Личное и историческое в поэзии А. Ахматовой. Поэма "Реквием".(2 часа). Конкретно-историческое и вечное в проблематике поэмы А. А. Ахматовой «Реквием». Своеобразие композиции поэмы Жанровое и композиционное своеобразие поэмы реквием

Всестороннее изучение поэмы «Реквием» Ахматовой, анализ композиции, художественных средств, осмысление названия, помогают прочувствовать глубокие идеи стихотворного произведения.

Несмотря на небольшой объем, каждая строка значительна по содержанию и силе чувств. Читатель не в силах безучастно воспринимать отраженные в поэме события.

История создания «Реквием» А. Ахматовой

В основу сюжета положена личная драма Анны Ахматовой. Ее сын трижды подвергался жестокой процедуре ареста. В 1949 году он был приговорен к расстрелу. Впоследствии смертную казнь заменили ссылкой.

Анна Андреевна Ахматова (1889 — 1966)

Впервые Льва Гумилева заключили под стражу в 1935 году. Этим годом датируются наиболее значимые части «Реквиема». На протяжении пяти лет поэтесса трудилась над циклом стихотворений о русских женщинах, переживающих нелегкое время, страдающих за своих лишенных свободы мужчин.

В начале 60-х годов Анна Ахматова соединяет разрозненные произведения в единое целое, давая поэме название «Requiem».

Почему поэма называется «Реквием»

В католицизме реквиемом назван религиозный обряд, совершаемый по умершим, и его траурное музыкальное сопровождение. В рукописях заглавие поэмы написано латинскими буквами, что может указывать на связь с музыкальными произведениями.

Так «Requiem» Вольфганга Моцарта , творчеством которого в 30-е и 40-е годы интересовалась Ахматова, состоит из 12 частей. В поэме Анны Андреевны 10 глав, Посвящение и Эпилог.

Жанр, направление и размер

«Реквием» можно отнести к новому течению литературы, акмеизму, противостоящему символизму и провозглашающему четкость и точность слова, прямоту стиля и ясность образов.

Перед литературными новаторами стояла цель облагородить человека с помощью искусства. Ахматова, как и все акмеисты, стремилась к поэтическим изменениям заурядных и порой непривлекательных явлений жизни.

Произведение «Requiem» полностью соответствует новаторскому течению акмеизма с его классической строгостью стиля и желанием передать зверства и бесчинства поэтическим языком.

Жанр «Реквиема» – поэма. Но многие литературоведы не могут однозначно определить жанровую принадлежность произведения ввиду сходства со стихотворным циклом. Отнести «Реквием» к поэме помогает единство идеи, лирическая основа, соединяющие отдельные фрагменты.

Перед читателем разворачивается логический и последовательно выстроенный сюжет, в сокращении описывающий целую эпоху. Повествование ведется от первого лица, выступающего в одно и то же время в качестве поэта и лирического героя.

Стихотворный размер произведения не лишен своеобразной динамики, характеризующейся переливами ритмов и разнящимся количеством стоп в строках.

Композиция произведения

Композиция «Реквиема» отличается кольцевой структурой, состоящей из пролога, образованного двумя первыми главами, эпилога из двух последних глав и основной части.

Каждая часть обладает особым эмоциональным смыслом и несет свою чувственную нагрузку. Поэма изобилует лирическими переживаниями, а в прологе и эпилоге наблюдается тяготение к обобщениям, эпосу.

Предисловие состоит из прозаического текста, напоминающего вырезку из газеты. Такой прием помогает читателю окунуться в атмосферу описываемой эпохи.

В Посвящении, следующем за Предисловием, продолжена тема прозаического вступления, с усилением масштабов описанных событий:

Биографическая тема поэмы – заключение под стражу сына и нравственные муки страдающей матери – звучит в первых главах произведения. За прологом следует четыре главы, передающие скорбящие голоса матерей.

В первом стихотворении, написанном в форме монолога, женщина из народа печалится о сыне, ведомом на казнь. Эта вечная героиня русской истории в поэтическом плаче передает всю глубину разрывающей душу скорби:

Сюжетным центром поэмы служат пятый и шестой отрывок, посвященные томящемуся в заключении сыну. Каждое стихотворение является композиционно законченным, цельным художественным произведением, объединенным общими горестными мотивами, ощущением смерти и болью утрат.

В эпилоге всплывают думы о гибели, прекращении жизни, итогом которой должен стать памятник народным страданиям.

Характеристика главных героев

Главная лирическая героиня поэмы – это и автор «Реквиема», и мать, переживающая за судьбу сына, и обычная женщина из народа. Каждый из этих образов уникален и, плавно перетекая, соединяется в один лик, прообразом которого является сама Анна Ахматова.

Лирическая героиня – это женщина с мощной, неисчерпаемой внутренней энергией, которая в попытках спасти единственного ребенка «кидалась в ноги палачу».

Личностные переживания героини сменяются отстраненностью в оценках поведения, ввергнутой в отчаяние матери: «Эта женщина больна, эта женщина одна».

Автор со стороны смотрит на все, что происходит вокруг. Сложно представить, как будучи в прошлом «насмешницей и любимицей всех друзей», героиня превратилась в тень, призывающую смерть. Свидание с сыном вызывает бурю эмоций в душе матери, но отчаяние сменяется надеждой, желанием бороться до конца.

Образ сына раскрывается в произведении не так полно и многогранно, но сравнение его с Христом подчеркивает невинность и святость героя. Он предстает смиренным мучеником, старающимся утешить и поддержать мать.

Другие главные герои поэмы – это собирательные женские образы, переживающие за судьбу близких мужчин. Они томятся в неизвестности, переносят лютый холод и палящий зной в ожидании кратких свиданий. Автор олицетворяет их с Богоматерью, кротко переносящей невзгоды.

Темы поэмы «Реквием»

Центральная тема произведения – тема памяти, возврат к воспоминаниям прошлого, сохранение пережитого, прочувствованного и увиденного. И это не только память одного человека, но и народная память людей, объединенных общим горем:

Плач матерей по сыновьям в продолжение темы памяти звучит в стихах, начиная со Вступления. Затем возникает мотив смерти, порождаемый ожиданием казни, неизбежностью неотвратимого конца. Перед читателем предстает образ матери, которую олицетворяет Богоматерь, пережившая страшную гибель сына.

Тема страдающей Родины, неотъемлемо связанной с судьбами своего народа, раскрывается Ахматовой в «Реквиеме»:

Ведь Родина та же мать, переживающая за своих сыновей, несправедливо обвиненных и павших жертвами жестоких репрессий.

И сквозь все горести блещет тема любви, побеждающая зло и жизненные невзгоды. Женская самозабвенная любовь способна преодолеть любые препятствия в борьбе с системой.

Темы, раскрываемые в поэме «Реквием»:

  • памяти;
  • матери;
  • Родины;
  • страдания народа;
  • времени;
  • любви.

Анализ каждой главы «Реквием» А. Ахматовой

Стихи, составляющие произведение «Реквием», написаны в период с 1935 по 1940 год. Напечатана поэма в России через два десятилетия после кончины Анны Андреевны, в 1988 году.

Открывают повествование прозаические строки «Вместо предисловия», объясняющие весь замысел.

Читатель оказывается в ленинградской тюремной очереди 30-х годов, где все находятся в оцепенение и говорят «шепотом».

И на вопрос женщины с «голубыми губами»:

— А это вы можете описать?

Поэт говорит:

Написанные в предисловии строки стихотворного эпиграфа поясняют смысл «Реквиема», написанного народным языком и обращенного к народу. Поэт говорит о своей сопричастности к бедствиям страны:

Тема Предисловия продолжается в поэтическом Посвящении. Масштабность происходящего усиливается, природа и окружающая историческая действительность подчеркивают отчаянное состояние людей и обособленность от безмятежной жизни:

Мучительно ожидание решения суда, от которого будет зависеть дальнейшая судьба родного человека.

Но горестные чувства испытывают не только люди, но и родина, Россия, отзывающаяся на страдания:

Здесь же появляется библейский образ, вестник Апокалипсиса:

Во вступительной части Реквиема намечаются наиболее важные мотивы и главные образы, получающие развитие в последующих главах поэмы. Появляется лирическая героиня, наблюдающая как сына уводят «на рассвете». Мгновенно приходит одиночество:

Описываются биографические подробности жизни Ахматовой, временные рамки, безграничная нежность и любовь к сыну:

В седьмой главе «Приговор» простыми словами описываются нечеловеческие переживания, попытки осознать и смириться с ужасной действительностью.

Но принять и вынести произошедшее невозможно, поэтому восьмая глава носит название «К смерти». Опечаленная героиня не видит другого выхода, как уход из жизни. Она стремится к забвению и призывает смерть:

В девятой главе повествуется о последнем свидании в тюрьме и подступающем безумии:

Следующая часть «Распятие» служит смысловым и эмоциональным центром поэмы. Здесь проводится параллель со страданиями Богоматери, потерявшей сына Иисуса. С Марией отождествляет Ахматова себя и всех несчастных матерей:

В эпилоге, состоящем из двух частей и несущем сильную смысловую нагрузку, автор обращается к людям. В первом более коротком стихотворном фрагменте Анна Андреевна направляет свои слова всем, пережившим сходные чувства. Она молится за всех, стоявших с нею в тюремных очередях:

Во второй части речь идет о поэзии, роли поэтов и их предназначении. Поэтесса говорит о себе, как о выразителе голосов стомиллионного народа:

А памятник себе она видит у тюремных стен, где столько пережито, прочувствовано и оплакано:

Заключение

«Реквием» — это особенное поэтическое произведение Анны Ахматовой, выходящее за рамки контекста обыденного восприятия жизни и истории. Героем поэмы является народ, а автор — лишь часть этой массы людей. Стихотворные строки поэт написал простым понятным языком. Они пропитаны любовью к родине и ее жителям.

Анны Андреевны давно нет на свете, а ее творчество по-прежнему актуально и интересно читателю. Ее стихи нужно прочувствовать, они оказывают сильнейшее действие на людей, заставляя сопереживать героям.


Поэма «Реквием» была написана Анной Ахматовой не за один год. Она имеет очень занимательную структуру. В чем же заключается особенность композиционного построения поэмы? Так, поэма «Реквием» состоит из разных стихотворений, отдельных частей, которые поэтесса написала в разное время, а потом собрала из них поэму.

Произведение «Реквием» состоит из отдельных стихотворений, которые были написаны Ахматовой в разные годы, но составляющих единую поэму.

Она имеет автобиографическую составляющую.

В «Реквиеме» есть пролог и эпилог. Первое четверостишье и последнее рассматривают тему материнской скорби и печали.

Первое стихотворение (завязка) – рассказ героини о ее трагедии, о том, что ее сына арестовали.

Кульминация поэмы – пятое и шестое стихотворения, которые описывают переживания матери о судьбе ее сына.

Седьмое стихотворение «Приговор» рассматривает тему одиночества и безысходности.

Восьмое рассматривает тему смерти, судьбы. Каждое стихотворение пронизано материнской любовью, которая способна творить чудеса. Мужеству Анны Ахматовой как матери и, конечно же, таким же как она миллионам женщин можно только позавидовать. Они как "жены декабристов" отстаивали очереди для того, чтобы встретиться с ребёнком. Они жертвовали своей жизнью ради жизни сыновей. Весь народ в те времена был погружен во вселенскую муку и отчаянье, но собрал волю в кулак и терпел. Матери всегда чувствуют остро боль своих детей. Поэма передает ярко переживания поэтессы за судьбу ее любимого сына. В этом и заключается автобиографическая направленность поэмы.

Несмотря на то, что стихотворения, из которых состоит поэма написаны в разное время они едины, их объединяет единая тема - тема всесильной материнской любви.

Обновлено: 2017-12-26

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

«Ахматова биография» - В1914 году вышла вторая книга стихов «Четки». Мой отец был в то время отставной инженер-механик флота. 18 сентября 1912года у Гумилевых родился сын Лев. Первые поэтические строки. Великая Октябрьская социалистическая революция. Семья была большая. ОСОБЕННОСТИ РАННЕЙ ЛИРИКИ А. Ахматовой. Я люблю, но меня не любят; меня любят, но я не люблю – такова главная тема.

«Творчество Анны Ахматовой» - Жизнь. "Четки" (1914), следующая книга Ахматовой, продолжала лирический "сюжет" "Вечера". Ученицы 11-го класса школы №1405 Крыловой Марии Дмитриевны. Дебют Анны Горенко. Анна Ахматова и Владимир Шилейко. Судьба.». Назад. После революции. Ахматова и Гумилев. Поэмы без героя.

«Поэма Ахматовой Реквием» - Какие факты жизни поэтессы отражены в поэме? Как звучит мотив смерти в поэме? Юлий Айхенвальд. Что такое реквием? Почему Ахматова так назвала своё произведение? Какие образы-символы, на ваш взгляд, являются наиболее яркими? Штрихи к портрету. Почему? Поэма «Реквием» (1935-1940). Поэма «Реквием». Я голос ваш, жар вашего дыханья, Я отраженье вашего лица.

«Ахматова» - Методическая разработка к уроку литературы в 11 классе по теме: «А. Началась Великая Отечественная война. Мне ни к чему одические рати И прелесть элегических затей. Анна Андреевна Ахматова. По мне, в стихах все быть должно некстати, Не так, как у людей. Анализ стихотворения. Слава давно перешагнула рубежи Отечества.

«Ахматова жизнь» - Сочинил же какой-то бездельник, Что бывает любовь на земле. Первоначальный вид могилы с деревянным крестом. Ночь. «Я голос ваш. Пусть камнем надгробным ляжет на жизни моей любовь. Любовная лирика. Двадцать первое. Рукописи, фотографии и другие личные вещи Ахматовой. Ахматова и Гумилев. Анна Ахматова.

«Ахматова любовная лирика» - Я на правую руку надела Перчатку с левой руки". И просто продиктованные строчки Ложатся в белоснежную тетрадь. По выражению А. Коллонтай, Ахматова дала "целую книгу женской души". Ясно, что роман помогает жить. А ведь слово живет в контексте. Содержание. Десять лет замираний и криков.

Всего в теме 18 презентаций

«Реквием» - вершина гражданской поэзии в литературе XX в., дело всей жизни А. Ахматовой. Это памятник всем жертвам сталинских репрессий. Тридцатые годы оказались для поэтессы порой наиболее тяжелых испытаний. Эти годы она проводит в постоянном ожидании ареста, чудовищные репрессии не обошли стороной и ее дом, ее семью. Ахматова оказалась разведенной женой «контрреволюционера» Н. Гумилева, матерью арестованного «заговорщика». Поэтесса ощущает себя частью народа, проводившего долгие месяцы в длинных тюремных очередях, чтобы сдать передачу и узнать хоть что-нибудь о судьбе близкого человека. В поэме «Реквием» речь идет не только о личной судьбе Ахматовой, но и о судьбе всей страны. Семнадцать месяцев в тюремных очередях Ленинграда, страшные годы «ежовщины», безвинные страдания множества людей в годы массовых репрессий породили произведение огромной силы. Народная трагедия, вобравшая в себя миллионы судеб, была так огромна, что лишь библейский масштаб мог передать ее глубину и смысл. Сама композиция поэмы говорит о евангельском подтексте: «Посвящение», «Вступление», «Приговор», «К смерти», «Распятие», «Эпилог».
В начальном четверостишье Ахматова отвечает Жданову, который в своем разгромном докладе о журналах «Звезда» и «Ленинград» писал, что поэзия Ахматовой - поэзия обреченных, совершенно далеких от народа:
Нет, и под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл,-
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.
В «Посвящении» говориться о трагедии всех матерей, как стоящих с ней сейчас в очереди, так и матерей всех времен. Скорбен горестный плач матери о несправедливо осужденном:
Приговор… И сразу слезы хлынут,
Ото всех уже отдалена,
Словно с болью жизнь из сердца вынут,
Словно грубо, навзничь опрокинут,
Но идет… Шатается… Одна.
Во «Вступлении» форма стихосложения и размер стиха постоянно меняются. И мы слышим разные голоса. То перед нами просто страдающая женщина, то поэтесса, то Мария. Вот голос, пришедший из горестных русских песен:
Эта женщина больна,
Эта женщина одна,
Муж в могиле, сын в тюрьме,
Помолитесь обо мне.
Вот - «поэтесса», оглядывающаяся на погибший серебряный век:
Показать бы тебе, насмешнице,
Что случится с жизнью твоей,
И любимице всех друзей,

Царскосельской веселой грешнице,
Что случится с жизнью твоей.
Ахматова приводит несколько исторических картин, создавая тем самым собирательный образ:
Смертный пот на челе... Не забыть!
Буду я, как стрелецкие женки,
Под кремлевскими башнями выть...
Свои страдания поэт видит как бы со стороны, сознавая для себя невозможность пережить такие испытания:
Нет, это не я, это кто-то другой страдает.
Я бы так не могла, а то, что случилось,
Пусть черные сукна покроют
И пусть унесут фонари... Ночь.
Ясная логика и классический строй ее стиха прерываются, размер нарушается. «Черные сукна», «унесут фонари…» - иносказания, означающие остановившуюся, окаменевшую речь. Поэт не в силах говорить, но, чувствуя себя обязанным озвучить страдания «стомиллионного народа», поэт говорит, и слова его вновь обретают классические размеры и благородную ясность в «Приговоре» и «К Смерти».
«Распятие» в поэме похоже на псалом. Жертвенные тюремные очереди приравнивают каждую мать-мученицу к Богородице:
Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел.
«Распятие» - это вселенский приговор бесчеловечной системе, походя ломающей судьбы детей и обрекающей матерей на безмерные страдания.
«Реквием» завершается преодолением немоты и безумия - торжественным и величественным стихотворением. Оно перекликается со знаменитыми «Памятниками» - Державина и Пушкина. Под пером Ахматовой эта тема приобретает необычный, глубоко трагический облик и смысл. Поэтесса возводит памятник всем жертвам репрессий в страшные, кровавые сталинские годы. Ахматова говорит о памятнике себе не как поэту, а как матери, одной из многих:
...здесь, где стояла я триста часов
И где для меня не открыли засов.
Завершение «Реквиема» звучит как призыв к вечной памяти, к невозможности забыть:
Затем, что и в смерти блаженной боюсь
Забыть громыхание черных марусь.
Сюжетно-композиционные особенности «Реквиема» позволяют автору, встраивая свои автобиографические переживания в контекст целой эпохи, выступить свидетелем и жертвой страшных лет в жизни страны.

  1. Новое!

    Пронзительная по степени трагизма поэма Анны Ахматовой «Реквием» была написана с 1935 по 1940 год. До 1950-х годов поэт хранила ее текст в памяти, не решаясь записать на бумагу, чтобы не подвергнуться репрессиям. Только после смерти Сталина поэма была...

  2. Новое!

    Года сталинских репрессий были ужасным периодом в жизни советского народа: миллионы лучших людей объявлялись «врагами народа», исчезали безследно, попали в тюрьмы. О них можно было говорить лишь шепотом, от родных «врагов народа» отворачивались. Не прошла...

  3. А. А. Ахматова начала писать свою поэму «Реквием» в 1935 году, когда ее единственный сын Лев Гумилев был арестован. Вскоре его освободили, но он еще дважды подвергался аресту, тюремному заключению и ссылке. Это были годы сталинских репрессий. Как...

    Судьба Анны Андреевны Ахматовой в послереволюционные годы складывалась трагично. В 1921 году расстреляли ее мужа, поэта Николая Гумилева. В 30-е годы по ложному обвинению был арестован сын; жутким ударом, “каменным словом” прозвучал смертный приговор,...

11 класс

Программа Г.С.Меркина

Урок № 34.

Тема. А.А.Ахматова. Поэма «Реквием». Особенности жанра и композиции. Роль эпиграфа, посвящения и эпилога.

Цель :

    проанализировать содержание поэмы А.Ахматовой «Реквием», показать особенности жанра и композиции;

    развивать умения оперировать изобразительно-выразительными средствами языка;

    воспитание уважения к памяти прошлого.

Оборудование: мультимедийная презентация, аудиозапись.

ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

1. Сообщение темы, цели, плана урока.

2. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы продолжим говорить о смелости Ахматовой, которая стала голосом "стомильонного народа", чья материнская скорбь, отлитая в лаконичные строки, потрясает силой своего страдания и сегодня.

3. Историческая справка о судьбе Л.Гумилева

В октябре 1935 г. последовал второй арест. Сам Лев Гумилев говорил об этом так: "Тогда шла в Ленинграде травля студентов из интеллигентных семей... В числе арестованных оказался и Н. Н. Пунин, искусствовед, сотрудник Русского музея. Мама поехала в Москву, через знакомых обратилась с письмом к Сталину... Вскоре освободили нас всех, поскольку был освобожден самый главный организатор "преступной группы" - Н. Н. Пунин... Меня, правда, после этого выдворили из университета, и я целую зиму голодал".

Третий арест пришелся на октябрь 1938 года, когда репрессии по отношению к инакомыслящим приняли страшные масштабы. В этот раз не помогли никакие письма и просьбы - Лев Гумилев был приговорен к 10 годам заключения; но в связи со снятием Ежова этот страшный срок был заменен на 5 лет исправительно-трудовых лагерей. Всю жизнь Лев Гумилев будет расплачиваться за то, что он сын великих родителей.

4. История создания "Реквиема".

Главным творческим и гражданским достижением Ахматовой в 30-е гг. явилось создание ею поэмы «Реквием», посвященной годам «большого террора» - страданиям репрессированного народа.

Стоя в очереди у стен тюрьмы, где был заточен ее сын, Ахматова услыхала полушепотом произнесенный вопрос: «А это вы можете описать?» - и ответила: «Могу».

Так рождались стихотворения, вместе составившие «Реквием» - поэму, которая стала данью скорбной памяти обо всех безвинно загубленных в годы сталинского произвола.

Пять лет с перерывами работала Ахматова над этим произведением. Создавалась поэма в нечеловеческих условиях. Окончательно эти стихи были скомпонованы в единое произведение лишь осенью 1962 г., когда оно впервые было написано на бумаге. Л.Чуковская в «Записках об Анне Ахматовой» сообщает, что в этот день Ахматова торжественно сообщила: «Реквием» знали наизусть 11 человек, и никто меня не предал».

"Реквием" ошеломил даже русскую эмиграцию. Вот свидетельство Бориса Зайцева: "Да, пришлось этой изящной даме из "Бродячей Собаки" испить чашу, быть может, горчайшую, чем всем нам, в эти воистину "окаянные дни". Я-то видел Ахматову "царскосельской веселой грешницей" и "насмешницей"... Можно ль было предположить тогда, что хрупкая эта и тоненькая женщина издаст такой вопль - женский, материнский, вопль не только о себе, но обо всех страждущих - женах, матерях, невестах, вообще обо всех распинаемых?"

5.Композиция поэмы.

«Реквием» состоит из 10 стихотворений, прозаического Предисловия, названного Ахматовой «Вместо Предисловия», Посвящения, Вступления и двухчастного Эпилога.

«Реквием» создавался не единовременно, а в разные годы, с 1935 по 1940 гг., и только «Вместо предисловия» и эпиграф помечены 1957 и 1961 гг.

6.К названию поэмы.

Что такое "реквием"? (В католической церкви заупокойная месса. Название дано по первому слову латинского песнопения: "Вечный покой даруй им, Господи"; траурное полифоническое произведение.)

Какой настрой должен создаться у читателя, берущего в руки произведение с таким названием? (Уже само заглавие предполагает, что произведение, названное так, будет посвящено памяти кого-нибудь, либо трагическим событиям; таким образом, автор сразу заявляет тему скорби, печали, утраты, поминовения.)

Можете ли вы сказать, что и поэма Ахматовой – многоголосое произведение, полифоничное? Какие признаки вы назовете?

7.Эпиграф поэмы.

Эпиграфом к «Реквиему» служит отрывок из стихотворения Ахматовой «Так не зря мы вместе бедовали» (1961 г.). Стихотворение было впервые опубликовано в журнале «Знамя» в 1987 г.

Каков смысл эпиграфа? (С самого начала автор подчеркивает, что поэма затрагивает не только ее несчастье как матери, но касается общенародного горя. Этот сплав личного и общего выделен в афористичных строчках эпиграфа:

«Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был»)

8. «Вместо предисловия».

«Вместо предисловия» написано прозой: и содержание, и непривычная форма этого текста приковывают к себе особое внимание. Рассказ о семнадцати месяцах, проведенных в очередях возле тюрьмы, как бы конкретизирует эпиграф. Поэт клянется, что сможет написать о пережитом, и сам текст «Реквиема» служит этому подтверждением.

Поэма – овеществленная клятва, реализация высочайшей миссии, взятой на себя художником.

Николай Иванович Ежов – нарком внутренних дел с 1936 по 1938 год. Годы ежовщины страшны жестокими репрессиями. Ежов был казнен 1 апреля 1940 г. по приговору Военной коллегии Верховного суда СССР. Формулировка приговора была следующая: « За необоснованные репрессии против советского народа».

9.Прослушивание начала поэмы в исполнении А.Ахматовой.

Можно ли по этому стихотворению узнать историю 30-х годов?

Чем жила страна?

10.Работа со Вступлением и главами 1-6.

Возникает образ женщины. Кто она?

Женщина изображается со стороны и изнутри. Перед вами возникает ситуация раздвоения героини.

11. «Приговор».

Как раскрывается тема памяти в этом стихотворении?

12. «К смерти».

Почему героиня ищет забвения?

Почему она хочет, чтобы самые горькие моменты её жизни сохранились в её душе?

13. «Распятие».

Таким образом, «Реквием» есть плач по умершим душам живых людей.

Умершая душа, по мнению Ахматовой, «оживает» не в Царствии Божием, а в памяти человека.

14. Эпилог.

Вторя часть «Эпилога» развивает тему Памятника, хорошо известную в русской литературе по Державину и Пушкину, но приобретающую под пером Ахматовой совершенно необычный – глубоко трагический – облик и смысл. Никогда, ни в русской, ни в мировой литературе, не возникало столь необычного образа – Памятника Поэту, стоящему, по его желанию и завещанию, у Тюремной Стены. Это – поистине памятник всем жертвам репрессий, замученных в 30-е и иные страшные годы.

15. Памятники А.Ахматовой.

16. Вопросы для обсуждения.

И.Семибратова считает, что «величаво и трагично начинает Ахматова своё свидетельство очевидца о том времени - подлинный документ эпохи».

Как вы понимаете определение «документ эпохи»? Правомерно ли, на ваш взгляд, использование этого определения относительно поэмы «Реквием»? Почему?

Согласны ли вы с тем, что ахматовский «Реквием» погружает читателя в бездну ужаса и отчаяния?

«О «Реквиеме» трудно говорить и писать. Каждое слово, каждая строка поэмы кровоточит. Её невозможно читать без боли и содрогания. Эта поэма могла быть написана только женщиной, матерью, женой. Крик, вопль, плачь, проклятия – все слилось, невозможно разобрать, где голос автора, а где стоны живых и мольба об отмщении мертвых» (А.С.Крюков)

Расскажите о своих чувствах при чтении поэмы. Они совпадают с теми, о которых пишет ученый?

III. Подведение итогов урока.

Поэма, посвящённая безвинно погибшим, рассказана как бы вполголоса. Так говорят на поминках. В самом же финале поэма наполняется звуками. Какие звуки мы слышим? (Громыхание, хлопанье, вой.)

Эти звуки, как колокольный звон, венчают поэму и резко обрываются в заключительных строчках, где возникает мотив временной отдалённости: страдание сменяется скорбью. Памятник матери будет вечным символом скорби всех страдающих русских женщин.

А теперь вернёмся к эпиграфу. Он написан через двадцать лет после поэмы - в 1961 году. Как связан эпиграф с содержанием поэмы?

Выводы

Арестованный сын - боль, никогда не заживающая рана Ахматовой. Но материнская скорбь расширена до масштаба народной беды, общерусского горя: за нею тысячи женщин у ворот тюрьмы, страдающих, как она. Она получает силы, чувствуя себя их голосом, передавая их немой вопль:

Для них соткала я широкий покров

Из бедных, у них же подслушанных слов...

Реквием по сыну не мог не восприниматься как реквием по целому поколению, поколению, из которого уже к сороковому году мало кто уцелел. Создав "Реквием", Ахматова отслужила панихиду по безвинно осужденным. Панихиду по своему поколению. Панихиду по собственной жизни.

Согласны ли вы с мнением Солженицына и Бродского о поэме: «Это была трагедия народа, а у вас - только трагедия матери и сына». И.Бродский говорит, что «Реквием» - автобиография поэта, а не народная трагедия.

Не умаляет ли такое отношение к поэме ее значения?

IV. Домашнее задание.

1.Изучить материалы учебника, с.244-249, ч.1.

2.Инд.задание: подготовить сообщение о М.И.Цветаевой.