Основоположник функционализма в психологии. Контрольная работа Функциональный подход У.Джеймса. Функционализм: заключительная форма

Функционализм (конец ХIХ в - 20е годы ХХ века, на смену пришел бихевиоризм).

Джон Дьюи - психолог, философ, педагог. В 1896 г . статья «Понятие рефлекторной дуги в психологии»- ее считают началом функционализма. В рефлекс дуге выделяют начало, середину и конец; у каждой части своя особая функция. По Дьюи, рефлекс – это единый целостный акт координации, направленный на адаптацию организма к среде. Начало направлено на выявление условий, в которых оказался организм; середина - на осмысление, анализ этих условий; реакция - приведение в соответствие организма с теми условиями, в которых он оказался в данный момент. По аналогии с рефлексом психика также должна рассматриваться в связи со своей полезной функцией в поведении.

Социальную почву функционализма составляет прагматизм , который пронизывал всю американскую идеологию, ее философию и науку. Практическая полезность идей считалась главным свойством идей. В этой обстановке анализ создания, лишенный практической значимости, как это было в структурализме Титченера, вызывал протест.

Функционализм вместо анализа сознания со стороны содержания в терминах составляющих его элементов; требовал рассмотрения сознания со стороны его функции в поведении.

Предметом изучения объявляется функция, т. е. операция.

Изучить функцию - значит, раскрыть ее координацию, с одной стороны, с организмом, с состоянием потребности, которую она удовлетворяет, и с внешней средой, на которую эта функция направлена.

Основные положения школы функционализма: 1. психология должна изучать не Что, а Как (как работает сознание, а не из чего оно состоит). 2. Задача состоит в том, чтобы изучать полезность сознания в новых ситуациях, приспособление к новым условиям.3. В поведении действуют целостный организм- душа и тело, в неразрывном единстве.

Функционализм явился стимулом, побудителем крупного поворота в психологии: от теоретической к прикладным формам психологии: психология раскололась на 2 – теоретическую и прикладную.

Функциональная психология как одна из новых точек зрения оказалась полезной для новых развивающихся отраслей психологической науки - педагогической, промышленной и др. Однако она не выдержала проверки временем и распалась. Требование рассматривать психику с ее функциональной стороны не открывало нового понимания самой психики, а основное понятие «функция» страдало неопределенностью и многозначностью: одни авторы понимали под функцией психические акты (видения, слышания и т. п.), другие использовали это понятие в значении, которое сложилось в физиологии, как функция функции, например, дыхание понимается как выполняющее функцию снабжения организма кислородом и др



Чикагская школа : Дьюи, Энджелл и Кэрр.

Дьюи выступил с критикой психологического молекуляризма, элементаризма и редукционизма теории рефлекторной дуги, в которой раздражитель и реакция рассматриваются как обособленные части. Круг, а не дуга! Реакция изменяет восприятие, раздражитель и реакция должны рассматриваться как единое, а не как набор индивидуальных ощущений и реакций. Нельзя исследовать сознание, изучив лишь его отдельные элементы. Предметом психологии должно быть изучение человеческого организма в процессе его жизнедеятельности. Поведение как форма приспособления к окружающей среде.

Джеймс Роуленд Энджелл (1869-1949) превратил движение функционалистов в настоящую психологическую школу. Функция психики – совершенствовать адаптивные способности организма. Цель психологии – изучение того, как психика помогает организму в его приспособлении в окружающей среде.

Функции психологии: - изучать психические операции, а не элементы. Задача – изучение процессов и условий, в которых они протекают.- изучение роли сознания и таких психических процессов как суждение и проявление воли.- изучение психофизических связей (разум/тело) в общем контексте взаимоотношений организма с окружающей средой.

Гарвей Карр – функционализм достиг своего пика в качестве формальной системы.

Предмет изучения психологии – психическая деятельность (такие процессы как восприятие, мышление, память, воображение, чувство, воля).

Функция психической деятельности – приобретение, фиксирование, сохранение, организация и оценка переживаний и их использование для руководства поведением.

Тип поведения, который отражает психическую активность, – приспособительное поведение. Акцент изучения перенесен с исключительно субъективной мысли на объективное, внешне проявляемое поведение.

Психология занимается изучением личности, мышления и «я» человека, но это только абстрактные объекты, которые можно изучать только в их проявлениях – лишь в том, как они выражаются в реакциях человека.

Психофизические процессы – разнообразные мыслительные операции, входящие в приспособительные реакции организма.

Колумбийская школа : Вудвортс. Представитель одного из направлений функциональной психологии, названного динамической психологией. Основное положение: важнейшая роль в организации поведения принадлежит его внутренним движущим силам (динамике мотивов). Предметом психологии является и сознание, и поведение. На реакцию оказывает влияние не только характер раздражителя, но и сам организм с его разными уровнями энергии и всем предшествующим опытом. С помощью объективного наблюдения можно изучать воздействие внешнего раздражителя и ответную реакцию, но то, что происходит внутри организма, доступно только методу интроспекции.«Динамическая психология» (1918)

Европейский функционализм : Рибо В России : Ланге В Швейцарии : Клапаред (утверждал активность сознания, выделяя в поведении роль интересов, потребностей.).


Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет»

Кафедра психологии.

Контрольная работа

По предмету: История психологии.

На тему: Функциональный подход У.Джеймса.

Работу выполнила:
студентка 4 курса
заочного отделения факультета
педагогики и психологии
Корнилова Ю.Ю.
Работу проверил: доцент,
кандидат филологических наук
Горбунова О.И.

Шуя 2011
План работы.

I.
1. Кризис в психологии. Причины кризиса.

2. Представители функционализма в американской психологии.
2.1. Ф.Бретано.
2.2. К.Штумф.
2.3. В.Джеймс.

II.
1. Личность В.Джеймса его вклад в развитие функционализма.

2. Последователи В.Джеймса и далнейшее развитие функционализма.

Заключение.

Списик используемой литературы.

Введение.

Современное научное знание о психике, о душевной жизни человека развивается в двух направлениях: с одной стороны, оно пытается ответить на вопросы об устройстве и ценности этой жизни сегодня, с другой – возвращается к множеству былых ответов на эти вопросы. Оба направления нераздельны: за каждой проблемой сегодняшней научной психологии стоят достижения прошлого.

На извилистых, порой запутанных путях истории науки возводились несущие конструкции всей системы обусловленных логикой и опытом представлений о поведении и сознании.

В смене научных теорий и фактов, которую иногда называют "драмой идей", есть определенная логика – сценарий этой драмы. Вместе с тем производство знаний всегда совершается на конкретной социальной почве и зависит от внутренних, непознанных механизмов творчества ученого. Поэтому для того чтобы воссоздать полноценную картину этого производства, любую научную информацию о психическом мире необходимо рассматривать в системе трех координат: логической, социальной и личностной.

Знакомство с историей науки имеет значение не только в познавательном плане, т.е. с точки зрения приобретения информации о конкретных теориях и фактах, научных школах и дискуссиях, открытиях и заблуждениях. Оно исполнено также глубинного личностного, духовного смысла.

Человек не может осмысленно жить и действовать, если его существование не опосредовано какими-то устойчивыми ценностями, несравненно более прочными, чем его индивидуальное Я. К таким ценностям относятся и создаваемые наукой: они надежно сохраняются, когда обрывается тонкая нить индивидуального сознания. Приобщаясь к истории науки, мы ощущаем причастность к великому делу, которым веками были заняты благородные умы и души и которое незыблемо, пока существует человеческий разум.

В данной работе я считаю необходимым кратко рассмотреть историю психологии, т.к. собственное исследование должно быть органически связано с историей изучаемого вопроса, ибо нет такой проблемы в современной науке, которая могла бы решаться без учета предшествующей истории. «История вопроса непосредственно переходит в постановку проблемы исследования. Последняя должна органически вытекать из первой. Глубина, фундаментальность этой части исследования является в настоящее время в психологической науке одним из необходимейших условий, определяющих научную ценность данной работы»,- писал Б. М. Теплов. Так же мы рассмотрим личность У.Джеймса и развитие его теории, т.к.творческая мысль ученого движется в пределах "познавательных сетей" и "сетей общения".

Объект данной работы - функциональный подход У.Джеймса.

Предмет данной работы - основные теории, понятия и сущность функционализма.

Цель: ознакомиться с причинами возникновения кризиса в психологии, историей возникновения функционализма, изучить особенности подхода У.Джеймса.

1. Кратко рассмотреть кризис в психологии, причины кризиса

2. Ознакомиться с основными течениями, возникшими в результате кризиса.

2. Обзор личности У.Джеймса и его вклад в развитие психологии.

3. Сущность функционального подхода У.Джеймса.

I.
1.Кризис в психологии.Причины кризиса.

Чем успешнее шла в психологии эмпирическая работа, резко расширявшая поле изучаемых психологией явлений, тем очевиднее становилась несостоятельность ее версий о сознании как замкнутом мире субъекта, зримом ему одному благодаря натренированной интроспекции под контролем инструкции экспериментатора. Крупные успехи новой биологии радикально меняли воззрения на все жизненные функции организма, в том числе психические.
Восприятие и память, навыки и мышление, установка и чувства трактовались теперь как своего рода "инструменты", позволяющие организму эффективно "орудовать" в жизненных ситуациях. Рушилось представление о сознании как особом замкнутом мире, изолированном острове духа. Вместе с тем новая биология направляла на изучение психики с точки зрения ее развития. Тем самым радикально расширялась зона познания объектов, недоступных для интроспективного анализа (поведение животных, детей, психически больных). Крах исходных представлений о предмете и методах психологии становился все более очевидным.
Глубокие преобразования испытывал категориальный аппарат психологии. Напомним об его основных блоках: психический образ, психическое действие, психическое отношение, мотив, личность. На заре научной психологии, как мы помним, исходным элементом психики считались показания органов чувств - ощущения. Теперь же взгляд на сознание как устройство из атомов - ощущений - потерял научный кредит.
Было доказано, что психические образы – это целостности, которые лишь искусственным путем можно расщепить на элементы. Эти целостности были обозначены немецким термином "гештальт" (форма, структура) и под этим названием вошли в научный глоссарий психологии. Направление же, придавшее гештальту значение главной "единицы" сознания,
утвердилось под именем гештальт-психологии.
Что касается психического действия, то и его категориальный статус изменился. В прежний период оно относилось к разряду внутренних, духовных актов субъекта. Однако успехи в применении объективного метода к изучению отношений между организмом и средой доказали, что область
психики включает также внешнее телесное действие. Появилась мощная научная школа, возведшая его в предмет психологии. Соответственно направление, избравшее этот путь, исходя из английского слова "бихейвиор" (поведение), выступило под стягом бихевиоризма.
Еще одна сфера, открывшаяся психологии, придала сознанию взамен первичного вторичное значение. Определяющей для психической жизни была признана сфера бессознательных влечений (мотивов), которые движут поведением и определяют своеобразие сложной динамики и структуры личности. Появилась приобретшая всесветную славу школа, лидером которой был признан З.Фрейд, а направление в целом (со множеством
ответвлений) названо психоанализом.
Французские исследователи сосредоточились на анализе психических отношений между людьми. В работах ряда немецких психологов центральной выступила тема включенности личности в систему ценностей культуры. Особую новаторскую роль в истории мировой психологической мысли сыграло учение о поведении в его особом, возникшем на почве русской культуры варианте.
В следствии кризиса появились такие течения как: структурализм, вюрцбургкская школа и функционализм.

2. Развитие функционализма.

У истоков это направления, ставшего в начале XX века одним из господствующих в американской психологии, стоял австрийский психолог Франц Брентано.

2.1.Ф.Брентано (1838-1917) начал свою деятельность в качестве католического священника, оставив ее из-за несогласия с догматом о непогрешимости папы и перейдя в Венский университет, где стал профессором философии. Первый труд Брентано был посвящен психологии Аристотеля, а также ее интерпретации средневековыми католическими теологами, раз работавшими понятие об интенции как особой направленности мысли. В незавершенной работе "Психология с эмпирической точки зрения" (1874) Брентано предложил новую программу разработки психологии как самостоятельной науки, противопоставив ее господствовавшей в то время программе Вундта.

Главной для новой психологии он считал проблему сознания. Чем отличается сознание от всех других явлений бытия? Только ответив на этот вопрос, можно определить область психологии. В то время под влиянием Вундта господствовало мнение, что со знание состоит из ощущений, восприятий, представлений как особых, сменяющих друг друга процессов. С помощью эксперимента их можно выделить, подвергнуть анализу, найти те элементы или нити, из которых сплетается эта особая "ткань" внутреннего субъекта. Такое воззрение, утверждал Брентано, совершенно ложно, ибо оно игнорирует активность со знания, его постоянную направленность на объект. Для обозначения этого непременного признака со знания Брентано предложил термин "интенция". Она изначально присуща каждому психическому явлению и именно благодаря этому позволяет отграничить психические явления от физических.

Интенция – не просто активность. В ней совместно с актом сознания всегда сосуществует какой-либо объект. Психология использует, в частности, слово "представление", понимая под ним восстановление в памяти отпечатков виденного или слышанного. Согласно же Брентано следует говорить не о представлении, а о представливании, то есть о специальной духовной деятельности, благодаря которой осознается прежний образ. Это же относится и к другим психическим феноменам. Говоря, допустим, о восприятии, забывают, что в этом случае не просто происходит "всплывание" чувственного образа, а совершается акт воспринимания этого содержания. Следует решительно разграничить акт и содержание, не смешивать их, и тогда станет совершенно ясно, что психология является наукой об актах сознания. Никакая другая наука, кроме нее, изучением этих особых интенциональных актов не занимается.

Описывая и классифицируя формы этих актов, Брентано приходил к выводу о том, что существует три основных формы: акты представливания чего-либо, акты суждения о чем-либо как истинном или ложном и акты эмоциональной оценки чего-либо в качестве желаемого или отвергаемого. Вне акта объект не существует, но и акт, в свою очередь, возникает только при направленности на объект. Когда человек слышит слово, то его сознание устремляется сквозь звуковую, материальную оболочку к предмету, о котором идет речь. Понимание значения слова есть акт, и потому это психический феномен. Он разрушается, если брать порознь акустический раздражитель (звук) и обозначаемую им физическую вещь. Раздражитель и вещь сами по себе к области психологии не относятся.

Брентано решительно отвергал принятую в лабораториях экспериментальной психологии процедуру анализа. Он считал, что она извращает реальные психические процессы и феномены, которые следует изучать путем тщательного внутреннего наблюдения за их естественным течением.

Из конкретно психологических работ Брентано известны "Исследования по психологии чувств" и "О классификации психических феноменов". Другие его труды посвящены вопросам философии и аксиологии. Безусловно, очевидными он считал лишь психические феномены, данные во внутреннем опыте, тогда как знание о внешнем мире носит вероятностный характер.

Уроки Брентано, поставившего задачей описать, как работает сознание, оказали влияние на различные направления западной психологической мысли. Утвердив принцип активности, Брентано стал пионером европейского функционализма. Это было направление, которое противостояло так называемому структурализму в психологии, лидером которого выступил Вундт, считавший задачей новой психологической науки определение тех элементов, из которых складывается сознание, а также определение законов, по которым из них образуются психологические структуры. Против подобного взгляда на сознание как устройство "из кирпичей и цемента" и выступили функционалисты и их последователи. У Брентано учились и под прямым воздействием его идей находились многие психологи.

Идеи Брентано повлияли на Кюльпе и его вюрцбургскую школу. В числе обучавшихся философии в Вене у Брентано был З.Фрейд. В его учении понятие Брентано об интенции преобразовалось в версию "прикованности" психической энергии к внешним объектам (включая собственное тело индивида).

Идеи активности и предметности сознания, хотя в идеалистической интерпретации, утвердились благодаря Брентано в западноевропейской психологии.

Важную роль в разработке функционализма в его западноевропейском варианте сыграл немецкий психолог Карл Штумпф.

2.2.К.Штумпф (1848-1936) был профессором кафедры философии в Праге, Галле и Мюнхене. С 1894 года он работал в Берлинском университете, где организовал психологическую лабораторию. Под влиянием Брентано он считал предметом психологии исследование психологических функций, или актов (воспринимания, понимания, хотения), отличая их от феноменов (сенсорных или представляемых в виде форм, ценностей, понятий и им подобных содержаний сознания). Изучение феноменов Штумпф относил к особой предметной области – феноменологии, связывая ее с философией, а не с психологией.

Собственным предметом психологии Штумпф считал функции (или акты). Так, исследованию подлежит не красный цвет объекта (который представляет собой, согласно Штумпфу, феномен, а не функцию сознания), а акт (или действие) субъекта, благодаря которому человек осознает этот цвет в его отличии от других. Среди функций Штумпф различал две категории: интеллектуальные и эмотивные (или аффективные). Эмотивные функции состоят из противоположных пар: радость и печаль, желание и отвержение, стремление и избегание.

Эмоциональный оттенок могут приобрести и не которые явления, которые были названы "чувственными ощущениями".

С детства увлекаясь музыкой, Штумпф в большинстве своих экспериментальных работ сосредоточился на изучении восприятия музыкальных то нов. Эти работы были обобщены в его двухтомном труде "Психология тонов", внесшем самый крупный после Гельмгольца вклад в исследования психологической акустики. Полемизируя с Вундтом, Штумпф считал противоестественным расчленение показаний интроспекции на отдельные элементы. Результатам тех опытов, которые проводились на тренированными в интроспективном анализе психологами вундтовской школы, Штумпф противопоставил в качестве заслуживающих большего доверия свидетельства экспертов-музыкантов.

Штумпф рассматривал музыку как феномен куль туры. Он создал архив фонограмм, где было 10 тысяч фонографических записей примитивной музыки различных народов. Принимал Штумпф участие в исследованиях по детской психологии, организовав немецкое "Общество детской психологии", а также по зоопсихологии (доказав, в частности, при обсуждении нашумевшего феномена "умного Ганса" – лошади, которая выстукивала копытом "решение" математических задач, – что животное реагировало на еле заметные движения дрессировщика). Штумпф содействовал поездке своего ученика В.Келера в Африку для изучения поведения человекообразных обезьян. У него было много и других учеников, ставших впоследствии известными психологами.

При всем интересе к работам Брентано и Штумпфа наибольшее распространение функционализм по лучил в США, где он стал одним из ведущих психологических течений. Его программа, в противовес структурализму с его стерильным анализом сознания, ставила задачей изучать, каким образом индивид посредством психических функций приспосабливается к изменчивой среде.

Развитие функционализма в Америке тесно связано с именем Вильяма Джемса.

II.
1.Личность В.Джеймса и его вклад в развитие функционализма.

В.Джемс окончил Гарвардский университет, получив медицинское и художественное образование. В его психологических работах изложена не столько целостная система взглядов, сколько на бор концепций, которые послужили основой различных подходов в современной психологии - от бихевиоризма до гуманистической психологии. Джемс сделал психологию одной из наиболее популярных наук в Америке. Он был первым профессором психологии в Гарвардском университете, создателем первой американской психологической лаборатории (1875), президентом Американской психологической ассоциации (1894-1895).
Джемс занимался многими проблемами - от изучения мозга и развития познавательных процессов и эмоций до проблем личности и психоделических исследований. Одним из основных вопросов для не го являлось исследование сознания. Джемсу принадлежит идея о «потоке сознания», т.е. о непрерывности работы человеческого сознания, несмотря на внешнюю дискретность, вызванную частично бессознательными психическими процессами. Не прерывность мысли объясняет возможность самоидентификации несмотря на постоянные разрывы в сознании. Поэтому, например, просыпаясь, человек мгновенно осознает себя и ему «не нужно бежать к зеркалу для того, чтобы убедиться, что это он». Джемс подчеркивает не только непрерывность, но и динамизм, постоянную изменчивость сознания, говоря о том, что осознание даже привычных вещей постоянно меняется и, перефразируя Гераклита, который говорил о том, что нельзя войти два раза в одну и ту же реку, он писал, что мы не можем иметь в точности ту же самую мысль дважды.
Сознание не только непрерывно и изменчиво, но и селективно, избирательно, в нем всегда происходит принятие и отклонение, выбор одних предметов или их параметров и отвержение других. С точки зрения Джемса, исследование законов, по которым работает сознание, по которым протекает выбор или отвержение, и составляет главную задачу психологии. В этом вопросе была основная причина разногласий между школой функционализма Джемса и американским психологом Титченером, представлявшим школу структурализма. В отличие от Титченера, для Джемса первичным являлся не отдельный элемент сознания, а его поток как динамичная целостность. При этом Джеме подчеркивал приоритетность изучения именно работы сознания, а не его структуры. Изучая работу сознания, он приходит к открытию двух основных его детерминант - внимания и привычки.
Говоря об активности человека, ученый подчеркивал, что психика помогает в его практической деятельности, оптимизирует процесс социальной адаптации, повышает шансы на успех в любой деятельности.
Психологические взгляды Джемса тесно переплетены с его философской теорией функционализма, во главу угла которой ставится прагматизм. Поэтому Джемс большое внимание уделял прикладной психологии, доказывая, что ее значимость не меньше, чем теоретической психологии. Особенно важной, с его точки зрения, является связь психологии с педагогикой. Он даже опубликовал специальную книгу для педагогов «Беседы с учителями о психологии», в которой доказывал огромные возможности воспитания и самовоспитания, важность формирования у детей правильных привычек.
Джемс уделял значительное внимание проблеме личности, понимая ее как интегративное целое, что было принципиально новым в тот период. Он выделял в личности познаваемый и познающий элементы, полагая, что познаваемый элемент- наше эмпирическое Я, которое мы сознаем как нашу личность, в то время как познающий элемент- наше чистое Я. Большое значение имело и выделение не скольких частей в структуре эмпирической личности - физической, социальной и духовной личности. Описывая их. Джемс говорил, что наше эмпирическое Я шире чисто физического, так как человек идентифицирует себя и со своими социальными ролями, и со своими близкими, расширяя свое физическое Я. В то же время эмпирическое Я может быть и уже физического, когда человек идентифицируется только с определенными потребностями или способностями, отгораживаясь от других сторон своей личности.
Большое значение имело и описание Джемсом тех чувств и эмоций, которые вызывают разные структуры и части личности, - прежде всего описание самооценки (самодовольства и недовольства собой), о роли которой впервые заговорил именно он. Джеме вывел формулу самоуважения, которая представляет собой дробь, в числителе которой - успех, а в знаменателе - притязания.
Самоуважение = успех/притязания
Эта формула лежит в основе иерархии личностей, их стремления к самосовершенствованию и успеху, их болезней и неврозов, их оценки себя и испытываемых ими эмоций.
Джемс разработал одну из самых известных теорий эмоций (одновременно с датским психологом К. Ланге). Эта теория указывает на связь между эмоциями и физиологическими изменениями. Джемс говорил, что «мы опечалены, потому что плачем, приведены в ярость, потому что бьем другого, боимся, потому что дрожим», т. е. он доказывал, что физиологические изменения организма первичны по отношению к эмоциям. Несмотря на внешнюю парадоксальность этого взгляда, теория Джемса-Ланге получила широкое распространение благодаря как последовательности и логичности изложения, так и связи с физиологическими коррелятами. Представления Джемса о природе эмоций частично подтверждаются и современными исследованиями в области психофармакологии и психокоррекции.
Попытка Джемса выйти за пределы феноменов со знания и включить в круг научно-психологических объектов несводимое к этим феноменам реальное, устремленное к внешней среде предметное действие не удалась. Она не удалась из-за несовместимых с принципами научного познания философских установок - индетерминизма и субъективизма. Тем не менее, в психологическую теорию вводилась чуждая структуралистам проблема адаптивного двигательного акта, в связи с которой Джеме по-новому подходит к проблеме сознания.
Оставаясь в пределах психологии сознания с ее субъективным методом. Джемс придал трактовке сознания новую ориентацию, соотнеся его с телесным действием как инструментом приспособления к среде и с особенностями личности как системы, несводимой к совокупности ощущений, представлений и т.п.
Стремление Джемса трактовать личность как духовную тотальность, созидающую себя «из ничего», оказалось в дальнейшем созвучным умонастроениям приверженцев экзистенциализма. «Именно Джемс был тот, кого мы сегодня должны назвать экзистенциалистом», - утверждает один из американских авторов.
Джемс много сделал для развития психологии как самостоятельной науки, независимой от медицины и философии. Хотя он и не является основоположником психологической школы или системы, им разработаны многие тенденции продуктивного развития психологической науки, намечен широкий план необходимых преобразований и направлений в этом развитии. Он поныне считается наиболее значимым и выдающимся американским ученым, оказавшим огромное влияние не только на психологическую науку, но и на философию и педагогику.

2. Дальнейшее развитие функционализма.

Наряду с Джемсом предтечей функционального направления принято считать Джона Дьюи (1859-1952). Приобретя в XIX веке большую известность как философ и педагог, Дьюи начинал свою карьеру в качестве психолога. Его книга «Психология» (1886) была первым американским учебником по этому предмету. Но не она определила его влияние на психологические круги, а небольшая статья «Понятие о рефлекторном акте в психологии» (1896), где он резко выступил против представления о том, что основными единицами поведения служат рефлекторные дуги.
Никто в психологии этого представления и не отстаивал. Тем не менее, Дьюи требовал перейти к новому пониманию предмета психологии, признать таковым целостный организм в его неугомонной, адаптивной по отношению к среде активности. Сознание один из моментов в этом континууме. Оно возникает, когда координация между организмом и средой нарушается, и организм, чтобы выжить, стремится приспособиться к новым обстоятельствам.
В 1894 году Дьюи был приглашен в Чикагский университет, где под его влиянием сформировалась группа психологов, вскоре объявивших себя в противовес последователям Вундта и Титченера функционалистами. Их теоретическое кредо высказал Джеймс Энджелл (1869-1949) в президентском адресе к Американской психологической ассоциации - «Область функциональной психологии» (1906). Здесь функциональная психология определялась как учение о психических (mental) операциях в противовес структуралистскому учению о психических элементах. Операции выполняют роль посредников между потребностями организма и средой. Главное назначение сознания - «аккомодация к новому». Организм действует как психофизическое целое, и поэтому психология не может ограничиться областью сознания. Ей следует устремиться в различных направлениях ко всему многообразию связей индивида с реальным миром и возможно более тесно сблизиться с другими науками - неврологией, социологией, антропологией, педагогикой.
Эти общие соображения не представляли ни новой теории (на ее создание Энджелл и не претендовал), ни новой исследовательской программы. Тем не менее, они привлекли в Чикаго большое количество студентов, желавших специализироваться в области психологии. Сложилась так называемая Чикагская школа, из которой вышли десятки американских психологов. Во главе ее после Энджелла стал Гарвей Кэрр (1873-1954). Позиции школы запечатлены в его книге «Психология» (1925), где эта наука определялась как изучение психической деятельности (mental activity). Этот термин, по Кэрру, является «общим именем для таких деятельностей, как восприятие, память, воображение, мышление, чувство, воля. Психическая деятельность состоит в приобретении, запечатлении, сохранении, организации и оценке опыта и его последующем использовании для руководства поведением».
Что касается методов, то в чикагской школе считалось целесообразным применять и интроспекцию, и объективное наблюдение (эксперимент трактовался как контролируемое наблюдение), и анализ продуктов деятельности. Чикагская школа Энджелла - Кэрра являлась научно-образовательной в том смысле, что в ней готовились в большом количестве кадры исследователей. Существенно новых теоретических идей и методов она не выдвинула, открытиями не прославилась. Ее идеи восходили к Джемсу, который экспериментами не занимался и, по собственному признанию, лабораторные занятия ненавидел.

Заключение.

Вильям Джемс много сделал для развития психологии как самостоятельной науки, независимой от медицины и философии. Хотя он и не является основоположником психологической школы или системы, им разработаны многие тенденции продуктивного развития психологической науки, намечен широкий план необходимых преобразований и направлений в этом развитии. Он поныне считается наиболее значимым и выдающимся американским ученым, оказавшим огромное влияние не только на психологическую науку, но и на философию и педагогику.

В его психологических работах изложена не столько целостная система взглядов, сколько набор концепций, которые послужили основой различных подходов в современной психологии - от бихевиоризма до гуманистической психологии. Джемс сделал психологию одной из наиболее популярных наук в Америке. Он был первым профессором психологии в Гарвардском университете, создателем первой аме­риканской психологической лаборатории (1875), президентом Американской психологической ассоциа­ции (1894-1895).

Функциональная психология рассматривала проблему действия под углом зрения его биологически-адаптационного смысла, его направленности на решение жизненно важных для индивида проблемных ситуаций. Но в целом функционализм (как в «чикагском» варианте, так и в «колумбийском») оказался теоретически несостоятельным. Понятие «функция» в психологии (в отличие от физиологии, где оно имело прочное реальное основание) не было продуктивным. Оно не являлось ни теоретически продуманным, ни экспериментально обоснованным и справедливо отвергалось. Ведь под функцией понимался исходящий от субъекта акт (восприятия, мышления и др.), изначально направленный на цель или проблемную ситуацию. Детерминация психического акта, его отношение к нервной системе, его способность регулировать внешнее поведение - все это оставалось загадочным.В атмосфере нараставшей слабости функционализма зарождается новое психологическое течение. На смену американскому функционализму приходит бихевиоризм.

Список используемой литературы:

1. Ждан А. Н. История психологии: от античности до наших дней. М., 1990.

2. История зарубежной психологии. Тексты. М., 1986.

3. История становления и развития экспериментально- психологических исследований в России.М., 1990.

4. Немов С. Р. Общие основы психологии. В 3-х томах. М., 1995, Т.1.

5. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. История и теория психологии. В 2 т. Ростов-на-Дону, 1996.

6. Бехтерев В. М. Объективная психология. М., 1991.

7. Годфруа Дж. Что такое психология, в 2-х томах. М., 1992.
8. Грот Ц. Я. Основы экспериментальной психологии. М., 1986. 9. Джемс У. Психология. М., 1991 10.Ярошевский М. Г. История психологии. М., 1985. 11.Гальперин П. Я. Введение в психологию. М., 1976.

  • 15.Свойства внимания.
  • 16. Развитие внимания школьников.
  • 18. Виды ощущений. Классификации ощущений.
  • 19. Свойства ощущений.
  • 20. Восприятие как перцептивная деятельность
  • 21. Эмпирические характеристики восприятия. Классификации восприятия
  • 22. Сравнительная характеристика форм чувственного познания - ощущения и восприятия
  • 23. Понятие о памяти. Теории памяти. Память и деятельность личности
  • 24. Физиологические основы памяти.
  • 25. Виды памяти.
  • 26. Процессы памяти. Индивидуальные особенности памяти.
  • 27. Общее понятие о мышлении. Основные особенности мышления
  • 28. Мышление и решение задач
  • 29. Операции мышления.
  • 30. Формы мышления
  • 31. Виды мышления
  • 32. Способы активизации мышления.
  • 33. Понятие о воображении.
  • 34. Способы создания образов воображения.
  • 35. Виды воображения.
  • 36. Понятие о чувствах
  • 37. Физиологические основы чувств
  • 38. Формы переживания чувств.
  • 39. Виды чувств. Высшие чувства
  • 40. Понятие о характере. Типы характеров
  • 41. Структура характера
  • Разделii. Экспериментальная психология
  • 1. Экспериментальная психология как наука, ее связь с другими науками
  • 2. Методология экспериментального исследования
  • 3. Понятие о методе, методике в русле психологической методологии. Классификация методов исследования
  • 4. Эксперимент как основной метод научного исследования; классификация экспериментов.
  • 5. Характеристика основных понятий статистики
  • 6. Описательная статистика
  • 7. Индуктивная статистика
  • 8. Корреляционный анализ
  • Разделiii. Практическая психология
  • 1.Краткая история психодиагностики как науки
  • 2. Психодиагностика как наука. Методология получения данных
  • 3.Основные методы исследования и диагностики (по н.И.Шевандрину)
  • 4. Психологическая информация в психодиагностической работе
  • 5. Использование психодиагностических данных при оказании психологической помощи.
  • 6. Применение данных психодиагностики в педагогической и социальной практике
  • 7. Критерии эффективности практической работы психодиагноста
  • 8. Что такое психологическая коррекция
  • 9. Общие сведения о написании психолого-педагогической характеристики
  • Раздел I. Общие данные.
  • 10. Задачи и содержание психологической профилактики
  • 11. Психолого-педагогическое консультирование
  • 12. Цели и задачи психологической службы образования
  • Содержание работы практического психолога
  • 14. Права и обязанности психолога. Критерии деятельности. Документация. Этика психолога
  • Разделiv. Возрастная психология
  • 1.Предмет и задачи возрастной психологии
  • 2. Закономерности, динамика психического развития и формирования личности в онтогенезе. Периодизации психического развития
  • 3. Периодизация психического развития дошкольника
  • 4. Особенности психического развития в младенческом и раннем возрасте.
  • 5. Психическое развитие в дошкольном детстве
  • 6. Особенности развития шестилеток и готовность ребенка к обучению в школе
  • 7. Общая характеристика младшего школьного возраста. Особенности учебной деятельности младших школьников
  • 8. Развитие познавательных процессов и эмоциональное волевой сферы младших школьников
  • 9. Биологические и социальные факторы развития подростка
  • 10. Психологические новообразования подросткового возраста
  • 11. Развитие познавательных процессов в подростковом возрасте
  • 12. Понятие юности и ее возрастные границы
  • 13. Развитие самосознания и особенности интеллектуальной деятельности в юношеском возрасте
  • 14. Общение в жизни старшеклассников
  • 15. Самоопределение как центральное новообразование ранней юности
  • Разделv. Педагогическая психология
  • 1. Общенаучная характеристика педагогической психологии
  • 2. История становления педагогической психологии
  • 3. Принципы, задачи и структура педагогической психологии
  • 4. Методы исследования в педагогической психологии
  • 5. Многоаспектность образования. Образование в контексте культуры
  • 6. Образование как система. Тенденции развития современного образования
  • 7. Основные направления обучения
  • 8. Популярные концепции обучения
  • 9. Личностно-деятельностный подход в организации образования
  • 10. Общая характеристика учебной деятельности
  • 11. Предметное содержание учебной деятельности
  • 12. Внешняя структура учебной деятельности
  • 13. Учебная мотивация
  • 14. Общая характеристика усвоения как центрального звена учебной деятельности
  • 15. Навык в процессе усвоения
  • 16. Самостоятельная работа как высшая форма учебной деятельности
  • 17. Соотношение обучения и развития
  • 18. Цели воспитания
  • 19. Средства и методы воспитания
  • 21. Место и роль тсо в учебно-воспитательном процессе
  • 22. Учебное кино и учебное телевидение
  • Разделvi. Социальная психология
  • 1. Предмет социальной психологии
  • 2. Краткий экскурс в историю социальной психологии
  • 3. Методологические проблемы социально-психологического исследования
  • 4. Общественные и межличностные отношения
  • 5. Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона)
  • 6. Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)
  • 7. Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения)
  • 8. Проблема группы в социальной психологии
  • 9. Проблема больших социальных групп
  • 10. Общие проблемы малой группы в социальной психологии
  • 4 3
  • 11. Психология межгрупповых отношений
  • Разделvii. История психологии
  • 1. Факторы и методологические принципы развития истории психологии
  • 2. Предмет и задачи истории психологии
  • 3. Общая характеристика античной психологической мысли
  • 4. Начало античной психологии
  • 5. Классический период античной психологии
  • 6. Эллинистический период развития античной психологии
  • 7. Арабская психология в Средние века
  • 8. Психологические идеи средневековой Европы
  • 9. Развитие психологии в эпоху Возрождения
  • 10. Психологическая мысль в XVII веке
  • 11. Психологические идем эпохи Просвещения
  • 12.Зарождение психологии как науки
  • 13. Экспериментальная психология
  • 14. Развитие отраслей психологии. Дифференциальная психология
  • 15. Психология развития
  • 16. Основные психологические школы. Структурализм
  • 17. Вюрцбургская школа
  • 18. Функционализм в американской психологии
  • 19. Бихевиоризм как направление современной психологии
  • 20. Необихевиоризм
  • 21. Социальный бихевиоризм
  • 22. Гештальтпсихология. Основные исследования
  • 23. Курт Левин. Теория поля
  • 24. Генетическая психология ж.Пиаже
  • 25. Психоанализ (глубинная психология). Зигмунд Фрейд и его учение
  • 26. Карл Густав Юнг и его аналитическая психология
  • 27. Альфред Адлер. Индивидуальная психология
  • 28. Неофрейдизм (Карен Хорни: образ «я», Эрик Фромм: «бегство от свободы»; Гарри Салливан: межличностные отношения; Эрик Эриксон: эго-психология)
  • 29. Основы гуманистической психологии
  • 30. Концепция личности Гордона Олпорта (1897 - 1967)
  • 31. Абрахам Маслоу (1908 - 1970) и его теория
  • 32.Теория личности Карла Роджерса(1902 – 1087)
  • 33. Логотерапия Виктора Франкла
  • Разделviii. Методика преподавания психологии
  • 1 Вопрос.
  • 2 Вопрос.
  • 3 Вопрос.
  • 1 Вопрос.
  • 2 Вопрос.
  • 3 Вопрос.
  • 1 Вопрос.
  • 2 Вопрос
  • 1 Вопрос.
  • 2 Вопрос.
  • 3 Вопрос.
  • 1 Вопрос
  • 2 Вопрос.
  • 3 Вопрос.
  • 1 Вопрос.
  • 2 Вопрос.
  • 1 Вопрос.
  • 2 Вопрос.
  • 3 Вопрос.
  • 1 Вопрос.
  • 2 Вопрос.
  • 1 Вопрос.
  • 2 Вопрос.
  • 3 Вопрос.
  • По Вундту, сознание состоит из ощущений, восприятий, представлений. А Брентано считал, что такое определение игнорирует активность сознанная, его постоянную направленность на объект. Для обозначения этого признака сознания Ф.Брентано предложил термин интенция. Она изначально присуща каждому психическому явлению и благодаря этому позволяет отграничить психические явления от физических.

    Интенция – это не просто активность. В ней совместно с актом сознания всегда существует какой-либо объект. По Брентано, надо говорить не о представлении, а о «представливании», т.е. о специальной духовной деятельности, благодаря которой осознается прежний образ. Брентано разграничивает акт сознания и содержание. Только тогда, считает он, ясно, что психология это наука об актах сознания (= интенциональных актах).

    Он считал, что существуют три основные формы этих актов: 1) акты представливания чего-либо; 2) акты суждение о чем-либо; 3) акты эмоциональной оценки чего-либо как желаемого или отвергаемого.

    Вне акта объект не существует, но и акт, в свою очередь, может возникнуть только при направленности на объект. Например, понимание значения слова – это акт; следовательно, это психическое явление. Он разрушается, если брать отдельно звук и обозначить им вещь. Раздражитель и вещь сами по себе не относятся к области психологии. Брентано считал очевидными только психические явления, данные нам во внутреннем опыте, ведь знания о внешнем мире – вероятностны.

    Утвердив принцип активности сознания, Брентано стал родоначальником европейского функционализма, противоположного вундтовскому структурализму.

    Идеи Брентано повлияли на Кюльпе и вюрцбургскую школу. (Среди его учеников как философа был Зигмунд Фрейд). В его учении интенция преобразовалась в прикованность психической энергии к внешнему объекту.

    В развитии западноевропейского функционализма определенную роль сыграл немецкий психолог Карл Штумпф (1848 - 1936). С 1894 года работал в берлинском университете. Он считал предметом психологии психические акты или функции восприятия, понимания, хотения, он отличал их от феноменов.

    Изучение феноменов Штумпф относил к области феноменологии и связывал ее с философией, а не с психологией. Собственным же предметом психологии он считал функции или акты: исследованию подлежит не красный цвет объекта (т.е. феномен или явление), а акт или действие субъекта, благодаря которому человек осознает и отличает его от других. Среди функций он различал две категории: интеллектуальные и эмотивные (или аффективные). Эмотивные функции состоят из противоположных пар: радость и печаль, желание и отвержение, стремление и избегание.

    Очень известен Штумпф как автор двухтомника «Психология тонов», в которой он изучал восприятие музыкальных тонов. Ему удалось создать архив фонограмм с 10000 записями примитивной музыки разных народов. Он занимался и исследованиями по детской психологии.

    Несмотря на активное развитие функционализма в Европе, ведущим психологическим направлением функционализм стал в США. Задачей функционализма было изучение способов приспособления индивида к изменчивой среде через и с помощью психических функций.

    В Америке это направление связано, прежде всего, с именем Уильяма Джеймса (1842 - 1910). Джемс получил образование медицинское и художественное в Гарварде. В его работах – целый набор концепций, вошедших в основу разных подходов в психологии – от бихевиоризма до гуманистической психологии.

    У. Джеймс – создатель первой американской психологической лаборатории (1875), президент Американской психологической ассоциации (1894 - 1895).

    Один из главных вопросов, занимавших Джеймса – это исследование сознания. Ему принадлежит идея о «потоке сознания», т.е. о непрерывности работы человеческого сознания, несмотря на внешнюю дискретность, вызываемую частично бессознательными психическими процессами.

    Непрерывность сознания, мысли объясняет возможность самоидентификации, несмотря на постоянные разрывы сознания. Поэтому просыпаясь, человек мгновенно осознает себя и ему «не нужно бежать к зеркалу для того, чтобы убедиться, что это он».

    Джеймс подчеркивал и постоянную изменчивость сознания, его динамизм. Сознание не только неразрывно и изменчиво, но и селективно, избирательно, т.к. в нем всегда идет выбор одних предметов и отвержение других.

    По Джеймсу, исследование законов, по которым работает сознание, протекает выбор или отвержение, и составляет главную задачу психологии. В этом вопросе и была главная причина разногласий между Джеймсом и его школой функционализма и структурализмом. В отличие от Титченера для Джеймса первичным являлся не отдельный элемент сознания, но его поток как динамичная целостность. При этом Джеймс подчеркивал приоритетность изучения именно работы сознания, а не его структуры. Изучая работу сознания, он пришел к открытию двух основных его детерминант (причин) – внимания и привычки.

    Взгляды Джеймса-психолога переплетались с его философской теорией функционализма. Большое внимание он уделял прикладной психологии, о связи психологии с педагогикой написал в книге «Беседа с учителями о психологии».

    Своеобразие его позиции в психологии проявилось и в определении им личности как интегративного целого, для начала XX века такой подход был новым. Он выделил в личности познаваемый и познающий элементы, говоря о том, что познаваемый элемент – это наше эмпирическое «Я», которое мы осознаем как нашу личность, в то время как познающих элемент – это наше чистое «Я».

    Из эмоциональной структуры личности Джеймс описал самооценку (самодовольство – недовольство собой); он первым заговорил о самооценке и вывел формулу самоуважения:

    Самоуважение =

    Эта формула лежит в основе иерархии личностей, стремления человека к самосовершенствованию и успеху, болезней и неврозов, оценки себя и испытываемых людьми эмоций.

    Одновременно с датским психологом Ланге, Джеймс разработал теорию эмоций, которая указывала на связь между эмоциями и физиологическими изменениями: доказывал, что физиологические изменения первичны по отношению к эмоциональным («Мы опечалены, потому, что плачем, боимся потому, что дрожим»; на самом деле, следствие и причина «должны поменяться местами»).

    Итак, У.Джеймс придал трактовке сознания новую ориентацию. Идея его о личности как созидающей себя «из ничего» была близка экзистенционалистам (иррационалистическое направление в западноевропейской философии и литературе, ставящее в центр изучения и изображения человеческое существование (экзистенцию) и утверждающее интуицию как основной метод постижения действительности). Он много сделал для отделения психологии от медицины и философии.

    Наряду с У.Джеймсом родоначальником функционализма принято считать Джона Дьюи (1859-1952) (Американский философ, один из ведущих представителей прагматизма. Отрицал объективность истины, отождествляя ее с полезностью. Развил концепцию инструментализма, согласно которой понятия и теории - лишь инструменты приспособления к внешней среде. Создатель т. н. педоцентрической теории и методики обучения), философа и педагога, начинавшего с психологии: его учебник 1886 г. «Психология» был первым в США. В одной из своих статей он выступил против того, чтобы единицами поведения считать рефлекторные дуги. Дьюи требовал признать новый предмет психологии – целостный организм в его активности, способный адаптироваться к среде. А сознание он считал всего лишь одним из моментов в этом континууме (непрерывность, неразрывность явлений, процессов). Оно, якобы, возникает при нарушении координации между организмом и средой.

    В 1894 году Дьюи приглашен в Чикагский университет, где вокруг него объединилась группа психологов, объявивших себя функционалистами. Их теоретическое кредо высказал Джеймс Энджелл (1869 – 1949) в своей речи в адрес Американской психологической ассоциации в 1906 году. В ней он писал, что функционализм исследует психические операции, выполняющие роль посредников между организмом и средой. Главное назначение сознания, с этой точки зрения, состоит в понимании тех изменений, которые происходят в новой, все более усложняющейся среде. Организм действует, используя свои функции – внимание, память, мышление – как единое психофизическое целое. Т.е. фактической разницы между сознанием и движением (разумом и телом), с точки зрения адаптации организма к среде, нет. Задачей функционализма является изучение законов психических процессов и условий, в которых они протекают. Для этого недостаточно данных интроспекции, необходимо использовать и наблюдение, и генетический метод. Поэтому в работах Энджелла и его школы большое внимание уделялось исследованию мышечной адаптации и развитию потребностей.

    После Энджелла во главе Чикагской школы стал психолог Г.Кэрр (1873 – 1954), впервые назвавший психологию наукой о психической деятельности (а деятельность для него – это восприятие, воображение, память, мышление, чувства, воля).

    В целом, функционализм оказался не продуктивным направлением в психологии, как и понятие функции. Ему на смену пришел бихевиоризм.

  • Российский государственный социальный

    университет г. Москвы

    на тему: Психология У. Джемса.

    Функционализм

    Студентки 3- го курса

    факультета социальной психологии

    Бодрягиной О.О.

    1. Вклад функционализма в развитие психологии. Джемс (Jams) Уильям (1.11.1842, Нью–Йорк – 16.08.1910) - американский психолог и философ, один из основоположников американского функционализма. Рассматривал сознание, понимаемое как «поток сознания», в плане его приспособительных функций. Предложил одну из первых в психологии теорию личности. В «эмпирическом Я», или «личности» им были выделены:

    1. Физическая личность, к которой относятся собственная телесная организация, дом, семья, состояние и пр.;

    2. Социальные личности как форм признания в нас личности со стороны других людей;

    3. Духовная личность как единство всех духовных свойств и состояний личности: мышления, эмоций, желаний и т.п., с центром в чувстве активности Я.

    В отличие от структурализма, возникшего в Европе и распространившегося на Соединенные Штаты, функционализм возник на американской почве. Одной из предпосылок его возникновения была дарвиновская теория эволюции, овладевшая умами как в Европе, так и в Америке в конце XIX в. Учение Ч. Дарвина радикально изменило представление о месте человека в природе. Для психологов теория эволюции послужила источником захватывающих вопросов:

    Каково приспособительное значение различных способностей человека?

    Ответ на эти вопросы и попытался дать функционализм.

    Функционализм был не столь систематизирован, как структурализм.

    Функционализм представлял собой общий набор идей, охватывающих определенную тематику, в особенности проблему полезности или адаптивной значимости психических процессов.

    Выдающимся американским психологом, исследования которого часто связывают с функционализмом, является Уильям Джемс. Работы У. Джемса предшествовали появлению функционализма. Предметом психологии человека является сознание. «Определить психологию всего лучше можно словами профессора Ладда, как науку, занимающуюся описанием и истолкованием состояний сознания, как таковых. Под состояниями сознания здесь разумеются такие явления, как ощущения, желания, эмоции, познавательные процессы, суждения, решения, хотения и т. п. В состав истолкования этих явлений должно, конечно, входить изучение причин и условий, при которых они возникают, так и изучение действий, непосредственно ими вызываемых, поскольку те и другие могут быть констатированы» (Джемс У. Психология. СПб., 1911. С. 1).

    Развитие взглядов Дж. Дьюи и У. Джемса дало толчок некоторым тенденциям в психологии, подавлявшимся структурализмом. Благодаря функционализму, сфера интересов психологии расширилась: стали изучаться дети и душевнобольные, а также животные (шимпанзе, собаки), изучение которых методами интроспекции было невозможно. Важнейшим направлением стало приложение психологических исследований в различных областях.

    В отличие от европейского, американский функционализм (У. Джемса, Д. Дьюи и чикагской школы) пошел по более конструктивному пути – функция трактовалась не только как собственно психический акт, но как психофизическая деятельность, реализующая процесс адаптации организма к внешней среде.

    Аналогично тому, как структурализм противопоставил структуру ассоциации, функционализм противопоставил функцию структуре и воплощенному в ней содержанию. Не требует особых комментариев положение о том, насколько существен для научной теории этот аспект анализа реальной работы, производимой как внутри состава собственно психического акта, так и в процессе его организующего воздействия на приспособление организма к среде и на активное преобразование последней. И выделением этого аспекта анализа функционализм несомненно обогатил концептуальный аппарат психологической теории.

    Однако в обоих направлениях функционализма функция психического процесса была противопоставлена структуре и реальному внепсихологическому материалу, из которого эта структура организуется.

    Обособление же психической структуры от исходного материала с необходимостью ведет и к обособлению от физиологического механизма, синтезирующего эту структуру именно из данного материала. Вместе с тем, поскольку ни структура, ни тем более функция в ее реальной рабочей активности не могут быть обособлены от исходного материала, в такой изначальный материал превращается сама функция, и этим создаются логические основания для утверждения о том, что акты конструируют объекты-стимулы (Дьюи, 1955). Стимул перестает быть независимым по отношению к организму и его реакции Объект становится производным от акта или функции. Совершенно неслучайно поэтому Д. Дьюи выступал с резкой критикой детерминистической концепции рефлекторного акта, в которой объект действия не зависит от самого этого действия, а психические компоненты акта несут свою рабочую функцию, состоящую в организации действия именно адекватно не зависящему от него объекту. В контексте же функционалистического направления понятие функции (как и понятие структуры в структурализме), обособленное от реального исходного материала, из которого физиологический механизм строит психический процесс, перестает эффективно работать в концептуальном аппарате теории. Поэтому, вопреки конструктивности самого понятия функции, ни в европейском, ни в американском функционализме концы с концами теоретически не могли быть сведены, и концепция оказалась в тупике.

    2. Развитие функционализма в Америке

    Развитие функционализма в Америке тесно связано с именем В.Джемса.В.Джемс окончил Гарвардский университет, получив медицинское и художественное образование. В его психологических работах изложена не столько целостная система взглядов, сколько на бор концепций, которые послужили основой различных подходов в современной психологии – от бихевиоризма до гуманистической психологии. Джемс сделал психологию одной из наиболее популярных наук в Америке. Он был первым профессором психологии в Гарвардском университете, создателем первой американской психологической лаборатории (1875), президентом Американской психологической ассоциации (1894-1895).

    Джемс занимался многими проблемами – от изучения мозга и развития познавательных процессов и эмоций до проблем личности и психоделических исследований. Одним из основных вопросов для не го являлось исследование сознания. Джемсу принадлежит идея о «потоке сознания», т.е. о непрерывности работы человеческого сознания, несмотря на внешнюю дискретность, вызванную частично бессознательными психическими процессами. Не прерывность мысли объясняет возможность самоидентификации несмотря на постоянные разрывы в сознании. Поэтому, например, просыпаясь, человек мгновенно осознает себя и ему «не нужно бежать к зеркалу для того, чтобы убедиться, что это он». Джемс подчеркивает не только непрерывность, но и динамизм, постоянную изменчивость сознания, говоря о том, что осознание даже привычных вещей постоянно меняется и, перефразируя Гераклита, который говорил о том, что нельзя войти два раза в одну и ту же реку, он писал, что мы не можем иметь в точности ту же самую мысль дважды.

    Сознание не только непрерывно и изменчиво, но и селективно, избирательно, в нем всегда происходит принятие и отклонение, выбор одних предметов или их параметров и отвержение других. С точки зрения Джемса, исследование законов, по которым работает сознание, по которым протекает выбор или отвержение, и составляет главную задачу психологии. В этом вопросе была основная причина разногласий между школой функционализма Джемса и американским психологом Титченером, представлявшим школу структурализма. В отличие от Титченера, для Джемса первичным являлся не отдельный элемент сознания, а его поток как динамичная целостность. При этом Джеме подчеркивал приоритетность изучения именно работы сознания, а не его структуры. Изучая работу сознания, он приходит к открытию двух основных его детерминант – внимания и привычки.

    Говоря об активности человека, ученый подчеркивал, что психика помогает в его практической деятельности, оптимизирует процесс социальной адаптации, повышает шансы на успех в любой деятельности.

    Психологические взгляды Джемса тесно переплетены с его философской теорией функционализма, во главу угла которой ставится прагматизм. Поэтому Джемс большое внимание уделял прикладной психологии, доказывая, что ее значимость не меньше, чем теоретической психологии. Особенно важной, с его точки зрения, является связь психологии с педагогикой. Он даже опубликовал специальную книгу для педагогов «Беседы с учителями о психологии», в которой доказывал огромные возможности воспитания и самовоспитания, важность формирования у детей правильных привычек.

    Джемс уделял значительное внимание проблеме личности, понимая ее как интегративное целое, что было принципиально новым в тот период. Он выделял в личности познаваемый и познающий элементы, полагая, что познаваемый элемент- наше эмпирическое Я, которое мы сознаем как нашу личность, в то время как познающий элемент- наше чистое Я. Большое значение имело и выделение не скольких частей в структуре эмпирической личности – физической, социальной и духовной личности. Описывая их. Джемс говорил, что наше эмпирическое Я шире чисто физического, так как человек идентифицирует себя и со своими социальными ролями, и со своими близкими, расширяя свое физическое Я. В то же время эмпирическое Я может быть и уже физического, когда человек идентифицируется только с определенными потребностями или способностями, отгораживаясь от других сторон своей личности.

    Американский психолог Уильям Джеймс (1848-1910) - наиболее яркая фигура в истории мировой психологии. Он создал первую психологическую лабораторию в Америке, а его идеи оказались столь многогранны, что предвосхитили появление бихевиоризма, гештальт-терапии и других современных теорий. Джеймс предложил изучать функции сознания и его роль в выживании человека. Он писал:

    «Психология - это наука о функциях сознания».

    Ученый выдвинул гипотезу, что роль сознания заключается в том, чтобы дать человеку возможность приспособиться к различным ситуациям, либо повторяя уже выработанные формы поведения, либо изменяя их в зависимости от обстоятельств, либо осваивая новые действия, если того требует ситуация. Процессы сознания делятся на два больших класса: одни из них происходят как бы сами собой, другие организуются и направляются человеком. Первые называются непроизвольными, вторые - произвольными.

    Джеймс указывал, что мысли конкретного человека все время меняются, и «от года к году мы видим вещи в новом свете». Сознание что-то принимает, что-то отвергает, все время выбирая, пока оно мыслит; оно «создает акценты и аспекты, свет и тени, фон и фигуру». (В этом суждении уже намечаются идеи гештальт-психологии с ее целостным подходом и одним из главных понятий «фигура - фон».)

    Джеймс много говорил о привычках. Отличие их от инстинкта он видел в том, что они создаются, могут быть сознательно изменены или устранены. «Привычка уменьшает сознательное внимание, с которым исполняются наши действия. Фактически наши добродетели являются нашими привычками, как и наши пороки. Вся жизнь есть лишь сумма привычек, неотвратимо влекущих нас к нашей судьбе, какова бы она ни была». (Эта мысль намечает идеи бихевиоризма о совокупности привычных реакций как характеристике человека.)

    Эмоциональный взрыв - одно из средств разрушения укоренившихся привычек, он освобождает человека, дает ему возможность вести себя по-другому. Препятствием для личностного роста ученый считал дурные привычки, которые делают незаметными для человека его глупости и неотрегулированные эмоции.

    Джеймс выдвинул понятие психологической слепоты - неспособности понять другого человека. Она не позволяет осознавать интенсивность настоящего момента, человек теряет контакт с природой. (В подобном заключении просматриваются принципы гештальт-психологии - жить «здесь и сейчас» - и осознавания.)

    К другим проявлениям слепоты Джеймс относил неспособность выражать чувства, отсутствие чувства меры, попустительство собственным дурным привычкам.

    Он полагал, что когда человек воспринимает ситуацию, возникает инстинктивная физическая реакция, а затем и осознание эмоции. Последняя, с точки зрения ученого, основана на узнавании этого физического чувства, а не исходной ситуации. «Мы чувствуем печаль, потому что плачем. Улыбайтесь - и вам будет весело». С легкой руки Джеймса сейчас улыбается вся американская нация.

    Он подчеркивал, что хороший характер - это совершенно сформированная воля, под которой понимается совокупность тенденций действовать твердо, безотлагательно и определенно во всех важных случаях жизни. Такая тенденция укореняется пропорционально тому, сколь часто человек немедленно прибегает к действиям.

    «Используйте первую же возможность реализовать решение, которое вы приняли, пользуйтесь каждым эмоциональным побуждением для обретения привычек, к которым вы стремитесь».

    Таблица 5.1

    Теория У. Джеймса
    Понимание человека Человек - сознательное существо. Сознание - его сущностная черта, отличающая от животных и обеспечивающая выживание, приспособление к миру.
    Личность Личность - это совокупность трех инстанций: физического Я, социального Я, духовного Я.
    Отношение к телу Тело человека неотделимо от психики, оно источник переживаний, ощущений, обратных связей для психического и личностного развития, для формирования физического Я. На психическую жизнь человека можно воздействовать через тело. Это орудие обитающего в нем сознания.
    Социальные отношения Социальные отношения - это источник формирования социального Я, набора социальных привычек. Человеку объективно необходимо чувство принадлежности, включенности в социальные отношения, необходимо быть признанным другими людьми.
    Воля Воля - это главное качество личности. Но развитая личность уже не сталкивается с трудностями при принятии решений, она чувствует свое единство с миром, и ей не надо совершать волевые усилия, чтобы действовать.
    Эмоции У. Джеймс - автор периферической теории эмоций. Они имеют своим источником телесные ощущения. Изменяя позу тела, можно изменить эмоции, управлять ими. Развитие личности - это освоение эмоций более высокого порядка, которые высвобождаются при участии сознания
    Интеллект Выделяет два вида знаний у человека:
    • обыденное, или интуитивное, знание (по сходству, по привычке, они эмоционально окрашены, а по способу получения интуитивны, случайны);
    • собственно интеллект - фокусирование не на свойствах, а на отношениях, они являются обобщенными, объективными знаниями о сущности предметов, явлений.
    Самость Самость, центр личности - ее духовное Я. Оно источник внимания и воли, личностного развития
    Подход к психотерапевтической помощи Задачи психотерапии - развитие произвольности, воли у человека, т. е. ее роль состоит в том, чтобы научить человека управлять своим вниманием, волей, эмоциями. Основа для этого - собственная мотивация человека и ее развитие.

    Препятствия для развития личности: