Майков, Аполлон Николаевич – краткая биография. Аполлон Майков. Биография Избранные издания и произведения

Рожден Аполлон Николаевич Майков в городе Москва, в семье потомственных дворян в 1821 году. Несколько предыдущих поколений этого рода плотно связанны с искусством, этот факт в конечном итоге повлиял на его мировоззрение и поспособствовал развитию творческих талантов. В 1834 году родители будущего поэта перебираются вместе с детьми в Санкт-Петербург. Именно там Аполлоном Майковым будет получено юридическое образование, которое поможет состояться ему в качестве государственного служащего.

Становление Майкова, как литератора, начинается в 1842 году. Тогда он выпускает свою первую книгу, на пособие от которой отправляется в путешествие по миру. Посетив несколько стран, возвращается в Петербург в 1844 году и принимается за написание кандидатской диссертации. Выбранная тема (древнеславянское право) в дальнейшем будет явственно прослеживаться в некоторых произведениях автора.

Послужной список

На протяжении жизни, Аполлон Николаевич активно строит карьеру. Хорошо зарекомендовав себя во время службы в министерстве финансов, в 1867 году назначается статским советником. Через девять лет его назначают на почетную должность старшего цензора. В 1897 году утверждается на место действующего председателя Центрального комитета иностранной цензуры.

Параллельно основной занятости является членом литературных сообществ, активно пишет для газет и журналов, и состоит в комиссии, занимающейся устройством народных чтений в Санкт-Петербурге.

Творчество

Ранним дебютом тринадцатилетнего Аполлона Николаевича было стихотворение «Орёл», которое опубликовали в 1835 году в «Библиотеке для чтения». Однако, первыми серьезными публикациями считаются «Картина» и «Сон», появившиеся через пять лет в «Одесском альманахе».

На протяжении творческого пути явственно прослеживается изменение политических настроений поэта. Либеральные взгляды в раннем творчестве позже сменяются на консервативные и панславистские. По этой причине, в 1860-х годах творчество автора подверглось серьезной критике. Революционным демократам пришлось не по душе такое изменение взглядов.

Основной темой творчества являются деревенские и природные мотивы, эпизоды из истории родной земли. Эти стихотворения включены в школьные учебники и хрестоматии. Некоторые из них позже были положены на музыку такими известными композиторами, как П.И.Чайковский и Н.А. Римский-Корсаков.

Помимо написания стихотворений и поэм, был известен литературными переводами. Переводил ставшие известными произведения Гёте, Гейне, Мицкевич. Знал несколько языков, поэтому мог переводить с Греческого, Испанского, Сербского и так далее. В 1870 окончил перевод «Слова о полку Игореве», на эту работу у него ушло четыре года.

Женой Аполлона Николаевича стала Анна Ивановна Штеммер, родившая супругу троих сыновей и одну дочь. Умер поэт 20 марта 1897, после тяжелейшей простуды длиною в месяц. Похоронили его на кладбище Воскресенского новодевичьего монастыря.

Майков Аполлон Николаевич - известный русский поэт. Он жил в 19 веке (1821-1897). Творческое наследие этого поэта вызывает интерес и в наше время, что говорит о его несомненном таланте.

Происхождение А. Н. Майкова

Следует сказать, что Аполлон Майков был не единственным даровитым представителем своей фамилии. Древний род поэта был богат талантливыми людьми. В 15 веке жил известный русский богослов Нил Сорский, а во времена Екатерины творил поэт Василий Майков.

Отцом нашего героя был академик живописи. Остальные члены его семьи также принадлежали к творческой интеллигенции. Мать - переводчица и поэтесса, брат Валериан - публицист и литературный критик, а Леонид, другой брат Аполлона, - издатель и историк литературы.

Детство и годы юности, первая книга стихов

Детство Аполлон Николаевич провел в имении, принадлежавшем его отцу. Оно находилось около Троице-Сергиевой лавры. Семья Майковых в 1834 году переехала в Петербург. Аполлон в детстве увлекался одновременно и литературой, и живописью. Однако близорукость помешала ему пойти по стопам своего отца. В первых прозаических опытах Майкова видно влияние Гоголя. Затем увлекся поэзией Аполлон Майков. Биография его этого периода отмечена также обучением в Петербургском университете, на юридическом факультете. По окончании университета Аполлон Николаевич опубликовал первую книгу своих стихов. Это важное событие произошло в 1842 году.

Поездка за границу, новые стихи

В этом же году Аполлон Майков отправился за границу. Здесь он пробыл около двух лет. Майков слушал в Париже лекции известных ученых. Находясь в Риме, он принимал участие в кутежах русских художников, писал стихи, делал эскизы, отправлялся в конные прогулки по римской долине. Итогом полученных впечатлений стал стихотворный цикл Майкова "Очерки Рима" (опубликован в 1847 году). Именно во время жизни в Италии в творчестве поэта обозначился первый слом. Аполлон Майков порвал с антологической поэзией и начал стремиться к так называемой поэзии мысли и чувства. Майкова перестала интересовать старина. Он решил обратиться к современности. В результате появились портреты жителей Рима (Lorenzo, "Капуцин", "Нищий").

Возвращение на родину

Возвратившись на родину, поэт стал работать в Румянцевском музее в должности помощника библиотекаря. Во второй половине 1840 годов в круг его общения входили Некрасов, Григорович, Тургенев, Белинский. Аполлон Майков испытывал в то время влияние натуральной школы. Поэт много публиковался в "Отечественных записках". В "Петербургском сборнике" Некрасова в 1846 году появилась его поэма "Машенька". Немного раньше была создана еще одна поэма, "Две судьбы", где рассказывается история "лишнего" человека.

Связь с петрашевцами и редакцией "Москвитянина"

Аполлон Николаевич в те годы был идеологически близок западничеству. Он вовлекся в движение петрашевцев через своего брата Валериана. Однако вскоре его начала угнетать их постоянная критика правительства. Майков увидел утопизм в движении петрашевцев, "много эгоизма", "много вздору" и "мало любви".

Переживавший кризис Аполлон Николаевич попал в редакцию "Москвитянина". Здесь он неожиданно нашел не только участие, но и поддержку своих взглядов. Майков отрицал принципы цивилизации Западной Европы. Эта мысль прошла через весь его сборник "1854 год", который точно отразил мировоззрение Майкова в то время. Еще одной сквозной темой книги стала историческая миссия Российского государства, которое преградило путь на Запад полчищам Батыя и тем самым предотвратило гибель цивилизации Европы ("Клермонтский собор" и др.). Тогда же Майков стал убежденным монархистом. Он уверовал в величие Николая I.

Творчество 1850 годов

Как бывает у каждого настоящего поэта, творчество Майкова 1850 годов намного шире идейных установок. Он создал произведения на социальную тему (идиллия "Дурочка", цикл "Житейские думы"), стихи иделогизированного и политического характера. Одновременно Майков писал стихи, которые продолжили антологические и эстетические принципы его поэзии раннего периода. Речь идет о таких циклах, как "Камеи" и "Фантазии". В конце 1850 гг. появились циклы "Дома", "На воле", "Под дождем", "Весна", "Сенокос". В этих произведениях все еще чувствуется былой гармонический взгляд Майкова на природу. Однако теперь он проявляет себя в зарисовках деревенских пейзажей России.

"Осень"

В 1856 году создал одно из самых известных стихотворений Аполлон Майков. "Осень" - так назвал он его. Поэт с юных лет увлекался охотой, но зачастую ловил себя на мысли, что намного больше удовольствия ему доставляет обычная прогулка в лесу без и ружья. Он действительно любил загребать листья ногой, слышать треск сучьев… Однако лес осенью лишается таинственности и загадочности, поскольку "свянул последний цветок", "сорван последний орех". И этот мир рождает в поэте неведомые доселе чувства...

Морская экспедиция

Итальянская тема вновь появилась в творчестве Аполлона Николаевича в 1859 г. Это было связано с тем, что он вместе с другими исследователями совершил морскую экспедицию, посетив острова греческого архипелага. Корабль, на котором осуществлялось плавание, не попал в Грецию. Ему пришлось задержаться в Неаполе. Поэтому вместо одного цикла, как задумывал Майков Аполлон Николаевич, получилось два. "Неаполитанский альбом" был создан по итальянским впечатлениям. Это своего рода повесть в стихах, тема которой - жизнь народа в Неаполе. В результате изучения культуры и истории Греции появились "Новогреческие песни" ("Ласточка примчалась", "Колыбельная песня" и др.).

Одним из самых известных его стихов является "Колыбельная…". Аполлон Майков создал это произведение в 1860 году. Более 20 композиторов в свое время написали музыку к нему. Среди них А. Чесноков, А. Аренский, В. Ребиков, П. Чайковский.

Последние годы жизни

В последние 25 лет жизни Майкова интересовали вечные вопросы бытия. Он размышлял о развитии цивилизаций. Важное место в раздумьях Майкова в это время занимали и судьбы нашей страны, ее прошлое и настоящее, ее роль в истории. В 1880 годы Аполлон Николаевич также создал ряд стихотворений, отличающихся глубокой религиозностью и идеей того, что религиозное смирение - отличительная особенность русского человека ("Близится вечная ночь….", "Оставь, оставь!.." и др.).

В заключение

Мережковский в своей книге "Вечные спутники" писал о том, что Майков Аполлон - поэт, жизненный путь которого был светлым и ровным. Ни гонений, ни врагов, ни страстей, ни борьбы не было в нем. Были стихи, книги, путешествия, семейные радости, слава. Действительно, его биография была малопоэтична: он не умер на эшафоте или на дуэли, не был преследуем, его не мучили страсти. У Аполлона Майкова все внешнее ушло внутрь. Его настоящей биографией, истинной судьбой стал его путь от римлян и греков к российской действительности, истории народов, поэзии Библии и вечным вопросам бытия.

Русская поэзия XIX века богата именами знаменитых авторов, чьи произведения стали классикой и не потеряли своей актуальности, будучи пронесенными через века. Одним из таких выдающихся поэтов является Аполлон Майков, оставивший нам замечательное творческое наследие, интерес к которому не угасает и поныне.

Любопытно узнать, какие факты биографии оказали влияние на творчество литератора, способствовали формированию А. Майкова как стихотворца, направленности его произведений и поэтического стиля.

Известные представители рода Майковых

Майков Аполлон Николаевич родился в 1821 году в Москве в семье старинного дворянского рода, история которого тесно связана с русским искусством и просвещением. В числе известных родственников поэта (все они носили фамилию Майков) много чрезвычайно одаренных представителей творческой интеллигенции, внесших вклад в развитие русской культуры:

  • Нил Сорский (в миру Николай Федорович) - знаменитый русский церковный деятель XV века, православный святой;
  • Василий Иванович - поэт, творивший в екатерининские времена;
  • Аполлон Александрович - директор Императорских театров, дед поэта;
  • Николай Аполлонович - талантливый исторический живописец - отец А. Майкова;
  • Евгения Петровна - переводчица и писательница - мать поэта.

Блистали талантами и родные братья Аполлона Майкова:

  • Валериан Николаевич - публицист и литературный критик;
  • Владимир Николаевич - писатель, издатель журналов для детей и юношества «Подснежник» и «Семейные вечера»;
  • Леонид Николаевич - член академии наук, известный трудами по истории русской словесности.

Семейное воспитание Аполлона Майкова

Детские годы поэта прошли в центре Москвы в родительском доме, где царила особая атмосфера, часто бывали в гостях художники, писатели и музыканты. Дети росли в обстановке любви к творчеству, чрезвычайного почитания занятий искусством и наукой как главнейшего смысла существования. Все это способствовало тому, что Аполлон Майков много читал, неплохо рисовал и рано стал писать лирические стихи.

Родители поэта и их друзья служили для детей образцом для подражания, их пример помогал формированию духовных интересов, уважения к нравственным ценностям и высоких жизненных принципов. В доме выпускали рукописные издания для опубликования произведений членов семьи и гостей - альманах «Лунные ночи» и журнал «Подснежник», в которых и вышли первые стихи юного Аполлона.

Летние месяцы будущий поэт проводил в подмосковном помещичьем имении бабушки в деревне Чепчиха. Здесь происходило знакомство А. Майкова с природой родной земли с ее тишиной и раздольем, с жизнью русского села и народным бытом.

В жизненную пору детства и юношества, когда впечатления особенно сильны и глубоки, основы личности поэта были заложены воспитанием в духе творческой интеллигенции, а также жизнью на лоне вольной матушки-природы и бытом русской деревни с его правдой и простотой.

Получение образования

Когда А. Майкову исполнилось 13 лет, его семья переехала из Москвы в Петербург, что связало дальнейшую судьбу поэта с Северной столицей. Здесь Аполлону и его братьям стал давать уроки русской словесности и латинского языка И. А. Гончаров.

А. Майков учился в университете Санкт-Петербурга на факультете юриспруденции, но при этом не оставлял занятий литературой и живописью. С особым интересом слушал лекции, связанные с его увлечением философией и изучением латинского языка - его любимыми предметами были энциклопедия законоведения и римское право. Он также слушал курсы всеобщей и русской истории и русской словесности.

Окончив университет, Аполлон Майков поступил на государственную службу в Департамент казначейства.

Первый сборник стихов А. Майкова

Имя начинающего талантливого поэта Майкова стало известно после того, как его произведения были напечатаны в ряде журналов, таких как «Отечественные записки» и «Библиотека для чтения». Вскоре вышел первый сборник «Стихотворения Аполлона Майкова» (1842), имевший успех у читателей и тепло встреченный знатоками отечественной словесности. Молодого автора горячо похвалил В. Г. Белинский.

Это событие способствовало тому, что окончательный выбор А. Майкова, еще колебавшегося между живописью и литературным творчеством, был сделан в пользу поэзии. Другой причиной, по которой ему пришлось оставить занятие художеством, стало ухудшение зрения.

Путешествие за границу

Первый сборник стихов А. Майкова был представлен Министром народного просвещения государю Императору. За книгу поэт был удостоен от Николая I пособия - средств на длительное путешествие в Европу, где он пробыл почти два года. Вначале Майков отправился в Италию, где занимался творчеством, посетил многие города, побывал в музеях и на выставках. Затем во Франции, в Париже, слушал лекции по мировой литературе и искусству. С целью изучения европейской культуры посетил также Дрезден и Прагу.

Поездка послужила прекрасным своевременным дополнением к университетскому образованию Аполлона Майкова, давшим богатейший материал для дальнейшего творчества и ставшим неисчерпаемым источником вдохновения для написания многих замечательных произведений на протяжении всей жизни поэта.

Государственная служба

Вернувшись в Россию, Аполлон Майков написал диссертацию на тему права у древних славян, служил в Министерстве финансов, потом работал в Румянцевском музее помощником библиотекаря. Затем были должности вначале младшего цензора, затем старшего цензора и, наконец, председателя комитета иностранной цензуры, где он проработал более сорока лет. В качестве члена ученого комитета при Министерстве народного просвещения рассматривал книги, выпускаемые для народного чтения. Входил в совет Русского литературного общества и комиссию по устройству народных чтений, работал в издательстве журнала «Новое слово» и «Театральной газеты».

Казенная служба отчасти поспособствовала писательской деятельности А. Майкова, сблизив его с Одоевским и Тютчевым. Будучи по работе начальниками поэта, они стали его друзьями, критиками и ценителями его произведений. Особенно сильное влияние на формирование окончательных взглядов и воззрений на русскую государственность, которым поэт остался верен до конца жизни, оказал Ф. И. Тютчев.

Умер поэт в 1897 г. и был похоронен в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище.

Аполлон Майков, биография: основные вехи

Самыми значимыми событиями в жизни и творчестве А. Майкова были:

  • 1834 г. - переезд семьи Майковых в Петербург;
  • 1837-1841 гг. - обучение в университете;
  • 1842-1844 гг. - заграничное путешествие;
  • 1852 г. - начал работать в комитете иностранной цензуры;
  • 1853 г. - стал членом-корреспондентом Петербургской академии наук;
  • 1853-1866 гг. - рождение четверых детей в семье Аполлона Майкова и его жены Анны;
  • 1857 г. - получил чин действительного статского советника;
  • 1882 г. - удостоен Пушкинской премии;
  • 1888 г. - получил чин тайного советника;
  • 1897 г. - утвержден в должности председателя комитета иностранной цензуры.

Биография Аполлона Николаевича Майкова отличается тем, что в ней не было борьбы и страстей, преследований и гонений. Его жизнь - это светлый и ровный путь, на котором были у поэта работа, творчество и слава, путешествия и радости семейной жизни, присутствовали живость движений и эмоции, рождавшие прекрасные стихотворения.

Творчество Аполлона Майкова

В творчестве А. Майкова можно выделить ряд периодов, каждый из которых характеризуется своими особенностями.

В поэмах «Две судьбы» (1845), «Машенька» и «Барышня» (1846) прослеживаются гражданские мотивы, возникшие под влиянием идей петрашевцев. Затем происходит переход на консервативные позиции, о котором свидетельствуют поэма «Клермонтский собор» (1853), а также циклы стихов, посвященные впечатлениям от поездок по Италии и Греции - «Очерки Рима» (1847), «Неаполитанский альбом» и «Новогреческие песни» (1858). Культурно-исторической тематике соответствуют циклы стихов «В антологическом роде», «Века и народы», «Отзывы истории».

В творчестве поэта заметен его постоянный интерес к мировой истории с ее драматическими эпизодами: поэмы «Савонарола» (1851) и «Приговор» (1860), а также драмы «Три смерти» (1851), «Смерть Люция» (1863) и «Два мира» (1881), в которых христианство противопоставляется язычеству.

Помимо стихотворчества А. Майков вполне успешно занимался переводами, его поэтическая обработка «Слова о полку Игореве» - великого творения древнерусской эпохи, считается одной из лучших. Он переводил произведения таких авторов как Гете и Гейне, народную поэзию разных стран - Греции, Испании, Сербии. Стихи А. Майкова вдохновили на создание романсов таких великих композиторов как Чайковский и Римский-Корсаков.

Аполлон Майков: стихи о русской природе

В пейзажной лирике талант поэта проявился наиболее ярко. Тонкость красок, естественная красота и гармония, увиденные в самых обычных и всем знакомых явлениях, таких как приход весны, летний дождь, увядание осени - все это Аполлон Майков. «Ласточки» - замечательное трогательное произведение, в котором мысли о скоротечности жизни поэт выразил через описание действий птиц, успевших за несколько летних месяцев построить гнездо, взрастить потомство и улететь в теплые края.

Созерцательность, задушевность, наблюдательность и напевность - этим отличается в пейзажной тематике Аполлон Майков. «Весна», «Под дождем», «Сенокос», «Осень», «Летний дождь» считаются лучшими произведениями поэта о природе родной земли.

Отечественная литература гордится богатым вкладом, внесенным творчеством поэта А. Н. Майкова. Его стихотворения навсегда останутся одним из интересных явлений в русской поэзии.

Аполлон Николаевич Майков родился 23 мая (4 июня н.с.) 1821 года в Москве в дворянской семье. Сын академика живописи Н.А. Майкова, брат В.Н. и Л.Н. Майковых.

Майков воспитывался в атмосфере, насыщенной интересом к искусству. Детские годы прошли в московском доме и подмосковном имении, которые часто посещали художники и литераторы. Художественная атмосфера дома способствовала формированию духовных интересов будущего поэта, который рано начал рисовать и сочинять стихи.

С 1834 года семья переселилась в Петербург, и дальнейшая судьба Майкова связана со столицей. В 1837-1841 гг. А.Н. Майков учился на юридическом факультете Петербургского университета. После окончания университета служил в Департаменте государственного казначейства, но вскоре, получив от Николая I пособие для путешествия за границу, уехал в Италию, где занимался живописью и поэзией, затем в Париж, где слушал лекции по искусству и литературе. Побывал он и в Дрездене, и в Праге.

В 1844 году Майков возвратился в Россию. С 1844 года – помощник библиотекаря при Румянцевском музее, с 1852 года и до конца жизни – цензор, затем председатель комитета иностранной цензуры. Неоднократно выезжал за границу, главным образом в Грецию и Италию.

Первые его стихи появились в рукописных сборниках «Подснежник» (1835-1838 гг. ) и «Лунные ночи» (1839 г .), выпускавшиеся в семье Майковых. Выступил в печати со стихом «Орел» («Библиотека для чтения», 1835 г ., Т. IX). В 1842 году издал сборник «Стихотворения», в которых проявился характерный для Майкова интерес к Древней Греции и Риму. Майков продолжал традиции антологичной поэзии К.Н. Батюшкова и Н.И. Гнедича. Ему свойственны ясность и пластичность образов, гуманистический идеал земной жизни.

В следующем сборнике «Очерки Рима» (1847 ) Майков сделал попытку на фоне древнего мира показать природу и бытовые сцены современной Италии. Идеализация древности сочетается с мыслями о потомках свободных народов, сочувствием к национально-освободительному движению во главе с Дж. Гарибальди (стих. «Palazzo»). В середине 40-х годов А. Майков сближается с Белинским и петрашевцами. Некоторые произведения этого периода, например поэмы «Две судьбы» (1845 ), «Машенька» (1846 ), «Барышне» (1846 ), написанные в духе натуральной школы, содержат гражданские мотивы.

Начиная с 50-х годов , А. Майков всё больше смыкается с консервативным лагерем. Патриотические чувства накануне Крымской войны отразились в поэме «Клермонтский собор» (1853 ) и в сборнике «1854» (1855 ). В 1858 году после поездки в Грецию появились циклы «Неаполитанский альбом» и «Новогреческие песни». Крестьянскую реформу А. Майков встретил восторженными стихами «Картинка», «Поля», «Нива». Противопоставляя себя революционно-демократическому лагерю, он стал сторонником «искусства для искусства», что вызвало резкую критику М.Е. Салтыкова-Щедрина, пародии Н.А. Добролюбова, поэтов «Искры», Козьмы Пруткова.

Аполлон Майков проявлял постоянный интерес к исторической тематике. Увлечение эпохой Древней Руси и славянским фольклором помогло ему создать один из лучших поэтических переводов «Слова о полку Игореве» (1866-1870 ). Подобно славянофилам, Майков противопоставлял новым буржуазным отношениям традиции русской старины и сильную русскую государственность. С сочувствием рисовал образы Александра Невского, Ивана IV, Петра I («Кто он?», 1868 ; «В Городце в 1263», 1875 ; «Стрелецкое сказание о царевне Софье Алексеевне», 1867 ; «У гроба Грозного», 1887 ).

А. Майкова привлекали драматические эпизоды мировой истории. В поэмах «Савонарола» (1851 ) и «Приговор» (1860 ) религиозному фанатизму и догматике противопоставлено гуманистическое мировосприятие. По мотивам истории Древнего Рима написаны драматические поэмы «Три смерти» (1851 , опублик. 1857 ), «Смерть Люция» (1863 ), «Два мира» (1871, 1881 , удостоена пушкинской премии в 1882 году ), тесно связанные между собой. Первая из них, рисующая деспотизм Нерона, давала богатый материал для параллелей с деспотичным режимом Николая I. В «Смерти Луция» язычеству противопоставляется христианство, завоевывающее новых сторонников. Та же антитеза и в лирической драме «Два мира».

Последний период (с 70-х годов ) отмечен спадом творческой активности А. Майкова, усилением религиозных настроений, пришедших на смену артистическому эпикуреизму. На первое место выступает религиозно-философская тематика, противопоставленная современности с ненавистным А. Майкову наступлением капитала (цикл стихов «Вечные вопросы», «Из Аполлодора Гностика»). К числу лучших творений Аполлона Майкова относится его пейзажная лирика («Весна! Выставляется первая рама», «Сенокос», «Под дождем», «Ласточки» и др.). В отличие от итальянских пейзажей, где поэт стремился к внешней декоративности, стихи, посвященные русской природе, отличаются задушевностью, акварельной тонкостью красок, напевностью, некоторой созерцательностью. Многие его стихи вдохновили композиторов (П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, и др.). Аполлон Майков выступал с переводами из В. Гёте, Г. Гейне, А. Мицкевича, Г. Лонгфелло и др.