Ораторское искусство для начинающих: упражнения и правила. «Ораторское искусство и деловое общение»

Описание:

При помощи данных знаний вы сможете гарантированно увеличить свой доход, улучшить свои личные и профессиональные отношения в лучшую сторону, подняться в своей карьере на новый уровень, найти новые связи, партнеров и коллег. Интересно?

Если ваш ответ ДА хотя бы по одному пункту, то изучайте ораторское мастерство, психологию общения, манипулятивные стратегии поведения и элементы актерской игры на благо оратора.

Материал курса составлен таким образом, что поможет каждому подняться на новый уровень жизни и заработать больше денег минимум в два раза. Потому что цель любого образования, будь то школа, колледж, университет, корпоративное образование, заключается в том, чтобы зарабатывать значительно больше денег, а не меньше .

Структурированное и увлекательное повествование автора курса, при помощи авторских слайдов, закадрового голоса, включенных практических упражнений и самостоятельных тестов, поможет вам эффективно и многократно обращаться к материалу в нужное место и почерпнуть новый слой смысла и содержания.

Онлайн курс Оратор-Мастер подходит абсолютно всем, от школьников до бизнесменов, а также тренерам. Каждый находит в этом материале новый уровень мастерства, к которому необходимо стремиться .

Каждая лекция, каждая затрагиваемая тема, каждый слайд внутри лекции, каждый комментарий к каждому слайду несет в себе новую и практически применяемую информацию . Что и как можно и нужно делать, с примерами, а не кто такой идеальный оратор.

Если вы хотите получать удовольствие от жизни, быть убедительным собеседником, не стесняться выражать свои мысли и чувства, повысить свою продуктивность в общении - то этот курс для вас.

Цель не сделать из вас профессиональных ораторов, но помочь каждому значительно лучше разобраться в элементах ораторского мастерства, и через это повысить свою продуктивность в общении, разобраться в манипуляциях, научиться противодействовать этим манипуляциям, разобраться в различных сценариях поведения людей.

Задача курса показать вам и погрузить вас в огромное количество слоев понимания этого мастерства коммуницирования, презентаций, переговоров, отношений, личностного роста.

Изучив материал курса вы перестанете испытывать значительный стресс и страх общения , и это позволит вам лучше общаться не только перед большой публикой, но и с коллегами на работе, и с друзьями, и в семье.

Я как преподаватель и автор курса ставлю перед собой и перед вами реальные цели, и не обещаю невыполнимое . На протяжении всего курса я называю вещи своими именами, и хочу научить вас этому же мастерству. Чтобы вы знали, понимали и умели столько же, сколько и я, и даже больше.

Есть тезис, с которым я полностью согласен:

Успешный человек – это оратор.

  • Потому что речь – это важный инструмент СОВРЕМЕННОГО УСПЕШНОГО человека.
  • Каждый из вас, уверен, приобретает мобильный телефон с максимальным количеством полезных функций: чтобы он мог не только звонить , но и фотографировать, снимать видео. Так? И это уже не кажется излишеством.
  • Так и любой работодатель хочет нанимать сотрудников с максимальным количеством полезных функций . Умение выступать , делать презентации , доклады полезная функция работника , согласны?

Легко ли обучиться ораторскому искусству?

На мои курсы Ораторского Искусства записываются разные люди. И уверенные в себе люди и неуверенные. Но спустя время – это уже хорошие ораторы.

Причем стопроцентно.

Поэтому я и знаю, что научиться ораторскому искусству легко. Любому человеку с любыми данными.

Не верьте тем людям, которые Вам скажут, что обучиться риторике сложно.

  • Это так же сложно и одновременно легко, как научиться ездить на велосипеде, плавать или готовить на кухне.
  • Долго верил своим друзьям, что научиться играть на гитаре удается лишь избранным. До 18 лет верил. А потом купил гитару и уже через месяц играл вполне сносно. Еще через пол года был одним из лучших в своем общежитии.

А еще я слышал, что оратору нужны какие-то врожденные данные и способности. Например, харизма или уверенность в себе

Да, не помешают.

Это все хорошо. Но ко мне чаще всего приходят люди без этих качеств. Но… они делают уроки, выполняют упражнения… И получают отличные результаты в ораторском искусстве.

Приобретая попутно и харизму и уверенность

Нужны данные. Но другие. Хотя бы легкое чувство самолюбия и слегка самодисциплины.

А еще полезно вспомнить, что лень – не самое главное в жизни.

Можно ли обучиться ораторскому искусству по самоучителю?

В знаменитой пословице говорится, что осла можно подвести к воде, но ни один шайтан не заставит его напиться.

Кто бы нас ни учил, как бы ни учил, а учимся мы сами. И от того, насколько необходимы нам знания, настолько и учимся.

В любом обучении есть два основных элемента: теория и практика

Без теории обучаться можно, но сложно. Теория помогает быстрее овладеть знаниями, и быстрее овладеть практикой . Без практики (без уроков и упражнений) обучаться еще сложнее. Знания без практики – просто слухи , которые постепенно забываются . Попеременно получая знания и закрепляя их на практике , мы учимся любым навыкам.

Позже, когда навык усваивается, мы не вспоминаем знания, и не контролируем свои действия – мы просто делаем.

Ораторское искусство не простой навык.

Овладение риторикой требует практических упражнений, связанных с выступлениями перед другими людьми.

  • Можно выполнять упражнения самому, перед зеркалом .
  • Можно – упражнения перед видеокамерой .

Но в этом случае полезно периодически находить практику выступлений, на работе, на собраниях, на вечеринках.

Один из способов организовать практику – собрать группу друзей, которым тоже интересно овладеть ораторским искусством бесплатно и вместе обучаться.

Так часто и происходит. Опрашиваются друзья или коллеги, которые хотят обучиться урокам ораторского мастерства бесплатно. Желающие обучиться риторике всегда находятся. А после первой встречи слухи о полезном досуге приводят и малознакомых людей. И все уроки и упражнения из этой книги можно делать вместе.

Можно обучаться вдвоем с другом .

Делать практические упражнения вдвоем.
И, попеременно, быть требовательным учителем и талантливым учеником.

Очень приветствуется собирать семейные вечера , и выполнять упражнения в кругу семьи.

Это интересный и полезный семейный досуг. Вот увидите – уроки по ораторскому искусству понравятся всем членам вашей семьи.

Но если Вы, все же, будете риторикой заниматься самостоятельно – это тоже хорошо. Ведь многие практические упражнения можно делать самостоятельно.

Итак, с чего нужно начать?

1.Теория.

2. Практика.

Урок №1.

Начнем с простого упражнения. Прочитайте любую из этих притч:

Станьте перед зеркалом и расскажите своими словами любую из них.

Если перед зеркалом уже получается хорошо – включите видеокамеру.

Веб-камеру, например, или видеокамеру на смартфоне.

Когда и это получится хорошо – расскажите эту притчу кому-нибудь из друзей.

В следующий раз то же самое можно проделать с любой историей (новостью) из Интернета.

Вот пример.

  • Самая обычная история рассказанная самым обычным человеком:

Думаю, полезно один раз обучиться ораторскому искусству, чтобы потом пользоваться всю жизнь.

Впрочем, предисловие затянулось – пора переходить к следующим главам.

Умение говорить уверенно и грамотно существенно упрощает жизнь человека и помогает в работе. Публичные выступления являются составной частью журналистики и педагогики. Овладение ораторским искусством является обязательным условием для человека, решившего связать свою жизнь с политикой, бизнесом, общественной деятельностью.

«Эристика, или Искусство побеждать в спорах»

Артур Шопенгауэр

В вопросах риторики не лишним будет обратиться к советам классиков. Немецкий философ Артур Шопенгауэр был замкнутым и мнительным человеком. Но это не мешало ему свободно владеть пятью иностранными языками и быть остроумным оратором. Шопенгауэр славился умением одерживать победу в любых спорах.

В своей книге философ анализирует эристику как науку правильного ведения споров и рассматривает основные приёмы демагогии. Автор перечисляет более тридцати уловок, помогающих запутать оппонента и заставить его допустить ошибку. Философ уделяет внимание как логическим, так и психологическим приёмам. Произведение Шопенгауэра не потеряло своей актуальности даже спустя почти двести лет.

«Античное ораторское искусство»

Андрей Козаржевский

Древние греки славились своим красноречием. В античной Греции политики и философы владели словом не хуже, чем поэты и трагики. Судебные речи того времени являются объектом литературоведения наравне со стихами и поэмами.

Специалист в области классической филологии Андрей Козаржевский посвятил книгу ораторам классической эпохи. В труде рассмотрены и проанализированы труды и речи Аристотеля, Платона, Демосфена, Цицерона.

«Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично»

Дейл Карнеги

Дейл Карнеги является одним из самых известных психологов XX века. Его книги и эссе стали мировыми бестселлерами. Произведение «Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично» стало последним трудом Карнеги и венцом его творчества. В этой книге автор делится собственным методом, который разрабатывался и совершенствовался десятилетиями.

По мнению Карнеги, научиться красноречию может даже неуверенный в себе человек. Главное – не сдаваться после неудач. Автор приводит в пример Жана Жореса, Ллойда Джорджа и Марка Твена, которые провалили свои первые публичные речи, но позже стали выдающимися ораторами.

Карнеги даёт советы по борьбе с главным врагом публичных выступлений – волнением. Автор рассказывает о выработке уверенности в себе, делится секретами убедительности. Отдельные главы Карнеги посвятил способам составления удачной речи.

«Говори и властвуй: ораторское искусство для каждого»

Виктория Борисова, Дмитрий Аксёнов

Об ораторском мастерстве и правильном общении с клиентами написано сотни книг. Но Виктория Борисова и Дмитрий Аксёнов уверяют, что в XXI веке стандартные приёмы работы продавца-консультанта уже не работают. Главные проблемы авторы видят в фальши и поведении «как у робота».

В книге «Говори и властвуй: ораторское искусство для каждого» авторы делятся секретами общения, уделяя особое внимание сохранению искренности. По их мнению, общение между продавцом и покупателем, начальником и подчинёнными, родителями и детьми должно быть естественным. Авторы учат заменять словесные суррогаты полноценным живым общением.

Книга отличается наличием практических заданий, вырабатывающих красивую и чистую речь.

«Ораторское искусство. Притворись его знатоком»

Крис Стюард, Майкл Уилкинсон

С необходимостью произнести публичную речь рано или поздно сталкиваются все. Это может произойти во время учёбы, на свадьбе или дне рождения. Авторы адресовали книгу людям, которым нужно ограничиться лишь одним выступлением.

Крис Стюард и Майкл Уилкинсон рассказывают о правильной структуре речи, дают советы по правильному использованию цитат и привлечению внимания отвлекшийся аудитории. Авторы дают рекомендации по запоминанию заготовленной речи. Отдельные главы посвящены способам борьбы с волнением и помехами, мешающими выступлению.

Книга написана с юмором, не перенасыщена специальной терминологией и подойдёт для читателей любых возрастов и профессий.

«Ораторское искусство и деловое общение»

Ольга Баева

Преподаватель ораторского искусства и основатель Школы делового общения Ольга Баева делится в книге собственной методикой развития ораторских способностей. В пособии рассматриваются секреты успешного выступления, даются советы по выработке уверенности в себе и преодолению барьеров в общении. Отдельные главы автор посвятила культуре спора. В отличие от других специалистов-ораторов, Ольга Баева считает необходимым уметь слушать, что важно для делового общения.

Читатель, ознакомившийся с книгой, научится говорить грамотно, убедительно и интересно.

«Психология убеждения. 50 доказанных способов быть убедительным»

Роберт Чалдини, Ноа Гольдштейн, Стив Мартин

Авторами книги стали известные американские психологи и преподаватели Роберт Чалдини, Ноа Гольдштейн и Стив Мартин. Специалисты проанализировали все свои знания и наработки, уместив основные мысли в одну небольшую книгу.

Пособие написано в удобном формате «вопрос-ответ». Читатель получает теоретическую информацию в совокупности с действенными советами. Авторы посвятили книгу психологическим основам общения. Ознакомившись с трудом «Психология убеждения» читатель не только изучит приёмы, но и поймёт сам механизм общения.

«Мастер-класс ораторского искусства»

Рудольф Штайнер

В книге собраны шесть лекций, прочитанных австрийским учёным-философом Рудольфом Штайнером. Лектор объясняет студентам теоретические основы риторики, уделяет внимание правильному построению публичной речи. Автор учит правильно начинать и заканчивать речь, делится секретами удачной импровизации. Рудольф Штайнер рассказывает о методах работы с аудиторией разных составов.

Не всякий человек может спокойно выступать перед публикой. Хорошо, когда в этом нет потребности. Но некоторые профессии требуют от человека систематической работы с публикой. Постоянный диалог с толпой вынуждены вести вокалисты, ведущие, политики, педагоги и представители других публичных профессий. Публика психологически воздействует на выступающего, но и он влияет на нее. Чтобы уверенно держаться на публике, знать, как убеждать людей и правильно преподносить нужную информацию, важно обучаться искусству речи.

Начинающим ораторам сложно уверенно преподносить информацию большому количеству людей. Ожидающие взгляды обескураживают самого уверенного в себе выступающего новичка. Держаться на публике – это наука, которую излагают книги по риторике, ораторскому искусству.

Книга О.Болсунова «Ораторское искусство для начинающих»пользуется популярностью за счет подробного рассмотрения ошибок, которые допускают ораторы в своих выступлениях. В ней происходит анализ текста для подачи людям, какие в нем есть ошибки. Автор книги рассматривает негативные характеристики выступающего, а также он помогает:

  • обучиться правильно вести себя при чтении речи;
  • обращает внимание на жестикуляцию;
  • определяет правила, которые помогают избегать ошибок ораторов;
  • рассматривает, по каким причинам получаются провальные выступления и как их предотвратить.

Рассматривает лексические ошибки при выступлении Борис Тимофеев в своей книге «Правильно ли мы говорим?» . Здесь на доступном языке объясняется, как взаимодействовать с публикой и не допускать ошибок в речи.

Эти две книги – полезное сочетание при проработке ошибок поведения и речи оратора.

Книги с техниками и упражнениями

Еще за несколько веков до нашей эры греческие философы уделяли особое внимание ораторскому искусству. Великие полководцы и императоры устраивали вечера соревнований, где каждый читал стихи, прозу или рассказывал историю. Так они учились избегать ошибок в речи, чувствовать себя уверенно перед многочисленной публикой. Мы можем только предполагать, как именно они тренировались, но такие занятия и в наши дни актуальны.

Полезным пособием по развитию речи, обучению ораторскому искусству является книга по риторике Хайнца Леммермана «Учебник риторики. Тренировка речи с упражнениями» . Немецкий профессор написал ее еще в середине прошлого века. В ней излагаются основы риторики понятным языком даже для самого непросвещенного в этой области читателя. Автор осветил принципы и понятия ораторского искусства. Этот учебник уникален тем, что подходит для разных возрастных категорий, начиная от школьника, заканчивая состоявшимся человеком в преклонных годах. Здесь профессор подчеркивает, что важно выполнять написанные упражнения каждый день, тогда человек достигнет значительных успехов.

В книге освещается:

  • как подготовиться к выступлению;
  • приводятся техники подготовки речи;
  • упражнения для подачи текста.

Книга Карстена Бредемайера «Черная риторика» содержит эффективные упражнения, которые помогают вести переговоры, убеждать людей . Здесь на примерах читатели обучаются правильной постановке вопросов, вербальным и аргументированным приемам, позволяющим достигать своей цели в выступлении. Автор подчеркивает, что вести переговоры или подавать информацию – это действительно ораторское искусство, которым нужно овладеть.

Ораторы, желающие эффективно общаться и подавать информацию, важно проработать книгу «Гений общения» Д. В. Аксенова. Здесь рассматриваются не только основы риторики, но и психологические аспекты коммуникации. Книга написана в юмористическом стиле, что способствует ее быстрому и качественному изучению. В ней рассматриваются процессы:

  • калибровки;
  • подстройки;
  • личностное редактирование;
  • манипуляции и контрманипуляции;
  • мышления в общении.

Популярен курс риторики с подборкой упражнений «Учимся говорить публично» Владимира Шахиджаняна. При обучении и проработке этого курса человек получает важные навыки общения с многочисленной публикой:

  • ощущение свободы во время выступлений перед аудиторией, человек чувствует себя «как в своей тарелке» и нет ни тени сомнения или скованности в его голосе и движениях тела;
  • уверенность в ведении диалога – важный навык для публичных людей, которые постоянно ведут переговоры, решают массу проблем на виду у людей;
  • четкость и ясность в формулировке мыслей – этот навык особенно важен для ораторов, ведь люди, слушающие их, должны понимать и осознавать к каким действиям или мыслям он их призывает и чего он от них хочет добиться.

Научное представление риторики, работа над правильностью лексики

Отличительным научным подходом и изложением материала отличается книга Волкова А. А. «Курс русской риторики». Она незаменима для студентов высших учебных заведений, так как написана на основе лекций, прочитанных автором в ВУЗах МДА и МГУ. В ней подана такая информация:

  • как язык связан с речью и культурой;
  • история возникновения риторики;
  • проблемы аудитории, слушающей оратора;
  • принципы и законы логики;
  • правила произнесения ораторской речи;
  • основы ведения диалога;
  • примеры, показывающие построение текста для оратора, анализ этого текста.

Этот учебник содержит в себе много научной информации, поэтому изложен профессиональным языком. Его не рекомендуют использовать новичкам в этой сфере, так как им сложно сориентироваться в терминах и научных понятиях. К тому же, книга не содержит практических занятий по обучению мастерству привлечения внимания людей своей речью.

Еще одним путеводителям в научный мир коммуникации является книга Л. А. Введенской «Культура речи». Выступающий человек должен не только красиво и опрятно выглядеть – это первые 5 минут успеха, но и грамотно выражать свои мысли – это 100% успеха доклада. Приятнее воспринимать грамотную речь с нужной расстановкой пауз, без ошибок в словах и дополнений в виде «э-э-э», «ну-у-у», «и-и-и».

  • мимике;
  • литературному языку в докладах;
  • жестикуляции;
  • паузам в разговоре и так далее.

Книга отличается содержательной и полезной информацией о том, что такое речевой этикет, почему он должен присутствовать при коммуникации, какие есть нормы литературного языка, какие бывают качества речи (понятность, богатство, выразительность, разнообразие и другие).

Психологические моменты невербального общения

Риторика, психология, логика – эти и другие науки произошли от философии, где изучается влияние людей друг на друга. Эти направления научных знаний не существуют отдельно друг от друга. Чтобы достичь сердец людей важно не только произносить правильные русские слова в нужном падеже и склонении. Для этого важен психологический компонент донесения информации. Словами не передается эмоция, чувство и посыл к действию.

Большинство книг по риторике сопровождаются психологическими основами невербального общения. Они важны для выступающего чтобы преподносить информацию, для лучшего ее восприятия, а также чтобы понимать собеседника.

Книга Аллана и Барбары Пиз «Язык телодвижений» незаменима в понимании других людей по их поведению. На основе полученной информации о чувствах и ощущениях собеседника во время диалога выступающий человек делает вывод о правильности своих слов или же их корректировке. В общении легче влиять на восприятие человека, если понимать его. Книга предоставляет информацию:

  • что такое восприимчивость, интуиция;
  • о жестах при общении;
  • зоны общения человека;
  • передача информации посредством рук, ног и других частей тела;
  • значение взглядов;
  • защитные барьеры;
  • значение использования аксессуаров в общении.

Изучив принципы понимания по движению тела, оратор учится понимать собеседника, его мысли относительно полученной информации, искренность и правдивость в общении.

Сергей Шипунов в своей книге «Харизматичный оратор» также освещает психологические проблемы общения и воздействия на публику. Автор отдельное внимание уделяет энергетике речи, построению и донесению до сознания людей метасообщений, подчеркивает значение простоты и открытости оратора. Каждому публичному лицу важно представлять собой естественность и простоту, люди чувствуют фальшь, и не всякий пойдет за фальшивым оратором. Углубленно рассматривает автор причины страха перед аудиторией. В книге также расписаны психотерапевтические принципы, если человек испытывает сильный страх перед выступлением. Этот труд полезен для изучения не только публичным людям, но и студентам, даже школьникам, которые боятся выступать перед учителем и классом, хотя и знают ответ на вопрос.

Лучшие книги, которые важны каждому оратору

  • Н. Н. Кохтев «Риторика»; Кохтев в своей книге помогает формировать правильную речь, анализировать тексты известных ораторов, отвечает на вопросы по риторике, предоставляет информацию сжато и доступно для учеников 8-11 классов. Применяется также для самообразования.
  • О. Марченко «Основы красноречия. Риторика как наука и искусство убеждать. Учебное пособие»; Марченко уделяет внимание практическим аспектам риторики, предоставляет методические рекомендации для достижения художественно-выразительных возможностей речевого действия.
  • Аристотель «Риторика». Книга Аристотеля – база всякого человека, желающего выступать на публике.

Эти труды предоставляют важную информацию, которую должен знать каждый оратор в теории и на практике.

В книгах по ораторскому искусству важно выделять те аспекты, которым вы хотите научиться. Если у вас проблемы с лексической подачей текста, нужно читать книги о правильной русской речи. При развитии страха на публике или желании больше на нее воздействовать, нужно изучать психологическую составляющую риторики.

В настоящее время почти каждому гражданину, принимающему участие в общественной жизни, приходится выступать на собраниях с речами по тому или иному вопросу.

Начинающие ораторы часто делают при своих выступлениях разные ошибки, которые сильно вредят успеху их речи.

Цель настоящей книги - помочь неопытному оратору, дать ему некоторые руководящие указания и предостеречь от ошибок.

Не следует, однако, думать, что в этой книге раскрыты какие-то особые тайны, благодаря которым каждый, прочитавши книгу, сразу же сделается хорошим оратором. Нет, таких тайн книга в себе не содержит, так как их вообще не существует. Но все же она содержит много указаний, которыми должен руководствоваться оратор. Каждое из этих указаний в отдельности является, быть может, мелочью, но в общей сложности эти мелочи составляют то, от чего зависит успех оратора.

Книгу по теории ораторского искусства можно сравнить, в некоторых отношениях, с грамматикой. Для того чтобы научиться грамотно писать, недостаточно заучить грамматические правила, но необходимо долгое время упражняться в применении этих правил.

Точно так же и для того, чтобы сделаться оратором, недостаточно ознакомиться с теорией ораторского искусства, но надо как можно больше применять теоретические познания на практике.

Есть много хороших ораторов, которые никогда не читали книг об ораторском искусстве, но из этого вовсе не следует, что такие книги не нужны. Ведь, никто не станет утверждать, что изучение грамматики бесполезно, а между тем есть много вполне грамотных людей, которые вовсе не изучали грамматики, а научились грамотно писать лишь путем долгой практики.

Теория и практика взаимно дополняют друг друга. Но, нисколько не умаляя значения теории, мы все же должны на первом плане поставить практику.

Тот, кто хочет достигнуть успеха в ораторском искусстве, должен проявить настойчивость и прилежание.

Без упорной и непрерывной работы так же мало можно сделать в этой области, как и в каком-либо другом искусстве. Знаменитые ораторы были самыми прилежными в работе. Демосфен никогда не говорил публично без тщательной подготовки. Когда какой-то болтливый оратор, которых в Афинах было немало, хотел унизить его своим насмешливым замечанием, что его речи „отдают потом", Демосфен обратил эту насмешку в похвалу, откровенно признавшись, что он проводит многие часы в уединенной работе, прежде чем выступить со своей речью перед народом, что он, однако, делает это лишь из уважения к согражданам, так как считает, что им можно преподносить только то, что добросовестно проработано. Далее он добавил, что тот, кто не проявляет усердия при подготовке к своей речи, доказывает только свое высокомерие по отношению к народу и старается приобрести одобрение больше обманом, чем заслугой.

Цицерон рассказывает про себя, что он, начиная с молодости, ежедневно „неустанно упражнялся в ораторском искусстве, подобно атлету, упражняющемуся в употреблении оружия". Он напоминает, что такой блестяще одаренный оратор, как Гортензий, только из-за небрежности опустился с достигнутой им уже ступени ораторского искусства. Однажды Цицерону не было возможности достаточно подготовиться к важной речи. Тут явился раб и доложил ему, что заседание суда отложено. Цицерон был так обрадован, что ему осталось время для подготовки, что тотчас же дал свободу своему рабу.

Пусть начинающий оратор помнит об этих великих ораторах, давших нам пример прилежания и настойчивости в достижении намеченной цели. Пусть помнит он также русскую пословицу: «Под лежачий камень вода не течет».

ТЕХНИЧЕСКАЯ СТОРОНА РЕЧИ.

Успех ораторской речи зависит не только от ее содержания, но также и от ее технической стороны. К технической стороне речи относятся, главным образом, голос, произношение и тесно связанное с ними правильное дыхание.

Прежде всего, он должен быть благозвучным. Многих людей сама природа наделила благозвучным голосом, благодаря чему они имеют большое преимущество перед теми, которые сначала должны заняться исправлением своего голоса. Голос неблагозвучен, если он очень высок, если он сипло или жестко звучит. То же самое можно сказать и о слишком низком голосе, посредством которого невозможно выражать в речи различные настроения и чувства. Только средний тон голоса будет приятно звучать. Поэтому обладающий слишком высоким голосом должен стремиться к тому, чтобы понизить его. Для этого надо как можно чаще делать следующее упражнение: взять немного ниже тон и сказать на нем несколько предложении. Чем чаще в этом упражняться, тем скорее будет заметно понижение высоты тона. Наоборот, пусть тот, у кого тон слишком низок, говорит более высоким тоном. В течение недельного упражнения можно добиться значительных результатов. Для благозвучия голоса необходимо, чтобы во время речи рот был достаточно широко открыт. Кто говорит сквозь зубы, тот пусть не ждет успеха.

Голос оратора должен быть гибким, то есть способным подняться от самых тихих, нежных тонов до наивысшей силы и выражать всевозможные чувства, настроения, порывы. Это также достигается путем прилежных упражнений.

Возьмите какую-нибудь статью и читайте каждое предложение разным тоном, то повышая, то понижая голос. Когда почувствуете усталость, прекратите упражнения.

Тот, кто хочет говорить в большом помещении или на открытом воздухе, должен обладать сильным голосом. Усиление голоса достигается постоянными упражнениями в громком чтении. Рекомендуется производить эти упражнения на открытом воздухе при каком-нибудь постороннем шуме (например, при шуме леса или водяного потока), стараясь пересилить его. Первое время часто будет появляться легкая хрипота, но это явление впоследствии исчезнет само собой.

При всех перечисленных упражнениях, а также и при всех других упражнениях, которые в дальнейшем будут указаны в этой книге, следует держаться такого правила: производить упражнения как можно чаще каждый раз не слишком долго; как только почувствуете утомление, упражнения надо прекратить.

ПРОИЗНОШЕНИЕ.

Самое главное условие хорошего произношения - от четливость, то есть умение вполне отчетливо отделять при произношении звуки один от другого.

Для выработки отчетливого произношения можно рекомендовать следующий способ, основанный на том же принципе, на котором основано обучение глухонемых. Станьте на значительном расстоянии против другого лица и начинайте что-нибудь читать или говорить медленно, раздельно и притом как можно тише, почти шепотом. Произнося раздельно и отчетливо каждый слог, вы дадите слушателю возможность понять вас не только при помощи слуха, но и при помощи зрения. Он будет не столько слышать вас, сколько угадывать ваши слова по движениям губ.

Другим способом для выработки отчетливого произношения является чтение по складам. Возьмите какое-нибудь стихотворение или рассказ и читайте его медленно по складам, подобно тому, как вы читали в школе на первом году обучения. Не заботьтесь при этом о смысле, а сосредоточьте все внимание на правильном, ясном и отчетливом произношении звуков.

Помогая выработке отчетливости произношения, чтение по складам в то же время способствует устранению одного большого недостатка, свойственного многим ораторам, а именно торопливости произношения, при которой отдельные слоги и звуки как бы проглатываются.