Виды чувств. Интеллектуальные чувства К интеллектуальным чувствам относится

Определение интеллектуальных чувств связывается с процессом познания, возникают они в процессе обучения или научной и творческой деятельности. Любые открытия науки и техники сопровождаются интеллектуальными эмоциями. Еще Владимир Ильич Ленин отмечал, что без человеческих эмоций невозможен процесс поиска истины. Нельзя отрицать, что чувства играют первостепенную роль в изучении человеком окружающей среды. Не зря многие ученые на вопрос о том, как им удалось достигнуть успеха в своей области знания, без тени сомнения отвечали, что научное познание - это не только труд и напряжение, но и великая страсть к работе.

В чем смысл интеллектуальных чувств?

Суть данных эмоций заключается в выражении отношения человека к процессу познания. Психологи утверждают, что мысли и эмоции тесно связаны друг с другом, развиваются в комплексе. Предназначение интеллектуальных чувств - стимулировать и регулировать человека. Познавательная деятельность человека должна порождать эмоциональную отдачу, переживания, которые будут основой для оценки результатов и самого процесса познания. Самый часто используемый метод развития таких чувств - интеллектуальные игры.

Самые распространенные чувства - удивление, любознательность, сомнения, тяга к истине и так далее. Взаимосвязь познавательной деятельности и эмоций доказывается одним простым примером интеллектуальных чувств: когда мы испытываем удивление, то стараемся во что бы то ни стало прийти к разрешению возникшего противоречия, ситуации, за которой последовало чувство удивления.

Еще Эйнштейн говорил о том, что самая яркая и прекрасная эмоция - это ощущение неразгаданной тайны. Именно эти чувства - основа любого подлинного знания. Именно в процессе познания и исследований человек ищет истину, выдвигает гипотезы, опровергает предположения и ищет лучшие пути развития и решения проблем. Каждый человек в своих стремлениях может заблудиться и вновь выбраться на правильную дорожку.

Нередко поиски истины могут сопровождаться сомнениями, когда в сознании человека существуют сразу несколько путей решения проблемы, которые конкурируют между собой. Завершается процесс познания чаще всего чувством уверенности в правильности решения проблемы.

В реализации творческого потенциала у человека возникают эстетические чувства, которые характеризуются отображением в искусстве чего-то прекрасного или ужасного, трагического или счастливого, изящного или грубого. Каждая эмоция сопровождается оценкой. Эстетические чувства - продукт культурного развития человека. Уровень развитости и содержательности этих чувств - первостепенный показатель направленности и социальной зрелости человека.

Базируется познавательная деятельность на следующих видах , эстетические и интеллектуальные. Высшие чувства отражают стабильность и не предполагают слепого следования сиюминутным желаниям и временным эмоциональным переживаниям. В этом заключается суть человеческого характера, которая отличает нас от животных, ведь у них такие чувства отсутствуют.

Методы нравственного воспитания

Воспитание и формирование личности ребенка осуществляется в тесной взаимосвязи с принципами и идеалами существующего общества. Методы нравственного воспитания - это способы педагогического воздействия, которые базируются на этих целях и идеалах общества. Самым популярным методом являются интеллектуальные игры.

Задача воспитателя - с детства заложить ребенку начала гуманизма, именно поэтому и способы воспитания должны основываться на гуманности. Например, воспитание коллективизма в ребенке предполагает организацию ежедневного времяпрепровождения ребенка таким образом, чтобы развить желание и умение у подрастающего поколения трудиться совместно, учитывать желания и чувства других детей. Вместе играть, заботиться о родителях и друзьях, сообща выполнять работу и так далее. Или воспитание любви к Родине основывается на том, чтобы привить ребенку чувство патриотизма, связать окружающую действительность с воспитательной работой.

Формирование личности ребенка

Главную роль в процессе познавательной деятельности детей играют мотивы, которые побуждают ребенка действовать в соответствии с принятой моделью поведения. Эти мотивы должны быть нравственными. Например, желание помочь ближнему в трудной ситуации, оказать помощь старикам и заступиться за младших. Их основа - альтруизм, безвозмездное выполнение определенных действий, без выгоды для себя самого. Также мотивы могут быть и эгоистичными, например, попытки завладеть лучшими игрушками для себя самого, предлагать помощь только за определенное вознаграждение, дружить с более сильными сверстниками в ущерб слабым и так далее. И если маленькие дети дошкольного возраста еще слабо осознают происходящее и тут рано говорить о нравственном воспитании, то начиная с младшего школьного возраста мотивы поведения и поступков свидетельствуют об определенном уровне воспитанности и нравственной направленности личности.

Какие бывают интеллектуальные ощущения?

Данный тип эмоций насчитывает немалое количество вариаций. К интеллектуальным чувствам относят: чувство ясности или сомнения, удивления, недоумения, догадки и уверенности.

Чувство ясности

Такое интеллектуально чувство, как чувство ясности, человек испытывает в тот момент, когда понятия и суждения представляются нам отчетливо и не сопровождаются сомнениями. Каждый человек чувствует себя некомфортно и беспокойно, когда мысли, витающие в голове по поводу познания определенного явления, путаются и не складываются в одну конкретную картинку. И в то же время человек испытывает приятнейшее чувство удовлетворенности, когда мысли в голове упорядочены, свободны и имеют свою логическую последовательность. Пусть эта логика понятна только нам, главное, что ощущается легкость мышления и спокойствие.

Чувство удивления

Когда мы имеем дело с теми явлениями и событиями, которые являются для нас новыми и неизведанными, если происходит то, что пока не поддается нашему уму - мы испытываем чувство глубокого удивления. Если говорить о процессе познания, то удивление - это приятное чувство, которое носит радостный характер. Декарт отмечал, что, когда человек следит за событиями, он испытывает удовольствие от того, что новые и не изученные явления возбуждают у человека чувство удовольствия. Это и есть интеллектуальная радость. Ведь процесс познания только впереди. Интеллектуальные чувства человека побуждают нас к началу познавательной деятельности.

Чувство недоумения

Нередко в процессе познания того или иного явления на определенных этапах человек сталкивается с трудностями, когда полученные факты никак не вписываются в уже известные и установленные связи. Чувство недоумения побуждает интерес к дальнейшему процессу исследования, является источником азарта.

Догадки

В процессе познавательной деятельности мы нередко сталкиваемся с таким чувством, как догадки. Когда исследуемые явления еще не изучены до конца, но полученных знаний уже достаточно для того, чтобы строить предположения по поводу дальнейшего познания. Психологи связывают чувство догадки с этапом построения гипотез в исследовательской деятельности.

Чувство уверенности

Обычно возникает на этапе завершения познавательной деятельности, когда правильность полученных результатов не вызывает никаких сомнений. А связи между элементами изучаемого явления логичны, обоснованы и подтверждаются не только догадками, но и реальными случаями из практики.

Чувство сомнения

Чувство, которое возникает только тогда, когда предположения конкурируют с возникающими обоснованными противоречиями. Данные эмоции побуждают к бурной исследовательской деятельности и всесторонней проверке изучаемых фактов. Как говорил Павлов, для того чтобы результаты научной деятельности были плодотворными, нужно постоянно проверять себя и сомневаться в добытых фактах.

Часто можно слышать, что в науке нет места эмоциям, но это в корне неверно. Человек, чья исследовательская деятельность сопровождается глубокими интеллектуальными переживаниями, достигает гораздо больших результатов, ведь он «горит» своей работой и вкладывает в нее все силы.

Чувства человека многообразны и зависят от нашего взаимодействия с существующей действительностью. Огромное количество испытываемых нами эмоций объясняется еще и тем, что, близкие по своему характеру, они отличаются друг от друга степенью интенсивности переживания и оттенками экспрессивной окраски. Многообразие чувств приводит к настойчивым попыткам их систематизировать и классифицировать. Нужно упомянуть и о часто повторяющихся попытках сгруппировать чувства с точки зрения эмоционального тона и интенсивности переживания, а также и по характеру отношения человека к объекту чувства. Речь идет о легкой или бурной радости, негодовании, ненависти, скорби, печали, стыде, восхищении, сочувствии, любви и так далее.

Эта классификация дает возможность произвести некоторую систематизацию чувств человека. Но она является принципиально неполной. В ней есть отвлечение от конкретного содержания, которое имеет очень большое значение для характеристики чувств. Например, очень отличаются друг от друга радость в связи с победой любимой футбольной команды и радость от встречи со знакомым или связанная с прослушиванием музыкального произведения. Также различны по эмоциональной окраске некоторые виды беспокойства: за судьбу героя романа или фильма, при катании на лодке в сильный ветер, вызванные мнением людей при совершении нами какого-то поступка и так далее. Отвлечение от конкретного содержания чувства, имеющее место быть в подобной классификации, привело к созданию групп, учитывающих их содержательную сторону.

Принципы классификации чувств

Прежде всего следует исходить из принципа материалистической психологии. Он говорит о том, что психика человека представляет собой отражение им объективной действительности, существующей независимо от него. Поэтому вопрос может быть поставлен так: как отражается в сфере чувств индивидуума та реальность, в которой он живет, действует, с которой он многообразно связан?

Действительность понимается нами в самом широком смысле. Это - природа, человеческое общество, отдельно взятые люди, социальные институты (государство, семья и так далее), процесс и продукты человеческого труда, выступающие в различных формах, нормы морали и так далее. В индивидуальном сознании человека отражены те черты общественного сознания, которые присущи данному обществу, эпохе с ее кругом воззрений на мир, жизнью, правилами и нормами поведения и взаимоотношений между людьми.

Действительность в ее конкретных проявлениях каждая личность воспринимает, руководствуясь общественным сознанием своего времени. Мы все живем в этих реалиях и действуем согласно развившимся в нас потребностям, оценкам, взглядам на вещи и явления, представлениям о моральном и прекрасном, приобретенным в процессе нашей жизни в обществе. Эта действительность отражается в индивидуальном сознании каждого конкретного человека, в том числе и в эмоциональной сфере.

Исходя из этого, чувства различаются: во-первых, по объекту действительности, на который они направлены (реальный, воображаемый, настоящий, прошлый и так далее, обладающий определенными свойствами и качествами с точки зрения общественной практики); во-вторых, по своей сути и содержанию. Под содержанием следует подразумевать направленность чувства, характер эмоционального отношения к объекту (принимается объект чувства или отвергается и так далее) и особенности возникающего при этом субъективного состояния. Связь человека с действительностью, выступающая в процессе его жизни и деятельности в сложных многообразных сочетаниях, делает до некоторой степени условной ту классификацию чувств, которую можно установить.

Тем не менее, некоторые виды чувств следует выделить. И прежде всего, это те из них, которые с достаточным основанием называют высшими чувствами: моральные, эстетические, интеллектуальные. Они связаны с восприятием и осознанием людьми многообразных явлений социальной жизни и культуры. Эмоциональное отношение человека, проявляющееся в этих переживаниях, может распространяться как на относительно простые, так и на сложнейшие формы отношений, на социальные институты и создания культуры. Такие виды эмоций и чувств обладают рядом характерных особенностей.

Во-первых, они в своих развитых формах могут достигать большой степени обобщенности. Во-вторых, что очень существенно, они всегда связаны с более или менее отчетливым осознанием общественных норм, относящихся к той или другой стороне действительности. Эти высшие чувства, благодаря тому, что в них в известной мере раскрывается отношение человека в целом к миру и к жизни, иногда называют мировоззренческими чувствами. В конкретном переживании личности, относящемся к сложному явлению действительности, они могут выступать в слитном комплексе и в различных сочетаниях, но для более точного выяснения их качеств стоит рассмотреть их в отдельности.

Эстетические чувства

Под этим видом чувств подразумеваются те эмоции и ощущения человека, которые он испытывает, глядя на красоту или, наоборот, на ее отсутствие – уродство. Объектом восприятия в этом случае могут быть произведения искусства (музыка, скульптура, поэзия и проза, живопись и так далее), разнообразные природные явления, а также сами люди, их действия и поступки.

Действительно, многое вызывает у человека эстетическое наслаждение: красоты живых пейзажей, чтение книг и стихов, прослушивание музыкальных произведений. Мы получаем удовольствие от приобретаемой одежды, создаваемого интерьера, современной мебели и даже от новой кухонной утвари. То же касается и поступков, совершаемых окружающими нас людьми, ведь мы оцениваем их с точки зрения тех общепринятых норм морали, которые существуют в социуме.

Нужно сказать, что эстетические виды чувств могут быть как созерцательными, так и активными. В первом случае это вызвано простым наблюдением за объектами, составляющими реальность человека, во втором варианте такие эмоции способны придавать эстетические черты нашим действиям. Поэтому индивидууму свойственно наслаждаться и в процессе того, как он сам поет или танцует. Особенно важна роль эстетических ощущений для творческих натур, стремящихся передать свое мировосприятие через создаваемые ими произведения искусства, литературы, живописи и многое другое.

Если говорить более конкретно об этом виде человеческих эмоций, то в представляемом им разнообразии ощущений стоит выделить несколько наиболее важных. Эти переживания знакомы любому человеку, без них невозможно представить себе полноценную духовную жизнь каждого индивидуума и общества в целом. Итак, наиболее значимыми чувствами описываемого вида являются следующие.

Эстетическое наслаждение

В его основе лежит ощущение удовольствия, которое испытывает человек в момент восприятия им цвета, форм, звуков и других особенностей объектов или явлений. Именно благодаря этому чувству мы можем предпочитать одни оттенки красок другим, выделять те или иные отдельные ноты, восхищаться особенно понравившимся элементами архитектурных сооружений. Это наиболее простая форма эстетического наслаждения. Что касается его более сложных проявлений, то в этом случае речь пойдет уже не об отдельно взятых частях, а о их сочетаниях при восприятии целого предмета или явления.

Например, если представить себе образ чистокровного рысака, то в нем человеку может нравиться все - масть, порода, стремительность движений и даже горделивое ржание. Потому что все эти присущие коню черты находятся в гармонии друг с другом и создают целостный завершенный образ. Если говорить о звуках, то эстетическое наслаждение мы получим от консонанса, а вот диссонанс вызывает противоположные эмоции. То же относится и к движениям, ведь их ритмичность нравится больше, чем ее отсутствие.

Ощущение красоты

Это чувство свойственно испытывать человеку в тот момент, когда он воспринимает видимую и осязаемую красоту природы и людей. Такие ощущения и эмоции вызывают у нас прекрасные цветы, грациозные животные, живописные ландшафты и так далее. Чувство прекрасного мы переживаем и тогда, когда благородные поступки какого-либо человека заставляют задуматься о широте его души и правильных жизненных установках.

Нужно сказать, что красота явлений и предметов существует сама по себе и не зависит от того, воспринимает ли ее наше сознание. Она соединяет в себе все части, из которых состоит нечто целое. Например, облик человека - это не просто очертания фигуры. Мы воспринимаем каждую черту лица, цвет глаз, кожи и волос, гармоничность и пропорциональность фигуры, тембр голоса и так далее.

И, что особенно важно, красота не может состоять только из чисто внешних факторов. Форма обязательно должна соответствовать содержанию. Ведь часто бывает так, что в лице человека заметна асимметрия и ему далеко до классических канонов, но оно настолько гармонично соответствует душе и ярко выражает характер, что воспринимается нами как по-настоящему прекрасное.

Чувственное восприятие трагического

Эти эмоции связаны с сильными душевными переживаниями. Например, особенно удачная актерская игра в создании определенного человеческого образа способна вызывать в нас целую цепочку таких трагических чувств, как сострадание, негодование, сочувствие. Эти ощущения облагораживают людей, заставляют задуматься о высоком, придавая мыслям особенную глубину и тонкость восприятия.

Сила аффективных состояний оказывает своего рода очищающее влияние на человека. Наблюдая за развитием особенно драматического сюжета в театре, кино или читая книгу, мы в своих нарастающих ощущениях все ближе подходим к развязке. А когда она в конце концов наступает, то человека охватывает буря эмоций и переживаний, после которых он находит успокоение и умиротворение. Но для этого само произведение должно быть воистину прекрасным и необыкновенно впечатляющим.

Чувство комического

Эти эмоции, пожалуй, можно назвать наиболее противоречивыми из всех видов эстетических чувств. Действительно, мы смеемся иногда над совершенно полярными вещами, над тем, что, казалось бы, должно вызывать скорее слезы. Но так устроен человек - по утверждениям великих философов, он состоит из сплошных противоречий. Мы смеемся над всякого рода несоответствиями: например, высокий толстый мужчина за рулем крошечного авто, трехлетняя малышка в маминых туфлях «на шпильке» и так далее.

Что же касается смеха сквозь слезы, то это часто происходит с людьми, склонными к рефлексии. Именно они обычно многого ждут от действительности, склонны идеализировать окружающий мир и хотят видеть высокий смысл там, где его нет. А когда оказывается, что многообещающие формы скрывают под собой пустоту, то мы смеемся, иногда над собой же. И это очень хорошее качество, которое развивает в нас именно чувство здравого юмора, ведь оно позволяет задуматься над несовершенством мира и направить свои усилия для того, чтобы как-то повлиять на него. Например, знакомые всем из журналов иллюстрации, высмеивающие те или иные человеческие пороки (курение, алкоголизм, супружеская неверность, лень, жадность и так далее) заставляют вести борьбу с ними в собственной реальной жизни.

Нравственные или моральные чувства

Этими видами чувств характеризуются переживания, которые человек испытывает в своих отношениях с другими людьми, с социумом, а также в процессе выполнения тех или иных обязанностей, налагаемых обществом. Здесь имеют смысл нравственные ценности и понятия личности - именно они формируют в каждом из нас облик морали и нравственности. Ведь что такое, например, совесть? Это мера ответственности за тот или иной поступок человека перед обществом.

К моральным чувствам можно отнести все те эмоции, которые мы переживаем в процессе общения с людьми: доверие, искреннее расположение, привязанность, дружба, любовь. Не стоит забывать и о чувстве долга, национальной гордости, любви к Родине, солидарности и так далее. Роль этого вида чувств очень велика, ведь человеку важно уметь не только раствориться в толпе, то есть отстоять собственное «я», но и вовремя консолидироваться с себе подобными, обретая нравственное «мы».

Гуманизм

Именно с чувством гуманности связана наша любовь к Родине, к людям, патриотизм и национальное самосознание. В этом случае работает целая система жизненных установок человека, задействованы все его нравственные нормы и ценности. Они выражаются в сопереживаниях, направленных на общение, помощь, взаимовыручку. Именно благодаря гуманизму мы с уважением относимся к правам и свободам других людей, стараемся не нанести ущерба их чести и не оскорбить достоинство.

Чувство чести и достоинства

Этим видам высоких чувств свойственно определять отношение человека к самому себе и то, как его воспринимают окружающие. Простыми словами, честь - это признание другими людьми ваших достижений. Именно эти чувства вызывают в нас самих желание создать достойную репутацию, определенный уровень престижа, доброе имя среди себе подобных.

Достоинство - это общественное признание прав того или иного человека на уважение и независимость со стороны социального окружения. Но мы и сами должны осознавать все это, оценивать свои поступки с точки зрения морали и нравственности и отвергать то, что может унизить или оскорбить нас. Непредвзятая оценка человеком своих действий и отношений к другим людям является еще одними определениями совести. Чем выше наше моральное и нравственное самосознание, тем ответственнее и совестливее мы поступаем.

Чувства вины и стыда

Эти не совсем приятные эмоции также относятся к нравственным чувствам, формирующим образ любого нормального человека. Они являются своеобразными стражами, которые охраняют нас самих от пагубного действия наших пороков. Вина является более зрелой эмоцией - она выражена ярче, нежели стыд. Чувство вины возникает в том случае, если человек совершает что-либо, идущее вразрез с его моральными убеждениями и принципами. Именно такие ощущения не позволяют нам выходить за рамки жизни в социуме.

Что же касается стыда, то его часто путают с виной. Однако это разные ощущения. Распространенными проявлениями стыда являются дискомфорт, растерянность, сожаление, испытываемые человеком в том случае, если он не соответствует требованиям других людей. В этом случае он ждет презрения или насмешек. Так чувствует себя неопытная стриптизерша, переживающая дебютное выступление на сцене в мужском клубе. Ведь она боится обмануть ожидания толпы и стыдится своей обнаженности и беззащитности.

Интеллектуальные чувства

И, наконец, пришла пора поговорить о третьем виде высоких человеческих чувств - об интеллектуальных. Их основой является любая познавательная деятельность, осуществляющаяся нами во время учебы, работы и творческих изысканий в науке или искусстве. Именно интеллектуальные чувства отвечают за поиск истины, то есть единственно правильного ответа на множество важнейших общечеловеческих вопросов.

Существует неразрывная связь между процессами познания и интеллектуальными эмоциями. Первое невозможно без второго. Умственная деятельность человека, которая возникает в процессе научной работы, принесет ощутимые плоды только в том случае, если он по-настоящему заинтересован в объекте своего изучения. А те из нас, кто учится или трудится просто из чувства необходимости, часто не достигают успеха в этом и разочаровываются.

Чувство удивления

Это ощущение возникает, когда человек знакомится с чем-то новым и неизвестным. Нас удивляют необычайные события, о которых мы лишь могли догадываться. Успешный процесс познания вообще невозможен без этой эмоции с ее радостным оттенком. Удивление, которое вызывается той или иной неожиданностью, заставляет человека обратить пристальное внимание на неизвестный ему объект или явление, тем самым побуждая узнавать все новые и новые грани мира.

Чувство сомнения

Практический любой человек испытывает его, если на пути к истине сталкивается с противоречиями. Именно сомнение побуждает нас искать новые доказательства правоты и верности взглядов и теорий, всесторонне проверять их и лишь тогда отпускать в мир. Без этих эмоций трудно представить себе хотя бы одно научное открытие, да и вообще человеческую жизнь во всех ее проявлениях.

Чувство смутности или ясности мысли

Эти ощущения проявляются в нас беспокойством и неудовлетворенностью, если объект нашего познания видится нами неясно, если мы не можем сориентироваться в его чертах и связях. Такие чувства принуждают человека глубже разбираться в тех или иных вопросах, связанных с учебой или работой. Как только наши мысли из смутных и неопределенных превращаются в ясные, наступает так называемое прозрение и удовлетворенность собой, мысли упорядочиваются и обретают логическую последовательность.

Чувство недоумения

Такие ощущения связаны с невозможностью дать четкое объяснение какому-либо факту, объекту или явлению. Случается, что мы в своих исследованиях и изысканиях попадаем в ситуацию, когда существующие связи и определения чего-либо не устраивают нас. Тогда мы вновь вынуждены начинать все сначала и искать ошибки в своих действиях. Недоумение заставляет человека возвращаться, чтобы выбрать правильное направление.

Чувства догадки и уверенности

На этих ощущениях основывается построение научных гипотез и их доказательство. Вначале человек еще не может с точностью установить и проследить связи между исследуемыми объектами, но догадывается об их характере. В процессе дальнейшей умственной деятельности появляются логичные умозаключения, которые подтверждаются на практике. Именно тогда мы чувствуем уверенность в правильности своих действий.

Испытываемые людьми чувства, описанные выше, и многие другие, будучи личным «откликом» на окружающую действительность, порождены в своем содержании, прежде всего, характером того явления, на которое они направлены. Затем они определяются тем отношением, которое выработалось у каждого из нас к данной стороне действительности в процессе длительной общественной практики. И, наконец, они во многом зависят от природы индивидуальных потребностей человека, развивающихся и преображающихся в процессе развития общества.

Если эмоции, особенно низшие, не поддаются радикальной коррекции, то высшие чувства (моральные, интеллектуальные, эстетические) у человека воспитываются. К нравственных чувств относятся те, которые возникают при оцениваемых. УНИ поступков людей, анализе условий жизни, при осуществлении нравственных поступков. Среди них особое место занимает чувство долга. Оно основывается на переживании общественных потребностей и необходимости их испол. Ання. К нравственных чувств относятся также чувства доброжелательности к людям, сострадание, возмущение по поводу несправедливости, аморального поступка тощтощо.

Особое место в жизни каждого человека занимает чувство любви. Это нравственное по своей сути чувство облагораживает любящих, объединяет мужчину и женщину и несет в себе сочувствие, переживания, а также обязанность одного перед вторым. Сопровождается это чувство также радостью существования объекта любви, нежностью и тоской во время разлуки, даже временной. Это чувство окрыляет людей на серьезные жизненные испытанияння.

Морально-политическими чувствами является приверженность своей. Родине, обществу, патриотизм, интернационализм и т.д.

Сочетание нравственного образования с трудом самой личности над достижением нравственных целей - единственно возможная организация эффективного нравственного воспитания

Формирование нравственных качеств личности является центральной проблемой воспитания и одной из важных проблем в деле формирования нового человека. У разных людей в зависимости от условий жизни и воспитания моральные услышите уття развиваются неодинаково. Моральная оценка выражается в таких категориях, как добро и зло, честь и достоинство, справедливостьть.

Основой высокой гражданственности медицинского работника является формирование нравственных чувств, особенно таких, как гуманизм - любовь и уважение к человеку, забота о нем, сочувствие

Особое значение имеет воспитание чувства ответственности. Развитое чувство ответственности определяет отношение личности к себе и к другим, к коллективу, обществу в целом. Ответственность лица истости предполагает осознание им своего долга перед обществом, умение оценивать свои поступки, знание своих прав и обязанностейів.

К интеллектуальных чувств относятся эмоциональные переживания, связанные с умственной деятельностью: чувство нового, удивление, уверенности в истинности решения и т.п., их основой является любовь к знаниям, которая может е приобретать разнообразных форм и направлении.

Истина - высший уровень интеллектуального чувства, она заставляет человека упорно работать, преодолевать трудности в процессе познания, сознательно отказываться от других видов деятельности для того, чтобы больше е времени оставалось на ее поиск.

Формирование интеллектуальных чувств возможно только у лиц, имеющих определенный общеобразовательный уровень. Поэтому большое значение для развития интеллектуальных переживаний приобретает среднее образование молодежи. В процессе обучения в школе ученики овладевают основами знаний, способствующих развитию интеллектуальных чувств. Важную роль в их становлении играет создание в нашей стране различных научных и техничес х обществ, издание научных и научно-популярных журналов, поддержка научной деятельности. Особая роль в развитии интеллектуальных чувств принадлежит семье. Постоянная приучения детей с раннего возраста до интеллектуальных занятий способствует развитию способностей ребенка, воспитанию любви к истинамстини.

Эстетические чувства - это переживание человека, связанные с восприятием им явлений природы, произведений искусства, благородных поступков и т.п.. Они имеют качественное выражение: от легкого волнения, удовлетворения, радости и или печали до настоящего эстетического восторга. При этом эстетические чувства сливаются с моральными. Эстетические чувства разделяют на несколько форм их проявления - чувство возвышенного, комического, трагического т. ОЩощо.

Важнейшим условием разложения эстетических чувств является осознание молодежью необходимости развития духовного мира человека, культуры поведения и красоты человеческих взаимоотношений. Уровень эстетической воспитанности зависимость жить от усовершенствования системы и методов воспитания в детских дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах, средних специальных и высших учебных заведениях, от систематического знакомства учащихся с мисте цтвом, от поведения родителей, от общения с природой тощо.

В целом моральное, интеллектуальное, эстетическое воспитание в значительной мере влияет на развитие и состояние жизненной позиции личности, т.е. системы ее взглядов и отношения к явлениям жизни, к труду, материальной их и духовных ценностей обществ.

Без учета чувств нельзя дать всестороннюю оценку личности. К. И. Чуковский писал, что, помимо всевозможных свойств, человеческая личность имеет свою душевную мелодию, которую каждый из нас носит повсюду с соб боя, и если мы захотим изобразить человека и изобразим его свойства без душевной мелодии, - это изображение наше будет ложь и клевета. Эту мелодию, как эмоции и чувства вообще, мы должны учитывать при вжды, на каждом шагу. Иначе завдаватимемо значительный вред здоровью человека, создавая стрессовые ситуации там, где можно было бы их избежатькнути.

Под стрессом понимают эмоциональное состояние, обусловленное ситуациями крайне сильного напряжения - угрозой для жизни, физическим и умственным напряжением, страхом, потребностью быстро принимать ответственные решения. Пи ид действием стресса у человека меняется поведение, она становится дезорганизованной, беспорядочной. Наблюдаются также противоположные изменения сознания - общая заторможенность, пассивность, бездействие. Изменение поведут нки является своеобразной защитой организма от слишком сильных раздражителей. Только решительные и спокойные люди, как правило, могут регулировать и контролировать свое поведение в стрессовой ситуации. Но частые стрессовые ситуа ции изменяют психические свойства личности, которая становится более восприимчивой к отрицательным воздействиям стереотипов (рис 83с. 8.3).

Силу воздействия стрессового раздражения определяет не только объективная его величина (интенсивность физической и умственной напряженности, реальность угрозы жизни и т.п.), но и психическое состояние человека. Так, если человек на уверена, что она способна контролировать стрессовую ситуацию (например, может по своему усмотрению уменьшить физическое или умственное напряжение, избежать опасной ситуации), то влияние стрессового фактора уменьшает ться. Существенные нарушения психической деятельности и здоровья человека наблюдаются в случаях, когда человек не может изменить стрессовую ситуацию, чувствует себя обреченноою.

Стрессовые состояния особенно часто вызывают различные сердечно-сосудистые и желудочно-кишечные заболевания. Основным фактором при этом является

Рис 83. В стрессовой ситуации часто происходит критическое перегрузки психики

распределение во времени действия стрессора. Возникновение и развитие заболевания, например, язвы желудка, связаны с тем, что действие стрессора совпадает с циклом секреции пищеварительной системы и усиливает выделение соляной ки ислоты. Если последней выделяется много, это приводит к раздражению, а затем и к воспалению слизистой оболочки желудка и двенадцатиперстной кишки, и, как следствие, возникают гастрит, язвенная болезнь то что. Модель возникновения психосоматических заболеваний можно представить в следующем видеді:

. Психосоматическая модель возникновения заболевания (за Beltrush, 1984)

Одной из форм стресса является фрустрация - эмоциональное состояние человека, возникающее вследствие непреодолимой преграды на пути к удовлетворению потребности. Фрустрация ведет к различным изменениям поведения личности. Это может быть и или агрессия, или депрессийія.

От состояния эмоций часто зависит и возникновения таких заболеваний, как неврастения, приступы бронхиальной астмы и т.д.

Влияние эмоций на жизнь человека называется в психологии"смерть. Вуду""Смерть. Вуду» означает случаи, когда причиной смерти является психогенные факторы. Например, лица из австралийских племен, узнав, что й их очаровали, реагировали необычной паникой, которая приводила к смертностиа призводила до смерті.

В различных классификациях эмоциональных явлений интеллектуальные чувства относятся к разряду предметных (22) или высших чувств (30). Они возникают в связи с особенностями мыслительной деятельности, процессами решения практических и теоретических задач, приобретения знаний. К ним относят чувства любви к знаниям, творческие чувства (30), чувство любознательности в определенной области знаний, любовь к истине (6; 29). Феноменологически интеллектуальные чувства выступают в виде переживаний ясности мысли, удивления, догадки, уверенности, сомнения, удовлетворения от результатов деятельности, любопытства, успеха-неуспеха (6; 7; 21; 29; 30), эмоционального отклика на складывающуюся при решении мыслительной задачи ситуацию (3).

Специфика интеллектуальных эмоций и чувств заключается в их возникновении только в мыслительной деятельности под влиянием познавательного мотива, в обусловленности целью мыслительной деятельности их направленности на определенные составляющие последней, в отражении ими складывающегося в ходе деятельности соотношения между познавательным мотивом и успехом реализации деятельности (6).

В сложной структуре интеллектуальных эмоций предельно широко представлено отражаемое содержание и очень сокращенно - чувственное переживание; при этом собственно переживание максимально связано с целями и минимально - с условиями и средствами достижения цели (3).

По вопросу о месте интеллектуальных эмоций в структуре мыслительной деятельности имеют место разные точки зрения. Эмоции рассматриваются в качестве пускового, отправного момента мышления; регулятора мыслительной деятельности; результата деятельности субъекта, включающегося в оценку действительности; обязательного компонента мышления; они переплетаются с мышлением в своем функционировании на высших уровнях (5; 6; 8; 12; 19).

К функциям интеллектуальных эмоций относят следующие: предвосхищение, подкрепление, функцию "эвристик" или эмоционального решения, ориентирующую, побуждающую, констатирующую, синтезирующую, презентации в сознании субъекта текущих целей и условий их достижения, регулирующую, направляющую функцию как двигателя мышления в мотивационном плане, избирательности в отражении информационного состава познавательного образа, энергетизации и активизации мыслительной деятельности, опосредования побуждающей роли познавательного мотива, санкционирующую и др. (3; 6; 8; 19; 29). Вместе с тем большинство из выделенных функций не являются специфичными для интеллектуальных эмоций, проявляются только на отдельных этапах мыслительной деятельности, являются следствием разноплановых эмпирических процедур изучения интеллектуальных эмоций. Практически все отечественные работы, адресованные изучению интеллектуальных эмоций, начинаются с традиционной констатации неразработанности и неудовлетворительного состояния анализируемого вопроса. Исследователи едины в одном: эмоции и мыслительная деятельность взаимосвязаны, одно без другого не удается изучить.


Выделим наиболее значимые закономерности для интеллектуальных эмоций.

Условия их возникновения . На возникновение интеллектуальных эмоций влияет тип (интерес и сложность) выполняемой деятельности. Решающее значение отводится творческой деятельности, связанной с процессом нахождения "нового" при условии минимального использования готовых схем умственных действий (5; 6).

Модальность интеллектуальных эмоций связывается со стадиями мыслительного процесса. На первой его стадии - формировании проблемы- возникают эмоции удивления; на стадии разрешения проблемы - эмоции догадки, конкретизирующиеся в эмоциях уверенности и сомнения; на стадии проверки правильности гипотез - эмоции успеха-неуспеха.

Особенности эмоциональных процессов изучаются в связи смотивированностью деятельности . Деятельность с внешней мотивацией более эмоционально насыщена, эмоциональные оценки собственных достижений амбивалентны и следуют за незначительными объективными достижениями. Деятельность с внутренней результативной мотивацией также эмоционально насыщена, но эмоциональные оценки, оставаясь амбивалентными, зависят от общей цели (принципа преобразования наличной ситуации). Деятельность с внутренней процессуальной мотивацией менее всего эмоционально насыщена, эмоциональные оценки независимы от объективных недостижений, носят, в основном, предвосхищающий характер, в целом проявляются как постоянное наращивание удовольствия по мере приближения к результату, а незначительные промежуточные объективные достижения оцениваются в большинстве случаев как нейтральные.

Приводятся факты управления мыслительными процессами за счет эмоционального насыщения отдельных элементов проблемной ситуации (8). Эмоциональная активация специфическим образом интенсифицирует мыслительный процесс, положительно влияет на его продуктивность. Искусственно созданные ограничения эмоциональной активации приводят к невозможности решения мыслительных задач. Однако влияние эмоциональной активации на продуктивность мыслительной деятельности продолжает оставаться позитивным до определенных границ интенсивности эмоций. В этом проявляется регулятивная сущность эмоциональных явлений.

Согласно представлениям авторов оригинальной концепции эмоционального интеллекта Д. Мейера, П. Сэловея (1990) эмоциональный интеллект – группа ментальных способностей, которые помогают осознанию и пониманию собственных эмоций и эмоций окружающих. Первоначальная структура эмоционального интеллекта включала оценку и выражение собственных эмоций и эмоций других людей; саморегуляцию эмоций и регуляцию эмоций других людей; использование эмоций (гибкое планирование, творческое мышление, переключение внимания, мотивация). В результате доработки в структуре эмоционального интеллекта выделены четыре компонента: способность безошибочно различать собственные эмоции и эмоции других людей; способность использовать эмоции для повышения эффективности мыслительной деятельности; способность понимать значение эмоций; способность управлять эмоциями (1; 4).

Эмоциональный интеллект отражает внутренний мир и его связи с поведением личности и взаимодействием с реальностью. Его результатом является принятие решения на основе отражения и осмысления эмоций.

Наибольшую радость доставляет человеку работа творческого мышления. Макс фон Лауэ, знаменитый немецкий физик и Нобелевский лауреат, писал, что «понимание того, как сложнейшие разнообразные явления математически сводятся к таким простым и гармонически прекрасным уравнениям Максвелла, является одним из сильнейших переживаний, доступных человеку». А в автобиографии великого натуралиста Чарлза Дарвина есть такие строки: «Я обнаружил, правда, бессознательно и постепенно, что удовольствие, доставляемое работой мысли, несравненно выше того, которое доставляют какое-либо техническое умение или спорт».

«Главным моим наслаждением в течение всей жизни была научная работа».

Отвлеченная и, как многим кажется, мало связанная с реальными проблемами жизни игра в шахматы тоже становится источником удовольствия. Высокое мастерство игры позволяет оценивать не только спортивную, но и эстетическую сторону шахмат. Красота в шахматах - это красота мысли. Но там, где появляется понятие «красота», непременно должно присутствовать чувство. Красиво - это всегда чувственная оценка, разумные ее обоснования приходят потом.

Мыслительные процессы и служат в данном случае источником чувств. Красивая мысль - вполне оправданное словосочетание. Красота логических построений геометрии, красота замысла в опытах Пастера или в современной генетике нисколько не ниже красоты художественных произведений - так считают многие ученые. Удовольствие от красивой мысли во всяком случае не меньше, хотя возбуждаемые при этом чувства все же не одинаковы.

Но вправе ли мы вообще сравнивать их? Где взять шкалу сопоставления? Один физиолог решительно заявил: «Излишне доказывать, что наслаждение от созерцания картины великого живописца несопоставимо с удовольствием от поглощения шашлыка». В этой фразе есть логическая ошибка: тот, кто объявляет два объекта несопоставимыми, уже фактически провел сопоставление. Видимо, ученый хотел сказать, что наслаждение от живописи не тождественно наслаждению от пищи. Это вполне справедливо.

Но нечто общее в этих двух видах наслаждения все же можно обнаружить. П. И. Чайковский не постеснялся сравнить наслаждение от хорошей музыки с удовольствием, которое испытывает человек в теплой ванне.

Достижения нейрофизиологии последних десятилетий позволяют высказать конкретное предположение: во всех случаях наслаждения происходит возбуждение так называемых «центров приятного» в промежуточном мозге. Это возбуждение не изолированное. В разных ситуациях на него накладываются различные «нейронные узоры возбуждения» в коре головного мозга, связанные с второсигнальными раздражителями. Именно потому наслаждение имеет множество тончайших оттенков. Ос-ионной же чувственный тон, который придает всем этим разнообразнейшим и, конечно, не тождественным переливаниям качество наслаждения (а не страдания), молит иметь одинаковую нейрофизиологическую природу и один физиологический источник.