Дипломная работа: Особенности психологических защитных механизмов и копинг-стратегий у подростков из неблагополучных семей. Опросник Плутчика Келлермана Конте. Методика Индекс жизненного стиля (Life Style Index, lsi). Тест для диагностики механизмов психо

Введение

Подростковый возраст является особым, критическим периодом. Именно в этом возрасте идет активный процесс формирования личности, ее усложнение, изменение иерархии потребностей. Данный период важен для решения задач самоопределения и выбора жизненного пути. Решение таких непростых вопросов существенно осложняется при отсутствии адекватного восприятия информации, что может быть связано с активным включением психологической защиты как реакции на тревожность, напряженность и неопределенность. Изучение и понимание механизмов неосознаваемой саморегуляции у современных подростков - важное условие облегчения решения проблемы самоопределения в этом возрасте.

Психологическая защита у подростков

Защитные механизмы начинают действовать, когда достижение цели невозможно нормальным путем. Опыт, который несовместим с представлениями человека о себе, имеет тенденцию не допускаться к сознанию. Может происходить либо искажение воспринятого, либо его отрицание, либо забывание. Рассматривая отношение личности к группе, коллективу важно учитывать влияние психологической защиты на поведение. Защита является своеобразным фильтром, который включается при существенном рассогласовании между оценками своего поступка или действий близких.

Когда человек получил неприятные сведения, отреагировать на них он может различными способами: уменьшить их значимость, отрицать факты, которые другим кажутся очевидными, забыть "неудобную" информацию. По мнению Л.И. Анцыферовой, психологическая защита интенсифицируется, когда при попытке преобразить травмирующую ситуацию все ресурсы и резервы оказываются почти исчерпывающими. Тогда в поведении человека центральное место занимает защитная саморегуляция, и он отказывается от конструктивной деятельности.

С ухудшением материального и социального положения большинства граждан нашей страны проблема психологической защиты становится все более актуальной. Стрессогенная ситуация обусловливает значительное уменьшение чувства защищенности человека со стороны общества. Ухудшение условий жизни приводит к тому, что подростки страдают от дефицита общения со взрослыми и недоброжелательности со стороны окружающих людей. Возникающие сложности практически не оставляют родителям ни времени, ни сил на то, чтобы узнать и понять проблемы своего ребенка. Появляющееся отчуждение тягостно как для родителей, так и для их детей. Активизация психологической защиты снижает накапливающуюся напряженность, трансформируя поступающую информацию для сохранения внутреннего равновесия.

Действие механизмов психологической защиты в случаях разногласий может привести к включению подростка в различные группировки. Подобная защита, способствуя адаптации человека к его внутреннему миру и психическому состоянию, может стать причиной социальной дезадаптации.

"Психологическая защита - специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта". Функцией психологической защиты является "ограждение" сферы сознания от негативных, травмирующих личность переживаний. Пока поступающая извне информация не расходится со сложившимся у человека представлением об окружающем мире, о себе, он не испытывает дискомфорта. Но как только намечается какое-либо рассогласование, перед человеком встает проблема: либо изменить идеальное представление о самом себе, либо каким-то образом переработать полученные сведения. Именно при выборе последней стратегии и начинают действовать механизмы психологической защиты. По мнению Р.М. Грановской, с накоплением жизненного опыта у человека формируется специальная система защитных психологических барьеров, которая ограждает его от информации, нарушающей его внутреннее равновесие.

Общая черта всех видов психологической защиты состоит в том, что судить о ней можно только по косвенным проявлениям. Осознаются субъектом лишь некоторые из воздействующих на него стимулов, прошедшие через так называемый фильтр значимости, а на поведении отражается и то, что было воспринято неосознаваемым образом.

Информация, представляющая для человека опасность различного рода, то есть в разной мере угрожающая его представлению о себе, проходит цензуру не одинаково. Наиболее опасная отклоняется уже на уровне восприятия, менее опасная - воспринимается, а затем частично трансформируется. Чем меньше поступающая информация грозит нарушить картину мира человека, тем глубже она продвигается от чувственного входа к двигательному выходу и тем меньше она видоизменяется на этом пути. Существует множество классификаций психологической защиты. Единой классификации механизмов психологической защиты (МПЗ) не существует, хотя имеется множество попыток их группировки по различным основаниям.

Введение 3

Психологическая защита у подростков 4

Защитные механизмы 5

Механизмы психологической защиты 8

Заключение 11

Список литературы 12

Введение

Подростковый возраст является особым, критическим периодом. Именно в этом возрасте идет активный процесс формирования личности, ее усложнение, изменение иерархии потребностей. Данный период важен для решения задач самоопределения и выбора жизненного пути. Решение таких непростых вопросов существенно осложняется при отсутствии адекватного восприятия информации, что может быть связано с активным включением психологической защиты как реакции на тревожность, напряженность и неопределенность. Изучение и понимание механизмов неосознаваемой саморегуляции у современных подростков - важное условие облегчения решения проблемы самоопределения в этом возрасте.

Психологическая защита у подростков

Защитные механизмы начинают действовать, когда достижение цели невозможно нормальным путем. Опыт, который несовместим с представлениями человека о себе, имеет тенденцию не допускаться к сознанию. Может происходить либо искажение воспринятого, либо его отрицание, либо забывание. Рассматривая отношение личности к группе, коллективу важно учитывать влияние психологической защиты на поведение. Защита является своеобразным фильтром, который включается при существенном рассогласовании между оценками своего поступка или действий близких.

Когда человек получил неприятные сведения, отреагировать на них он может различными способами: уменьшить их значимость, отрицать факты, которые другим кажутся очевидными, забыть "неудобную" информацию. По мнению Л.И. Анцыферовой, психологическая защита интенсифицируется, когда при попытке преобразить травмирующую ситуацию все ресурсы и резервы оказываются почти исчерпывающими. Тогда в поведении человека центральное место занимает защитная саморегуляция, и он отказывается от конструктивной деятельности.

С ухудшением материального и социального положения большинства граждан нашей страны проблема психологической защиты становится все более актуальной. Стрессогенная ситуация обусловливает значительное уменьшение чувства защищенности человека со стороны общества. Ухудшение условий жизни приводит к тому, что подростки страдают от дефицита общения со взрослыми и недоброжелательности со стороны окружающих людей. Возникающие сложности практически не оставляют родителям ни времени, ни сил на то, чтобы узнать и понять проблемы своего ребенка. Появляющееся отчуждение тягостно как для родителей, так и для их детей. Активизация психологической защиты снижает накапливающуюся напряженность, трансформируя поступающую информацию для сохранения внутреннего равновесия.

Действие механизмов психологической защиты в случаях разногласий может привести к включению подростка в различные группировки. Подобная защита, способствуя адаптации человека к его внутреннему миру и психическому состоянию, может стать причиной социальной дезадаптации.

"Психологическая защита - специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта". Функцией психологической защиты является "ограждение" сферы сознания от негативных, травмирующих личность переживаний. Пока поступающая извне информация не расходится со сложившимся у человека представлением об окружающем мире, о себе, он не испытывает дискомфорта. Но как только намечается какое-либо рассогласование, перед человеком встает проблема: либо изменить идеальное представление о самом себе, либо каким-то образом переработать полученные сведения. Именно при выборе последней стратегии и начинают действовать механизмы психологической защиты. По мнению Р.М. Грановской, с накоплением жизненного опыта у человека формируется специальная система защитных психологических барьеров, которая ограждает его от информации, нарушающей его внутреннее равновесие.

Общая черта всех видов психологической защиты состоит в том, что судить о ней можно только по косвенным проявлениям. Осознаются субъектом лишь некоторые из воздействующих на него стимулов, прошедшие через так называемый фильтр значимости, а на поведении отражается и то, что было воспринято неосознаваемым образом.

Информация, представляющая для человека опасность различного рода, то есть в разной мере угрожающая его представлению о себе, проходит цензуру не одинаково. Наиболее опасная отклоняется уже на уровне восприятия, менее опасная - воспринимается, а затем частично трансформируется. Чем меньше поступающая информация грозит нарушить картину мира человека, тем глубже она продвигается от чувственного входа к двигательному выходу и тем меньше она видоизменяется на этом пути. Существует множество классификаций психологической защиты. Единой классификации механизмов психологической защиты (МПЗ) не существует, хотя имеется множество попыток их группировки по различным основаниям.

На протяжении жизни каждый человек, сталкиваясь с трудностями, использует тот или иной набор механизмов их разрешения. Имеющиеся в арсенале способы преодоления проблем могут существенно меняться на протяжении жизненного пути человека и во многом зависеть от сформировавшейся в процессе его жизнедеятельности установки. Установка (от фр. аttitude) в традиционной психологии личности рассматривается как некая внутренняя аффективная ориентация (преднастройка), зависящая, прежде всего, от прошлого опыта . Установка, упрощая нашу ориентацию в мире, позволяя легко оценивать происходящее, способствует самовыражению личности, поддержанию самооценки на должном уровне, проявляясь в конкретных мнениях и поведении.

Имея определенную, уже зафиксированную в прошлом опыте установку, которая внесла свой положительный вклад и стала выгодной для индивида, человек вновь и вновь стремится к ее актуализации. Эти функции согласуются с психологическим явлением, обозначаемым как механизм психологической защиты. Главное отличие понятия установки от механизма защиты в очередности возникновения: установка — только готовность выразить какие-либо намерения, «преднастройка». Психологическая защита — уже непосредственно выраженные намерения, своеобразный выстроенный «щит», который может спасти индивида от «уколов» извне.

Установка, имея в своей основе устойчивые социальные нормы, стереотипы или социальные роли, близка по значению и с понятием менталитет. Менталитет есть образ мыслей, совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих индивиду или группе людей. Исходя из этого, можно предположить, что установка жертвы непосредственным образом включается, например, в менталитет многострадальных белорусского, украинского и русского народов, переживших не так давно (в историческом масштабе) Вторую мировую войну и «только вчера» Чернобыльскую трагедию, развал Советского Союза, многочисленные трагедии сегодняшнего дня.

Следствием всего этого является травматический эффект, «футурошок», как обозначает это явление И.С. Кон (2001). Ситуация осложняется еще и социальной энтропией — неопределенностью дальнейшего развития событий, неопределенностью в выстраивании своей судьбы. Последние исследования Н.П. Фетискина (2007) в данной области показывают, что социальная энтропия приводит к пассивности, доминированию индивидуализма, гедонистических ориентаций, депрессии, состоянию беспомощности и т. п. . Наибольшую опасность представляет данная ситуация для подростков. Установка жертвы у них формируется быстрее и приводит к смещению нравственных критериев в их сознании.

Поэтому для выстраивания профессиональной практической работы с подростками с установкой на поведение жертвы необходим предваряющий ее теоретический анализ понятий «преодоление» и «механизм защиты», исследование соотношения данных понятий, возможного их сравнительного анализа и дифференциации, что и является основной задачей данной статьи.

В психологии нет единой точки зрения на механизмы протекания и выбора стратегий преодоления человеком трудных жизненных ситуаций. Эти вопросы остаются малоизученными. Противоречивым представляется и сопоставление понятий защитных механизмов с копинг-механизмами. Некоторые исследователи сводят эти понятия воедино, другие же, наоборот, видят в них принципиальные различия. Мы считаем, что подобные противоречия могут быть частично сняты при более детальном рассмотрении механизмов функционирования процессов совладания и психологических защит и их обусловленности определенными установками индивида, в данном случае установкой жертвы.

Проблема совладающего, или копинг - , поведения начала разрабатываться в научной литературе еще в 40—50!х годах. Термин «копинг» происходит от английского слова «to cope» — справляться, совладать, преодолевать. Более точно копинг определяется как «непрерывно меняющиеся когнитивные и поведенческие попытки справиться со специфическими внешними или внутренними требованиями, которые оцениваются как чрезмерные или превышающие ресурсы человека» .

Понятие coping сначала соотносилось с реагированием на экстремальные ситуации, когда обычного приспособления к сложившейся ситуации оказывалось недостаточно и требовались дополнительные энергетические затраты со стороны субъекта. Затем феномен coping распространился на описание поведения человека в поворотные моменты жизни. Наконец, данное понятие стало использоваться при описании поведения в повседневной действительности, например, в условиях хронических неприятностей и в каждодневных стрессовых ситуациях (Р. Лазарус).

Несмотря на некоторую мозаичность и размытость в исследованиях, смысл копинга остается тем же: копинг — это то, что делает человек, чтобы справиться со стрессом: он мобилизует все свои когнитивные, эмоциональные и поведенческие стратегии.

Главная задача совладания — удержать человека в состоянии психического равновесия, если он попадает в критическую ситуацию или ситуацию социальной энтропии (неопределенности). Совладающее поведение реализуется посредством применения различных копинг-стратегий на основе ресурсов личности и среды.

В большинстве исследований выделяются внешние факторы, влияющие на преодолевающее поведение субъекта: сама ситуация, качество стрессоров, поддержка окружающих. Социальная поддержка, по мнению многих исследователей, является одним из важных ресурсов среды, и выбор социальной поддержки испытуемыми в качестве копинг-стратегии рассматривается как конструктивное совладание.

Доступность инструментальной, моральной и эмоциональной помощи со стороны социальной среды действительно облегчает адаптацию человека, но она может оказать ему и «медвежью услугу», поскольку чрезмерная опека и внимание извне, активный поиск субъектом поддержки во внешнем окружении не всегда способствует формированию конструктивных копинг-стратегий, создавая благодатную почву для активизации установки жертвы и еще более глубокому погружению в «футляр» психологических защит. Подростки являются более восприимчивыми к этой роли, быстро привыкают к такому удобному положению, становясь инфантильными, пассивными, зависимыми от помощи извне.

С нашей точки зрения, для эффективного преодоления подростками состояния жертвы, необходимо уделять внимание внутренним ресурсам личности. В последнее время в научной литературе появился ряд исследований, посвященных ресурсному подходу к копинг-стратегии. Ресурсные теории предполагают, что существует некоторый комплекс ключевых ресурсов.

На это обращал внимание еще Б.Г. Ананьев. Он и его последователи выделяют понятие жизнеспособности . Необходимо отметить, что сама по себе жизнеспособность не может являться копингом, прежде всего потому, что копинг-стратегии — это приемы, алгоритмы действия, привычные и традиционные для личности, в то время как жизнеспособность — черта личности, установка на выживаемость. Кроме того, копинг-стратегии могут принимать как продуктивную, так и непродуктивную форму, а жизнеспособность — черта личности, позволяющая справляться с дистрессом эффективно и всегда в направлении личностного роста.

К личностным ресурсам, по мнению многих исследователей, относятся адекватная Я-концепция, позитивная самооценка, низкий нейротизм, интернальный локус контроля, оптимистическое мировоззрение, эмпатийный потенциал, способность к межличностным связям, отношениям и другие . К позиции «другие» в последних научных исследованиях относят и способность к творчеству (Колиенко Н.С., 2008). Современные исследования Н.С. Колиенко, Н.Е. Рубцовой (2008) доказывают, что творческие способности можно по праву считать дополнительным ресурсом совладающего поведения подростков, способствующим поиску эффективных решений проблем и более продуктивному и пластичному преодолению трудностей . Практическая работа автора данной статьи подтверждает, что механизм творчества может являться не просто дополнительным, а ведущим, ключевым ресурсом при преодолении трудных жизненных ситуаций подростками, особенно подростками с установкой жертвы.

Перейдем к анализу еще более дискуссионного и неоднозначного понятия «психологическая защита». В большом психологическом словаре психологическая защита (defense mechanism) трактуется как система регуляторных механизмов в психике, которые направлены на устранение или сведение к минимуму негативных, травмирующих личность переживаний, сопряженных с внутренними или внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта . Актуализация психологических защит может быть спровоцирована многими факторами, среди которых: длительное пребывание во враждебной социальной среде; переживание состояний фрустрированности или конфликта (как внешнего, так и внутреннего); неудовлетворенные потребности; психологическая безграмотность; отсутствие культуры и нравственности в общении с людьми; длительное воздействие, так называемого, «невидимого стресса», негативный жизненный опыт и многие другие.

Конечно, действие психологической защиты может быть вызвано внешними критическими ситуациями, но, на наш взгляд, гораздо важнее личностные факторы, в результате которых могут формироваться типичные формы защит. Ведь, как показывает опыт, человек в разных жизненных ситуациях пользуется сходными поведенческими конструктами, выработанными на основе типичных для данного индивида установок. Например, роль беспомощной жертвы человек может играть не только при переживании катастрофы, но и в любой критической и повседневной ситуации, так как в прошлом она дала определенный положительный опыт (поддержку, покровительство, внимание, заботу). Учитывая, что такая психологическая защита укрепила силы «Я», дала возможность ощущения личностной свободы от негативных переживаний, принесла определенную пользу, она закрепляется в арсенале и становится типичной для данного субъекта.

Исследования показывают, что организация защиты, и ее способность противостоять внешним вредоносным воздействиям у разных людей не одинакова . Одних выстроенная система защит не оберегает от негативного влияния, а других ограждает настолько прочно, что образуется своего рода «футляр», препятствующий личностному развитию. Безусловно, психологическая защита снижает напряженность, улучшает самочувствие, но иногда для удержания этого барьера требуется много сил и энергии. Все это в итоге приводит к хронической усталости или повышению общей тревожности, к отгороженности от окружающего мира (гиперрефлексии). Особенно опасна данная ситуация для слабого «Я», каким является подросток!жертва, потому что у такого субъекта и так формируется сильная психологическая защита, увеличивающая неадекватность восприятия окружающего (обман самого себя), происходит формирование и удержание мощного барьера и, как итог — актуализируется соответствующее разрушительное поведение.

Как видно, проблема психологической защиты в психологии противоречива. С одной стороны — это стремление сохранить психическую гармонию, а с другой — затрата колоссального количества энергии на удержание себя в таком состоянии.

Существуют и позитивные стороны механизмов психологических защит. Так, любая защита, в том числе и психологическая, предназначена для обеспечения безопасности. «Безопасность весьма часто рассматривается как способность объекта, явления, процесса сохранить свою сущность и основную характеристику в условиях целенаправленного, разрушающего воздействия извне…» .

Конструктивный эффект действия защитных механизмов проявляется в следующих видах: компенсация (А. Адлер), замена цели и средств достижения ее (А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн), переоценка ситуации (Н. Пезешкиан). На достижение таких конструктивных эффектов механизмов психологической защиты направлен ряд техник практической психологии («позитивный анализ проблемы», «разблокирование фиксированных идей» и многие другие), которые имеет в своем арсенале любой психолог-практик и которые, как показывает опыт, весьма эффективны при работе с подростками с установкой жертвы .

При правильном функционировании психологическая защита предотвращает дезорганизацию психической деятельности и поведения. Наличие защиты позволяет, с одной стороны, избежать состояния «жертвы» — переживания чувств бессилия, беспомощности и обреченности. А с другой — поддерживает данную установку в целях манипулирования окружающими, так как «выгодно» быть беспомощным и обреченным, получая при этом помощь и покровительство извне. К общим функциям психологической защиты: уничтожению страха, сохранению высокой самооценки, — на наш взгляд, следует добавить получение «выгоды». Главное — не дать возможность подростку «зависнуть» в этом состоянии, вовремя подтолкнуть его на следующую ступеньку: от защиты — к совладанию. В этом основная задача психолога, работающего с подростками с установкой жертвы.

Таким образом, в основе понятия психологической защиты лежит следующее положение. Во-первых, психологическая защита — реальное психическое явление, описанное в практике психоанализа. Во-[вторых, психологическая защита — совокупность приемов, направленных на уменьшение или устранение любого изменения, возникшего в результате психологической травмы, стрессовой ситуации с целью сохранения психологического гомеостаза, цельности, эмоциональной стабильности индивида. В-третьих, психологическая защита оказывается встроенной в структуру личности. Именно личностные особенности во многом определяют типичную модель реагирования субъекта в сложных ситуациях. В-четвертых, психологическая защита реализуется посредством частного или комплексного использования защитных механизмов (процессов интрапсихической адаптации личности за счет подсознательной переработки поступающей информации). В-пятых, возникновению психологической защиты способствует ситуация, которая представляет собой некоторое испытание для человека . В-шестых, психологическая защита во многом определяется системой установок, которые являются внутренней аффективной ориентацией (преднастройкой) индивида.

Перейдем к сравнительной характеристике особенностей защитных механизмов и копинг - стратегий подростков с установкой на поведение жертвы.

При исследовании психологии поведения жертвы в науке делаются попытки сравнить механизмы психологической защиты и совладающего поведения . Так, по мнению некоторых авторов, механизмы психологической защиты не приспособлены к ситуации и являются ригидными. Но рассматриваемая нами установка на поведение жертвы позволяет человеку достаточно пластично, гибко, легко приспосабливаться к требованиям ситуации. Утверждение, что при включении механизма защиты человек стремится к «уменьшению эмоционального напряжения», тоже можно подвергнуть сомнению, так как позиция жертвы всегда предполагает мнимые страдания (а это определенное эмоциональное напряжение) с целью вызвать жалость, сочувствие и сострадание. С утверждением относительно «близорукости» психологических защит также нельзя согласиться, так как установка жертвы не только создает возможность разового снижения напряжения по принципу «здесь и сейчас». Мы можем встретить множество людей с пожизненной установкой жертвы, они так живут, искусно манипулируя своим окружением, вжившись в роль настолько, что уже не знают, где границы «Я» и их роли. Из представленного подхода для отнесения установки жертвы к «преднастройке» механизма защиты нам подходит только последнее утверждение: «приводят к искажению восприятия действительности и самого себя, в то время как процессы совладания связаны с реалистическим восприятием и способностью к объективному отношению к самому себе» .

Исходя из вышеописанного подхода, можно было бы сделать вывод, что установка на поведение жертвы включает или является «преднастройкой» совладающего поведения. Но, согласно выделенным в психологии схожим функциям установки и психологической защиты: выгода, польза, упрощение ориентации человека в мире, самовыражение при помощи игры — можно утверждать, что установка жертвы связана с механизмом психологической защиты от уколов, травм извне, способствующим пассивности, инертности, безынициативности и стремлению к получению выгоды. Хотя гипотетически движение и в том, и в другом направлении (например, от совладания к защите и наоборот) возможны, но это может быть обусловлено, в первую очередь, истощением энергетических ресурсов человека, неадекватностью выбранной формы поведения и накоплением ошибок. Такой анализ приводит нас к весьма неоднозначному выводу. Установка на поведение жертвы — достаточно выгодное для индивида образование, это определенный почерк поведения и деятельности, заложенный в менталитете индивида, и даже, по некоторым предположениям (Тессер, 1993), это косвенное следствие генетического склада, поэтому и попытки изменить такую установку далеко не всегда бывают успешными. Когда такая установка дает толчок формированию психологической защиты, индивид попадает в ловушку, искусно выстроенную им самим, и тогда совладание может быть невозможным. Это и создает определенные трудности в выстраивании психолого-педагогической работы с подростками.

Как мы видим, определения совладания и психологической защиты, выделенные в научной литературе, чрезмерно размыты, в результате чего возникает не только терминологическая, но и смысловая путаница.

Для дальнейшего анализа обратимся к первоисточникам. В. Даль трактует великое русское слово «преодоление», «преодолевать», таким образом: «одолеть, осилить, побороть, победить, превозмочь, покорить, низложить и подчинить себе». В таком понимании данный термин шире понятия совладания и понятия психологической защиты, оно может включать в себя оба феномена. Преодолевать последствия травмы субъект может, используя как механизм защиты, так и различные копинг-стратегии. Причем одно может переходить в другое, поскольку понятие «преодоление» очень динамично, активно, в нем много энергии. Оно направлено на победоносное разрешение: «преодолевают врага в битве, страсти свои в борьбе с ними, лень свою, отвращение от чего-то и прочее» — пишет В. Даль. Он продолжает, давая пояснение: «преодолев сам себя (самотность свою) преодолеешь первого врага своего» .

Относительно обобщенного анализа совладания и механизмов психологической защиты в научной литературе также нет единого мнения. Для исправления ситуации обратимся к предложенной Б.Г. Ананьевым концепции энергетического потенциала, который позволяет человеку одновременно развиваться, обогащать себя и совладать со стрессами, встречающимися на его пути. Б.Г. Ананьев выделяет силу энергетического потенциала как оптимальный уровень разрешения трудных и экстремальных ситуаций. Обозначая сущность названного энергетического потенциала, сам Б.Г. Ананьев ввел в научный оборот понятие «жизнеспособность», включающее, по его мнению, активность интеллекта, уровень волевого усилия, эмоциональную выносливость, устойчивость установки на реализацию определенной цели.

Экспериментально выявлено, что именно энергопотенциал личности — основа открытого и энергичного противостояния стрессовым событиям. Нестойкие люди демонстрируют отсутствие энергии, бессилие, нигилизм, низкое самоуважение, а потому неспособны конструктивно совладать с кризисными ситуациями, часто прибегают к актуализации установки жертвы. Личностный потенциал включает когнитивный, эмоциональный, волевой, и, как отмечается в последних исследованиях, творческий компоненты, направленные на формирование поведения определенного типа.

Таким образом, мы получаем следующую сравнительную характеристику, которую для удобства анализа представим в виде таблицы (табл. 1).

Табл. 1. Сравнение механизмов психологической защиты и совладающего поведения

Преодоление


Механизмы психологической защиты и совладающее поведение

Цели

1. Изживание последствий травмы



2. Поддержание целостности сознания

Общее

Сознательность — неосознанность



Гибкость — ригидность



Ситуативность — внеситуативность



Автоматизм — продуманность



Индивидуально-стилевая специфика

Различия

Энергетический потенциал



Механизмы психологической защиты

Совладающее поведение


Активность

Низкий уровень активности, направленный на преодоление травмирующей ситуации, но высокий уровень активности направленный на удержание защиты от «уколов» извне и поиск ресурсов во внешнем мире.

Высокий уровень активности, направленный на совладание с травмирующей ситуацией. Поиск ресурсов в себе.


Когнитивный компонент

Переработка информации с целью создания блока, препятствующего травме, «оборонительность».

Переработка информации с целью разрушения блока и поиска эффективных способов преодоления травмы.


Эмоциональный компонент

Вытеснение проблемы из сознания, отстранение от нее, уход в виде разнообразных защит для обеспечения душевного комфорта.

Решение проблемы или при невозможности решения, изменение отношения к ней.


Волевой компонент

Стремление к слиянию со средой и превращение в «адаптанта» с целью получения комфортного состояния без привлечения волевых усилий. Избегание ответственности.

Конструктивная адаптация с целью получения пользы и опыта


Творческий компонент

Искажение смысла ситуации различными, приемлемыми для личности способами, создание «своего мира».

Реальный взгляд на ситуацию, бриколлаж (bricoleurs) — особая изобретательность, создание из «невозможного возможное».


Поведенческий компонент

Спонтанное, автоматическое реагирование. Обращение за помощью к окружающему миру.

Сознательное планирование выхода из травмирующей ситуации. Обращение за помощью к себе в первую очередь.

Подведем некоторые итоги.

  1. Преодоление, являясь индивидуальным, динамическим способом взаимодействия с травмирующей ситуацией, включающее в себя совладание и механизмы психологической защиты, направлено на решение двух общих взаимосвязанных целей: а) изживание последствий травмы; б) сохранение целостности сознания.
  2. Для каждого человека характерен свой специфический стиль преодоления, выработанный в процессе жизнедеятельности, основанный на определенных установках и опыте, одним из таких стилей является поведение жертвы, особенно удобное для подростков.
  3. Стиль преодоления зависит от энергетического потенциала. Низкий уровень активности, направленной на преодоление травмирующей ситуации, но высокий уровень активности, направленной на удержание защиты от «уколов» извне, и поиск ресурсов во внешнем мире характеризует поведение подростков с установкой жертвы. Высокий уровень активности, направленной на совладание с травмирующей ситуацией, поиск ресурсов в себе характеризует противоположное поведение. Энергетический потенциал влияет на характеристики и функционирование когнитивного, эмоционального, волевого, творческого и поведенческого компонентов.
  4. Преодоление бывает как сознательным, так и неосознанным, может включаться автоматически, а иногда ситуация тщательно продумывается. Преодоление характеризуется ситуативностью, может быть как гибким, так и ригидным в зависимости от личностных особенностей субъекта и от его установок.

Установка на поведение жертвы, будучи некоторым косвенным следствием менталитета индивида «включает» механизм психологической защиты от травм извне. Такая установка способствует пассивности, инертности, безынициативности и стремлению к получению выгоды. Подростки особенно изобретательны для привлечения помощи извне.

Причиняя себе мнимые страдания, они, порой, так вживаются в роль, что теряют себя в пространстве роли-жертвы, но получают поддержку, внимание, покровительство и даже любовь. Поиском «костыля», на который можно опереться в любой момент при переживании трудной ситуации, заниматься долго не приходится, всегда найдется «добрая душа», стремящаяся оказать помощь. Используя такой «хитрый» механизм, обманывая себя и окружение, подросток жертва все же преодолевает трудную ситуацию.

Возникает вопрос: насколько эффективно? При изучении выработанных в психологии критериев эффективности преодоления трудной жизненной ситуации, выясняется, что очень даже эффективно.

Например, согласно ситуационному критерию, означающему, что процесс преодоления можно считать завершенным, когда ситуация утрачивает для субъекта свою негативную значимость, преодоление при помощи установки жертвы можно считать успешным. Согласно личностному критерию, означающему заметное снижение депрессии, тревожности, раздражительности, — такое преодоление тоже эффективно. Существует и адаптационный критерий эффективности, считающийся самым надежным. При поведении, включающем установку жертвы, действительно снижается уровень уязвимости и повышаются адаптационные ресурсы личности.

Как видим, установка жертвы — это очень специфическая форма социальной установки, опровергающая традиционные взгляды на нее в психологии, имеющая хронический характер, усложняющая и затягивающая преодоление трудной ситуации. Это социально-приспособительный феномен, отличающийся своими уникальными характеристиками, которые требуют более детального исследования. Это великая манипуляция, в которой подросток отличается многоликостью, чрезвычайной пластичностью, благодаря чему достигает своей цели. Поэтому и психологическая работа должна быть продумана особым образом, дабы не попасть в ловушку «великого манипулятора-жертвы».

ЛИТЕРАТУРА

  1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1980.
  2. Бассин Ф.В. О силе «Я» и психологической защите // Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. — Самара: БАХРАХ-М, 2000.
  3. Большой психологический словарь. — СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006.
  4. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. — М.: МГУ, 1984.
  5. Василюк Ф.Е. Жизненный мир и личность: типологический анализ критических ситуаций // Журнал практической психологии и психоанализа, 2001, №4.
  6. Волкович А.Г. Значение психологической защиты в профессиональной деятельности // Системогенез учебной и профессиональной деятельности: Мат!лы III Всеросс. Научно-практ. конф., 9—10 октября 2007 г., Ярославль. — Ярославль: Канцлер, 2007. — С. 108—110.
  7. Демина Л.Д., Ральникова И.А. Психическое здоровье и защитные механизмы личности. — Барнаул, 2003.
  8. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4-х т. Т. 3. — СПб, 2008.
  9. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. — СПб: Питер, 2004.
  10. Колиенко Н.С. Роль творческих способностей в выборе копинг!стратегий у подростков // Седьмая волна психологии. Вып. 3. — Ярославль, Минск: МАПН, ЯрГУ, 2008. — С. 222—226.
  11. Калмыкова О.И. Обеспечение личностной безопасности школьника как показатель психологической культуры педагога // Психология образования: Подготовка кадров и психологическое просвещение. — М., 2007. — С. 95—97.
  12. Магомед-Эминов М.Ш. Трансформация личности. — М.: Психоаналитическая Ассоциация, 1998.
  13. Малкина-Пых И.Г. Психология поведения жертвы. — М.: Эксмо, 2006.
  14. Одинцова М.А. Особенности проявления установки «жертва» у подростков // Гуманитарно!экономический вестник, №4. — Мн.: МГЭИ, 2007. — С. 67—85.
  15. Скворцова И.Б. Цветков А.В. Динамика развития защитных механизмов личности у подростков 14 — 17 лет // Современное состояние теоретических и прикладных психологических исследований в социальной и педагогической психологии: Материалы Всеросс. Научно-практ. конф., Иваново, 29—30 ноября 2007 г. — Иваново: ИвГУ, 2007. — С. 298—302.
  16. Фетискин Н.П. О влиянии социальной неопределенности на базовые параметры жизнедеятельности личности и социальных групп // Современное состояние теоретических и прикладных психологических исследований в социальной и педагогической психологии: материалы Всеросс. Научно-практ. конф., Иваново, 29—30 ноября 2007 г. — Иваново: ИвГУ, 2007. — С. 80—83.
  17. Lazarus R.S. Cognitive and coping processes in emotion. In: B. Weiner (ED). Cognitive views of human motivation. — New York: Academic Press, 1974. — РР. 21—31.

Цель: познакомить педагогов с особенностями механизмов психологической защиты подростков.

Историческая справка

З.Фрейд Первым ввел понятие “механизм психической защиты” (1894 г.). Защитные механизмы являются врожденными: они запускаются в экстремальной ситуации и выполняют функцию "снятия внутреннего конфликта.
В.М. Банщиков частные случаи отношения личности больного к травматической ситуации или поразившей его болезни.
В.Ф. Бассин

В.Е. Рожнов

Психологическая защита – это психическая деятельность, направленная на спонтанное изживание последствий психической травмы.
Р.А. Зачепицкий Психологическая защита – пассивно-оборонительные формы реагирования в патогенной жизненной ситуации.
И.В. Тонконогий Психологическая защита – это способы переработки информации в мозге, блокирующие угрожающую информацию.
В.А. Ташлыков Психологическая защита – механизм адаптивной перестройки восприятия и оценки, выступающий в случаях, когда личность не может адекватно оценить чувство беспокойства, вызванное внутренним или внешним конфликтом, и не может справиться со стрессом.
В.С. Ротенберг Психологическая защита – это механизмы, поддерживающие целостность сознания.
В.Н. Цапкин Психологическая защита – способы репрезентации искаженного смысла.

Психологическая защита - система процессов и механизмов, направленных на сохранение однажды уже достигнутого (или на восстановление утраченного) позитивного состояния субъекта.

Классификация механизмов психологической защиты

Среди современных исследователей нет единства мнений по числу известных защитных механизмов этому вопросу. В монографии А. Фрейд описано пятнадцать механизмов. В Словаре-справочнике по психиатрии, опубликованном Американской Психиатрической ассоциацией в 1975 г., - двадцать три. Б. А. Маршанин приводит следующую типологию психологических защит:

I Классификация

Протективные (примитивные, незрелые, более простые).

Цель - не допустить информацию в сознание:

  • расщепление (изоляция);
  • проекция (перенесение);
  • отрицание;
  • идентификация.

Дефинзивные - более зрелые.

Цель - допустить информацию в сознание, искажая ее:

  • сублимация;
  • рационализация;
  • альтруизм;
  • юмор.

II Классификация

Механизмы психологической защиты, снижающие уровень тревоги, но не изменяющие характера побуждений:

  • вытеснение (подавление);
  • проекция (перенесение);
  • идентификация ;
  • аннулирование (отмена);
  • изоляция (расщепление);
  • ингибиция (блокирование в поведении и сознании).

Механизмы психологической защиты, снижающие уровень тревоги, но изменяющие характера побуждений:

  • аутоагрессия (обращение враждебности на себя);
  • реверсия (изменение побуждений и чувств на противоположные);
  • регрессия;
  • сублимация.

В подростковом возрасте происходят сложные биосоциальные процессы. Подростки испытывают на себе выраженное влияние эмоционального стресса. В связи с этим подростковый возраст часто рассматривают как фазу уникального стресса развития. Стрессы, связанные с физическими и психологическими изменениями в пубертате, имеют высокую выраженность. Подростки обладают повышенной чувствительностью к стрессу по сравнению с лицами более старшего возраста, более чувствительны к различным жизненным событиям и изменениям. Само осознание подростком происходящих с ним изменений в пубертате является стрессогенным и создает внутреннюю неуверенность, мобилизует защитные механизмы. Подростки защищаются от стрессогенного, негативного влияния социальной среды.

Характеристика механизмов психологической защиты подростков.

Название Характеристика Возможные причины
Незрелые механизмы
Пассивный протест Отстранение от общения с близкими людьми, отказ от выполнения различных просьб взрослых. Ощущает себя помехой в жизни родителей, в отношениях с родителями большая дистанция.
Оппозиция Активный протест против требований взрослых, резкие высказывания в их адрес, систематическая лживость. Реакция на недостаток любви со стороны близких и призыв вернуть её.
Эмансипация Борьба за самоутверждение, самостоятельность, высвобождение из-под контроля взрослых. Диктат родителей и других взрослых.
Проекция Собственные отрицательные качества, влечения, отношения человек приписывает другому лицу. Взаимоотношение ребенка с родителями.
Отрицание Отрицает существование неприятностей или старается снизить серьезность угрозы Подавление страха.
Идентификация Отождествляет себя с другим человеком, переносит на себя желаемые чувства и качества. Повышенная тревожность.
Аннулирование Повторное действие лишает значения предыдущее, вызывавшее тревогу. Причины кроются в психике детского возраста.
Изоляция Отделение одной части личности от другой части его же личности, которая вполне его устраивает. Психологическая травма в раннем детстве.
Интеллектуализация Попытка уйти из эмоционально угрожающей ситуации путем ее отстраненного обсуждения в абстрактных, интеллектуализированных терминах. Недостаточность социальных контактов.
Самоограничение Отстраняется от общения с близкими людьми, от пищи, от игр, отказывается от выполнения требуемых действий, занимаясь созерцанием деятельности другого, или стремится убежать. Нетактичные, издевательские замечания окружающих, в первую очередь, значимых людей.
Регрессия Возвращение к примитивным, ранним, связанным с детством, формам реагирования и типам поведения. При некоторых психических заболеваниях.
Зрелые механизмы
Сублимация Перевод неприемлемых желаний и форм поведения в социально одобряемые. Желание найти значимую форму деятельности.
Рационализация Защитный процесс, состоящий в том, что человек изобретает вербальные, и на первый взгляд логичные суждения и умозаключения для ложного оправдания своих поступков. Боязнь потерять самоуважение.
Альтруизм Конструктивная деятельность по отношению к другим, в которой удовольствие и помощь оказываются другому. Таким образом подается сигнал, что хочет получить.
Юмор Открытое выражение чувств без дискомфорта и неприятного воздействия на других. Терпит неприятное, пока ситуацию невозможно изменить.
Вытеснение Удаление из сознания тех моментов, информации, которые вызывают тревогу. Чрезмерная требовательность взрослых.

“Мы не говорим педагогам, поступайте так или иначе; мы говорим им: изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте соображаясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить. Не только обстоятельства, эти бесконечно разнообразны, но и самые натуры воспитанников не походят одна на другую. Можно ли при таком разнообразии обстоятельств воспитания воспитываемых личностей предписывать какие-нибудь общие воспитательные рецепты?” (К.Д. Ушинский)

“Методика воспитания не допускает стереотипных решений и даже хорошего шаблона”. (А.С. Макаренко)

Литература.

  1. Будасси С.А. Защитные механизмы личности. М., 1998
  2. Грановская Р.М, Никольская И.М. Защита личности: психологические механизмы. СПб.: Знание, 1999
  3. Каменская В.Г. Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта. СПб: Детство-пресс, 1999.
  4. Киршбаум Э.И., Еремеева А.И. Психологическая защита. – 3-е изд.-Смысл; СПб.: Питер, 2005
  5. Маликова Т.В., Михайлов Л.А., Соломин В.П., Шатровой О.В. Психологическая защита: направления и методы: Учебное пособие. СПб.: Речь, 2008
  6. Мамайчук И.И., Смирнова М.И. Психологическая помощь детям и подросткам с расстройствами поведения. СПб.: Речь, 2010
  7. Никольская И.М., Грановская Р.М Психологическая защита у детей. СПб.: Речь, 2006
  8. Романова Е.С., Гребенников Л.Р. Механизм психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика. Мытищи, 1996
  9. Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно-развивающие занятия. М.:АРКТИ, 2006
  10. Субботина Л.Ю. Психологическая защита. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2000
  11. Фрейд А. Психология “Я” И защитные механизмы. М.: “Педагогика - Пресс”, 1993

Введение

Защитные механизмы

Заключение

Список литературы

Введение

Подростковый возраст является особым, критическим периодом. Именно в этом возрасте идет активный процесс формирования личности, ее усложнение, изменение иерархии потребностей. Данный период важен для решения задач самоопределения и выбора жизненного пути. Решение таких непростых вопросов существенно осложняется при отсутствии адекватного восприятия информации, что может быть связано с активным включением психологической защиты как реакции на тревожность, напряженность и неопределенность. Изучение и понимание механизмов неосознаваемой саморегуляции у современных подростков - важное условие облегчения решения проблемы самоопределения в этом возрасте.

Психологическая защита у подростков

Защитные механизмы начинают действовать, когда достижение цели невозможно нормальным путем. Опыт, который несовместим с представлениями человека о себе, имеет тенденцию не допускаться к сознанию. Может происходить либо искажение воспринятого, либо его отрицание, либо забывание. Рассматривая отношение личности к группе, коллективу важно учитывать влияние психологической защиты на поведение. Защита является своеобразным фильтром, который включается при существенном рассогласовании между оценками своего поступка или действий близких.

Когда человек получил неприятные сведения, отреагировать на них он может различными способами: уменьшить их значимость, отрицать факты, которые другим кажутся очевидными, забыть "неудобную" информацию. По мнению Л.И. Анцыферовой, психологическая защита интенсифицируется, когда при попытке преобразить травмирующую ситуацию все ресурсы и резервы оказываются почти исчерпывающими. Тогда в поведении человека центральное место занимает защитная саморегуляция, и он отказывается от конструктивной деятельности.

С ухудшением материального и социального положения большинства граждан нашей страны проблема психологической защиты становится все более актуальной. Стрессогенная ситуация обусловливает значительное уменьшение чувства защищенности человека со стороны общества. Ухудшение условий жизни приводит к тому, что подростки страдают от дефицита общения со взрослыми и недоброжелательности со стороны окружающих людей. Возникающие сложности практически не оставляют родителям ни времени, ни сил на то, чтобы узнать и понять проблемы своего ребенка. Появляющееся отчуждение тягостно как для родителей, так и для их детей. Активизация психологической защиты снижает накапливающуюся напряженность, трансформируя поступающую информацию для сохранения внутреннего равновесия.

Действие механизмов психологической защиты в случаях разногласий может привести к включению подростка в различные группировки. Подобная защита, способствуя адаптации человека к его внутреннему миру и психическому состоянию, может стать причиной социальной дезадаптации.

"Психологическая защита - специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта". Функцией психологической защиты является "ограждение" сферы сознания от негативных, травмирующих личность переживаний. Пока поступающая извне информация не расходится со сложившимся у человека представлением об окружающем мире, о себе, он не испытывает дискомфорта. Но как только намечается какое-либо рассогласование, перед человеком встает проблема: либо изменить идеальное представление о самом себе, либо каким-то образом переработать полученные сведения. Именно при выборе последней стратегии и начинают действовать механизмы психологической защиты. По мнению Р.М. Грановской, с накоплением жизненного опыта у человека формируется специальная система защитных психологических барьеров, которая ограждает его от информации, нарушающей его внутреннее равновесие.

Общая черта всех видов психологической защиты состоит в том, что судить о ней можно только по косвенным проявлениям. Осознаются субъектом лишь некоторые из воздействующих на него стимулов, прошедшие через так называемый фильтр значимости, а на поведении отражается и то, что было воспринято неосознаваемым образом.

Информация, представляющая для человека опасность различного рода, то есть в разной мере угрожающая его представлению о себе, проходит цензуру не одинаково. Наиболее опасная отклоняется уже на уровне восприятия, менее опасная - воспринимается, а затем частично трансформируется. Чем меньше поступающая информация грозит нарушить картину мира человека, тем глубже она продвигается от чувственного входа к двигательному выходу и тем меньше она видоизменяется на этом пути. Существует множество классификаций психологической защиты. Единой классификации механизмов психологической защиты (МПЗ) не существует, хотя имеется множество попыток их группировки по различным основаниям.

Защитные механизмы

Механизмы защиты можно разделить по уровню зрелости на протективные (вытеснение, отрицание, регрессия, реактивное образование и т.п.) и дефензивные (рационализация, интеллектуализации, изоляция, идентификация, сублимация, проекция, смещение).

Первые считаются более примитивными, не допускают поступления конфликтной и травмирующей личность информации в сознание. Вторые допускают травмирующую информацию, но интерпретируют ее как бы "безболезненным" для себя образом.

  • уровень "перцептивной защиты" , проявляющийся в увеличении порога чувствительности к негативной информации при несоответствии поступающей информации закодированной, а также вытеснении, подавлении или отрицании. Общий принцип очевиден: удаление неприемлемой для личности информации из сферы ее сознания.
  • уровень нарушения переработки информации за счет ее перестройки (проекция, изоляция, интеллектуализация) и переоценки-искажения (рационализация, реактивное образование, фантазирование); общий принцип - переструктуризация информации.
  • В настоящее время большинство исследователей рассматривают психологические защитные механизмы в качестве процессов интрапсихической адаптации личности за счет подсознательной переработки поступающей информации.
  • Отрицание. Игнорирование потенциально тревожной информации, уклонение от нее с помощью переориентации внимания. Нежелательная информация не пропускается уже на входе принимающей системы. Она необратимо теряется для человека и не может быть впоследствии восстановлена.
  • Подавление. Блокировка неприятной информации либо при ее поступлении в память из воспринимающей системы, либо при выводе из памяти при воспоминании. Оно осуществляется путем такого эмоционального маркирования информации, которое затрудняет последующее произвольное ее воспоминание. Задержанная информация сохраняется в каком-то виде и даже может проявляться в невротических симптомах.
  • Вытеснение. Фильтрация мотивационной компоненты информации при переводе ее из памяти на вход сознания. Осуществляется замена: неприемлемый мотив действий замещается приемлемым. Вместе с тем другие компоненты, касающиеся содержания действий и эмоциональной их оценки, при приемлемом мотиве могут пробиться в сознание и в таком виде осознаваться.
  • Проекция. Замена в сознании компонентов информации, касающихся принадлежности неблаговидного действия или качества себе самому, на принадлежность этого поступка или качества другому конкретному лицу: информация осознается с подменой ее принадлежности. Вытеснение и проекция предотвращают осознание. При вытеснении нежелательная идея отбрасывается обратно в ОНО, а при проекции - во внешний мир.
  • Рационализация. Отфильтровывание и замена в сознании одновременно двух компонентов информации, касающихся истинных мотивов и оценки неблаговидного действия или качества. Социально неодобряемый мотив заменяется на социально приемлемый, оценка отрицательная, при истинном мотиве, на положительную, при измененном, теперь уже приемлемом мотиве. Аргументация социальной приемлемости нового мотива обеспечивается мышлением, а коррекция оценки - эмоциональной сферой.
  • Отчуждение. Отфильтровывание компонентов информации, касающихся отрицательной эмоциональной оценки собственных неблаговидных действий или качеств и их принадлежности себе. Они не заменяются на другие, а капсулируются и поэтому не отражаются в сознании, блокируются. Таким образом, прерываются связи между содержательной частью информации и ее оценкой. Человек не ощущает эмоциональной связи некоторого факта с собственным действием или качеством, либо теряет связи с другими частями своей личности.
  • Замещение. Отклонение неприемлемого действия от исходной мишени и направление его либо на другую мишень, либо в другое пространство реализации, например в мир фантазий.
  • Сновидение. Переориентация (по типу замещения) - перенос действия в иной план; из мира реальных событий в мир событий в фабуле сновидения, где реальные тревожащие факторы маскируются символами. Упорядочивание фактов в бессознательном состоянии представляет собой динамический процесс. Ощущения оживают в образах, и чем сильнее переживания, тем ярче выражающий их образ.
  • Сублимация. Переадресация (по типу замещения) энергетического потенциала с сексуальных и агрессивных реакций на творческие усилия. Объекты и способы реализации сексуальных и агрессивных импульсов заменяются на приемы и объекты приложения творческих усилий. Защита реализуется с участием эмоциональной сферы.
  • Катарсис. Перестройка самой системы ценностей человека. В отличие от других видов защиты, воздействие катарсиса не приводит к изменению отношения к локальному событию или к перемене направленности действия под влиянием сложившейся системы ценностей, а в результате чрезвычайно мощного возбуждения эмоциональной сферы происходит корректировка самоиерархии ценностей. Механизм защиты состоит в изменении масштаба значимости.
  • Механизмы психологической защиты
  • Так как механизмы психологической защиты действуют бессознательно и предназначены для устранения из сферы сознания той информации, которая угрожает внутреннему комфорту и равновесию, то главная задача в работе с данным феноменом - выявление причин такого поведения. Необходимо установить, что поведение изменилось именно в результате активизации защиты.
  • Для проведения исследования определения уровня психологической защиты у учащихся 9-х классов мы использовали опросник "Индекс жизненного стиля". В основу методики положена психоэволюционная теория эмоций Р. Плутчика и структурная модель Г. Келлермана, окончательный вариант методики адаптирован в лаборатории клинической психологии и отделении наркологии Института им.В.М. Бехтерева. В ходе исследования учащиеся были ознакомлены с его результатами.
  • Для выявления тендерных особенностей психозащитного поведения в мужской и женской группах проведен математический анализ результатов теста "Индекс жизненных стилей". Для анализа использованы результаты учащихся 12 и 57 школ г. Новосибирска. Общее количество испытуемых - 118 человек, для математического анализа используется параметрический критерий различия Стьюдента.
  • Таблица 1
  • Значения т-критерия Стьюдента для теста "Индекс жизненных стилей"

ОтрицаниеВытеснениеРегресс-сияКомпенсацияПроекцияЗамещениеИнтеллектуализацияРеактивное образованиеЗначение т эмп 0,9763,927***1,4110,7682,153*1,4481,4803,293**

  • Примечания:
  • * - уровень значимости р<0,05; ** - уровень значимости р<0,01; *** - уровень значимости р<0,001.
  • Таким образом, существенные различия в группах девочек и мальчиков наблюдаются по шкале вытеснение (р<0,001), реактивное образование (р<0,01) и проекция (р<0,05).
  • Примечания:
  • по оси X: 1 - отрицание, 2 - вытеснение, 3 - регрессия, 4 - компенсация, 5 проекция.
  • 6 - замещение, 7 - интеллектуализация, 8 - реактивное образование.
  • Для проведения качественного анализа результатов теста "Индекс жизненных стилей" представим полученные данные в виде диаграммы, рисунок 1, где в процентном соотношении указана частота использования той или иной психологической защиты в группах мальчиков и девочек.
  • Качественный анализ данных показывает, что:
  • в группе юношей наиболее выраженными являются психологические защиты замещение, компенсация, отрицание, регрессия и вытеснение, что соответствует уровню "перцептивной защиты";
  • в группе девушек преобладают такие психологические защиты, как реактивное образование, замещение, компенсация, регрессия и отрицание, что соответствует уровню нарушения переработки информации за счет ее перестройки, переструктуризация информации;
  • наиболее выраженными являются различия по шкале вытеснения, реактивного образования и проекции. Если первый защитный механизм более характерен для мужской группы, то реактивное образование и проекция преобладают в группе девушек. Значимость различий по этим шкалам подтверждена математическим анализом.
  • психологическая защита - это специальная система стабилизации личности, направленная на ограждение сознания от неприятных, травмирующих переживаний, сопряженных с внутренними и внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта.

З. Фрейд указывал, что основная проблема человеческого существования заключается в том, чтобы справиться со страхом и тревогой, которые возникают в самых разных ситуациях. При этом необходимо отметить, что включение механизмов защиты сопровождается субъективным ощущением облегчения - снятия напряжения.

Назначение и цель психологической защиты заключается в ослаблении внутриличностного конфликта (напряжения, беспокойства), который обусловлен противоречием между инстинктивными импульсами бессознательного и усвоенными (интериоризированными) требованиями внешней среды, возникающими в результате социального взаимодействия. Ослабляя этот конфликт, защита регулирует поведение человека, повышая его приспособляемость и уравновешивая психику.

В дошкольном и младшем школьном детстве тревога вызывает дезорганизующий эффект, а мобилизирующее влияние тревога начинает оказывать только с подросткового возраста, когда она может стать мотиватором деятельности, подменяя собой другие мотивы и потребности.

механизм психологическая защита подросток

Тревога - неблагоприятное состояние, которое характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий. А. Фрейд подчеркивала, что защитные механизмы, поддерживая нормальный статус личности, защищают психику, таким образом, предотвращая дезорганизацию и распад поведения. Она сформулировала представление о том, что набор защитных механизмов индивидуален и характеризует уровень адаптированности личности.

Заключение

Поскольку психологическая защита не подразумевает активного изменения и преобразования окружающего мира или работу над своими недостатками, то в определенных условиях она может превратиться в препятствие, которое снижает активность подростков в достижении различных целей, под влиянием психологической защиты поведение причудливым образов изменяется, появляются псевдообъяснения. При этом следует помнить, что действие психологической защиты тесно связано с самооценкой, поэтому для преодоления ее активации в первую очередь, требуется изменение самооценки. Одним из первых шагов здесь является вселение уверенности в своих силах, ослабление страха осуждения, снятие напряженности, ожесточенности, уныния.

Следует очень осторожно и дозировано подходить к изменению реальной оценки ситуации, помочь подростку скорректировать видение ситуации и создать иное представление о себе, свой новый образ. Для решения этой задачи необходимо знать, каким образом функционируют механизмы психологической защиты, как они связаны между собой и какие взаимосвязи с личностными характеристиками они имеют. Изучение психологической защиты представляется существенным для более глубокого понимания подросткового возраста и механизмов саморегуляции поведения.

Список литературы

1.Астапов, В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги. / В.М. Астапов // Психологический журнал. - 2009. - № 5.

2.Астапов, В.М. Тревожность у детей / В.М. Астапов. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009.

.Александровский, Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсации / Ю. ААлександровский. - М.: Медицина, 2006.

.Вассерман, Л.И. Медицинская диагностика. Теория, практика и обучение / Л.И. Вассерман. - СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Академия, 2009.

.Вострокнутов, Н.В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитации / Н.В. Вострокнутов // Школьная дезадаптация. Эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. - М., 2009.

.Грановская, Р.М. Элементы практической психологии / Р.М. Грановская. - 3-е изд., с изм. и доп. - СПб.: Свет, 2007.

.Диагностика школьной дезадаптации / под ред. С.А. Беличевой, И.А. Коробейникова, Г.Ф. Кумариной. - М., 2009.

.Дробинская, А.О. Школьные трудности "нестандартных" детей / А.О. Дробинская. - М.: Школа-Пресс, 2009.

.Иовчук, Н.М. Детско-подростковые психические расстройства / Н.М. Иовчук - М.: НЦЭНАС, 2008.

.Каменская, В.Г. Психологическая защита и мотивации в структуре конфликта: учебное пособие для студентов педагогических и психологических специальностей / В.Г. Каменская. - СПб.: Детство - пресс, 2009.

.Никольская, И.М. Психологическая защита у детей / И.М. Никольская, Р.М. Грановская. - СПб.: Речь, 2009.

.13. Психология: словарь/ под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 2009.

.Фрейд, А. Психология "Я" и защитные механизмы / А. Фрейд. - М., 2009.