Парк без границ. «размещение и установление границ оопт Порядок изменения границ заказника

Постановление Правительства РФ от 19 февраля 2015 г. N 138
"Об утверждении Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон"

В соответствии со статьей 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон.

2. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников центральных аппаратов и территориальных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти и бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

Правила
создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон
(утв. постановлением Правительства РФ от 19 февраля 2015 г. N 138)

С изменениями и дополнениями от:

I. Общие положения

1. Настоящие Правила определяют порядок создания охранных зон государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков и памятников природы (далее - охранные зоны), установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон.

2. Охранные зоны создаются для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах.

3. Земельные участки, которые включены в границы охранной зоны, у собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для таких земельных участков особого правового режима.

4. При определении ширины и конфигурации охранной зоны учитывается следующее:

природно-климатические условия и социально-экономическое развитие субъекта Российской Федерации, на территории которого планируется создание охранной зоны;

особенности функционального зонирования национального парка или природного парка;

нахождение на территории, планируемой для создания охранной зоны, земель населенных пунктов, промышленных, транспортных и иных хозяйственных объектов, месторождений и проявлений полезных ископаемых, линейных объектов и инженерных коммуникаций, земельных участков, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного и индивидуального жилищного строительства, размещение на такой территории кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;

сведения о видах и назначении планируемых для размещения на территории, где предполагается создание охранной зоны, объектов федерального значения, объектов регионального значения и объектов местного значения, их основные характеристики, указанные в положениях о территориальном планировании, содержащихся в утвержденных документах территориального планирования, а также виды возможного негативного воздействия на окружающую среду указанных объектов и характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов;

конфигурации водосборных бассейнов и береговой линии водных объектов, расположенных на территории, планируемой для создания охранной зоны;

состояние природных комплексов и объектов на территории, планируемой для создания охранной зоны, их ценность.

5. Режим охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон (далее - режим охранных зон) устанавливается положением о соответствующей охранной зоне, которое утверждается органом государственной власти, принимающим решение о ее создании.

6. Сведения о границах охранных зон подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии со статьей 10 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".

7. Границы охранных зон обозначаются на местности специальными предупредительными аншлагами и информационными знаками.

8. Изменение границ охранных зон, а также режима охранных зон осуществляется в том же порядке, что и их создание.

II. Создание охранных зон государственных природных заповедников, национальных парков и памятников природы федерального значения и установление их границ

9. Решения о создании охранных зон государственных природных заповедников, национальных парков и памятников природы федерального значения и об установлении их границ принимаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

10. Охранные зоны государственных природных заповедников, национальных парков и памятников природы федерального значения не могут быть расположены в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения.

11. Минимальная ширина охранной зоны государственного природного заповедника или национального парка - один километр.

12. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации с учетом пунктов 4 , и настоящих Правил готовит решение о создании охранной зоны государственного природного заповедника, национального парка или памятника природы федерального значения, об установлении ее границ и утверждении положения о ней в виде проекта приказа (далее - проект приказа), а также пояснительную записку к проекту приказа с обоснованием необходимости создания такой охранной зоны и установления ее границ.

13. Пояснительная записка к проекту приказа должна включать в себя сведения о координатах характерных точек границ создаваемой охранной зоны государственного природного заповедника, национального парка или памятника природы федерального значения и ее карту-схему.

14. Проект приказа и пояснительная записка к нему направляются на согласование:

руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого создается охранная зона государственного природного заповедника, национального парка или памятника природы федерального значения;

Министерству сельского хозяйства Российской Федерации;

Министерству транспорта Российской Федерации (если предполагается, что в границах создаваемой охранной зоны государственного природного заповедника, национального парка или памятника природы федерального значения будут полностью или частично находиться земельные участки, на которых размещены объекты транспортной инфраструктуры федерального значения, либо земельные участки, предназначенные для реконструкции и строительства указанных объектов в соответствии со схемой территориального планирования Российской Федерации и (или) документацией по планировке территории, а также если предполагается, что создаваемая охранная зона будет полностью или частично находиться в границах внутренних морских вод Российской Федерации, территориального моря Российской Федерации и (или) на внутренних водных путях Российской Федерации);

Федеральной службе безопасности Российской Федерации (если предполагается создание охранной зоны государственного природного заповедника, национального парка или памятника природы федерального значения в пределах приграничной территории, определенной в соответствии со статьей 3

Федеральному агентству по недропользованию;

Федеральному агентству водных ресурсов;

Федеральному агентству лесного хозяйства.

15. Органы государственной власти, указанные в пункте 14 настоящих Правил, и руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого создается охранная зона государственного природного заповедника, национального парка или памятника природы федерального значения, рассматривают проект приказа и в 30-дневный срок со дня его получения согласовывают его либо представляют в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации мотивированный отказ в согласовании с приложением замечаний.

16. При согласовании проекта приказа органами государственной власти, указанными в пункте 14 настоящих Правил, и руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого создается охранная зона государственного природного заповедника, национального парка или памятника природы федерального значения, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации принимает решение о создании такой охранной зоны.

17. В случае представления мотивированного отказа в согласовании Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации дорабатывает проект приказа с учетом замечаний и направляет на повторное согласование органам государственной власти, указанным в пункте 14 настоящих Правил, и руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого создается охранная зона государственного природного заповедника, национального парка или памятника природы федерального значения.

18. Информация о созданных охранных зонах государственных природных заповедников, национальных парков и памятников природы федерального значения размещается Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и федеральными государственными бюджетными учреждениями, осуществляющими управление соответствующими государственными природными заповедниками и национальными парками, на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

III. Создание охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения и установление их границ

19. Решения о создании охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения и об установлении их границ принимаются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

20. Охранные зоны природных парков и памятников природы регионального значения не могут быть расположены в границах:

особо охраняемых природных территорий федерального и регионального значения;

охранных зон государственных природных заповедников, национальных парков и памятников природы федерального значения;

внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации.

21. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом пунктов 4 и настоящих Правил готовит решение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации о создании охранной зоны природного парка или памятника природы регионального значения, об установлении ее границ и утверждении положения о ней в виде соответствующего проекта (далее - проект решения), а также пояснительную записку к проекту решения с обоснованием необходимости создания такой охранной зоны и установления ее границ.

22. Пояснительная записка к проекту решения должна включать в себя сведения о координатах характерных точек границ создаваемой охранной зоны природного парка или памятника природы регионального значения и ее карту-схему.

23. Проект решения и пояснительная записка к нему направляются на согласование:

органу местного самоуправления (если предполагается, что создаваемая охранная зона природного парка или памятника природы регионального значения будет полностью или частично находиться в границах земельных участков, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования);

Министерству сельского хозяйства Российской Федерации (если планируется включение в границы создаваемой охранной зоны природного парка или памятника природы регионального значения земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в федеральной собственности);

Министерству транспорта Российской Федерации (если предполагается, что в границах создаваемой охранной зоны природного парка или памятника природы регионального значения будут полностью или частично находиться земельные участки, на которых размещены объекты транспортной инфраструктуры федерального значения, либо предназначенные для реконструкции и строительства таких объектов в соответствии со схемой территориального планирования Российской Федерации и (или) документацией по планировке территории);

Министерству обороны Российской Федерации;

Федеральной службе безопасности Российской Федерации (если предполагается создание охранной зоны природного парка или памятника природы регионального значения в пределах приграничной территории, определенной в соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации");

территориальному органу Федерального агентства по недропользованию;

территориальному органу Федерального агентства водных ресурсов;

территориальному органу Федерального агентства лесного хозяйства;

территориальному органу Федерального агентства по рыболовству.

24. Органы государственной власти, указанные в пункте 23 настоящих Правил, и орган местного самоуправления рассматривают проект решения и в 30-дневный срок со дня его получения согласовывают его либо представляют в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации мотивированный отказ в его согласовании с приложением замечаний.

25. При согласовании проекта решения органами государственной власти, указанными в пункте 23 настоящих Правил, и органом местного самоуправления высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) принимает решение о создании охранной зоны природного парка или памятника природы регионального значения.

26. В случае представления мотивированного отказа в согласовании высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации дорабатывает проект решения с учетом замечаний и направляет на повторное согласование органам государственной власти, указанным в пункте 23 настоящих Правил, и органу местного самоуправления.

27. Информация об охранных зонах природных парков и памятников природы регионального значения размещается соответствующими органами государственной власти или учреждениями субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление природными парками и памятниками природы регионального значения, на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

IV. Режим охранных зон

28. Режим охранной зоны устанавливается положением об охранной зоне конкретного государственного природного заповедника, национального парка, природного парка или памятника природы, утверждаемым органом государственной власти, принимающим решение о ее создании.

29. В границах охранных зон запрещается деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на природные комплексы государственного природного заповедника, национального парка, природного парка или памятника природы.

30. В границах охранных зон хозяйственная деятельность осуществляется с соблюдением положений о соответствующей охранной зоне и требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи, утвержденных в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О животном мире".

ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Об утверждении Порядка изменения границ особо охраняемых природных территорий областного значения категорий "Природный парк" и "Государственный природный заказник областного значения"

В целях реализации , Постановления Законодательного Собрания Свердловской области от 23.10.2012 N 545-ПЗС "Об исполнении Закона Свердловской области "Об особо охраняемых природных территориях в Свердловской области" Правительство Свердловской области постановляет:

1. Утвердить Порядок изменения границ особо охраняемых природных территорий областного значения категорий "природный парк" и "государственный природный заказник областного значения" (прилагается).

2. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Первого Заместителя Губернатора Свердловской области А.В. Орлова.

(п. 2 в ред. )

Председатель Правительства
Свердловской области
Д.В.Паслер

Порядок изменения границ особо охраняемых природных территорий областного значения категорий "Природный парк" и "Государственный природный заказник областного значения"

Утвержден
Постановлением Правительства
Свердловской области
от 17 мая 2013 г. N 620-ПП

Глава 1. Общие положения

1. Порядок изменения границ особо охраняемых природных территорий областного значения категорий "природный парк" и "государственный природный заказник областного значения" (далее - Порядок) разработан в соответствии со статьями 14, 18 Закона Свердловской области от 21 ноября 2005 года N 105-ОЗ "Об особо охраняемых природных территориях в Свердловской области" и устанавливает случаи и порядок изменения границ особо охраняемых природных территорий областного значения категорий "природный парк" и "государственный природный заказник областного значения" (далее - ООПТ) в целях упорядочивания отношений в сфере особо охраняемых природных территорий областного значения.

2. Граница ООПТ представляет собой пространственный предел (участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними), где действует режим ее особой охраны.

3. Изменение границ ООПТ влечет установление новой границы, не совпадающей с той, которая была определена ранее, и осуществляется посредством исключения территорий из состава ООПТ либо включения в ее состав новых территорий.

4. Решение об изменении границ ООПТ принимается Правительством Свердловской области.

5. Решение об изменении границ ООПТ принимается по согласованию с органом государственной власти Свердловской области в области лесных отношений, Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области (далее - Уполномоченный орган) и органом местного самоуправления муниципального образования, расположенного в Свердловской области (далее - муниципальное образование), на территории которого располагается участок ООПТ, границы которого предлагается изменить.

6. Решение об изменении границ ООПТ должно содержать категорию ООПТ, местоположение, описание границ и площадь изменяемой части ООПТ, в случае наличия функциональных зон также принадлежность к определенной функциональной зоне.

7. Изменяемая граница ООПТ может определяться координатами, указанием на лесные кварталы (выделы и их части) либо кадастровые номера земельных (лесных) участков.

8. Установление новой границы ООПТ на местности обеспечивается Уполномоченным органом.

9. Изменение границ ООПТ может осуществляться неоднократно.

Глава 2. Случаи изменения границ ООПТ

10. Включение территорий в состав ООПТ производится в случае наличия необходимости в особой охране природных комплексов и объектов, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение и могут быть использованы в природоохранных, просветительских и рекреационных целях.

11. Исключение территорий из состава ООПТ осуществляется в следующих случаях:

1) невозможность использования таких территорий по целевому назначению ввиду утраты особого природоохранного, научного, историко-культурного, эстетического, рекреационного, оздоровительного и иного особо ценного значения;

2) необходимость размещения социально значимых объектов, не связанных с функционированием ООПТ, соответствующих схемам территориального планирования муниципальных районов (генеральным планам поселений и городских округов).

В целях настоящего Порядка под социально значимыми объектами понимаются объекты коммунальной и транспортной инфраструктуры, относящиеся к системам жизнеобеспечения территорий городских и сельских поселений, в том числе объектов водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, а также объекты, обеспечивающие их деятельность.

12. Исключение территорий из состава государственного зоологического охотничьего и ландшафтно-гидрологического заказников областного значения допускается в случае предоставления права пользования участком недр с целью разведки и добычи полезных ископаемых (кроме участков недр местного значения) в контуре границ горного отвода.

Исключение территорий из состава государственного зоологического охотничьего заказника областного значения допускается также в случае необходимости размещения сельскохозяйственных производственных зданий и их комплексов на месте ранее существовавших объектов сельскохозяйственного назначения.

(п. 12 в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 20.09.2018 N 628-ПП)

Глава 3. Предложения об изменении границ ООПТ

13. Предложения об изменении границ ООПТ направляются федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти Свердловской области, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого располагается участок ООПТ, границы которого предлагается изменить, а также гражданами и юридическими лицами, включая общественные и религиозные объединения, на рассмотрение в Уполномоченный орган.

14. К предложению об изменении границ ООПТ в отношении территории, в пределах которой предлагается изменить границы ООПТ, прилагаются:

1) материалы, обосновывающие изменение границ ООПТ:

картографический материал с указанием действующих и предлагаемых границ ООПТ (М 1:10000);

пояснительная записка о необходимости изменения границ ООПТ;

акт натурного технического обследования участка лесного фонда (в случае изменения границ на землях лесного фонда);

сведения о составе, качестве лесных насаждений, общая характеристика почвы, растительного и животного мира, иных природных ресурсов в составе материалов комплексного экологического обследования участка в пределах изменяемой границы;

площадь, описание местоположения (в отношении земель лесного фонда, согласно сведениям государственного лесного реестра) и перечень координат границ участка;

сведения о правах на участки в пределах изменяемой границы;

2) положительное заключение (заключения) государственной экологической экспертизы, полученное (полученные) в соответствии с федеральным законодательством в области экологической экспертизы.

К предложению об изменении границ ООПТ в соответствии с подпунктом 2 пункта 11 настоящего Порядка дополнительно прилагаются документы, обосновывающие необходимость размещения социально значимых объектов, не связанных с функционированием ООПТ, соответствующих схемам территориального планирования муниципальных районов (генеральным планам поселений и городских округов), документальное подтверждение отсутствия иных вариантов размещения социально значимых объектов за пределами ООПТ.

К предложениям об изменении границ государственного зоологического охотничьего заказника областного значения в соответствии с подпунктом 1 пункта 12 настоящего Порядка дополнительно прилагается копия лицензии на право пользования участком недр для разведки и добычи полезного ископаемого (кроме участков недр местного значения).

(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 10.06.2015 N 485-ПП)

К предложениям об изменении границ государственного зоологического охотничьего заказника областного значения в соответствии с подпунктом 2 пункта 12 настоящего Порядка дополнительно прилагаются копии документов, подтверждающих факт создания объектов сельскохозяйственного назначения и их комплексов и (или) сведения о наличии ранее имеющихся прав и иных законных оснований на данные объекты и комплексы в пределах изменяемой границы государственного зоологического охотничьего заказника областного значения.

(абзац введен Постановлением Правительства Свердловской области от 10.06.2015 N 485-ПП)

15. Заявитель вправе самостоятельно представить согласование изменения границ ООПТ с органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого располагается участок ООПТ, границы которого предлагается изменить.

16. Заявитель обеспечивает формирование документации, указанной в пункте 14 настоящего Положения. Уполномоченный орган вправе самостоятельно реализовать инициативу изменения границ ООПТ и обеспечить формирование необходимой документации в случаях, предусмотренных пунктом 10 и подпунктом 2 пункта 11 настоящего Порядка.

17. Уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней проверяет комплектность представленных документов и их соответствие предъявляемым требованиям.

В случае комплектности представленных документов и соответствия предъявляемым требованиям Уполномоченный орган направляет предложение об изменении границ ООПТ вместе с приложениями, перечисленными в пункте 14 настоящего Порядка, на согласование в орган местного самоуправления муниципального образования, на территории которого располагается участок ООПТ, границы которого предлагается изменить.

В случае некомплектности документов, несоответствия представленных документов предъявляемым требованиям, получения отказа в согласовании органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого располагается участок ООПТ, границы которого предлагается изменить, Уполномоченный орган возвращает предложение об изменении границ ООПТ вместе с приложениями заявителю.

Возвращение предложения об изменении границ ООПТ не препятствует повторному обращению после устранения обстоятельств, послуживших основанием для его возвращения.

Глава 4. Заключение экспертной комиссии

18. При поступлении согласования изменения границ ООПТ органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого располагается участок ООПТ, границы которого предлагается изменить, Уполномоченный орган направляет предложение об изменении границ ООПТ вместе с приложениями, перечисленными в пункте 14 настоящего Порядка, на рассмотрение экспертной комиссии для рассмотрения вопросов о необходимости изменения границы ООПТ (далее - Экспертная комиссия).

19. Порядок формирования и деятельности, а также состав Экспертной комиссии устанавливается Правительством Свердловской области.

20. По результатам рассмотрения предложения об изменении границ ООПТ Экспертной комиссией выдается мотивированное заключение о необходимости (возможности) изменения границы ООПТ либо мотивированное заключение об отсутствии необходимости (о невозможности) изменения границы ООПТ.

Глава 5. Принятие решения по вопросу изменения границы ООПТ

21. В случае выдачи Экспертной комиссией заключения об отсутствии необходимости (невозможности) изменения границ ООПТ Уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней с момента принятия данного решения уведомляет заявителя о принятом решении по вопросу изменения границы ООПТ.

22. Решение об изменении границы ООПТ принимается по результатам рассмотрения материалов, обосновывающих изменение границы ООПТ, заключения государственной экологической экспертизы и заключения Экспертной комиссии.

23. Решение об изменении границ ООПТ является основанием для внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости, государственный кадастр особо охраняемых природных территорий областного значения и государственный лесной реестр.

В статье рассмотрен проект акта о внесении изменений в законодательство об особо охраняемых природных территориях и экологической экспертизе. Автором рассмотрены основные проблемы действующего регулирования, выявлены противоречия проекта акта. В частности, сделан вывод о невозможности проведения публичных слушаний по вопросам изменения границ особо охраняемых природных территорий федерального и регионального значения.

Правовой режим особо охраняемых природных территорий (далее – ООПТ) установлен Федеральным законом от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее – Закон об ООПТ). Ранее нами был рассмотрен принятый в I чтении проект федерального закона № 826412-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – законопроект № 826412-6) 1 . В настоящее время Минприроды России разработан проект поправок к законопроекту № 826412-6 (далее – проект поправок), который мы предлагаем рассмотреть подробнее 2 .

Закон об ООПТ

1. Подпунктом «а» пункта 1 проекта поправок предлагается дополнить Закон об ООПТ статьей 2 2 , предусматривающей порядок изменения границ ООПТ.

Согласно предлагаемой проектом поправок части 1 статьи 2 2 Закона об ООПТ изменение границ ООПТ допускается в случае расширения этих территорий путем включения в их состав соответствующих земельных участков и водных объектов либо в случае исключения из их состава земельных участков и водных объектов, если это исключение не влечет за собой угрозу для сохранения природных ландшафтов и культурных ландшафтов, представляющих собой особую экологическую, эстетическую, научную и культурную ценность, и сохранения биологического разнообразия (в том числе редких, находящихся под угрозой исчезновения и ценных в хозяйственном и научном отношении объектов растительного и животного мира и среды их обитания).

Законом об ООПТ вопрос изменения границ ООПТ на сегодняшний день не урегулирован. Однако в отношении ООПТ федерального значения предусмотрена возможность расширения границ.

Так, в соответствии с частью 1 статьи 8 и частью 1 статьи 14 Закона об ООПТ создание и расширение территорий государственных природных заповедников (далее – ГПЗ) и национальных парков (далее – НП) осуществляется решениями Правительства Российской Федерации, принимаемыми по представлению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.

Согласно проекту поправок (части 4-5 проектируемой статьи 2 2 Закона об ООПТ) изменение границ ООПТ федерального значения осуществляется Правительством Российской Федерации, ООПТ регионального и местного значения – уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или местного самоуправления. Изменение границ ГПЗ и НП в случае исключения из их состава земельных участков и водных объектов, осуществляется Правительством Российской Федерации на основании решения Президента Российской Федерации.

Следует отметить, что проектом поправок не урегулированы ситуации, при которых уполномоченное на утверждение положения об ООПТ лицо не является органом публичной власти.

Так, частью 5 статьи 2 Закона об ООПТ предусмотрено, что к ООПТ федерального значения, кроме ГПЗ и НП, могут относиться государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады.

В соответствии с частью 4 указанной статьи ООПТ могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных статьей 28 Закона об ООПТ, также в ведении государственных научных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования.

Статьей 28 Закона об ООПТ установлено, что положение о дендрологическом парке и ботаническом саде федерального значения утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Однако в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, положение о дендрологическом парке и ботаническом саде утверждается государственными научными организациями и государственными образовательными организациями высшего образования.

В частности, Минприроды России приказами от 02.12.2015 г. № 523 и от 25.04.2016 г. № 261 утверждены положения о дендрологическом парке федерального значения «Южные культуры» и о дендрологическом парке федерального значения «Дендрарий» соответственно. В данных приказах указана общая площадь ООПТ. Более того, рядом приказов ФАНО России утверждены положения о созданных в советское время ботанических садах и дендрологических парках федерального значения с указанием их площади и границ 3 . При этом согласно проекту поправок изменение границ указанных ООПТ должно быть проведено не Минприроды России или ФАНО России, а Правительством Российской Федерации.

2. Проектом поправок ограничен перечень случаев исключения из состава ООПТ земельных участков и водных объектов. Согласно проектируемой проектом поправок части 2 статьи 2 2 Закона об ООПТ изменение границ ООПТ, в случае исключения из их состава земельных участков и водных объектов, допускается только в отношении:

● земельных участков, расположенных в границах поселений;

● земельных участков и водных объектов, необходимых для осуществления деятельности по обеспечению безопасности государства;

● земельных участков по отдельным решениям Президента Российской Федерации.

Однако случаи расширения ООПТ путем включения в их состав соответствующих земельных участков и водных объектов в проекте поправок не перечислены.

Вместе с тем согласно части 2 статьи 6 Закона об ООПТ природные ресурсы и недвижимое имущество, расположенные в границах государственных природных заповедников, являются федеральной собственностью и изымаются из гражданского оборота, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Таким образом, в случае принятия законопроекта № 826412-6 и проекта поправок существует риск включения в состав ООПТ земельных участков и водных объектов, находящихся в частной собственности и вовлеченных в хозяйственную деятельность.

Вместе с тем в юридической литературе приведена оценка возможности исключения земельных участков из границ ООПТ.

В частности, И.А. Игнатьева указывает на заключение Комитета Государственной Думы Российской Федерации по природным ресурсам, природопользованию и экологии от 13.03.2014 г. на проект Федерального закона № 294030-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения границ особо охраняемых природных территорий», в котором констатируется, что «исключение земельных участков из состава ООПТ может негативно сказаться на развитии таких экологически значимых территорий», а сформулированные в законопроекте условия для исключения земельных участков из состава ООПТ способны «спровоцировать ряд умышленных противоправных деяний (например, поджогов) в отношении таких территорий, которые повлекут ухудшение или утрату их особого экологического, научного и иного особо ценного значения» 4 .

Указанное справедливо и в отношении случаев расширения границ ООПТ: в частности лицами, противостоящими указанным изменениям, могут быть умышленно совершены перечисленные выше противоправные деяния.

3. Согласно части 2 статьи 14 Закона об ООПТ в случаях, установленных федеральными законами, НП могут быть созданы также путем преобразования ГПЗ при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы (далее – ГЭЭ) материалов, обосновывающих такое преобразование. Однако законопроектом № 826412-6 часть 2 статьи 14 Закона об ООПТ признается утратившей силу.

Проектом поправок (часть 3 проектируемой статьи 2 2 Закона об ООПТ) предусматривается, что изменение границ ООПТ в случае исключения из их состава земельных участков и водных объектов, осуществляется:

● при наличии положительного заключения ГЭЭ материалов, обосновывающих такое изменение границ в соответствии с частью 1 статьи 2 2 Закона об ООПТ;

● с учетом результатов публичных слушаний по проекту изменения границ ООПТ, проводимых в каждом населенном пункте муниципального образования, находящемся в границах участка ООПТ, в отношении которого осуществлялась подготовка соответствующих изменений границ.

При этом в случае расширения ООПТ (включения в границы ООПТ земельных участков и водных объектов) согласно проекту поправок проведение ГЭЭ и публичных слушаний по проекту изменения границ ООПТ не требуется.

4. Проектом поправок (часть 3 проектируемой статьи 2 2 Закона об ООПТ) предусматривается, что порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Законом об ООПТ не предусматривается проведение публичных слушаний при создании ООПТ. При этом согласно части 1 статьи 28 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) публичные слушания могут проводиться с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения.

Следовательно, проведение публичных слушаний по иным вопросам, в том числе по вопросам изменения границ ООПТ федерального и регионального значения, в настоящее время невозможно.

Однако ни законопроектом № 826412-6, ни проектом поправок внесение соответствующих изменений в Закон № 131-ФЗ не предусматривается.

5. Кроме того, проектом поправок предлагается дополнить часть 2 статьи 10 Закона об ООПТ положением о том, что порядок и критерии принятия решений о создании биосферных полигонов в границах государственных природных биосферных заповедников устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Проектом поправок сформулирована новая редакция части 1.1 статьи 15 Закона об ООПТ: «1.1. Уменьшение площади заповедной зоны и площади особо охраняемой зоны, а также площади зоны традиционного экстенсивного природопользования не допускается.».

Напомним, что согласно пункту «е» части 1 Закона об ООПТ зона традиционного экстенсивного природопользования предназначена для обеспечения жизнедеятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и в границах которой допускается осуществление традиционной хозяйственной деятельности и связанных с ней видов неистощительного природопользования.

Дополнительно проектом поправок расширен перечень ГПЗ, которые должны до 31.12.2016 г. быть преобразованы в НП: к ним добавлен ГПЗ «Эрзи».

Закон об экологической экспертизе

Проектом поправок дополняются статьи 11-12 Федерального закона от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее – Закон об экологической экспертизе) новыми объектами ГЭЭ.

Так, к объектам ГЭЭ федерального уровня будут относиться материалы обоснования изменения границ ООПТ федерального значения, в результате которого из таких территорий исключаются земельные участки и водные объекты, и материалы обоснования принятия Правительством Российской Федерации решений о создании биосферных полигонов в границах государственных природных биосферных заповедников.

К объектам ГЭЭ регионального уровня будут отнесены материалы обоснования изменения границ ООПТ регионального и местного значения, в результате которого из таких территорий исключаются земельные участки и водные объекты.

Дополнительно проектом поправок уточнен порядок проведения ГЭЭ в случае изменения границ ООПТ федерального, регионального и местного значения, в результате которого из таких территорий исключаются земельные участки и водные объекты. В указанных случаях ГЭЭ, в том числе повторная, проводится при условии соответствия формы и содержания представленных материалов требованиям Закона об экологической экспертизе, установленному порядку проведения государственной экологической экспертизы, при наличии в составе направляемых материалов:

● документации, подлежащей ГЭЭ и содержащей материалы оценки воздействия на природные комплексы и объекты ООПТ хозяйственной и иной деятельности, намечаемой на соответствующем земельном участке или водном объекте, предлагаемым к исключению из состава ООПТ;

● материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления.

Проектом поправок устанавливается порядок вступления законопроекта № 826412-6 в силу со дня его официального опубликования. Также, проектом поправок предусмотрено, что Правительству Российской Федерации до 31.12.2019 г. необходимо обеспечить исключение из состава ООПТ федерального значения земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов, прилегающих к внешним границам соответствующих ООПТ, в порядке, установленном статьей 2 2 Закона об ООПТ, кроме случаев, когда такие земельные участки необходимы для реализации задач, возложенных на соответствующие ООПТ в соответствии с законодательством.

Текстовые сноски на индексы в статье

Бабич М.Е. Особо охраняемые природные территории: тенденции законодательных инициатив // Экологический вестник России. 2016. № 4. С. 66-69.; Рассмотрение законопроекта во втором чтении было перенесено четыре раза. С текстом законопроекта № 826412-6 можно ознакомиться в СПС «КонсультантПлюс» и на сайте автоматизированной системы обеспечения законодательной деятельности Государственной Думы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28Spravka%29?OpenAgent&RN=826412-6. Дата обращения: 06.12.2016 г.

2 С текстом проекта поправок к законопроекту № 826412-6 можно ознакомиться по адресу: http://regulation.gov.ru/projects#npa=56055. [Электронный ресурс]. Дата обращения: 06.12.2016 г.

3 Приказы ФАНО России от 22.03.2016 г. № 7н «Об утверждении Положения о Федеральном государственном бюджетном научном учреждении «Ставропольский ботанический сад имени В.В. Скрипчинского» как особо охраняемой природной территории федерального значения», от 15.06.2016 г. № 27н «Об утверждении Положения о Ботаническом саде Петра Великого Федерального государственного бюджетного учреждения науки Ботанического института им. В.Л. Комарова Российской академии наук как особо охраняемой природной территории федерального значения», от 22.03.2016 г. № 6н «Об утверждении Положения о Федеральном государственном бюджетном учреждении науки Полярно-альпийском ботаническом саде-институте им. Н.А. Аврорина Кольского научного центра Российской академии наук как особо охраняемой природной территории федерального значения», от 04.07.2016 г. № 33н «Об утверждении Положения о Федеральном государственном бюджетном научном учреждении «Научно-исследовательский институт сельского хозяйства Юго-Востока» как особо охраняемой природной территории федерального значения» и др.

4 Игнатьева И.А. Изменения в правовом режиме земельных участков иных собственников и пользователей в границах национальных парков и судебная практика // Судья. 2015. № 9. С. 25 - 29.

М.Е. Бабич,

магистр юриспруденции (НИУ ВШЭ),

консультант отдела оценок в сфере транспорта,

связи и экологии Департамента оценки

регулирующего воздействия Минэкономразвития России,

7.2.1. Территориальные особенности современного размещения

особо охраняемых территорий

Для обеспечения устойчивости территории необходимым условием является формирование оптимального экологического каркаса, ключевыми звеньями которого являются особо охраняемые природные территории. Анализ существующей сети особо охраняемых природных территорий (ООПТ) показал недостаточную степень обеспеченности республики особо охраняемыми природными территориями. Существующая сеть ООПТ носит островной характер, природоохранные объекты отрезаны друг от друга и не соединены зелеными коридорами, необходимыми для формирования экологического каркаса.

Создание и развитие республиканской системы ООПТ является одной из важнейших задач территориального планирования и направлено на сохранение уникальных и типичных экосистем, генофонда животных и растений. Учитывая, что регион Средней Волги отнесен к числу приоритетных по важности сохранения биологического разнообразия России, формирование системы особо охраняемых природных территорий в Республике Марий Эл, характеризующейся значительным видовым разнообразием флоры и фауны, обилием чистых озёр и рек, имеющих уникальное значение, приобретает особую значимость.

Общая площадь природно-заповедного фонда в настоящее время составляет 114,3 тыс. га или 4,9 % территории республики, что недостаточно для сохранения экологического равновесия при градостроительном развитии рассматриваемой территории.

В категорию земель особо охраняемых природных территорий включены государственный природный заповедник «Большая Кокшага» (21,5 тыс. га), государственное учреждение национальный парк “Марий Чодра” – 36,6 тыс. га, земли рекреационного назначения - базы отдыха, санатории, и т. д.. – 0,5 тыс. га. В составе земель лесного фонда и земель сельскохозяйственного назначения находятся природные заказники и памятники природы регионального значения общей площадью 55,9 тыс. га.

В настоящее время структуру ООПТ регионального значения составляют государственные природные заказники и государственные памятники природы, доля которых составляет в общем природоохранном фонде около 65%. Особенно многочисленны памятники природы, юридический статус которых не всегда определён (таблица 7,3).
Современная сеть особо охраняемых природных территорий Республики Марий Эл на 01.01.2006 г.

Таблица 7.3


Категория ООПТ

Федерального значения

Регионального

значения


Местного значения

Всего

Коли-чест-во

Пло-щадь,

Коли-чест-

Пло-щадь,

Коли-чес-во

Пло-щадь, га

Коли-чест-во

Пло-щадь,

Заповедники

1

21554

-

-

-

-

1

21554

Национальные природные парки

1

36875

1

36875

Заказники

9

38050

9

38050

Памятники природы

-

-

52

16980

52

16980

Ботанические сады

-

-

1

72

-

1

72

Городские леса

800

800

Итого

2

58429

62

55102

3

800

69

114331

% от площади республики

2,5

В последние годы отмечается негативная тенденция уменьшения площади особо охраняемых природных территорий. По сравнению с данными на 01.01.2003 г. площадь ООПТ уменьшилась на 56,1 тыс. га. В соответствии с постановлениями Правительства Республики Марий-Эл прекратили существование 4 природных заказника регионального значения: зоологический заказник «Васильсурские дубравы» (постановление Правительства Республики Марий Эл от 04.03.2005 г.№ 59), биологический заказник «Полевой» (постановление Правительства Республики Марий Эл от 04.03.2005 г. № 59) биологический заказник «Устье-Кундышский» (постановление Правительства Республики Марий Эл от 18.05.2004 г. № 145), биологический заказник «Пекшеевский» (постановление Правительства Республики Марий Эл от 04.03.2005 г. № 59). В таблице 7.4 дана характеристика существующих охраняемых природных объектов.
Сеть особо охраняемых природных территорий

Республики Марий Эл

по состоянию на 01.01.2006г.

Таблица 7.4


№ п/п

Катего-рия, статус и наимено-вание ООПТ

Местоположение


Пло-щадь

тыс. га


Год образования

Цель создания


Перспективы разви-тия

Государственные природные заповедники федерального значения

1

«Боль-шая Кокша-га»

»,

21,55

1993

Биосферный. Сохранение и изучение типичных природных комплексов Марийской низменности

Расши-рение границ

Национальные природные парки федерального значения

1

«Марий Чодра»

МО «Волжский муниципальный район

36,88

1985

Охрана природных комплексов, использова-ние в рекреацион-ных и научных целях.

Государственные природные заказники и памятники природы регионального значения

1

«Лебе-дань»

МО «Звениговский муниципальный район»

1,67

1977

Лесомелиоративный. Сохранение уникального хвойно-лиственного массива леса в лево-бережной пойме р. Большая Кокшага.



2

«Марьерский»

МО «Звениговский муниципальный район»

0,2

1982

Биологический. Охрана водяного ореха – чилима, занесенного в Красную книгу России и ряда других стран.

Сохранение в существующих грани-цах

3

«Кумьинский»

МО «Килемарский муниципальный район»»

15,5

1979

Биологический. Охрана, контроль и регулирова-ние исполь-зования охотничье-промысло-вых животных

Сохранение в существующих грани-цах

4

«Камен-ная гора»

МО «Моркинский муниципальный район»

1,3

1997

Комплекс-ный заказник

Сохранение в существующих грани-цах

5

«Емешевский»



5,8

1994

Биологичес-кий зааказник. Охрана, контроль и регулирова-ние исполь-зования охотничье-промысло-вых живот-ных (байбака).

Сохранение в существующих грани-цах

6

«Горное Заделье»

МО «Куженерский муниципальный район»

0,56

1997

Комплексно-го назначе-ния для сохранения уникального «горного» ландшафта со штольня-ми-камено-ломнями и редких видов растений.

7

«Тога-шев-ский»

« МО «Килемарский муниципальный район

3,4

2000 г

Биологический. Сохранение, восстанов-ление мест обитания и численности редких и исчезающих видов животных (популяции длиннопалого рака) и растений. На территории заказника расположен мужской монастырь «Троице-Сергиевская пустынь».

8

«Моркинский»

МО «Моркинский муниципальный район»

9,5

2002

Биологический. Охрана и воспроизводство ценных охотничье-промысловых животных.

9

«Холод-ный ключ»



0,12

2002

Биологический. Сохранение редких видов растений.

Итого:

38,5

I

Памятники природы

1

«Клено-вая гора»

входит в состав

НП «Марий Чодра» МО «Волжский муниципальный район.


0,4

1976

Ботанический ГПП, научное и рекреационное значение

2

«Болото Березо-вое»

МО «Волжский муниципальный район».

входит в состав

НП «Марий Чодра»


0,03

1986 .

Зоологический ГПП, охрана редких и ценных водоплавающих птиц

3

«Болото Желез-ное»

входит в состав

НП «Марий Чодра»« МО «Волжский муниципальный район.


0,4

1986 г.

Зоологический ГПП, охрана редких и ценных водоплавающих птиц.

4

«Родник Зеленый ключ»

Входит в состав

Н/П «Марий Чодра»


-

1976 г.

Водный ГПП

5

Озеро Шунгалдан-

Входит в состав

Н/П «Марий Чодра»


0,9

1983 г.

Водный ГПП

6

Озеро Глухое

Входит в состав

Н/П «Марий Чодра»


0,03

1976 г.

Водный ГПП

7

Озеро Яльчик

Входит в состав

Н/П «Марий Чодра»


0,14

1976 г.

Водный ГПП

8

Озеро Кичиер

Входит в состав

НП «Марий Чодра»


0,05

1976 г.

Водный ГПП

9

Кленовогорская дубрава

Входит в состав

Н/П «Марий Чодра»


0,02

Ботанический ГПП,

Итого

1,07

10

Болото Большое-

МО «Звениговский муниципальный район»

0,75

1987 г.


11

Болото Марьерское

МО «Звениговский муниципальный район»

0,82

1987 г.

Комплекный ГПП. Водоохранное значение, охрана кормовых угодий для боровой дичи

12

Болото Сорочинское-

МО «Звениговский муниципальный район»

0,15

1987 г.

Комплекный ГПП. Водоохранное значение, охрана кормовых угодий для боровой дичи

13

Озеро Таир

МО «Звениговский муниципальный район»

0,05

1976 г.

Водный ГПП

14

Озеро Лисички-но

МО «Звениговский муниципальный район»

0,02

1976 г.

Водный ГПП

15

Озеро Шордоер

МО «Звениговский муниципальный район»

0,01

1976 г.

Водный ГПП

16

Озеро Малый Марьер

МО «Звениговский муниципальный район»

0,02

1976 г.

Водный ГПП

17

Озеро Большой Марьер

МО «Звениговский муниципальный район»

0,09

1976 г.

Водный ГПП

18

Озеро Малый Мартын

МО «Звениговский муниципальный район»

0,01

1976 г.

Водный ГПП

19

Река Шуйка-

МО «Звениговский муниципальный район»

0,06

1987 г.

Ихтиологический ГПП, сохранение популяции хариуса, имеет научное значение

20

Гора Карман Курык

МО «Звениговский муниципальный район»

Входит в состав

НП «Марий Чодра»


0,04

1976 г

Охране подлежат склоны горы, покрытые древесно-кустарниковой и травяной растительностью»

21

Озеро Черное (Шутьер)

МО «Звениговский муниципальный район»

0,01

1976 г

Водный ГПП

22

Озеро Круглое (Йыргещкеер)

Входит в состав НП «Марий Чодра»

0,01

1976 г.

Водный ГПП

23

Озеро Кужьер (Долгое)

МО «Звениговский муниципальный район»

Входит в состав НП «Марий Чодра»


0,02

1976 г.

Водный ГПП

24

Эталон-ные леса-

МО «Параньгинский муниципальный район»

0,05

1994 г.

Ботанический ГПП

25

Река Ирека

МО «Мари-Турекский муниципальный район»

0.04

1996 г.

Ихтиологический ГПП

26

Лиственничные леса

МО «Сернурский муниципальный район»

0,003

1976 г.

Ботанический ГПП

27

Каменная гора

МО «Куженерский муниципальный район»

0,02

1997 г.

28

Эталон-ные насаждения ели

МО «Куженерский муниципальный район»

0,02

1986 г.

Ботанический ГПП, охрана древесно-кустарниковой растительности. Имеет научное и учебно-просветительское значение

29

Нолькин камень

МО «Куженерский муниципальный район»

0,01

1986 г

Охрана коренных пород Казанского яруса Пермской системы, редких видов растений.

30

Озеро Табашинское

МО «Оршанский муниципальный район».

0,03

1976 г

Водный ГПП

31

Болото Криуль

МО «Медведевский муниципальный район»

0,06

1987 г.

Комплекный ГПП. Водоохранное значение, охрана кормовых угодий для боровой дичи

32

Болото Мартын

МО «Медведевский муниципальный район»

0,8

1987 г.

Комплекный ГПП. Водоохранное значение, охрана кормовых угодий для боровой дичи

33

Озеро Большой Мартын

МО «Медведевский муниципальный район»

0,07

1976

Водный ГПП

34

Роща листвен-ницы сибирс-кой

МО «Килемарский муниципальный район»

0,7

1987 г.

Ботанический ГПП

35

Мадар-ское болото

МО «Килемарский муниципальный район»

0,23

1976 г

Комплекный ГПП. Водоохранное значение, охрана кормовых угодий для боровой дичи

36

Болото Купланг-ское

МО «Килемарский муниципальный район»

4,99

1987 г

Комплекный ГПП. Водоохранное значение, охрана кормовых угодий для боровой дичи

37

Тыр Болото

МО «Килемарский муниципальный район»

1,05

1976 г

Комплекный ГПП. Водоохранное значение, охрана кормовых угодий для боровой дичи

38

Озеро Шамьяры

МО «Килемарский муниципальный район»

0,09

1976 г.

Водный ГПП

39

Озеро Кумьяры

МО «Килемарский муниципальный район»

0,12

1976 г.

Водный ГПП

40

Озеро Лужьяр

МО «Килемарский муниципальный район»

0,1

1976 г

Водный ГПП

41

Нагорная дубрава

МО «Горномарийский муниципальный район»

0,01

1985 г.

Ботанический ГПП

42

Кедровая роща

МО «Горномарийский муниципальный район»

0,4

1976 г.

Ботанический ГПП

43

Болото Карасьяр

МО «Горномарийский муниципальный район»

1,6

1987 г.

Комплекный ГПП. Водоохранное значение, охрана кормовых угодий для боровой дичи

44

Большеозерское болото

МО «Горномарийский муниципальный район»

1,26

1976 г.

Комплекный ГПП. Водоохранное значение, охрана кормовых угодий для боровой дичи

45

Озеро Нужьяр

МО «Горномарийский муниципальный район»

0,03

1976 г

Водный ГПП

46

Озеро Карасьяр

МО «Горномарийский муниципальный район»

0,03

1976 г.

Водный ГПП

47

Болото Волчье

МО «Горномарийский муниципальный район»

1,4

1976 г.

Комплекный ГПП. Водоохранное значение, охрана кормовых угодий для боровой дичи

48

Шереметевский парк



0,01

1994 г.

Ландшафтный ГПП, историко-культурное значение

49

Болото Подвес-ное

МО «Юринский муниципальный район»

0,8

1976 г.

Комплекный ГПП. Водоохранное значение, охрана кормовых угодий для боровой дичи

50

Болото Шидыяр (Туриловское болото)

МО «Юринский муниципальный район»

1,01

1976 г.

Комплекный ГПП. Водоохранное значение, охрана кормовых угодий для боровой дичи

51

Озеро Гусинец

МО «Юринский муниципальный район»

0.01

1994 г.

Водный ГПП

52

Озеро Светлое

МО «Юринский муниципальный район»

0.01

1994 г.

Водный ГПП

53

Ботани-ческий сад-(памят-ник природы)

ГО

«Город Йошкар-Ола»


0.07

1939 г

Ботанический ГПП

Итого

17,05

Всего ООПТ регионального значения

55,102

Анализ существующей сети особо охраняемых природных территорий показал очень низкую степень обеспеченности округа особо охраняемыми природными территориями – 4,9 %. (7,3 % в 2002 году). Распределение особо охраняемых территорий по административным районам крайне неравномерно. Для большинства ООПТ не соблюдены оптимальные площади, обеспечивающие сохранение типичных состояний, режимов и межкомпонентных связей в экосистемах разных типов. Примером может служить Марьерский заказник, созданный с целью охраны водяного ореха, занесенного в красную книгу России. Существуют также определённые сложности, связанные с учётом и контролем режима охраны, вследствие большого количества памятников природы (более 50), рассредоточенных по территории и не имеющих зафиксированных границ.

Для сохранения устойчивости природных экологических систем необходимым условием является наличие оптимального экологического каркаса в виде особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Корректно сформированная сеть охраняемых природных территорий решает задачи сохранения в неизменном состоянии уникальных природных комплексов и объектов, типичных для различных географических зон и подзон природных комплексов ландшафтов, биологического разнообразия генофонда растительного и животного мира.

      1. Обоснование проектных предложения по резервированию земель под особо охраняемые природные территории

регионального значения

Осуществление градостроительной деятельности должно проводиться с учетом требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, в связи с чем, в схеме территориального планирования предусматривается максимальное соблюдение режима охраны существующих ООПТ, увеличение площади земель природоохранного назначения за счет создания новых ООПТ и расширения площади существующих объектов

Для расширения сети ООПТ в ряде районов Республики Марийским Государственным Университетом проводятся научные исследования и натурные обследования по выявлению особо ценных природных комплексов, редких видов растений и животных, занесенных в Красные книги России и Республики Марий Эл, результаты исследований использованы для обоснования необходимости сохранения существующих и организации новых охраняемых объектов. Планируемое увеличение площади особо охраняемых природных территорий направлено на обеспечение экологической стабильности территории республики.

Предлагаемые варианты организации ООПТ регионального значения на I -ю очередь.

1. Создание комплексного природного заказника «Васильсурские Дубравы» на териртории МО «Горномарийский район» с изъятием из состава земель сельскохозяйственного назначения площадью 12000 га (на территории ликвидированного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 04.03.2005 г. № 59 зоологического заказника «Васильсурские Дубравы»).

В западной части Горномарийского района на правом берегу Волги на территории бывшего зоологического заказника сохранились уникальные лесные массивы с нагорными дубравами и ясенем, отмечаются редкие виды растительного и животного мира, своеобразен рельеф и гидрографическая сеть. Объявление территории комплексным (ландшафтным) заказником необходимо для сохранения и восстановления природного комплекса в целом.

Цель создания комплексного природного заказника «Васильсурские Дубравы:

Охрана и восстановление уникальных нагорных дубрав;

Охрана среды обитания охотничьих видов животных;

Охрана редких и исчезающих видов растений;

Сохранение в целом природного комплекса правобережья реки Суры.

2. Создание комплексного природного заказника «Заволжский» на территории МО «Звениговский муниципальный район» без изъятия из состава земель Кокшайского лесхоза, площадью 2000 га.

В пределах природного заказника предусматривается организация природно-исторического комплекса регионального значения «Заволжская лесная дача». Основной функцией заказника является сохранение водоохранных лесов, имеющих ключевое средообразующее и ресурсоохранное значение. В проектируемой системе ООПТ республики объект необходим в качестве ключевого звена экологического каркаса – участка хвойно-лиственных лесов на междуречьи устьевых участков рек Большая Кокшага и Малая Кокшага.

3. Расширение границ комплексного государственного природного заказника «Горное Заделье», расположенного на территории МО «Куженерский муниципальный район» на землях Куженерского лесхоза.

Площадь комплексного государственного природного заказника «Горное Заделье», в современных границах составляет 560 га. Для эффективной охраны ландшафтов возвышенной части Вятского Увала представляется целесообразным расширение границ комплексного государственного природного заказника «Горное Заделье», созданного для сохранения уникального «горного» ландшафта со штольнями-каменоломнями и редких видов растений, включенных в Красные книги России и Республики Марий Эл. В предлагаемые границы заказника включены памятник природы «Урочище Нолькин Камень», расположенный на отрогах Вятско-Марийского вала, а также долина и террасы р. Нолька. Общая площадь заказника составит 1100 га.

Увеличение площади заказника и организация охранной зоны позволит обеспечить стабильное функционирование этой территории как природного резервата, имеющего научное, познавательное, экологическое и рекреационное значение.

4. Создание комплексного природного заказника «Устье-Кундышский» на териртории МО «Медведевский район» без изъятия из состава земель сельскохозяйственного назначения площадью 8000 га (на территории ликвидированного биологического заказника «Устье-Кундышский» постановление Правительства Республики Марий Эл от 18.05.2004 г. № 145).

Цель организации заказника – сохранение и восстановление природных комплексов правобережья р. Малая Кокшага, выполняющих ключевую роль в обеспечении экологического равновесия.

Предлагаемые варианты организации ООПТ регионального значения на расчетный срок.

1. Организация природного парка «Вятские Увалы» на территории МО «Моркинский муниципальный район» и МО «Куженерский муниципальный район» без изъятия из земель лесного фонда, площадью 20000 га.

Выделенная территория расположена в районе хвойно-широколиственных и елово-пихтовых лесов южной части Вятско-Марийского вала и имеет исключительно важное значение для поддержания баланса естественных процессов в биосфере. Леса Вятских Увалов выполняют важную средофомирующую функцию для всего региона, являются регулятором водного баланса территории, воздействуют на формирование климата, препятствуют развитию экзогенных геологических процессов. Значительное видовое разнообразие флоры и фауны, обилие рек и ручьев, имеющих уникальное значение по водному режиму, делают перспективными использование планируемого парка для целей рекреации.

Основные функции природного парка – сохранение природных комплексов Вятских Увалов, среды обитания охотничьих видов животных, охрана редких видов растений, сохранение и использование рекреационных ресурсов, экологический мониторинг, научно-исследовательская деятельность.

2. Создание комплексного природного заказника «Большой Марьерский».

Комплексный природный заказник «Большой Марьерский» организуется на территории МО «Звениговский муниципальный район» без изъятия из состава земель Гослесфонда Кокшайского лесхоза общей площадью 10000 га.

В проектируемой системе ООПТ округа участок необходим в качестве ключевого звена экологического каркаса – участка типичных болотных угодий и уникальных озер, сохранившихся в естественном состоянии.

Территория для создания комплексного заказника выделена в среднем течении р. Б. Кокшага и включает биологический заказник Марьерский, площадью 0,2 га и 7 памятников природы: озера Большой Марьер, Малый Марьер, Лисичкино, Шордоер; болота Сорочинское, Марьерское, Большое. Сохранение 8-ми самостоятельных объектов малых по площади весьма проблематично, в связи с чем, включение их в общие границы единой особо охраняемой территории обеспечит поддержание экологического баланса территории.

Основные задачи проектируемого заказника:

сохранение и восстановление природных комплексов: болотных и озерных;

сохранение и восстановление численности промысловых животных;

сохранение мест обитания исчезающих и редких видов животных;

систематическое проведение биотических мероприятий, режимных и учетных работ в целях создания благоприятных условий сохранения, восстановления и воспроизводства охраняемых объектов животного и растительного мира;

сохранение природного комплекса заказника в целом.

В результате предлагаемого расширения и перераспределения ООПТ площадь особо охраняемых природных территорий составит 160 тыс. га (6,8 % от площади республики).

Для расширения заповедного фонда республики необходимо увеличение территории особо охраняемых природных территорий федерального значения: государственного природного заказника «Большая Кокшага» с целью создания биосферного заповедника; национального парка «Марий Чодра» с целью увеличения рекреационной части парка вдоль р. Илеть. Расширение территории государственного природного заповедника и национального парка учреждается постановлением Правительства Российской Федерации.

В целях создания новых и расширения существующих земель особо охраняемых природных территорий органы государственной власти Республики Марий Эл должны принять решение о резервировании земель, которые предполагается объявить землями особо охраняемых природных территорий – комплексного природного заказника «Васильсурские дубравы». Земельный участок в составе земель сельскохозяйственного назначения подлежит переводу в земли особо охраняемых природных территорий.

Территорий областного значения в Московской области

Общие положения

1. Порядок организации охранных зон особо охраняемых природных территорий областного значения в Московской области (далее – Порядок) разработан в соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды », Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях», Законом Московской области «Об особо охраняемых природных территориях», нормативными правовыми актами Российской Федерации и Московской области и регулирует отношения в области организации, изменения границ и (или) режима и упразднения охранных зон особо охраняемых природных территории областного значения в Московской области (далее – ООПТ).

12. Организация охранной зоны по предложениям органов государственной власти Московской области, федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, юридических лиц, граждан и общественных объединений осуществляется в следующем порядке:

12.1. Предложения об организации охранных зон с обоснованием необходимости организации направляется на рассмотрение в центральный исполнительный орган государственной власти Московской области в сфере развития системы особо охраняемых природных территорий (далее – уполномоченный орган).

12.2. Уполномоченный орган принимает решение о проведении комплексного экологического обследования территории, на которой предполагается организация охранной зоны или об отказе в организации в связи с недостаточным обоснованием.

12.3. При проведении комплексного экологического обследования уполномоченный орган обеспечивает подготовку следующих материалов:

13. При организации охранной зоны на основании схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий в Московской области и результатов инвентаризации уполномоченный орган обеспечивает подготовку материалов, предусмотренных пунктом 12.3. настоящего Порядка.

14. На основании обосновывающих материалов Правительство Московской области принимает решение об организации охранной зоны и вносит изменения в положение (паспорт) ООПТ, включающих описание охранной зоны, описание ее границ, режим особой охраны охранной зоны и мероприятия для обеспечения функционирования охранной зоны.

15. При реорганизации ООПТ категорий «государственный природный заказник» или «памятник природы» организация охранной зоны осуществляется в порядке, предусмотренном Положением об особенностях реорганизации и упразднения государственных природных заказников и памятников природы областного значения, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 01.01.2001 №86/4.

16. При организации ООПТ охранная зона устанавливается в порядке, предусмотренном Законом Московской области «Об особо охраняемых природных территориях» для организации особо охраняемых природных территорий областного значения.

Изменение границ и (или) режима особой охраны охранных зон ООПТ

17. Изменения границ и (или) режима охранной зоны ООПТ осуществляется на основании схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий в Московской области, результатов инвентаризации особо охраняемых природных территорий областного значения, а также по предложениям органов государственной власти Московской области, федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, юридических лиц, граждан и общественных объединений.

18. Изменения границ и (или) режима охранной зоны по предложениям органов государственной власти Московской области, федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, юридических лиц, граждан и общественных объединений осуществляется в следующем порядке:

18.1. Предложение об изменении границ и (или) режима охранной зоны с обоснованием необходимости изменения направляется на рассмотрение в уполномоченный орган.

18.2. Уполномоченный орган принимает решение о проведении комплексного экологического обследования территории охранной зоны или об отказе обследования в связи с недостаточным обоснованием.

18.3. При проведении комплексного экологического обследования уполномоченный орган обеспечивает подготовку следующих материалов:

заключение о необходимости изменения границ и (или) режима охранной зоны ООПТ;

материалы комплексного экологического обследования территории;

графические материалы охранной зоны ООПТ с указанием границ;

в случаях, предусмотренных законодательством, согласование с федеральными органами исполнительной власти, центральными исполнительными органами государственной власти Московской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и государственными органами Московской области.

19. При изменении границ и (или) режима охранной зоны на основании схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий в Московской области и результатов инвентаризации уполномоченный орган обеспечивает подготовку материалов, предусмотренных пунктом 18.3. настоящего Порядка.

20. На основании обосновывающих материалов Правительство Московской области принимает решение об изменении границ и (или) режима охранной зоны и вносит изменения в положение (паспорт) ООПТ, включающих описание охранной зоны, ее границ, режима и мероприятий для обеспечения функционирования охранной зоны.

21. При реорганизации ООПТ категорий «государственный природный заказник» или «памятник природы», имеющих охранные зоны, изменение границ и (или) режима охранных зон осуществляется в порядке, предусмотренном Положением об особенностях реорганизации и упразднения государственных природных заказников и памятников природы областного значения, утвержденном постановление Правительства Московской области от 01.01.2001 №86/4.

Упразднение охранных зон ООПТ

22. Охранная зона ООПТ может быть упразднена только одновременно с упразднением ООПТ, в целях защиты которой она была организована.

23. Упразднение охранных зон по другим основаниям и в других случаях не допускается.

24. Упразднение охранных зон ООПТ категорий «государственный природный заказник» или «памятник природы» осуществляется в порядке, предусмотренном Положением об особенностях реорганизации и упразднения государственных природных заказников и памятников природы областного значения, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 01.01.2001 №86/4.