Современные школьные предметы. Список предметов в школе: знания - фундамент образования. Основы написания фантастических романов

Сразу оговорюсь - это мое личное мнение как экс-школьницы и мамы. Пусть субъективное, но обоснованное. Просто обидно смотреть, как дети и учителя кучу сил, времени и нервов тратят на никому не нужные уроки.

Школьная программа – это такая штука, об которую сломали не одну сотню копий. И вроде каждый год ее меняют, многострадальную: то одно добавят, то другое уберут. То астрономией жонглируют, то вокруг уроков православия танцы с бубном. Что мы вообще хотим от школы? Дать человеку знания, которые ему пригодятся в жизни? Основы всестороннего развития? Заинтересовать в дальнейшем изучении предмета?

Я помню свою собственную учебу. Я знаю, чему сейчас учат мою собственную дочь. И у меня есть мой собственный рейтинг самых бесполезных школьных предметов.

1. ОБЖ – основы безопасности жизнедеятельности

Это безусловный хит. Чего стоит только расшифровка аббревиатуры! Она и сама-то неблагозвучная. А в длинном виде – это какой-то мертворожденный набор слов. Основам безопасности жизнедеятельности, если вдуматься, учат ребенка родители. Не лезть в кипяток, не хвататься за горячую плиту, правильно передавать нож и переходить дорогу. А в школе? У нас этот предмет вел бывший военный, который с упоением рассказывал, как себя вести во время ядерного взрыва. Да никак себя не вести, вы все равно умрете. И я тоже. Причем я, как настоящий хипстер в наушниках, умру, даже не поняв, что случилось. И знание, как правильно надевать противогаз, нисколько не поможет.

Нет, знания о том, как откачивать утопающего, как смывать с лица перцовый газ или бинтовать руки-ноги, безусловно, пригодятся. А вот вызубренные наизусть воинские звания (!) или практика написания сочинений на тему «Идеальный солдат» – вряд ли. Между тем первый пункт ограничивается обычно инструкцией типа «В любой непонятной ситуации прикладывай лед и вызывай скорую». (Какая практика? Вы чего?) А вот второй пункт представлен довольно развернуто. И, на мой взгляд, это крайне бездарная трата времени. Сочинение можно и на русском написать.

Чем заменить: занятиями по оказанию первой помощи, как распознать инсульт, о том, как действовать в экстренных ситуациях (потерялся, например). И неплохо бы разъяснять, на какую помощь имеет право человек, оказавшийся в такой ситуации, – от полиции, от врачей и чиновников.

2. Трудовое воспитание

В том виде, в котором оно существует сейчас, – это анахронизм. Меня, например, учили вышивать. Ребят, серьезно? Вышивание может стать хобби. Но уделять этому школьное время? Безусловно, азы кулинарии или шитья пригодятся. Правда, вряд ли стоит шить фартук или юбку в школе. Все равно в жизни это будут делать единицы. «Лучше бы научили носки штопать. Или заплатки на джинсы ставить», – бурчала я, выводя иглой машинную строчку вручную. Зачем??? Зачем мне эти навыки? Впрочем, я и носки не штопаю – отправляю в мусорку недрогнувшей рукой. А дочь мою учили шить на ручной машинке. Видимо, на случай, если она попадет в каменный век и электричество отменят.

А изучение дизайна кухни? Как только дело дойдет до моей собственной кухни, я буду сам себе дизайнер, и ни один школьный учебник мне тут не указ.

Мальчиков учат шлифовать, пилить и строгать. Нет, неплохо, конечно. Хотя я не видела ни одного взрослого мужчины, который с упоением сколачивает табуретки. Нет, вру. Одного видела. Он этим на жизнь зарабатывает. В общем, табуретку гораздо проще купить, чем ее делать. Умение держать молоток в руках я, конечно, приветствую. Но фрезерный станок вряд ли в моем семейном гнезде появится.

Чем заменить: почему бы не преподавать девочкам уроки стиля, раз уж мы решили растить леди? Уместность макияжа, совместимость цветов и элементов одежды – все лучше, чем вышивание. Маникюр, может, даже основы парикмахерского искусства. Для профориентации пригодилось бы опять же.

А мальчикам? Знаете, наверняка у каждой женщины есть мечта, чтоб ее мужчина умел починить кран или раковину. Вы много знаете мужчин, которые хоть что-то знали об устройстве раковины до того, как вы попросили что-то там починить? И еще одно, на мой взгляд, полезное умение – разбираться в машинах. Колесо поменять, клемму на аккумуляторе прикрутить. Знать, как капот открывается.

И уж точно ни тем, ни другим не помешали бы уроки водительского мастерства. Хотя бы на стенде, хотя бы начала, азы. Лично я любые пяльца променяла бы на практику вождения.

3. Физкультура

Не спешите кидать в меня тапками. Я не призываю отказаться от активности. Но есть нюансы. В большинстве школ физкультуру преподают ну просто убого. И вообще за урок не считают. С одной стороны, не в каждой школе есть возможность учить плавать, например, или кататься на коньках. И душ принять возможности тоже нет. И это отстой.

С другой… Даже не знаю. Может, традиция? Ведь последние лет 30 уроки физры выглядят одинаково: большую часть четверти валяем дурака, играем в волейбол, встав в кружок, или треплемся. А три-четыре урока из всей четверти сдаем нормативы, как полоумные. Притом, что большинство не может ни правильно отжаться, ни присесть, ни подтянуться. Может, выучили правила игры в тот же волейбол или баскетбол? Не-а. Чем занимались столько лет на физкультуре? Непонятно.

Зато мы писали рефераты. Про тот же баскетбол. Вот так и вырастают диванные болельщики.

И еще – мой, лично мой препод физкультуры был настолько бездарен, что доверял проведение эстафет наиболее активным ученикам из моего же класса. Они сами придумывали этапы, сами проводили. Чувствовали себя при этом невероятно крутыми. Для меня эстафеты закончились, когда я сломала руку прямо на уроке. После этого случая один вид спортзала пугал меня до икоты. А мой собственный вид до икоты пугал учителя.

Чем заменить: основы самообороны и хореография. Полезно будет и тем, и другим. А еще – хоть какая-то теория здорового образа жизни: питание, метаболизм, прочие основы фитнеса.

Уроки черчения отменили в школах 5-6 лет назад. Но где-то ещё преподают этот предмет в качестве факультатива или вместо нескольких часов технологии в неделю в старших классах.

Споры о необходимости и ненужности черчения не утихают и сегодня, когда этот предмет уже исключили из общей школьной программы. Одни считают — черчение абсолютно бесполезный предмет. Другие, напротив, утверждают, что без навыков «начерталки» в старших классах, а тем более в техническом вузе, никуда.

«Я бывший учитель черчения. „Бывший“ звучит очень грустно. Предмет свой обожаю, но последние три года вынуждена вести его только в виде элективного курса, — пишет в социальной сети работников образования педагог Наталья Зайцева . — А разве за 17 часов возможно дать полный материал по этому сложному и, на мой взгляд, очень интересному предмету? А как страдают дети, которые не посещают мой курс, а потом в 10 классе сталкиваются со стереометрией и не могут построить элементарное геометрическое тело. Непонятно, зачем было его отменять? Зато введены основы маркетинга, основы делового общения... Видно, действительно, стране не нужны инженеры. Печально».

В профессиональной сети многие педагоги высказывают сожаление по поводу отмены черчения и надеются, что предмет со временем всё же вернут в общую школьную программу.

Логика

Ещё один предмет из советского прошлого, который не вписался в концепцию современного образования — логика.

Логика преподавалась в школах как обязательный предмет в 50-х годах XX века. ЦК ВКП(б) в постановлении «О преподавании логики и психологии в средней школе» от 3 декабря 1946 г. признал недопустимым, что в средней школе эти предметы не изучаются. При этом логика была востребована в средних учебных заведениях и раньше. Только после событий «Великого Октября» этот предмет был запрещен к изучению не только в школах, но и в вузах.

Однако после окончания войны, по поручению Сталина , дисциплину вновь вернули в учебную программу. Но как только «вождь» умер, предмет опять исключили из школьного расписания. При Хрущёве логику запретили окончательно, мотивируя это заботой об учениках, чтобы не перегружать излишне школяров.

В настоящее время логика не является обязательным предметом в школе, поэтому каждое учебное заведение решает самостоятельно — включать её в учебный план или нет.

Астрономия

Изучение движения небесных тел для школьников отменили в 2008 году. А между тем астрономия входила в курс обязательных школьных наук со времён Петра I . До революции в России выпускалось свыше 40 различных учебников по этой дисциплине. Постепенное её размытие в школьной программе началось в 1993 году — курс астрономии не вписывался в конструкцию основного учебного плана.

Сегодня формально астрономия в школах не запрещена. Просто чиновники от науки не могут найти ей место в структуре современных образовательных стандартов. Чего же в ней всё-таки больше — природоведения, физики или химии? Или всё же дисциплина будет лучше восприниматься как отдельный предмет? Учёные и педагоги спорят до сих пор.

Начальная военная подготовка

Начальная военная подготовка в аттестате зрелости как учебный предмет не указывалась. Как правило, она проводилась под руководством участников ВОВ или офицеров вооруженных сил, отправленных в запас.

Учащихся 8-10 классов обучали строевой, огневой и тактической подготовке, рассказывали о характере и особенностях отечественных вооруженных сил. Учили разбирать и собирать автомат, пользоваться ручной гранатой, противогазом, дозиметрами, обучали основам оказания первой медицинской помощи и т.д.

Сегодня такого предмета даже в качестве факультатива в российских школах не осталось (за исключением специализированных учебных заведений). В отличие от некоторых государств бывшего СССР, где допризывная подготовка молодёжи в школах по-прежнему ведётся.

Чистописание

Каллиграфия — предмет, доставшийся в наследство советской образовательной школе от царской России. В расписание он был внесен как «чистописание». Эта дисциплина требовала от учеников младшей школы усидчивости и высокой концентрации внимания. Школьников учили не только чисто писать, но и держать правильно ручку, чтобы буквы получались аккуратными и красивыми.

Сегодня роль чистописания отводится многочисленным прописям. При этом на то, как младшеклассники держат ручку, в школе никто особого внимания не обращает.

Этика и психология семейной жизни

Был и такой опыт в российской общеобразовательной программе. Ученики изучали, какое место занимает семья в различных культурах, обсуждали роль семьи в воспитании личности, психологию отношений. Вопросы сексуального просвещения в содержание данного курса не входили.

Носил предмет информационно-познавательный характер — итоговая оценка по нему в аттестат не вносилась.

Сегодня уполномоченный по правам ребёнка в РФ Павле Астахов считает возможным вернуться вновь к преподаванию в школах дисциплины «Этика и психология семейной жизни». Омбудсмен даже обратился с соответствующим письмом к министру по науке и образованию.

Конституция СССР

Конституция СССР изучалась в 7 классе. Школьникам рассказывали о государственном устройстве страны, роли руководящей партии, а также основных правах и обязанностях советских граждан. Предмет был исключён из общей программы в 1958 году. Зато добавлены в расписание были физкультура и труд.

И, если о других предметах ещё идут споры о возможности их вновь вернуть в учебную программу, то изучать Конституцию СССР, просто нет надобности. Сегодня Россия — другое государство с новой Конституцией и другим государственным устройством. Эти вопросы уже изучаются в рамках предмета «Обществознание», который включён в обязательную школьную программу.

Закон Божий

Вплоть до 1917 года в России существовали Правила о церковно-приходских школах. В них оговаривалось, кто должен осуществлять обучение и декларировалось «православное учение веры».

1 августа 1909 г. в Петербурге на Всероссийском съезде преподавателей Закона Божьего в светских учебных заведениях было решено использовать свежую методику обучения. А именно постараться приблизить дисциплину к современному укладу жизни. Только спустя несколько лет — в сентябре 1917 года было принято определение Поместного Собора «О преподавании Закона Божия в школе», в котором отмечалось, что во всех государственных и частных школах, где есть православные учащиеся, Закон Божий должен стать обязательным уроком. При этом Закон Божий рассматривался не только как учебный предмет, но прежде как воспитательный. Ученики изучали историю Ветхого и Нового заветов, богослужение христианской православной церкви, катехизис.

С приходом к власти большевиков Закон Божий исчез из школьной программы. Только в 1991 году в России официально возродилось религиозное воспитание и обучение в воскресных школах и православных гимназиях. Сегодня его упрощенный вариант преподают факультативно, без оценки знаний, в 4 классе общеобразовательной школы при выборе дисциплины «Основы православной культуры».

Латынь

В России, начиная со времён правления Петра I и вплоть до Октябрьской революции, латынь занимала одно из почётных мест в программе образования классических гимназий. В высшие учебные заведения зачисляли только выпускников-гимназистов.

Сегодня латинский язык изучается разве что только в специализированных лицеях или гимназиях, но в общую школьную программу не включён. В отличие от дореволюционного образования такая латынь носит сугубо «прикладной характер» для тех, кто решил связать свою жизнь с медициной: изучается специализированная терминология, наименования болезней и патологических состояний, правила выписывания рецептов.

При этом любопытный факт — практика показывает, что владеющие и пользующиеся латынью живут до преклонных лет и крайне редко впадают в маразм. Всё дело в том, что они всю жизнь упражняют свою память и заучивают наизусть большие объемы текста.

Философская пропедевтика

Этот экзотический предмет, пожалуй, своим одним названием может повергнуть в шок современных учеников и их родителей. А между тем, философская пропедевтика как образовательная дисциплина имеет длительную историю развития. Обозначает она не что иное, как введение в философию (от греч. propaidéuō - «предварительно обучаю»). Преподавалась философская пропедевтика в старших классах школы дореволюционной России. На лекциях ученикам раскрывали азы философии, а также логики и педагогики, тем самым формируя у будущих граждан нравственные основы их мыслей и поступков.

Сохранилась пропедевтика и в системе образования СССР, правда только в качестве курсов и в свете исключительно марксистско-ленинской идеологии.

Естественная история (естествознание)

Естественная история или естествознание — наука об окружающем мире — была исключена из школьной программы в 1877 году. Только в 1901 году специальная комиссия по организации среднего школьного образования в российских школах приняла положение, согласно которому естествознание и географию полагалось изучать в 1-3 классах.

Природу предлагалось изучать по «общежитиям»: лес, поле, сад, луг, парк, река, причем преимущественно на экскурсиях. С течением времени программа курса претерпевала множество изменений — её выделяли как в отдельный курс «Природоведение», так и соединяли с лекциями по другим предметам. В современной общей школьной программе естествознания нет. Оно присутствует лишь как часть учебного курса «Окружающий мир», который преподается в начальных классах средней школы.

Стенография

В эпоху, когда о диктофонах еще не было и речи, стенография — искусство скорописи — было достаточно распространено, поэтому изучать его предлагали и в царских гимназиях. Правда, не в качестве обязательного курса, а факультатива.

В 1906 году, в связи с появлением в России первого парламента спрос на стенографистов заметно увеличился. Гимназисты не только получали полезные навык, но и шанс «вписаться в историю». Один «минус» — обучение стенографии было сложным и долгим процессом, поэтому чтобы овладеть наукой на приемлемом уровне требовалось не меньше полугода.

Подготовка к новому учебному году – процесс сложный. Внимания родителей будущих пятиклассников требуют множество мелочей – это и приобретение канцелярии, и покупка рабочих тетрадей, и выбор подходящего рюкзака или сумки. Но самое главное, что требуется знать, это список предметов, которые будут преподаваться в 5 классе в 2017-2018 учебном году.

Обязательные предметы:

  • Математика – на его изучение отводится 5 часов в неделю;
  • Русский язык – 5 часов в неделю;
  • Литература – 3 часа в неделю;
  • Иностранный язык – чаще всего английский, 3 часа в неделю;
  • Физкультура – 3 часа в неделю;
  • История – 2 часа в неделю;
  • География – 1 час в неделю;
  • Музыка – 1 час в неделю;
  • Изобразительное искусство – 1 час в неделю;
  • ОБЖ – основы безопасности жизнедеятельности, 1 час в неделю;
  • Технология – в пятом классе приходит на замену труду, с 2017 года в рамках технологии предполагается изучать роботехнику, 1 час в неделю.

Это очень важное нововведение, так как уже с пятого класса, школьники смогут осваивать современные технологии, включая и 3D моделирование, для чего в школы начнут поставлять 3D-принтеры.

Как видим, общеобразовательных предметов, изучаемых в обязательном порядке, всего 11. Однако на самом деле расписание пятиклассника намного шире. И вот почему: помимо обязательных дисциплин, предписываемых базисным учебным планом, есть ряд необязательных и факультативных предметов, изучаемых по предписанию школы или на усмотрение родителей.

Необязательные предметы, их полный перечень и методику преподавания определяет администрация школы самостоятельно:

  • Природоведение – в зависимости от принятого учебного модуля может входить и в число обязательных предметов,
  • Биология – предмет изучается либо в рамках ОБЖ либо вводится как самостоятельный, от 1 до 2 часов в неделю;
  • Информатика – на усмотрение администрации школы изучение ИКТ может начинаться как в 5 классе, так и в 7-ом, 1-2 часа в неделю
  • Граждановедение – изучается не везде, как правило, 1 час в неделю;
  • Обществознание — в число обязательных предметов входит начиная с 6 класса, в 5 классе изучается факультативно;
  • Второй иностранный язык – чаще всего немецкий либо французский, изучается в пару к английскому; ведется параллельно с основным иностранным языком или на усмотрение родителей в качестве факультатива 1 -3 часа в неделю;
  • Естествознание – естественнонаучная дисциплина, на ее изучение отводится 1 час в неделю; часто заменяется природоведением или биологией;
  • Основы религиозных культур и светской этики – может изучаться как факультативный, 1 час в неделю, в рамках предмета преподается дисциплина ОДНКНР — основы духовно-нравственной культуры народов России;
  • ОДНКНР – преподавание основ культуры и традиций народов России может вестись в рамках нескольких предметов либо как самостоятельная дисциплина;
  • Краеведение – этот предмет может входить как в учебный модуль по истории, так и преподаваться в качестве самостоятельной дисциплины.

Кроме указанных дисциплин, в школе могут преподаваться как факультативные дисциплины и другие предметы, а также функционировать клубы по интересам и спортивные секции. Чаще всего это:

  • гитара;
  • шахматы;
  • теннис;
  • волейбол;
  • единоборства;
  • футбол;
  • основы православной культуры;
  • ритмика;
  • риторика.

5 класс: что изучаем?

Изменения, вносимые в образовательный процесс, могут запутать не только неподготовленных родителей, но даже педагогов. А потому перед началом учебного года и в начале каждой новой четверти вопрос «что изучаем в пятом классе» как никогда актуален.

Дисциплины, которые будут преподаваться в пятом классе в 2017-2018 учебном году, определяются приказом Минобрнауки, который носит название «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». Последние изменения в него вносились 31 декабря 2015 года. Список предметов, изучаемых в 5 классе, формируется следующим образом: каждая школа составляет собственный учебный план на грядущий учебный год. План составляется на основании вышеназванного приказа, а также ФЗ «Об образовании», федеральными стандартами образования, базисными планами, которые предоставляет профилирующее ведомство, и рядом прочих нормативных документов. При этом у школы есть право вносить изменения в учебную программу – главное, выдержать предписанное количество часов обязательных дисциплин.

Смотрите видео про подготовку к 5 классу: