Коммунизм в мире. Коммунистическая идеология. Коммунизм восходящего солнца

Коммунизм (от лат. communis -- общий) как общественно-политическая идеология и социально-политическое движение основано на убеждении в том, что власть и собственность должны находиться в руках общества, и все блага являются общим достоянием, а жизнь людей должна строиться на базе принципов коллективизма, социального равенства и социальной справедливости.

Идея коммунизма имеет долгую историю и общие корни с социализмом. Она выразила светлую и благородную мечту человечества о справедливом и совершенном общественном строе, одну из версий социального идеала о достижении всеобщего равенства людей на основе изобилия материальных и духовных благ.

Социальное равенство и справедливость - базовые ценности социализма либерализм консерватизм коммунистический социалистический

Идея коммунизма глубоко укоренена в общеевропейской истории. Первые христиане "катакомбной" эпохи придерживались коммунистических по своей природе идей. Они проповедовали и практиковали общинную собственность, рассматривая частный интерес как противоречащий духу своего учения. Эти установки были достаточно широко распространены в средневековых монастырях и многочисленных сектантских движениях, приверженцы которых считали, что собственность и земные заботы несовместимы со служением Богу. В Средние века существовало множество мелких коммунистических общин с коллективной собственностью, где материальные блага распределялись равномерно между всеми членами общества, что теснее сплачивало и привязывало верующих к монастырю или общине.

Другим вариантом обоснования коммунистического идеала стали концепции утопического социализма, появившиеся в XVI в. в произведениях Т. Мора "Утопия" и Т. Кампанеллы "Город Солнца". Они отражали стихийный протест и мечту эксплуатируемых слоев периода первоначального накопления капитала и считали, что общественная собственность создаст условия для справедливого распределения, равенства, благополучия всех людей и отсутствия эксплуатации.

Новый этап в развитии социалистических и коммунистических идей начинается после Великой французской революции, в период бурного развития промышленного капитала. В первой половине XIX в. наибольший вклад в разработку концепций утопического социализма внесли французы Анри Сен-Симон (1760--1825), Шарль Фурье (1772-- 1837) и англичанин Роберт Оуэн (1771--1858). В их работах появляются и сами термины "социализм" и "коммунизм", которые обозначали социальное устройство, основанное на отрицании частной собственности и утверждении общности имущества.

Теоретики утопического социализма сформулировали основные принципы организации будущего справедливого общества: от каждого по способностям, каждой способности по ее делам; всестороннего и гармонического развития личности; ликвидации различий между городом и деревней; разнообразия и смены физического и духовного труда; свободного развития каждого как условия свободного развития всех. Коммунистическая идеология как концептуально оформленная система представлений и идей, выражающая интересы и идеалы трудящихся масс, была разработана в середине XIX в. основоположниками марксизма Карлом Марксом (1818--1883) и Фридрихом Энгельсом (1820--1895). Марксисты рассматривали коммунизм как закономерный результат развития общества, действия объективных исторических законов и практической революционной деятельности людей, как высшую общественную формацию, неизбежно и естественно-исторически с необходимостью наступающую вслед за капитализмом.

Коммунизм в марксистском понимании -- это не идеальная модель справедливого общества, а реальный, закономерный результат прогресса цивилизации, неизбежный этап развития общества, следующий за капитализмом. Как писали Маркс и Энгельс в "Немецкой идеологии": "Коммунизм для нас не состояние, которое должно быть установлено, не идеал, с которым должна сообразовываться действительность. Мы называем коммунизмом действительное движение, которое уничтожает теперешнее состояние". В "Манифесте Коммунистической партии" они противопоставляли свой взгляд на коммунизм другим социалистическим и коммунистическим позициям -- феодальному социализму, мелкобуржуазному социализму, немецкому социализму и др. Суть коммунистической идеи они видели в том, что "на место старого буржуазного общества с его классами и классовыми противоположностями приходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех"

Как показала историческая практика, "уязвимыми местами" коммунистической идеологии оказались: недооценка социокультурных факторов общественного развития; абсолютизация сознательности и активности рабочего класса и недооценка исторической роли других категорий трудящихся; недооценка потенциала эволюционной динамики капитализма; нетерпимость к инакомыслию; трактовка буржуазной демократии только как диктатуры буржуазии и др.

В последнее время под термином "коммунизм" чаще всего подразумевают либо итог исторического развития человечества, предсказанный мыслителями-марксистами, либо реальную жизнь в условиях господства коммунистической партии. Для осмысления опыта Восточной Европы в наши дни иногда используется понятие посткоммунизма, характеризующее состояние и движение обществ в тех странах, которые сравнительно недавно отошли от прежних социалистических основ и форм общественной жизни.

Следует подчеркнуть, что коммунизм и сегодня является одной из мировых идеологий. "Провал социалистического эксперимента не означает смерть коммунистических идей. Они будут живы, пока жив человек, поскольку в их основе -- стремление к равенству и социальной справедливости. Не случайно социал-демократическую ветвь левого учения сегодня так чтят в Старом Свете. С коммунистическим мировоззрением наша страна прожила почти весь двадцатый век. С этой идеологией были одержаны великие победы -- над нищетой, безграмотностью и нацизмом. С ней мы первыми в мире проложили дорогу в космос.

Разве для суверенной Беларуси не подходят такие принципы из нашей прежней коммунистической идеологии, как коллективизм, патриотизм, социальная справедливость? Высокий престиж образования, общественно полезный труд без расчета на материальное вознаграждение, формы морального поощрения людей и многое другое, что стало частью и нашей жизни? Все это должно органично входить в идеологический фундамент современного белорусского общества".

Коммунизм (от лат. commūnis - «общий») - в марксизме, организация общества, при которой экономика основана на общественной собственности на средства производства.

После XIX века термин часто используется для обозначения спрогнозированной в теоретических работах марксистов общественно-экономической формации, основанной на общественной собственности на средства производства. Такая формация, согласно работам основоположников марксизма, предполагала наличие высокоразвитых производительных сил, отсутствие деления на социальные классы, упразднение государства, изменение функций и постепенное отмирание денег. По мнению классиков марксизма, в коммунистическом обществе реализуется принцип «Каждый по способностям, каждому по потребностям!»

Различные определения коммунизма

Фридрих Энгельс в проекте программы Союза коммунистов «Принципы коммунизма» (конец октября 1847 года): «Коммунизм есть учение об условиях освобождения пролетариата. <…> 14-й вопрос: Каков должен быть этот новый общественный строй? Ответ: Прежде всего, управление промышленностью и всеми отраслями производства вообще будет изъято из рук отдельных, конкурирующих друг с другом индивидуумов. Вместо этого все отрасли производства будут находиться в ведении всего общества, то есть будут вестись в общественных интересах, по общественному плану и при участии всех членов общества. Таким образом, этот новый общественный строй уничтожит конкуренцию и поставит на её место ассоциацию. <…> Частная собственность неотделима от индивидуального ведения промышленности и от конкуренции. Следовательно, частная собственность должна быть также ликвидирована, а её место заступит общее пользование всеми орудиями производства и распределение продуктов по общему соглашению, или так называемая общность имущества.»

Карл Маркс (1844) : «<…> коммунизм есть положительное выражение упразднения частной собственности; на первых порах он выступает как всеобщая частная собственность.» «Коммунизм как положительное упразднение частной собственности - этого самоотчуждения человека - <…> есть действительное разрешение противоречия между человеком и природой, человеком и человеком, подлинное разрешение спора между существованием и сущностью, между опредмечиванием и самоутверждением, между свободой и необходимостью, между индивидом и родом. Он - решение загадки истории, и он знает, что он есть это решение».

Словарь Вл. Даля (1881, орфография оригинала): «Комунизмъ, политическое ученіе о равенствѣ состояній, общности владѣній, и о правахъ каждаго на чужое имущество».

Философский словарь (1911): «Коммунизм - учение, отвергающее частную собственность во имя людского блага.
Всё зло в общественных и государственных отношениях проистекает из неравномерного распределения блага.
Чтобы устранить это зло, коммунизм советует сохранить права собственности лишь за государством, а не за частными лицами. Первым, рекомендовавшим коммунистический идеал, был Платон (ср. его „Политию“)».

Настольная книга для священно-церковно-служителей (1913): «Коммунизм проповедует принудительное общение имуществ, отрицая все виды частной собственности. Распространяя принцип коллективизма, то есть общности, не только на производство и распределение, но и на самое пользование произведёнными продуктами, или на их потребление, и подчиняя всё это общественному контролю, коммунизм тем самым уничтожает индивидуальную свободу даже в мелочах обыденной жизни. <…> Проповедуемое коммунизмом общение имуществ ведёт к ниспровержению всякого правосудия и к совершенному разрушению благосостояния и порядка семейного и общественного.»

Эррико Малатеста в книге «Краткая система анархизма в 10 беседах» (1917): «Коммунизм есть форма общественной организации, при которой <…> люди соединятся и вступят во взаимное соглашение, имея целью - обеспечить за каждым возможно большее благосостояние. Исходя из принципа, что земля, рудники и все природные силы так же, как накопленные богатства и все, созданное трудом прошедших поколений, принадлежит всем, люди при коммунистическом строе условятся работать сообща с целью производить все необходимое для всех».

В. И. Ленин (декабрь 1919): «Коммунизм есть высшая ступень развития социализма, когда люди работают из сознания необходимости работать на общую пользу».

Философский словарь. под ред. И. Т. Фролова (1987): коммунизм есть «общественно-экономическая формация, особенности которой определяются общественной собственностью на средства производства, соответствующей высокоразвитым общественным производительным силам; высшая фаза коммунистической формации (полный коммунизм), конечная цель коммунистического движения».

Словарь иностранных слов (1988): «1) сменяющая капитализм общественно-экономическая формация, основанная на общественной собственности, на средства производства; 2) вторая, высшая фаза коммунистической общественной формации, первой фазой которой является социализм.»

Англоязычный словарь Merriam-Webster (одно из нескольких значений): «тоталитарная система правления, в которой единственная авторитарная партия контролирует находящиеся в государственной собственности средства производства». С 1990-х годов в таком значении термин также используется в русскоязычной литературе России и других стран бывшего СССР.

Социологический словарь Н. Аберкромби, С. Хилла и Б. С. Тернера (2004): «Под коммунизмом понимают скорее не реальную практику, а определенную доктрину. Этим понятием обозначаются общества, в которых отсутствует частная собственность, социальные классы и разделение труда.»

Этимология

В современном виде слово заимствовано в 40-х годах XIX века из французского языка, где communisme является производным от commun - «общий, общественный». Слово окончательно сформировалось в термин после публикации «Манифеста коммунистической партии» (1848 год). До этого использовалось слово «коммуна», но оно характеризовало не всё общество, а его часть, группу, члены которой использовали общее имущество и общий труд всех её членов.

История коммунистических идей

На ранних ступенях развития первобытный коммунизм на основе общности имущества был единственной формой человеческого общества. В результате имущественного и социального расслоения первобытно-общинного строя и появления классового общества коммунизм из реально существующей практики перешёл в разряд существующей в культуре мечты о справедливом обществе, Золотом веке и тому подобные.

Коммунистические воззрения при своём зарождении опирались на требование социального равенства на основе общности имущества. Одними из первых формулировок коммунизма в средневековой Европе были попытки модернизации христианской теологии и политики в форме философии бедности (не путать с нищетой). В XIII-XIV веках её разработали и пытались применить на практике представители радикального крыла францисканцев. Они одинаково противостояли мистической или монашеской аскезе и абсолютизации частной собственности. В бедности они видели условия справедности в мире и спасения общества. Речь шла не столько об общем имуществе, сколько об общем отказе от имущества. При этом идеология коммунизма была христианско-религиозной.

Лозунгами революционной борьбы для радикальных участников гуситского движения в Чехии XV в. (Ян Гус), Крестьянской войны в Германии XVI в. (Т. Мюнцер) стали призывы о свержении власти вещей и денег, о построении справедливого общества на основе равенства людей, в том числе и с общим имуществом. Эти идеи вполне можно считать коммунистическими, хотя их основа была сугубо религиозной - все равны перед богом и обладание или не обладание собственностью не должно нарушать этого, требовалось соблюдение равенства в религиозных обрядах. Несколько веков позже появляется эгалитарный коммунизм - основная составляющая «буржуазных революций» XVII-XVIII века, в частности в Англии XVII в. (Дж. Уинстэнли) и Франции конец XVIII в. (Г. Бабёф). Возникает светская идеология коммунизма. Развивается идея создания общины, в которой реализуется свобода и равенство людей друг перед другом через общее общинное владение собственностью (или улаживая эгалитарним образом конфликт между индивидуальной и коллективной собственностью). Собственность уже не отрицается, а делается попытка её подчинения на благо всей общины.

Теоретическая разработка первых систематизированных представлений о коммунистическом образе жизни опирались на идеологию гуманизма XVI-XVII вв. (Т. Мор, Т. Кампанелла) и французского Просвещения XVIII в. (Морелли, Г. Мабли). Ранней коммунистической литературе была свойственна проповедь всеобщего аскетизма и уравнительности, что делало её нацеленной на противодействие прогрессу в области материального производства. Основная проблема общества виделась не в экономике, а в политике и морали.

Следующая концепция коммунизма появилась в контексте рабочего социализма - от Ш. Фурье до К. Маркса и Ф. Энгельса. Происходит осознание экономических противоречий общества. В центр проблематики общества ставится труд и его подчинение капиталу.

В первой половине XIX в. появились труды А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна и ряда других социалистов-утопистов. В соответствии с их представлениями, в справедливом общественном устройстве важную роль должны играть идеи о труде как наслаждении, расцвете способностей человека, стремлении к обеспечению всех его потребностей, централизованном планировании, распределении пропорционально труду. Роберт Оуэн не только занимался разработкой теоретической модели социалистического общества, но и на практике осуществил ряд социальных экспериментов по внедрению таких идей в жизнь. В начале 1800-х годов фабричном посёлке Нью-Ленарке (Шотландия), обслуживающем бумагопрядильную фабрику, на которой Оуэн являлся директором, он провёл ряд успешных мероприятий по технической реорганизации производства и обеспечению социальных гарантий рабочим. В 1825 в штате Индиана (США) Оуэн основал трудовую коммуну «Новая гармония», деятельность которой закончилась неудачей.

Ранние социалисты-утописты видели необходимость введения в коммунистическое общество развитого аппарата подавления свободы личности по отношению к тем, кто в том или ином смысле проявляет желание подняться над общим уровнем или проявить инициативу, нарушающую установленный свыше порядок, и потому коммунистическое государство по необходимости должно быть основанным на принципах тоталитаризма, в том числе автократии (Т.Кампанелла).

Эти и другие социалисты-утописты обогатили представление о справедливом общественном устройстве идеями о труде как наслаждении, расцвете способностей человека, стремлении к обеспечению всех его потребностей, централизованном планировании, распределении пропорционально труду. При этом в утопическом обществе допускалось сохранение частной собственности, имущественного неравенства. В России наиболее крупными представителями утопического социализма были А. И. Герцен и Н. Г. Чернышевский.

В 40-х годах XIX века классовая борьба между пролетариатом и буржуазией выступила на первый план в наиболее развитых странах Европы (восстания лионских ткачей в 1831 и 1834, подъём движения английских чартистов в середине 30-х - начале 50-х гг., восстание ткачей в Силезии в 1844).

В этот период немецкие мыслители К. Маркс и Ф. Энгельс весной 1847 примкнули к тайному пропагандистскому обществу «Союз коммунистов», организованному немецкими эмигрантами, с которыми Маркс познакомился в Лондоне. По поручению общества они составили знаменитый «Манифест коммунистической партии», опубликованный 21 февраля 1848 г. В нем они провозгласили неотвратимость гибели капитализма от рук пролетариата и привели краткую программу перехода от капиталистической общественной формации к коммунистической:
Пролетариат использует свое политическое господство для того, чтобы вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал, централизовать все орудия производства в руках государства, т. е. пролетариата, организованного как господствующий класс, и возможно более быстро увеличить сумму производительных сил.

Это может, конечно, произойти сначала лишь при помощи деспотического вмешательства в право собственности и в буржуазные производственные отношения, т. е. при помощи мероприятий, которые экономически кажутся недостаточными и несостоятельными, но которые в ходе движения перерастают самих себя и неизбежны как средство для переворота во всем способе производства.

Сама программа содержит 10 пунктов:
Эти мероприятия будут, конечно, различны в различных странах.

Однако в наиболее передовых странах могут быть почти повсеместно применены следующие меры:
1. Экспроприация земельной собственности и обращение земельной ренты на покрытие государственных расходов.
2. Высокий прогрессивный налог.
3. Отмена права наследования.
4. Конфискация имущества всех эмигрантов и мятежников.
5. Централизация кредита в руках государства посредством национального банка с государственным капиталом и с исключительной монополией.
6. Централизация всего транспорта в руках государства.
7. Увеличение числа государственных фабрик, орудий производства, расчистка под пашню и улучшение земель по общему плану.
8. Одинаковая обязательность труда для всех, учреждение промышленных армий, в особенности для земледелия.
9. Соединение земледелия с промышленностью, содействие постепенному устранению различия между городом и деревней.
10. Общественное и бесплатное воспитание всех детей. Устранение фабричного труда детей в современной его форме. Соединение воспитания с материальным производством и т. д.

Так возник марксизм. Карл Маркс, однако, жестко критиковал утопичный «грубый и непродуманный коммунизм» тех, кто просто распространял принцип частной собственности на каждого («общая частная собственность»). Грубый коммунизм, по утверждению Маркса, является порождением «всемирной зависти».

Многие из анархистов, современников Маркса, также выступали за общественную (коммунальную) собственность (Петр Кропоткин называл свою систему «анархо-коммунизмом»), но они отрицали централизацию, которая пропагандируется в марксизме, из-за ограничений свободы личности. В свою очередь, анархо-коммунизм склоняется к индивидуализму в вопросах свободы.

В 1864 г. был создан марксистский Первый интернационал. Марксисты основали социал-демократические партии, в которых выделилось как радикальное, революционное направление, так и умеренное, реформистское. Идеологом последнего стал немецкий социал-демократ Э.Бернштейн. В созданном в 1889 г. Втором интернационале до начала 1900-х годов в Интернационале преобладала революционная точка зрения. На конгрессах принимались решения о невозможности союза с буржуазией, недопустимости вхождения в буржуазные правительства, протесты против милитаризма и войны и т. п. В дальнейшем, однако, более значительную роль в Интернационале стали играть реформисты, что вызвало обвинения со стороны радикалов в оппортунизме.

В первой половине XX века из наиболее радикального крыла социал-демократии выделились коммунистические партии. Социал-демократы традиционно выступали за расширение демократии и политических свобод, а коммунисты, пришедшие к власти сначала в России в 1917 г. (большевики), а затем и в ряде других стран, были противниками демократии и политических свобод (несмотря на то, что формально заявляли об их поддержке) и сторонниками вмешательства государства во все сферы жизни общества.

Поэтому уже в 1918 г. возникло люксембургианство, противостоящее с одной стороны пробуржуазной политике ревизионистской социал-демократии, а с другой, большевизму. Его основателем была немецкая радикальная социал-демократка Роза Люксембург.

4 марта 1919 года по инициативе РКП(б) и лично ее лидера В.Ленина для развития и распространения идей революционного интернационального социализма, в противовес реформистскому социализму Второго интернационала был создан Коммунистический интернационал.

Взгляды ряда теоретиков коммунизма, которые признавали прогрессивное значение Октябрьской революции в России, но подвергали критике ее развитие, а некоторые даже отвергали социалистический характер большевизма, видя в нем государственный капитализм, стали называть левым коммунизмом. Левая оппозиция в РКП(б) и ВКП(б) в 1920-е годы выступала за внутрипартийную демократию, против «нэпмана, кулака и бюрократа».
«Левая оппозиция» в СССР прекратила свое существование в результате репрессий, но идеология ее лидера Л.Троцкого, высланного из страны, (троцкизм) стала достаточно популярной за рубежом.

Коммунистическая идеология в том виде, в каком она стала господствующей в СССР в 1920-е годы, получила название «марксизм-ленинизм».

Разоблачения сталинизма на 20-м съезде КПСС, советский курс на экономическое развитие при политике «Мирного сосуществования» вызвали недовольство лидера китайских коммунистов Мао Цзэдуна. Его поддержал лидер Албанской партии труда Энвер Ходжа. Политика советского лидера Н.С.Хрущёва была названа ревизионистской. Многие коммунистические партии Европы и Латинской Америки вслед за советско-китайским конфликтом раскололись на группы, ориентированные на СССР, и т. н. «антиревизионистские» группы, ориентированные на Китай и Албанию. В 1960-е-1970-е годы маоизм пользовался значительной популярностью среди левой интеллигенции на Западе. Лидер КНДР Ким Ир Сен, лавируя между СССР и Китаем, в 1955 провозгласил идеологию «чучхе», которая преподносится как гармоничная трансформация идей марксизма-ленинизма на основе древнекорейской философской мысли.

Политика и теоретическое обоснование деятельности ряда коммунистических партий Западной Европы, в 1970-х и 1980-х годах критиковавших руководство КПСС в мировом коммунистическом движении, концепцию диктатуры пролетариата и недостаток политических свобод в странах, принявших советскую модель социализма, получила название «еврокоммунизм».

«Научный коммунизм»

Понятие, введённое в СССР в 1960-е, которым обозначалась «одна из трёх составных частей марксизма-ленинизма, раскрывающая общие закономерности, пути и формы классовой борьбы пролетариата, социалистической революции, построения социализма и коммунизма. Термин „научный коммунизм“ („научный социализм“) употребляют также в широком смысле для обозначения марксизма-ленинизма в целом.»

Также название учебного предмета в вузах СССР с 1963 года. Был обязательным для студентов всех вузов наряду с «историей КПСС» и «марксистско-ленинской философией» до июня 1990 года.

В рамках научного коммунизма доказывалась необходимость диктатуры пролетариата для достижения коммунизма, хотя идея коммунизма, как общества, основанного на общей собственности, не указывает на политическое устройство такого общества.

Термин «Научный коммунизм» появился в конце XIX века для выделения марксистских коммунистических идей от других. Добавление «научный» возникло потому, что К.Маркс и Ф.Энгельс обосновали необходимость изменений в общественном устройстве изменениями в способах производства. Они подчёркивали объективный характер исторического движения к коммунизму. Г. В. Плеханов писал, что научный коммунизм не выдумывает новое общество; он изучает тенденции настоящего, чтобы понять их развитие в будущем.

Фридрих Энгельс предсказывал ряд основных черт коммунистического общества: анархия в производстве заменяется планомерной организацией производства в масштабе всего общества, начинается ускоряющееся развитие производительных сил, исчезает разделение труда, исчезает противоположность между умственным и физическим трудом, труд превращается из тяжелого бремени в жизненную потребность - самореализацию, уничтожаются классовые различия и отмирает само государство, вместо управления людьми будет происходить управление производственными процессами, коренным образом изменится семья, исчезает религия, люди становятся хозяевами природы, человечество становится свободным. Энгельс предвидел в будущем небывалый научный, технический и общественный прогресс. Он предсказывает, что в новой исторической эпохе «люди, а вместе с ними все отрасли их деятельности, сделают такие успехи, что они затмят всё сделанное до сих пор».
Понятия, формируемые с использованием термина «коммунизм»

Примитивный коммунизм

Согласно Энгельсу, наиболее древние человеческие сообщества охотников-собирателей, существовавшие до возникновения классов, можно назвать «примитивным коммунизмом». Примитивный, или первобытный, коммунизм характерен для всех народов, находящихся на ранних ступенях развития (т. н. первобытнообщинный строй, по археологической периодизации совпадающий в основном с каменным веком). Для примитивного коммунизма характерно одинаковое отношение всех членов общества к средствам производства, и соответственно единый для всех способ получения доли общественного продукта. Отсутствуют частная собственность, классы и государство.
В таких обществах добытая пища распределяется между членами общества в соответствии с необходимостью выживания общества, то есть по потребностям членов в индивидуальном выживании. Вещи, производимые каждым человеком для себя самостоятельно, находились в общем доступе - общественной собственности. На ранних этапах не существовало индивидуального брака: групповой брак был не просто главной, а единственной формой регулирования отношений между полами. Развитие орудий труда привело к разделению труда, что стало причиной появления индивидуальной собственности, возникновения некоторого имущественного неравенства между людьми.

Утопический коммунизм

Классическим выражением этого вида коммунизма может служить работа Томаса Мора «Утопия» (1516), в котором рисуется идиллическая картина примитивного коммунизма, противопоставляемая феодализму. К XVII веку формируются новые, более развитые версии утопического коммунизма, выраженные во взглядах Мелье, Морелли, Бабёфа, Уинстенли. Своего апогея утопический коммунизм достиг в XIX веке в концепциях Сен-Симона, Фурье, Оуэна, Чернышевского.

Военный коммунизм

Официальное название экономической практики в России во время Гражданской войны на территории Советской России в 1918-1921 гг. Элементы военного коммунизма были введены большинством стран-участниц 1 и 2 мировых войн. Основной целью являлось обеспечение населения промышленных городов и Армии оружием, продовольствием и другими необходимыми ресурсами в условиях, когда все существовавшие прежде экономические механизмы и отношения были разрушены войной. Основными мерами военного коммунизма были: национализация банков и промышленности, введение трудовой повинности, продовольственная диктатура на основе продразвёрстки и введении пайковой системы, монополия на внешнюю торговлю. Решение о прекращении военного коммунизма было принято 21 марта 1921 года, когда на X съезде РКП(б) был введен НЭП.

Еврокоммунизм

Еврокоммунизм - условное название политики некоторых коммунистических партий Западной Европы (таких, как французская, итальянская, испанская), критиковавших недостаток политических свобод и отчуждённость партии и властей, по их мнению, существовавших в принявших советскую модель социализма странах. Переход к социализму, по мнению сторонников еврокоммунизма, должен осуществляться «демократическим, многопартийным, парламентским» путём. В своём отказе от диктатуры пролетариата еврокоммунизм был близок социал-демократии (хотя еврокоммунисты и не отождествляли себя с ними). Российских последователей еврокоммунизма, или неавторитарного коммунизма, часто ошибочно называют троцкистами, несмотря на авторитаризм самого Троцкого и отсутствие в идеологии неавторитарных левых каких-либо следов предпочтения именно троцкистской ветви марксизма.

Анархо-коммунизм

Социально-экономическое и политическое учение об установлении безгосударственного общества, основанного на принципах децентрализации, свободы, равенстве и взаимопомощи. Идейные основы анархо-коммунизма были заложены известным учёным и революционером Петром Алексеевичем Кропоткиным. Наиболее известными вехами в истории анархо-коммунистического движения стали повстанческое движение Нестора Махно в ходе Гражданской войны в России, а также действия испанских анархо-синдикалистов в годы Гражданской войны в Испании 1936-1939 годов. Кроме того, необходимо отметить, что анархо-коммунизм является идейной базой существующего по сей день анархо-синдикалистского Интернационала, основанного зимой 1922-1923 годов.

Прогнозные даты перехода к коммунистической форме общества

Первомайская демонстрация 2009 года в Северодвинске

В. И. Ленин в 1920 году относил построение коммунизма к 30-м - 40-м годам XX столетия:
Первый Секретарь ЦК КПСС Н. С. Хрущёв объявил в октябре 1961 года на XXII съезд КПСС, что к 1980 году в СССР будет создана материальная база коммунизма - «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!».

Полный коммунизм как высшая фаза коммунистической формации

Согласно марксизму, «коммунистическая общественно-экономическая формация», или, кратко, «коммунизм» состоит из двух фаз: низшей - которая в марксизме называется социализмом и высшей - так называемого «полного коммунизма». При социализме существует государство, причём государственная власть сильнее, чем при других формациях, элементы буржуазного права и другие остатки капиталистической формации. Также при социализме существуют личная собственность, существует мелкое частное производство (приусадебные участки) и мелкая частная торговля (рынки). Однако, крупная частная собственность при социализме тоже отсутствует. Поскольку средства производства становятся общей собственностью, слово «коммунизм» применимо уже и к этой фазе.

По Марксу,

На высшей фазе коммунистического общества, после того как исчезнет порабощающее человека подчинение его разделению труда; когда исчезнет вместе с этим противоположность умственного и физического труда; когда труд перестанет быть только средством для жизни, а станет сам первой потребностью жизни; когда вместе с всесторонним развитием индивидуумов вырастут и производительные силы и все источники общественного богатства польются полным потоком, - лишь тогда можно будет совершенно преодолеть узкий горизонт буржуазного права, и общество сможет написать на своем знамени: «Каждый по способностям, каждому - по потребностям» .

Анархо-коммунисты с концепцией двух фаз не согласны и считают, что для наступления полного коммунизма и ликвидации государства не нужна предварительная стадия усиления государства.

Многие авторы не раз отмечали, что потребности человека безграничны, поэтому при любой, даже самой высокой производительности труда требуются механизмы распределения и ограничения, например, деньги. На это марксисты отвечали следующее:
Государство сможет отмереть полностью тогда, когда общество осуществит правило: «каждый по способностям, каждому по потребностям», то есть когда люди настолько привыкнут к соблюдению основных правил общежития и когда их труд будет настолько производителен, что они добровольно будут трудиться по способностям. «Узкий горизонт буржуазного права», заставляющий высчитывать, с черствостью Шейлока, не переработать бы лишних получаса против другого, не получить бы меньше платы, чем другой, - этот узкий горизонт будет тогда перейден. Распределение продуктов не будет требовать тогда нормировки со стороны общества количества получаемых каждым продуктов; каждый будет свободно брать «по потребности».

С точки зрения буржуазной легко объявить подобное общественное устройство «чистой утопией» и зубоскалить по поводу того, что социалисты обещают каждому право получать от общества, без всякого контроля за трудом отдельного гражданина, любое количество трюфелей, автомобилей, пианино и т.п…
…«обещать», что высшая фаза развития коммунизма наступит, ни одному социалисту в голову не приходило, а предвидение великих социалистов, что она наступит, предполагает и не теперешнюю производительность труда и не теперешнего обывателя, способного «зря» - вроде как бурсаки у Помяловского - портить склады общественного богатства и требовать невозможного.

В фантастике

Путь к звёздам прокладывают коммунисты. Почтовый блок СССР 1964

В Советском Союзе коммунистические мотивы в научной фантастике имели первостепенное значение с самого зарождения жанра в стране.

Наше дело - превратить советскую научную фантастику в оружие борьбы за коммунизм и за распространение коммунистических идей во всём мире путём повышения художественности и идейности произведений.

Однако в 1930-1950-е годы это была в основном «фантастика ближнего прицела», описывающая переход к коммунистическому обществу, но не само это общество.

И. А. Ефремов ярко и позитивно описал гуманное коммунистическое общество будущего в своём знаменитом романе «Туманность Андромеды», по которому был снят одноимённый фильм. Развитие представлений этого автора о людях коммунистического будущего дано в повести Сердце Змеи и романе Час Быка.

Своё видение коммунистического будущего давали А. Богданов («Красная звезда»), братья Стругацкие («Мир Полудня»), Г. Мартынов («Гианэя», «Гость из бездны»), Г. Альтов («Опаляющий разум»), В. Савченко («За перевалом»), В. Назаров («Зелёные двери Земли») В.Войнович («Москва 2042 год»).

Описание коммунистического общества в фантастике Запада представлено в сериале «Звёздный путь». Помимо этого, коммунистическое общество будущего описывали Г. Уэллс («Люди как боги», «Машина времени», У. Ле Гуин «Обделённые», Т. Старджон («Искусники планеты Ксанаду»).

Еще несколько десятилетий тому назад мировое коммунистическое движение представляло собой мощную силу, с которой приходилось считаться ведущим государствам мира, включая Соединенные Штаты. Даже в условиях «крестового похода против коммунизма» коммунистические партии оставались авангардом левых сил.

Сегодня ситуация изменилась кардинально. За исключением Китая и ряда азиатских стран, а также Кубы, влияние коммунистических партий практически незаметно.

В ряде европейских стран запрещены не только коммунистические партии, но и коммунистическая символика. В Евросоюзе все чаще звучат заявления, которые уравнивают коммунизм с фашизмом и национал социализмом, возлагая на коммунистов ответственность за разжигание Второй Мировой войны.
***
Страны, бывшего СССР и Восточного блока, где запрещена коммунистическая идеология...

Албания
Люстрация. Всем высокопоставленным госслужащим, членам правящей до 1991 г. Партии труда, а также сотрудничавшим с тайной полицией лицам было запрещено избираться или же занимать руководящие посты в госорганах до 2002 года (законы 1995 г.).
Запрет компартии. Запрещение фашистских, марксистско-ленинских и расистских партий (закон 1992 г.).

Венгрия
Люстрация. Уголовная ответственность без срока давности для лиц, совершивших в декабре 1944 - мае 1990 г. «предательство Родины», вплоть до пожизненного заключения (закон 1992 г.). В 1994 году Конституционный суд признал этот закон неконституционным. Второй этап люстрации (до 2001 г.) свелся к разглашению информации о сотрудничестве граждан с органами госбезопасности. В 2005 г. парламент открыл широкий доступ к секретным документам об агентах спецслужб.
Запрет символов. Коммунистическая и нацистская символика запрещена с 1993 г. На лиц, использующих символы тоталитаризма для нарушения гражданского спокойствия или демонстрирующих их публично, накладывается штраф.

Грузия
Люстрация. Запрет занимать высокие посты в государстве лицам, которые служили в КГБ или занимали руководящие должности в КПСС (закон 2010 г.). Создана комиссия по люстрации, которая занимается искоренением в Грузии коммунистической символики, в том числе в названиях улиц и площадей, а также ликвидацией монументов, восхваляющих тоталитарное прошлое. Бывшие сотрудники спецслужб Советского Союза, а также бывшие должностные лица компартии и комсомола не смогут работать в органах исполнительной власти и в судебной системе (закон 2011 г.).
Запрет символов. Запрещена коммунистическая и нацистская идеология, а также использование в общественных местах советской и фашистской символики (закон 2011 г.).

Латвия
Люстрация. Все кандидаты в депутаты парламента обязаны в письменной форме указать наличие либо отсутствие у них связей с советскими или иными секретными службами (закон 1992 г.). Запрет избираться лицам, состоявшим в компартии и ряде дружественных ей организаций, после 13 января 1991 г., а также сотрудникам и агентам КГБ (закон 1995 г.).
Запрет символов. С 1991 года советская и нацистская символика запрещена на публичных мероприятиях. Запрет не распространяется на развлекательные, праздничные, памятные и спортивные мероприятия.

Литва
Люстрация. Принят Закон о проверке мандатов депутатов, подозреваемых в сознательном сотрудничестве со специальными службами СССР или других государств.
Запрет символов. Запрещено использование советской и нацистской символики, гимнов, формы и изображений лидеров национал-социалистов Германии и лидеров КПСС на общественных собраниях с 2008 г.
Запрет компартии. С 1992 года компартия запрещена на территории страны, фактически действует в подполье.

Польша
Люстрация. Все желающие поступить на госслужбу (министры, судьи, депутаты, сенаторы) и кандидаты на парламентских выборах, прежде сотрудничавшие с коммунистическими спецслужбами, должны были покаяться публично и получить прощение. В случае сокрытия такой информации претендент лишался права занимать публичные должности на 10-летний срок (закон 1997 г.).
Запрет символов. Уголовная ответственность (штрафы, лишение свободы сроком до двух лет) за хранение, распространение или продажу вещей или записей, на которых присутствует коммунистическая символика, с 2009 г. Разрешено их использование в художественных, образовательных целях, а также коллекционирование. Статья Уголовного кодекса запрещает нацистскую символику и демонстрацию символики «других тоталитарных режимов».

Чехия
Люстрация. Компартия Чехословакии названа «организацией преступной и достойной осуждения». Кадровые сотрудники и тайные агенты спецслужб, сотрудники партийного аппарата КПЧ, «политически руководившие» госбезопасностью, лишались на 5 лет права занимать ответственные посты в госорганах, если специальная комиссия могла доказать их вину (закон 1993 г.).
Запрет символов. Коммунистическая символика запрещена. Но Коммунистическая партия Чехии и Моравии остается одной из ведущих политических сил страны.

Эстония
Люстрация. Принят Закон о внесудебных массовых репрессиях в Советской Эстонии в 1940–1950-е гг., согласно которому прокуратуре было поручено рассмотреть вопрос о возбуждении уголовных дел и привлечении к уголовной ответственности лиц, виновных в массовых убийствах, других преступлениях против человечности.
Запрет символов. Запрет на использование нацистской и советской символики в общественных местах с 2007 г.

Туркмения
Запрет компартии. Коммунистическая партия Туркмении (КПТ) с 1992 г. существует на нелегальном положении. В 2002 г. после серии протестов оппозиции лидера КПТ Рахимова обвинили в участии в подготовке покушения на президента Ниязова и осудили на 25 лет заключения. По неподтвержденной информации, в декабре 2006 г. он был убит в тюрьме вместе с несколькими своими соратниками.

Узбекистан
Запрет компартии. Коммунистическая партия Узбекистана, основанная в 1994 г., существует на нелегальном положении.

Молдавия
Запрет на использование коммунистической символики в политических целях и пропаганду тоталитарной идеологии действовал с 12 июля 2012 года, однако 5 июня 2013 года Конституционный суд отменил данный запрет, как противоречащий Конституции.

Украина
С 21 мая 2015 года запрещено «публичное отрицание преступного характера коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов», а также публичное использование и пропаганда их символики. Запрещается изготовление, распространение и публичное использование символики коммунистического режима (в том числе и сувенирной), публичное исполнение гимнов СССР, УССР, других союзных советских республик или их фрагментов. За первичное правонарушение следует наказание ограничением или лишением свободы до 5 лет с возможной конфискацией имущества, за повторное правонарушение или его совершение организованной группой лиц либо с использованием СМИ - лишением свободы от 5 до 10 лет с возможной конфискацией имущества.
***
-- Германия
Согласно параграфу 86а Уголовного кодекса Германии, запрещено распространение или публичное использование на совещании или в переписке, производство, использование в коммерческих целях внутри страны или за её границей символов либо материалов, содержащих символику партии, которая была признана Федеральным Конституционным Судом незаконной и противоречащей Конституции, каковой с 1956 года является Коммунистическая партия Германии.
К таковой символике относятся, в частности, флаги, символика, униформы, слоганы и формы приветствия, при этом символы, которые выглядят внешне достаточно похоже, чтобы существовала возможность их перепутать с символами запрещённых организаций, считаются эквивалентными. За подобные действия лицо может быть привлечено к уголовной ответственности и приговорено к лишению свободы сроком до трёх лет или штрафу.

Индонезия
Запрещена коммунистическая партия и публичная демонстрация её символов.

География, статистика и история гонений на христиан в Северной Корее, Китае, Вьетнаме, Лаосе.

В 1949 году в Китае, после нескольких лет гражданской войны, была образована коммунистическая Китайская Народная Республика.

К христианству коммунистическая идеология отнеслась враждебно. К середине 1950-х годов из страны были высланы все иностранные миссионеры. Над христианскими общинами был взят жесткий контроль органами безопасности. А во времена «культурной революции» (1966- 1976) было и вовсе запрещено проведение богослужений. Многие христиане в это время ушли в подполье.

В 1978 году произошла смена партийного лидерства. К власти вместо Мао Цзедуна пришел Дэн Сяопин. Началось смягчение жесткости коммунистического режима. Вместо плановой началась внедряться рыночная экономика. Больше свобод стали предоставлять и религиозным организациям, в т.ч. христианам.

С этого периода начался быстрый и устойчивый рост христиан в Китае.

Современное положение

В настоящее время коммунистическая партия продолжает находиться у власти в Китае и продолжает отстаивать в обществе коммунистическую идеологию. Большинство китайцев относит себя к атеистам. Власти регистрируют только некоторые христианские общины, руководство которых жестко контролируется спецслужбами. Такое контролируемое христианство сильно отличается от своего евангельского образца, поэтому многие христианские общины не регистрируются и существуют подпольно.

Эти незарегистрированные общины подвергаются серьезным притеснениям в виде штрафов, тюремных заключений.

Тем не менее христианство растет в Китае темпами, которые являются самыми быстрыми в мире — по несколько миллионов в год.

Колличество христиан в Китае сложно оценить, так как в стране не подается данных о незарегистрированных общинах, в которых сосредоточена большая часть христиан. По разным исследованиям христиан в Китае от 50 до более 100 миллионов человек.

Северная Корея

Христианство

Исторически Корея была тесно связана с Китаем. Поэтому развитие христианства в Китае способствовало проникновению христианских идей и в Корее. Первое документально подтвержденное проникновение христианства на корейский полуостров датируется 18 веком. В это время некоторая часть аристократии обратилась в католицизм под влиянием католической литературы на китайском языке.

С конца 19 века началось проникновение протестантизма. Его развитие было более успешным, чем развитие католицизма.

Поспособствовала развитию христианства японская колонизация в 1910 -1945 годах. В этот период христианство в какой-то степени ассоциировалось у корейцев с национальной чертой, в отличие от японских оккупантов, которым христианство было чуждым.

После Второй Мировой войны северная часть Кореи оказалась под влиянием СССР, а южная — США.

Традиционно главным центром корейского протестантизма был Пхеньян и, шире говоря, северные провинции. После 1945 года некоторые радикально настроенные священники поддержали коммунистов, но подавляющее большинство клира выступило против новой власти. До конца Корейской войны власти КНДР разрешали деятельность нескольких приходов, но в конце пятидесятых годов, с укреплением режима единоличной власти Ким Ир Сена (который, кстати, сам был выходцем из семьи протестантских активистов), христианство на Севере оказалось полностью запрещено.

Только в середине восьмидесятых годов власти КНДР вновь открыли несколько церквей, деятельность которых, разумеется, жестко контролируется спецслужбами и служит в первую очередь внешнепропагандистским задачам.

Коммунизм

До 1945 года Корея была колонией Японии. После 1945 года северная часть Кореи оказалась под влиянием СССР. В результате в 1948 году было образовано отдельное государство — Корейская Народно-Демократическая Республика. Впрочем название государства нисколько не соответствовало действительности. Никакой демократии коммунисты не принесли.

В стране была введена плановая экономика и жесткий контроль государства над всеми сферами жизни, в том числе и над религиозной.

На сегодняшний день в стране официально действуют 4 христианских храма, но большинство христиан проводит свое время не в них, а в тюрьмах (по некоторым данным 40-50 тыс. человек).

Вьетнам

Христианство

Первое документальное свидетельство проникновения христианства во Вьетнам относятся к 17 веку. Связано оно с деятельностью французского миссионера-иезуита Александра де Рода. В конце 18 века начался период военного присутствия Франции в регионе, который с временными перерывами продолжился до 1954 года. В это время, христианство ассоциировалось у местного населения с колониальным гнетом французов. Поэтому проповедь Евангелия в этот период не была очень успешна. Тем не менее число католиков к середине 20 века увеличилось.

С 1954 года во Вьетнаме начали более активную деятельность протестантские миссионеры. К сожалению этот период не был длительным, так как христианство встречало сопротивление коммунистических властей на севере страны. На юге было организована Республика Вьетнам, которая находилась под опекой США.

С 1959 года началась кровопролитная война между коммунистическим Севером, и проамериканским Югом. В 1973 году эта война закончилась поражением США. Вьетнам был объединен под властью коммунистов в 1975 году.

3. Википедия.

Около 40 неправительственных организаций, в том числе христианских, объединившись в «Международную коалицию по противодействию преступлениям против человечности в Северной Корее», обратились 3 апреля в Совет по правам человека ООН с просьбой содействовать закрытию северокорейских лагерей.

Коалиция призывает ООН провести расследование о системе лагерей в стране и совместно с правительством Северной Кореи обеспечить процесс выплаты компенсаций жертвам репрессий и их семьям.

Согласно информации коалиции, заключенных, в том числе детей, ежедневно принуждают работать по 12 часов и более. В лагерях высокая смертность. Считается, что за последние десятилетия, в северокорейском «ГУЛАГе» умерли более 400 тысяч заключенных.

Активисты организации «Открытая Северная Корея» отмечают, что в лагерях распространены пневмония, туберкулез и другие заболевания. Лечения заключенные не получают, часто их вынуждают работать больными. В лагерях практикуются пытки, изнасилования и внесудебные казни.

Власти Северной Кореи казнили троих христиан — лидеров общины

Власти Северной Кореи обнаружили подпольную христианскую общину, которая собиралась на богослужения в одном из частных домов в Кювал-донге, район Пьюнгсунг провинции Пьонган. Были арестованы все 23 члена общины, собравшиеся на совместную молитву, — сообщает Христианский Мегапортал invictory.org со ссылкой на Седмицу.Ru .

Трое из арестованных христиан, которых в ходе следствия признали лидерами нелегальной общины, были приговорены к смертной казни, которая была стремительно приведена в исполнение, передает AsiaNews.

Остальные были направлены в уголовную колонию Кван-ли-со № 15 в Йодок.

Факт ареста и казни христиан подтвердила «Северокорейская интеллектуальная солидарность» («North Korea Intellectual Solidarity»), организация северокорейских эмигрантов.

Арестованные граждане Северной Кореи, как выявило следствие, приняли христианство в то время, когда некоторые из них выехали в Китай для участия в сезонных работах.

В Северной Корее положение религиозных общин крайне тяжелое. Официально в стране действуют несколько христианских храмов (один православный, один католический и две протестантских церкви) и четыре буддийских храма, но все они сосредоточены в столице страны — Пхеньяне. Общины этих храмов жестко контролируются властями страны.

Как отмечает «AsiaNews», единственный разрешенный культ в Северной Корее — это культ «великого вождя Ким Ир Сена» и его сына — «любимого руководителя Ким Чен Ира».

Согласно источникам «AsiaNews», в Северной Корее в настоящее время насчитывается около 200 католиков, но все они — очень пожилые люди.

50 тысяч христиан остаются узниками в тюрьмах Северной Кореи

В общей сложности около 50 тысяч христиан находятся в тюрьмах Серной Кореи за свои религиозные убеждения, — сообщает Христианский Мегапортал invictory.org со ссылкой на sedmitza.ru и агентство Fides.

Согласно докладу специального наблюдателя ООН по правам человека в Северной Корее Марзуки Друсман, представленному недавно на Совете ООН по правам человека в Женеве, юридическая система в государстве полностью зависима от режима. Кроме обычных судов существует «параллельная юридическая система», которая совершенно не соблюдает процессуальные права обвиняемых и имеет целью осуществление контроля над гражданами.

«Параллельная юридическая система складывается из ряда мер и органов, которые направлены на контроль граждан. Это в частности: «Закон о контроле за национальной безопасностью» и «Судебный комитет соратников», своего рода народный суд, действующий на основе идеологических установок, который контролирует «социалистическую законность» разбирательства и выносит приговоры за экономические и социальные преступления. Также существует «Комитет безопасности, который осуществляет надзор за исполнением судебных приговоров».

Корейцы или иностранцы, которые подверглись подобному суду, отправляются в тюремные лагеря, где подвергаются регулярным избиениям, пыткам и жестокому обращению.

Политические диссиденты и члены их семей зачастую приговариваются к пожизненному заключению в трудовых лагерях. Среди них немало заключенных, отбывающих срок за религиозные убеждения. Согласно агентству «Open Doors», в корейских лагерях содержится около 50 тысяч христиан. Известны такие исправительные учреждения, как «Гвансило» и «Гьехвасо» (лагеря для заключенных на большие сроки), «Джипгьюлсо» (обычная тюрьма), «Родонгданрюндае» (трудовая тюрьма).

Свобода религии и совести в Северной Корее полностью отсутствует, также как и право на собрания, убеждения и свободные высказывания, отмечает Fides. По свидетельствам людей, которые бежали из страны, власть продолжает интенсивную антирелигиозную пропаганду, запрещает религиозную деятельность и преследует тех, кто участвует в ней.

«Чучхе» является официальной идеологией и единственной системой мысли и убеждений, которая допускается в Северной Корее. В КНДР «чучхе» преподносится в качестве гармоничной трансформации идей марксизма-ленинизма на основе древне-корейской философской мысли. Впервые термин «чучхе» прозвучал в речи Ким Ир Сена «Об искоренении догматизма и формализма в идеологической работе и об установлении чучхе» в 1955 году.

Несмотря на сложную ситуацию, по некоторым оценкам, в Корее в настоящее время остается около 400 тысяч человек (2% от населения страны), которые, считают себя христианами.

“Подпольные христиане считают, что регистрированная церковь управляется правительством и на самом деле в Бога не верит, — рассказала миссионер. — Но, я думаю, что это не всегда правда. Для некоторых из них строго запрещено встречаться с регистрированными христианами, потому что им просто не доверяют”.

Также, она рассказала о том, что в Китае очень сильно пытают христиан, которых удалось поймать. Их арестовывают, сажают в тюрьмы, отправляют в ссылки и даже расстреливают. “Власти используют электричество для того, чтобы пытать людей, — подчеркнула миссионер. — Иногда они привязывают христиан к лошади или машине и отпускают их, таким образом, пытая и издеваясь. И коммунисты утверждают, что это – наказание за плохое поведение.

Я верю, что благодаря жертве и крови наших братьев, сейчас в Китае - сотни миллионов христиан. Иногда мне кажется, что даже в Риме не было таких жестоких гонений, но, в конце концов, старый Рим стал христианской страной. Я верю, что раз такие же вещи происходят в Китае — он тоже будет христианским”.

Миссионер отметила, что каждому миссионеру, который хочет служить в Китае, нужно освящение. “Если ваше сердце чисто, тогда очень легко работать для Бога, — сказала она. — Так что я думаю, что для миссионеров очень важно быть освященными, быть святыми. Это – самое важное”.

Она также рассказала, как китайцы реагируют на Евангелие. “Сперва они отрицают христианство, потому что их учили эволюции и тому, что Бога нет, — подчеркнула миссионер. — Так что в своих умах они уверены, что Бога нет. Сначала они не хотят принимать христианство. Но если это - хорошие люди, и у них чистое сердце, у них возникает интерес к христианству. По-другому реагируют больные люди. Больные хотят слушать о христианстве.

Недавно в моей церкви покаялась женщина, у которой был рак желудка. Ей сделали операцию, но ничего не помогло. За нее четыре раза через Интернет помолился старший пастор Джей Рок Ли, и она исцелилась. Бог полностью ее исцелил. Когда люди переживают силу Божью, они легко приходят в церковь”.

Стоит отметить, что церковь “Манмин” активно работает в области евангелизации, посылая миссионеров в совершенно разные уголки планеты. Огромное количество миссионеров от церкви “Манмин” служат в Африке, Индии и других странах. Многие миссионеры специально готовят себя для служения в Северной Корее, понимая что отправляясь туда на служение, они скорее всего не останутся в живых. При церкви в Сеуле работает специальный “Миссионерский учебный центр “Манмин”.

В китайской столице на Пасху арестованы 40 протестантов

Китайская полиция задержала в Пекине 40 членов нелегально действующей протестантской церкви, собравшихся на богослужение в самый день праздника Пасхи Христовой, — сообщает Христианский Мегапортал invictory.org со ссылкой sedmitza.ru и CWN.

«В течение пяти лет с каждым годом степень преследования христиан увеличилась, если считать, сколько церквей было подвергнуто преследованию, сколько христиан было арестовано, приговорено к заключению, подверглось оскорблениям или было замучено», - говорит Марк Шан, представитель китайских протестантов.

«Есть люди, в том числе - священники, которые все еще находятся в тюрьме», - отметил, в свою очередь, Джозеф Кунг из Фонда кардинала Кунга. «Есть епископы, которые все еще находятся в тюрьме, и мы не знаем, где они. Мы даже не знаем, живы ли они еще», - отметил представитель китайских католиков.

В Китае арестованы несколько десятков мирян и священников

В китайском городе Тяньшуй арестованы несколько десятков мирян и священников «подпольной» католической церкви, — сообщает Христианский Мегапортал invictory.org со ссылкой на sedmitza.ru .

Власти пытаются запугать верных Риму католиков, чтобы беспрепятственно рукополагать своих кандидатов в епископы, пишет kath.net со ссылкой на AsiaNews.

Среди взятых под арест католиков находится апостольский администратор местной «подпольной» церкви Джованни Баттиста Ванг Руохан (Giovanni Battista Wang Ruohan) и епископ (на покое) Казимир Ванг Милу (Casimir Wang Milu).

До этих арестов между «подпольной» церковью и властями в Тяньшуй складывались вполне мирные отношения. Посредством последних арестов власти хотят «убедить» верных Папе католиков принять выдвигаемого про-государственной «Католической Патриотической ассоциацией» кандидата в епископы и отклонить других кандидатов.

В Тяньшуй проживает около 20 тысяч католиков. Из 27 католических священников, служащих в городе, 15 принадлежат верной Ватикану Церкви.

В других епархиях, согласно kath.net, «Католическая Патриотическая ассоциация» следуют в последнее время определенной тактике поставления своих кандидатов: перед хиротонией кандидата в епископы «подпольной» Церкви арестовывают, и затем, используя разные способы давления, рукополагают собственного кандидата.invictory.org со ссылкой на sedmitza.ru .

Пострадавшие подозревают, что нападение совершили представители местной полиции или связанные с ними лица.

Репрессивные меры вьетнамских властей против христиан различных деноминаций стали в стране почти обыденным явлением. Помимо акций насилия власти страны воздействуют на христианские общины, национализируя церковную собственность.

16 ноября около тысячи вьетнамских католиков приняли участие в мирном марше протеста против строительства станции очистки сточных вод, которая возводится в Ханое на земле, принадлежавшей местному монастырю Ордена редемптористов. В 1959 г. коммунистический режим отобрал эту землю у монахов. Попытки добиться ее возвращения католической церкви оказались безрезультатными.

Во Вьетнаме пастор приговорен к 11 годам тюрьмы

Во Вьетнаме протестантский пастор был приговорен к 11 годам тюрьмы за ведение домашней церкви, незарегистрированной в государственных органах. Об этом передали государственные масс-медиа, — сообщает Христианский Мегапортал invictory.org со ссылкой на CNL-NEWS и The Christian Post .

Христиане опасаются, что такие же преследования могут повториться в этом коммунистическом государстве.

Суд заявил, что 43-летний Нгуен Кон Чин сеял вражду между правительством и гражданами. Чин был обвинен в составлении и распространении документов с искаженной информацией, которая порочила власти, и в побуждении этнических меньшинств к беспорядкам, передает Associated Press.

Правозащитные организации отметили, что арест является частью государственной политики религиозного преследования.

«Обвинения пастора Чина – еще одно проявление, показывающее, как правительство Вьетнама заботится о религиозной свободе», — сказал Джон Сифтон, директор-правозащитник азиатской группы. Он добавил, что обвинение Чина «не сможет остановить независимые религиозные группы во Вьетнаме от проявления своей веры».

Тем временем, местное христианское сообщество опасается последствий, передают некоторые СМИ.

«11 лет в тюрьме за то, что церковь не зарегистрирована… Я в шоке», — сказала христианка из Ханоя Фам Нат.

Вьетнамская церковь меннонитов, членом которой является Чин, — это маленькая община в числе христианского меньшинства в стране, где половина населения исповедует буддизм. Две самые большие официально признанные протестантские церкви во Вьетнаме – это Южная Евангельская Церковь Вьетнама (SECV) и более мелкая Евангельская Церковь севера Вьетнама (ECVN).

Римско-католическая церковь составляет 7% от населения в 89,6 миллионов человек; протестанты составляют 1-2%. Менонитская церковь официально признается, но ведение незарегистрированной домашней церкви является незаконным. В коммунистическом Вьетнаме все церкви должны быть санкционированы государством, этот факт критикуют правозащитники.

Лаосских христиан хотят заставить отречься от веры

48 католиков из лаосской провинции Салаван были лишены свободы до тех пор, пока не отрекутся от своей веры. Об этом сообщило католическое пресс-агентство «Уканьюс». Две международные организации — Human Rights Watch for Lao Religious Freedom и International Christian Concern — выступили с осуждением произошедшего, — сообщает Христианский Мегапортал invictory.org со ссылкой на радио «Ватикан» .

Согласно поступившей информации, лидер местного правительства Та-Оил дал ордер на арест после январского инцидента: сотня должностных лиц округа ворвались в здание, где верующие совершали воскресное богослужение. Они навели пистолеты на головы христиан и силой увели 48 человек. Их имущество было конфисковано, шесть домов разрушены.

Христиане не могут вернуться в свои деревни, причем их держат на открытом воздухе и практически без питания. Правозащитные организации подчеркивают, что христиане не пожелали отрекаться от своей веры. Сообщается, что в притеснениях верующих принимал участие служащий Отдела по религиозным делам, трое полицейских и 15 членов добровольческого военного подразделения.

О ситуации католиков правозащитники сообщают, что они «находятся без освещения, пищи, питьевой воды». В прошлом году местный лидер заявил, что единственным приемлемым для жителей деревни культом является культ духов. Он также конфисковал скот местных христиан, а 11 июля 2009 года собрал всех жителей, чтобы объявить о «запрете на христианство».

В Лаосе большинство жителей исповедуют буддизм. Христиане составляют только 1,5 процента населения, католиков всего 40 тысяч. Местные коммунистические власти обвиняют христиан в том, что их религия представляет угрозу для политической системы.

В любом случае, ст. 6 и 30 лаосской Конституции гарантируют право христиан и других религиозных меньшинств на свободное исповедание религии, без какой-либо дискриминации и наказаний. Все свидетельствует о шаге назад, к преследованию христиан в 90-е годы, которое приостановилось под давлением международного сообщества и перед угрозой потери финансовой помощи.

В настоящее время правительство Лаоса установило тесные связи с близлежащими тоталитарными странами, например, с Китаем, а власти вновь стали притеснять христиан.