б. А., проведенного в Чеченской Республике (ЧР) в 2003 г., проблеме здоровья и качеству медицинского обслуживания респонденты отводили 11 место — 5, 4%, как мужчины, так и женщины .

Во время военного конфликта население находится под воздействием мощных стрессовых факторов, которые на некоторое время повышают устойчивость организма к заболеваниям за счет использования резервных возможностей. При прекращении длительного стрессового воздействия и исчезновении факторов, угрожающих жизни, происходит резкое снижение устойчивости организма и декомпенсация патологических процессов, а также возникает необходимость изменения приоритетов в жизненных установках. В постконфликтный снова приобретает ценность (в основном ввиду его утраты).

Но осознание ценности здоровья не приводит сразу к формированию здоровьесберегающего поведения, для осуществления которого требуются не только ценностные установки, но условия и время. Цель работы — анализ особенности поведения, направленного на сохранение здоровья, отношение к нему в условиях послевоенной ситуации.

Рубрики Навигация записи
Краткое описание

Работу по оказанию экстренной психологической помощи можно условно разделить на три этапа. Первый пап подготовительный, второй - это этап собственно оказания экстренной психологической помощи, третий можно обозначить как этап завершения работ по оказанию экстренной психологической помощи. На каждом конкретном этапе перед психологами стоят свои цели и задачи. Рассмотрим их более подробно.

Введение
1. Психологические особенности поведения людей в чрезвычайных ситуациях.
2. Психология выживания в чрезвычайных ситуациях
2.1
3. Способы оказания психологической помощи после чрезвычайных ситуаций
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Введение

    1. Психологические аспекты выживания
  1. Способы оказания психологической помощи после чрезвычайных ситуаций

Заключение

Список литературы

Введение

Выживание человечества в чрезвычайных ситуациях возможно только в том случае, если оно сможет их научно прогнозировать, оценивать и по возможности предупреждать, или хотя бы снижать до минимума возможный ущерб. Эти задачи выполняют международные и национальные государственные структуры с участием населения.

Выживание – это искусство остаться в живых. Наука выживания – это совокупность рациональных действий, обеспечивающих существование в экстремальных и чрезвычайных ситуациях без ущерба для здоровья человека. Проблемы выживания человека в чрезвычайных ситуациях содержат несколько аспектов: философский, психологический, общие и частные правила выживания, способы обучения человека действиям в чрезвычайных ситуациях. Каждый гражданин должен уметь выживать сам. Чрезвычайные ситуации надо предупреждать и предотвращать. Но если это не удалось, принимаются меры по самозащите и защите людей и ценностей. Когда в ЧС попадает большое количество людей, проводится комплекс защитных мероприятий государственными структурами.

Основные способы спасения людей в ЧС:

Поиск пострадавших;

Оказание медицинской помощи;

Эвакуация пострадавших и тех, кто находится под угрозой, в безопасные районы;

При необходимости люди могут быть укрыты в защитные сооружения, им могут быть выданы средства индивидуальной защиты.

В Республике Беларусь значительную угрозу населению и объектам приносят стихийные бедствия. Под ними понимаются разрушительные природные явления, в результате которых возникает угроза жизни и здоровью людей. К стихийным бедствиям обычно относят землетрясения, наводнения, селевые потоки, оползни, снежные заносы, извержения вулканов, засухи. К таким бедствиям, в ряде случаев, могут быть отнесены также пожары, особенно массовые лесные и торфяные.

Стихийные бедствия можно встретить по-разному. Растерянно, как веками встречали люди различные бедствия, или спокойно, с верой в собственные силы. Уверенно же принять вызов бедствий могут только те, кто, вооруженный знаниями, как действовать в той или иной обстановке, примет единственно правильное решение: спасет себя, окажет помощь другим, предотвратит, насколько сможет, разрушающее действие стихийных сил.

  1. Психологические особенности поведения людей в чрезвычайных ситуациях.

Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Изучение специфики поведения человека в чрезвычайной ситуации включает в себя изучение психологии страха как основополагающего элемента, оказывающего влияния на поведения пострадавших.

Страх - эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. В отличие от боли и других видов страдания, вызываемых реальным действием опасных для существования факторов, страх возникает при их предвосхищении.

Страх выполняет позитивную функцию, делая человека более осторожным и осмотрительным.

Однако по результатам исследования К.Э.Изарда (1971), проводившего опрос представителей разных стран, страх является именно той эмоцией, которую люди больше всего не хотят переживать. Само по себе переживание страха пугает человека. Видов страха человека бесконечное множество. Один страх парализует, другой активизирует. Страх индивидуален и отражает личностные особенности каждого человека, он может быть вызван как физической, так и психологической угрозой.

Вопросы психологии человека в чрезвычайных ситуациях необходимо рассматривать в целях подготовки населения, спасателей, руководителей к действиям в экстремальных ситуациях.

При рассмотрении вопросов поведения человека в условиях ЧС большое внимание уделяется психологии страха. В повседневной жизни, в экстремальных условиях человеку постоянно приходится преодолевать опасности, угрожающие его существованию, что вызывает (порождает) страх, т. е. кратковременный или длительный эмоциональный процесс, порождаемый действительной или мнимой опасностью. Страх - это сигнал тревоги, но не просто тревоги, а сигнал, вызывающий вероятные защитные действия человека.

Страх вызывает у человека неприятные ощущения - это негативное действие страха, но страх - это и сигнал, команда к индивидуальной или коллективной защите, так как главная цель, стоящая перед человеком - это остаться живым, продлить свое существование.

Следует учитывать, что наиболее частыми, значительными и динамичными являются необдуманные, бессознательные действия человека как результат его реакции на опасность.

Наибольшую опасность для человека представляют факторы, которые могут вызвать его гибель в результате различных агрессивных воздействий - это различные физические, химические, биологические факторы, высокие и низкие температуры, ионизирующие (радиоактивные) излучения. Все эти факторы требуют различных способов защиты человека и группы людей, т. е. индивидуальных и коллективных способов защиты к которым можно отнести: стремление человека удалиться за пределы действия поражающих факторов (убежать от опасности, защититься экраном и т. д.); энергичная атака человеком источника возможных поражающих факторов для ослабления их действия или уничтожения источника возможных поражающих факторов.

Под групповым поведением людей в ЧС понимают поведение большинства лиц, входящих в группу и оказавшихся перед лицом внезапного и опасного происшествия или угрозы такого происшествия, которые затрагивают интересы всех людей. Это сопряжено с реальными или потенциальными материальными потерями, человеческими жертвами и характеризуется заметной дезорганизацией общественного порядка.

Групповое поведение людей связано с одним и тем же внешним событием и зависит от таких эмоциональных факторов, которые связаны с групповым умонастроением, а не с индивидуальными свойствами психики человека. Об этом говорит статистика катастроф, судьбы пострадавших, действия спасателей и поведение окружающего населения, которое само по себе не пострадало от действия чрезвычайных ситуаций1.

Поведение людей в экстремальных ситуациях делится на две категории.

Случаи рационального, адаптивного поведения человека с психическим контролем и управлением эмоциональным состоянием поведения. Во многих экстремальных ситуациях не наблюдалось патологического поведения людей и отмечалась адаптация людей к обстановке, сохранялось спокойствие и выполнялись меры защиты, взаимопомощи, проводились мероприятия, восстанавливающие нарушенный порядок жизни. Такое поведение является следствием точного выполнения инструкций и распоряжений руководства в случаях ЧС. Следует помнить, что выполнение распоряжений и инструкций предупреждает распространение тревоги и беспокойства и вместе с тем не препятствует проявлению личной инициативы в области своей защиты.

Случаи, носящие негативный, патологический характер, отличаются отсутствием адаптации к обстановке, когда люди своим нерациональным поведением и опасными для окружающих действиями увеличивают число жертв и дезорганизуют общественный порядок. В этом случае может наступить “шоковая заторможенность”, когда масса людей становится растерянной и безынициативной, а то и просто обезумевшей. Частным случаем “шоковой заторможенности” является паника, когда страх перед опасностью овладевает группой людей. Обычно паника проявляется как дикое беспорядочное бегство, когда людьми руководит сознание, низведенное до примитивного уровня (примитивная реакция человека на страх). Оно может сопровождаться настоящим неистовством, особенно, если на пути встречаются препятствия, преодоление которых сопровождается большим количеством человеческих жертв.

Панические реакции могут наблюдаться и у группы людей в замкнутых помещениях с неизвестной планировкой, когда человек ощущает угрозу своей жизни. Многие в этих случаях считают, что спастись почти нельзя, мгновенно подвергаются чувству массового страха, особенно, если в группе есть неуравновешенные люди, а таких может быть не более 2 % от числа всей группы.

В психологическом плане паника очень заразительна, так как связана с проявлением “стадного инстинкта”.

Необходимо знать, что заранее принятые меры предосторожности не могут полностью гарантировать возможности возникновения паники, но могут ее существенно уменьшить, поэтому принятие таких мер обязательно.

  1. Психология выживания в чрезвычайных ситуациях
    1. Психологические аспекты выживания

Страх – естественная реакция человека на всякую реальную или воображаемую ситуацию, угрожающую жизни или здоровью. Нельзя однозначно утверждать, что в аварийной ситуации страх только вредит или только приносит пользу. Все зависит от конкретных обстоятельств, в которых оказался человек. Одно и то же действие, совершенное под влиянием чувства страха, в одном случае может спасти человека, в другом – ускорить его гибель.
Страх не только сопутствует аварийной ситуации, но зачастую предвосхищает ее. Толчком к нагнетанию чувства страха может послужить любое неожиданное событие – ухудшение погоды, поломка средства передвижения, потеря ориентировки и тому подобное. Возникшее состояние тревоги, беспокойства при благополучном исходе происшествия забывается, а при дальнейшем нарастании угрозы человек начинает прогнозировать развитие событий. И тогда беспокойство может перерасти в устойчивое чувство страха.

При взрывах, землетрясениях, столкновениях транспортных средств и других неожиданно возникших опасностях, чувство страха может возникнуть мгновенно.
Поведенческие реакции на опасность у каждого человека индивидуальны и в различных ситуациях могут проявляться различно. Для людей, оказавшихся в аварийной ситуации, наиболее характерны несколько типов поведения.

Первый можно условно определить как пассивный. При встрече с опасностью человек испытывает чувство полной растерянности. Ясно осознавая опасность, он, тем не менее, не знает, что предпринять в данный момент, чтобы не усугубить свое положение. Человек совершает беспорядочные, бессмысленные движения: вдруг начинает бежать, но тут же останавливается, начинает говорить, но тут же замолкает, часто озирается и тому подобное.
В сознании мелькают десятки вариантов действия, но ни один не кажется единственно верным. В такой критический момент многое зависит от руководителя группы. Бывает, достаточно громко и четко дать соответствующую команду, указать человеку его место, определить его действия – и растерянность проходит.

Мгновенный испуг (например, в результате взрыва, схода лавины, неожиданной встречи со змеей или хищным животным) в некоторых случаях может вызвать резкую двигательную и психическую заторможенность. Человек замирает в оцепенении, не в силах совершить ни одного целенаправленного действия. Он не может бежать, не может поднять руку, закричать, не может реально оценить угрозу. Такое состояние нередко заканчивается обмороком.
Другой тип реакции на опасность можно условно обозначить как активный. Такой тип поведения характеризуется мгновенным действием («импульсивное поведение»). Человек отскакивает от падающего камня, убегает от пожара, отталкивает от себя представляющий опасность предмет. Схема действия в таком случае упрощена до безусловного рефлекса – как можно дальше быть от источника опасности.

При индивидуальном выживании такой тип поведения во многих случаях может себя оправдать. При групповом выживании обычно приводит к усугублению аварийной ситуации. Резко прыгнувший от реальной или воображаемой опасности человек может вызвать сход лавины, камнепад, то есть подвергнуть опасности всю группу. Тонущий человек часто стремится удержаться на плаву за счет своих товарищей, что осложняет его спасение. Резкие движения, бег при неожиданной встрече со змеей или хищным животным могут спровоцировать их нападение на рядом находящихся людей.

Часты случаи, когда люди спешно покидали транспортное средство (судно, яхту, плот), обрекая себя на гибель, вместо того, чтобы бороться за сохранение его плавучести.

Следующий тип поведения, который можно условно определить как разумный, в наибольшей степени свойствен людям, профессионально и психологически подготовленным к действиям в чрезвычайных ситуациях. Давно замечено, что, например, во время стихийных бедствий наибольшую личную организованность и выдержку проявляют люди, производственная деятельность которых связана с работой в особых условиях, – пожарные, моряки и т. д.
Для данного типа поведения характерны: мгновенная оценка ситуации, выделение из множества факторов основного, непосредственно опасного для жизни людей, принятие наиболее верного решения, незамедлительное проведение данного решения в жизнь.

При авариях транспортных средств (судов, самолетов), во время стихийных бедствий в слабо подготовленных туристических группах может наблюдаться одно из опаснейших проявлений страха – массовая паника. Она опасна в первую очередь «ураганным» нарастанием коллективного страха, исключающего возможность рациональной оценки обстановки.

При долговременном выживании страх может выражаться в форме депрессивного состояния или постоянной напряженности. В первом случае человек, разуверившись в возможности спасения, становится пассивным, теряет интерес к происходящему. На угрожающие ситуации, реагирует вяло, зачастую неверно. Иногда может часами сидеть, уставившись взглядом в одну точку. Под давлением со стороны он способен выполнять несложную работу, но без инициативы и заинтересованности в конечном результате.

При дальнейшем развитии депрессии возможны истерические реакции и даже попытки самоубийства.

1.2 Стресс

Для того, что бы понять наши психологические реакции в обстановке угрожающей жизни, необходимо узнать больше о стрессе.
Стресс – это не болезнь, которую можно вылечить, каждый из нас время от времени испытывает стресс. Стресс – это реакция на напряжение, ощущение, появляющееся в результате физического, эмоционального, ментального и духовного реагирования на жизненные затруднения.

Потребность в стрессе
Так как стресс имеет множество позитивных эффектов, он нам необходим. Стресс бросает нам вызов, тем самым давая шанс узнать наши достоинства и сильные стороны. Стресс показывает нашу способность справляться с трудностями, проверяет нашу приспособляемость и гибкость, побуждает нас выкладываться по полной. Обычно не рассматривается незначительные происшествия как затруднения, стресс – отличный индикатор значения события для нас, другими словами, он указывает на важность события.

Мы нуждаемся в некотором стрессе, но его передозировка может принести вред. Целью должно быть напряжение, но не перенапряжение. Слишком сильный стресс ведет к тревожному состоянию. Тревога вызывает напряжение, от которого пытаемся избавиться и которое предпочтительнее избежать. Ниже перечислены некоторые симптомы тревожного состояния, которые вы можете обнаружить у себя или своих товарищей, переживая сильный стресс:
Трудности в принятии решений, вспышки ярости, забывчивость, недостаток энергии, постоянное волнение, предрасположенность к ошибкам, мысли о смерти или суициде, удаление от остальных, уход от ответственности, небрежность.

Стресс может быть созидающим и разрушающим. Он может ободрить и обескуражить, продвинуть нас вперед, или остановить, сделать жизнь значимой или бессмысленной на вид. Стресс может вдохновить на успешные и максимально эффективные действия в ситуации, угрожающей жизни. Также он может вызвать панику и заставить забыть все навыки. Ключом к выживанию является способность справляться с неизбежным стрессом. Стремящийся выжить – это тот, кто работает над своим стрессом, вместо того, что бы позволить стрессу работать над ним.

Стрессы в ситуации угрожающей жизни
Любое событие может вызвать стресс, и, как каждый мог испытать, такие события не всегда приходят поодиночке. Часто стрессовые события случаются одновременно. Сами по себе они стрессом не являются, но вызывают его и поэтому называются стрессорами. Стресс – отклик на стрессоры. Как только организм распознает присутствие стрессора, он пытается защитить себя.

Испытывая стресс, организм стремиться либо побороть его, либо избавиться. Организм посылает внутренний сигнал SOS. Когда органы отвечают на него, возникают различные реакции. Тело освобождает запасенное топливо (сахар и жиры) для быстрого обеспечения энергией; дыхание ускоряется, чтобы насытить кровь кислородом; мышцы напрягаются, что бы быть готовыми к действиям. Механизм свертывания крови активизируется для предотвращения сильного кровотечения, чувства обостряются (слух становится более четким, зрачки расширяются, обоняние становится острее) для того чтобы быть настороже; сердечный ритм и давление крови усиливаются, что бы обеспечить больший приток крови к мускулам. Такое состояние позволяет организму справиться с потенциальными опасностями, однако организм не может поддерживать такой уровень настороженности бесконечно.

Стрессоры не слишком обходительны с нами – появление другого стрессора не означает исчезновение старого, они накладываются друг на друга. Кумулятивный эффект незначительных стрессоров может привести к значительному расстройству. Сопротивление организма постепенно падает, а источники стресса продолжают свое действие, что приводит к истощению. На этом рубеже способность извлечь из стресса позитивные эффекты иссякает, и появляются признаки тревожного расстройства. Предупреждение стрессов и разработка стратегии избавления от них, это два ингредиента эффективного управления стрессом.

Травма, заболевание и смерть
Травма, заболевание или смерть, это то, с чем вполне реально может столкнуться человек стремящийся выжить. Возможно, нет ничего более создающего напряжение, чем остаться одному в незнакомой обстановке, столкнувшись с угрозой погибнуть от нападения или несчастного случая. Усилить напряжение могут травма или болезнь, ограничив вашу способность к перемещению, добыче пищи и воды, поиску укрытия, и самообороны. Даже если болезнь и травма не ведет к смерти, стресс усилится благодаря боли и дискомфорту. Только контролируя стресс, связанный с уязвимостью к травмам, болезням и смерти, можно набрать достаточно смелости для столкновения с опасностями, связанными с выживанием.

Неопределенность и потеря контроля
Люди испытывают затруднения, действуя в обстановке, где не все ясно. Ситуация, угрожающая жизни может дать только одну гарантию: ничто не может быть гарантировано. Действия в ситуации, когда информация об окружении и контроль за ним ограничен, приводят к колоссальному напряжению. Неопределенность и потеря контроля накладывается на стресс вызванный возможностью быть травмированным, заболевшим или убитым.

Окружающая среда
Даже при идеальных условиях природа весьма грозна. Пытаясь выжить, человек борется со стрессорами погоды, местности, и многообразия существ населяющих территорию. Жара или холод, дождь, ветер, горы, болота, пустыни, насекомые, опасные рептилии и другие животные – лишь некоторые из угроз, подстерегающих человека. В зависимости от того насколько человек сможет справиться со стрессом окружающей среды, она может стать либо источником воды и защитой, либо причиной крайнего дискомфорта, приведя к травмам, болезни или смерти.

Голод и жажда
Без воды и пищи организм слабеет и, в конечном счете, умирает. Таким образом, запасы пищи и воды, с течением времени пребывания в угрожающей жизни ситуации, становятся все более важными. Для человека использовавшего свои припасы, поиск пищи становится значительным источником стресса.

Усталость
Чем больше вы стараетесь выжить, тем больше вы устаете. Вполне вероятно, что усталость может достичь той точки, при которой стрессором станет постоянная бдительность.

Изоляция
Быть частью команды, при столкновении с опасностью, дает определенные преимущества. Контакты с другими людьми обеспечивают чувство безопасности, чувство того, что кто-нибудь придет на помощь, если возникнет проблема. Значительным стрессором является то, что человек или команда должна рассчитывать на свои собственные силы.

Это не полный список стрессоров, с которыми вы можете столкнуться. Является напряжением для одного, может не быть таковым для другого. Опыт, тренировка, личное мировоззрение, физическая и психологическая подготовка, уверенность в себе повлияет на то, что почувствуете создающим напряжение. Задача – не избежать стресса, а успешно справиться со стрессорами и заставить их работать на себя.

Естественные психологические реакции человека в чрезвычайных ситуациях

2.1 Беспокойство, страх

На протяжении своего существования человечество пережило множество изменений в его окружении. Способность человека к физической и психологической адаптации к изменяющемуся миру сохранила нам жизнь, в то время как многие другие виды постепенно вымерли. Те же механизмы, которые позволили выжить нашим предкам, помогут выжить и нам. Однако, если не поймем их, эти механизмы могут сработать против нас.
Неудивительно, что разные люди могут иметь похожие психологические реакции в ситуации, угрожающей жизни.

Страх
Страх – наш эмоциональный ответ на опасные условия, когда мы верим, что они могут вызвать смерть, травму или заболевание. Этот вред не ограничивается только лишь физическими повреждениями, угроза эмоциональному и психическому благополучию также вызывает страх. Для человека пытающегося выжить, страх может нести позитивную функцию, если он будет побуждать к осторожным действиям в ситуациях, когда безрассудство приведет к травме. К сожалению, страх может парализовать человека.
Человек может настолько испугаться, что потерпит неудачу при выполнении действий являющихся основой выживания. Большинство людей испытывает страх при попадании в незнакомую обстановку в неблагоприятных условиях. В этом нет ничего постыдного. Каждый человек должен тренироваться, чтобы не стать жертвой собственного страха. В идеале, с помощью реалистичной тренировки, мы приобретаем знания и навыки необходимые, чтобы увеличить смелость и таким образом справиться со страхами.

Беспокойство
Со страхом ассоциируется и беспокойство. Испытывать беспокойство, так же естественно для нас, как и испытывать боязнь. Беспокойство может быть некомфортным ощущением при встрече с опасными ситуациями (физическими, психическими и эмоциональными). В здоровом виде, беспокойство побуждает нас справиться с опасностью, угрожающей нашему существованию. Если мы никогда не будем беспокоиться, нам неоткуда будет взять мотивацию, чтобы изменить нашу жизнь. В ситуации, угрожающей жизни, человек снижает беспокойство, выполняя те действия, которые направлены на успешное прохождение тяжелых испытаний. Уменьшив беспокойство, человек берет под контроль его источник – страхи. В этой форме беспокойство 0 это хорошо, но, несмотря на это оно может иметь и разрушительное воздействие. Тревога может переполнить человека до такой степени, что он придет в замешательство. Как только это произойдет, принимать правильные решения станет все труднее и труднее. Что бы выжить, человек должен постичь техники снижения тревоги и держать ее в таких рамках, когда она приносит пользу, а не вред.

2.2 Раздражение и разочарование

Разочарование наступает в результате многочисленных бесплодных попыток достичь цели. Цель вживания – остаться в живых до тех пор, пока вы не придете туда, где вам помогут, или пока помощь не придет к вам. Что бы достичь цели, вы должны выполнять некоторые задачи с минимальным количеством ресурсов. Вполне вероятно что, что-то пойдет не так и выйдет из-под контроля. Когда на карту поставлена жизнь, каждая ошибка стоит дорого. Поэтому, рано или поздно, людям приходится справляться с разочарованием, когда их часть их планов срывается по каким-то обстоятельствам. Из-за разочарования возникает раздражение. Существует множество различных ситуаций, которые могут разочаровать или привести в ярость. Поврежденная или забытая экипировка, погода, негостеприимная местность и физические ограничения – всего лишь несколько примеров источников разочарования и раздражения. Разочарование и раздражение вызывают импульсивные реакции, иррациональное поведение и непродуманные решения. Но, если человек сможет направить эмоции раздражения и разочарования в нужное русло, он сможет преодолеть испытания, которые выпали на его долю. Если же он не сможет сфокусировать свои эмоции, он потратит много энергии для действий, которые не принесут многого ни для его выживания, ни для выживания людей вокруг него.

2.3 Тоска, чувство вины

Редко можно встретить такого человека, который, столкнувшись с лишениями, хотя бы на мгновение не впадает в уныние. Когда оно усиливается, мы называем это депрессией или тоской. Депрессия связана с разочарованием и раздражением, разочарованный человек все более и более раздражается, когда он не может достичь своих целей. Если раздражение не помогает человеку, уровень разочарования растет. Деструктивный цикл между разочарованием и раздражением продолжается пока человек не изнашивается физически, эмоционально и психологически. Депрессия – это выражение этого чувства безнадежности и беспомощности. Нет ничего плохого в том, чтобы печалится, когда вы думаете о своих близких и вспоминаете цивилизованную жизнь. Такие мысли, дают вам желание стараться еще больше, чтобы прожить еще один день. Но если вы позволите себе впасть в тоску, она истощит все ваши силы, и, что самое важное, ваше желание выжить.

Чувство вины
Обстоятельства, в результате которых вы попали в сложную ситуацию, зачастую могут быть драматическими. Это может быть несчастный случай или катастрофа, в результате которой люди потеряли свои жизни. Возможно, вы выжили один, или один из немногих. Естественно, вы рады, что остались в живых, но в то же время скорбите по погибшим, которым повезло меньше, чем вам. Нет ничего необычного в том, что выжившие чувствуют себя виноватыми в том, что они спаслись, а другие – нет. Это чувство, в позитивном виде, воодушевляет людей, давая им веру в то, что жизнь им была дарована, чтобы они выполнили какое-то свое предназначение. Иногда люди пытаются остаться в живых, что бы продолжить дело тех, кто погиб. Несмотря на причину, которую вы выберете для себя, не давайте чувству вины мешать вашей жизни. Те, кто откажется от шанса, данного им, не достигнут ничего. Это деяние станет величайшей трагедией.

2.4 Одиночество

Перед человеком, оказавшимся один на один со стихией, встают проблемы как физического, так и морального плана. В одиночку сложнее оборудовать долговременный костровой бивак, труднее пробивать в снежной целине тропу, обеспечиваться продуктами питания, практически невозможно, не имея специального снаряжения, организовать надежную страховку при преодолении сложных участков местности и многое другое.
Человек, оказавшийся в одиночестве в чрезвычайных условиях, в большей степени подвержен эмоциональным стрессам. Для одиночного выживания характерны быстро развивающиеся реактивные психические состояния, нередко человек впадает в глубокую депрессию. При долгой изоляции от внешнего мира, от людей у потерпевших бедствие могут наблюдаться слуховые и зрительные галлюцинации.

В подобной ситуации очень важно не давать волю своим эмоциям и больше полагаться на рассудок. Нужно стремиться каждую минуту заполнить какой-нибудь полезной работой, которая отвлечет от ненужных размышлений. В некоторых случаях, когда одиночество начинает угнетать, когда появляется настоятельная, навязчивая необходимость общения, можно разговориться с самим собой, вслух обсуждая сложившееся положение, можно общаться с неодушевленными предметами, природой или далекими близкими людьми. Зачастую такой нехитрый прием спасал людей, совершавших длительные одиночные путешествия, от сумасшествия.

3.Способы оказания психологической помощи после чрезвычайных ситуаций

Работу по оказанию экстренной психологической помощи можно условно разделить на три этапа. Первый пап подготовительный, второй - это этап собственно оказания экстренной психологической помощи, третий можно обозначить как этап завершения работ по оказанию экстренной психологической помощи. На каждом конкретном этапе перед психологами стоят свои цели и задачи. Рассмотрим их более подробно.

Подготовительный этап. Целью работы на подготовительном этапе является подготовка развернутого плана действий по оказанию экстренной психологической помощи. Для этого необходимо осуществить:

1. Сбор информации о психологической ситуации, сложившейся в результате ЧС. В некоторых ситуациях нужные сведения имеются у специалистов-психологов или специалистов другого профиля, уже работающих на месте происшествия. Если же информации такого рода нет, необходимо собрать ее самостоятельно для того, чтобы организовать работу специалистов наиболее оптимальным образом.

Сбор информации производится по следующей схеме.

Определение мест, где предстоит работать психологам: места дислокации пострадавших и их родственников, пункты проведения массовых мероприятий (панихиды, опознания, встречи с представителями властных структур). Часто таким местом является также и само место ЧС (если ЧС произошло на территории населенного пункта).

Приблизительный подсчет людей, нуждающихся в помощи.

Выяснение числа специалистов, которые уже работают или приступят к работе и ближайшее время.

Уточнение времени, мест и примерного количества участников массовых мероприятий.

Выяснение порядка, времени и места действий, которые необходимо совершить пострадавшим или их родственникам (выплата компенсаций, процесс опознания, получение свидетельств о смерти и т.д.).

2. Определение места и порядка работы каждого специалиста - вторая важная задача, решаемая на подготовительном этапе, поскольку от успешности ее решения часто зависит эффективность оказания помощи. Каждый специалист должен знать, что ему предстоит делать на конкретном участке, работы.

3. Составление ориентировочного плана работ. Решение этой третьей задачи происходит на подготовительном этапе, однако на протяжении всего периода оказания экстренной психологической помощи этот план может изменяться и корректироваться в зависимости от изменяющихся условий деятельности.

В ходе выполнения работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации спасатели контактируют с населением, оказавшимся в зоне бедствия. В этих условиях экстремальная обстановка оказывает воздействие на психическое состояние людей.

Выделяют две группы факторов, оказывающих травмирующие воздействие на психику людей в зоне чрезвычайной ситуации .

К первой группе относятся факторы, связанные с наличием физической угрозы для жизни и здоровья человека. Среди них – взрывы, пожары, обрушения конструкций зданий и сооружений, радиоактивное загрязнение, заражение внешней среды химически опасными веществами, токсичные продукты и др. Психические нарушения, возникающие в результате их воздействия, наблюдаются в основном на фоне физиологических (медицинских) состояний, к которым относятся травмы, ожоги, радиационные поражения, химические отравления, болевой и травматический шок.

Вторая группа факторов связана с отсутствием достоверной информации о масштабах чрезвычайной ситуации и ее последствиях, степени угрозы жизни и здоровью людей, переживание за судьбы родных и близких, изменение привычного образа жизни, чувства бессилия перед обстоятельствами и неопределенности будущего. Воздействие на человека психотравмирующих факторов обеих групп невозможно полностью устранить или нейтрализовать в ходе работ по ликвидации чрезвычайной ситуации, но путем проведения медиками и спасателями планомерной психологической и социальной работы с пострадавшими можно значительно повысить психологическую устойчивость людей к этим воздействиям.

Чтобы оказывать психологическую помощь пострадавшим, спасателям необходимо знать, каким образом у людей возникают и протекают наиболее типичные для чрезвычайной ситуации психические расстройства, по каким признакам их можно отличить друг от друга и, какую посильную помощь в конкретном случае следует оказать пострадавшему.

В настоящее время выделяют три основных периода развития чрезвычайных ситуаций, при которых у пострадавших наблюдаются разного рода психические нарушения.

Первый период связан с внезапно возникающей угрозой жизни людей (пожар, взрыв, землетрясение, цунами, наводнение, ураган и т.д.).

Он обычно ограничен временными рамками – от момента возникновения этой угрозы (начала ЧС) до момента начала проведения аварийно- спасательных работ. Анализ показывает, что продолжительность данного периода не превышает 5 часов. В это время мощные стрессовые воздействия чаще всего вызывают у человека реакции страха, паники, оцепенения различной степени тяжести. В момент начала чрезвычайной ситуации у большинства пострадавших появляется состояние растерянности, непонимания смысла происходящего.

Вслед за этим коротким временным интервалом у людей при простых реакциях страха наблюдается умеренное повышение активности, движения становятся четкими, экономичными, увеличивается мышечная сила. Это позволяет значительному числу людей переместиться в безопасное место.

Одновременно несколько нарушается речь. Это проявляется в увеличении ее темпа, повышении силы и звонкости голоса.

Для человека в таком состоянии характерны мобилизация воли, внимания, двигательных функций.

При сложных реакциях страха в первую очередь происходят двигательные расстройства, которые могут проявляться в активной и пассивной форме.

При активной форме – человек беспорядочно и бесцельно мечется, делая большое количество бессмысленных движений, что мешает ему правильно и быстро принять решение и укрыться в безопасное место. В ряде случаев может наблюдаться паническое бегство.

Пассивная форма характерна тем, что человек впадает в оцепенение и как бы застывает на месте. При попытке оказать ему помощь он либо невольно подчиняется, либо реагирует негативно, оказывая сопротивление. Речь у него в таких случаях бывает отрывочной, ограничивается в основном краткими, лишенными смысловой нагрузки восклицаниями, или она полностью отсутствует.

Как при простой, так и при сложной реакциях страха у человека наблюдается значительное сужение сознания, непроизвольное самоустранение от происходящего.

Наиболее тяжелые психические расстройства могут возникать у лиц, получивших закрытые травмы или ранения.

Второй период по своим временным рамкам соответствует периоду выполнения аварийно-спасательных работ. В это время появляются новые стрессовые воздействия, которые обусловлены потерей или неизвестностью судьбы родных и близких, разобщением семьи, утратой имущества жилья.

Психоэмоциональное напряжение, характерное для начала данного периода, сменяется к его окончанию повышенной утомляемостью и выраженной депрессией.

Психические нарушения у пострадавших могут проявляться в виде психозов и неврозов.

Психозы более опасны для пострадавшего и требуют квалифицированной медицинской и психиатрической помощи. Они не позволяют человеку осуществлять целенаправленную деятельность.

Основными типами психозов, возникающих в условиях чрезвычайной ситуации, являются острые шоковые и реактивные подострые психозы. Острые шоковые (сложная реакция страха) появляются при непосредственном переживании нагрянувшей угрозы жизни или здоровью (пожар, взрыв, землетрясение и др.). Такие психозы могут проявляться в активной и пассивной формах.

Реактивные подострые психозы могут быть следующих видов:

· психогенная депрессия: медленное развитие состояния подавленности, затрудненная ориентация, двигательная заторможенность, которая может перерасти и в обездвиженность (ступор), бредовые интерпретации;

· истерическая депрессия: после короткого периода истерического возбуждения развивается состояние апатии, тоски, уныния, возможно с порывистым проявлением гнева, однако психическая деятельность при этом грубо не нарушается;

· параноидальный психоз: неприятная мучительная тревога, эмоциональное напряжение, беспокойство, не исключено бредовое состояние;

· параноидо-галлюцинативный синдром: активная психическая деятельность затруднена. Бывает, что пострадавший представляет себя в других условиях или другим человеком. Возможны галлюцинации в виде голосов, детского плача, криков о помощи и др. Иногда возникает мания преследования.

Для большей части пострадавших наиболее характерны состояния непсихических расстройств, проявляющихся в форме истерического невроза или неврастении. Среди них:

· двигательные расстройства (припадки, параличи, парезы и др.). Они могут сопровождаться стонами, криками, плачем. Не исключены заикание, утрата звучания голоса, дрожание отдельных групп мышц, неспособность стоять на месте или, наоборот «врастание в землю» при полной сохранности двигательного аппарата;

· нарушения работы органов чувств (утрата кожной чувствительности, истерическая слепота, глухота, глухонемота. Физиологические нарушения: «ком» в горле, истерическая рвота, сердечная аритмия, поносы);

· психические нарушения (страхи, внезапные перепады настроения, подавленность в поведении и др.).

Неврастения возникает вследствие переутомления, недостаточного отдыха (сна), длительного воздействия психотравмирующих условий. Вначале она проявляется в виде повышенной возбудимости, после чего наступает истощенность физиологических резервов человека. Она проявляется в утомляемости, раздражительности, слабости, неспособности сосредоточиться, сконцентрировать внимание на чем- либо, в головной боли, нарушениях сна.

Третий период для пострадавших начинается после их эвакуации в безопасные районы или после ликвидации чрезвычайной ситуации.

С точки зрения психических нарушений он характеризуется возникновением так называемых посттравматических стрессовых расстройств (ПТСР). Характерным признаком ПТСР является то, что пережитое событие сопровождалось сильными эмоциями страха или ощущением беспомощности перед лицом обстоятельств. Для ПТСР свойственны такие явления, как нарушение сна, раздражительность, вспышка внезапного гнева, трудности в сосредоточении внимания, повышенная (не соответствующая обстоятельствам) бдительность, готовность к оборонительной реакции.

На основе анализа крупных катастроф за 20 лет определена структура психических нарушений у пострадавших от чрезвычайных ситуаций.

Так, в течение первого часа после ЧС не менее 70% людей будут иметь невротические и психические реакции разной степени выраженности. Реакция на произошедшее будет неадекватной. В течение 5 часов количество таких людей уменьшится вдвое и за сутки состояние пострадавших нормализуется и они способны к выполнению своих функциональных обязанностей.

Пострадавшие с острыми реактивными психозами, неврозами, затяжными реактивными психозами нуждаются в медицинской помощи и длительном квалифицированном лечении в стационаре.

Статистика свидетельствует о том, только 6 – 7% людей в этих условиях полностью сохраняют адекватное поведение. В связи с этим необходимо обратить особое внимание на психологическую подготовку населения и спасательных формирований к умелым и решительным действиям в экстремальных ситуациях.