Подготовка к экзамену. Правовая страничка Можно ли сдавать зачеты время сессии

Оформление документации

Порядок сдачи зачета

11. При явке на зачет студент обязан при себе иметь зачетную книжку, которая предъявляется экзаменатору.

12. По результатам сдачи зачета выставляются оценки: зачтено, не зачтено.

13. Итоговая оценка по дисциплине складывается из оценки опроса по практическим занятиям, решения ситуационных задач и трех промежуточных и четвертого итогового компьютерного теста.

14. Студент, уличенный в фальсификации (использование шпаргалок и других источников информации, не предусмотренных условиями зачета), может быть удален. В этом случае экзаменатор вносит в экзаменационную ведомость запись не «аттестован» и после окончания зачета поясняет причину декану.

15. Зачет по практическим занятиям принимаются по их завершению преподавателем, ведущим практические занятия.

16. Преподавателю предоставляется право ставить зачет без опроса тем студентам, работа которых в семестре соответствовала требованиям.

17. Перед проведением зачета, преподаватель должен получить экзаменационную ведомость в деканате. Запрещается прием зачетов без экзаменационной ведомости или направления деканата (экзаменационного листа).

18. Результаты зачета заносятся в экзаменационную ведомость и в зачетную книжку.

19. После проведения зачета в тот же день преподаватель обязан сдать экзаменационную ведомость (экзаменационный лист) в деканат.

20. Для сдачи зачета вне установленных сроков, студент должен получить в деканате направление (экзаменационный лист), подписанный деканом или его заместителем. Экзаменационный лист должен быть зарегистрирован в деканате (в журнале или в книге экзаменационных листов с корешками) и содержать:

Номер экзаменационного листа; наименование дисциплины; ФИО преподавателя; ФИО студента; номер зачетной книжки; факультет, курс, группу; срок действия.

21. Экзаменационные ведомости и экзаменационные листы хранятся в деканате до 5 лет.

22. Студенту, который не сдал зачет в установленные сроки по болезни или по другим уважительным причинам, подтвержденным документально, декан факультета своим распоряжением устанавливает индивидуальные сроки.

23. Студенту, получившему оценку «не зачтено» декан своим распоряжением устанавливает индивидуальные сроки пересдачи. Пересдача зачета в период экзаменационной сессии допускается только с разрешения декана.

Пересдача зачета допускается по направлению декана не более двух раз, как правило, тому же преподавателю, и в установленные деканом сроки. Вторая пересдача зачета по решению декана может приниматься комиссией.

В состав комиссии по пересдаче входят декан (заместитель декана), заведующий кафедрой (заместитель заведующего) и, как правило, два преподавателя.

24. Академическая задолженность должна быть ликвидирована, как правило, в течение месяца с начала следующего семестра, предельный срок - один месяц с начала учебного года по графику факультета.

Замечено, что у студента, появляющегося на лекциях и семинарах реже, чем в ночных клубах, возникает опасная мутация – вырастает «хвост». И обычно даже не один. Многохвостый монстр, ещё недавно бывший весёлым студиозусом, нервно мечется от кафедры к кафедре. А в деканате «охотники за многохвостыми» уже готовят приказ об отчислении…

Студенческий «хвост», или академическая задолженность – это пробакланенное или сданное на «неудовлетворительно/не зачтено» контрольное мероприятие (зачёт, экзамен, контрольная или курсовая работа). Появление «хвоста» грозит не только потерей стипендии, но и выпиныванием мутанта за пределы ареала обитания нормальных студентов. Если хвостатый мутант – мужского пола, то очень вероятно его попадание в ряды нашей доблестной армии.

К счастью, хвостатость лечится. Но только в том случае, если принять срочные медицинские меры на ранних стадиях заболевания.

Процесс лечения – это ликвидация академической задолженности. Или, проще говоря, сдача «хвостов». Анекдот про студентов из Африки, которым деканат рекомендовал сдавать «хвосты» на втором этаже все помнят, да?

Ну давайте поподробней – как возникает академическая задолженность, как её сдавать и что делать, если самолечение не помогает.

Профилактика «хвостов»

Как показывает практика, большинство первокурсников могло бы избежать появления «хвостов», если бы… Если бы просто внимательно изучили правила сдачи сессии. Именно в . Многие вылетают по глупейшим причинам:

  • «А я не знал, что из-за несданного зачёта не допустят к экзамену!»
  • «А что, если на экзамен не прийти – поставят неуд? Нифига себе!»
  • «А почему из-за ненаписанного реферата меня к зачёту не допустилииии… Плак-плак-плак!»

И коронное: «Блин, а когда начинается зачётная неделя?! Что, уже прошла?!».

Вот 5 простых правил, знание которых существенно снижает риск образования академических задолженностей:

№1. Выясните сроки сессии. Обратите внимание не только на даты испытаний, но и на продолжительность зачётной недели. Если вы её прогуляете, и явитесь сразу к первому экзамену – вас ждёт неприятный сюрприз. По правилам, к экзаменам допускаются только студенты, сдавшие все зачёты . Вот прямо на лбу себе это запишите!

№2. Изучите условия допуска к зачётам. Многие преподаватели не допускают к зачётам студентов, которые не написали реферат, доклад, эссе или другую работу, выполнение которой входит в учебный план. Недопуск может возникнуть из-за несдачи контрольной, практической, лабораторной. Представьте себе состояние студента, который приходит на пересдачу зачёта, и только там выясняет, что надо было написать реферат! Вы ведь не хотите оказаться на его месте?

№3. Изучите условия допуска к экзаменам. Помимо обязательной сдачи всех зачётов, условием допуска может быть сдача различных учебных работ и коллоквиумов . Некоторые преподаватели бдительно отслеживают посещения студентов и заставляют «отрабатывать» пропущенные семинары, показывать конспекты пропущенных лекций. В МГУ вообще ввели балльную систему контроля за успеваемостью в течение семестра и установили контрольные точки проверки знаний. Недобрал баллов? Лови «хвост». Звери! Но они в своем праве.

№4. Узнайте, за сколько экзаменов, несданных в течение основной сессии (именно в течение основной, без учёта дополнительного срока для сдачи задолженностей!) отчисляют из вашего учебного заведения. Обычно критическим порогом являются два, максимум три экзамена – их разрешают сдать в дополнительную сессию. Да, где-то разрешают даже все экзамены пересдавать (например, четыре). Но в крутых вузах – крутые правила. Студент легко может вылететь и за два экзамена, если в основную сессию не уложился.

№5. Если вы уж обзавелись «хвостами», обязательно выясните сроки сдачи задолженностей. Лучше всего, если вы скачаете на сайте вуза или попросите прямо в деканате «Положение о ликвидации академической задолженности». Если уж вам дают ещё один шанс, не пробакланьте хотя бы его.

Можно ли подчистить «хвосты» до конца сессии?

Если вы не сдали зачёт или экзамен, но у вас ещё есть время на пересдачу в течение экзаменационной сессии – это, строго говоря, ещё не настоящий «хвост». А так, «хвостик». В течение сессии выделяется по одному дополнительному дню для пересдачи каждого экзамена.

Интересно, что пересдача экзаменов в течение основной сессии – это далеко не ужас-ужас, а шанс получить хорошую оценку. К первой пересдаче преподаватели относятся более-менее лояльно. Некоторые даже разрешают студентам, получившим «хорошо», пересдать на «отлично». Гораздо чаще, правда, на пересдаче снижают оценку на балл, но получить в зачётку «хорошо» вместо «удовлетворительно» – это тоже неплохо. Не исключена даже возможность получения красного диплома (он выдаётся при отсутствии троек и при наличии 75% пятёрок). Так что на пересдачи в течение экзаменационной сессии идут не только двоечники, но и отличники.

С зачётами и проще, и сложнее. Некоторые студиозусы умудряются в течение сессии приходить на зачёт к преподавателю по 10 – 15 раз!

Как правило, хотя бы раз пересдать зачёт можно в течение зачётной недели. Это позволяет даже тем, кто не смог получить заветную роспись преподавателя с первого раза, успеть с закрытием всех зачётов к началу экзаменов.

Если вам это не удалось, все силы бросайте на сдачу зачётов. Пока с ними не разберётесь – к экзаменам вас не допустят. Поэтому в то время, когда ваши сокурсники отвечают на экзаменах, гоняйтесь за преподавателями, которым нужно пересдать зачёт.

Некоторые студенты считают зачёты менее важными, чем экзамены. Во-первых, их обычно сдавать легче. Во-вторых, оценка не ставится. Вот и возникает впечатление, что по сравнению с экзаменом это «мелочь». Но эта мелочь может здорово испортить вам жизнь! В дополнительную сессию во многих вузах зачёты уже не принимают.

Разобраться с зачётами крайне важно хотя бы до момента пересдач. В большинстве вузов для студента, который провалил три экзамена в течение основной сессии, отчисляют. А в некоторых вузах достаточно даже двух предметов. Поэтому нужно успеть хотя бы на пересдачах сдать тот минимум дисциплин, который позволит вам досдать остальные «хвосты» в рамках дополнительной сессии.

Возможно, вас слегка утешит информация о том, что первые пересдачи экзаменов обычно назначаются на самые последние дни основной сессии. Вот почему некоторым студентам удаётся задолбать преподавателя пятнадцатью пересдачами зачёта!

Итак, на вопрос, можно ли разобраться с долгами до конца основной сессии, уверенно отвечаем: не только можно, но и нужно. Не стоит затягивать с пересдачами до наступления дополнительной сессии.

Что такое дополнительная сессия?

После каждого семестра устанавливается период, в течение которого «хвостисты» досдают всё, что не успели сдать в течение основной сессии. Это время называется дополнительной сессией. Её сроки устанавливаются согласно приказу о ликвидации академической задолженности.

Не стоит пусть дополнительную сессию с продлением сессии. Продление производится по уважительной причине. В этом случае производится условный перевод с академической задолженностью (разумеется, её следует ликвидировать в кратчайшие сроки, но непосредственная угроза отчисления пока ещё не появилась). А дополнительная сессия – это для тех, кто даже с первой пересдачи не разобрался с экзаменами. И вот у этих ребят всё очень и очень серьёзно.

Студент, приходящий на вторую пересдачу, экзаменуется уже не одним преподавателем, а аттестационной комиссией. Для большинства студентов это последний шанс. Таким образом, традиционная схема пересдач выглядит так:

1) сдача;
2) пересдача;
3) комиссия.

Третья пересдача, то есть четвертая попытка – случай исключительный, добиться которой очень трудно. Обычно разрешение надо испрашивать аж у самого ректора.

Если вы не уложились график ликвидации академической задолженности, следует отчисление. По крайней мере, в серьёзных вузах. Но кое-где обучающиеся, имеющие академические задолженности, кое-как перебираются с курса на курс. Такие поблажки нередко дают контрактникам в провинциальных вузах. Ну жалко же отправлять в армию человека, за которого родители регулярно вносят оплату…

Стоп. Не расслабляться! Эти балбесы ходят под дамокловым мечом. Как только вуз начинает закручивать гайки (а это случается, когда над вузом нависает угроза потери лицензии), хронические «хвостисты» вылетают без предупреждений.

Что делать с недопусками?

Недопуск – одна из основных причины появления «хвостов». По этой причине академическая задолженность возникает даже у весьма неглупых студентов. На пути к экзамену или зачёту особо злостные преподы выстраивают целые баррикады из рефератов, докладов, коллоквиумов, конспектов, эссе и прочей лабуды.

И вот вы весь такой умный, великолепно разбирающийся в предмете (и потому игнорировавший лекции и семинары в течение всего семестра), являетесь на зачёт или экзамен… А преподаватель расплывается в ехидной ухмылочке.

Выше мы дали пять советов по профилактике «хвостатости», а теперь держите ещё парочку:

№6. Если вы внезапно и вдруг, вынырнув из пучины важных дел, заметили приближение зачётной недели и экзаменационной сессии – немедленно узнавайте, нужно ли что-то писать и сдавать, чтобы получить допуски к зачётам и экзаменам. Чем раньше вы всё это узнаете – тем больше шансов, что вы таки успеете написать эту гору рефератов, контрольных и лабораторных до начала зачётной недели. Ну, или хотя бы половину горы.

№7. Чувствуете, что не справляетесь? Берите себе в помощь студлансера. Стратегия сотрудничества может быть различной:

  • Кто-то поручает студлансерам написание самых сложных контрольных и рефератов, что вполне логично.
  • Кто-то сбрасывает на студлансеров всевозможные отписки, неинтересные задания. И в этом тоже есть своя логика. Если вам действительно интересно учиться, сложные задания – это вызов. А вот всякая чушь, придуманная преподами для того, чтобы испортить вам жизнь, – просто трата времени. Но сдача академической задолженности невозможна, пока вы с этой бюрократией не разгребётесь. Так что есть смысл делегировать маловажные задания студлансерам.
  • Наконец, есть и такая стратегия: пишем сами всё, что успеваем, а на Студлансе заказываем самые срочные работы. Например, реферат, который нужно принести на зачёт к девяти утра… и о котором вы вспомнили в три часа ночи.

Как практика и курсовая превращаются в «хвосты»

Курсовые работы и отчёты по практики, не сданные вовремя, автоматически становятся «хвостами». Кстати, курсовую работу обычно нужно не только сдать, но и защитить. Если вы принесёте её слишком поздно, преподаватель может не допустить к защите: мол, прочитать не успеваю! Или, как вариант: «Ну, голубчик, у вас тут маленький недочёт. Исправьте – и на защиту… Но не вместе со всеми, а в рамках дополнительной сессии».

Чтобы не вылететь из вуза, надо вложиться с повторной защитой в сроки ликвидации академической задолженности. Но, как вы уже поняли, академическая задолженность в вузе – решаемая проблема. Если даже вы не справляетесь с «хвостом» в виде курсовой или отчёта по практике сами, то всегда можно найти себе помощника среди студлансеров. Это дешевле, чем становиться спонсором кафедры, а главное – намного безопасней.

А стипендию с академической задолженностью дают?

Учтите, что ликвидация академической задолженности в вузе не гарантирует получение стипендии. Зависит от того, насколько быстро вы подчистили «хвосты»: уложились в основную сессию или не уложились.

В большинстве вузов действует правило: если сдал все предметы в течение основной сессии – стипендию дадут. А не уложился – будешь сосать лапу, как медведь в берлоге. Сдача «хвостов» в дополнительную сессию и повторная защита курсовой – это гарантированное отсутствие стипендии. Взвесив все за и против, многие студенты заказывают курсовики и отчёты по практике у студлансеров. Экономически выгодней!

К примеру, курсовая стоит 1 500 – 3 000 руб., а стипендия за полугодие – это .

Вот почему некоторые хорошисты, слегка подзавязшие с каким-то предметом, иногда обращаются за помощью к студлансерам. Если на пути к своевременной сдаче сессии стоит какой-нибудь реферат или контрольная, выгодней заплатить студансеру – и потом честно… ну, почти честно получать стипендию. А вы что по этому поводу думаете?

Сколько можно завалить экзаменов в течение одной сессии - вопрос не праздный. Если своевременно ликвидировать академические задолженности, к которым относятся неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по части или полному объему дисциплинарного модуля, есть шанс остаться на плаву и не вылететь из вуза. Для отличников актуальна другая проблема: если не устраивает оценка, можно ли пересдать экзамен, ведь для красного диплома нужны 75 % пятерок во вкладыше. Давайте разбираться.

Что делать, если завалил экзамен

Первым делом взять себя в руки и не отчаиваться. По закону отчислять за несдачу одного экзамена высшие учебные заведения не имеют права: они обязаны предоставить студенту возможность дважды повторно пройти испытания.

Пересдача экзамена в вузе - рутинная, четко отрегулированная процедура:

В каждом учебном заведении период сессии и ликвидации академических хвостов устанавливается приказом ректора. Вузовцы вправе дважды пройти повторную аттестацию по учебной дисциплине в отведенные сроки, не превышающие 12 месяцев с момента, который считается датой образования задолженности.

Сколько раз можно пересдавать экзамен в университете

Если экзамен завален, устранить задолженность в большинстве случаев можно в первый учебный месяц нового семестра.

У студента есть две попытки на пересдачу одного и того же предмета:

  • 1-я принимается теми же преподавателями в период, выделенный для ликвидации хвостов;
  • 2-я назначается при сохранении задолженности и принимается специально созданной комиссией.

Если после двух попыток пересдачи получена неудовлетворительная оценка, студенту-контрактнику могут предложить индивидуальный план обучения для повторного прохождения проблемной дисциплины. В случае несогласия учащийся отчисляется.

Исключению из вуза подлежат студенты, которые:

  • имеют задолженность по 80 % учебных дисциплин;
  • по окончании сессии имеют три или более несданных экзамена.

Сколько экзаменов можно пересдать в вузе и другие правила ликвидации задолженностей, прописаны в уставе каждого института.

Пересдача экзамена в вузе для повышения оценки

К пересдаче прибегают не только студенты, отхватившие неуд на экзамене. Учащиеся вузов могут приходить на повторную сдачу для повышения положительной оценки (например, для получения стипендии или красного диплома), если локальными порядками аттестаций предусмотрена такая возможность - некоторые университеты категорически возражают против пересдач троек и четверок, иногда на разных факультетах одного и того же вуза действует собственный регламент. К примеру, философам могут разрешить попытать счастья второй раз, а политологам - нет.

В любом случае количество пересдач ограниченно:

  • аттестация - одна дисциплина текущего семестра;
  • в последнем семестре теоретической части обучения - по одной пересдаче на две ранее изученные дисциплины;
  • в течение всего периода обучения разрешается пересдать максимум три предмета.

Заявление на пересдачу экзамена

Первое, что нужно сделать студенту, столкнувшемуся с необходимостью пересдачи экзамена, составить заявление. Его образец всегда можно попросить у методиста деканата.

На заявлении должна присутствовать виза преподавателя с указанием предполагаемой даты приема экзамена.

Причин для пересдачи может быть множество, например:

  • получение неудовлетворительной оценки;
  • желание пересдать на более высокий балл;
  • неявка по уважительной причине, которая документально подтверждена.

По закону во всех этих случаях вуз предоставляет возможность повторной сдачи пропущенных или заваленных экзаменов. Все, что нужно сделать студенту, - это написать заявление на пересдачу и хорошо подготовиться, чтобы не провалить его повторно.

А точнее о том, законно ли поступает администрация ВУЗов, когда за пересдачу экзаменов взимает деньги.


Каждый студент государственного ВУЗа или другого образовательного государственного учреждения, должен знать, что согласно Конституции РФ (ст.43) ему гарантировано право на получение бесплатного образования. И если Вы обучаетесь на бесплатном отделении государственного ВУЗа и Вас пытаются заставить осуществлять платежи за различные услуги, то необходимо знать, что в первую очередь нарушаются Ваши гражданские права.

Согласно законодательству РФ в области образования, любое образовательное учреждение, может оказывать как основные так и дополнительные образовательные услуги. Пересдача экзамена или зачета по своему характеру не является дополнительной услугой и входит в основную образовательную услугу.

Так, в письме Минобразования России от 16 декабря 1998 года №01-50-205 ин /32-03 «О недопустимости установления платы за образовательные услуги, оказываемые государственными и муниципальными образовательными учреждениями в рамках основных образовательных программ» указывается, что все учебные мероприятия, предусмотренные государственным образовательным стандартом высшего и среднего профессионального образования, включая ликвидацию академической задолженности, пересдачу контрольных работ, коллоквиумов, зачетов, курсовых и государственных экзаменов, лабораторных, практических работ, относятся к основной деятельности учреждений профессионального образования. Взимание платежа за вышеперечисленные услуги не допускается.

Если Вы учитесь в государственном образовательном учреждении на договорной основе (т.е. платно), то в договоре, который Вы заключаете с ВУЗом, порядок и принципы оплаты должны быть оговорены особо. Однако, пересдача экзаменов и зачетов за дополнительную плату не должна входить в платные услуги: обычно в договоре присутствует формулировка: «студент имеет право бесплатно пользоваться всеми образовательными услугами, предоставляемые ВУЗом и предусмотренные его Уставом». А Устав ВУЗа не может быть полной отсебятиной и противоречить общим образовательным стандартам.

Вы имеете право пересдавать экзамены (зачеты) преподавателю два раза. В случае, если Вы так и не сумели его сдать, согласно правилам, должна собраться комиссия в составе не менее 3-х человек, которые будут оценивать Ваши знания. Но все это – бесплатно!

Если Вы обучаетесь в негосударственном образовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию, то порядок оплаты различных образовательных услуг в целом другой и подробно должен оговариваться в договоре. Например, … за первую и вторую пересдачи экзамена (зачета) взимается плата в размере «1 и 1,5% от оплаты за семестр».

Безусловно, за время учебы студенту приходится сталкиваться со многими проблемами. Зачастую они возникают из-за незнания своих прав, иногда (к сожалению) нам не хочется эти права отстаивать, что в корне неверно – правовое государство не может возникнуть само по себе, оно возможно только при условии, что каждый гражданин не боится настоять на выполнении своих прав, хотя бы тех, которые гарантированы нам Основным законом.

В публикации рассмотрены способы, позволяющие студентам получить возможность пересдать экзамен вне плана.
Студенты, читающие данную информацию, встречались с провалом на экзамене, вследствие чего возникла пересдача. В случае сильной запущенности в знаниях по теме экзамена или зачета, преподаватель может не желать слушать учащегося, который пытается получить внеплановую пересдачу. В данном случае студенту грозит отчисление из учебного заведения. Самым оптимальным решением в сложившейся ситуации является поиск вежливого, индивидуального подхода к экзаменатору. Существует несколько советов для таких ситуаций.

Не следует думать, что преподаватель должен идти навстречу учащемуся в случае пропуска положенного срока на сдачу экзамена или провала в знаниях на всех предыдущих пересдачах. Таких студентов очень часто отчисляют, преподаватели не всегда идут на компромисс в решении спорных вопросов. Лучше всего сдавать экзамены и зачеты в срок, чтобы не сталкиваться с пересдачами, которые не лучшим образом отражаются на нервной системе учащихся. Кроме того, тратится драгоценное время на уговоры экзаменаторов.

Каждый студент знает, что дата экзамена выбирается заранее при составлении плана сессии на семестр. В случае неудачного выступления на экзамене, у каждого учащегося есть гарантия пересдать предмет определенное количество раз. Число пересдач для каждого учебного заведения индивидуально.

К примеру, у студента имеется два раза на пересдачу, это количество устанавливается в соответствии с учебным планом. Если по каким-либо причинам учащийся не воспользовался данным числом пересдач, то в дальнейшем вопрос будет решаться строго для каждого студента отдельно.

Самое первое дело – посещение деканата с разъяснением причин отсутствия на пересдачах, далее будет решаться вопрос о внеплановой пересдаче с условием достаточных знаний для грамотного ответа на экзамене. Работники деканата обязательно перенаправят студента к преподавателю, у которого будет происходить пересдача. Учащемуся подскажут контакты экзаменатора, расписание, личный номер мобильного телефона.

Встречаются лояльные педагоги, с радостью помогающие студенту, готовые выслушать его вне намеченных планов. Но бывают и трудные ситуации, требующие терпения и выдержки. Некоторые экзаменаторы наотрез отказываются идти навстречу студенту и назначать день пересдачи. Говорят, что все нужно делать в свое время, в том числе и сдавать экзамены. Если рассудить все с точки зрения системы образования, то отказ правомерен, но не следует забывать о моральных нормах, которые советуют приходить к компромиссу. Студенту важно убедить экзаменатора в блестящих знаниях предмета, в том, что пересдача будет окончательной. Но, в то же время, не следует быть бестактным, наглым и настойчивым, ведь эти качества могут принять за обычную невоспитанность. Слишком скромным быть также не рекомендуется. Во всех делах важно стремиться к золотой середине.

Решение о последней пересдаче имеет огромное значение в жизни студента, в возможности получать дальнейшее образование, поэтому необходимо добиться положительного результата. Не редки ситуации предвзятого отношения преподавателя к учащемуся. От таких моментов никто не застрахован. У некоторого числа преподавателей существует следующее мнение: если студент не знает блестяще предмет, то он вообще не имеет права продолжать обучение в высшем учебном заведении.

Не пересдав несколько раз предмет, студент начинает понимать, что сдать на положительную отметку у данного преподавателя не является осуществимой целью. Выходов из такой неприятной ситуации несколько: отдав все время и силы, выучить предмет и все вопросы экзамена на самую высокую отметку, но даже это не дает гарантии положительного исхода, ведь существует целый ряд дополнительных вопросов, которые поставят в тупик отвечающего. Второй способ решить проблему – заявление с просьбой заменить преподавателя. Такие моменты довольно часто встречаются при процессе обучения, деканат незамедлительно реагирует, чтобы решить сложившуюся проблему.

В деканат обращаются как в устной, так и в письменной форме. Важно точно рассказать причины, по которым не удается найти компромисс с определенным педагогом. Далее решением вопроса занимается учебный совет. Студенту следует помнить, что знания сдаваемого предмета должны быть великолепными, ведь при замене педагога просто необходимо выступить достойно и ответить на все основные и дополнительные вопросы, иначе в деканате не будут повторно делать снисхождения для определенного учащегося. Тогда история может закончиться отчислением из учебного заведения.