Компьютерная среда доо. Создание и использование интерактивной игровой среды в условиях введения фгос до. Компьютерные ресурсы развивающей среды

ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ДОО

Штарева Нина Алексеевна
МБДОУ «Детский сад «Сказка»
Россия, Владимирской обл., пос.Никологоры
e-mail: [email protected]

Эпоха глобальной информатизации привела к активному применению во всех видах деятельности человека информационно-коммуникационных технологий, на что ориентировано и развитие системы образования современной России. Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первой ступенью общего образования, и в настоящее время в образовательном процессе каждого дошкольного учреждения применяются информационные технологии. Современные дети, прежде чем научиться читать и писать, знакомятся с компьютером, и знакомство это начинается в дошкольном возрасте. Информатизация дошкольного образования - процесс объективный и неизбежный.

Под информационно-образовательной средой (ИОС) подразумевается совокупность условий, способствующих возникновению и развитию процессов эффективного информационно-учебного взаимодействия между обучаемыми, педагогами и средствами новых информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Создание информационной образовательной среды ДОО – это процесс внедрения информационно-коммуникационных технологий во все направления работы дошкольного учреждения. ИКТ используются в работе с детьми, родителями, в методической работе и управлении дошкольным учреждением. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в деятельность ДОО способствует интеграции различных направлений образовательного процесса, повышает его эффективность и качество.

Особую актуальность вопрос развития ИКТ приобрел с введением ФГОС ДО, поскольку современные требования к кадровому обеспечению реализации образовательной программы включают в себя наличие у педагогов основных компетенций, связанных с освоением ИКТ и умением их использовать в педагогической практике. В исследованиях В.П. Короповской информационная компетентность педагога определяется как способность и готовность организовывать свою профессионально-педагогическую деятельность с использованием средств информационных и коммуникационных технологий; осуществлять информационное взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса. Информационная компетентность — это способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи информационных технологий. Очевидно, что педагог, обладающий информационной компетентностью, имеет качественное преимущество перед коллегой, действующим только в рамках традиционных технологий. Для повышения качества профессионального развития воспитатели посещают региональные курсы повышения квалификации, учатся и делятся опытом на муниципальных методических объединениях, способствует этому и методическая работа внутри ДОО. В эпоху глобальной информатизации востребованным становится использование ИКТ в образовательной среде ДОО. Как показывает практика, без информационно — коммуникационных технологий уже невозможно представить современное дошкольное учреждение, которое, являясь частью общества, движется и развивается вместе с ним. Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на реализацию инноваций воспитательно-образовательного процесса. Воспитатели детского сада обучаются на специализированных курсах, создают презентации, мультфильмы для работы с детьми и родителями, используют обучающие компьютерные игры для детей, участие в вебинарах и конкурсах различного уровня способствует повышению их профессиональной компетентности.

Правильно организованная ИОС ДОО, в частности грамотное использование ИКТ в образовательном процессе, позволяет на новом уровне осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку, повысить мотивацию детей, обеспечить наглядность представления любого материала, обучать предпосылкам самостоятельного получения знаний.

Использование ИКТ в дошкольном образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОО, повысить его эффективность, обеспечить открытость работы ДОО для родителей и для вышестоящих организаций. Сайты ДОО являются эффективными механизмами взаимодействия педагогического коллектива с родителями в практике социального психолого-педагогического сотрудничества. Наличие у детского сада собственного сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни ДОО, группы, расписании занятий, о проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях, своевременно получать объявления. Кроме этого сайт детского сада или других образовательных учреждений может стать для родителей источником информации методического или воспитательного характера. Со страниц таких сайтов родители могут получить информацию от психолога, логопеда, медсестры и других специалистов о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, правилах поведения ребенка в семье и в обществе, полезные советы по обучению и воспитанию дошкольников.

Однако выявляется ряд проблем:

  • на методическом уровне — необходимость разработки нужного информационно-методического обеспечения для ведения воспитательно-образовательной деятельности, проведения непосредственно-образовательной деятельности, обучения педагогов методике ее проведения;
  • на уровне создания условий – отсутствие достаточного финансирования для приобретения необходимого мультимедийного оборудования;
  • на уровне кадрового обеспечения – отсутствие в ДОО квалифицированного специалиста, обладающего высоким уровнем информационной компетентности.

В наш век быстроразвивающихся технологий и дошкольному образованию оставаться на старом уровне нельзя, но с помощью старых знаний нового образования не построить, поэтому возникает необходимость развиваться, учиться, постигать новое. Однако следует отметить стремление педагогов ДОО идти в ногу со временем, работать и творить в режиме развития, изучать возможности использования информационных технологий в практической деятельности, принципиально иначе подходить к оценке возникающих проблем в организации воспитательно-образовательной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Аниськин В.Н. Особенности современной информационно-образовательной среды и проблемы кибернетического обучения // Фундаментальные исследования, 2005. – № 3. – С. 81-82
  2. Короповская В.П. Непрерывное формирование ИКТ-компетентности педагога в условиях информационного образовательного пространства школы: Дис. …к.п.н. Н.Новгород, 2010.
  3. Коротенков Ю.Г. Информационная образовательная среда основной школы: учебное пособие / Ю.Г. Коротенков. – М.: Академия АйТи, 2010. – 152
  4. Прищепа С.С., Храмцова Н.В. Информационные технологии в работе ДОУ // Управление дошкольным образовательным учреждением, 2008.-№6.-С.88.
  5. Сыщикова, А. В. Методическое сопровождение педагогов по использованию информационных технологий в образовательном процессе/ А. В. Сыщикова, Д. Б. Зернова // Современное дошкольное образование. Теория и практика, 2012. — № 5. — С.64-75
  6. Ушакова Е.В., Гагарина Н.В., Пахомова С.Е. Организация единого информационно-образовательного пространства // Управление ДОУ, 2011. — №9.- С.10-24
  7. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17 октября 2013г.)

Наталья Клецко
Создание и использование интерактивной игровой среды в условиях введения ФГОС ДО

Создание и использование интерактивной игровой среды в условиях введения ФГОС ДО .

С 01 января 2014года вступил в силу приказ Министерства образования и науки № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (далее – ФГОС ДО ) .

ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию : к структуре программы и ее объему, условиям реализации и результатам освоения программы.

В ФГОС ДО главное - не результат, а условия . Условия - это социальная ситуация развития ребенка. Мы живем в веке новых технологий, когда компьютер прочно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей . Так же в настоящее время в нашей стране реализуется Стратегия развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации. Таким образом, вопрос об использовании информационно - коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в образовательном процессе в рамках введения ФГОС ДО является очень актуальным.

Согласно новым требованиям ФГОС , внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Применение ИКТ в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа , в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме развить логическое мышление детей, усилить творческую составляющую учебного процесса.

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день наиболее актуален, так как важным критерием оценки деятельности дошкольной организации по ФГОС ДО , является созданная предметно-пространственная среда , которая должна быть вариативной и содержательно насыщенной, т. е. оснащена средствами обучения и воспитания – техническим, спортивным, игровым оборудованием . Поэтому основная задача нашего ДОУ : совместить в едином развивающем пространстве традиционные игры, игрушки с ярким и наглядным материалом и современные технологии. Это и стало отправной точкой для работы над целым направлением - создание интерактивной образовательной среды .

Значимым аспектом интерактивной образовательной среды ДОУ является использование педагогами ИКТ (компьютер, использование сети интернет , телевизор, видео, DVD, различного рода мультимедиа - и аудио-визуальное оборудование, в виде инструмента развития мотивации образовательного процесса. Таким образом, в своей работе наши педагоги опираются в большей степени на методы поисковой и творческой деятельности воспитателей и воспитанников. В связи с этим воспитатель, в большей степени, становится соучастником и помощником. В свою очередь использование компьютерных технологий помогает :

Привлекать пассивных детей к активной деятельности;

Делать НОД более наглядными, интенсивными ;

Активизировать познавательный интерес ;

Активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез и др .) ;

Реализовывать личностно-ориентированные, дифференцированные подходы в образовательной деятельности.

В нашем дошкольном учреждении педагоги активно используют в своей деятельности ИКТ, что позволяет обеспечить воспитание любознательного, активного, эмоционально отзывчивого, овладевшего средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми с сверстниками ребенка.

Основными направлениями использования ИКТ в системе деятельности нашего ДОУ являются :

Организация воспитательно-образовательного процесса с детьми;

Организация методической работы с педагогическими кадрами;

Взаимодействие ДОУ с родителями.

Основными формами использования ИКТ в нашей практике являются :

1. При организации воспитательно-образовательного процесса с детьми.

Развитие ребенка должно осуществляться всесторонне, поэтому воспиательно-образовательный процесс в ДОУ имеет свои особенности, он должен быть красочным, эмоциональным, с привлечением большого количества иллюстративного материала, с использованием звуко- и видеозаписей. Все это помогает нам реализовывать проведение следующих мероприятий :

- Использование развлекательных , обучающих, развивающих, обучающих игры. Выбор компьютерных игровых средств играет важную роль для использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе. Однако, большинство игр не рассчитаны на реализацию программных задач, поэтому они используются преимущественно с целью развития психических процессов : внимания, памяти, мышления.

- Создание различных мультимедийных презентаций, направленных как на получение новых знаний, так и на закрепление уже имеющихся. Воспитателями создаются серии презентаций к занятиям и праздникам. Все презентации строятся с учетом программы детского сада и возрастных особенностей дошкольников, что позволяет объединить огромное количество демонстрационного материала, освобождая от большого объема бумажных наглядных пособий, таблиц, репродукций, аудио и видео аппаратуры.

- Использование проектора и экрана , интерактивной доски . Интерактивная доска в ДОУ открывает новые возможности для организации совместной деятельности детей и педагога. Коллективное участие детей в игре способствует развитию коммуникативных и социальных навыков : помогает детям преодолеть свой эгоцентризм, учит действовать по правилам, принимать точку зрения другого, принимать собственные самостоятельные решения, делать осознанный выбор. Интерактивная доска позволяет ребенку как бы увидеть себя со стороны, наблюдать за действиями партнеров по игре. Дети привыкают оценивать ситуацию, не погружаясь полностью в виртуальный мир один на один с компьютером.

- использование сети интернет в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса.

2. При организации методической работы с педагогическими кадрами

При проведении педсоветов, семинаров, конференций наши педагоги активно используют мультимедийное сопровождение своих выступлений в виде презентаций (текстовое сопровождение, видеоматериалы, схемы, диаграммы) .

3. При взаимодействии ДОУ с родителями.

Одним из критериев оценки профессиональной деятельности педагога, в соответствии с ФГОС ДО , является высокая степень активности и вовлеченности родителей в образовательный процесс и жизнь детского сада.

Так же в своей деятельности мы активно используем метод проекта . Использование информационных технологий в проектной деятельности позволяет педагогам показать всю работу и ее значимость при решении той или иной задачи, ознакомить родителей с предполагаемыми результатами проекта.

Современные технические средства используются нами также при оформлении наглядного материала, буклетов, проведении родительских собраний, круглых столов, практикумов.

Подводя итоги нашей работы, можно сделать вывод, что использование компьютерных сред в ДОУ является фактором сохранения психического здоровья детей в силу возможности решения следующих задач : развитие психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению (мелкая моторика, оптико-пространственная ориентация, зрительно-моторная координация); обогащение кругозора; помощь в освоении социальной роли; формирование учебной мотивации, развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность) ; формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (сериация, классификация) ; организация благоприятной среды для развития предметной и социальной сфер.

Также использование ИКТ в работе с детьми открывает новые дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его «оживлением» , возможностью представить наглядно те явления и процессы, которые невозможно продемонстрировать иными способами. Повышается и собственно качество наглядности, и ее содержательное наполнение.

Таким образом, использование компьютерных технологий в деятельности воспитателя позволяет внедрять инновационные процессы в дошкольное образование. Информационные технологии значительно расширяют возможности воспитателей и специалистов в сфере обучения детей дошкольного возраста. Использование ИКТ в ДОУ вполне оправдывает и приносит большую пользу в развитии всех сфер личности дошкольника, взаимодействии с родителями воспитанников, организации деятельности воспитателя, значительно способствует повышению качества образовательного процесса.

Используемая литература :

1. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991 г., № 5.

2. Горвиц Ю. М., Чайнова Л. Д., Поддъяков Н. Н., и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. М.: Линка-пресс, 1988 г.

3. Калинина Т. В. Управление ДОУ. “Новые информационные технологии в дошкольном детстве”. М, Сфера, 2008.

4. Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии : учебно-методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2000.

5. Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании Комарова Т. С., Комарова И. И., Туликов А. В., Мозаика-Синтез М . ,2011

6. Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008

Информационно-образовательная среда ДОУ

Во всех ключевых федеральных документах в области образования указывается на необходимость повышения качества образования посредством интенсивного внедрения и рационального использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.

В соответствии со ст. 16, п. 3 Федерального закона «Об образовании в РФ» информационно-образовательная среда включает в себя электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

Информационно-коммуникационные технологии в образовании - это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.

Где же ИКТ могут помочь современному педагогу в его работе?


  1. Подбор иллюстративного материала к совместной организованной деятельности педагога с детьми и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет; принтер, презентация).

  2. Подбор дополнительного познавательного материала.

  3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов.

  4. Оформление групповой документации, отчётов.

  5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности совместной организованной деятельности с детьми и педагогической компетенции родителей в процессе проведения родительских собраний.
При создании единой базы методических и демонстрационных материалов у педагога появляется больше свободного времени.

Использование ИКТ не предусматривает обучение детей основам информатики и вычислительной техники.

В работе с дошкольниками можно выделить следующие доступные направления использования ИКТ:


  1. создание презентаций;

  2. работа с ресурсами Интернет ;

  3. использование готовых обучающих программ;

  4. разработка и использование собственных авторских программ.
Использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании позволяет расширить творческие возможности педагога и оказывает положительное влияние на различные стороны психического развития дошкольников. Развивающие занятия с ее использованием становятся намного ярче и динамичнее. Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.

В результате работы по внедрению информационных технологий можно отметить преимущества перед традиционными средствами обучения:

1. ИКТ даёт возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее;


  1. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей;

  1. Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная;
4. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяет показать те моменты из окружающего мира , наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, вот идёт дождь;

5. Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т.д.);

6. Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;

ИКТ могут быть использованы на любом этапе совместной организованной деятельности:


  1. В начале для обозначения темы с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию;

  2. Как сопровождение объяснения педагога (презентации, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.)

  3. Как информационно-обучающее пособие

  4. Для контроля усвоения материала детьми.

ФГОС дошкольного образования предусматривает формирование информационно-образовательной среды в ДОУ:

1. Создание необходимой материально-технической базы по информатизации образовательного процесса. Материально-техническое обеспечение предполагает наличие в ДОУ административных компьютеров , ноутбуков, мультимедийной системы, интерактивной доски и др. компьютерной техники. Желательно, чтобы все компьютеры детского сада были объединены в единую локальную сеть.

Отсутствующую связь всех ПК в локальную сеть может заменить сайт ДОУ, связанный гиперссылками с групповыми сайтами и сайтами специалистов.

2. Обеспечение рационального и эффективного использования современных ИКТ в образовательном пространстве дошкольной организации. Использование ИКТ в образовательной деятельности педагогов направлено на повышение результативности образовательного процесса. В ДОУ должна быть сформирована электронная библиотека и для педагогов (где будут дидактические и методические материалы, электронные пособия и др.), и для детей (презентации, дидактические игры, мультфильмы и др.). Грамотное использование современных информационных технологий позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению, предоставляя возможность воссоздавать реальные предметы или явления в цвете, движении и звуке. В доступной форме, ярко, образно, преподнести дошкольникам материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста.

Несомненным достоинством использования электронных образовательных ресурсов, современных информационных технологий является возможность индивидуализации образовательного процесса с учётом предпочтений, индивидуальных образовательных потребностей, уровня знаний, умений и навыков воспитанников.

3. Информационную интеграцию ДОУ с родителями и педагогической общественностью. Для этого необходимо разработать механизм взаимодействия с родителями , учреждениями образования и культуры, сетевыми педагогическими сообществами в условиях расширения информационно-образовательного пространства.
Единое информационно-развивающее пространство ДОУ объединяет усилия администрации, педагогов и родителей. Происходит информирование семей дошкольников о деятельности ДОУ , о рекламе образовательных услуг, предоставляется информация о современных технологиях развития детей и т.д.

В комплекс мероприятий для родителей следует включить:

Создание электронной библиотеки для родителей;

Консультирование родителей в подборе компьютерных развивающих и обучающих игр, программных продуктов для детей разных возрастных групп.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:


  • использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном учреждении являются обогащающим и преобразующим фактором развивающей предметной среды.

  • компьютер и интерактивное оборудование может быть использован в работе с детьми старшего дошкольного возраста при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций.

  • рекомендуется применять компьютерные игровые развивающие и обучающие программы, адекватные психическим и психофизиологическим возможностям ребенка.

  • необходимо вводить современные информационные технологии в систему дидактики детского сада, т.е. стремиться к органическому сочетанию традиционных и компьютерных средств развития личности ребенка.
Перечень электронных образовательных ресурсов:

  1. Официальный сайт Министерства образования и науки РФ - http://www.mon.gov.ru

  2. Федеральный портал «Российское образование» - http://www.edu.ru

  3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru

  4. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru

  5. Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» - http://www.ict.edu.ru
ЭОР для педагогов:

  1. Журнал "Дошкольное воспитание" - http://www.dovosp.ru

  2. Сайт "Дошкольное образование" (программы, различные виды планирования, конспекты занятий) - http://www.twirpx.com/files/pedagogics/preshool/

  3. Социальная сеть работников образования - http://nsportal.ru/detskii-sad

  4. Журнал "Логопед" - http://www.logoped-sfera.ru/

  5. Детские электронные пособия и клипы - http://www.viki.rdf.ru/

  6. Сайт "Детсад" (папки-передвижки, методические наработки, наглядный материал, сценарии, аудиосказки и т.д.) - http://www.detsad-kitty.ru/
ЭОР для детей и родителей:

  1. Детские песни (минусовки) - http://chudesenka.ru/

  2. Детский развивающий портал - http://pochemu4ka.ru/

  3. "Лукошко сказок" - сказки для детей (http://www.lukoshko.net/

  4. "Лель" - стихи и песни для детей http://lel.khv.ru/

  5. "Сказочная страна" - коллекция сказок народов мира http://skazki.org.ru/

  6. "Библиотека для детей" - электронная библиотека http://www.deti-book.info/

  7. "В гостях у Василисы" - сказки для детей http://www.deti-lit.ru/

  8. "Detskiy-mir" - детский портал http://www.detskiy-mir.net/

  9. "Твиди.ру" - детский развлекательный портал http://www.tvidi.ru/ch/Main/

  10. "Теремок" - сайт для детей http://www.teremoc.ru

  11. "Тырнет - Детский интернет" - детский портал http://www.tirnet.ru/

  12. "Ребзики" - детские раскраски http://www.rebzi.ru/

  13. "Развивающие игры для детей" http://www.baby-gamer.ru/

  14. "Бесплатные развивающие онлайн игры для детей 3-4-5 лет" http://345-games.ru/

  15. "Детские развивающие онлайн игры" http://igraem.pro/

  16. «Весёлые обучалки и развивалки» http://www.kindergenii.ru/playonline.htm

  17. "IQша - клуб гармоничного развития ребёнка" http://iqsha.ru/

  18. "Mults.spb.ru" - российские мультики http://mults.spb.ru/

  19. "Детский радиотеатр. Сказки cо старых пластинок онлайн" http://skazki-detstva.ru/

Тот факт, что на смену индустриальному веку пришел информационный, - объективная реальность. Сегодня материальные и духовные ценности во многом опреде­ляются средствами информатизации. Информационные технологии затрагивают все сферы жизни, служат общим и личным интересам человека, направлены на раскрытие его потенциальных возможностей. При этом концепту­альный уровень формирования информационной куль­туры в России весьма высок - это теории деятельнос­ти, амплификации развития, многоаспектный комплекс тренинговых теорий.

Положение о том, что компьютер несет в себе новые игровые и обучающие возможности не только для сту­дентов и школьников, но и для детей дошкольного воз­раста, не является в настоящее время спорным. В США, Великобритании, Франции, Бельгии уже создаются и апробируются государственные проекты введения ком­пьютеров в начальной школе и дошкольных учрежде­ниях. Работы зарубежных и отечественных исследова­телей подтверждают целесообразность использования информационных технологий в развитии познавательных способностей старших дошкольников (С. Пейперт, Б. Хантер, Е.Н. Иванова, Н.П. Чудова и др.).

Широкое применение ПК с целью обучения и вос­питания детей стало возможным с появлением совре­менных мультимедийных компьютеров, которые рабо­тают со следующими видами информации: число; текст (буквы, слова, предложения); звук (звуки, речь, музыка); графика и видео (чертежи, рисунки, картинки, видеофиль­мы).

Одними из первых идею использования в дошколь­ном учреждении России компьютерно-игрового комп­лекса на базе компьютеров БК-0010, связанных в ло­кальную сеть с ДВК-2, выдвинули Е.В. Заворыгина,

С.Л. Новоселова, Л.А. Парамонова и др. (1987). Его создание опи­ралось на научные разработки проекта информатизации образования под руководством академика В.Г. Разумовского. Основные иссле­дования по данному проекту применительно к дошкольной сфере сводились к следующим положениям:

Компьютерные игры не заменяют обычные, компьютерные игрушки не заменяют «предметные», но могут и должны стать важным звеном в общей системе дидактических развивающих средств ДОУ;

Опора на способность дошкольников к замещению при ис­пользовании компьютера значительно расширяет диапазон раз­вивающих игр;

-«диалог» с ПК не должен трансформироваться в диалог с «персоной», т.е. процесс освоения ребенком компьютера как средства осуществления человеческой деятельности является опосредованным и подчиняется следующей логике: компь­ютер - ребенок - цель.



Реализации целей информатизации дошкольного уровня образова­ния в России посвящен и проект «Пилотный детский сад», функци­онирующий с 1991 г. Он направлен на получение комплекса науко­емких программно-методических средств, адресованных дошкольникам 4-7 лет для освоения компьютерной грамотности. Одно из приори­тетных направлений проекта - обеспечение преемственности в ис­пользовании компьютеров в детском саду и школе.

Наиболее важными целями информатизации дошкольного уров­ня образования в России можно считать:

Повышение эффективности воспитания гармонично развитой личности дошкольника средствами информационных техно­логий;

Определение эргономических и медико-биологических требо­ваний к организации и использованию компьютерных ком­плексов в детском саду;

Создание для дошкольников системы развивающих компью­терных игр;

Разработка методики применения игровых компьютерных
программ для ДОУ, активное внедрение их на практике.

В настоящее время в России в НИИ дошкольного воспитания в целях амплификации (амплификация психического развития- использование потенциала возможностей развития пси­хики на каждой возрастной стадии за счет совершенствования содержания, форм и методов воспитания) детского развития разрабатываются теоре­тические основы применения научных информационных технологий (НИТ) в воспитательно-образовательной работе ДОУ. Уже созда­ны несколько серий программ для дошкольников, которые услов­но, в зависимости от педагогической направленности, можно разде­лить на следующие группы:

- обучающие - имеют предметный характер: к ним относятся элементарные программы, обучающие определенным видам учебных дисциплин (математике, родному и иностранному языку, музыке и т.д.), содержание и ход представленных в них игр четко очерчены;



-развивающие - побуждают детей к творческим самостоя­тельным играм и общению со сверстниками: дети сами ищут способы решения игровых задач, свободны в выборе сюжетов и средств для их передачи;

-диагностические - позволяют выявить уровень тех или иных умений, способностей, интересов ребенка. В определенном смысле любую компьютерную программу можно считать развивающей, если она способствует совершенствованию вос­приятия, памяти, воображения, мышления. Исследователи Г.А Андри­анова, В.П. Арсентьева, Е.А. Боброва, О.В. Пастюк, Д.В. Самарин, А.В. Хуторской и другие считают компьютерные среды важным инст­рументом детского творчества, средством развития логического мыш­ления у детей; ученые СП. Иванов, Р. Николов, В.В. Селиванов, Б. Хантер - инструментом для изучения влияния компьютерного обу­чения на развитие умственных способностей детей, средством обучения и развития, учитывающим психологию ребенка с целью формиро­вания основ логико-схематического и алгоритмического мышления. Большинство современных компьютерных сред - мультимедий­ные. В процессе их освоения развивается интеллект человека, так как упор делается на исследовательскую деятельность - попробовать проверить, уточнить, сделать выводы, скорректировать действия в соответствии с текущей ситуацией. Полилоговые (полилоговые (формы обучения) - предполагают возможность общать­ся неограниченному числу участников (например, чаты)) компьютер­ные среды приучают к этому довольно быстро, а успех в освоении дидактических игровых программ в дошкольном возрасте позво­ляет детям эффективно освоить прикладные программы в школе.

Формирование положительного эмоционального отношения к компьютеру как естественному атрибуту окружающей среды, по­зволяющему людям решать различные проблемы жизнедеятельно­сти, может дать педагогам хорошую возможность для реализации на практике принципов дифференциации и индивидуализации вос­питания и обучения, ненасилия над личностью и развития творческой индивидуальности ребенка.

Поэтому при использовании развивающей компьютерной сре­ды важно формировать взгляд на ПК как на одно из многочисленных средств умственного развития, овладение навыками работы с ко­торым не только интересно, но и полезно. При этом следует отме­тить, что обучение компьютерной грамотности должно осуществ­ляться в процессе развития познавательных способностей детей в психически комфортной тренингово-игровой форме.

Естественно-научное основание данного вывода составляют, концепции И.П. Павлова, И.М. Сеченова, В.М. Бех­терева о красоте человеческого организма, силе его мозговых и эмо­циональных структур, динамизме психических функций, способности выдерживать нагрузки и постоянно развиваться.

Интерпретируя данные положения, представители гуманистичес­кой психологии А. Адлер, К и Ш. Бюлеры, К Роджерс, А. Маслоу и другие определили понятие «психическое здоровье» как врожденный вкус к жизни, радостное мироощущение, развитость функций органов, стремление ко всему позитивному, справедливому, живому и светлому. Английский педагог, философ и психолог Дж. Хэдфильд считает, что, кроме врожденных или приобретенных физических несовершенств, психическое нездоровье и сопутствующие ему физиологические из­менения провоцируют эмоциональное расстройство. Отечественные ученые Ш А Амонашвили, В А Петровский, И.С. Якиманская и другие подчеркивают, что нарушение гармонии личности и даже опасность этого нарушения вызывает психологический дискомфорт, эмоцио­нальный срыв, диссонанс мыслей и чувств, рассогласованность функ­ций, т.е. ведет к психическому дискомфорту.

Таким образом, использование компьютерных сред является фактором сохранения психического здоровья детей в силу возмож­ности решения следующих задач:

Развитие психофизических функций, обеспечивающих готов­ность к обучению (мелкая моторика, оптико-пространственная ориентация, зрительно-моторная координация);

Обогащение кругозора;

Помощь в освоении социальной роли;

Формирование учебной мотивации;

Развитие личностных компонентов познавательной деятель­ности (познавательная активность, самостоятельность, про­извольность);

Формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуаль­ных умений (практическая и логическая сериация и класси­фикация);

Организация благоприятной предметной и социальной среды.
В дошкольном возрасте решение многих типов интеллектуальных задач происходит посредством образов, способствующих пониманию условий задачи, соотнесению их с реальностью и контролю за реа­листичностью решения. На основе образного мышления у детей фор­мируются первые схематические и обобщенные представления о су­ществующих взаимосвязях и отношениях, что лежит в основе разви­тия логического мышления. Однако черты обобщенности остаются об­разными и опираются на реальные действия с предметами и их заме­стителями. Компьютерные среды учитывают эти закономерности, амплифицируя процесс обучения дошкольников построению и исполь­зованию предметных и графических моделей. Это благотворно сказывается, прежде всего, на качестве математического развития ребенка. Наиболее эффективной выступает следующая типология и струк­тура занятий по формированию математических представлений детей в детском саду, раскрывающая смысл принципов амплификации и развивающего обучения на основе использования компьютерных сред (табл. 2).

Таблица 2

Амплификация и развитие детей на занятиях по формированию математических представлений с использованием компьютерных сред ( в таблице полужирным шрифтом выделены этапы занятия, на которых исполь­зование компьютерных сред амплифицирует Математическое развитие дошкольника, светлым курсивом - на которых использование компьютерных сред обеспечивает зону ближайшего математического развития ребенка, полужирным курсивом - этапы, на которых происходит сочетание двух целеполагающих названий)

Тип/ цель занятия Структура
I. Изучение и первичное закрепление новых матема­тических представлений. Цель: восприятие и первич­ное осознание новых мате­матических представлений, их объяснение 1. Мотивация. 2. Актуализация опорных представлений. 3. Восприятие. 4. Осмысление и первичное запоминание. 5. Проверка усвоения. 6. Закрепление. 7. Анализ 8. Итог.
II. Закрепление полученных математических представлений и выработка умении и способов действии. Цель: вторичное закрепле­ние математических пред­ставлений 1. Мотивация. 2. Актуализация ведущих представлений и спо­собов действий. 3. Восприятие образцов применения пред­ставлений и способов действий. 4. Самостоятельная работа репродуктивного и творческого типов. 5. Контроль воспитателя. 6. Коррекция. 7. Итог
III. Комплексное примене­ние математических пред­ставлений и способов дей­ствий. Цель: выработка умений практически использовать имеющиеся математические представления 1. Мотивация. 2. Актуализация комплекса представлений. 3. Образец комплексного применения представ­лений. 4. Самостоятельное применение представлений. 5. Самоконтроль. 6. Контроль воспитателя. 7. Коррекция. 8. Итог
IV. Обобщение и система­тизация математических представлений и способов действий. Цель: системное усвоение математических представ­лений, понятий и способов действий 1. Мотивация. 2. Систематизация - выделение главных связей в полученных представлениях. 3. Обобщение представлений в понятиях. 4. Установление внутрипредметных и межпредметных связей. 5. Самоконтроль. 6. Контроль воспитателя. 7. Коррекция. 8. Итог
V Занятие по проверке, оценке, коррекции матема­тических представлении, понятий и способов дейст­вий. Цель: определение уровня овладения математически­ми закономерностями и способами действии 1. Мотивация. 2. Самостоятельное выполнение индивидуаль­ных заданий воспитателя. 3. Самоконтроль. 4. Контроль и качественная оценка воспитателя. 5. Индивидуальная коррекция математиче­ских представлений. 6.Рефлексия (осознание детьми способов по­ знания и усвоения математических закономер­ ностей, причин допущенных ошибок)

Итак, компьютерная среда для дошкольников - это совокуп­ность специально разработанных валеологически обоснованных иг­ровых компьютерных программ, которые учитывают закономерности психофизиологического развития детей и на их основе позволяют с позиции системного подхода спроектировать амплифицирующую и развивающую технологическую игру в соответствии с поставлен­ными д идактическими и воспитательными задачами в контексте усвоения основ информационной культуры.

Развивающий потенциал компьютерной среды «Планета чисел для малышей» (Разработана компанией Byka Entertainment по производству электронных образовательных продуктов, 2003)

Использование развивающих компьютерных сред в процессе занятий с дошкольниками - одно из важнейших современных направлений формирования математических представлений детей.

Компьютерная среда «Планета чисел для малышей» представ­ляет собой красочную и увлекательную игру-анимацию, рассчи­танную на детей 3-7 лет. Как продукт мультипликации, программа содержит несколько персонажей и несложный сюжет: мальчик Райан и девочка Бетти находят в игровой комнате волшебную книгу, которая переносит их на Планету чисел. На экране монитора по­является красочная картинка - главное меню. Здесь ребенок может сам или с помощью взрослого написать свое имя, выбрать парт­нера по путешествию (девочку Бетти или мальчика Райана), а также ту игру, которая соответствует его возрасту (для 3-4 или 5-6 лет).

Далее ребенок может начать путешествие, нажав на ОК. Перед ним откроется план-карта, на которой он должен выбрать то ме­сто, куда хочет отправиться (Дом чисел, Бассейн, Джунгли, Берлога, Цветник, Фруктовый сад). Помогает ему в путешествии Волшебная Цифра - она разговаривает с ребенком, объясняет задания, хва­лит его за верное решение той или иной задачи.

Любое место на карте, выбранное дошкольником, - математи­ческая игра (точнее, набор игровых логико-математических задач), цель которой правильно выполнить 10 заданий и получить приз.

Так, попав в Дом чисел, малышу предстоит сосчитать выбега­ющих на крыльцо дикобразов (кукурузные початки) и выбрать правильный ответ из трех предложенных (счет до 10).

Если ребенок выбрал Бассейн, ему необходимо выполнить дру­гое задание: определить, на каком из листов лилии сидит больше или меньше лягушек (улиток), предварительно внимательно вы­слушав вопрос Волшебной Цифры.

В Джунглях нужно сыграть роль судьи на соревновании жуков и определить, который из «спортсменов» прополз выше (дальше) остальных.

Посетив Берлогу, игрок должен найти того медведя, который одет иначе, чем другие (или помочь одеться братьям-медвежатам оди­наково); в Цветнике - найти бабочку (цветок), отличающуюся от других по цвету; в Фруктовом саду - фрукт, соответствующий описанию Волшебной Цифры (как усложнение - разложить фрукты по величине в порядке возрастания или убывания).

Таким образом, интерактивная игра «Планета чисел для малышей» соответствует дидактическим задачам, выдвинутым традиционными и инновационными программами по математическому развитию детей.

Остановимся подробнее на одной ее отличительной особеннос­ти - наличии игровых занимательных задач логико-математичес­кого содержания. Они способствуют развитию внимания и сообра­зительности детей, а игровые связующие персонажи предостерегают ребенка от поспешных и необоснованных выводов. Методическое построение сюжета «Планеты чисел для малышей» предполагает, что новые задачи должны побуждать детей рассуждать, мыслить, на­ходить ответ, используя уже имеющиеся знания.

С целью учета преобладающего типа репрезентативной системы ребенка (аудиал, визуал, кинестетик) программой предусмотрены моменты многократного вербального повторения заданий по выбору игрока, возможности комфортного по времени наблюдения видео­ряда, а также указания по перцептивному обследованию предметного сопровождения условий учебных математических заданий.

Чтобы развивающая компьютерная среда увлекла детей и лично затронула каждого из них, взрослый должен стать ее непосредственным участником. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми, преподнесением ПК как друга и советчика, взрослый вовлекает их в совместную деятельность, представляя ее важной и значимой. В то же время он организует математическое развитие с помощью компьютера так, чтобы помогать детям преодолеть затруднения, одобряет и авансирует их достижения, поощряет за правильно выполненное задание, обсуждает причины ошибок и помогает их преодолевать без отрицательной эмоциональной реакции.

Отметим еще одну важную особенность «Планеты чисел для малышей» - способствование глубокому усвоению математических представлений. Диалог с ПК, виртуально организованный через персонажей-посредников, а реально - через прием «оживления» компьютера, позволяет сделать деятельность ребенка активной и осмысленной, в которую он охотно и добровольно включается, ановый приобретенный опыт - личным достоянием, так как его можно свободно применять в измененных условиях компьютерных математических задач.

Перенос усвоенного опыта в другие ситуации многоаспектного сюжета «Планеты чисел для малышей» осуществляется ребенком в соответствии с его собственным желанием и является важным по­казателем развития творческой инициативы. Кроме того, многие задания учат детей действовать «в уме», мыслить, что раскрепощает их воображение, развивает творческие возможности и способности.

Игровое преподнесение математических задач «Планеты чисел для малышей» - эффективное средство формирования таких качеств, как организованность, самоконтроль, необходимых для полноцен­ного умственного воспитания дошкольников. Задания на развитие внимания, памяти, мышления, речи открывают широкие возмож­ности для формирования познавательных процессов, поскольку ребенок выполняет не прямые, а опосредованные компьютерным персонажем-советчиком требования педагога и активно действует, приобретая необходимые математические представления. Таким образом, создается связь между практическими и умственными действиями, которая ведет к развитию ребенка.

Любая математическая задача «Планеты чисел для малышей» по-своему способствует развитию внимания, памяти, мышления. Напри­мер, выделяя и сравнивая значимые признаки предметов, ребенок совершает довольно сложные мыслительные операции. Перед ним ставится определенная умственная задача (быть внимательным, запомнить что-либо, высказать свою мысль и т.д.). При этом он выполняет такие действия, которые формируют целенаправленность и устойчивость внимания. В процессе решения задач на установле­ние связи между предметами (запомнить, чтобы пригодилось через некоторое время) активно развивается память. В задачах на разви­тие мышления специально созданная ситуация и предлагаемые воз­можные действия учат ребенка передавать свою мысль движением (активизация мелкой моторики посредством мыши) и в связной речи.

Характерная особенность задач логико-математического содер­жания «Планеты чисел для малышей» - наличие в каждой из них двух начал: одно несет развлекательность, другое требует серьез­ности, мобилизации усилий; их соотношение определяет характер игровой ситуации. Дошкольник всегда стремится к чему-то необыч­ному, веселому. Положительные эмоции надежно защищают малы­шей от умственных перегрузок, ведь то, что развлекает, никогда не утомляет. Радостные переживания приносят ребенку в основном начало и конец занятий по сюжету.

Еще одна особенность виртуальной «Планеты чисел для малы­шей» состоит в том, что обучающая математическая задача составляет саму суть игры (в то время, как в реальной обстановке она выступает лишь условием реализации игрового замысла) и вы­зывает у ребенка интерес к умственной деятельности. Решение предложенной задачи становится условием игрового общения детей и средством, с помощью которого можно завоевать призна­ние и уважение компьютерных персонажей, воспитателя, сверст­ников.

Игровые ситуации в математических задачах рассматриваемой компьютерной среды разнообразны: различные поручения (например, найти предмет с заданными свойствами по представлению), детское лото (цветовое, геометрическое), загадывание и разгадывание зага­док математического содержания и т.д. Они требуют от ребенка целенаправленной активной умственной деятельности, умения со­средоточиться, чтобы найти верное решение.

Таким образом, математическая задача как элемент развиваю­щей компьютерной среды «Планета чисел для малышей» - не толь­ко удовольствие и радость для ребенка (что само по себе очень важ­но), с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша, т.е. качества, необходимые для дальнейшей жизни.

Каждая задача, предлагаемая дошкольнику в данной компью­терной среде, - основа для организации общения ребенка со взрослым, другими детьми, персонажами РКС и самим ПК как по­мощником в освоении математических представлений; школа со­трудничества, в которой он учится радоваться успеху сверстни­ка и стойко переносить свои неудачи. Доброжелательность, под­держка, радостная обстановка, находки и фантазии, заложенные в программу «Планета чисел для малышей», полезны как для ма­тематического, так и для личностного развития ребенка.

Итак, особенности компьютерной среды «Планета чисел для ма­лышей», выявляющей преимущества рассматриваемого направления в математическом развитии детей, следующие:

Возможность развивать внимание и сообразительность ребен­ка;

Интериоризация его математических знаний и умений;

Эффективность для воспитания организованности и прове­дения самоконтроля;

Диалогичность;

Акцентирование игрового замысла на интересе ребенка к ма­тематике и умственной деятельности.

Внимательно изучив данную компьютерную среду, проанализи­ровав ее содержание, обобщив наблюдения по ее использованию, мы пришли к выводу о том, что она вполне может служить эффективным средством математического развития детей при руководстве со стороны педагога и соблюдении следующих валеологических норм (валеологические приемы переключения детей в ходе занятий по матема­тическому развитию с использованием ПК даны в приложении):

Ограниченное время занятия за компьютером: в младшем возрасте - 10-15 мин, в старшем - 15-20 мин;

Наличие мебели, соответствующей санитарно-гигиеническим нормам;

Просторное, хорошо освещенное и проветриваемое помещение;

Желательная смена деятельности: физкультминутки, моторные упражнения, самомассаж и т.д.

Компьютерная среда «Планета чисел для малышей» и другие ана­логичные интерактивные программы, направленные на развитие раз­ных сторон познавательной сферы личности ребенка, могут стать средством оптимизации обучения, развития и воспитания детей в современном ДОУ.

Наши наблюдения показывают, что внедряя развивающую ком­пьютерную среду в процесс обучения старших дошкольников, не­обходимо решить ряд задач:

Познакомить детей с компьютером;

научить основным правилам работы с ПК (приемы манипу­ляции с клавиатурой, мышкой, тачпадом (тачпад - специальный компактный манипулятор, альтернатива обыч­ной мыши), освоение знако­вого пространства клавиатуры и т.д.);

Формировать умение самостоятельно действовать в услови­ях программы.

Исходя из них, можно ориентироваться на следующую темати­ческую последовательность занятий с детьми в компьютерной среде «Планета чисел для малышей».

1. Знакомство с компьютером: теория - занятие-игра, на кото­ром педагог рассказывает о компьютере и правилах работы с ним.

2. Знакомство с компьютером: практика - занятие-практикум, на котором дети учатся включать компьютер, запускать программу, правильно нажимать клавиши на клавиатуре, пользоваться мышкой, соотносить свои действия с изменениями на экране, выключать компьютер.

3. Знакомство с игрой «Планета чисел для малышей» - занятие-игра, на котором дошкольники закрепляют основные навыки работы на ПК, запускают игру, знакомятся с директорией «Главное меню».

4. Решение логических задач - серия из шести занятий, на ко­торых дети учатся самостоятельно решать задачи по всем разделам

компьютерной среды, словесно обосновывать свои действия, само­стоятельно управлять программой.

5. Контрольная работа - занятие-диагностика, на котором педагог проверяет, насколько дети умеют правильно пользоваться компь­ютером, решать задачи, обобщать и обосновывать результаты.

Во время занятий используют такие методические приемы, как рассказывание сказок, «очеловечивание» диалога ребенка с компь­ютером, объяснение, демонстрация, экспериментирование, беседа, создание проблемных и игровых ситуаций.

В ходе познавательно-развивающих занятий с использованием компьютерных сред, подобных «Планете чисел для малышей», дети учатся самостоятельно мыслить, рассуждать, осваивают операции анализа и синтеза, сериации, классификации, учатся ориентироваться в многообразии изображенных и двигающихся предметов, соотнося их в пространстве, определяя величину, количество, цвет. При этом мультимедийные средства компьютерной среды обеспечивают комфорт и психологическую защищенность дошкольника.

Комплексный математико-речевой характер компьютерной среды «Вундеркинд» (разработчик - компания по производству электронных образовательных продуктов «Nikita», 2004).

Интеграция разделов, связанных с развитием математических и речевых способностей дошкольников на уровне теоретико-методоло­гического обоснования методик и технологий работы с детьми, детер­минирована их логико-историческим генезисом - развитием процесса формирования математических и речевых представлений детей, содер­жанием современных программ дошкольного образования.

Анализ учебно-методических пособий (А.В. Белошистая, В.В. Да­нилова, А.М. Леушина, А.А. Столяр, Т.В. Тарунтаева) и наши ис­следования позволяют выделить общедидактические методические подходы к математическому и речевому развитию детей, форми­рующие обобщенные способы учебных действий дошкольников, и моноподходы, связанные с решением конкретных задач пред-математической и речевой подготовки.

К общедидактическим подходам относят: педагогический инстру­ментарий ассоциативно-рефлекторной концепции усвоения, теории содержательного обобщения, поэтапного формирования умственных действий, суггестопедической концепции обучения (суггестопедическая концепция обучения - обучение на основе эмоци­онального внушения в бодрствующем состоянии, приводящее к сверхзапоми­нанию), нейропсихолин-гвистического программирования, бихевиористскую теорию.

Моноподходы к математическому и речевому развитию позво­ляют ребенку осознать учебную задачу за счет формирования си­стемы элементарных математических представлений и основ речевой культуры, формирования предпосылок математического мышления, начальных форм учебной деятельности, развития сенсорных спо­собностей, расширения словаря и совершенствования связной речи.

Согласно педагогическим концепциям И.Г. Песталоцци, М. Мон-тессори, К.Н. Вентцеля, К.Д. Ушинского, генетической теории интеллекта Ж. Пиаже, процессы освоения языка и математической культуры обусловлены грамотно организованной развивающей средой.

Ученые М.М. Алексеева, В.И. Яшина, А.В. Белошистая, Т.В. Тарун-таева считают, что комплексные методические подходы связаны с применением методов и приемов обучения, позволяющих развивать математические и речевые способности дошкольника на деятель-ностном уровне.

На современном этапе развития теории и методики дошколь­ного образования такие методы прослеживаются в структуре ра­боты с комплексными математико-речевыми электронными об­разовательными средами. Операционные компоненты учебной де­ятельности детей в ходе математического развития в рамках ком­пьютерных сред формируются благодаря:

Непосредственному обучению счету, решению задач, разли­чению форм и величин;

Выполнению заданий, в которых обозначен только резуль­тат деятельности, способ его достижения обусловливает пе­дагогический инструментарий среды (решить задачу, охарак­теризовать множество);

Использованию пошаговых инсфукций, позволяющих отрабаты­вать образцы речевого сопровождения математических действий.

Компьютерная среда «Вундеркинд» включает 6 блоков разноуров­невых учебных заданий («Алфавит», «Малыш 1, 2, 3, 4», «Круг­лый остров»), объединенных игровыми ситуациями и персонажами; ее презентация основана на следующих этапах взаимодействия педагога и детей.

1. Создание игровой ситуации.

2. Освоение элементов информационной культуры для развития игровой ситуации:

Приемы владения мышью, тачпадом;

Способы перемещения внутри блоков (красные стрелки - вперед, синие - выход в меню блока);

Знание путей выхода из заданий (анимационные «кнопки», клавиша «выход», совокупность клавиш А11+Р4).

3. Речевое и математическое развитие на репродуктивном уровне*:

Репродуктивный выбор цвета (Например: это красный цвет, это - синий; выберем синий?);

Раскрашивание (Например: раскрасим елочку зеленым цветом; какого цвета елочка?);

Соотнесение количества предметов с цифрой (Например: дядя один, сколько на рисунке дядей?).

4. Речевое и математическое развитие на частично-поисковом уровне:

Идентификация зрительного образа цифры с ее названием (Например: какая это цифра?);

Самостоятельное соотнесение количества предметов с цифрой (Например: покажи, сколько предметов?);

Самостоятельный выбор цвета (Например: хочешь раскрасить иначе?; каким цветом?).

5. Речевое и математическое развитие на творческом уровне:

Самостоятельный выбор объекта обучения и его раскрашивание (Например: какую цифру, букву раскрасим? Назови, покажи.);

Составление рассказа по сюжетной картинке (Например: что изображено?);

Теоретико-множественное обоснование зрительного образа цифры (Например: почему предметов 5? Аргументируй свой ответ.)

6. Переход на новый уровень компьютерной среды в новую иг­ровую ситуацию.

Перечисленные особенности позволяют заключить, что компь­ютерная среда «Вундеркинд» преемственно интегрирует математи­ческое и речевое развитие дошкольников разных возрастных групп на уровне интерактивного освоения вычислительной культуры и культуры речи. Дети активно усваивают такие разделы частных методик, как «Количество и счет», «Развитие словаря», «Форма и геометрические фигуры», «Развитие связной речи», «Пространство и время», «Формирование звуковой культуры речи» при условии педагогического сопровождения со стороны взрослого.

Каждый дидактический элемент «Вундеркинда» визуализирует на доступном даже младшему дошкольнику уровне атрибуты род­ного языка и математической культуры с учетом следующей пси­хофизиологической логической цепочки: от предметно-манипулятивного к наглядно-образному и формально-алгоритмизованному.

Обеспечивается комфортная для дошкольника амплификация математического развития за счет интеграции основных характери­стик в звуковом, количественном, составном, графическом, цветовом и пространственно-временном решениях.

Важно понимать, что компьютерная среда «Вундеркинд» преду­сматривает интегрированное решение задач предматематическои подготовки дошкольников:

Формирование системы математических представлений о мно­жестве, отношениях, числе (раздел «Алфавит», задание «Ариф­метика»); величине, форме, пространстве (задания «Геометри­ческие фигуры», «Нарисуй картинку», «Обезьяны»); времени (раздел «Круглый остров»);

Формирование предпосылок математического мышления: повышение уровня наглядно-образного мышления (задания «Найди пару», «Собери лицо», «Собери картинку», «Обезьяны»);

Развитие сенсорных способностей (работа с мышью), мелкой моторики, работа с тачпадом; развитие глазомера, наблюдатель­ности (за счет освоения сенсорных эталонов в заданиях «Гео­метрические фигуры», «Нарисуй картинку»);

Формирование начальных форм учебной деятельности: отсле­живание результатов учебной деятельности, сочетание поша­гового инструктажа и заданий на получение результата;

Расширение словаря детей и совершенствование связной речи: автоматическое речевое сопровождение мультимедий­ной обучающей программы (МОП), предусматривающее от­веты и комментарии детей.

Компьютерная среда «Вундеркинд» отвечает требованиям теоре­тических основ математического развития детей на уровне:

Ассоциативно-рефлекторной концепции: накопление ассоци­аций по сходству (раздел «Алфавит»), смежности (разделы «Ма­лыш 1,2,3,4»);

Теории поэтапного формирования умственных действий (по­шаговый инструктаж в заданиях «Арифметика», «Геометричес­кие фигуры»);

Суггестопедической концепции: сюжетно-ролевая организация учебного диалога с ребенком, доверие к персонажам за счет интонаций, мимики, поддерживающего словесного сопровож­дения любых вариантов ответов;

НЛП-концепции: учет основных репрезентаций во всех заданиях;

Бихевиористской концепции: словесные, звуковые, мимические; стимулы и подкрепления во всех заданиях.

Итак, компьютерные среды как фактор формирования математических представлений ребенка приобретают все большее значе­ние в силу следующих значимых функциональных возможностей.

1. Направленность на формирование адекватной самооценки детей. Действительно, потребность во внешней оценке значима для ребенка, но не всегда в полной мере удовлетворяется. Направленность самооцен­ки опосредована наличием идеальной перспективы развития и ее соотношением с реально существующим положением человека в микросоциуме. Виртуальная реальность компьютерных сред, созданных для интерактивного логико-математического обучения дошкольников, не только задает педагогически обоснованную идеальную перспективу развития маленького пользователя, но и обеспечивает повышение его социального статуса в реальном социальном окружении.

Данный вывод обусловливает следующая система атрибутов, являющихся неотъемлемой частью компьютерных сред:

Разнообразные поощрения;

Ролевые идентификационные возможности;

Прямой и косвенный выбор темпа освоения навыков;

Объективное разноплановое оценивание промежуточных достижений.

2. Рекреативно-релаксационная роль - распределение досугового группового

Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.

Автор: Ануфриева Ирина Викторовна, старший воспитатель МДОУ «Детский сад «Колокольчик» р.п. Духовницкое Саратовской области

В условиях динамично меняющегося мира, стремительного роста информационного потока, развития новых информационных технологий, их возможностей - информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение.
Имеющийся в настоящее время отечественный и зарубежный опыт информатизации среды образования свидетельствует о том, что она позволяет повысить эффективность воспитательно-образовательного процесса.
Благодаря преобразованиям все шире проявляется роль информационных технологий не только в системе школьного, но и дошкольного образования, что совсем недавно можно было наблюдать лишь как точечный опыт. Положения Концепции модернизации образования, рекомендательное письмо Министерства образования РФ от 25 мая 2001 года об информатизации системы дошкольного образования служит отправной точкой для принятия управленческих решений и создание условий для формирования информационно-коммуникационной компетентности педагогов и воспитанников ДОУ.
Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса. Эффективность компьютеризации обучения в дошкольных образовательных учреждениях зависит как от качества применяемых педагогических программных средств, так и от умения рационально и умело их использовать в образовательном процессе.
Информатизация образования – это большой простор для проявления творчества педагогов, побуждающий искать новые, нетрадиционные формы и методы взаимодействия с детьми; она способствует повышению интереса у детей к обучению, активизирует познавательную активность, развивает ребёнка всесторонне. Владение новыми информационными технологиями помогут педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях.
При всей значимости процессов информатизации, новые технологии в ДОУ приходят с большим опозданием. Сегодня детский сад отстал от школы на много лет.
В то время, когда школы спорят об эффективности той или иной информационно-поисковой системы, внедряемой в школах, для детского сада не создана ещё ни одна специальная программа, позволяющая автоматизировать воспитательно-образовательный процесс ДОУ. Как показывает анализ педагогической литературы, сложность работы по разработке систем управления ДОУ связана с многообразием используемых в детских садах программ, слабой разработкой подходов к диагностике и критериям качества образовательного пространства ДОУ.
В настоящее время в нашем детском саду большое внимание уделяется расширению материально-технической базы. На данный момент в детском саду имеются 6 компьютеров, ноутбук (есть возможность выхода в Internet), 3 принтера, мультимедийный проектор. Кроме этого, создана медиотека.
В детском саду накоплен фото и видеоматериал о жизни в группах, о праздниках и развлечениях наших детей, открытых занятиях. Просмотр видеозаписей позволяет осуществлять современный, качественный, всесторонний анализ мероприятий, что способствует повышению качества педагогического процесса. Такая форма работы наиболее приемлема при сопровождении молодых начинающих педагогов. Библиотека методической литературы преобразуется в медиатеку, происходит накопление и обмен информацией на различных современных носителях.

Мы имеем возможность осуществлять обмен деловой корреспонденцией, отчётной документацией с органами управления образования, преподавателями СарИПКиПРО, редакциями издательств методических изданий и журналов, а также участвовать в дистанционных семинарах и интернет-педсоветах.
Использование информационных технологий способствует программному обеспечению воспитательно-образовательного процесса и управленческой деятельности. В методическом кабинете создан электронный банк данных: информационная база педагогов, в которой занесены сведения о стаже работы, сроках прохождения аттестации, участия в методической работе ДОУ, участие в профессиональных конкурсах. Ведутся электронные методические папки, в которых педагоги собирают свой наработанный материал (конспекты занятий, консультаций и др.)
Ежегодно обновляется база сведений о родителях (неполные, многодетные семьи, а также семьи, находящиеся в СОП).
Использование информационных технологий позволяет по-новому организовывать и проводить формы взаимодействия с кадрами.
Для проведения педагогического педсовета «Внедрение ФГТ» была составлена презентация «Работа ДОУ в условиях перехода на ФГТ к структуре ООП дошкольного образования», которая в силу наглядности сделала более простым усвоение трудного материала.
С помощью компьютерных технологий в ДОУ осуществляется подготовка и проведение презентаций проектов, разработанных педагогами.

Кроме этого информационные технологии активно используются и при организации взаимодействия с родителями воспитанников. При проведении родительских собраний, заседания клуба «Собеседница» использование мультимедийного оборудования позволило представить вниманию родителей видеоролики и фильм о жизни детей в детском саду, презентации о правильном питании, о подготовке детей к обучению в школе.

В ДОУ педагоги используют информационно-коммуникационные технологии в организации образовательного процесса с детьми. Теперь на занятиях они могут использовать красочные учебные презентации для детей, фрагменты мультфильмов, фильмов, видеороликов, слайд-шоу.
Одно из главных условий внедрения информационных технологий в ДОУ – с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера, имеющие навыки работы с ними, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров, владеющие методикой приобщения дошкольников к новым информационным технологиям. Учитывая это, первостепенной задачей в настоящее время становится повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения занятий с детьми на качественно новом уровне.
В связи с этим, на новый 2013 – 2014 учебный год запланированы практические индивидуальные занятия для воспитателей по повышению компьютерной грамотности педагогов в ходе которых педагоги научатся:
создавать графические и текстовые документы (самостоятельно оформлять групповую документацию, диагностику и т. д.);
смогут применять электронные дидактические и педагогические программные средства;
активно использовать информационные технологии в образовательном процессе;
владеть навыками поиска информации в Интернете;
владеть программой Power Point для создания мультимедийных презентаций;
разрабатывать буклеты, открытки в программе с использованием Microsoft Office Publisher 2007.

Один из запланированных семинаров на новый учебный год предполагает представление проектов педагогов через самостоятельное составление презентации «Мой проект».
Неотъемлемой частью методической работы является мониторинг деятельности ДОУ, направленный на оценку качества образования с учетом намеченных результатов. В связи с этим немаловажное значение имеют методические рыба-диски для ДОУ, предназначенные в помощь руководству и педагогам ДОУ.
Однако, несмотря на широкое использование информационно-коммуникационных технологий в методической работе ДОУ, на настоящим момент мы столкнулись с проблемой, заключающейся в том, как рассматривать результат образовательного процесса с позиций параметров развития каждого воспитанника учреждения, оценивать результат в контексте качества усвоенных ребенком компетенций, а также добиться простоты сбора и ввода объема исходной информации (тетрадь мониторинга показателей развития ребенка дошкольного учреждения).
Вторая проблема - необходимо расширить материально-техническую базу ДОУ (ноутбук, развивающие программы для дошкольников, организация специализированных курсов для педагогов) для того, чтобы можно было значительно разнообразить организацию воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, всесторонне развить ребенка.
Решение данных проблем будет способствовать решению ряда задач в дошкольном учреждении:
1. эффективное совершенствование единой информационной среды с целью доступа к информации участников образовательного процесса;
2. повышение информационной культуры педагогов;
3. повышение качества управленческой деятельности на основе изучения и внедрения информационных технологий;
4. автоматизация процессов мониторинга и повышение эффективности и качества воспитательно-образовательного процесса в ДОУ;
5. пополнение информационных ресурсов ДОУ: создание информационно-аналитического банка, программное обеспечение воспитательно-образовательной деятельности педагогов;
6. использованию ИКТ в образовательном процессе, мультимедийному сопровождению воспитательных мероприятий, методических совещаний и т.д.