Сократят ли уроки татарского языка. День «икс» для татарского: завтра может разрешиться школьный языковой конфликт. «У нас три тысячи учителей татарского языка, и всех это коснется»

Споры о преподавании татарского языка в татарстанских школах не утихают. Накануне, 25 октября, мэрия Казани в проведении митинга в поддержку языка, до этого программы преподавания на специальном совещании первые лица республики. Практически ежедневно русскоязычные и татароязычные активисты проводят протестные акции в защиту собственных позиций. На фоне этого "Idel.Реалии" обсудили проблемы языка с теми, кого они напрямую касаются и по кому могут ударить - с учителями татарского. 24 октября эти люди с "письмом боли и волнения" к депутатам Госсовета Татарстана. Что педагоги думают о дальнейшем преподавании татарского языка и литературы в школах, что им говорят в администрациях учебных заведений, чего они ждут и на что рассчитывают?

По просьбам спикеров, их имена изменены.

Лилия, стаж работы - пять лет:

У меня уже нет никаких эмоций. Два месяца нет никакой определенности: когда можно уйти из школы, собираются ли нас увольнять, искать ли новую работу? Я на данный момент уже подыскиваю новую работу, так как точно знаю, что сократят часы татарского языка. К примеру, оставят по одному уроку литературы и языка в младших классах, а в 10-11-х, возможно, совсем уберут.

Прямого давления со стороны администрации пока нет. Сейчас мы работаем в прежнем режиме. Но доподлинно известно, что изменения будут либо после первой четверти, либо после нового года.

Чего мы ждем и боимся - это сокращения. В первую очередь, сказали, "выкинут" пенсионеров и молодежь - это незамужние девушки, без детей или у кого дети уже учатся в школах. Трогать не будут тех, у кого дети младше трех лет. Остальные все должны попасть под сокращения. Не знаем, как наша республика может допустить исход, при котором стольких учителей уволят даже без компенсаций.

Рената, стаж работы - три года:

Обычно до четвертого класса дети любят татарский, изучают его с интересом

У нас гимназия, и я считаю, что здесь учатся чуть другие дети. Они показывают стабильно хорошие результаты, у них заинтересованные родители. До четвертого класса татарский язык у нас обучается по методике Литвинова. Она позволяет проводить минимальное количество уроков, так как дети получают максимальные знания для этого возраста. Методика хорошая, но ее нет в федеральном перечне. Вопрос, почему? Также уже второй год в качестве эксперимента мы ведем свои уроки по методике В.Н.Мещеряковой. Нужно просто включиться в процесс и работать,что и мы делали и получали впоследствии хороший результат.

Обычно до четвертого класса дети любят татарский, изучают его с интересом. Это именно тот период, когда ребенок еще не думает о чем-то ином, не рассуждает: нужно татарский изучать или нет. Он здесь и сейчас, ему именно в эту минуту интересно и он слушает, учит. В пятых-восьмых классах начинается переходный возраст, меняется и методика преподавания. Обучение идет по учебникам Нигьматуллиной Р.Р. и здесь теряется конкретизация. К тому же дети уже не те, энтузиазма нет, начинаются вопросы о том, зачем им татарский, звонки недовольных родителей. Какое же здесь упущение? Мы всегда с учителями это обсуждали. Где наши заинтересованные дети?

Я решила для себя, что мне важно мое здоровье и здоровье моей семьи. Я не знаю, что будет дальше.

В 10-11-х классах татарский язык преподают и изучают для галочки. Здесь всё зависит от учителя. Занять измученного 11-классника - это требует учительского таланта и опыта.

Говоря о сложившейся ситуации вокруг языка в последнее время, я считаю, это ужас. Всё где-то кем-то вот-вот решается. Остается ощущение неведения, но его нужно перебороть. Я решила для себя, что мне важно мое здоровье и здоровье моей семьи. Я не знаю, что будет дальше. Даже не представляю переживания учителей, которые всю жизнь посвятили преподаванию татарского языка.

Рашида, стаж работы - 20 лет:

До пенсии остается совсем чуть-чуть. Я и не знаю, что тут говорить. Вся эта ситуация просто выбила меня из колеи. Я всю жизнь работаю в Казани и учу детей татарскому языку, в основном средние и старшие классы. Всю жизнь я объясняю им, что наш язык - это большое богатство, знать его, понимать и разговаривать нужно и важно для сохранения культуры, традиций. Молодые у нас не думают о своих корнях, не думают, кем были их предки. Это приходит с возрастом. Ни нынешние ученики, ни их родители даже слышать об этом не хотят. Понятно, что для многих из них татарский язык - обязаловка, а сейчас появился такой шанс от нее избавиться. Вот они и заняли активные гражданские позиции.

Понятно, что для многих татарский язык - обязаловка, а сейчас появился такой шанс от нее избавиться. Вот они и заняли активные гражданские позиции

То, что сейчас планируют убирать татарский, приведет к увеличению часов русского языка. Поставят в расписание каждый день по два урока. Потом они будут жаловаться на то, что в их жизни слишком много русского. На факультативный татарский шестым уроком, в этом случае, будут ходить два-три человека.

В моей школе напрямую мне пока не говорили собирать вещи, но разговоры за спиной уже идут. Конечно, сократят меня в первую очередь, потом потихоньку и других. За месяц заплатят - уже хорошо.

Венера, стаж работы - семь лет:

Конечно, сократят меня в первую очередь, потом потихоньку и других. За месяц заплатят - уже хорошо.

Даже говорить об этом ничего не хочется. Пока всё тихо, уроки проходят как и прежде. Никто ничего не отменяет, но также и ничего не обещает. Среди учителей настроения плохие, все понимают, что будут сокращения. Дети тоже знают, что со второй четверти уроков татарского станет меньше, но их это не особо заботит.

У нас такая школа, где родители не устраивают истерик. Они в этом плане, как и их дети, вполне спокойно реагируют. Знают, что могут сами выбрать учебный план, изменить программу, вот и делают это.

Что будет с учителями, которые останутся без работы, кажется, никто не думает: ни администрация школы, ни государство.

Споры вокруг обязательного преподавания татарского языка в школах Татарстана с новой силой вспыхнули после президента Путина о том, что заставлять человека учить язык, который для него родным не является, недопустимо. Вдохновленный этим заявлением "Комитет русскоязычных родителей Татарии" теперь отмены обязательных уроков татарского, а татарские активисты наоборот от Путина сохранить изучение татарского языка как государственного.

18 октября "Idel.Реалии" за комментарием к президенту Татарстана Рустаму Минниханову и попытались выяснить его позицию относительно ситуации с татарским языком, но тот отказался от комментариев. Его пресс-секретарь Эдуард Хайруллин на вопрос о том, когда можно будет услышать позицию главы республики, лаконично ответил - "сразу сообщим".

Татарстан теряет в последние месяцы то немногое, что отличало его от других российских регионов. В 2017 году Москва не продлила с Казанью договор о разграничении полномочий, который давал Татарстану известную автономию. В местных школах в разгар учебного года отменили обязательное преподавание татарского языка . Раньше его преподавали наравне с русским, теперь оставили только факультативные два часа в неделю. Павел Шмаков, директор школы-интерната для интеллектуально увлеченных детей "СОлНЦе" из Казани, возмутился скоростью принятия этого решения и нарушениями, с которыми оно, по его мнению, принималось и обратился в суд. DW поговорила со Шмаковым о том, почему он выступает за сокращение числа уроков татарского языка, но против его необязательного изучения.

DW: 1 марта будет очередное судебное заседание по вашему делу в Вахитовском райсуде Казани. Почему вы боретесь за татарский язык в школах?

Павел Шмаков : Вся история началась, как вам известно, в конце июля 2017 года, когда Путин в Йошкар-Оле сказал, что нельзя заставлять людей изучать неродной язык. Затем в начале октября к нам неожиданно пришла бумага из прокуратуры, что у нас была проведена проверка, проанализированы наши учебные планы. Проверки на самом деле не проводилось. Через несколько дней состоялось собрание директоров школ нашего района, такие собрания были по всем районам Казани в присутствии прокуроров районов. Его проводили начальники управления образования Казани. Я задал вопрос, как так и почему мы получили бумаги о проверках, хотя их не было.

На этих собраниях нам было предписано начать увольнения учителей татарского. В течение двух месяцев нас обязали уволить учителей. После этого к нам начали приходить прокуроры уже с реальными проверками. Они стали допрашивать детей, зачем им нужен татарский, почему они учат его.

-… И вы подали протест.

Я счел, что позиция неправильная. Были налицо нарушения: допросы детей в отсутствие родителей, прокуроры заходили без разрешения в интернат, фотографировали личные вещи детей, такие действия по Конституции разрешены только с санкции суда. Я подал в суд на прокуратуру.

Считаю, что такие действия (сокращение уроков татарского – Ред. ) нельзя делать быстро. В принципе, их делать можно, учебные планы иногда меняются, это нормальное явление. Но такие действия делаются во время больших летних каникул. Состоялось уже несколько заседаний суда, сменилось несколько судей, они не хотят решать эти вопросы, перекладывают на более позднее время. Дело затягивается. Путин просил не заставлять учить неродной язык. Но несколько часов в неделю английского у нас есть, и они обязательны для изучения.

В конце концов, были приняты учебные планы и рекомендации, чтобы татарский учили только добровольно и не более двух часов в неделю. Фраза Путина противоречива, и в ней не сказано, в какие сроки это надо сделать. А у нас очень быстро нагнетается межнациональная напряженность. Я живу здесь с рождения, здесь жили мой папа, мой дедушка. Межнациональных конфликтов особо не было. Напряженность была только в начале 1990-х годов. И то это успокоилось. А сейчас снова стали делить: ты татарин, а ты - русский. Ты будешь выбирать татарский, а ты - нет. Я вспомнил, что когда я был школьником, была смешная, но не очень хорошая ситуация: русские играли в футбол, а татары шли учить татарский. Но это еще не было жестко. Это было просто не совсем правильно. А сейчас началось жестко.

- Ваша позиция – преподавание татарского сокращать, но не спеша?

Делать все медленно, насколько возможно. К февралю мы увеличили количество часов русского языка, поскольку у нас их было меньше, чем должно было быть по законодательству. Другое дело, что в этом не виноваты учителя татарского. А прокуратура и Рособрнадзор, которые должны следить за этим.

Я думаю, что вопрос будет снова отложен до 18 марта, до выборов президента России. Самый главный результат судов - то, что мы сумеем убедить детей, чтобы они добровольно учили татарский. Для этого было нужно время. А в других школах это было сделано унизительно для татар: уволили много учителей татарского, восстановили татар против русских, а русских - против татар.

- У решения властей есть много сторонников. Татарский, говорят они, принуждали изучать, хочет ли ученик этого или нет. Что бы вы ответили этим людям?

То, что я говорю своим родителям. У нас в школе нет никаких межнациональных жалоб и конфликтов. Мы изменили методику преподавания татарского. У нас нет домашних заданий. У нас много показывают фильмов и мультфильмов на татарском, дети ходят в музеи, приглашаются татарские певцы и ученые. Татарский язык преподают в удовольствие для детей. Мы уменьшили количество татарского, но сделали так, что нет заявлений от родителей. Я считаю, что на земле Татарстана - это единственное место, где есть родина татар - какое-то количество часов все должны изучать татарский язык. Другое дело, что можно обсуждать, сколько часов, и может, меньше, чем было. Нужны другие методики: раньше учили грамматику и буквы. Это неправильно: когда рядом много русских и татар, надо просто разговаривать, петь песни, танцевать, слушать красивую татарскую музыку и так далее. Тогда это будет естественно, приятно и красиво. Прежде всего, уважать друг друга. Если эту культуру не уважать, то возможны межнациональные конфликты. Это значительно хуже споров.

- Но ведь с прагматической точки зрения решение властей логичное - татарский для работы или для обучения в вузах не требуется, верно?

Контекст

Я согласен с этим. Поэтому когда в пятом классе изучают пять часов татарского, то вообще-то, это много. Нормально было бы три или два. Человеку, который собирается уезжать в Тверь или в Москву, татарский язык не особо нужен. …У нас много межнациональных браков. Мы каждый год ходим в туристические походы в татарские деревни. Какой-то минимальный уровень знания языка нужен всем, кто живет в этих краях. А всем ли нужна математика? Филологу или историку - в минимальной степени, но нужна. Есть некий культурный минимум. На территории Татарстана - это татарский язык.

- Но ведь два часа разрешают. Это меньше минимума, о котором вы говорили?

Два часа было бы нормально, если бы они были обязательными. А они добровольные. Ведь математика у нас не добровольная. И английский, и география, и история тоже. В нашей школе мы решили вопрос: у нас два часа по решению родителей они стали обязательными для всех, хотя формально уроки добровольные. К тому же, у нас много кружков татарского, поэтому мы не уменьшили нагрузку учителям татарского. Мы немного уменьшим ее летом, когда можно не спеша менять учебные планы. Убирать его совсем из обязательной сетки принципиально неправильно. Очень многие татары тогда перестанут его учить, потому что прагматически он не сильно нужен. Будет уничтожаться культура татарского народа.

Еще один маленький пример. В Татарстане татарского языка изучали больше, а русского – меньше, чем в России. Тем не менее, из 88 регионов Татарстан на третьем месте по уровню итогового экзамена по русскому языку. Билингвизм это важно. Когда дети учили и татарский, и русский, они при этом русский лучше знали.

- В феврале был митинг против отмены преподавания татарского. Вы тоже на нем присутствовали. Но людей пришло немного. Означает ли это, что тема для жителей Татарстана не очень актуальная?

Я был там единственным русским. Было человек 120. Митинг заявлялся много раз, его впервые разрешили. Я был одет в куртке, пиджаке, футболке, рубашке. И я через полчаса замерз. Стоять на митинге было просто холодно. Когда будет весна, на такие митинги придет больше народу.

- На этом митинге был лозунг с призывом к российским властям ратифицировать Европейскую хартию региональных языков. Как вы считаете, нынешнее решение о сокращении уроков татарского языка как-то связано с тем, что Россия этого до сих пор не сделала?

Думаю, что связано. Мне кажется, что Россия пытается идти своим путем строительства жесткой пирамиды власти. Но в таком громадном государстве такая жесткая пирамида плохо работает. У Салтыкова-Щедрина есть такая фраза: "Строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения". Мне кажется, что Россия пытается сделать то, что невыполнимо в данной ситуации. Это решение насчет языков приводит к уменьшению многообразия культур в России. Через некоторое время все вернется, все изменится. Но "некоторое время" может отнять годы и десятилетия.

Накал страстей вокруг темы с добровольным изучением татарского языка в школах республики продолжает нарастать. В Генпрокуратуру по этому поводу посыпались новые обращения с просьбой проверить законность обязательных уроков татарского, а в Минобрнауки республики - заявления об отказе от изучения.

Жители Татарстана начали массово писать отказы от изучения татарского языка в школах республики, который входит в обязательную образовательную программу. Сейчас уже никто не вспомнит, кто именно поднял волну вокруг этой щекотливой и болезненной темы, однако ситуация с каждым днем накаляется все больше. В соцсетях идут ожесточенные споры, порой доходящие до опасных взаимных оскорблений на национальной почве, а Минобрнауки РТ и татарские общественные организации вынуждены выступать с заявлениями.

Новая волна стала нарастать после сообщения из Набережных Челнов, которое появилось на прошлой неделе. Якобы там мама одного из учеников средней школы написала официальный отказ от изучения ее ребенком татарского языка, на что получила одобрение. Якобы ее ребенку сказали принести в школу альбомы и карандаши, чтобы хоть чем-то себя занять в то время, как его одноклассники будут изучать язык. На поверку это оказалось «вбросом», не имеющим ничего общего с действительностью. Однако после этого сообщения, широко растиражированного местными СМИ, к языковой теме вернулись снова.

Уже на этой неделе стали поступать сообщения из Елабуги, где родители школьников начали массово писать аналогичные заявления на отказ от татарского языка. Сегодня через соцсети начало распространяться сообщение, что в Казанской еврейской школе полностью отказались от уроков татарского, заменив его дополнительными часами иврита. Через несколько часов эту информацию тоже опровергли. Однако сейчас это уже и не важно, ведь кто-то умело запустил бомбу замедленного действия, которая может стать причиной серьезных последствий.

Во-первых, очевидно, что в республике существует проблема с изучением татарского языка в школах и те, кого она волнует, сейчас получили весьма удобные условия, чтобы высказаться. Во-вторых, власти республики и Минобрнауки РТ, в частности сейчас прячут голову в песок, упорно отмахиваясь надоевшим всем ответом, что «образовательная программа в школах Татарстана никакие законы не нарушает». В-третьих, жители республики, выступающие за перевод татарского языка в школах в разряд факультатива, вызывают нескрываемое раздражение у национал-патриотов и тех, кто им сочувствует. Отсюда и возникают опасные перепалки в социальных сетях, в которых часто звучит фраза: «Не нравится татарский язык - чемодан, вокзал, Россия!».

На этом фоне властям республики не мешало бы пойти на диалог с теми, кто задает вопросы и просит разъяснений, вмешаться в ситуацию и начать гасить разгорающийся пожар. Но проблему почему-то старательно не замечают, отделываясь отписками и витиеватыми формулировками законов, вместо того, чтобы спокойно обсудить эту тему с общественностью. Впрочем, с этим у министра образования Татарстана Энгеля Фаттахова могут быть большие проблемы.

Как бы там ни было, вопрос сам собой уже не «рассосется». К примеру, сегодня «Общество русской культуры Татарстана» (порой, весьма противоречивая организация) заявила об отправке новой пачки заявлений в Генпрокуратуру по поводу законности обязательного татарского языка в школах республики. Как утверждают в ОРК, в обращении содержится «доказательство саботажа поручений Путина и нарушения законов».

«Как известно, несмотря на поручения, данные Президентом Владимиром Путиным по результатам проведенного им 20 июля 2017 г. Совета по межнациональным отношениям в Йошкар-Оле, и, несмотря на акцент обращения Путина к главам регионов, единственный среди всех остальных глав регионов Рустам Минниханов никак не отреагировал на это. Вместо него Путину ответил региональный министр образования Энгель Фаттахов, что указание Путина Республики Татарстан совсем не касается - якобы здесь в языковом вопросе все в рамках законов, хотя, как известно, языковой вопрос в образовании наиболее остро стоит именно в этом регионе. Именно здесь все дети независимо от национальности обязаны проходить предмет «татарский язык» по 5-6 уроков в неделю, а русский язык здесь сокращен примерно на треть по сравнению с другими регионами» , - отмечается в сообщении ОРК.

В итоге сейчас сторонники «татарского факультатива» в республике с нетерпением и надеждой ждут реакции из Генпрокуратуры. В то же время результатов этой проверки власти региона ожидают с опаской, ведь в случае невыгодного для них исхода крыть будет нечем. Или дело дойдет до суда?

Профком работников образования разработал рекомендации для директоров школ, как по закону уволить педагогов или урезать им часы

Судьба татарского языка в школах должна решиться до 7 ноября. По информации Юрия Прохорова, председателя рескома профсоюза работников образования и науки РТ, министерства образования Татарстана и России на этой неделе найдут решение, которое удовлетворит обе стороны. Сколько часов татарского языка останется в школах, Прохоров с уверенностью сказать не может, но то, что их будет меньше, чем сейчас, - это точно. Это значит, неизбежны и изменения в педсоставе - учителям татарского либо предложат вести другие предметы, либо педагогов сократят. Профсоюз работников образования уже подготовил для директоров методички - как безболезненно уволить учителей. Некоторые директора школ уже вручили педагогам уведомления, другие заявляют, что никого сокращать не будут. Подробности - в материале «Реального времени».

«Очевидно, что наше Министерство образования уже смирилось»

Учителя татарского языка в школах все-таки могут быть уволены из-за приведения учебных планов в соответствие с Федеральными государственными образовательными стандартами. Некоторые педагоги на днях получили от своего руководства уведомления. По словам учителя татарского языка школы «Солнце» Лейсан Гараевой, она состоит в чате учителей татарского языка и четырем его участникам руководство с нового года посоветовало «начать новую жизнь».

Сегодня мои одногруппники пишут, что получили уведомления от директоров школ, где говорится, что до конца этого года они будут получать зарплату, а после будут уволены. Пока у них зарплата остается, но уроки татарского они вести не будут, эти часы они будут отрабатывать в кружках - их так займут до конца года, а «в 2018-м начнете новую жизнь», сказали им, - рассказала Лейсан Гараева «Реальному времени».

Министерство образования Татарстана продолжает молчать, хотя неделю назад Энгель Фаттахов заявлял СМИ, что «ни одного учителя на улице не оставим». Планы, похоже, за это время изменились: в интернет попало письмо от Минобразования, в котором директоров школ просят предоставить «информацию по учителям татарского и русского языков в срок до 1 ноября». Также директоров попросили предоставить информацию «о дополнительной потребности денежных средств на выплату зарплаты учителям русского языка, возникающей в связи с изменениями учебного плана с учетом уменьшения нагрузки учителей татарского языка и трудоустройства их на другие должности», и дополнительной потребности денежных средств на «выходное пособие учителям татарского языка при их сокращении».

Я считаю, что это ужасно. Очевидно, что наше Министерство образования уже смирилось с неправовыми и несправедливыми действиями по отношению к учителям, - говорит Павел Шмаков, директор школы «Солнце», уточняя, что он пока это письмо не получал и поэтому не уверен в его подлинности, но видел скриншот, который ему прислали коллеги. - Я попросил прислать, чтобы были видны «шапка», подпись, но пока не получил.

По словам Юрия Прохорова, некоторые директора уже вручили уведомления педагогам

Инструкция для директора: как законно и вежливо уволить учителя татарского

То, что письмо не фейк, становится очевидно, если заглянуть на сайт профкома работников образования, где сегодня опубликована методичка «В помощь директорам школ» - о том, как максимально безболезненно и по закону уволить учителей татарского языка. В инструкции - бланки двух видов, первый - «Уведомление об изменении условий трудового договора», где педагог ставится в известность о новой учебной нагрузке, при несогласии может быть уволен, и второй - «Уведомление о предстоящем увольнении в связи с сокращением численности (штатов)». Там есть конкретика: сократить численность учителей планируется с 27 декабря, текст в двух вариантах: «Администрация школы имеет возможность предложить Вам следующие вакансии: перечислить». Или второй вариант: «Администрация школы не имеет возможности предложить Вам какую-либо вакансию в школе».

По словам лидера учительского профсоюза Юрия Прохорова, некоторые директора уже воспользовались бланками и вручили такие уведомления педагогам.

Вчера приезжали учителя из одного района. Они получили уведомления, но в горячке подумали, что их уже уволили. Пришлось разъяснять, что это уведомление могут получить все учителя и татарского, и русского языков. Все равно будут изменения условий труда, и работодатель должен уведомить сотрудника, которого эта ситуация касается. Нагрузка изменится все равно - такой, какая сегодня, она не останется. Даже если посчитать, что 2 часа татарского будут обязательными для всех, как государственного языка, - это все равно меньше, чем все эти годы, - говорит Юрий Прохоров.

По словам Прохорова, нагрузка педагога уменьшится с 28 часов до 18 часов или с 18 часов до 9 часов в неделю.

Но в течение двух месяцев, до 1 января, мы так рассчитываем, они будут получать зарплату по той нагрузке, по которой получали до этого по тарификации. Хотя они будут вести 9 часов, но будут получать за 20, как было до этого. Это разъяснено директорам школ, мы выслали проекты уведомлений - как уведомлять, о чем, как работать с людьми, чтобы не обидеть учителей и максимально сделать все, чтобы учителей не увольнять, - говорит Юрий Прохоров.

Нагрузка педагога уменьшится с 28 часов до 18 часов или с 18 часов до 9 часов в неделю, отмечает Прохоров. Фото Фото edunion.ru

«У нас три тысячи учителей татарского языка, и всех это коснется»

Беспокойство о сокращении учебной нагрузки и увольнении учителей высказала на минувшей сессии Госсовета и зампред парламента Римма Ратникова, по ее словам, сокращать часы педагогу в течение учебного года запрещено законом об образовании. Прохоров уточняет, что есть оговорка - «без причины», «а если есть сокращение учебного плана, сокращение классов - например, слияние классов произошло и нагрузка уменьшается», то сократить педагога можно, но снова, уточняет лидер профкома, «работники должны быть уведомлены за два месяца и в течение двух месяцев работать по тем условиям, по которым они заключили договор до этого».

У нас 3 тысячи учителей татарского языка, и всех эта ситуация коснется. Но кто-то по сокращению будет освобожден, а кто-то переквалифицирован. Мне нравится, как сейчас Нурлатский район делает: он через отдел образования, профсоюз разбирает позицию каждого учителя и стремится предложить или другую работу, или, если не по профилю, группы продленного дня открывать, то есть сделать все, чтобы смягчить эту ситуацию. Ну и другие районы тоже успокоились, перешли к решению ситуации, тем более что президент на сессии тоже объяснил, что ни учителя, ни директора не виноваты, виновата власть в том, что произошло, - говорит Юрий Прохоров.

То, что учителя татарского могут вести другой предмет, подтверждает Лейсан Гараева. Последние 15 лет выпускники «татфака» получали двойную специализацию: «учитель татарского языка и учитель иностранного языка» или «учитель татарского языка и учитель русского языка как иностранного».

Я филолог, преподаватель татарского языка, но могу преподавать еще и арабский, у меня есть диплом преподавателя русского языка, он мне дает право преподавать и русский язык. Но все мы, учителя татарского, сейчас переживаем очень большую трагедию в своей жизни, нам очень тяжело. Сейчас одногруппница, которая повышает квалификацию в Казани, рассказала, что ей позвонил директор школы и сказал, что «вы должны поменять квалификацию, идите не на татарский, а на английский язык», - рассказывает педагог.

Беспокойство о сокращении учебной нагрузки и увольнении учителей высказала и Римма Ратникова. Фото gossov.tatarstan.ru

«В сию секунду увольнять никто никого не собирается»

Павел Шмаков, директор школы «Солнце», заявил, что не собирается сокращать нагрузку учителей татарского сейчас, несмотря на предписания прокуратуры, приводить учебные планы к требованиям ФГОС.

К лету я согласен выполнить закон, но только так, чтобы учителя летом об этом узнали заблаговременно. Согласно закону об образовании, все учебные планы утверждаются перед уходом учителей в отпуск, учителя знают свои нагрузки, в течение года их сокращать нельзя - это незаконно. Все это необходимо было делать либо этим летом, либо сделать будущим летом, - говорит Шмаков.

Однако, по словам Шмакова, большинство коллег-директоров не смогли устоять в схватке с прокуратурой.

На сессии Госсовета Ирина Бакова выразила возмущение, и справедливо, тем, что в короткие сроки нужно все изменить, но она также сказала, что она-то выполнила все требования. Если уж депутаты Госсовета боятся, то что про остальных говорить? - рассуждает Шмаков.

Гимназия №102, которой руководит Ирина Бакова, действительно изменила учебный план, он выложен на сайте школы. Согласно ему, татарского языка в обязательной части нет. Он в виде родного языка перенесен в компонент, формируемый образовательной организацией, в количестве двух часов в неделю. Несмотря на почти трехкратное сокращение часов обучения татарскому языку, «Реальному времени» Бакова сказала, что увольнять никого не будет.

В сию секунду увольнять никто никого не собирается. У нас есть трудовое законодательство, и любой работодатель должен обеспечить работой или предложить дополнительную нагрузку. Никто сию минуту не увольняет учителей татарского языка. Я никого не увольняю, - говорит Ирина Бакова, депутат Госсовета и директор гимназии №102 Казани.

Несмотря на почти трехкратное сокращение часов обучения татарскому языку, Ирина Бакова сказала, что увольнять никого не будет. Фото gossov.tatarstan.ru

«С Минобром России согласовывают учебный план, к 7 ноября должно быть решение»

Свои учебные планы приняли все школы Татарстана, они отличаются. Напомним, что Федеральные государственные образовательные стандарты предусматривают пять планов. Первый - с пятидневной учебной неделей и без изучения родного языка. Его в Татарстане не выбрала ни одна школа. Наиболее популярными оказались второй и третий планы. Второй вариант не предусматривает обязательного изучения татарского языка, вместо него родной (русский или татарский - на выбор) в части, формируемой образовательной организацией. Третий вариант с обязательным изучением татарского языка, но в меньшем объеме (большинство школ остановились на трех часах в неделю). Четвертый вариант - тот по которому в Татарстане обучались много лет, - для школ с родным (нерусским) языком обучения, но с преподаванием на русском языке. Пятый вариант для национальных школ, в которых преподавание ведется на родном (нерусском языке), - так называемых татарских школ. Общее у всех вариантов - увеличение часов русского языка.

По словам Юрия Прохорова, школы просто выполнили требование прокуратуры, приведя свои учебные планы в соответствие с ФГОС, однако это не надолго. Скорее всего, для всех школ будет определен общий учебный план.

Они выбрали учебные планы, они выполнили прокурорское предписание, но к 7 ноября должно быть принято какое-то решение общее для всех школ. Рабочая группа работает с Минобром России, согласовывают учебный план, и я думаю, что к концу недели что-то прояснится. Тогда можно будет говорить о том, сколько часов языка будет, сколько учителей потребуется, сколько человек почувствуют сокращение учебной нагрузки или изменения штатного расписания, - говорит Юрий Прохоров.

Так что родителям пока рано вешать новое расписание над рабочим столом своего ученика. Учебный план и количество уроков, озвученные на собраниях, которые прошли во всех школах, могут кардинально измениться до начала второй четверти.

Дарья Турцева