Какую роль в левше играют образы предметов. «Левша» главные герои. сочинение по сказу Н.Лескова «Левша»

В рассказе Лескова “Левша” герои поднимают животрепещущую тему патриотизма, родины, веры в русскую народную мудрость. Повесть подобна сказке, ведь её сюжет, волшебный и добрый, воспевает ум и самобытность русского народа. “Сказ о Левше” – правдивое отражение русской реальности того времени. Необразованный, но талантливый народ всегда превосходил своей силой и мудростью других. Так точно и ярко бытность русского народа не удалось описать ни одному автору. Лесков по праву считается народным писателем.

Характеристика главных героев “Левша”

Главные герои

Александр I

Правитель, умный и любознательный, рассудительный и впечатлительный. Быстро поддаётся влиянию новых тенденций, восторгается изобретениями англичан, верит в их превосходство над русским народом. Человек слабохарактерный, ведь англичане откровенно мошенничают с ним, продавая чехол к блохе, он отдаёт деньги, не понимая, что его обманывают. Ярый поклонник западной культуры и искусства, не верящий в могущество русского народа.

Николай I

Брат Александра I, патриот, человек искренне верящий в превосходство русского народа над другими. Основательный, разумный, здравомыслящий человек, способный добраться до самой сути. Отправляет Платова к тульским мастерам, чтобы они доказали, на что способен русский народ. Окружение наслышано о Николае I как о человеке обладающем хорошей памятью, который не забывает ничего, помнит каждую мелочь. Справедливый, терпеливый правитель,

Платов

В прошлом – атаман донского казачьего войска, храбрый, умный человек. Путешествует по Европе вместе с Александром I, следит, чтобы впечатления государя от английской культуры и науки не затмили заслуги русских мастеров и учёных. Уважает русскую культуру и ценит русский народ, всячески доказывает государю его превосходство. Отчасти виноват в смерти Левши, ведь он не помогает устроить мастера в больницу, а именно из-за него мастер был взят к государю в спешке без документов.

Левша

Тульский мастер, самобытный, неподражаемый, ювелирный специалист. Левша, даже крестится левой рукой, косоват на один глаз. У подкованной блохи он мастерил гвозди, на которых было указано его имя. Необразованный крестьянин, искусный оружейник, замечательный мастер талант которого оценили в Англии, не согласился оставаться на чужбине. Предан православной вере, русскому народу, своей семье. Из-за своей простоты участвует в пари по пути домой на корабле. Много пьёт и помирает по прибытию в самой захудалой больнице. Перед смертью передаёт государю секрет хранения оружия, который он позаимствовал у англичан.

Второстепенные персонажи

Одну важную мысль хотел передать автор в своём произведении: даже умные, талантливые люди подвластны порокам. Из-за глупого спора с полшкипером умирает самый лучший мастер на Руси, пьянство сыграло решающую роль его судьбе. Как бы ни был он твёрд в своих убеждениях, когда англичане хитростью уговаривали Левшу остаться за границей, его душа рвалась домой, он не согласился на новую, шикарную жизнь. Главные герои “Левши” – классические представители русского народа, в каком бы чине они ни были. В произведении воспевается их врождённый патриотизм, вера в Бога, преданность своему государю.

Лесков: Левша
Александр Павлович - русский император; Александр Павлович представлен в шаржированной роли поклонника и почитателя западной (английской) цивилизации и ее технических изобретений.
Приехав в Англию вместе с атаманом Платовым, Александр Павлович восторгается редкостными, искусно сделанными вещами, которые горделиво показывают ему англичане, л не осмеливается противопоставить им изделия и достижения русских людей. "Политик" Александр Павлович, остерегающийся испортить отношения с англичанами, противопоставлен своему брату - "патриоту" Николаю Павловичу и прямодушному Платову, болезненно переживающему унижение русских. Тождество Александра Павловича с реальным императором Александром I условно. Левша - тульский оружейник, один из трех мастеровых, исполняющих поручение Платова создать изделие, которое было бы достойно большего удивления, чем микроскопическая танцующая стальная блоха английской работы. Левша вместе с товарищами подковывает блоху. Левша - искусник, "посрамитель" английских мастеров, бескорыстный и неподкупный патриот, несчастный, униженный страдалец.
Образ Левши имеет двоякий смысл: одновременно и позитивный и иронический, негативный. С одной стороны, Левша - искусный мастеровой, воплощающий поразительное умение русского народа; но вместе с тем он лишен технических знаний, известных английским мастерам: подкованная Левшой и его товарищами блоха перестает исполнять танец. Левша отвергает выгодные предложения англичан и возвращается в Россию; однако бескорыстие и неподкупность Левши, думающего лишь о благе Родины, неотрывно связаны с забитостью, ощущением собственной незначительности в сравнении с российскими чиновниками и вельможами. Левша воплощает в себе и достоинства, и пороки простого русского человека. Возвратившись на родину, Левша заболевает и умирает, лишенный всякой заботы.
Трагическая судьба Левши - человека, наделенного талантом, но не имеющего даже собственного имени, - противопоставлена истории приезжающего вместе с ним в Петербург англичанина, заботливо принимаемого в английском посольстве. Безразличие, равнодушие к человеческой личности, определившие горестную судьбу Левши, представлены отличительными свойствами русской общественной жизни. Описание внешности героя ограничивается несколькими значительными деталями: "косой левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосы при ученье выдраны".
Физические изъяны Левши придают дополнительное комическое значение его образу, одновременно подчеркивая особую искусность его: косоглазие и плохое владение правой рукой не мешают герою подковать не различимую глазом стальную блоху. Косоглазие Левши является также своеобразным знаком, печатью изгойства, отверженности. Николай Павлович - русский император; поручает атаману Платову найти русских мастеров, которые могли бы создать вещь, достойную большего удивления, чем английская стальная блоха. Он посылает Левшу вместе с подкованной им блохой в Англию показать искусство русских. В противоположность своему брату Александру Павловичу Николаи Павлович выступает в роли "патриота"

Тема патриотизма часто поднималась в произведениях русской литературы конца XIX века. Но только в рассказе «Левша» она связана с мыслью о необходимости бережного отношения к талантам, облагораживающим лицо России в глазах других стран.

История создания

Рассказ «Левша» впервые начал публиковаться в журнале «Русь» №№ 49, 50 и 51 с октября 1881 года под названием «Сказ о тульском Левше и о стальной блохе (Цеховая легенда)». Идеей для создания Лесковым произведения послужила известная в народе прибаутка о том, что англичане блоху сделали, а русские ее «подковали, да назад отослали». По свидетельствам сына писателя, его отец проводил лето 1878 года в Сестрорецке, в гостях у оружейного мастера. Там он в разговоре с полковником Н. Е. Болониным, одним из служащих местного оружейного завода, выяснял происхождение прибаутки.

В предисловии автор написал, что он только пересказывает известную среди оружейников легенду. Этот известный прием, использованный когда-то Гоголем и Пушкиным для придания особой достоверности повествованию, в данном случае сослужил Лескову плохую службу. Критики и читающая публика буквально приняли слова писателя, и впоследствии ему пришлось особо объяснять, что он все-таки является автором, а не пересказчиком произведения.

Описание произведения

Рассказ Лескова жанрово наиболее точно было бы назвать повестью: в нем представлен большой временной пласт повествования, есть развитие сюжета, его завязка и завершение. Рассказом писатель назвал свое произведение видимо для того, чтобы подчеркнуть особую «сказительную» форму повествования, использованную в нем.

(Император с трудом и интересом рассматривает подкованную блоху )

Действие рассказа начинается в 1815 году с поездки императора Александра I с генералом Платовым в Англию. Там русскому царю вручают подарок от местных мастеров - миниатюрной работы стальную блоху, которая умеет «усиками водить» и «ножками перебирать». Подарок предназначен был показать превосходство английских мастеров над русскими. После смерти Александра I подарком заинтересовался его преемник Николай I и потребовал найти мастеров, которые бы были «никого не хуже», Так в Туле Платовым были призваны три мастера, среди них Левша, которые сумели подковать блоху и на каждой подкове имя мастера выставить. Левша же свое имя не оставил, потому что гвоздики выковывал, а «там уже никакой мелкоскоп взять не может».

(А вот ружья при дворе чистили всё по-старинке )

Левша был отправлен в Англию с «подкованной нимфозорией», чтобы там поняли, что «нам это не удивительно». Англичане были поражены ювелирной работой и пригласили мастера остаться, показали ему все, чему научены. Все Левша и сам умел делать. Поразило его только состояние ружейных стволов - их не чистили толченым кирпичем, поэтому точность стрельбы из таких ружей была высокой. Левша стал собираться домой, ему надо было срочно рассказать о ружьях Государю, а то «храни бог войны, они стрелять не годятся». От тоски Левша всю дорогу пил с английским другом «полшкипером», заболел и по приезде в Россию оказался при смерти. Но до последней минуты жизни пытался донести до генералов секрет чистки ружей. А если бы довели слова Левши до Государя, то, как пишет

Главные герои

Среди героев рассказа есть вымышленные и есть реально существовавшие в истории личности, среди которых: два российских императора, Александр I и Николай I, атаман Войска Донского М. И. Платов, князь, агент русской разведки А.И. Чернышев, доктор медицины М. Д. Сольский (в рассказе - Мартын-Сольский), граф К. В. Нессельроде (в рассказе - Кисельвроде).

(Левша "безымянный" мастер за работой )

Главный герой - оружейных дел мастер, левша. Имени у него нет, только мастеровая особенность - работал он левой рукой. У лесковского Левши был прототип - Алексей Михайлович Сурнин, работавший оружейником, бывший на учебе в Англии и передавший после возвращения секреты дела русским мастерам. Не случайно автор не дал герою собственное имя, оставив нарицательное- Левша один из изображенных в разных произведениях тип праведника, с их самоотреченностью и жертвенностью. Личность героя имеет ярко выраженные национальные черты, но типаж выведен общечеловеческим, интернациональным.

Недаром единственный друг героя, о котором рассказано - представитель другой национальности. Это моряк с английского судна Полшкипер, сослуживший своему «камраду» Левше плохую службу. Чтобы рассеять тоску русского друга по родине Полшкипер заключил с ним пари, что перепьет Левшу. Большое количество выпитой водки и стало причиной болезни, а затем и смерти тоскующего героя.

Патриотизм Левши противопоставлен ложной приверженности интересам Отечества других героев рассказа. Император Александр I конфузится перед англичанами, когда Платов указывает ему, что и русские мастера могут делать вещи не хуже. У Николая I чувство патриотизма замешано на личном тщеславии. Да и самый яркий «патриот» в рассказе Платов таковым является только за границей, а приехав на родину, становится жестоким и грубым крепостником. Русским мастерам он не доверяет и боится, как бы они работу английскую не испортили и бриллиант не подменили.

Анализ произведения

(Блоха, подкованная Левшой )

Произведение отличается жанровым и повествовательным своеобразием. Оно напоминает по жанру русский сказ, основанный на легенде. В нем много фантазии и сказочности. К сюжетам русских сказкок есть и прямые отсылки. Так, император прячет подарок сначала в орешек, который кладет затем в золотую табакерку, а последнюю, в свою очередь, прячет в дорожную шкатулку, почти так же, как прячет сказочный Кащей иглу. В русских сказках цари традиционно описаны с иронией, как и в рассказе Лескова представлены оба императора.

Идеей рассказа становится судьба и место в государстве талантливого мастера. Все произведение пронизано мыслью, что талант в России беззащитен и не востребован. В интересах государства поддерживать его, оно же грубо губит талант, как будто это никому не нужный, повсеместно распространенный сорняк.

Другой идейной темой произведения стало противопоставление настоящего патриотизма народного героя тщеславию персонажей из высших слоев общества и самих правителей страны. Левша любит свое отечество самоотверженно и горячо. Представители знати ищут повод гордиться, но не дают себе труда сделать жизнь страны лучше. Это потребительское отношение и приводит к тому, что в конце произведения государство теряет еще один талант, который был брошен в жертву тщеславию сначала генерала, потом императора.

Рассказ «Левша» дал литературе образ еще одного праведника, теперь уже на мученическом пути служения русскому государству. Своеобразие языка произведения, его афористичность, яркость и точность формулировок позволили разобрать рассказ на цитаты, которые разошлись в народе.

Левша – главный герой одноимённой повести Н. С. Лескова , талантливый русский мастеровой, оружейник. Ему, вместе с двумя другими мастерами, было поручено создать какой-нибудь шедевр с участием стальной танцующей блохи, чтобы не уступать в изобретательности англичанам. После долгих раздумий, эти три мастера решили подковать блоху, оставив свои планы в тайне. Сам Левша создавал гвоздики для подков. Внешняя характеристика героя скудна. Их сказа известно лишь, что Левша был косым, имел родимое пятно на щеке и залысины на висках.

Особое внимание уделяется таланту мастера. Он описывается как искусный мастеровой и умелец. При этом герой совсем не чувствует себя значительным. Когда англичане предлагают ему остаться у них и обещают беспечную жизнь, он сразу отклоняет их предложение. В его действиях просматривается не только верность родине, но и неверие в лучшую жизнь в лучших условиях. Левша настолько забитое существо, что ему даже в голову не приходит оказывать хоть малейшее сопротивление обстоятельствам. И даже умирает он как-то нелепо. Вернувшись в Петербург, он попал в больницу для людей низшего сословия. Извозчики, перенося его на носилках, уронили, вследствие чего Левша разбил голову. Так, замечательный мастер умер безызвестным и никому не нужным.

Трагической судьбе Левши противопоставляется жизнь английского шкипера, приехавшего вместе с ним. Сразу по прибытии его отвезли в английское посольство, где он был тепло и заботливо принят. Этим противопоставлением автор хотел подчеркнуть царящее в стране безразличие к людской жизни. На самом деле погиб редкостный умелец с выдающимся талантом, а никому до этого и дела не было. В описании этого героя есть много комичного. Например, будучи косым левшой, он смог сотворить тончайшую работу, не заметную человеческому глазу.

1. Почему безымянный мастер (левша) и его товарищи взялись поддержать Платова и с ним всю Россию?

Безымянный мастер (левша) и его товарищи молвят о том, что они берутся выполнить эту работу: «авось слово царское ради нас в постыждении не будет». Выполняя работу ради царя, они поддерживают этим Платова и всю Россию, так как желают обосновать, что российский люд более одарен, чем представители других наций, и гордятся собственной государством.

2. Прочитайте сцену во дворце. Обратите внимание на портрет левши. Как он держится с царём и его окружением?

Портрет левши:«Идёт в чём был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застёгиваются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится». Левша держится с царём и его окружением тихо, сознавая своё достоинство мастера.

3. Почему «на каждой подковинке мастерово имя выставлено: какой русский мастер ту подковку делал», а имени левши там не оказалось?

На подковках не оказалось имени левши. Он сам разъясняет это царю: «…я мельче этих подковок работал: я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты, - там уже никакой мелкоскоп взять не может».

4. Как англичанам удалось уговорить левшу погостить в Англии? Что произвело на него особое впечатление за границей?

Британцам длительно не удавалось уговорить левшу хотя бы погостить в Великобритании. Но они пообещали ему, что «они его в это время по различным заводам водить будут и всё своё искусство покажут», тогда и левша согласился погостить.

Особенное воспоминание в Великобритании на него произвели хозяйственные порядки, «особенно насчёт рабочего содержания». Он увидел, как одеты работники, как проводят празднички, что они работают с обучением, а не «с бойлом», и живут в сытости. Ещё левшу очень заинтересовывало, как британцы хранят старенькые ружья.

5. Каким изобразил Н. С. Лесков генерала Платова? Что главное в его характере? Какими чертами народного героя любуется автор, а какие отвергает?

Лесков изобразил генерала Платова донским казаком с «грабоватым» носом, в «лохматой бурке» и широких штанах, который без конца курит корешковую трубку и пьёт стаканами «водку-кислярку».

Главное в нраве Платова - твёрдая уверенность в том, что всё российское - самое наилучшее, что сударь и российские люди должны обожать Россию, веровать в её люд и не соблазняться на всё зарубежное. Замечателен эпизод, когда Платов отковыривает замок умопомрачительной пистоли и указывает надпись на собачке: «Иван Москвин во граде Туле».

Создатель похихикивает над внешним обликом Платова, над его привычками, над попытками отстоять русскую честь, когда он приглашает британцев приезжать в Россию и попить чай «с реальным молво Бобринского завода», над тем, как Платов спустил в кармашек мелкоскоп, который «сюда же… принадлежит».

Создатель не воспринимает и отторгает то, как Платов обращается со своими подчинёнными и с тульскими мастерами, в том числе и с левшой. В восьмой главе Лесков обрисовывает, как Платов ехал на Дон и назад: спешно и «с церемонией», и в этом описании ощущается возмущение создателя. Возмущает читателей, как Платов указывает мастерам кулак, как он хватает левшу, кидает его в свою коляску: «Сиди, - гласит, - тут до самого Петербурга вроде пубе- ля, ты мне за всех ответишь». Платов, который не робел ни в одном бою, вдруг предстаёт пред нами трусом, когда он прячет за печку шкатулочку с блохой и не верует, что тульские мастера не осрамились. Но Платов находит внутри себя честность и мужество извиниться перед левшой за то, что оттаскал его за волосья.

По сути Матвей Иванович Платов был графом, генералом, образованным человеком. Портрет, который нарисовал Лесков, не соответствует реальному изображению генерала М.И. Платова. Платов погиб за семь лет до погибели Александра I и не мог встречаться с царём Николаем I.

Эпизоды, рисующие царское окружение.

Эти эпизоды мы находим в главах двенадцатой, тринадцатой и четырнадцатой.

Глава двенадцатая: «А царедворцы, которые на ступенях стоят, все от него отворачиваются, думают: попался Платов и сейчас его из дворца вон погонят, - потому что его терпеть не могли за его храбрость».

Глава тринадцатая: «Вельможи ему кивают: дескать, не так говоришь! а он не понимает, как надо по-придворному, с лестью или хитростью, а говорит просто».

Глава четырнадцатая: «Тут и другие придворные, видя, что левши дело выгорело, начали его целовать…»; «А граф Кисельвроде велел, чтобы обмыли левшу в Туляковских всенародных банях, остригли в парикмахерской и одели в парадный кафтан с придворного певчего, для того, дабы похоже было, будто и на нём какой-нибудь жалованный чин есть».

Совершенствуйте свою речь (к стр. 293-294)

1. Жанр сказа предполагает сказителя, близкого к народу. Прочитайте фрагменты сказа, где слышен голос сказителя. Обратите внимание на его речь. К кому из героев произведения он ближе всего?

Мы можем говорить о том, что сказитель виден во всех главах, не считая двадцатой, где уже слышатся слова создателя. В особенности ярко драматичность сказителя показана в главах, где рассказывается о путешествии Александра первого в Европу, о поведении придворных при дворе Николая I. Серьёзность и набожность сказителя отражается в главах о походе туляков на богомолье и при описании их сосредоточенной работы. Любовь к России - в описании путешествия левши в Великобританию и рассказе о том, как его британцы к для себя заманивали. Сказитель поближе всего по восприятию мира к левше.

2. Сказ о левше очень близок к произведению устного народного творчества. Найдите в нём приёмы сказочного повествования: зачин, повторы, диалоги, концовку, - подумайте, какую роль они играют в произведении.

Зачин: «Когда правитель Александр Павлович закончил венский совет, то он возжелал по Европе проездиться и в различных государствах чудес посмотреть».

Концовка: «А доведи он левшины слова в своё время до сударя, - в Крыму на войне с неприятелем совершенно бы другой оборот был».

В сказе встречаются повторы. Пару раз британцы пробуют уверить Александра в том, что они самые качественные мастера, а Платов это удивление разрушает. Когда Платов привозит блоху Николаю I, правитель пару раз пробует найти работу туляков, пока не отправляет за левшой.

Есть в сказе повторения слов, как в притчах. Платов гласит: «…я пью-ем что желаю и всем доволен…» В рассказе о разговоре Платова с туляками говорится: «Так и Платов разумом виляет, и туляки тоже. Платов вилял, вилял, да увидал, что туляка ему не перевилять…» В главе десятой: «Хотел Платов взять ключ, но пальцы у него были куцапые: ловил, ловил - никак не мог ухватить…» О левше: «Но вдруг начал неспокойно скучать. Затосковал и затосковал…»

Зачин, повторы, диалоги и концовка делают впечатление сказочности повествования.

Лишены сказочных частей рассказ о том, куда прогуливались три мастера молиться богу перед работой (главы шестая, седьмая), и вывод из всей этой истории, изготовленный Лесковым в главе двадцатой.

3. В сказе о левше много новых слов. Словотворчество начинается там, где рассказчик или герой сталкивается с нерусскими названиями, непонятными малограмотному человеку. Мастеровой, рассказывая о вещах ему незнакомых и чужеземных, искажает их названия согласно своему представлению о них. Но вместе с тем рассказчик вкладывает в них юмористический смысл в духе народного понимания, например: кушетка- «укушетка», «вестовые» - «свистовые», таблица - «долбица». Продолжите эти примеры. Обратите внимание на тех, кому они принадлежат.

«Мыльно-пильные заводы», «двухсестная» карета, «бюстры», «а посередине под валдахином стоит Аболон полведерский», «буреметры морские, мерлюзьи мантоны пеших полков, а для конницы смолевые непромокабли», «Платов держит свою ажидацию», «нимфозории», «египетские керамиды», «тужурные жилетки», «мелкоскоп», «прямое дансе и две верояции в сторону», «преламут», «свистовые казаки», «потная спираль», «пубель», «тугамент», «горячий студинг в огне», «публицейские ведомости», «клеветой», «по симфону воды ерфиксом приняли», «грандеву», «ногавочки», «стирабельная дощечка», «Твердиземное море», «часы с трепетиром», «пальто с ветряной нахлобучкою», «презент», «буфта», «водопление», «полшкипер», «аг- лицкое парей», «парат», «курица с рысью», «пуплекция».

4. По признанию Лескова, замысел «Левши» возник из поговорки: «Англичанин сделал блоху из стали, а русский её подковал». В языке сказа много русских пословиц и поговорок, например: «У него хоть шуба овечкина, да душа человечкина», «Утро ночи мудренее» и др. Найдите ещё пословицы и поговорки.

Пословицы и поговорки: «дело выгорело», «бог простит», «снег на голову», «в Польше нет хозяина больше», «кто кого перепьёт, того и горка», «небо тучится, брюхо пучится».

5. Расскажите о характере левши.

Лесков называет левшу мастером и пишет: «Собственное имя левши, подобно именам многих величайших гениев, навсегда утрачено для потомства». Автору удалось передать в этом образе наиболее характерные черты народного мастера-самородка. Это сосредоточенность на работе - такая, что мастера не отвлекаются даже на крики: «Горим». Это спокойная уверенность в том, что главное в человеке - не внешнее, а внутреннее, не одежда, а душа и умение: левша не конфузится перед государем, хотя вся одежда у него старая и разорвана. Он умеет делать такую тонкую работу, которую «никакой мелкоскоп взять не может».

Русские люди «в науках не зашлись», потому что не было школ для обучения рабочих грамоте и арифметике. Но главное достоинство русского человека левша видит в преданности отечеству. Он в Англии тоскует по родине и говорит англичанам: «…желаю скорее в родное место, потому что иначе я могу род помешательства достать».

На корабле даже в самый сильный шторм левша не уходит с палубы: «Водопление стало ужасное, а левша всё вниз в каюты нейдёт- под презентом сидит, нахлобучку надвинул и к отечеству смотрит».

До последнего момента левша думал о том, чтобы принести пользу России. Перед смертью он говорит:

«- Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а го, храни Бог войны, они стрелять не годятся.

И с этою верностью левша перекрестился и помер».

6. Лесков говорил: «…там, где стоит „левша“, надо читать „русский народ». Имея это в виду, подумайте, почему косой левша в сказе не имеет имени и даже прозвище его пишется с маленькой буквы.

Косой левша в сказе не имеет собственного имени и даже слово «левша» пишется с маленькой буквы, потому что автор хогел показать, что главный герой - это обобщённый образ русского народа.

7. Л. Н. Толстой назвал Лескова «писателем будущего». Какой, по-вашему, смысл вкладывал великий писатель в эти слова? Подготовьте развёрнутый письменный ответ на этот вопрос.

Л.Н. Толстой называл Лескова «писателем будущего»: он был уверен, что творчество Лескова будет лучше понято читателями будущего, чем современниками Лескова.

Литература и другие виды искусства (к стр. 294-295)

1. Рассмотрите портрет левши и иллюстрации художника Н. Кузьмина. Обратите внимание на то, как художник изобразил левшу и других героев. Каково отношение художника к изображаемому?

На рисунке Н. Кузьмина левша изображён, скорее всего, в момент, когда он тоненьким молоточком забивает гвоздики в подковки на ноги блохи.

Художник обращает внимание на сосредоточенный прищуренный взгляд мастера, большие ладони и торчащие в стороны «волосья». Главная мысль рисунка в том, чтобы передать способность русских мастеровых к такой тонкой работе, которую не берёт даже самый сильный «мелко- скоп», а они могут выполнить, потому что у них «так глаз пристрелявши».

2. Один из критиков так выразил своё мнение о рисунках Н. Кузьмина к сказу «Левша»: «Лесковский штрих у Кузьмина… озорной, неожиданный, резкий, но по сути добрый… стиль… рождён самим текстом, в который вошёл художник, чтобы пережить „изнутри» его событие».

Согласны ли вы с этим утверждением?

На первом рисунке Н. Кузьмина изображён атаман Платов, который в кунсткамере перед императором Александром I и английскими генералами достаёт из шаровар ружейную отвёртку и ковыряет замок пистоли. Вокруг Платова собрались три удивлённых англичанина в парадных формах, а справа стоит и сладко улыбается Александр I. Художник сатирически изображает эту сцену.

На втором рисунке изображён атаман Платов, который в шароварах и рубахе лежит на «досадной укушетке» и курит из огромной трубки «Жуков табак без перестачи».

Критик точно отразил особенность рисунков Кузьмина: озорной, резкий, но, по сути, добрый штрих, который отражает своеобразие художественного текста.

3. Рассмотрите иллюстрации Кукрыниксов к «Левше». Можно ли согласиться с таким высказыванием: «Здесь художники уязвлены за левшу, так что чувствуется почти личная их обида»?

В иллюстрациях Кукрыниксов чувствуется обида художников за левшу, выдающегося мастера, на которого спесиво смотрят придворные, который остался неоценённым в своей стране; его обобрали и оставили на холодном «парате», после чего жандарм отволок его помирать в простонародную больницу.

5. Особенность памятника Н.С. Лескову в Орле в том, что он представляет скульптурную композицию. В центре площади изображён сам писатель. Он сидит на диване в спокойной позе. По краям площади на отдельных постаментах стоят скульптуры, изображающие героев произведений Лескова. Среди них есть и Левша.

6. В рассказе «Человек на часах» Н.С. Лесков описывает случай, который якобы приключился в 1839 году в Петербурге. На эпоху тридцатых годов XIX века приходится мало крупных исторических событий. История, которую рассказывает автор, смешна и грустна одновременно.

В Зимнем дворце караул занимала рота Измайловского полка под командованием офицера Миллера. Задача солдат была в том, чтобы стоять на своих постах. Вдруг часовой Постников услыхал, что в полынье на Неве тонет человек и молит о помощи. Уже полночь, на улице нет ни души, и человеку никто не может помочь. Часовой понимал, что ему нельзя изменить присяге, но не выдержал и покинул пост, хотя знал, что его за это могут сильно наказать. Постников спас утопающего. В это время проезжал мимо офицер инвалидной команды, подхватил спасённого в свои сани, привёз приставу и сказал, что он спас человека. Офицер хотел получить за это медаль.

Постников честно всё рассказал Миллеру. Тот испугался, что офицер, увёзший спасённого, расскажет, что часовой покинул пост, в результате об этом узнает государь и «пойдёт горячка». Миллер послал записку своёму начальнику подполковнику Свиньину. Тот не хотел, чтобы его считали «гуманистом» (то есть человеколюбивым) и посадил Постникова под арест в карцер.

С испугу, что ему достанется от начальства, Свиньин поехал прямо к обер-полицмейстеру Кокошкину в пятом часу утра. Кокошкин приказал приставу привести офицера и спасённого утопленника. Обер-полицмейстер прочитал протокол, допросил офицера и бывшего утопающего, сделал вид, что всему поверил, и обещал наградить мнимого спасителя, что вскоре и сделал. Свиньин рассказал обо всём Миллеру и велел дать солдату Постникову двести розог. Солдата высекли и перенесли в лазарет. Через некоторое время об этом узнал сам владыка (высокий церковный чин) и одобрил распоряжение Свиньина.

Итоговое тестирование по сказу Н.С.Лескова «Левша»

1. Как звали донского казака, с которым император Александр Павлович ездил по Европе?

1)Матвей Платов

2)Николай Платонов

3)Александр Плоткин

4)Еремей Плугов

2. Что такое кунсткамера, куда пригласили англичане императора?

1)тюрьма

2)завод

3)склад

4)музей, собрание редких вещей

3. На каком предмете была сделана надпись «Иван Москвин во граде Туле»?

1)на мече

2)на щите

3)на пистоле

4)на шпаге

4. Какого сахара у англичан не оказалось?

1)молво

2)долго

3)мирно

4)сладко

5. Из чего выковали англичане блоху?

1)из золота

2)из меди

3)из стали

4)из олова

6. Что умеет делать блоха?

1)танцевать и прыгать

2)петь и шагать

3)шагать и усами водить

4)прыгать и петь

7. Из чего был сделан футляр?

1)из натуральной кожи

2)из цельного бриллиантового ореха

3)из золотой пластинки

4)из деревянной коробочки

8. Сколько заплатил император за блоху?

1)нисколько, блоху ему подарили

2)миллион серебряными пятачками

3)миллион мелкими ассигнациями

4) один золотой

9. От военных дел у государя сделалась меланхолия и он решил:

1)отдохнуть в своем номере

2)поехать в другую страну

3)исповедаться у попа Федота

4)получше рассмотреть блоху

10. Зачем новый император Николай Павлович отправил Платова с блохой в Тулу?

1)чтоб тульские мастера придумали что-нибудь еще более удивительное

2) чтоб тульские мастера научились делать такую же блоху

3) чтоб тульские мастера исследовали блоху

4) чтоб Платов подарил тульским мастерам эту блоху

11. Куда отправились мастера?

1)в Киев за советом

2)в Москву за прошением

3)в Мценск отслужить молебен

4)в Орел за инструментами

12. Как долго работали мастера?

1) 2 недели

2) 2 дня

3) 2 месяца

4) 2 года

13. Что придумали мастера?

1)сшили блохе платье

2)подковали блоху

3)сделали блохе домик

4)сделали еще одну блоху

14. Почему мастер левша на подковинке свое имя не выставил?

1)он гвоздики выковывал

2)ему подковинки не хватило

3)он не очень умелый мастер

4)потому что он левша

15. Куда повезли левшу?

1)в Киев

2)домой

3)в Париж

4)в Лондон

16. Чему более всего удивился левша в Англии?

2)как делают новые ружья

3)как, в каком виде состоят старые ружья

4)угощению и гостеприимству

17. Чего не было среди подарков, данных левше на прощанье?

1)золотые часы

2)байковое пальто

3)ветряная нахлобучка

4)хромовые сапожки

18. По какому морю они плыли, возвращаясь в Россию?

1)по Черному

2)Средиземному

3)Азовскому

4)Красному

19. Что успел сказать левша перед смертью?

1)готовиться к войне

2)найти английскую блоху

3)похоронить его на родине

4)ружье кирпичом не чистить

20. О ком было сказано: «У него хоть шуба овечкина, да душа человечкина»?

1)об императоре

2)о левше

3)о графе Чернышеве

4)о казаке Платове

Ответы:

1. 1

2. 4

3. 3

4. 1

5. 3

6. 1

7. 2

8. 2

9. 3

10. 1

11. 3

12. 1

13. 2

14. 1

15. 4

16. 3

17. 4

18. 2

19. 4