Что такое Личность? Понятие личности в практической психологии. Каждого ли человека можно считать личностью? Основные определения Личностью может называться человек

Подробное решение Параграф § 5 по обществознанию для учащихся 8 класса, авторов Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. 2016

Вопрос 1. Кого можно назвать личностью? Какие качества характеризуют сильную личность?

Личность - понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности. Под «личностью» могут понимать или человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности, или устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.

Сильную личность характеризует следующее:

Сильная личность обладает высоким уровнем независимости: независимости от окружающих, от общественного мнения, от предрассудков.

Сильная личность обладает высоким уровнем уверенности в себе, веры в себя.

Сильная личность умеет сдерживать и контролировать свои эмоции.

Сильная личность хорошо понимает, чего хочет от жизни, обладает четко поставленными целями и обладает высокой настойчивостью в достижении целей.

Сильная личность смотрит на мир незамутненным взглядом и подходит к нему с позиций разума.

Вопрос 2. Почему людей волнуют вопросы о смысле жизни? Как сделать правильный выбор жизненных целей?

Для этого существует очень простая, но очень эффективная техника.

1. Четко сформулируйте своё желание: чего бы вам хотелось, какие варианты развития событий вы видите?

2. Встаньте таким образом, чтобы по сторонам у вас было примерно по 1,5 м свободного пространства.

3. Стоя на воображаемой границе, определите для себя, какой вариант у вас будет слева, а какой справа (пример: 1 вариант – стать юристом (слева), 2 вариант – стать врачом (справа)).

4. Представьте образ первого желания, затем визуализируйте второе.

5. Повернитесь спиной к первому варианту и начинайте медленно, не торопясь приближаться к нему. Прочувствуйте, как сильно он вас притягивает. Вы можете сделать шаг «в картинку» и прочувствовать, «прожить» момент, когда ваше желание исполнилось (пример: вы стали успешным юристом, вокруг много людей, вы отвечаете на звонки, на вас дорогая одежда и т.д.). Что вы чувствуете в этот момент? Это могут быть какие-то картинки, чувства, переживания. Затем сделайте небольшой шаг вперёд и выходите из образа.

6. Разворачивайтесь и начинайте так же приближаться спиной ко второму варианту. Подойдите к образу, сделайте шаг внутрь картинки. Позвольте себе «прожить» данную альтернативу (пример: вы стали врачом, вы помогаете людям, чувствуете запах лекарств, на вас медицинский халат, вы идете по коридору клиники и т.д.). Прочувствуйте, насколько вам это нравится. Когда вы достаточно поймёте перспективу развития в данном направлении, также сделайте шаг вперед.

7. Вы побывали в двух образах и теперь, стоя на границе между ними, представьте, что ваша левая рука связана нитью, верёвкой или канатом с первым вариантом, а правая со вторым. Прочувствуйте, какой из образов притягивает сильнее, попробуйте походить: шаг вправо, шаг влево. По своим ощущениям – вы поймете, какой вариант притягивает ваше тело. Если вы не чувствуете притяжения ни к одному из вариантов, то спросите себя, что же для вас важно? В этом случае вы себя обманываете, вы не хотите ни того и ни другого, либо задали неточный вопрос, или для вас не важен ответ.

Вопрос 3. Какие признаки человека характеризуют его как индивидуальность, а какие - как личность? Приведи примеры.

Многие признаки могут быть выделены у всех людей: все имеют тот или иной цвет глаз, тот или иной рост, членораздельную речь, разум и способность к деятельности с применением искусственно созданных орудий труда. Признаки, характеризующие человека как одного из многих себе подобных, принято называть индивидными. Человек как один из людей - индивид. Индивид - это самая общая характеристика человека. Индивидом он является от природы, поскольку его отличительные признаки во многом определены генетически, наследственностью.

Среди признаков человека есть и те, которые свойственны конкретному человеку, одному-единственному. Эти признаки относятся к индивидуальным. Они отличают одного человека от других, по этим признакам человека нельзя перепутать с другими. Если в своих проявлениях человек самобытен, неповторим, его легко отличить от всех иных, о нём говорят: «Это яркая индивидуальность». Особенно дорожат этой характеристикой люди творческого труда - писатели, поэты, художники, актёры, музыканты.

Ещё один признак, присущий только человеку, - быть личностью. Понятие «личность» непременно связывают с существованием общества. Личность несёт в себе определённые ценности, качества, которые общество признаёт значимыми, важными, необходимыми.

Стать личностью - это значит не только обладать важными для общества качествами, но и проявлять эти качества в разнообразной деятельности. Именно в деятельности человек может реализовать многочисленные роли и функции, которые свойственны только людям: роль труженика, семьянина, творца, защитника справедливости и др.

Вопрос 4. Может ли человек проявиться как личность вне общества? Аргументируй свой ответ.

Нет, потому что человек – это социальное существо. Личность человека формируется под влиянием институтов социализации, а значит общества. Поэтому справедливо высказывание: «Личностью не рождаются, личностью становятся».

Вопрос 5. Как соотносятся мировоззрение и жизненные ценности?

Мировоззрение - совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нём человека, а также - его жизненные позиции, программы поведения, действия. Оно придаёт его деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер.

Жизненные ценности – ценности человека, реально организующие его жизнь. Человек может выбирать свои ценности, но если он их выбрал, они становятся над ним и он им подчиняется. Ценности похожи на правила, и то и другое есть совокупность предписаний, но если правила человек иногда хочет обойти, то жизненные ценности - это правила, внутренне обязательные для человека, это то, зачем человек следит сам и чему изменить не может.

Личность обязательно предполагает наличие своего взгляда на мир. Другими словами, невозможна личность без мировоззрения. Этим словом принято определять систему взглядов на мир, на место человека в нём и на смысл его жизни и деятельности. То есть это прежде всего идеи, ценности, взгляды общего характера, которые создают определённую картину мира и человека.

Система таких взглядов есть у любого человека, претендующего на то, чтобы называться личностью. У одних людей вся система их взглядов определяется убеждением в ценности человечества, гуманным и справедливым отношением к другим людям, желанием трудиться на общее благо. Картина мира таких личностей охватывает весь мир во всём его многообразии. Они умеют радоваться разнообразию и богатству красок окружающего мира. Им свойственны и нравственные принципы, и возвышенные идеалы красоты.

Другие люди вполне довольны тем, что их маленький мир ограничен своим домом, близкими и родными а их благом. Житейские заботы и бури составляют для них смысл жизни. Они не задумываются над вечными вопросами о смысле жизни.

Третьи вообще за пределами собственного «я» не видят ничего и не признают за другими людьми равных со своими прав и возможностей. Весь мир таких людей вращается вокруг одного-единственного светоча. Их картина мира сужена до собственных забот и достижений.

Вопрос 6. Какие факторы влияют на выбор профессии?

Для того чтобы твой выбор профессии максимально совпал с ожиданиями и возможностями, необходимо немало. Во-первых, нужна осведомлённость о профессии. Чем больше ты о ней узнаешь, чем правдивее и точнее эта информация, тем меньше вероятность разочарования. Информацию о профессиях можно получить из специальных справочников, книг, в специальной службе профессиональной ориентации. Стоит поговорить с теми, кто в этой профессии чего-то добился.

Во-вторых, следует учитывать мнение футурологов (специалистов по прогнозированию будущего), которые полагают, что в XXI в. придётся не раз на протяжении жизни менять специальность из-за коренных изменений в технологии производства. Значит, важно не просто выбрать

профессию, а скорее определиться с направленностью и областью применения ваших способностей. Области профессиональной деятельности принято делить на следующие: «человек - техника», где главный, ведущий предмет труда - технические системы, вещественные объекты, виды энергии; «человек - природа», где предполагаются в качестве ведущего предмета труда растения, животные или микроорганизмы; «человек - знак» - здесь ведущий предмет труда - условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки (например, компьютерные); «человек - человек» - область ориентирована на работу с людьми, на группы, коллективы; «человек - художественный образ» - эта область использует в качестве ведущего предмета художественные образы, условия их построения.

В-третьих, важно понимать, что далеко не каждый сможет стать в своей профессии знаменитым. А успех и слава не являются автоматическим приложением к профессии. Мода на профессии преходяща, а профессиональный успех - удел тружеников.

В правильном выборе профессии может помочь профессиональная консультация специалистов. Для некоторых профессий необходимо точнейшим образом определить, какова у человека быстрота звуковых и световых реакций, длительность нервной реакции, - всё это можно определить только с помощью специальных установок и приборов.

Кроме удачного выбора профессии, человеку для достижения жизненных целей необходимо утром с радостью идти на работу, а вечером с радостью идти домой. Семья, семейный уют и понимание нужны человеку в разные периоды его жизни. В семейном коллективе, как и в других малых группах, в которых участвует человек, он проявляет себя как личность.

Вопрос 7. Какие этапы проходит личность в процессе становления?

Этот процесс на протяжении жизни включает три основные фазы.

Первая фаза состоит в освоении действующих в той или иной группе норм (нравственных, учебных, производственных и др.) и овладении теми приёмами и средствами деятельности, которыми владеют другие члены этой группы. На этой фазе человек усваивает образцы жизнедеятельности группы, становится как все. Данная фаза может быть названа адаптацией.

Вторая фаза может быть определена как фаза индивидуализации. Суть её состоит в том, что человек ищет средства и способы для обозначения своей индивидуальности. При этом мобилизуются все внутренние ресурсы для её утверждения. На этой фазе личности важно, чтобы люди отметили её индивидуальные особенности, признали и оценили её.

Третья фаза - интеграция. Здесь человек стремится найти лучшее применение своим индивидуальным свойствам. Он становится частью целого - группы, общности, всего общества.

Каждая из названных фаз помогает человеку стать личностью, шлифует его важнейшие качества. Успешное преодоление трудностей в каждой из фаз даёт возможность сформироваться довольно устойчивой структуре личности. Выход из сложностей становления личности - в понимании закономерностей этого процесса, умении верно оценивать свои возможности, понимать требования группы, совершать верный нравственный выбор.

Вопрос 8. О человеке говорят: «Он - яркая личность». Назови, какие признаки могут послужить основанием для такой оценки.

Сильный духом, уверенный в себе человек, имеющий принципы и собственное мнение, и умеющий убедить в своей правоте окружающих. Заражающий своей энергией всех вокруг. Которого непросто забыть.

Вопрос 9. Составь (в тетради) схему «Агенты социализации», указав, какие агенты социализации относятся к первичным, какие - к вторичным.

В классе возник спор. Андрей утверждал, что все люди являются людьми уже потому, что они родились среди людей, обладают всеми внешними признаками, характерными для человека, и поэтому нет смысла в разных названиях человека: личность, индивид, индивидуальность. Татьяна возражала, что личностью можно назвать далеко не каждого человека, а только того, кто сделал что-то выдающееся, прославил своё имя.

Какова твоя позиция в споре? Какие аргументы ты можешь привести?

Я согласен с Татьяной. Личность - понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности. Под «личностью» могут понимать или человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» - в широком смысле слова), или устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.

Вопрос – – не простой, как для философов и психологов, так и для всех остальных людей. Определений и разъяснений понятия Личности очень много, но, к сожалению, большинство из них такие мудрёные, что сути то и не поймёшь. Стоит просто вбить данный вопрос в поисковике и почитать ответы на первых десяти сайтах. Наша задача дать простые определения и объяснения понятия Личности так, чтобы было понятно абсолютно каждому человеку – что такое Личность, кто Личностью является, а кто нет и почему.

Большинство людей предпочитают думать, что если ты человек, вернее, если у тебя тело человека и ты можешь говорить по человечески, то это автоматически означает, что ты Личность. Это не так! Но, личностью ещё нужно стать, сформировать себя как Личность, как человека достойного и сильного.

Потому что каждый, вокруг себя можно видеть очень разных людей, которые не являются полноценными личностями, людей, которых никак не назовёшь достойными и сильными. Многие, те, кто являются рабами своих страхов, инстинктов, желаний и пороков – больше относятся к животным в теле человека, чем к людям достойным. Примерно то же можно сказать и про людей падших – алкоголиков, наркоманов, преступников, различного рода извращенцев. У них, конечно, также могут быть какие-то достоинства и личностные качества, но их недостатки, пороки и злые дела напрочь перечёркивают то добро, которое в них есть. Также, сложно назвать Личностью, человека слабого, который по жизни – как бревно по течению, ни к чему не стремится, ни чего не достиг, ничего в себе достойного не сформировал, ничего значимого после себя для этого мира и своих предков не оставил. Что жил, что не жил. Вот и решайте сами, достойны такие люди, чтобы называться Личностями или нет?

Так что же такое Личность? Определение Личности

Я приведу, надеюсь, понятные для каждого определения и описание Личности:

Личность – это сильный и достойный человек, способный ставить и достигать цели.

Сильный человек – тот, который способен изменять себя к лучшему: устранять свои недостатки (слабости, пороки, вредные привычки, негатив) и формировать необходимые достоинства (убеждения, личные качества, таланты, способности).

Достойный человек – тот, кто выстраивает себя и свою жизнь в соответствии нравственными принципами () и определённым кодексом Чести (на основе понимания, что достойно, а что не достойно).

Ставить и достигать Цели – : служение обществу, работа, развитие, семья, друзья, достойный образ жизни, отдых, другие.

Формирование Личности – обучение развитию (как изменять себя к лучшему и устранять проблемы), как ставить и достигать цели (быть успешным в жизни и счастливым в душе): выстраивать прекрасные взаимоотношения, делать карьеру, организовывать свою жизнь, воспитывать детей, быть наставником для других, отдыхать и мн. др. Одни словом, формирование личности – обучение, как жить достойно, а не существовать убого!

Конечно, Личность и развитие Личности – это очень не просто и для понимания, и тем более для реализации всего выше сказанного в собственной жизни. Начиная с понимания Структуры Личности (из каких частей личность состоит). Но без этого понимания, без соответствующих знаний человеку очень сложно будет добиться чего-либо значимого в этой жизни, стать достойным, успешным и счастливым.

Так что оценивайте сами – вы уже реализованная личность или вы только в начале пути, и ещё даже не начинали формировать себя как личность, как человека сильного, достойного, успешного и полезного для этого мира!

Личностью в психологии называют человека как носителя сознания. Считается, что личностью не рождаются, а становятся в процессе бытия и трудовой деятельности, когда, общаясь и взаимодействуя, человек сравнивает себя с другими, выделяет свое «Я». Психологические свойства (черты) личности полно и ярко раскрываются в деятельности, общении, отношениях и даже во внешнем облике человека.

Личности бывают разные - гармонично развитые и реакционные, прогрессивные и односторонние, высоконравственные и подлые, но при этом каждая личность неповторима. Иногда это свойство - неповторимость - называют индивидуальностью, как проявление единичного.

Однако понятия индивид, личность и индивидуальность не тождественны по содержанию: каждое из них раскрывает специфический аспект индивидуального бытия человека. Личность может быть понятна только в системе устойчивых межличностных связей, опосредованных содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности каждого из участников.

Межличностные связи, формирующие личность в коллективе, внешне выступают в форме общения или субъект - субъектного отношения наряду с субъект - объектным отношением, характерным для предметной деятельности.

Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих ее индивидуальность - сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах характера, темперамента, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов, в способностях, индивидуальном стиле деятельности.

Образ жизни как социально - философское понятие отбирает в многообразии качеств и свойств, присущих данной личности, лишь социально устойчивое, социально типичное, характеризуя общественное содержание ее индивидуальности, раскрывая человека, стиль его поведения, потребности, предпочтения, интересы, вкусы не со стороны его психологических особенностей, отличающих его от других людей, а со стороны тех свойств и черт его личности, которые заданы самим фактом его существования в определенном обществе. Но если под индивидуальностью подразумевается не особенность внешнего облика или манеры поведения человека, а уникальная форма существования и неповторимого проявления общего в жизнедеятельности личности, то индивидуальное есть тоже социальное. Поэтому образ жизни личности выступает как глубоко индивидуализированная взаимосвязь объективного положения человека в обществе с его внутренним миром, то есть представляет своеобразное единство социально типизированного (унифицированного) и индивидуального (уникального) в поведении, общении, мышлении и бытовом укладе людей.

Иначе говоря, мировоззрение личности приобретает общественно - практическое и полноценное в нравственном плане значение постольку, поскольку оно стало образом жизни человека.

С нравственной точки зрения признаком личностного развития человека выступает его способность поступать по внутреннему убеждению в самых сложных житейских ситуациях, не перелагать ответственность на других, не полагаться слепо на обстоятельства и даже не просто «считаться» с обстоятельствами, но и противостоять им, вмешиваться в ход событий, проявляя свою волю, свой характер.

Велики значения и роль коллектива в формировании и воспитании личности. Правило воспитания, сформулированное замечательным советским педагогом А.С. Макаренко: исходить из признания воспитуемого личностью. И делать это надо со всей серьезностью, не отказывая воспитуемым в признании возможности совершения ими тех подвигов, о которых воспитатель говорит как о высоких образах достижения исключительных результатов в области производства, науки и техники, литературы и искусства.

Пусть не все мечты сбудутся и не все замыслы осуществятся. Пусть не все молодые люди, с которыми имеет дело воспитатель, окажутся достаточно одаренными или сумеют полно выявить свои способности. Речь идет о другом. Все они наверняка будут облагорожены отношением к ним как к высшей ценности, неповторимым индивидуальностям, могущим при надлежащем развитии явить миру все доступные человеку достижения творческого духа. В худшем случае творческая личность может не получиться, но сформируется человек, который, как минимум, не будет препятствовать становиться творческими личностями другим.

Не станешь личностью, копируя кого бы то ни было. Могут получиться лишь убогие односторонности. Строительство собственной личности не может быть осуществлено по какому-то типовому проекту. Как максимум, здесь можно получить только общие установки. Надо всегда рассчитывать на предельную реализацию человеческих возможностей, никогда не говоря заранее: «Это у меня не получится»,- испытывать всесторонне свои задатки.

Поэтому развитие человека - процесс становления личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов. Развитие проявляется как прогрессивное усложнение, углубление, расширение, как переход от простого к сложному, от незнания к знанию, от низших форм жизни и деятельности к высшим.

Природа очень много дала человеку, но породила слабым. Чтобы сделать его сильным, вполне самостоятельным, надо еще много потрудиться. Прежде всего, обеспечить физическое развитие. В свою очередь, физическое и физиологическое развитие лежит в основе психологического развития как развитие духовное. Постоянно усложняются и углубляются процессы отражения человеком действительности: ощущения, восприятия, память, мышление, чувства, воображение, а также более сложные психические образования: потребности, мотивы деятельности, способности, интересы, ценностные ориентации. Социальное развитие человека есть продолжение психического развития. Оно состоит в постепенном вхождении в его общество - в общественные, идеологические, экономические, производственные, правовые, профессиональные и другие отношения, в усвоении своих функций в этих отношениях. Усвоив эти отношения и свои функции в них, человек становится членом общества. Венцом является духовное развитие человека. Оно означает осмысление им своего высокого предназначения в жизни, появление ответственности перед настоящими и будущими поколениями, понимание сложной природы мироздания и стремление к постоянному нравственному совершенствованию. Мерой духовного развития может быть степень ответственности человека за свое физическое, физиологическое, психическое и социальное развитие. Духовное развитие все более признается сердцевиной, ядром становления личности в человеке.

Развитие каждого своего представителя человечество обеспечивает через воспитание, передавая опыт свой собственный и предшествующих поколений.

Воспитание - в широком смысле представляет собой целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности. Воспитание в узком смысле слова - систематическое и целенаправленное воздействия воспитателя на воспитуемых с целью формирования у них желаемого отношения к людям и явлениям окружающего мира.

Новорожденному родители передают опыт вертикального хождения, речевого общения, младшему школьнику - опыт математических преобразований, письменного общения, подросткам и юношам - опыт разнообразной деятельности и т.д. Всю жизнь человек усваивает какой-то и чей-то опыт и лишь на его основе создает свой. Только став наследником прошлого, он становится полноценным членом своего общества. В этом смысле воспитание есть культурно - формирующий процесс. В процессе воспитания человека идет его развитие, уровень которого затем влияет на воспитание, изменяет, углубляет его. Более совершенное воспитание ускоряет темпы развития, которое потом опять влияет на воспитание. На протяжении всей жизни человека эти явления взаимно обеспечивают друг друга.

К. Маркс и Ф. Энгельс уделяли большое внимание проблемам воспитания и образования молодежи. Они подходили к ним с различных, но тесно связанных друг с другом сторон - социальной, идеологической, педагогической и т.д., оценивая роль воспитания высшей мерой - влиянием на развитие личности, на ход общественного прогресса.

Воспитание они рассматривали как одно из важнейших средств.

В совокупности мысли Маркса и Энгельса о воспитании цельную диалектико-материалистическую концепцию, которая основывается на следующих положениях: воспитание обусловлено господствующими общественными отношениями; носит исторический и классовый характер; имеет свои объективные закономерности.

Под воспитанием мы понимаем три вещи:

Во - первых : умственное воспитание.

Во - вторых : физическое воспитание.

В - третьих : техническое обучение.

Маркс и Энгельс уделяли большое внимание идейному воспитанию, приобщению молодежи к истории и традицияям революционной борьбы.

Под умственным (интеллектуальным) воспитанием основоположники марксизма понимали «умственное образование», которое подрастающее поколение должно получать, прежде всего, в школе. Маркс и Энгельс призывали молодежь к настойчивой, систематической учебе, к постоянному самообразованию, что настоятельно диктуется жизнью.

Необходимым условием технического образования подрастающего поколения Маркс и Энгельс называли соединение воспитания с производительным трудом.

В системе воспитания молодежи основоположники марксизма, важное место отводили физической культуре. Большую роль этих занятий Энгельс видел и в подготовке юношей к военной службе.

О каких бы «составных частях» воспитания ни говорили основоположники марксизма, их мысль так или иначе была направлена на важнейшую проблему - всестороннее развитие личности. Ее формированию в конечном счете должны служить и каждая из этих составных частей, и весь процесс воспитания в целом.

Передавать опыт, следовательно, воспитывать, можно через средства массовой информации, в музеях через искусство, посредством религии, в системе управления через политику, идеологию, непосредственно в семье, на производстве через производственные отношения и т.д. Среди них особо выделяется образование.

Образование - процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Образование получают, в основном, в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов. Образование в буквальном смысле означает создание образа, некую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью. Поэтому образование нередко трактуют как результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, навыков и умений, отношений. Тогда говорят об образованном человеке. Образованность - качество развившейся личности, усвоившей опыт, с помощью которого она становиться способной ориентироваться в среде, приспосабливаться к ней, охранять и обогащать ее, приобретать о ней новые знания и посредством этого непрерывно совершенствовать себя, т.е. опять же повышать свою образованность.

Человек рождается без знаний и умений, но через воспитание и образование получает все это в соответствии с возрастом. На каждом возрастном этапе развитие получает свою степень сформированности, не исчерпывая себя. Так поэтапно формируются идеалы, мотивы поступков, отношения и другие свойства человека.

Но ведь сам человек активен уже с рождения. Его роль в воспитании, образовании огромная, если не решающая. Дело в том, что человек рождается со способностью к развитию. Он не сосуд, куда «сливается» опыт человечества. Он сам способен этот опыт приобретать. Человек сам создал внешние факторы своего развития.

Основными факторами человека являются самовоспитание, самообразование, самообучение.

Самовоспитание - это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Самовоспитание - процесс, входящий в состав воспитания и направленный тоже на развитие человека. Благодаря ему человек в любой воспитательной системе сохраняет себя как независимое природное и социальное существо, несмотря на всю интегрированность, т.е. слитность его с природой и обществом.

Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания не возможно. Их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса, либо как взаимопродолжающие друг друга процессы.

Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться.

Самообразование - это система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие.

Самообразование является мощным фактором, выполняющим и обогащающим образование, организованное обществом.

Самообучение - является аналогом учению.

Самообучение - это процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств.

Здесь огромную роль играет внутренний душевный мир человека, не только сознание, но и бессознательный фактор, интуиция, умение учиться не только у учителя, но и других людей, друзей, у природы. О таком самообучении в народе говорят: «учиться у жизни.» Самообучение основывается на потребности в знаниях, на врожденном познавательном инстинкте.

Основоположники марксизма глубоко раскрыли такую сложную проблему, как «человек и обстоятельства».

Характер каждого человека слагается всегда из двух элементов: природного, коренящегося в телесном организме человека, и духовного, вырабатывающегося в жизни, под влиянием воспитания и обстоятельств. Но как ни разнообразны человеческие типы у образованных народов, вследствие бесконечного разнообразия типов родовых, семейных и личных, природа всегда успевает в бесчисленном множестве характеристических черт в наружности человека выдвинуть на первый план черту народности.

Черта национальности не только заметна сама по себе, но примешивается ко всем другим характеристическим чертам человека и сообщает каждой из них свой особый оттенок.

Общественное воспитание, которое укрепляет и развивает в человеке народность, развивая в то же время его ум и его самосознание, могущественно содействует развитию народного самосознания вообще.

Если человек черпает все свои знания, ощущения и пр. из чувственного мира и опыта, получаемого от этого мира, но надо, стало быть, так устроить окружающий мир, чтобы человек в нем познавал и усваивал истинно человеческое, чтобы он познавал себя как человека. Если характер человека создается обстоятельствами, то надо, стало быть, сделать обстоятельства человечными.

Педагог К.Д. Ушинский был глубоко убежден, что воспитание свободной, самостоятельной и активной человеческой личности является необходимым условием общественного развития.

ВЫВОД

Личностью - социальной единицей, субъектом, носителем социально - человеческой деятельности - ребенок станет лишь там и тогда, где и когда сам начнет эту деятельность совершать. На первых порах с помощью взрослого, а затем и без нее.

Личность и возникает тогда, когда индивид начинает самостоятельно, как субъект, осуществлять внешнюю деятельность по нормам и эталонам, за данным ему извне - той культурой, в лоне которой он просыпается к человеческой жизни, к человеческой деятельности. Пока же человеческая деятельность обращена на него, а он остается ее объектом, индивидуальность, которой он, разумеется, уже обладает, не есть еще человеческая индивидуальность.

Поэтому - то личность и есть лишь там, где есть свобода. Свобода подлинная, а не мнимая, свобода действительного развертывания человека в реальных делах, во взаимоотношениях с другими людьми, а не в самомнении, не в удовольствии ощущения своей мнимой неповторимости.

Хотите, чтобы человек стал личностью? Тогда поставьте его с самого начала - с детства - в такие взаимоотношения с другим человеком, внутри которых он не только мог бы, но и вынужден был стать личностью.

Начиная с 7-го класса на уроках обществознания дети начинают изучать, кого называют личностью. Понятие о личности — это основа психологии, обществознания, начало приближения ребенка к науке, к ее пониманию. Знаний детей может быть достаточно для того чтобы понять, кто такая личность. Однако не всегда ребенку легко осознать и принять понятие о личности. В данной статье мы разберем, кого можно назвать личностью.

Основные понятия о личности

Личность — это каждый человек, который индивидуально отличается от других. Рассмотрим данное определение более подробно.

В основном людям от природы дан единый ум, то есть люди одного возраста (в общем случае), должны быть одинаково развитыми, иметь единые представления о примитивных вещах. Так кого называют личностью? Можно заметить, сравнивая одинаковых по объему памяти, физическим и умственным способностям, воображению, людей, что они ведут себя совершенно по-разному. Данные различия практически невозможно объяснить. Но эти различия делают каждого человека личностью.

Личность — это человек с индивидуальными качествами. Личностью может быть абсолютно каждый человек, например человек с какими-то психологическими, физическими, умственными особенностями.

Сильная личность

А кого называют сильной личностью? Сильная личность — это человек, который ставит себя превыше всех обстоятельств, воспринимает по-другому все сомнения и трудности. Этот человек не перенимает у кого-либо манеру одеваться, может не следовать моде, а отдаваться лишь своим собственным предпочтениям. Главное, что делает человека сильной личностью — это его собственное поведение. Кого называют личностью? Того, ведет себя так, как велят ему собственные убеждения. Он не боится, что кого-то отпугнет своим поведением, а поступает лишь так, как указывает ему его сердце.

К сожалению, в сегодняшнем мире можно встретить не так уж много сильных личностей. Каждый старается что-то перенять у другого, поступить так, как делают остальные. Страх и предубеждение — вот что мешает человеку оступить от навязанных норм и делать так, как нужно ему.

Как стать сильной личностью?

Кого называют личностью? Человека, имеющего целостный внутренний мир. Но даже личность может превратиться в копию кого-то, то есть потерять свои индивидуальные качества и особенности, стать частью толпы. Но и наоборот, личность может превратиться в сильную личность.

Тот самый человек, кого можно назвать личностью, должен сделать первый большой шаг на пути к преодолению ненужных принципов и норм. Он может победить тенденциозность, перестать следовать другим. Человек, который может открыто встать против всего общества, направленного против него, защитить свои собственные взгляды на жизнь, свои устои — это человек, который является сильной личностью.

История показывает, что к сожалению, быть сильной личностью — не всегда значит быть хорошим человеком. На уроках обществознания говорят о такой сильной личности, как Адольф Гитлер. Однако, сильной личностью была и Коко Шанель, которая не только добилась огромных успехов в своем деле, но и убедила людей, которые сначала не понимали ее, что она все делала правильно.

Какого человека можно назвать личностью?

    Любой абсолютно человек уже личность, нашпигованная хорошими и плохими качествами. В зависимости от того, что преобладает, личность может быть заметной, выдающейся, и наоборот. Только почему то принято именно о человеке хорошем, который заслуживает внимания, говорить, что он личность. Но это неправильно. То что общепринято, не означает верно.


    Такой вопрос очень часто задают на уроках обществознания.

    Человеком все являются от рождения. Личностью люди становятся. Для того, чтобы стать личностью, необходимо быть цельным, взрослым человеком с определенной системой взглядов, принципов и мировоззрением.

    Мне кажется, что личностью можно назвать человека взрослого, опытного и не просто прожившего жизнь, а сделавшего определенные выводы. Ведь личность это не какой- то конечный продукт, человек живет, развивается, делает ошибки, анализирует их и делает выводы. Личность это человек думающий, чувствующий, переживающий, сострадающий, духовно развивающийся, принимающий жизнь, открытый всему новому и не застрявший где-то в начале своего пути.

    Чаще всего понятию личность привязывают социальное значение: это человек, который живет в обществе и обладает необходимыми навыками общения и взаимодействия с остальными людьми. Личность не только знает о запретах, нормах поведения и т.д., но также и строго соблюдает их.

    Личность пользуется выработанной стратегией поведения.

    Индивид, называемый личностью, но уже с точки зрения психологии, имеет четко выраженный социальный тип, ему присущи индивидуальные признаки и их особенности. В числе прочих назовем основные признаки, или составные элементы личности:

    • способности;
    • задатки;
    • характер;
    • темперамент;
    • направленность.
  • Любого человека. Причем находясь еще в утробе матери с 28 недель беременности человек уже считается личностью. Не обязательно быть личностью с Большой буквы или иметь много хороших качеств, ведь аморальный человек — он тоже личность. Также как и хитрый и злой.

    личностью можно назвать человека с достаточно сформировавшимся мировоззрением.в котором есть достаточно понятная своя логическая система по которой он живт и принимает решение.человек который полностью ответственен за свои поступки и сам лично принимающий решение.

Отличительная черта сильного человека – непоколебимая уверенность в себе, своих действиях и поступках. Все, что он совершает, выполняется с позиции единственно верного решения в данной ситуации. При этом человек осознает свои реальные возможности и старается их расширять, ставя цели и идя к ним, несмотря ни на что. Сильный человек стремится к тем вершинам, которые до него еще никто не покорял – он должен и способен доказать себе и окружающим свои возможности. Сильной называют личность , которая ставит себя превыше всего – денег, достатка, семьи, родных и т.д. Такие люди абсолютно по-иному воспринимают трудности и сомнения – для них все, что вызывает страх и неуверенность у других людей, притягательнее всего. Они идут именно туда, ломая стереотипы и нарушая все правила.Хорошая сторона сильной личности – коммуникабельность. Такой человек не будет стараться кого-то изменить, навязать свое мнение, переубедить – он просто воспринимает других людей такими, какие они есть. Он начинает менять себя, добиваясь нужной цели.Сильная личность полностью принимает ответственность за свою жизнь – она осознает то, что никто не волен распоряжаться чужой судьбой.


же работая, сильный человек стимулирует себя не величиной зарплаты, а интересом – нужно выяснить что получится, если сделать так и так.Людям бывает трудно признаться в том, какие реальные чувства они испытывают в конкретный момент – слабые люди начинают скрывать их, прикрываясь жалостью, какими-то личными мотивами. Сильный человек всегда ясно выражает свои эмоции – если ему скучно, то он прямо об этом говорит. При этом он редко стыдится своих проявлений и почти никогда не испытывает чувства вины. Сильный человек не признает авторитетов – он верен только себе. Он все делает по-особенному, проявляя свою индивидуальность – творческие люди почти всегда являются сильными личностями. Их часто посещают безумные и гениальные идеи, которые они тут же воплощают в жизнь. Общаться с такими людьми всегда легко – под них не надо приспосабливаться, они открыты и искренни, обладают здоровым чувством юмора и очень любят жизнь. Они могут посмеяться над собой, а это показатель психического равновесия и стабильности.





1.Что такое дyxoвнo-нpaвcтвeнныe ориентиры человека, кaкова их роль в деятельности?

2. В чем состоит содержание и значение «золотого правила» нравственности? Какова сущность категорического императива?
3. Что такое моральные ценности? Охарактеризуйте их. В чем состоит особое значение моральных ценностей для граждан нашей страны в наиболее трудные моменты ее исторического развития?
4. Почему становление нравственных качеств человека нeвозможно без самовоспитания?
5. В чем состоит сущность мировоззрения? Почему мировоззрение нередко называют стержнем Ayxoвнoгo мира личности?
6. Какие типы мировоззрения выделяет наука? Чем характеризуется каждый из них?
7. Что общего в понятиях «мораль» И «мировоззрение»? В чем их различие?
8. В чем состоит значение мировоззрения для деятельности человека?

что такое свобода выбора?

кто имеет свободу выбора?
как свобода выбора связана с ответственностью?
что такое ответственность?
разновидности ответственности.
как знание морали влияет на поведение личности?
как анализировать свои помыслы и поступки?

1) Что такое мировое общество 2) Как общество влияет на природу и в чём выражаются доиндуствриальное, индустриальное и постиндустриальное

общество?

3) В чём проявляется социальный и научно-технический прогресс?

4) Как бы вы охарактеризовали главные проблемы человечества?

5) Каким образом человек превращается в личность?

6) Что таоке социализация и воспитание?

1)Что такое религия в широком и узком

1)Что такое религия в широком и узком смысле слова? Можно ли, на ваш взгляд, дать такое её определение, которое одинаково устроит и людей верующих и атеистов? Почему?

2)Охарактеризуйте роль религии в жизни человека,общества,государтсва. В чем состоит моральная сила религии?

3)Что такое мировая религия? В чем суть дискуссии о количестве мировых религий? Как вы думаете, из каких критериев исходят те специалисты, которые называют более трёх мировых религий?

4)Какую роль мировые религии играли и играют в истории человечества?

5)Какую роль играет религиозный фактор в современных конфликтах? Можно ли сказать, что зачастую он является лишь поводом для начала вооруженного противостояния?